Легитимность политической власти. Типы лег господства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Легитимность политической власти. Типы лег господства



Легитимность власти – общественное признание законности власти, доверие к ней граждан, их согласие ей подчиняться.

Три типа легитимности по Веберу:

- традиционная лег-ть (оправдывается обычаем, традицией); - харизматическая (осн. на авторитете лидера. Харизматич лидеру приписывают исключит черты. Ему преклоняется больш-во населения).Сейчас хар лег власти хар-на д развивающихся стран; - легальная лег-ть (осн. на признании добровольно установленных юрид. норм, к-рыми чётко регламентируется порядок функционирования, форм-я и смены правящих групп).

 


11. Субъекты, ресурсы и способы реализации власти. Критерии эффективности функционирования политической власти

Субъекты пол власти – это все те, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством и друг с другом. Первичными субъектами власти являются различные общности людей (народ, соц группы и слои) и индивиды (гос должностные лица, полит деятели и обычные граждане, вторичными – пол институты и орг-ии (гос-в, партии, общ. Организации и движения и т.д). Держится и реализуется властвование на ресурсах – это сов-ть ср-тв и возможностей, кот-ми располагают и пользуются властвующие субъекты для реализации своих целей. Они делятся: На ресурсы, возникающие в сфере самой политики (профессионализм, компетентность, знания), общественные ресурсы (традиции, общ-е настроения…они в свою очередь делятся на эк-ие, соц, культурно-информационные, принудит-е), собственно политические рес (репутация власти, ее этические кач-ва.

Власть реализуется различными сп-ми. Сп-бы реализации пол власти – система, определяющая место, функции и отношения друг с другом институтов властвования и управления в плитическом процессе по реализации целей политики и власти. Начальным этапом реал-ии власти явл господство. Оно закл в исследовании ситуации, анализе задач политики и власти, выборе важнейших из них и принятии необ-го реш-я по их вып-ю и проектир-ю соотв-х пол процессов, кот должны завершиться достижением намеченных целей. Руководство – 2 составляющая сп-ба реализации власти, явл первым шагом при маериализации намеченных целей (пути, ср-ва, участники, финн-е и др.). Управление – целенаправленная, систематическая работа организующего хар-ра административно-распорядительного аппарата по конкретизации и координации цепочки начальных, промежуточных и конечных дел, их очерёдности, значения по достижению установленных целей. Организация – способ оперативной практической деятельности по реализации принятых решений и сформированных целей. Контроль – отслеживание рез-в, реальных пок-ей, проверка и корректировка деятельности людей.

Эффективная власть – это ее результативность, степень выполения ею своих функций, оценивание ее с точки зрения того, что она лает и может дать людям. Пол власть может функционировать эффективно, когда она организована, институализирована (опирается на институты) и институционализирована (опир на право). В совр усл-х легетимность и эффективность власти – два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.

 


12.Политическая система: понятие, структура, функции, типология. СМИ в ПС

Категория «полит-я сис-ма об-ва» наряду с категорией «власть» занимает центральное место в полит-й науке. ПС – целостная и динамичная совокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга пол институтов, пол отношений, пол и правовыхнорм, пол сознания, на основе кот формируется пол власть и осущ ее реализация в о-ве.

Структура: 1. Политическими институтами и учреждениями являются государство, пол партии, общественные организации, СМИ, др соц и пол активные формальные и неформальные объединения, союзы, группы, комитеты, комиссии и т.д. Все они связаны между собой и взаимодействуют в пол жизни общества и его управлении. 2. Пол отношения есть устойчивый характер взаимосвязей и взаимодействий субъектов политики, основанных на борьбе – сотрудничестве – соперничестве, господстве – подчинении по поводу распределения властных полномочий в о-ве. 3. Пол и правовые нормы – совокупность узаконенных в о-ве обязательных для исполнения гос правил, принципов, регулируемых процессы и отн-я в той или иной обл политики. 4. Пол сознание – сов-ть пол знаний, ценностей, убеждений, эмоционально-чувственных представлений, кот выражают отношения гаждан к пол действительности, определяют и объясняют их пол поведение.

Функции: 1)формообразования (организация в о-ве пол власти и ее обеспечение); 2)легитимационную (подтверждение законности права пол институтов на упр-е о-ом); 3)политического целеполагания (определение целей соц-пол развития о-ва); 4)мобилизационную (деят-ть по мах исп-ю рес-в для достижения намеч-х целей); 5)суверенизационную (независимое упр-е воздействия на общ-е процессы); 6) регуляционную; 7)интеграционную (сохр целостности и устойчивости соц системы, обесп стабильности); 8) пол. социализации.

Типология политических систем:

-от типа о-ва: феодального, капиталистического, социалистич-го; ПС традиционного, индустриального, постиндустриального, информационного о-ва (разл по стадиям роста); пол сист западной, латиноамерик, мусульманской, славяно-православной, китайской и др цивилизаций.

-по формам правления: демокр-е и недем-е;

-по месту сосредоточения исполн власти: президентские, парламентские и смешанные;

-по пол режиму: тотал-е, авторитар-е, демокр-е;

-по хар-ру соц-пол отн-й: стабильные, умеренно- или остроконфликтные либо консенсусные;

-взаимод с ОС: открытые и закрытые;

-тип гос-ва: пол сист монархия или республика;

-политико-правовой статус гос-ва: конституц-е и неконституц-е, с разв-ми и неразв-ми прав структ

-по пол культуре: патриархальные, подданнические, активистские и др признаки))

 


13. Политический режим как характеристика политической системы. Авторитарный и тоталитарный политические режимы.

