Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспортная выручка служит источником накопления капитала, направленного на промышленное развитие

Поиск

25. Платежный баланс - количественное и качественное стоимостное выражение масштабов внеш­неэкономических операций страны, ее участия в мировом хозяйстве

С точки зрения бухгалтерии платежный баланс всегда находится в равнове­сии. Но по его основным разделам имеет место либо активное сальдо (если по­ступления превышают платежи), либо пассивное (если платежи превышают поступления).

Структура платежного баланса

Платежный баланс имеет следующие разделы:

— торговый баланс, т. е. соотношение между ввозом и вывозом товаров;

— баланс услуг и некоммерческих платежей;

— баланс движения капиталов и кредита.

Торговый баланс. Показатели внешней торговли тра­диционно занимают важное место в платежном балансе. Соотношение стоимо­сти экспорта и импорта товаров образует торговый баланс. В связи с тем что значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически произведенных за соответствующий период.

Баланс услуг. Он включает платежи и поступления по транспортным перевозкам; страхова­нию; электронной, космической, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи; международному туризму; обмену научно-техническим и произ­водственным опытом; экспертным услугам; содержанию дипломатических, тор­говых и иных представительств за границей; передаче информации; культур­ному и научному обменам; различным комиссионным сборам; рекламе; ярмаркам и т. д. Услуги - это динамично развивающийся сектор мировой экономики, влияние которого на объем и структуру платежей и поступлений постоянно возрастает.

Баланс движения капиталов и кредитов. Он выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капита­лов, а также предоставленных и полученных международных кредитов. По эко­номическому содержанию эти операции делятся на две категории: международ­ное движение предпринимательского и ссудного капитала.

Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.

Официальные цели МВФ

1. «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;

2. «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;

3. «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»;

4. оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

5. предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

[править]Основные функции МВФ

· содействие международному сотрудничеству в денежной политике

· расширение мировой торговли

· кредитование

· стабилизация денежных обменных курсов

· консультирование стран-дебиторов (должников)

· разработка стандартов международной финансовой статистики

· сбор и публикация международной финансовой статистики

 

26 Формы и методы международной торговли.Товарные биржи и их роль.

Метод – это способ осуществления внешнеторгового обмена.

Выделяют следующие методы:

Прямой – совершение операции непосредственно между производителем и потребителем.

 

Преимущества:

 

 

Сокращает издержки производства

 

Снижает риск и

зависимость результатов деятельности от возможной недобросовестности и

o некомпетентности посредников

 

o Позволяет компании-производителю

o постоянно находится на зарубежном рынке, учитывать его изменения и

o своевременно реагировать

 

 

2. Косвенный – совершение операции через

3. посредника

 

Преимущества:

 

 

o Посредник обладает более высокой коммерческой квалификацией

 

o

o Нет необходимости концентрации финансовых и интеллектуальных ресурсов на

o первом этапе выхода на зарубежный рынок

 

 

Доля посредников в международной торговле значительно выше, чем в внутренней.

Функции посредников:

 

1. объединение товаров различных производителей в один набор,

2. соответствующий спросу локального местного рынка

 

3. разукрупнение

4. партий товара в интересах местной розничной торговли

 

5.

6. приспособление товара к условиям местного локального рынка

 

7. физическое

8. перемещение товара, включая транспортировку и складирование

 

9.

10. установление цены в результате постоянного контакта с местным рынком и

11. различными производителями

 

12. продвижение товара и его реклама

 

13.

14. поиск покупателя и продажа товара

 

15. предоставление кредита покупателю

 

