Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Экономика китая. Китай во внешнеэкономической деятельности
Реформы по линии ВТО являются лишь началом нового этапа широких преобразований в китайской экономике. Правительство руководствуется курсом на высвобождение бизнеса от чрезмерной опеки государства, перевод многих предприятий из государственного в частный сектор, создание на базе ныне действующих заводов и фабрик корпораций, способных выдержать конкуренцию, в том числе со стороны иностранных товаропроизводителей. Планируется укрепление финансовых рынков вне государственной банковской системы, оказавшейся в сравнительно сложном положении, и их переориентация на обслуживание хозяйствующих субъектов, в наибольшей степени заслуживающих кредитования. Важнейшим направлением государственной экономической политики будет развитие инфраструктуры - авто- и железнодорожной, а также волоконно-оптической с тем расчетом, чтобы впервые в истории удаленные части страны оказались охваченными общенациональными инфраструктурными сетями, в результате чего сформировалась единая экономика с высокой степенью интегрированности отдельных частей. Правительство предпринимает усилия по созданию новых источников формирования внутреннего спроса, в частности путем приватизации жилого фонда. В крупных городах 40% населения уже являются собственниками жилья. Предпринимаются меры по развитию простой и эффективной налоговой системы, использованию информационных технологий для предотвращения злоупотреблений в сфере общегосударственного и местного управления, объединению в стройную систему отдельных инициатив в социальной области, направленных на выплату пособий 5 млн. человек, ежегодно теряющим работу на государственных предприятиях, и пенсий. Большой интерес у местных и иностранных аналитиков вызывает оценка последствий реализации всех этих планов для национальной экономики. Государственная статистика не дает надежной базы для точного прогнозирования. Данные об экономическом росте, как правило, завышаются. Местные власти стремятся приукрасить положение на подведомственных территориях. Широко распространены случаи, когда часть продукции китайских предприятий не находит сбыта и пополняет складские запасы. Тем не менее, такое производство регулярно учитывается при подсчете валового продукта. Аналитикам довольно сложно определить степень завышения ВВП. По мнению большинства, прошлогодний его прирост в 8%, вероятно, следует скорректировать в сторону понижения на 1-2 процентных пункта.
Обрабатывающая промышленность Китая постепенно выходит на передовые позиции и становится все более капиталоемкой. Исследователи отмечают, что даже при переходе к производству все более сложных промышленных изделий (например, к полупроводниковой технике и к аппаратуре информационно-технического профиля, по которой Китай сумел стать в мире 3-м крупнейшим производителем) КНР не теряет своих преимуществ по выпуску такой относительно дешевой и трудоемкой продукции, как игрушки, текстиль и обувь. За счет масштабов производства и низкой оплаты труда Китай успешно противостоит другим азиатским экспортерам этих товаров (Индонезии, Республике Корея и др.), фактически вытесняя их с мирового рынка. Стратегия развития большинства соседей Китая базируется на экспортной модели, поэтому внешнеторговая экспансия КНР воспринимается ими достаточно негативно. Более того, серьезные опасения возникают и за пределами Восточной и Юго-Восточной Азии, например в Индии и Мексике. Примечательно, что последняя из названных стран с большими оговорками согласилась со вступлением КНР в ВТО, оговорив ее прием рядом дополнительных условий. (Прием в ВТО осуществляется при обязательном согласии всех ее участников.)
