Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОЭСР и проблемы глобализирующейся мировой экономики.

Поиск

В современных условиях глобализации экономики значение ОЭСР как центра по обмену передовым экономическим и социальным “ноу хау” возрастает. На процессы ускоряющиеся процессы глобализации ОЭСР отвечает следующими шагами:

· Все большую долю в общем объеме работы ОЭСР занимают не вопросы экономического развития отдельных стран, а ’’межстрановые’’ проблемы; и не специализированные вопросы отдельных сфер экономики, а проблемы, находящиеся на их стыке, так называемых “междисциплинарные проблемы’’. В данном случае учитывается то обстоятельство, что нарастающая глобальная интеграция усиливает взаимодействие национальных экономик и придает все большее сходство многим проблемам, с которыми они сталкиваются. Экономические и социальные решения, принимаемые отдельными странами все сильнее отражаются на положении их соседей и партнеров (эффект “spillover”). Поэтому межстрановые исследования направлены в том числе на усиление использования положительного влияния глобализации и минимизацию негативных влияний эффекта “spillover”.

· Все больше ОЭСР обращает свой взор на внешние для ограниченного круга стран-членов проблемы, то есть проблемы развивающихся стран, ’’стран с динамично развивающейся экономикой’’ (Таиланд, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Аргентина и т.д.) и стран с переходной экономикой В странах ОЭСР растет понимание того, что их собственное благополучие в возрастающей степени зависит от благополучия этих стран.

· ОЭСР проводит специальные исследования и на их базе международные встречи по специфическим проблемам глобализации экономики и перехода развитых стран к постиндустриальному обществу. Эти исследования и обмены мнениями затем служат базой для принятия стратегических решений в экономической и социальной политике.

Для иллюстрации тенденции к поиску решений существующих на транснациональном уровне “междисциплинарных” проблем можно упомянуть одну из них. Это все более обостряющаяся в развитых странах проблема стареющего населения. Повышение экономического благосостояния, сопровождаемое повышением продолжительности жизни, приводит к тому, что все большую долю в демографической структуре развитых стран занимают пожилые люди, что увеличивает нагрузку как на государственные бюджеты, так и на частные пенсионные и страховые институты. При этом новоиспеченные пенсионеры находятся в хорошей физической и интеллектуальной форме, что создает необходимость поиска их места в обществе, смягчение эффекта “социальной изоляции” и применения их опыта и возможностей. Таким образом, существует проблема на стыке экономической и социальной областей, требующая, с одной стороны, решения вопросов поддержания высокого уровня производительности труда и обеспечения устойчивого экономического роста в развитых странах, и с другой стороны, специфических вопросов занятости. В рамках данной тематики ОЭСР проводит ряд исследований, направленных на приспособление государственных пенсионных систем и частных пенсионных фондов и страховых компаний к меняющимся демографическим условиям. Кроме того исследуются возможности переобучения и увеличения занятости пожилых людей.

Другим направлением работы, находящемся на стыке различных областей, являются проводимые в рамках ОЭСР исследования и консультации по взаимосвязи политики стимулирования конкуренции (в этой области ОЭСР обладает уникальным международным опытом и занимает одно из ведущих мест среди международных экономических организаций) и торговой политики. Эти вопросы сейчас весьма актуальны в связи с переговорами в рамках ВТО. В то же время механизм ОЭСР позволяет проводить такие обсуждения за пределами официальных рамок. Для этого используется деятельность Комитета по торговле и Комитета по законодательству и политике в области конкуренции, которые создали совместную Рабочую группу по торговле и конкуренции.

Усиление внимания к проблемам стран, не входящих в ОЭСР, отражается на одном из основных направлений работы Организации – на экономическом мониторинге и прогнозировании. ОЭСР приступила к регулярной подготовке экономических обзоров по странам, не входящим в организацию. В одном из наиболее популярных изданий ОЭСР, публикуемых дважды в год (в июне и декабре) “Экономических перспективах” (Economic Outlook) все больше места уделяется динамично развивающимся странам Азии и Латинской Америки и странам с переходной экономикой.

Наконец, ОЭСР активно занимается специальными вопросами напрямую связанными с глобализацией. Так, например, деятельность Организации направлена на создание оптимальных условий для свободного перетока капитала и нематериальных продуктов (услуг и интеллектуальной собственности) в мировой экономике. В данной сфере идет работа по мониторингу соблюдения условий Кодекса либерализации движения капитала и Кодекса либерализации текущих невидимых операций, в том числе проводятся исследования целесообразности продления срока действия исключений, предоставленных отдельным странам.

