Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные тенденции мировой экономики начала 21 века.

Поиск

1. Глобализация. (Процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний). Последствия Глобализации:
а) ускорение экономического роста у стран – активных участников Глобализации. Они активно используют свои преимущества на мировых рынках товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.(специализация стран, теория относительных преимуществ)
б) зависимость всех участников мирового хозяйства от этого хозяйства. Это ведет к позитивным, противоречивым и негативным последствиям. Позитивные: рост доступности внешних рынков и внешних ресурсов. Противоречивые: усиление конкуренции на внутреннем рынке, уменьшение возможности государственного регулирования национальных экономик. Негативные: рост зависимости национальных экономик от конъюнктуры мирового хозяйства.

2. Интергация и регионализация. (Регионализация – ориентация страны на торговлю с соседними регионами мира). Пример: 85% внешней торговли России-страны СНГ, ЕС, Китай. Международная экономическия интеграция – процесс срастания экономик соседних стран в единых хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых связей прежде всего между их компаниями. (Интеграционное объединение – хозяйственная группировка, созданная для регулирования интеграционных процессов между ее странами-участницами).

3. Транснационализация. (ТНК – хозяйственная структура, которая включает родительские компании и их зарубежные филиалы.) сейчас существует примерно 80000родительских компаний и 800000 дочерних. (Транснационализация – процесс усиления роли ТНК в мировой экономике).

4. Либерализация. (Процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности). Существует внутриэкономическая (понижение госрасходов) и внешеэкономическая (понижение тарифных ставок на импорт/экспорт) либерализация.

5. Изменение соотношения между реальным и финансовым секторами. Как тенденция это оценка состояния страны не по производству важнейших товаров и услуг, а по финансовым показателям – бюджету, платежному балансу, курсу валюты и госдолгу.

 

Закономерности:

Можно определить через факторы определяюшие целостность мирового хозяйства.

1.действие экономических законов общий для всех стран не зависимо от уровня экономически разитых и полетического устройства.

2. достяжение НТР побуждает прогресивному развитию производственной силы всех стран.

3. Необходимость совместного решения глобальных проблем общими усилиями всех стран.

4. нарастающе потребность глобального регулирования международной жизни, как ответ на тупики.

5.

Международные экономические отношения реализуются на следующих уровнях:

Микроуровень, макроуровень.

Международные экономические отношения на макроуровне — это формы и способы связей национальных экономик в мировом хозяйстве: внешняя торговля, международная миграция факторов производства. Международные экономические отношения на микроуровне — это особая сфера деятельности национальных экономических единиц, ориентированная на внешнеэкономические связи, основанная на международном разделении труда.

Формы:

Подобное разграничение содержания и субъектов международных экономических отношений на макро-и микроуровнях позволяет объединить различные точки зрения на формы международных экономических отношений и выделить следующие:

· международная торговля товарами и услугами;

· международное производственное и научно-техническое сотрудничество, включая и обмен технологиями;

· международные валютно-кредитные и финансовые отношения;

· международная миграция рабочей силы.

Международная торговля - это сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность экспорта всех стран мира.

Международное производственное и научно-техническое сотрудничество — это совокупность отношений между фирмами различных стран в области кооперации производства, обмена технологиями, совместных НИОКР и подготовки кадров.

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения — совокупность валютно-денежных и расчетно-кредитных связей в мировом хозяйстве.

Международная миграция рабочей силы — это разнонаправленные потоки (эмиграция и иммиграция) трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы в поисках работы.

Несмотря на то, что каждая форма международных экономических отношений имеет свою специфическую сферу и способы реализации, они тесно взаимосвязаны между собой и все вместе образуют систему.

Международные экономические отношения как система представляют собой совокупность форм международных экономических отношений в их тесной взаимообусловленности и взаимодействии.

