Политическая мысль Древнего Востока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая мысль Древнего Востока.



Политическая мысль Древнего Востока.

Египет.( III тыс. до н.э.) Во главе государства – фараон – наместник Бога, он и властелин, и духовный правитель, главный жрец. Таким образом формируется форма правления – восточная деспотия.

Индия. (II тыс. до н.э.) Книги «Веды»: кастовая система, социальное неравенство. В VI в. до н.э. возникла философия буддизма, которая ликвидировала кастовую систему, создание социального равенства через благородные поступки.

Вавилон (около 1750г. до н.э.) Законы Хаммурапи – первые правовые и политические памятники культуры человечества, где письменно закреплена ответственность за нарушение законов.

Китай (V в.до н.э.)Конфуций. Основной принцип государственного устройства – патриархальность, которая выражена в словах Конфуция: «Император должен быть императором, отец – отцом, сын - сыном». Принцип социальной справедливости выражен в словах: «Стыдись быть бедным, когда в стране есть путь. Стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути».

На Древнем Востоке представление о политике и власти носило религиозно-мифологический характер, где основная форма правления – восточная деспотия.

 

Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.

Характерные черты:

· постепенное освобождение знаний о политике от мифологии;

· возникновение классической философии;

· формирование политических терминов, анализ устройства государства, классификация его форм, поиск наилучшей формы правления.

Сократ (V в. до н.э.): «власть, основывающаяся на воле народа и закона – демократия, а правление антинародное игнорирующее законы - тирания». Выдвигает основную социальную и политическую добродетель – справедливость, в основе которой находится мораль.

Платон (427-347 гг. до н.э.) разрабатывает концепцию идеального государства в работах: «Законы» и «Государство», основанную на принципах солидарности, общности, равенства, справедливости. Управлять государством должны люди мудрые, т.е. философы.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) его работа «Политика». Разрабатывает патриархальную концепцию государства: семья – полис – государство. Правильные формы правления – монархия, аристократия, полития. Неправильные: тирания, олигархия, демократия.

Цицерон (103 – 44 г. до н.э.): впервые ставит вопрос о правовом государстве и о принципе разделения властей. Наиболее эффективной формой правления он считал смешанную, которая сочетает в себе царскую власть – аристократию и власть народа – демократию. Является основателем ораторского.

 

Политическое учение Средневековья.

Характерные черты эпохи:

· формирование политических идей, преимущественно религиозными мыслителями;

· обоснование приоритетов церкви над государством в политике;

· теоцентрическое мировоззрение и восприятие мира.

А. Августин (354 – 430 гг.). Работы «О граде божьем и граде земном», «О святой Троице». Отдается приоритет христианской церкви над индивидом и государством. Разрабатывает концепцию разделения светской и церковной властей.

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) Работа «Сумма теологии», обосновал теологическую концепцию происхождения государства, где лучшей формой правления является монархия.

М. Подуанский (1280 – 1342 гг.) Работа «Защитник мира». Подвергает критике теологическую концепцию происхождения государства, консервативную роль церкви, поставил вопрос об отделении церкви от государства и подчинении духовной власти светской.

В средние века господствовал теологический подход к анализу политики государства и права.

 

Политическая мысль эпохи Возрождения и Реформации XIV-XVI вв.

Характерные черты:

1. освобожд полит мысли от теологии, становление гражданской концепции полит власти;

2. обоснование принципа реализма в политике;

3. разработка идеологии сильного централизованного государства;

4. развитие идей реформации, направленных против католической церкви и феодально-общественного строя.

1517г. в Германии М. Лютер создает основные идеи реформации и таким образом возникает новое течение в христианстве – протестантизм.

М. Вебер считал, что протестантская этика способствовала развитию «духа капитализма».

Т. Мор («Утопия») и Т. Компонелло («Город солнца») - первые социалисты-утописты XIV-XV вв. которые ставят вопрос о ликвидации частной собственности, имущественного неравенства, что является главным источником конфликтов, преступности, паразитизма в обществе.

Макиавелли (1469-1527 гг.). "Го­сударь". Критиковал теологическое представление о политике, рассматривал политику как прагматическое служение народу и разделил понятие политики, морали, религии. Только правитель-реформатор с отвагой льва и жестокостью лисы может создать крепкое централизованное государство. Далее Н. Макиавелли вводит в политологию понятие политического лидерства: лидеры-львы, лидеры-лисы.

