Функции и методы политологии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции и методы политологии



Функции и методы политологии

Функции политологии:

1.Описательная (всесторонняя, полная, реалистичная оценка сложившейся в о-ве ситуации, получ достоверных данных о произошедших пол изменениях и по какой причине);

2.Объяснительная (даёт ответы на вопросы почему выявленная пол реальность могла иметь место, почему данные явления и процессы возникли в о-ве);

3.Прогностическая (Какой будет пол действительность и какие наступят последствия

4.Инструментальная (разработка опр рекомендаций, правил для политиков: какие необх применять действия, возможно ли вообще достжение пол цели);

5.Мировоззренческая (формирование социального познания, развитие пол культуры граждан от обыденного уровня к научно-политическому, повышение их компетентности в области политики).

Методы: Диалектический – все процессы и явления рассматриваются с учётом их становления и развития, во взаимосвязях друг с другом и с процессами и явлениями, происх-ми в др областях жизни о-ва

Социологический - сбор и накопление инфы о рельной пол жизни путём проведения стат. выборок, изучения документов, анкетирования, опросов и др.

Системный – подход к исслед-ю политики как целостного сложного, динамично разв-ся общ-го явления (обнаружение и анализ причинно-следственных связей, взаимозависимостей и взаимообусловленностей всех структурных элементов).

Бихевиоральный – выявление, изуч-е и объяснение форм, особенностей, мотивов и факторов, влияющих на пол поведение разл общностей людей, пол элиты и лидеров.

Сравнительный – сопоставление характерных для каждого о-ва пол систем, режимов, моделей гос-тв, пол культкр, однотипны пол ситуаций, явлений, для того, чтобы определить их качественные и структурные хар-ки, специфич особ-ти, различия с точки схождения, выработать универсальные для всех обществ нормы, модели, критерии их обновления и развития, с учетом мирового опыта найти оптимальные пути реш-я однотипных или похожих пол проблем.

 


Основные направления и тенденции - развития современной западной политологии и их отражение в белорусской политической науке

В настоящее время накоплен большой пол опыт в становлении и развитии мировой цивилизации. Для него характерны приверженность большинства стран к демократическим ценностям (пол права личности, правовое гос-во, распоряжение собственностью, стремление к стабильности и др). К фундам-м научн проблемам современности отн: проблема устойчивого развития кажд страны и вместе взятых (различные кризисы); Вопрос о степени, глубине и форме вмешательства субъективного фактора в объективный процесс движения о-ва(мировое развитие человечества не гарантировано от новых резких скачков и радикальных преобразований всех сторон общественной жизни; Проблема исключ войны из жизни о-ва; поиск новой подлинно демократической модели международных отношений; проблема глобализации: ее природа, степень новизны, механизмы воздействия на ее темпы, методы и формы, вызываемые ею конфликты и последствия; современный широкомасштабный духовный кризис; вопрос о диалектике; исследования содержания законов пол развития:смена мировоззренческих, теоретических, методологических и методических установок; разработка методологии исследования(усиливается роль интуиции, политического опыта, оперативного соц-го эксперимента и психологических факторов в изучении и выработке политики);разработка понятийного аппарата, овладение и применение нов типа научн категорий и понятий.

В каждой стране сложились нац школы политологии. Наиб влиятельные из них явл американская, английская, франко-итальянская. В центре исследований америк политологов стоят проблемы пол поведения, пол участи, разработка поведенческих методик и факторов, влияющих на их мотивацию, в том числе приемов пол манипулирования. Представители английской школы заним пробл устойчивого развития о-ва по пути соц прогресса и демократии. Фр и итальянская школы внимание уделяют механизмам и методологии выработки политики. В центре их исследований стоят проблемы демократии, пол власти, пол институты.


Власть как социальный феномен. Сущность политической власти, осн черты и ф-ции

Власть возникла задолго до появления гос-ва и первоначально не выполняла чисто пол-х функций. Около 40 тыс лет процессы взаимодействия людей и их общностей поддерживались в основном механизмами общественной саморегуляции. С момента образования гос-ва, т.е. в теч последних 5 тыс лет, власть существует в своей политической, публичной форме.