6. Разнообразие сочетаний показателей экономического развития различных стран не позволяет оценивать уровень экономического развития с какой-то одной точки зрения. Для этого используют несколько основных показателей и критериев:

- абсолютный и относительный ВВП (ВНП);

- НД и доход на душу населения;

- отраслевую структуру национальной экономики;

- структуру экспорта и импорта страны;

- уровень и качество жизни населения и некоторые другие. Следует подчеркнуть, что уровень экономического развития страны и ее участие в мировом хозяйстве – понятие историческое

Каждый этап развития национальной экономики и всего мирового хозяйства в целом вносит те или иные изменения в состав основных показателей.

Существует несколько подходов к определению места страны в мировом хозяйстве. Самый простой из них – разделение мировой экономики на группы стран по уровню дохода на душу населения. Такой подход используется в ООН, МВФ, МБРР (абсолютные показатели дохода на душу населения по странам исчисляются ежегодно). Например, МБРР различает три группы стран в соответствии с уровнем дохода. В 1995 г. были определены следующие граничные значения годового дохода на душу населения: низкий уровень доходов – не более 765 долл. (49 стран), средний уровень доходов – от 766 до 9385 долл. (58 стран), высокий уровень доходов – 9386 долл. и выше (26 стран). Дополнительная граница дохода на душу населения 3035 долл. вводится между уровнем доходов незначительно выше и незначительно ниже среднего.

Существуют и другие подходы к классификации стран в мировом хозяйстве и определению их роли в мировом воспроизводственном процессе.

В современном мире есть несколько групп государств, характеризующихся схожестью названных социально-экономических показателей.

Мир по своей социально-экономической природе крайне неоднороден. В настоящее время можно выделить три группы стран:

- промышленно развитые страны с рыночной экономикой, образующие как бы каркас мирового хозяйства;

- развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки и Океании (или страны третьего мира);

- страны с переходной экономикой, представленные в основном государствами Восточной Европы, а также Россией, находящимися на пути развития новых форм хозяйствования.

Но было бы ошибкой проводить слишком резкую черту между этими группами. Например, уже сегодня целую группу развивающихся стран – страны Юго-Восточной Азии, в частности Южную Корею, Гонконг (с 1997 г. – провинция Китая, Сянган), Тайвань, Бразилию и Аргентину, и некоторые другие – по целому ряду экономических показателей логично отнести к числу индустриально развитых государств мира. Однако по уровню других важных показателей (глубина социальных контрастов, неравномерность регионального развития и др.) они традиционно еще относятся к группе развивающихся стран.

В то же время часть несомненно развитых государств как бы опаздывает с качественными преобразованиями национальных производительных сил, что тормозит рост общественной производительности труда. Так, в странах Восточной Европы и России она одна составляет лишь около 50% уровня стран Западной Европы.

Промышленно развитые страны с рыночной экономикой. Это – группа из 25 государств. В них проживает 1,2 млрд. человек (23% всего населения мира). Они сосредоточивают около 70% мирового ВВП, и дают 70-75% мирового промышленного производства. ВВП на душу населения колеблется в этих странах от 10 до 25 тыс. долл. На них приходится около 70% мирового внешнеторгового оборота.

Промышленно развитые страны – главный производитель промышленной и сельскохозяйственной продукции, несмотря на наметившуюся тенденцию к некоторому снижению их доли в мировом производстве.

Одна из главных особенностей развитых стран – относительно равномерное распределение доходов, а также относительно равномерное хозяйственное освоение территории. Для них свойственна социальная ориентированность экономики, в частности поддержка малообеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, инвалидов и т.п.). Большие капиталовложения в науку (2-3% ВНП) и внедрение ее достижений в производство определяют высокий интеллектуальный уровень труда. Гуманизация экономики развитых стран означает высокий процент расходов на медицину, образование, культуру. Значительны также и расходы на охрану окружающей среды (3-4% ВНП), что подтверждает высокий уровень экологизации экономики.