В области совершенствования международной системы налогообложения ОЭСР исследует отрицательные эффекты вредной налоговой конкуренции между отдельными странами (имеется в виду практика создания оффшорных и прочих специальных зон), занимается совершенствованием Модельной конвенции по налогообложению дохода и капитала (она является базой для заключении двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения), расширяет доступ стран, не входящих в организацию к “Руководству ОЭСР для многонациональных предприятий и налоговых органов по трансфертному ценообразованию”.

Быстрое развитие международной торговли требует создания добросовестной конкурентной среды для ее участников, в том числе и в сфере отношений с государственными органами стран-партнеров. Не секрет, что подкуп государственных чиновников достаточно широко используется различными торговыми фирмами для облегчения проникновения на рынки некоторых стран, что искажает объективную картину сравнительной экономической выгодности внешнеторговых сделок и подрывает добросовестную конкуренцию. В связи с этим ОЭСР разработала “Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных государственных служащих при заключении международных торговых сделок”. Эта конвенция была подписана в декабре 1997 г. странами ОЭСР, Аргентиной, Бразилией, Болгарией, Чили и Словакией. В настоящее время идет процесс ратификации Конвенции национальными парламентами, после чего она вступает в силу. Страны, присоединившиеся к Конвенции, обязаны принять внутренние законодательные акты, предусматривающие наказание для национальных участников международной торговли, дающих взятки иностранным чиновникам.

Одним из специфических явлений, сопутствующих глобализации мировой хозяйственной жизни, является быстрое проникновение компьютерных сетей, в особенности сети Интернет, во внутреннюю и внешнюю торговлю. В связи с этим ОЭСР участвует в выработке универсальных международных правил регулирования электронной торговли. Бурное развитие электронной торговли, например, ставит ряд требующих решения вопросов в области налогового и таможенного регулирования. Однако ОЭСР делает здесь акцент прежде всего не на мерах жесткого регулирования и контроля, а на различных аспектах защиты прав потребителей и избежании введения неоправданных барьеров и ограничений в сфере электронной торговли на национальном уровне

69. Основные цели и функциональные характеристики МВФ

 

МВФ создан для регулирования отношений в сфере валютных расчётов между государствами и осуществления финансовой помощи странам-членам через предоставление им при возникновении валютных затруднений, обусловленных нарушением равновесия платёжных балансов, краткосрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд действует как специализированная организация системы ООН. Практически МВФ является институциональной основой современной международной валютной системы.

Официально утверждены такие цели МВФ [18, с.90]:

· Содействие международному сотрудничеству путём обеспечения механизма для консультаций и согласованных действий относительно международных валютных вопросов;

· Содействие сбалансированному росту международной торговли с целью повышения уровня занятости и реальных доходов населения, развитию производственных возможностей стран-членов;

· Содействие стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям, и предотвращение конкурентному обесцениванию валют;

· Содействие созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям, и стремиться к ликвидации валютных ограничений;

· Временно предоставлять общие ресурсы Фонда государствам-членам (при наличии соответствующих гарантий), для того, чтобы они могли исправить нарушения равновесия их платёжных балансов, избегая мер, которые могли бы принести вред на национальном или международном уровне;

· Сократить сроки и масштабы дефицита платёжных балансов.

Участники Бреттон-Вудской конференции поручили Фонду исполнение трёх основных функций [18, с. 90]:

· Контроль за выполнением «кодекса поведения» (тесного сотрудничества в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платёжного оборота;

· Предоставление членам фонда финансовых ресурсов с целью обеспечения выполнения ими «кодекса поведения»;

· Организация форумов для взаимных консультаций стран-членов и сотрудничества по международным валютным вопросам.

Позднее страны-члены определили для МВФ и дополнительные функции и обязанности в зависимости от требований времени и обстоятельств. Сейчас МВФ имеет такие функции:

ü Осуществление надзора за согласованной системой упорядоченного обмена национальных валют;

ü Предоставление кредитов своим членам на реорганизацию экономики для установления более эффективного сотрудничества;

ü Предоставление дополнительных услуг странам-членам (повышение квалификации персонала, техническая помощь в специализированных сферах, информационное обеспечение).

 

70. Всемирный банк (Международный банк реконструкции и развития), как специализированный институт ООН, предоставляет странам, которые развиваются, финансовую помощь, исполняет роль советника в разработке программ их экономического прогресса, координирует действия промышленно развитых стран и содействует развитию международных экономических организаций.