Пол власть – особый вид властнх отношений, в орбиту кот вовлекается все члены ова. П.В-это не вид и не тип власти, а особенность многих видов власти.

П.В-это реальная возможность и способность соц-х субъектов проводить свою волю в политике и правовых нормах, оказывать решающее воздействие на деят-ть и поведение людей посредством авторитета, права, насилия. ПВ принадлежит народу.

Осн черты: ·суверенитет и неделимость. Неделимось означает, что все ветви власти реализуют единые цели, проводят согласов-ю внутреннюю и внешн политику.·авторитет Признание власти.·волевой характер.Наличие у власти цели, программы, готовности добиваться их реализации.·Принуждение. Использование др ср-ва для обесп повиновения. Чем выше авторитнт, тем ниже принуждение.

Ф-ции: 1.организации; 2.управления; 3. Регуляции (распр. И перерасер общ благ); 4.координации (согл действий субъектов политики); 5.мобилизации (дост пол целей); 6.контроль; 7.пол социализации; 8.созидание действительности «куда идешь, Беларусь?».

 


Формы государственного правления.

Форма правления – организация верховной гос власти по ряду образования высших гос органов и их взаимоотн между собой и населением. Все гос-ва мира делятся на монархии и республики.

Монархия – форма правления, при кот верховная гос власть явл единой, наследственной и бессрочной. Монархия бывает абсолютная и ограниченная (конституционная). Ограниченная: дуалистич и парламентарная.

Абс типична для периода рабовладения и феодализма и хар-ся неогр властью в сф законодат-ва и управления (Сауд Аравия, Бруней). Конституц хар-на для буржуазного об-ва, власть монарха ограничена. Дуалистич м (Англия нач 18в, Кайзеровская Германия до 1918г) ограничена только законодательная власть монарха, поск-ку прав-во форм-ся и смещ-ся монархом и ему же подотчётно. В парламентарной м (совр Англия, Япония, Швеция, Испания, Норвегия) ограничена и законодательная и исполнит власть монарха, поск-ку прав-во форм-ся парламентом и монарху неподконтрольно.

Виды монархии:

1.абсолютная(законодат, исполнит и суд власть в руках монарха); 2.дуалистическая (монарх выполняет ф-ии главы исполнит власти, а парламент – ф-ии законодат власти: Кувейт); 3.парламентская (монарх может обладать правом, а Парламент может принимать закон;

4.традиционная (ф-ия монарха – быть символом, но он не влияет на закон)

В республиках верховные органы гос власти либо избираются самим народом, либо формируются парламентом или главой гос-ва.

Республика (презид, парлам, смешанная): США, Фр, Италия, Герм, РБ.

Смешанные объед признаки и парлам и презид республик.

Виды республики:

1.парламентская (парламент избирает президента. пр-во фор-мируется на парламентской основе и ответственно перед ним. Премьер-министр – первое лицо в стране: Латвия, Израиль, Эстония.

2.президенсткая (хар-ся значит ролью президента в системе гос органов. Президент явл-ся - и главой гос-ва, и главой исполнит власти. Президент сам формирует пр-во, кот ответственно перед ним, а не перед парламентом. Жесткое разделение законод и испол ветвей власти. США, Мексика, Чили, Узбекистан, Аргентина, Бразилия.

3.смешанная (полупрезидентскую) сочетает сильную президент власть с эффективным контролем парламента за деят-тью пр-ва. Президент может распустить Парламент, ввести ЧП. Ее главная отличительная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Франция, Финляндия, Португалия.


Избирательная система в РБ.

