Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая мысль Древнего Востока.
Политическая мысль Древнего Востока. Египет.( III тыс. до н.э.) Во главе государства – фараон – наместник Бога, он и властелин, и духовный правитель, главный жрец. Таким образом формируется форма правления – восточная деспотия. Индия. (II тыс. до н.э.) Книги «Веды»: кастовая система, социальное неравенство. В VI в. до н.э. возникла философия буддизма, которая ликвидировала кастовую систему, создание социального равенства через благородные поступки. Вавилон (около 1750г. до н.э.) Законы Хаммурапи – первые правовые и политические памятники культуры человечества, где письменно закреплена ответственность за нарушение законов. Китай (V в.до н.э.)Конфуций. Основной принцип государственного устройства – патриархальность, которая выражена в словах Конфуция: «Император должен быть императором, отец – отцом, сын - сыном». Принцип социальной справедливости выражен в словах: «Стыдись быть бедным, когда в стране есть путь. Стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути». На Древнем Востоке представление о политике и власти носило религиозно-мифологический характер, где основная форма правления – восточная деспотия.
Политические учения Древней Греции и Древнего Рима. Характерные черты: · постепенное освобождение знаний о политике от мифологии; · возникновение классической философии; · формирование политических терминов, анализ устройства государства, классификация его форм, поиск наилучшей формы правления. Сократ (V в. до н.э.): «власть, основывающаяся на воле народа и закона – демократия, а правление антинародное игнорирующее законы - тирания». Выдвигает основную социальную и политическую добродетель – справедливость, в основе которой находится мораль. Платон (427-347 гг. до н.э.) разрабатывает концепцию идеального государства в работах: «Законы» и «Государство», основанную на принципах солидарности, общности, равенства, справедливости. Управлять государством должны люди мудрые, т.е. философы. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) его работа «Политика». Разрабатывает патриархальную концепцию государства: семья – полис – государство. Правильные формы правления – монархия, аристократия, полития. Неправильные: тирания, олигархия, демократия. Цицерон (103 – 44 г. до н.э.): впервые ставит вопрос о правовом государстве и о принципе разделения властей. Наиболее эффективной формой правления он считал смешанную, которая сочетает в себе царскую власть – аристократию и власть народа – демократию. Является основателем ораторского.
Политическое учение Средневековья. Характерные черты эпохи: · формирование политических идей, преимущественно религиозными мыслителями; · обоснование приоритетов церкви над государством в политике; · теоцентрическое мировоззрение и восприятие мира. А. Августин (354 – 430 гг.). Работы «О граде божьем и граде земном», «О святой Троице». Отдается приоритет христианской церкви над индивидом и государством. Разрабатывает концепцию разделения светской и церковной властей. Фома Аквинский (1225-1274 гг.) Работа «Сумма теологии», обосновал теологическую концепцию происхождения государства, где лучшей формой правления является монархия. М. Подуанский (1280 – 1342 гг.) Работа «Защитник мира». Подвергает критике теологическую концепцию происхождения государства, консервативную роль церкви, поставил вопрос об отделении церкви от государства и подчинении духовной власти светской. В средние века господствовал теологический подход к анализу политики государства и права.
Политическая мысль эпохи Возрождения и Реформации XIV-XVI вв. Характерные черты: 1. освобожд полит мысли от теологии, становление гражданской концепции полит власти; 2. обоснование принципа реализма в политике; 3. разработка идеологии сильного централизованного государства; 4. развитие идей реформации, направленных против католической церкви и феодально-общественного строя. 1517г. в Германии М. Лютер создает основные идеи реформации и таким образом возникает новое течение в христианстве – протестантизм. М. Вебер считал, что протестантская этика способствовала развитию «духа капитализма». Т. Мор («Утопия») и Т. Компонелло («Город солнца») - первые социалисты-утописты XIV-XV вв. которые ставят вопрос о ликвидации частной собственности, имущественного неравенства, что является главным источником конфликтов, преступности, паразитизма в обществе. Макиавелли (1469-1527 гг.). "Государь". Критиковал теологическое представление о политике, рассматривал политику как прагматическое служение народу и разделил понятие политики, морали, религии. Только правитель-реформатор с отвагой льва и жестокостью лисы может создать крепкое централизованное государство. Далее Н. Макиавелли вводит в политологию понятие политического лидерства: лидеры-львы, лидеры-лисы. Ж. Баден (1530 – 1596 гг.) Работы «Шесть книг о государстве». Впервые разрабатывает теорию суверенитета государства.