В промышленно развитых странах происходит падение роли «нижних» этажей индустрии (традиционно добывающие отрасли) и одновременно наращивание производства в «верхних этажах» за счет развития отраслей высоких технологий. Передача «низкоквалифицированных» производств в развивающиеся страны и сохранение у себя только верхней части производственного комплекса есть своего рода инструмент конкурентной борьбы со странами с низким уровнем заработной платы, с импортом дешевых изделий из стран «новой индустриализации». Развитые государства - экспортеры не только промышленной продукции, но и капитала.

По роли в мировой политике и экономике эти страны можно подразделить на три группы.

Первую образуют семерка главных стран: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Их лидерство определяется не размерами территории и численностью населения, а важной ролью в мировой политике и экономике, высоким уровнем производительности труда, неоспоримыми успехами в развитии науки и техники. Часть этих стран были метрополиями крупных колониальных империй и извлекали из них немалые прибыли.

Вторую группу (14 стран) образуют небольшие по размеру государства, характеризующиеся высоким уровнем социально-экономического развития (Австрия, Бельгия, Дания, Нидерланды, Швеция и др.). Они нередко выступают в качестве связующего звена в экономических и политических взаимоотношениях стран первой группы. Отдельные страны этой группы занимают весьма заметные позиции в мировой торговле и политике.

В третью группу входят Страны «переселенческого капитализма» (Австралия, ЮАР, Израиль).

Развивающиеся страны. Большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки – развивающиеся страны, или страны третьего мира. Они представляют собой особую группу государств, отличающихся своеобразием исторического развития, социально-экономической и политической спецификой.

Говоря об их сходстве, необходимо отметить колониальное прошлое и связанные с этим многоукладность хозяйства, быстрый рост численности населения, его нищету, неграмотность. Им свойственны аграрная минерально-сырьевая специализация экономики и соответственно слабое развитие обрабатывающей промышленности, узость внутреннего рынка, подчиненное место в системе мирового хозяйства. Вместе с тем страны эти разные.

При типологии важно учитывать уровень развития и структуру производительных сил государств и те черты социально-экономической действительности, которые наиболее точно отражают и сегодняшнее положение, и ближайшие перспективы стран. Используя эти критерии, можно выделить пять групп развивающихся стран.

К первой группе целесообразно отнести наиболее развитые страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Уругвай и др.), а также некоторые из «новых индустриальных стран» Азии (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг).

 

Вторую группу образуют нефтеэкспортирующие страны, обладающие уникальными ресурсами, образно говоря, «набившие карманы» нефтедолларами (Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ, Ирак и др.). Их характерные признаки: высокий доход на душу населения, солидный природно-ресурсный потенциал развития, важная роль на рынке энергетического сырья и финансовых средств, выгодное экономико-географическое положение.

Соотношение между доходами от нефти и численностью населения создает специфические условия, позволяющие накапливать гигантские богатства.

Третья группа, наиболее многочисленная, объединяет страны со средним для освободившихся стран уровнем общеэкономического развития, средним размером ВВП на душу населения (около 1 тыс. долл.). Сюда входят Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис и др.

В четвертую группу стоит выделить Индию, Пакистан и Индонезию – страны с огромными территориями и населением, природно-ресурсным потенциалом и возможностями экономического развития. Эти государства заняли видное место в системе международных экономических связей, вызвали мощный приток внешних ресурсов в виде вложений иностранного капитала. Но низкие величины производства и потребления на душу населения (ВВП на душу населения – около 300 долл.) заметно тормозят их социально-экономическое развитие.

Последняя, пятая группа – наименее развитые страны мира (Афганистан, Бангладеш, Бенин, Сомали, Чад и др.). Некоторые из них не имеют выхода к морю и слабо связаны с внешним миром. В этих странах чрезвычайно низкий доход на душу населения (например, в Эфиопии – 120 долл.), повсеместно преобладают доиндустриальные формы труда, а в экономике господствующие позиции занимает сельское хозяйство. Именно эти страны составляют основу утвержденного ООН списка наименее развитых стран.