В РБ выборы явл. свободными, всеобщими, равными, прямыми, тайными. Избират. правом не владеют лишь граждане, не достигшие 18 лет, недееспособные, содержащиеся в местах лишения или под стражей в день выборов. Кандидат на должность Президента РБ, депутата Палаты представителей, члена Совета Республики должен быть не моложе 35 лет, 21 года, 30 лет соотв. Правовой основой избират. сист. РБ явл. Конституция и Избират. кодекс. При выборах Президента исп-ся мажоритарная избират. сист. абсолютного больш-ва, депутатов Палаты представителей – абсолютного большинства в 1-м туре и относит. больш-ва – во 2-м. При выборах в местные Советы применяется мажоритарная система относит. больш-ва, при проведении голосования по одной кандидатуре кандидат счит-ся избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Избират. процесс – сист. правовых норм и определенная последовательность действий по орг-ии, проведению, установлению и опубликованию итогов выборов. В избиратж процессе обычно выделяют 12 стадий. Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за 5 мес. и проводятся в воскр. не позднее чем за 2 мес. до истечения срока его полномочий. Выборы в Палату представителей и местные Советы депутатов назначаются Президентом не позднее чем за 4 мес. и проводятся не позднее чем за 30 дней до окончания их полномочий. Для проведения выборов в Палату представителей образуется 110 избират. округов. Различают 4 группы избират. органов – центральные, территориальные, окружные, участковые. Регистрация кандидатов в президенты осущ-ся Центризбиркомом, а кандидатов в депутаты – соответствующей окружной комиссией. После регистрации кандидатов наступает стадия предвыборной борьбы или избират. кампания (на нее отводится 3 мес.). В ходе подготовки и проведения избират. кампании исп-ся также и избират. маркетинг – часть полит. м-га по оказанию профес.помощи полит. партиям и кандидатам в разработке и проведении эф-ой избират. кампании. Избират. кампания заканчив. в день голосования. Каждый избиратель голосует лично в комнате для тайного голосования. Непосредственный подсчет голосов проводится после того, как бюллетени извлекаются из избират. ящиков. После подсчета составляется протокол, кот. затем вывешивается для всеобщего ознакомления. Окончат. итоги выборов Президента устанавливает Центризбирком не позднее чем через 10 суток после окончания голосования. Сообщения об итогах выборов обнародуется и опубликовывается не позднее чем через 3 дня с момента подписания протокола об итогах выборов.


39. Пол культура – сов-ть исторически сложившихся в обществе относительно устойчивых знаний, ценностей, убеждений, ощущений, представлений, норм и моделей поведения, кот-ми руководствуются субъекты политики в своей пол деят-ти. Структура: познавательный (отражает пол знания, образованность, способы пол мышления личности), эмоционально-психологический (пол чувства, ценности, идеалы, убеждения), оценосчный (выражает личное отношение к пол системе, пол процессам, собственной пол деят-ти), поведенческий компоненты (способность и готовность реализовать усвоенные знания, ценности, убеждения, представления в практической деят-ти). Типы пол культуры: (Г.Алмонд и С.Верба) 1) патриархальная (отсутствие у гр-ан знаний о пол системе и интереса к пол жизни; хар-ен для традиционных обществ, абсолютных монархий) 2) подданничекая (хар-ся хорошим информированием гр-ан о структуре и функциях пол системы, обо всем, что происходит в стране и мире, но низким уровнем их индивидуальной активности; гр-не – пассивные наблюдатели, исполнители приказов властей, не участвуют в политике) 3) активистская (хар-ся наличием у гр-ан знаний о функционировании пол системы, деят-ти властей, активным участием в пол жизни, пытаются влиять на политику в своих интересах). Гражданская культура – тип пол культуры, в кот образованность, вовлеченность и пол активность гр-ан основаны на усвоении и соблюдении ими установленных в данном обществе традиций, ценностей, норм, образцов пол поведения. Классификация Ежи Вятра: авторитарная (отсутств демократ прав и свобод, пол апатия и бездействие), в условиях тоталитарного режима (привлечение силой гр-ан к активному участию в пол жизни, покорность повиновение), демократический тип. У.Розенбаум выделяет консенсусный и конфликтный типы. Выделяют неск типов субкультур: региональная, этнолингвистическая, социально-эк-кая, религиозная, возрастная. Функции: познавательная, информационная, воспитательная, нормативно-ценностная, регулятивная, интеграционная, прогностическая, коммуникативня, пол-ой социализации.


