Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория конкурентных преимуществ.

Поиск

На основе исследований, проведенных в конце 80-х годов ХХ века в деся­ти крупнейших промышленных странах (в т.ч. США, Германии и Японии), американский экономист Майкл Портер разработал теорию международ­ной конкурентоспособности наций.В статье «Конкурентные преимущества стран» в 1990г. М. Портер предложил новый подход к анализу теории международной торговли. Сначала он идентифицировал отрасли, в которых национальные компании добились успеха на международном уровне. Затем проводил исследования, связанные с зарождением отрасли в каждом из государств и последующим ее развитием. Это позволило получить следующие результаты:

1. Конкурентоспособность обусловлена эффективностью компаний по использованию мощностей при производстве товаров и услуг.

2. Производительность заложена в национальном и региональном окружении страны.

3. Конкурентоспособность конкретной страны тесно увязана со способностью национальной промышленности к инновациям и модернизации.

4. В современных условиях роль правительства, главным образом, состоит в создании необходимых условий для активизации деятельности компаний, и она постоянно возрастает.

В качестве основного элемента, который обуславливает конкурентоспособность на национальном уровне, Портер называет производительность. Национальные компании повышают производительность путем улучшения качества продукции, применения новых технологий, новых методов работы.

По мнению Портера, главными параметрами (детерминантами), определяющими конкурентоспособность страны, а значит и развитие современной внешней торговли, являются:

1. Факторные условия. Портер считает, что эти факторы страной не наследу­ются, а создаются в процессе расширения производства.

2. Условия спроса. Этот параметр представляет собой требова­ния внутреннего рынка, определяющие развитие фирмы, взаимосвязь с потенциальным развитием мирового рынка. Портер утверждает, что требования внутреннего рынка являются важнейшими для воздействия на деятельность компании. Например, японцы, живущие в небольших комнатах, ориентировались на потребление дешевых энергосберегающих кондиционеров, которые стала выпускать японская промышленность. Впоследствии такие кондиционеры широко использовались во всем мире, что обеспечивало их экспорт японскими компаниями.

3. Близкие и обслуживающие отрасли. Харак­теризует наличие эффективного производственного окружения, не­посредственно влияющего на деятельность фирмы. Итальянские фир­мы, производящие ювелирные изделия, процветают потому, что Италия выступает мировым лидером по производству машин для об­работки драгоценных камней и металлов.

4. Стратегия фирмы и конкуренция. При этом нельзя выделить какую-либо единую и универсальную си­стему управления, которая была бы одинаково применима для всех. Итальянским фирмам, лидирующим в производстве мебели, светотехнических устройств, упаковочных машин, свойственны дина­мизм, отсутствие жестких форм управления, способность к быстрым изменениям. Для немецких фирм, специализирующихся в области производства оптики, точного машиностроения, типична жесткая си­стема централизованного управления.

Большое значение теория конкурентных преимуществ придает внутренней конкуренции и географической концентрации.

17. Международная специализация производства - лакая форма разделения груда между странами, при которой отрасли, подотрасли, отдельные технологические процессы предприятий национальных хозяйств ориентирующихся на выпуск однородной продукции сверх внутренних потребностей.

Международная специализация производства разделяется по двум направлениям:

1. Производственный

о Производственный

о Межотраслевой

о Внутриотраслевой

о Специализация отдельных предприятий

2. Территориальный включает специализацию на производстве отдельных товаров и их
частей для мирового рынка

о Отдельных стран о Групп стран о Регионов

Виды Международной специализации труда:

• Предметная специализация

• Подетальная специализация

• Технологическая или стадийная специализация (осуществление отдельных операций или
выполнение отдельных технологических процессов)

Черты:

• Динамичность протекающих процессов

• Непрерывное изменение ее видов, направлений

• Переход к более сложным формам

С понятием Международной специализации труда связаны 2 определения:

Международная специализированная отрасль - сложившаяся совокупность отраслей сферы