На первый взгляд, экономика Китая является безусловно экспортоориентированной. Соотношение между экспортом и ВВП достигает значительной величины - 23%. По объему экспорта КНР занимает 9-е место в мире. Однако, по мнению большинства аналитиков, экспортный сектор недостаточно сросся с отечественной экономикой. Фирмы, полностью или частично находящиеся в собственности иностранцев, поглощают примерно 50% всего импорта и являются источником половины экспорта из КНР. Многие экспортные предприятия представляют собой простейшие производства по сборке изделий из ввозимых комплектующих и последующему вывозу в другие страны, часто через Гонконг. Экспортный сектор с доминирующими позициями иностранного капитала, особенно в специальных экономических зонах, рассматривается исследователями в качестве своеобразного анклава, чем-то напоминающего по своим особенностям зону предприятий-"макиладорас" в Мексике, протянувшуюся вблизи американской границы. Неслучаен вывод многих специалистов о слабой интегрированности Китая в мировую экономику. Обособленность оборачивается дополнительными издержками. Технологии и управленческий опыт, привносимые иностранными фирмами, усваиваются местными компаниями недостаточно быстро и легко. При этом экономический рост сдерживается из-за сохранения многих элементов директивной системы управления, торговых барьеров и местного протекционизма, а также из-за отсутствия настоящего рынка капиталов. "Economist" полагает, что вступление в ВТО будет способствовать созданию оптимальной конкурентной среды внутри Китая и в существенной мере ограничит роль административно- командной системы. В открытом секторе экономики ТНК уже превратились в важнейших "игроков" в сфере предпринимательства. "McDonald's" и "Kentucky Fried Chicken" создали в Китае почти 700 предприятий. "Kodak" закрепил за собой половину рынка фотопленки и фотобумаги, а почти вся остальная часть принадлежит "Fuji". "Procter & Gamble" стала крупнейшим поставщиком на китайский рынок шампуней. Инофирмы, прежде всего "Motorola", "Ericsson" и "Nokia", зарезервировали за собой 95% рынка мобильных телефонов. Такая активность связана с тем обстоятельством, что Китай является крупнейшим рынком сбыта такой продукции, как микротелефонные аппараты. Руководство "Coca-Cola" считает, что Китай в скором времени станет для нее крупнейшим рынком в Азии. По некоторым оценкам, иностранное участие в экономике КНР составляет на современном этапе примерно 10%. По расчетам специалистов, прием в ВТО приведет к удвоению этого показателя. Несмотря на все положительные сдвиги за последние 20 лет, Китай в недостаточной степени интегрирован в мировую торговую систему. Более того, отсутствует интегрированность и на внутрикитайском уровне. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед Китаем на современном этапе, - объединение разрозненных элементов национальной экономики. (Аналогичная проблема стояла, например, перед США в конце XIX в.) Действительно, ненормальным является положение, при котором отправка контейнера из Шанхая в американский Сиэтл занимает меньше времени, чем из Шанхая в другой крупный промышленный центр той же страны - Чунцин, расположенный на реке Янцзы в глубине Китая. Десять лет назад в КНР не было общенациональной системы автомагистралей, связывающей отдельные провинции. В настоящее время протяженность таких дорог превышает 12 тыс. км (подробную информацию о связующих магистралях транспорта я указал в разделе 2.4. курсовой работы). Количество пассажирских рейсов самолетов гражданской авиации утроилось, число новых абонентов стационарной телефонной сети в 2000 г. достигло 36 млн., а мобильной связи - 42 млн. Стационарные телефоны имеются в 17% семей, причем в 90-е годы численность абонентов выросла в 30 раз. Степень распространения Интернета крайне мала, однако число пользователей ежегодно удваивается. Национальная экономика превращается в единый комплекс, чему способствует внедрение информационных технологий. Большие перспективы открываются в сфере финансовой интеграции. До недавних пор четыре банка выступали в качестве кредиторов государственных предприятий. В настоящее время сеть банковских учреждений заметно расширилась. По оценкам специалистов, роль госсектора в национальной экономике сократилась до 50%, тем не менее на него