Страны Восточной Европы и бывшего СССР. Значительным экономическим потенциалом обладает Восточноевропейский регион. Немало общего имеют страны этого региона в путях исторического и социально-экономического развития, особенно в XX в.

После окончания Второй мировой войны все они вступили на путь социалистических преобразований. За последние десятилетия в большинстве из них были осуществлены индустриализация и кооперирование сельского хозяйства. Их доля в мировом промышленном производстве в начале 90-х гг. превысила 10%. Однако, административно-командные методы управления хозяйством, медленное внедрение в производство достижений научно-технического прогресса привели к замедлению темпов экономического роста, роста производительности труда.

Следствием этого явились отставание от Запада в техническом прогрессе, неконкурентоспособность большинства готовых изделий на мировом рынке, падение уровня жизни населения, инфляция. Стало очевидным, что модель организации экономического и общественного устройства, не учитывающая национальных особенностей развития стран Восточной Европы и бывшего СССР оказалась для них неэффективной и неприемлемой.

Смена политического и государственного руководства в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии в 1989-1990 гг. и распад СССР в 1991 г. привели к коренному повороту в политическом, экономическом и социальном развитии этих стран.

7. Социально-экономическое развитие страны представляет собой сложное явлениеи представляет собой комплексную характеристику общественно-экономической системы страны.


Классификация стран по этому критерию относится к качественной типологии. Чтобы провести классификацию стран по социально-экономическому развитию требуется использовать совокупность детализированных характеристик.
К ним можно отнести следующие показатели и характеристики:

 


  • Уровень экономического развития

  • Тип экономики (рыночная экономика, нерыночная, смешанная, переходная)

  • Отраслевая структура ВВП

  • Уровень и качество жизни населения.

 

Этот комплекс критериев включает кроме экономических признаков, также и социальные признаки. Такой признак как уровень экономического развития уже известен и измеряется уровнем ВВП /душу населения.


Определение рыночной экономики гласит, что рыночной экономикой является такая экономика, которая основана на свободном частном предпринимательстве, существует свободная система ценообразования под воздействием спроса и предложения и на основе конкурентных отношений.


Определение типа экономики в виде рыночной/нерыночной во многом в настоящее время определяется политическим мотивами и конкурентной борьбой между странами и фирмами этих стран зачастую определяется в процессе переговоров между странами, между странами и международными организациями, а может определяться и в одностороннем порядке. Тем не менее, есть классификация стран, которую можно использовать для определения рыночного характера экономики. Это определение индекса экономической свободы.