Политический режим – совокупность методов, приемов и способов осуществления политич гос власти в об-ве. Он хар-ет степень свободы, правовое положение личности в об-ве и опред тип полит системы, существующей в стране.

Тоталитарный - это система насильственного полит господства, хар-щаяся полным подчинением общества (его экон, соц, идеологич, духов, бытовой жизни) власти господствующей элиты, орг-ной в целостный военно-бюрократич аппарат и возглавляемой лидером.

Осн-ся на стремлении рук-ва страны подчинить уклад жизни людей одной господствующей идее.

Тоталитарным явл-ся режим если: есть массовая партия, вожди, партия срастается обяз-но с гос аппаратом, власть идёт вниз от лидера, доминирует роль идеологии, строится на монопольном контроле эк-ки, образования и СМИ, сущ-е террористического полицейского контроля.

Мах ущемлённость прав и свобод граждан. Принудительная степень и хар-р вовлечённости личности в политику. Упразднение пр-па разделения властей, форм-е органов власти путём назначения, правление оной партии. Гос-но организованный террор, осн на тотальном насилии.

Авторитарный – это гос полит устройство общества, основу которого составляет неограниченная власть авторитета или диктату­ра одного лица (группы).

Для авторитарных режимов характерны:

1.автократизм (власть одного или самовластие, или группы лиц)

2.неограниченность власти

3.опора на военную силу

4.монополизация власти и политики, отсутствие полит оппозиции и ее недопущение, ограниченность полит партий)

5.отказ от тотального контроля над обществом, власть занимается обеспечением собственной безопасности.

Ограниченность демокр прав и свбод граждан. Ограниченная и пассивная степень и хар-р вовлечённости личности в политику. Ограниченность выборности власти, запрещённость оппозиционных партий, сращивание правящей партии с госаппаратом. Принуждение, подавление противников политич режима.

 


14. Демократический режим.Политическая система и политический режим в Республике Беларусь

Демократия – пол режим, оеспечивающий реальное народовластие, широкие права и свободы человека и гражданина, абсолютный приоритет правовых методов отправления и смены власти.

1.источник власти – народ, т.е. суверенитет народа; 2.полит власть имеет легитимный хар-р и осущ-ся в соотв-вии с законом; 3.периодическая выборность органов гос-ва; 4.разделение властей; 5.выбирают демократический ветви; 6. право народа на выборку решений; 7. лаббийская деят-ть; 8. полит плюрализм; 9. защита отдельных прав личности (сочетание правления большинства и защита прав меньшинства); 10. свободное функц-ние источников инф-ции; 11. есть общегос представительный орган власти—парламент, кот избирается и действует в обстановке легальной борьбы партий.

Широкий диапазон гарантированных прав и свобод граждан. Активная и добровольная степень и хар-р вовлечённости личности в политику. Наличие развитой сети гос и общественных политич институтов. Выборность осн органов власти. Убеждение как осн метод возд-я на поведение людей.

Пол сист о-ва – живой, постоянно развивающийся организм. Ее важнейшими кач-ми явл стабильность и динамизм.Совр пол сист и пол режим РБ сформировались под воздействием объективных и субъект факторов, кот сложились в стране в сер 80-х гг ХХв. ПС и пол режим республики со временем значительно усложнились и хар-ся не только количеств-м расширением, но и кач-м изм-м их соц базы. Основу пол орг-ии о-ва терь сост новые соц слои пол партии, общ-е объед-я ассоциации, независимые СМИ, республик-е и местные собрания, др органы самоупр-я.

Совр пол сист и пол реж РБ определяют вектор развития о-ва, ориентир-й на построение демокр правового соц гос-ва.

 


15.Понятие «пол институт».Гос-во: признаки, сущность и функции.

Пол институты – это зафиксированные и документально закреплённые нормы орг-ии и функц-я разнообразных органов власти, служб политики, общ-х орг-ий и учреждений, кот выступают осн регулятором пол поведения и деятельности граждан в сист пол отн-й. первым пол институтом, кот породил чел разум, было гос-во.

Гос-во –исторически сложившийся пол институт, реализующий опр-е властные полномочия по руководству и упр-ю осн сферами общ жизни в пределах четко обозначенной теории.

Признаки гос-ва: 1.территория (земля, недра, водное и возд простр-во); 2.Население (нация);

3.Суверенитет; 4.Публичная власть; 5.Сис-ма права; 6.Налоги и сборы; 7. Аппарат управления; 8.Легальная принудительность

Ф-ция гос-ва – обязанность данного политич института по отншению к об-ву в целом.

1.Внутренние: защита прав, свобод граждан, защита существующего СП-ба произв-ва, обеспечение эк роста страны, регулирование соц отношений, защита конституц строя, охрана обществ правопорядка, воспитание граждан, забота о дух ценностях

2.Внешние: обеспечение целостности, безопасности и суверенитета гос-ва, защита интересов страны на междунар арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества с др гос-вами, участие в решении глобальных проблем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.013 с.)