приходится более 70% основных фондов и 80% оборотного капитала в обрабатывающей промышленности. В таких условиях роль частного сектора оценивается еженедельником "Economist" как "ограниченная". Правительство разработало радикальные меры по развитию фондового рынка и санации государственных банков. Обмен долговых обязательств на акции способствовал сокращению бремени безнадежных долгов в банковской системе на 1,4 трлн. юаней. В будущем предоставление заемных средств будет осуществляться только финансово надежным предприятиям. Фондовый рынок играет все большую роль в финансировании продуцентов. Если в 1999г. через него были мобилизованы средства на общую сумму 440 млрд. юаней, то в 2000г. - уже 620 млрд. При этом участие иностранного капитала превысило 180 млрд. Эмиссии и выставлению на продажу акций таких крупных объединений, как "Petrochina" и "China Mobile", предшествовала их реструктуризация, что сделало их более отвечающими общемировым стандартам. Реформы в КНР и рост ее экономики должны позитивно повлиять на весь регион, особенно в настоящее время, когда страны Восточной и Юго-Восточной Азии испытывают негативные последствия от замедления развития в США. Что касается Китая, то значительного спада в этой стране не прогнозируется. Даже в случае глобального экономического спада Китай будет развиваться относительно стабильно, хотя бы в силу размеров своей экономики. Только в 2000г. китайский импорт вырос на огромную величину - 55 млрд. долл., что свидетельствует о превращении экономики КНР в мощный фактор развития всего региона. Что касается угрозы для азиатских продуцентов, исходящей от китайских поставщиков, то ее преодоление почти целиком зависит от самих государств данного региона: реализация откладываемых структурных реформ должна способствовать решению проблем, связанных с внешними факторами. В долгосрочной перспективе быстроразвивающийся Китай рассматривается в качестве источника угрозы и влиятельными группировками в США. Развитие американо-китайских отношений осложняется наличием в двусторонней торговле положительного сальдо в пользу КНР в размере 60 млрд. долл. Однако связи между двумя странами настолько усложнились и диверсифицировались, что при их анализе не следует давать однозначных оценок. Например, необходимо учитывать, что объем продаж американских фирм, действующих в Китае, в настоящее время почти такой же, как весь экспорт из США в КНР. Инвестиционные потоки сопоставимы с торговыми потоками. Изоляция Китая от мировой экономики могла бы нанести серьезный удар по американским интересам. Кроме того, по расчетам "Morgan Stanley", в ближайшие 15-20 лет реформы в КНР должны дать экономический эффект в размере примерно 40 трлн. долл., при этом иностранные предприниматели, и прежде всего американские, могут рассчитывать приблизительно на 8 трлн. из них.
74. Роль России в современном мировом хозяйстве
По данным Всемирного банка (табл. 1), в 90-е годы мировой ВВП ежегодно в среднем возрастал на 2,2%, а промышленное производство – на 2,3%. При этом наиболее высокие темпы развития среди крупных государств демонстрировали Китай (соответственно 11,6% и 16,3%) и Индия (6% и 7,2%). Среди развитых стран наиболее успешно развивалась экономика США (3% и 4,3%), что подкрепило американские претензии на господствующие позиции в мире. К сожалению, показатели России оказались среди худших: ежегодно ВВП РФ уменьшался на 7,7%, а промышленное производство – на 9,3%. Ведущие страны мира – США, Япония, Китай, Германия. Набирают темпы Индия и некоторые другие еще недавно слаборазвитые страны. России же грозит реальная опасность не попасть в следующем столетии в список главных центров силы. Отсутствие продуманной стратегии политических и экономических реформ привело к катастрофическим последствиям. У сегодняшней России осталось чуть больше половины территории и населения бывшего СССР и всего четверть ВВП. По размерам ВНП и паритету покупательной способности (ППС) РФ уступает не только странам “большой семерки”, Индии и Китаю, но и Южной Корее, Мексике, Бразилии и Индонезии. Уже в ближайшем десятилетии Россию могут обогнать Турция, Иран, Аргентина и Австралия. Российское правительство не в состоянии собирать причитающиеся налоги, и федеральный бюджет страны упал до размеров Дании и Финляндии. В результате в 