8. Одна из главных особенностей развития современного мирового хозяйства — усиление роли и значения бывших колониальных и зависимых территорий — нынешних развивающихся стран.
Группа развивающихся стран сегодня объединяет примерно 141 страну Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, где проживает 3,2 млрд чел. Об удельном весе развивающихся стран в мирохозяйственном комплексе свидетельствуют следующие показатели: ВВП составляет около 37% мирового объема, рост ВВП, по оценкам 2000 г., составил около 5,4% по сравнению с предыдущим годом. С 1950 до 2000 г. доля этих стран в мировом производстве увеличилась почти в 17 раз. За эти же годы их совокупный ВВП вырос в 4,5 раза, а в расчете на душу населения — почти в 2,5 раза.
Общий вклад отраслей промышленности в суммарный ВВП «третьего мира» увеличился за этот период с 26 до 42%, сельского хозяйства — снизился с 38 до 18%, сферы услуг — вырос с 36 до 40%.
В целом после глобального распада исторической колониальной системы темпы экономического роста развивающихся стран заметно ускорились и впервые за длительный период их существования в рамках мирового хозяйства превысили темпы экономического роста развитых стран (табл. 24).
Данные свидетельствуют о том, что характер соотношений в системе «развитые — развивающиеся страны» постоянно меняется и, по общим показателям, скорее в пользу вторых. В последние полвека (к 2000 г.) число стран, опережающих развитые рыночные экономики по темпам прироста подушевого ВВП, в сравнении с 1951 — 1977 гг. увеличилось с 15 до 40. При этом в 9,5 раза (с 7,8 до 73,5%) возросла доля этих стран в общей численности населения развивающегося мира.
За период экономического развития укрепился контроль развивающихся стран над своими природными ресурсами, который в недалеком прошлом принадлежал странам Запада. Большую роль в этом играют свои государственные институты, финансовые и экономические структуры, которые регулируют воспроизводственный процесс. В одних странах были укреплены, в других — заново созданы такие звенья воспроизводственной структуры, как тяжелая промышленность, банковская система, производственная инфраструктура, система подготовки кадров и образования.
За последние 30 лет доля развивающихся стран в мировом ВВП возросла с 14,2 до 37,7%, а в мировом экспорте — с 24,3 до 32,7%. Во многих отношениях этот рост был обусловлен взаимодействием ряда внутренних и внешних факторов:
• автономными процессами на периферии мирового хозяйства, денатурализацией капиталистических укладов и развитием капиталистических форм хозяйства;
• становлением индустриальной системы производительных сил и начавшимся освоением элементов НТР;
• ростом и диверсификацией структуры внутреннего рынка;
• благоприятной конъюнктурой в центре мирового хозяйства — расширением спроса развитых стран на энергосырьевые ресурсы, материалоемкие и трудоемкие виды продукции обрабатывающей промышленности, а также притоком в развивающиеся страны иностранных инвестиций и займов по каналам транснациональных корпораций и транснациональных банков. За период с 1950 по 1998 г. производство в обрабатывающей промышленности развивающихся стран возросло почти в 16 раз, в том числе в 1981—1998 гг. — в 2,7 раза, тогда как в развитых рыночных экономиках — соответственно в 5,2 и 1,5 раза. Еще в начале 50-х гг. по общему объему промышленного производства развивающиеся страны уступали развитым более чем втрое. В 1999 г. этот разрыв был ликвидирован, причем по производству минерального сырья развивающиеся страны превзошли развитые еще в 50-е гг., а по выпуску изделий легкой промышленности — в начале 90-х гг.
Значительно расширился ассортимент продукции в тяжелой промышленности, доля которой возросла с 40% в 50-е гг. до 59% в 1980 г. и 72% в 1998 г. Такой перевес тяжелой промышленности над легкой был достигнут только в 70-е годы, т. е. их продвижение к этому состоянию заняло более двух столетий. В целом в развивающихся странах складывается классическая схема рыночных социально-экономических систем, хотя в каждом регионе и отдельной стране имеются свои особенности развития.

 

9. Как мы уже говорили, к группе стран НИС относят: Республику Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Аргентину, Бразилию, Мексику, Малайзию, Таиланд, Индию, Чили, Кипр, Тунис, Турцию, Индонезию и Филиппины. По географическому признаку эти страны можно разделить на две группы: латиноамериканские и азиатские. При сравнении этих двух регионов можно выделить следующие различия:

1. Для латиноамериканских стран, характерен избыток природных ресурсов и земли по отношению труду и капиталу. Этот регион обеспечен практически всеми известными видами минерального сырья, энергетическими, водными и лесными ресурсами. Здесь сосредоточено 9% мировых запасов нефти и 13% ее добычи.

2. Своеобразные политические особенности, прежде всего у латиноамериканского региона большая, чем в ЮВА, политическая нестабильность, частые смены правительств, иногда возникают и военные конфликты между странами.

3. Авторитет власти. В азиатских странах население беспрекословно подчиняется власти, в латиноамериканских же население не всегда поддерживает политику государства.