МБРР, более известный как Всемирный банк (Мировой банк), был основан в 1944 году с целью предоставления помощи в возобновлении и развитии экономики западноевропейских стран, хозяйство которых было подорвано второй мировой войной. Из середины 1950-х годов после возобновления экономики этих стран основное внимание МБРР было сосредоточено на содействии экономическому развитию государств, которые освободились от колониальной зависимости.

Высшим органом МБРР является Совет управляющих, что состоит из представителей всех стран-членов Банка, которые назначаются соответствующими правительствами на пятилетний срок. Совет управляющих МБРР собирается на сессии один раз на год вместе с МВФ.

Членами МБРР могут быть страны, которые вступили к МВФ, поскольку обязаны проводить валютно-финансовую политику, которая отвечает Уставу МВФ. Членами МБРР являются 180 стран, однако вследствие системы распределения голосов главную роль в Банке играет группа из 10 наиболее развитых стран во главе из США. Решения в Совете управляющих МБРР принимаются простым большинством голосов. Каждая страна имеет 250 голосов плюс один голос за акцию 100 тыс. СДР в капитале Банка, и в результате на группу 10 приходится свыше 60 % всех голосов. Для постановления особенно наиболее важных решений необходимо квалифицированное большинство (85 %) голосов, а потому США, которым положено свыше 17 % голосов, имеют право вето по всем важнейшим вопросам. Даже такие большие страны, как Россия, Китай и Индия, которые имеют по 3 % голосов, ощутимо не влияют на принятие решений.

Текущей деятельностью МБРР руководит Директорат МБРР, в составе 22 директоров-исполнителей. Семеро из них назначаются (те, которые представляют США, Англию, Францию, Германию, Индию, КНР и Россию), остальные избираются членами Банка.

Директорат МБРР возглавляет Президент Банка. По традиции он - американец (в данное время Роберт Зеллик - от США).

Уставный капитал МБРР создается подпиской стран-членов на его акции. Сначала капитал представлял 10 млрд. дол. США, но в дальнейшем, в связи с необходимостью расширения кредитной деятельности банка, подписной капитал неоднократно увеличивался,- в 1998 году он достиг 186,4 млрд. дол. США (свыше 150 млрд. СДР, часть уплаты - 11,3 млрд., а остальные могут быть востребованы в случае необходимости).

Для пополнения своих ресурсов МБРР выступает как заемщик на мировом финансовом рынке, размещая на нем в отдельные годы облигационные ссуды на сумму свыше 10 млрд. дол. Поскольку МБРР имеет хорошую репутацию, а облигации приносят солидную прибыль (около 7 % годовых), частные банки и другие кредитно-финансовые институты охотно вкладывают свободные капиталы в облигации МБРР.

Кредитные операции МБРР отвечают интересам частного капитала, который при посредничестве Банка осуществляет активную инвестиционную деятельность, в частности в странах, которые развиваются. МБРР предоставляет кредиты на принятые им проекты, причем получение этих кредитов обусловливается выполнением заемщиком ряда рекомендаций Банка как экономического, так и социального характера. Общая сумма кредитов, предоставленных Банком 128 странам за более чем 50 лет его деятельности, превысила 320 млрд. дол. МБРР предоставляет кредиты платежеспособным заемщикам и исключительно на высокорентабельные проекты.

Получателями кредитов могут быть правительства стран-членов Банка, а также частные фирмы и организации, которые имеют гарантию правительства или центрального банка. Кредиты МБРР долгосрочны, обычно они предоставляются на 15-20 годы с льготным периодом 5 лет. Объекты, которые сооружаются при участии МБРР, покрываются его кредитами не более чем на 30 % их стоимости. За выданными кредитами Банк стягивает в среднем на 0,5 % больше, чем сам он платит за привлеченными средствами, а поскольку ставки мирового финансового рынка достаточно высоки, то и кредиты МБРР являются дорогими, и из-за этого они недоступны для многих стран, которые развиваются.

Львиная доля предоставленных МБРР кредитов направлена на развитие инфраструктуры, в поддержку сельского хозяйства и рыболовства, вклады в промышленность не превышают 15 %.

В кредитной деятельности Банка в начале 1980-х годов состоялись значительные изменения; если раньше он предоставлял только целевые кредиты на какие-то конкретные объекты производственного характера, то теперь выделяет средства на осуществление программ структурной перестройки и урегулирования острых валютно-финансовых проблем стран, которые развиваются. В частности, в связи с длительным валютно-финансовым кризисом в 1997 году в странах Юго-восточной Азии в рамках международных программ экстренной помощи Банк предоставил многомиллиардные долларовые кредиты Южной Корее, Таиланду, Индонезии, Малайзии и другим странам региона.