Ж. Баден (1530 – 1596 гг.) Работы «Шесть книг о государстве». Впервые разрабатывает теорию суверенитета государства.

 

Политическая мысль Нового времени.

Политическая мысль Нового времени периода становления и развития буржуазных отношений в странах западной Европы и США.

Характерные черты:

1. разработка концепций общественного договора;

2. обоснование идеи верховенства права, разделение властей, народовластие;

3. формирование концепций, прав человека и гражданина;

4. материалистическое объяснение государства, политики и права;

5. формирование либеральной, консервативной и социалистической идеологии;

6. формирование идей гуманизма и антропоцентризма.

Т. Гоббс, Г. Граций, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо разрабатывают концепцию «общественного договора». Гражданин должен отдать часть своей политических свобод государству с целью, чтобы государство обеспечило его внутреннюю и внешнюю защиту, при этом ограничив частично его права.

Дж. Локк, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, Б. Франклин, Дж. Медисон формируют концепцию прав человека и гражданина. 1787г. – принимается Конституция США, где обеспечивается классовый принцип разделения властей;

Основные представители идей либерализма: Дж. Локк, А. Смит, Т. Джефферсон, И. Кант. Основные принципы: свобода, частная собственность, права человека, разделение властей, республика.

Представители консерватизма: Э. Берк, Ж. Местра, Л. Бональд. Идеи консерватизма: традиция, преемственность, учет национальной почвы в процессе развития общества, приверженность к религии.

40-е годы XIX в. К. Маркс, Ф. Энгельс обосновали материалистическое понимание, разработали учение об общественно-экономических формациях.

 

Типы современных политических систем.

Характерные черты демократической политической системы:

­ народовластие, свобода, равенство, права человека, гражданское общество, правовое государство, плюрализм мнений.

­ Источником государственной власти является народ, который избирает представительные органы власти.

­ Равная ответственность государства перед гражданами и граждан перед государством.

­ Основные политические принципы регулируются конституцией и законами.

Характеристика авторитарной политической системы:

­ Характерна власть одного человека или группы лиц, которая закреплена в законе.

­ Власть постоянно выступает за демократическое общество, при этом проявляет политическую нетерпимость аппозиции, конкуренции, проводит манипулирование обществом.

­ Неразвитость демократических институтов общества, низкий уровень политической культуры граждан.

­ Политическая система отличается слабой адаптивностью к окружающей среде, невосприимчива к инновациям.

Характерные черты тоталитарной политической системы:

­ Жесткий государственный контроль над обществом, личностью.

­ Монополизация власти на СМИ, единая идеология преследования, инакомыслия и идейных оппонентов (фашизм, сталинизм, маосизм).

­ Государственная собственность, административно-командные методы управления экономикой.

­ власть регулирует все сферы жизни общества, включая и частную жизнь граждан.

Теория политических элит.

Вклад в развитие теории элит внесли: Конфуций, Платон; Макиавелли; Ницше.

Существует две тенденции формирования элит:

- аристократическая тенденция проявляется в стремлении передать власть наследникам или ближайшим соратникам, что постепенно приводит к вырождению элиты;

- демократическая реализовывается по средствам включения в состав правящего класса лучших представителей из класса управляемых, что создает условия для эволюции элиты.

В. Парето впервые употребил термин «элита». В элите он выделял два главные типа: элиту «львов» и элиту «лис», которые последовательно сменяю друг друга

Р. Михельс вывел «железный закон» олигархии: правящая элита постепенно выходит из-под контроля своих рядовых членов, заботясь о сохранении своих привилегий.

Дж. Бэрнхэн формирует макиавелистский подход к элите, где правит привилегированное вершинство, нравственны принципы и религиозные аспекты, а смена элит происходит в входе борьбы за васть.

Х. Ортего-Гасси, Н. Бердяев выдвинули ценностный подход к формированию элиты на основе принципа демократии социального равенства и портнрства, сохранении определенных ценностей.

Структурно-функциональный подход (Г. Лассуэл, С. Липсет) ГД в качестве главного признака элит является социальный статус в системе властных отношений и взаимодействия властных структур и управления общством.