В силу региональной специфики стартовых условий реализации концепции "догоняющего" развития и различных траекторий движения по пути хозяйственной эволюции в двух регионах выделяю две модели развития НИС: азиатскую и латиноамериканскую.

Экономические модели НИС Юго-Восточной Азии очень эффективно использовали цивилизационные ресурсы своих стран. Среди них особенно важными и экономически эффективными на этапе индустриализации оказались: уважение и беспрекословное подчинение населения государству, большое усердие и трудолюбие, командный дух и тесные клановые связи.

Можно выделить следующие этапы в эволюции хозяйств азиатских НИС:

На первом этапе (конец 1950-х начало 1960-хгг.) осуществлялось реформирование аграрного сектора. Происходила конфискация крупных землевладений, раздел земли, высвобождение рабочих рук.

На втором (середина 1960-х - начало 1970-х гг.) - создание импортозамещающих производств. Политика импортозамещения должна была способствовать развитию тех сравнительных преимуществ в экономике, которые данные страны не имели:

- повышение нормы прибыли в обрабатывающей промышленности;

- выпуск потребительских товаров;

- выпуск товаров промежуточного спроса и товаров длительного потребления.

На третьем (середина 1970-х - первая половина 1980-х гг.) происходит переход к политике экспортной экспансии. Сначала азиатские страны начали выпуск трудоемкой продукции на экспорт, так как имели сравнительные преимущества в дешевой рабочей силы. Вкладывая средства, полученные от экспорта в базовые производства они перешли к капиталоемким отраслям, поэтому структура постоянно растущего экспорта меняется в пользу обрабатывающих отраслей. Работа на внешний рынок привела к удовлетворению внутренних потребностей во многих важных товарах - машинах, металлах, оборудовании и т.д. Для данного этапа характерно партнерство государства и бизнеса. Государство определяет приоритеты развития и, используя систему льготных кредитов и внешнеэкономических преференций, поддерживает приоритетные на данном этапе отрасли.

На четвертом (с середины 1980-х до настоящего времени) - экономический рост привносит новое качественное содержание и развитие региональных экономических связей. Модернизация инфраструктуры и перестройка промышленной базы, увеличение внутреннего потребительского спроса за счет расширения среднего класса способствует росту производства, стимулируют появление новых перспективных рынков. В странах НИС формируется собственный технологический и научно-технический потенциал. Это обеспечивается постоянным возрастанием в НИС абсолютных и относительных показателей расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. При этом по производству отдельных видов промышленной продукции азиатских НИС смогли выйти на достаточно заметные позиции в мировой экономике.

Таким образом, в НИС Азии экспортноориентированная политика сочетается с эффективным импортозамещением, обеспечивая экономический прогресс региона.

Вторая экономическая модель - модель Латинской Америки, пережила три "большие экономические волны". Начавшая начинать еще в XIX веке волна либерализма и свободной торговли привела к тому, что латиноамериканские государства оказались в роли поставщиков сырья на мировой рынок. К концу 1920-х гг. эта волны исчерпала себя. Чрезвычайно разрушительный для Латинской Америки кризис 1929-1933 гг. подвел черту под режимом открытой экономики, положив начало новой "большой волне" - на этот раз государственного регулирования, этатизма.

На этом этапе в Латинской Америке существовала довольно закрытая модель экономического развития, ориентированная на развитие внутреннего рынка при сильной роли государства. Отчасти эта модель напоминала и тогдашнюю восточноазиатскую. Экономическое развитие стран Латинской Америки определяли правительства, причем очень часто у власти находилась военная хунта. Для стран региона была характерна так называемая "Импортозамещающая индустриализация":

· Наращивалось производство в отраслях тяжелой промышленности;

· Увеличивался экспорт сырья;

· Осуществлялся протекционизм с целью защиты местных производителей: импорт инвестиционных товаров для промышленности субсидировался государством, а на импорт товаров потребительского назначения были введены высокие таможенные пошлины.