40. Пол социализация – непрерывный процесс усвоения индивидом накопленных обществом политических знаний, ценностей, убеждений, традиций, норм, моделей пол поведения, необходимых ему для адаптации в пол системе и выполнения в ней опред функций. Модели: системная (формирование позитивного отношения к власти, правовому порядку), плюралистическая (высокий уровень гражданской активности и пол участия), конфликтная (лояльность к одной соц-ой группе), гегемонистическая (враждебное отношение к любой пол системе, кроме своей). Первичная (с 3-5 лет до 13 лет). Усваиваются социальные роли, нормы и ценности, адаптация, личность способна выступать сознательным субъектом политики; роль играют семья, сверстники, дошкольные учреждения, школу, группы по интересам. Вторичная (на протяж всей жизни) хар-ся влиянием самого индивида на отбор и усвоение знаний, норм, идеологических позиций; влияют государство, пол элиты и лидеры, литература, искусство, наука, пол партии, церковь, трудовой коллектив. Влияют соц структура общества, пол традиции, пол культура, образование воспитанае, идеология. Показатели эффективноти пол социализации личности: пол информированность, пол компетентность, пол активность.


41. Политическая культура Беларуси: история и современное состояние

Политическая культура Беларуси уходит глубокими корнями в тра­диции народа, особенности национального менталитета. Представления о свободе, социальной справедливости, нрав­ственных ценностях, создаваемые на протяжении всей истории, кристал­лизировались в белорусской политической культуре и передавались из поколения в поколение.Белорусы — народ спокойный, уравновешенный, рассудительный, совестливый, терпеливый. Люди постоянно демонстрируют свое умение адаптироваться к условиям и обстоятельствам, умеют приспособить их цод себя. Высокое трудолюбие, укоренившаяся сознательность, лю­бовь к природе, малой родине, консерватизм, нелюбовь к переменам, осторожность не могли не отразиться на политической культуре нации.Самое ценное качество белорусов — толерантность. Толерантность яв­ляется одним из основополагающих демократических принципов любого общества.Развитие политической культуры белорусского народа было ослож­нено военно-политическими противоречиями, войнами, церковными распрями. В Беларуси всегда было столкновение двух культур: акти­вистской и подданнической. В период вхождения белорусских земель в состав Речи Посполитой и Российской империи здесь преобладала пат­риархально-подданническая политическая культура.Государственное самоопределение белорусов в январе 1919 г., начав­шиеся демократические преобразования оказали воздействие по­лит культуру. В этот период политическая культура Беларуси характеризуется как активистская.На рубеже 20 —30-х гг. XX в. с переходом к командным методам управления, огосударствлением всех сторон общественной жизни в Бе­ларуси складывается патриархально-авторитарный тип политической культуры. С образованием Республики Беларусь, принятием Конституции в , 1994 г. началось качественное изменение содержания политической культуры белорусского народа. Наличие прочных установок на демок­ратические принципы и нормы жизни, утверждение политического плюрализма, многопартийности, создали предпосылки для формиро­вания культуры плюралистического типа.

Большинство населения республики проявляет довольно живой ин­терес к политике, но не стремится воздействовать на власть, предпочи­тая подчиняться ей, Для них характерна подданническая по­литическая культура.Вторая часть граждан республики, пытается активно демонстрировать свои поли­тические взгляды и отстаивать их, Эти люди являются носителями активистской политической культуры. Третья часть населения, представляющая цатриархальную культу­ру, вообще мало интересуется политикой, не обладает должной инфор­мированностью, компетентностью в вопросах управления делами об­щества и государства. Современная политическая культура сориентирована на возрождение исчезающих принципов социалистического общества. К их числу можно отнести: по­рядок и стабильность общественной жизни; ориентацию на социальную справедливость и равенство; социальную защищенность и уважитель­ные отношения государства и народа; ориентацию на коллективистские формы профессиональной деятельности; осторожное отношение к инди­видуальному и частному предпринимательству; невосприятие абсолю­тизации частной собственности, особенно на землю; способность тру­диться для блага общества, коллектива, других людей; потребность в идеалах и высоких целях; взаимопомощь, коллективизм, интернациона­лизм; приоритетную ориентацию внешнеэкономической и внешнеполи­тической деятельности на традиционные направления; неприятие ина­комыслия и оппозиции. Политические элиты республики ориентированы на либерально-демократические идеалы и ценности: неприятие авторитаризма, полити­ческий и партийный плюрализм; защищенность личности от произвола властей; наличие легальных возможностей регулярно контролировать и сменять власти через выборы; соблюдение этики, морали субъектами политики, прежде всего — правительством; свободу частного предпри­нимательства, конкуренцию; приоритетную ориентацию внешнеполити­ческой и внешнеэкономической деятельности на европейский Запад.