1999 г. расходы правительства, по предварительным данным, составили примерно 20-22 млрд долл. по обменному курсу. На протяжении нескольких лет бюджет РФ держался на строго дозированных вливаниях Всемирного банка и МВФ, которые еще больше увеличили внешний долг страны. Это привело к тому, что размеры иностранной задолженности превысили величину ВВП по обменному курсу. Россия страдает от неразвитости рыночных отношений. Денежная масса покрывает всего 16% ВВП, в то время как в Швейцарии этот показатель составляет 130%, в Японии – 112, во Франции – 69, в Германии – 66, в США – 59%. На долю России приходится менее 0,01% от капитализации мирового рынка. Понижение статуса России на мировой арене связано не только с беспрецедентным по глубине и продолжительности экономическим кризисом, но и с тем, что после краха биполярной системы РФ стала страной, не имеющей настоящих партнеров и союзников, что создало угрозу ее изоляции на международной арене. СНГ не смогло повернуть вспять дезинтеграционные процессы в постсоветском пространстве. Россия оказалась в роли постороннего наблюдателя консолидационных процессов, развернувшихся как в Европе, так и в АТР. Она утратила возможность влиять на развитие ситуации в Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке, т. е. в тех регионах мира, которые на протяжении столетий имели жизненно важное значение для России.
75. После выхода России из августовского кризиса 1998 г. в стране начался экономический рост, что позволяет надеяться на улучшение ее позиций в мировой экономике, а в мае 2002 г. Министерством торговли США и Комиссией Европейского союза России был представлен статус страны с рыночной экономикой, что существенно улучшает ее позиции в рейтинге конкурентоспособности.
Важное значение, с точки зрения перспектив России на мировой экономической арене, имеет конкурентоспособность отдельных отраслей и видов производства. По конкурентоспособности на мировых товарных рынках можно выделить три группы отраслей российской экономики:
1) конкурентоспособные ресурсоемкие отрасли, способные развиваться на базе самофинансирования, а также привлечения иностранных инвестиций (нефтяная, газовая, лесная, алмазная, химическая промышленность, энергетика, черная и цветная металлургия);
2) отрасли обрабатывающей промышленности, способные производить конкурентоспособную на мировых рынках продукцию (аэрокосмическая, атомная, оборонная промышленность; в определенной степени энергетическое машиностроение, тяжелое станкостроение, биотехнологии, целлюлозно-бумажная промышленность).При протекционистской поддержке государства они могут обладать необходимой международной конкурентоспособностью;
3) отрасли, удовлетворяющие значительную часть спроса на внутреннем рынке, но не обладающие международной конкурентоспособностью (автомобилестроение, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов, сельское хозяйство). Государство должно поощрять внутренний спрос на их продукцию.
Отрицательное воздействие на конкурентоспособность российской продукции оказывают: недостаточная инновационная активность, технологическое отставание от промышленно развитых стран; относительно низкая производительность труда; высокая энергоемкость производства; физический и моральный износ оборудования; бюрократизация и криминализация экономики.
Многие присущие российской экономике преимущества в 90-х гг. использовались недостаточно, по существу утрачиваясь. Так, резко сократились работы по геологоразведке и освоению запасов полезных ископаемых; ускорился процесс старения основных фондов в промышленности, аграрной сфере, на транспорте. Не прекращался отток специалистов из науки и промышленности за рубеж, в банковскую сферу, в торговлю. Россия утратила традиционные для себя рынки развивающихся стран, стран Восточной Европы, позднее и стран СНГ.
В результате современное положение России в мировой экономике не соответствует ее потенциалу. Имеющаяся природно-ресурсная база, пока еще сохранившийся производственный и научно-технический потенциал, высокий уровень образования и квалификации кадров должны быть эффективно использованы и послужить основой ускоренного экономического роста в XXI в.
[1] Бородин К.Г. Теории международной торговли и торговая политика.// Российский внешнеэкономический вестник. 2006. №1. С.9.
|