Подобная стратегия развития в 1950-1970-е гг. давала странам региона темпы экономического роста порядка 5-6% в год. Тем не менее, уже к концу 1960-х гг. стали все больше проявляться ограничения такой модели развития:

· Стало ощущаться отсутствие отечественного производства промышленных товаров;

· Не была решена проблема безработицы;

· Не произошло повышение уровня квалификации рабочей силы.

В 1970-е гг. для продолжения экономического роста Латинская Америка начинает в массовом порядке импортировать недостающие на ее внутреннем рынке товары, продолжая инвестировать средства в развитие отраслей добывающей промышленности. Источником финансирования служат внешние займы, благо процентные ставки на мировых рынках на тот период были невысоки ввиду избытка ссудного капитала. Внешний долг региона вырос с 42,5 млрд. долл. в 1975 до 176,4 млрд. долл. в 1982г.

Мировой экономический кризис начала 1980-х гг. и последствия второго нефтяного шока в 1979г. резко ухудшили положение стран Латинской Америки. Они привели к падению спроса на латиноамериканское сырье, а рост цен на нефть привел к инфляции не только в развитых странах, но и в Латинской Америке. Борьба с инфляцией повсеместно велась через увеличение уровня процентных ставок, что еще более усугубило финансовое положение стран Латинской Америки - новые кредиты для погашения накопившихся долгов им давали уже на более жестких условиях. Снижение же темпов инфляции в США и рост курса доллара обернулись увеличением бремени обслуживания номинированных в долларах долговых обязательств. В предчувствии дефолта латиноамериканских стран началось массовое бегство капитала из Латинской Америки в страны с более благоприятным инвестиционным климатом. Приток капитала в регион значительно сократился.

Ответным действием правительства латиноамериканских стран было ужесточение протекционизма. Импорт сокращался через увеличение таможенных тарифов вплоть до 200%, а бегство капитала пытались приостановить через повышение уровня национальных процентных ставок. Однако на финансовую систему стран Латинской Америки оказывало огромное давление бремя внешней задолженности, а повышение ставки процента спровоцировало галопирующую инфляцию. Экономика региона впала в стагнацию, покупательная способность населения значительно снизилась.

Во второй половине 1980-х гг. латиноамериканские государства осознают тупиковость прежней модели своего развития и переходят к новой модели роста, которая способствовала выходу из кризиса. Происходит переход ко второму этапу. На данном этапе развития стран Латинской Америки лежала ориентация на внешние факторы роста по образцу стран ЮВА, становление экспорто-ориентированной экономики, ведущая роль в которой государства переходит к частному сектору. Подобная модель развития известна как креольский неолиберализм.

Лидером по внедрению неолиберализма в экономику стали Чили, а позднее чилийский опыт был опробован и в Аргентине, и в Бразилии, и в Мексике.

На данном этапе были проведены следующие реформы:

1. Антиинфляционная политика. Сокращение денежной эмиссии и ликвидация бюджетного дефицита путем упорядочивания государственных расходов и увеличения государственных доходов за счет приватизации и налоговой реформы.

2. Ликвидация дисбаланса по внешней торговле за счет протекционистских мер. Стимулирование экспорта, особенно нетрадиционного и ограничение импорта.

3. Налоговая реформа, была нацелена на развитие предпринимательской инициативы и устранение привилегий. Расширение налоговой базы, упрощение налогового законодательства, унификация налоговых ставок, отмена необоснованных налоговых льгот, борьба с уклонением от уплаты налогов, уменьшены и дифференцированы ставки подоходного налога, уменьшилась доля таможенных сборах.

4. Либерализация внешней торговли. Недопустимость завышения курса национальной валюты, плавная девальвация для стимулирования экспорта. Либерализация валютного курса. Привлечение иностранных капиталов, отмена валютных ограничений и ограничений на зарубежные займы. Политика совмещения внутрирегиональной открытости с открытостью экономик для третьих стран.