1. экспорт – вывоз товара за рубеж, на условиях FOB, цена в долларах США.2. импорт – ввоз товара из-за рубежа, на условиях CIF, цена в долларах США3. реэкспорт – вывоз за рубеж ранее ввезенной продукции, не подвергшейсяв реэкспортирующей стране существенной переработке.Существенная переработка:1. изменение наименования2. добавленная стоимость составляет более 50% от первоначальной.Причины реэкспорта:1. использование традиционных мест в международной торговле2. вынужденный реэкспорт3. реэкспорт с целью получения прибыли на разнице в ценах4. реэкспорт как составная часть более сложной внешнеэкономической операции5. реэкспорт как инструмент обхода сложных торгово-политических барьеров4. реимпорт – ввоз ранее вывезенной продукции, не подвергшейся в стране- реимпортере существенной переработке.5. встречная торговля – все виды товарообменных сделок объединяются вэто понятие.Эксперты ООН делят на:· бартерные· торгово-компенсационные· промышленно-компенсационныеЭксперты ОЭСиР делят на:· торговая компенсация – однократная операция на небольшую сумму,включающую обмен крайне разнородными товарами, которые органически не связанымежду собой.· промышленная _______________________________________ - сделки наболее крупную сделку, обычно соответствующую продаже оборудования или готовыхпредприятий, при этом существует связь между продаваемыми товарами.Товарная биржа – это постоянно действующий оптовый рынок однородных заменимыхтоваров. В настоящее время на товарных биржах совершается около 20% операций.Также, товарная биржа является информационным центром.Виды товарных бирж:1. по собственности:· публичные (владелец - государство)· частные (владелец - АО)2. по масштабам деятельности:· международные· региональные3. по степени специализации:· универсальные· специализированныеАмериканская классификация участников товарной биржи: 1. полные члены – физические лица, получающие доступ в биржевое2. кольцо, во все торговые секции биржи. Число определяется количеством3. постоянных брокерских мест. 4. неполные члены – брокеры и дилеры,5. имеющие право торговать в одной секции. 6. специальные члены –7. юридические лица, участвующие в торгах через доверенных рокеров и дилеров. 8. 9. не члены биржи – все оперирующие владельцы брокерских мест. Платят аренду.10. В России – приглашенные. Виды товаров: 1. растительного происхождения 2. животного происхождения 3. 4. энергетические и смазочные, химикаты 5. металлы, изделия и полуфабрикаты6. из них Характерные черты биржевых товаров: 1. должен быть однородным (заменимым) 2. должен быть пригоден для3. стандартизации 4. не должен быть скоропортящиеся 5. спрос и6. предложение должны носить массовый характер 7. предложение должно8. превышать спрос в течение продолжительного периода времени 9. спрос10. и предложение должны легко прогнозироваться Биржевая котировка – это установление цены на товар.Виды котировок: 1. цена продавца 2. цена покупателя 3. цена сделки Виды биржевых операций: 1. по результату осуществления сделки: · действительные· спекулятивные 1. по сроку реализации (основная цель товарной биржи – возможность2. спекуляции на разнице в цене) 3. по длительности: · кассовые· срочныеКонтанго – это разница в цене товара, если цена товара по срочным сделкамвыше, чем по кассовым.Бэквордейшн – это разница в цене товара, если цена товара по кассовым сделкамвыше, чем по срочным.

27 Ценообразование на мировых товарных рынках и биржах. Понятие мировых цен.

 

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, как и на внутреннем рынке, определяется конкретной рыночной ситуацией. Принципиально понятие цены сходно и для внутреннего рынка, и для внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, – это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий – ценообразующих факторов. По характеру, уровню и сфере действия они делятся на пять групп.

1. Общеэкономические факторы действуют независимо от вида продукции и конкретных условий производства и реализации. К ним относятся:

  • экономический цикл;
  • состояние совокупного спроса и предложения;
  • инфляция.

2. Конкретно экономические факторы определяются особенностями данного товара, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:

  • издержки;
  • прибыль;
  • налоги и сборы;
  • предложение и спрос на данный товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;
  • потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.

3. Специфические факторы действуют только в отношении некоторых видов товаров и услуг:

  • сезонность;
  • эксплуатационные расходы;
  • комплектность;
  • гарантии и условия сервиса.

4. Специальные факторы связаны с действием особых механизмов и экономических инструментов, к которым относятся: государственное регулирование; валютный курс.

5. Внеэкономические факторы: политические; военные.

Как мы уже отмечали, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет определенные особенности, с учетом их следует рассматривать и действие перечисленных выше ценообразующих факторов. Например, известно, что соотношения спроса и предложения ощущается субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке.

Участник международной торговли сталкивается с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем; он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и покупателей. Кроме того, в рамках мирового рынка менее мобильны факторы производства: свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы на нем значительно ниже, чем в рамках одного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Все подобные обстоятельства отражаются на формировании мировых цен.

Под мировыми ценами понимают цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг; такие операции имеют международные организационные формы (биржи, аукционы и т. п.) или выражаются в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей.

Практически на цену предлагаемого товара влияют:

  • платежеспособный спрос покупателя данного товара, то есть, попросту говоря, наличие денег;
  • объем спроса – количество товара, которое способен приобрести покупатель;
  • полезность товара и его потребительские свойства.

На стороне предложения действуют следующие ценообразующие факторы:

  • количество товара, предлагаемого на рынке;
  • издержки производства и обращения;
  • цены на ресурсы и средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.

Общий фактор для внутреннего и международного рынка – замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие факторы – как экономические, так и внеэкономические.

На мировом рынке возможно искаженное соотношение спроса и предложения. При чрезмерном спросе на какой-то товар может возникнуть ситуация, когда на рынок выбрасывают товар, произведенный в наихудших условиях, по национальной цене, которая будет некоторое время определять мировую цену и наверняка будет весьма высока. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос: тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишне отметить и такой нюанс: даже если крупнейший производитель товара в какой-либо стране является крупнейшим поставщиком данного продукта на национальном рынке, это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке.)

При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия «цена продавца», то есть предлагаемая продавцом, а, значит, относительно более высокая, и «цена покупателя», то есть принимаемая и уплачиваемая покупателем, а, значит, относительно более низкая. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры есть «рынок продавца», где из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец, и «рынок покупателя», где из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация по ценам противоположная. Но условия на рынке все время изменяются, что находит отражение в ценах, поэтому рынок должен быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.

В последние два-три десятилетия важную роль в ценообразовании на товары, в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки, в число которых входят техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием продукта. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляет 60 % в цене поставки.