Политическая мысль Нового времени. Политическая мысль Нового времени периода становления и развития буржуазных отношений в странах западной Европы и США. Характерные черты: 1. разработка концепций общественного договора; 2. обоснование идеи верховенства права, разделение властей, народовластие; 3. формирование концепций, прав человека и гражданина; 4. материалистическое объяснение государства, политики и права; 5. формирование либеральной, консервативной и социалистической идеологии; 6. формирование идей гуманизма и антропоцентризма. Т. Гоббс, Г. Граций, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо разрабатывают концепцию «общественного договора». Гражданин должен отдать часть своей политических свобод государству с целью, чтобы государство обеспечило его внутреннюю и внешнюю защиту, при этом ограничив частично его права. Дж. Локк, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, Б. Франклин, Дж. Медисон формируют концепцию прав человека и гражданина. 1787г. – принимается Конституция США, где обеспечивается классовый принцип разделения властей; Основные представители идей либерализма: Дж. Локк, А. Смит, Т. Джефферсон, И. Кант. Основные принципы: свобода, частная собственность, права человека, разделение властей, республика. Представители консерватизма: Э. Берк, Ж. Местра, Л. Бональд. Идеи консерватизма: традиция, преемственность, учет национальной почвы в процессе развития общества, приверженность к религии. 40-е годы XIX в. К. Маркс, Ф. Энгельс обосновали материалистическое понимание, разработали учение об общественно-экономических формациях.
Типы современных политических систем. Характерные черты демократической политической системы: народовластие, свобода, равенство, права человека, гражданское общество, правовое государство, плюрализм мнений. Источником государственной власти является народ, который избирает представительные органы власти. Равная ответственность государства перед гражданами и граждан перед государством. Основные политические принципы регулируются конституцией и законами. Характеристика авторитарной политической системы: Характерна власть одного человека или группы лиц, которая закреплена в законе. Власть постоянно выступает за демократическое общество, при этом проявляет политическую нетерпимость аппозиции, конкуренции, проводит манипулирование обществом. Неразвитость демократических институтов общества, низкий уровень политической культуры граждан. Политическая система отличается слабой адаптивностью к окружающей среде, невосприимчива к инновациям. Характерные черты тоталитарной политической системы: Жесткий государственный контроль над обществом, личностью. Монополизация власти на СМИ, единая идеология преследования, инакомыслия и идейных оппонентов (фашизм, сталинизм, маосизм). Государственная собственность, административно-командные методы управления экономикой. власть регулирует все сферы жизни общества, включая и частную жизнь граждан. Теория политических элит. Вклад в развитие теории элит внесли: Конфуций, Платон; Макиавелли; Ницше. Существует две тенденции формирования элит: - аристократическая тенденция проявляется в стремлении передать власть наследникам или ближайшим соратникам, что постепенно приводит к вырождению элиты; - демократическая реализовывается по средствам включения в состав правящего класса лучших представителей из класса управляемых, что создает условия для эволюции элиты. В. Парето впервые употребил термин «элита». В элите он выделял два главные типа: элиту «львов» и элиту «лис», которые последовательно сменяю друг друга Р. Михельс вывел «железный закон» олигархии: правящая элита постепенно выходит из-под контроля своих рядовых членов, заботясь о сохранении своих привилегий. Дж. Бэрнхэн формирует макиавелистский подход к элите, где правит привилегированное вершинство, нравственны принципы и религиозные аспекты, а смена элит происходит в входе борьбы за васть. Х. Ортего-Гасси, Н. Бердяев выдвинули ценностный подход к формированию элиты на основе принципа демократии социального равенства и портнрства, сохранении определенных ценностей. Структурно-функциональный подход (Г. Лассуэл, С. Липсет) ГД в качестве главного признака элит является социальный статус в системе властных отношений и взаимодействия властных структур и управления общством. Либеральный подход (И. Шулепетер, Ч. Миллс) где элита формируется на основе богатства, известности, при этом присутствует выборность элиты.