5. Финансовая либерализация. Отмена контроля за уровнем процентных ставок, уменьшение роли обязательного резервирования до 15%, сокращение программ кредитование по льготным ставкам, приватизация государственным коммерческих банков, либеральный режим ввоза-вывоза капитала. Однако преимущество отдано притоку в страну долгосрочных капиталов в виде прямых инвестиций.

6. Приватизация. Были восстановлены права собственности на сельскохозяйственные и промышленные предприятия. Приватизированы отрасли инфраструктуры, транспорт, телекоммуникации. В бюджеты стран региона за период 1990-1994 гг. от приватизации поступило 54 млрд. долл., что составило 0,89% ВВП. 39,7% доходов от приватизации составили доходы от продажи предприятий и финансовых учреждений иностранным компаниям. Основная масса предприятий была продана напрямую, остальное - через аукционы или переданы в управление, сданы в аренду, оформлены как совместные предприятия

7. Реформы пенсионной системы. Были созданы негосударственные пенсионные фонды, среди которых разгорелась конкуренция за право привлечения средств вкладчиков. Государство гарантировало сохранность средств населения, лишая лицензии убыточные и сверхрисковые частные фонды. Пенсионная реформа позволила превратить сбережения трудящихся в инвестиции, что послужило мощным внутренним источником роста.

8. Реформа рынка рабочей силы. Законодательно установлена продолжительность рабочей недели, выплата за сверхурочные, доплата за ночные смены, за работу в выходные. Определен пенсионный возраст, выплачиваются пособия по безработице. Это привело к повышению производительности труда, квалификации и уровня оплаты рабочей силы.

Реформы были ориентированы в первую очередь на достижение макроэкономической стабильности и были достигнуты следующие результаты:

- увеличились темпы роста;

- сократился внешний долг, повысился кредитный рейтинг стран;

- возросла открытость экономики стран;

- снизился уровень инфляции;

-положительное сальдо государственного бюджета и положительное сальдо торгового баланса;

- ведущая роль в экономики от государства перешла в руки частного сектора.

Однако можно выделить противоречие в результатах данных реформ. Несмотря на сохранение определенных темпов экономического роста, произошло падение уровня жизни значительной части населения, рост имущественного неравенства, "вымывание" средних социальных слоев.

Серьезные испытания экономическому развитию НИС произвели валютно-финансовые кризисы 1990-х гг. От первой волны кризисов (1994-1995гг.) пострадали латиноамериканские страны, а второй удар (1997-1998гг.) пришелся на Юго-Восточную Азию. Напоследок (в начале 1999г.) валютно-финансовый кризис затронул Бразилию. Кризисы несколько скорректировали модель развития НИС, заставили отказаться от неэффективных методов управления национальным хозяйством. Однако отрицательным последствием было замедление темпов экономического роста НИС, в связи, с чем азиатское и латиноамериканское "экономическое чудо" несколько себя дискредитировали.

Сравнив две модели развития можно сделать вывод, что в них есть как общие, так и отличительные черты. Общее в том, что часто страны латиноамериканского региона часто использовали методы, которые уже опробованы в азиатских странах. Особенность азиатской модели в том, что реформы проводимые государство не приводили к противоречия в экономике, поэтому построив первоначальную модель развития странам было необходимо только менять отрасли развития, для того, чтобы полноценно развить свою экономику. В Латинской Америке проведенные реформы не всегда приводили к положительным результатам, поэтому постоянно приходилось менять модель развития, однако если государство закрывало свой рынок от зарубежных конкурентов, то стране не хватало своего потенциала для развития, если же рынок открывать, то экономика стран Латинской Америки становится зависимой от мирового рынка и соответственно подвержено влиянию изменений и кризисов, возникающих на рынке. В связи с этим данному региону необходимо было разработать новую, уникальную модель развития, основанную на смешанной внешней торговой политике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 2185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.139 (0.013 с.)