Либеральный подход (И. Шулепетер, Ч. Миллс) где элита формируется на основе богатства, известности, при этом присутствует выборность элиты.

 

Политические основы

Политические основы идеологии Белорусского государства составляет комплекс идей и представлений белорусского народа о политическом устройстве Республики Беларусь, механизме взаимодействия органов государственной власти, месте и роли общественно-политических сил в политическом процессе и путях совершенствования политической системы.

· Народовластие

· Политический плюрализм

· Разделение властей

Правовые основы

Республика Беларусь унитарное, демократическое, социальное, правовое государство (ст.1 Конституции Республики Беларусь).

Правовые основы идеологии белорусского государства составляют комплекс идей и представлений белорусского народа о государственном суверенитете Республики Беларусь, принципах построения правового государства и механизме реализации прав и свобод человека и гражданина.

Суверенитет

Единственным источником государственной власти и носителем
суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть через представительные органы. Советы народных депутатов различных уровней, и через референдум, который является высшей формой демократии. Именно народ является единственным источником государственной власти, формирует органы государственной власти и осуществляет контроль за их деятельностью. Как записано в Декларации «О государственном суверенитете Республики Беларусь» от 27 июля 1990 года:

Правовое государство

Правовое государство - тип государства, последовательно воплощающего принципы конституционализма, ограниченного в своих действиях нормами права, развитым социальным контролем, главная цель обеспечение прав и свобод человека. «В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Типы политической культуры.

Типы политических культур: демократическая, авторитарная, тоталитарная, патриархальная, подданническая, западная, восточная.

Демократическая культура сориентирована на демократические ценности, правовое государство и гражданское общество. Она предполагает свободное участие в политике, плюрализм, консенсус и компромисс.

Сердцевину авторитарной политической культуры составляют автократические традиции и ценности политической жизни. Личность с таким типом культуры предпочитает непрерывную «опеку» государства, возлагает свои надежды на неограниченное и бесконтрольное полновластие его органов.

Тоталитарная культура свойственна обществам с всеобъемлющим и жестким контролем государства. Большинству граждан присущи некритическое восприятие действий тоталитарных лидеров, политическое равнодушие, конформизм или позиция «нейтралитета» по отношению к политической системе и ее институтам.

Патриархальная культура отличается почти полным безразличием людей к политике. У граждан не развиты политические ориентации и интересы. Они имеют смутное представление о государственной власти и ее социальной роли, неопределенно или негативно к ней относятся.

Подданническая культура сориентирована на одностороннюю зависимость индивида от государственной власти, ее институтов и учреждений. Отношение граждан к политической системе в основном «потребительское» и конформистское.

В западной политической культуре устойчивы тенденции демократизации общественных отношений, консенсуса между государством и гражданским обществом. Здесь сильны социальные основы политических преобразований – многочисленный средний класс, относительно высокий материальный уровень жизни граждан, их заинтересованность в политической стабильности и прогрессивных изменениях в политической сфере.

Для восточной политической культуры характерно критически-негативное отношение к западным ценностям. В странах Востока устойчивы традиции авторитарного правления, сильна роль ислама в политической жизни, непредсказуемы перспективы формирования гражданского общества.

 

Политическая мысль Древнего Востока.

Египет.( III тыс. до н.э.) Во главе государства – фараон – наместник Бога, он и властелин, и духовный правитель, главный жрец. Таким образом формируется форма правления – восточная деспотия.

Индия. (II тыс. до н.э.) Книги «Веды»: кастовая система, социальное неравенство. В VI в. до н.э. возникла философия буддизма, которая ликвидировала кастовую систему, создание социального равенства через благородные поступки.

Вавилон (около 1750г. до н.э.) Законы Хаммурапи – первые правовые и политические памятники культуры человечества, где письменно закреплена ответственность за нарушение законов.

Китай (V в.до н.э.)Конфуций. Основной принцип государственного устройства – патриархальность, которая выражена в словах Конфуция: «Император должен быть императором, отец – отцом, сын - сыном». Принцип социальной справедливости выражен в словах: «Стыдись быть бедным, когда в стране есть путь. Стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути».

На Древнем Востоке представление о политике и власти носило религиозно-мифологический характер, где основная форма правления – восточная деспотия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.30.118 (0.031 с.)