Развитие науки и технологии влияет на совершенствование качественных характеристик товара, а с другой стороны, воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда и эффективность производства. В текущих условиях в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом полезного эффекта (например, возрастает скорость и надежность) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя, снижаются.

При анализе цен необходимо учитывать и движение экономического цикла, имеющее в сфере международных экономических отношений определенную специфику. Так, в стадии депрессии цены, как правило, не повышаются; наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространяется на международную торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины подобных явлений, тем более в фазе кризиса или подъема.) В зависимости от вида товаров и товарных групп динамика изменения цен отличается. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее реакция цен на продукцию машиностроительного комплекса.

 

Мировыецены, денежное выражение интернациональной (мировой) цены производства, складывающейся на мировом рынке. Интернациональная цена производства определяется условиями производства преобладающей в мировой торговле массы товаров. В условиях современного капитализма по М. ц. осуществляются крупные коммерческие экспортные или импортные операции, имеющие регулярный характер и предусматривающие платежи в свободно конвертируемой валюте.

 

28.Внешнеторговая политика — составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов (налоги, субсидии, прямые ограничения импорта и экспорта, кредитования и т. п.). В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортёры и импортёры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.

Исторически выделяется два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли. В «чистом виде» их можно условно выделять в докапиталистические эпохи, при небольшом внешнеторговом обороте и развитии внешнеэкономических связей. В современных условиях внешнеторговая политика государств представляет собой сочетание обеих противоположностей, оптимизируемое в зависимости от обстоятельств.

Разновидности внешнеторговой политики

Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

Основные направления протекционизма:

· Селективный протекционизм — защита внутреннего рынка от конкретного вида товара, или от конкретного государства;

· Отраслевой протекционизм — защита отрасли производства;

· Коллективный протекционизм — взаимозащита нескольких стран, объединенных в союз;

· Скрытый протекционизм — нетаможенные методы протекционизма.

Свобода торговли — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и преодолевают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.

Как правило, правительства стремятся проводить гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и сохраняют элементы свободной торговли, стремясь при этом обеспечить благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются соглашения, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

 

29 Тарифные методы регулирования внешней торговли и практика их применения.

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:

инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Можно привести следующие классификации таможенных пошлин.

1. По способу взимания:

адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1т);

комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1т).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл. При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60 долл., при падении цены товара до 100 долл. — сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

2. По объекту обложения:

импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

• экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

3. По характеру:

сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

4. По происхождению:

• автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

• конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения.

• преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

5. По типам ставок:

• постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

• переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы — довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

6. По способу вычисления:

• номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт

эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали данных товаров.

 

30 Методы нетарифного регулирования внешней торговли и их приемущество.

 

Нетарифные методы регулирования внешней торговли (Non-tariff trade regulation) означают применение различных инструментов внешнеторгового регулирования, отличных от таможенной пошлины. К ним относятся:квотирование, лицензирование, добровольное ограничение экспорта, экспортные субсидии, административные и технические барьеры и др.

Квотирование (quotation) внешнеторговых поставок означает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени. Выделяются квоты:

· Общая квота (global quota) определяется для государственных нужд;

· Естественная квота (natural quota) - связана с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;

· Исключительная квота (exclusive quota) - вводится в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.

· Тарифная квота (tariff quota) представляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам;товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам.

· Экспортная квота (export quota) ограничивает количество продукции, разрешенной для вывоза.

· Импортные квоты (import quota) ограничивает количество продукции, разрешенной для ввоза.

Лицензирование (licensing)представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара –в этом случае лицензирование тесно связано с квотированием. Лицензирование может выступать составной частью квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. Основными видами лицензий являются:

Квота, вводимая страной-экспортером, а не страной-импортером, называется добровольным ограничением экспорта (voluntary export restraint). Оно может навязываться путем, например, убеждения или угрозы применения санкций;такая форма урегулирования лишь внешне представляется добровольной.

Под экспортной субсидией (export subsidy) понимается оказание правительством или государственным органом страны финансовой помощи предприятиям и отраслям экономики на ее территории для поддержки отечественных экспортеров и косвенной дискриминации зарубежных импортеров.

Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например торговое эмбарго (trade embargo) -запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров.

Распространенной формой административных мер контроля внешней торговли являются декларации, визы, разрешения. В число технических барьеров входят требования о соблюдении национальных стандартов, получении сертификатов качества импортной продукции, специфической упаковки и маркировки товаров, соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм и др.

 

31Всеми́рная торго́вая организа́ция (ВТО; англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC),исп. Organización Mundial del Comercio) — международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализациимеждународной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницейГенерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.[2]

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды).

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария. Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами, в штате самой организации около 640 человек.[5]

На 24 августа 2012 года в ВТО состояло 157 стран.[6].

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.[7]

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию об условиях труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников конкурентным преимуществом) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, которые утверждали, что такие меры только ухудшат благосостояние работников в связи с сокращением числа рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.[7]

Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли[9]. Согласно декларации, работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

· Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.126 (0.021 с.)