 

 


Основные направления внешней политики (ВП) РБ в условиях глобализации (Г).

РБ-одно из немногих госуд, которое проводит независимую ВП.Она признана 183 стр мира, со 153 из них установлены дипломатические отношения.РБ явл участником более 70 междунар орг.(Восточное партнёрство,ООН,ОБСЕ,СНГ и др).Приоритетными задачами ВП явл:защита суверенитета,независимости,территор целостности,обеспеч благосостояния народа.Для этогоразвиваются и укрепляются Вооруж силы РБ,военное сотрудничество с РФ.РБ явл. миролюбивой страной , безьядерной.Приоритетными направлениями внешней политики бел.госуд-ва явл :развитие взаимовыгодных отношений с РФ,с Советом Европы и ЕС,укрепление контактов с СНГ,уст равноправных отношений с США,сотрудничество с НАТО, приодоление катастрофы ЧАЭС,искоренение бедности ит.д.ВП в РБ прагматична,экономизированна,направлена на развитие отечественной эконом,вхождение страны в ВТО.Задачи ВП : расширение географического экспорта,привлечение инвестиций,наращивание экспортного потенциала.Главными внешними партнёрами явл :РФ,сРоссией подписан договор о союзном гос-ве,по итогам 2008 года совместный товарооборот составил 35 млрд дол.Образов общие klz государств :Высший Госуд Совет,СовМин,Погра и Тамож. Комитеты, созд нормат-правов база.Евросоюз, явл вторым после России внешнеэкономич партнёром ( 23 млр.дол)(Нидерл, Герм,Италия, Литв,Польш).Беларусь сотрудничает и со странами СНГ гл задачами явл создание развитой системы безопасности,оперативного реагирования,оказания помощи т.д.РБ взаимодействует и со стр Азии, африки, Лат Ам,Куба, Чили, Мексика, Колумбия и тд.РБ выступает за реформирование ООН, повышению роли, независимости.РБ- полноправный и активный член мирового сообщества.


Вопросы к экзамену

По политологии

1. Политология как наука, ее предмет, задачи и роль в общественной жизни. Политология и другие науки об обществе.

2. Становление и эволюция политологии как учебной дисциплины. Политическое образование в Республике Беларусь.

3. Функции и методы политологии.

4. Зарождение и развитие политических знаний в эпоху античности. Политическая мысль средневековья.

5. Социально-политические концепции эпохи Возрождения и Нового времени.

6. Развитие политической мысли Западной Европы в Новое время (XIX век).

7. Социально-политические идеи Беларуси в XII – XIX вв.

8. Основные направления и тенденции развития современной западной политологии и их отражение в белорусской политической науке.

9. Власть как социальный феномен. Политическая власть: сущность, основные черты и функции.

10. Легитимность политической власти. Типы легитимного господства.

11. Субъекты, ресурсы и способы реализации власти. Критерии эффективности функционирования политической власти.

12. Политическая система: понятие, структура, функции, типология. СМИ в политической системе.

13. Политический режим как характеристика политической системы. Авторитарный и тоталитарный политические режимы.

14. Демократический режим. Политическая система и политический режим в Республике Беларусь.

15. Понятие «политический институт». Государство: сущность, признаки и функции.

16. Формы государственного правления.

17. Формы территориально-государственного устройства.