Политические основы Политические основы идеологии Белорусского государства составляет комплекс идей и представлений белорусского народа о политическом устройстве Республики Беларусь, механизме взаимодействия органов государственной власти, месте и роли общественно-политических сил в политическом процессе и путях совершенствования политической системы. · Народовластие · Политический плюрализм · Разделение властей Правовые основы Республика Беларусь унитарное, демократическое, социальное, правовое государство (ст.1 Конституции Республики Беларусь). Правовые основы идеологии белорусского государства составляют комплекс идей и представлений белорусского народа о государственном суверенитете Республики Беларусь, принципах построения правового государства и механизме реализации прав и свобод человека и гражданина. Суверенитет Единственным источником государственной власти и носителем Правовое государство Правовое государство - тип государства, последовательно воплощающего принципы конституционализма, ограниченного в своих действиях нормами права, развитым социальным контролем, главная цель обеспечение прав и свобод человека. «В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Типы политической культуры. Типы политических культур: демократическая, авторитарная, тоталитарная, патриархальная, подданническая, западная, восточная. Демократическая культура сориентирована на демократические ценности, правовое государство и гражданское общество. Она предполагает свободное участие в политике, плюрализм, консенсус и компромисс. Сердцевину авторитарной политической культуры составляют автократические традиции и ценности политической жизни. Личность с таким типом культуры предпочитает непрерывную «опеку» государства, возлагает свои надежды на неограниченное и бесконтрольное полновластие его органов. Тоталитарная культура свойственна обществам с всеобъемлющим и жестким контролем государства. Большинству граждан присущи некритическое восприятие действий тоталитарных лидеров, политическое равнодушие, конформизм или позиция «нейтралитета» по отношению к политической системе и ее институтам. Патриархальная культура отличается почти полным безразличием людей к политике. У граждан не развиты политические ориентации и интересы. Они имеют смутное представление о государственной власти и ее социальной роли, неопределенно или негативно к ней относятся. Подданническая культура сориентирована на одностороннюю зависимость индивида от государственной власти, ее институтов и учреждений. Отношение граждан к политической системе в основном «потребительское» и конформистское. В западной политической культуре устойчивы тенденции демократизации общественных отношений, консенсуса между государством и гражданским обществом. Здесь сильны социальные основы политических преобразований – многочисленный средний класс, относительно высокий материальный уровень жизни граждан, их заинтересованность в политической стабильности и прогрессивных изменениях в политической сфере. Для восточной политической культуры характерно критически-негативное отношение к западным ценностям. В странах Востока устойчивы традиции авторитарного правления, сильна роль ислама в политической жизни, непредсказуемы перспективы формирования гражданского общества.
Политическая мысль Древнего Востока. Египет.( III тыс. до н.э.) Во главе государства – фараон – наместник Бога, он и властелин, и духовный правитель, главный жрец. Таким образом формируется форма правления – восточная деспотия. Индия. (II тыс. до н.э.) Книги «Веды»: кастовая система, социальное неравенство. В VI в. до н.э. возникла философия буддизма, которая ликвидировала кастовую систему, создание социального равенства через благородные поступки. Вавилон (около 1750г. до н.э.) Законы Хаммурапи – первые правовые и политические памятники культуры человечества, где письменно закреплена ответственность за нарушение законов. Китай (V в.до н.э.)Конфуций. Основной принцип государственного устройства – патриархальность, которая выражена в словах Конфуция: «Император должен быть императором, отец – отцом, сын - сыном». Принцип социальной справедливости выражен в словах: «Стыдись быть бедным, когда в стране есть путь. Стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути». На Древнем Востоке представление о политике и власти носило религиозно-мифологический характер, где основная форма правления – восточная деспотия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.24 (0.007 с.) |