Часть отмеченных нецелевых кредитов во всем объеме предоставленных Банком средств растет: если в начале 1980-х годов на них приходилось 10-12 %, то в 1990-х годах этот показатель превысил 25 %. Получателями этих кредитов есть как страны, которые развиваются, так и восточноевропейские государства и республики бывшего СССР.

В связи с тем, что ресурсы МБРР оказались не только недостаточными для удовлетворения растущих потребностей стран, которые развиваются, в кредитах, но и одновременно слишком дорогими, в добавление к МБРР на правах дочерних организаций были созданы Международная финансовая корпорация - МФК (1956 p.) и Международная ассоциация развития МАР (1960 p.).

 

71. Экономика США: Внешняя торговля и глобальная экономическая политика

Более чем за два столетия существования Соединенных Штатов в качестве страны их внешняя торговля и глобальная экономическая политика резко изменили свою направленность. В первые годы истории США их государственная власть и деловое сообщество основное внимание уделяли развитию внутренней экономики, независимо от того, что происходило за рубежом. Однако со времени Великой депрессии тридцатых годов XX века и Второй мировой войны страна, в общем и целом, стремилась к снижению торговых барьеров и координации мировой экономической системы. Подобная приверженность свободной торговле имеет экономические и политические корни. Соединенные Штаты все больше стали рассматривать открытую торговлю не только как средство продвижения своих экономических интересов, но и как верный путь к налаживанию мирных отношений между странами.

 

В течение значительной части послевоенного периода Соединенные Штаты занимали господствующее положение на многих экспортных рынках. Это явилось результатом мощи и стабильности экономики США, того факта, что машина их индустрии не была затронута войной, и американских успехов в развитии технологии и технических методов производства в обрабатывающей промышленности. Однако к семидесятым годам прошлого столетия разрыв между экспортной конкурентоспособностью Соединенных Штатов и других стран стал сокращаться. Более того, нарушения стабильности цен на нефть, мировой спад и повышение курса доллара по отношению к другим валютам в период семидесятых годов XX века в своей совокупности отрицательно сказались на состоянии торгового баланса США. Дефицит торгового баланса США еще больше увеличился в восьмидесятые и девяностые годы прошлого столетия, поскольку в Америке тенденция к приобретению иностранных товаров по своим масштабам постоянно обгоняла спрос на американские товары в других странах.
В восьмидесятые и девяностые годы XX века растущий дефицит торгового баланса в Соединенных Штатах привел к уменьшению политической поддержки либерализации торговли со стороны Конгресса США. В эти годы американские законодатели рассматривали широкий перечень протекционистских предложений, инициаторами многих из которых были отрасли американской промышленности, оказавшиеся не в состоянии конкурировать на рынке с аналогичными отраслями других стран. Кроме того, Конгресс все более неохотно давал президенту свободу действий в ведении переговоров о заключении новых соглашений по либерализации торговли с другими странами. В довершение всего, после окончания «холодной войны» американцы ввели ряд торговых санкций против стран, которые, по мнению США, нарушали общепринятые нормы поведения в отношении прав человека, терроризма, торговли наркотиками и создания оружия массового уничтожения.
Несмотря на эти неудачи в достижении свободной торговли, в девяностые годы XX века Соединенные Штаты продолжали добиваться либерализации торговли на международных переговорах. США ратифицировали Североамериканское соглашение о свободе торговли (НАФТА), завершили так называемый уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров и присоединились к многосторонним соглашениям, устанавливающим международные правила защиты интеллектуальной собственности и торговли финансовыми и основными телекоммуникационными услугами.
Все же к концу девяностых годов прошлого столетия будущее направление торговой политики США оставалось неопределенным. Официально эта страна сохраняла приверженность свободной торговле, поскольку участвовала в новом раунде многосторонних торговых переговоров; прилагала усилия к разработке региональных соглашений о либерализации торговли с участием Европы, Латинской Америки и Азии и стремилась решить свои двусторонние торговые споры с рядом других стран. Однако отсутствовала уверенность в том, что удастся получить поддержку в проведении подобной политики. Тем не менее, это не означало, что Соединенные Штаты собираются уйти из мировой экономики. Ряд финансовых кризисов, особенно кризис, потрясший Азию в конце девяностых годов XX века, наглядно продемонстрировали взаимозависимость глобальных финансовых рынков. В процессе работы над созданием механизмов, имеющих своей целью разрешение или предотвращение подобных кризисов, Соединенные Штаты и другие страны стали рассматривать идеи реформ, проведение которых потребует в предстоящие годы налаживания все более широкого согласования усилий и сотрудничества в международном масштабе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.239 (0.015 с.)