18. Правовое государство и гражданское общество.

19. Основы государственно-конституционного строя Республики Беларусь.

20. Глава государства и его роль в структуре высших органов государственной власти.

21. Парламент: основные направления деятельности, структура и полномочия.

22. Правительство – высший орган исполнительной и распорядительной власти государства.

23. Местное управление и самоуправление.

24. Бюрократия, бюрократизм.

25. Политические партии и партийные системы.

26. Общественные организации и движения: их роль, типологии, функции.

27. Общественные объединения и общественные организации в Республике Беларусь.

28. Политический процесс: понятие, субъекты, виды, стадии.

29. Политические решения и их роль в общественном развитии.

30. Политическая модернизация в Республике Беларусь. Традиции и инновации.

31. Политическая деятельность: понятие, субъекты, формы, способы, виды.

32. Политическое участие.

33. Политические конфликты и кризисы: типология, причины, пути разрешения.

34. Политические элиты: определение, концепции, типология. Каналы рекрутирования политических элит

35. Феномен политического лидерства.

36. Выборы и демократия. Избирательное право.

37. Избирательные системы: особенности и типология. Абсентеизм и его причины.

38. Избирательная система и избирательный процесс в Республике Беларусь.

39. Сущность, структура, типология и функции политической культуры.

40. Политическая социализация личности.

41. Особенности политической культуры и политической социализации в Республике Беларусь.

42. Политическая идеология как форма политического сознания. Структура, функции и типология.

43. Понятие социального государства. Социальная политика и социальное партнерство.

44. Основные направления социальной политики Республики Беларусь.

45. Молодежная политика белорусского государства в условиях становления рыночной экономики.

46. Национальные и этнические проблемы в современном мире и способы их решений.

47. Государственная политика в сфере национально-этнических отношений в СНГ и Республике Беларусь.

48. Политика белорусского государства в сфере религиозно-конфессиональных отношений.

49. Международные отношения: понятие, субъекты, современные тенденции.

50. Внешняя политика: цели, функции и средства осуществления.

51. Теоретические основы геополитики.

52. Основные направления внешней политики Республики Беларусь в условиях глобализирующегося мира.

 

 

Функции и методы политологии

Функции политологии:

1.Описательная (всесторонняя, полная, реалистичная оценка сложившейся в о-ве ситуации, получ достоверных данных о произошедших пол изменениях и по какой причине);

2.Объяснительная (даёт ответы на вопросы почему выявленная пол реальность могла иметь место, почему данные явления и процессы возникли в о-ве);

3.Прогностическая (Какой будет пол действительность и какие наступят последствия

4.Инструментальная (разработка опр рекомендаций, правил для политиков: какие необх применять действия, возможно ли вообще достжение пол цели);

5.Мировоззренческая (формирование социального познания, развитие пол культуры граждан от обыденного уровня к научно-политическому, повышение их компетентности в области политики).

Методы: Диалектический – все процессы и явления рассматриваются с учётом их становления и развития, во взаимосвязях друг с другом и с процессами и явлениями, происх-ми в др областях жизни о-ва

Социологический - сбор и накопление инфы о рельной пол жизни путём проведения стат. выборок, изучения документов, анкетирования, опросов и др.

Системный – подход к исслед-ю политики как целостного сложного, динамично разв-ся общ-го явления (обнаружение и анализ причинно-следственных связей, взаимозависимостей и взаимообусловленностей всех структурных элементов).

Бихевиоральный – выявление, изуч-е и объяснение форм, особенностей, мотивов и факторов, влияющих на пол поведение разл общностей людей, пол элиты и лидеров.

Сравнительный – сопоставление характерных для каждого о-ва пол систем, режимов, моделей гос-тв, пол культкр, однотипны пол ситуаций, явлений, для того, чтобы определить их качественные и структурные хар-ки, специфич особ-ти, различия с точки схождения, выработать универсальные для всех обществ нормы, модели, критерии их обновления и развития, с учетом мирового опыта найти оптимальные пути реш-я однотипных или похожих пол проблем.

 




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.35.159 (0.014 с.)