материального производства любой страны, принимающих активное участие в Международном

разделении труда

Их характерные черты:

1. Значительно-высокая доля экспорта в производстве по сравнению с другими отраслями

2. Более высокий удельный вес таких отраслей в производстве данной страны в сравнении с
их долей в мировом хозяйстве

3. Более высокий уровень развития внутриотраслевой специализации и кооперации

Международная специализация продукции - продукция, которая является предметом дву- и многосторонних соглашений по МПС и разделении производственных программ, т.е. это товары, производимые в 1 или нескольких странах и покрывающие потребность в нем мирового рынка. К числу таких товаров относятся продукция международной кооперации, осуществляющих разделение труда между своими производственными предприятиями, расположенными в разных странах.

Международная специализация продукции должна развиваться с учетом общественных связей. Для того, чтобы повысить эффективность производства его следует дополнить Международным кооперированием производства.

Объективной основой Международного кооперирования производства является растущий уровень
развития производительных сил, дифференциация производства.

 

Важной функцией Международного кооперирования производства является реализация новых
задач, которые трудно решить без объединенных усилий производителей нескольких стран.
Международное кооперирование производства - процесс устойчивых производственных связей
между самостоятельными предприятиями разных стран, т.е. совместная деятельность предприятий
различных стран, полностью сохранивших свою хозяйственную самостоятельность по разработке,
производству и сбыту определенных товаров и услуг-.

Международного кооперирования производства помогает фирмам сократить затраты на производство и обращение, и следовательно себестоимость продукции, снизить издержки производства, усилить конкурентоспособность продукции, выпускаемой на условиях МКП.

Классификация МКП:

1. По видам

о Производственное кооперирование о Научно-техническое кооперирование о Промышленное сотрудничество

2. По стадиям

о предпроизводственное о производственное

о коммерческое

3. По использованным методам

о выполнение совместных программ о создание совместных предприятий о договорная специализация

4. По структуре связей

о внутрифирменная, межфирменная о внутриотраслевая, межотраслевая о горизонтальная о вертикальная о смешанная

5. По территориальному охвату:
Между двумя и более странами, в рамках региона, межрегиональный и всемирный.

6. По числу субъектов: двух- и многосторонняя

7. По числу объектов: одно- и многосторонняя.

Сферы кооперирования:

1. Международное производственно-технологическое кооперирование (передача патентов,
прав собственности)

2. Торгово-экономические процессы, связанные с реализацией кооперированной продукции

3. Послепродажное обслуживание техники

Методы кооперирования:

1. Осуществление совместных программ

2. Специализация в договорном порядке

3. Создание совместных производственных предприятий

В Х1Хв. происходит рост МСП и МКП поскольку рамки внутреннего рынка тех или иных стран становятся тесными для крупномасштабного производства.

 

18. Типы интернационализации:

оппортунистическая интернационализация

Суть – внезапно (случайно) открывшиеся благоприятные возможности на зарубежных рынках

(десерт из тыквенных семечек в Австрии и Германии; наличие родственников и друзей за границей в начале перестройки в СССР)

Интернационализация, следующая за потребителем (следование за своим клиентом за границу)

1 этап - экспорт продукции, интеграция во внутреннюю среду зарубежного рынка, ориентация зарубежного потребителя на товар (услугу) экспортера

2 этап – организация производства товара на зарубежном рынке.

Интернационализация, преследующая цели географической диверсификации (для компаний, базирующихся в странах с относительно небольшими внутренними рынками)

Причина – низкий спрос, невозможность достичь эффекта масштаба.

Интернационализация, наращивающая прибыль за счет расширения операций на внешнем рынке (новый продукт на нескольких рынках).

Условия – стандартизированный товар, не требующий адаптации к зарубежным целевым рынкам (компьютерные технологии).

Интернационализация для использования национальных различий темпов экономического роста

Пример – экспансия американских и европейских компаний на рынки Юго-Восточной Азии.

Интернационализация для реализации потенциала

(Duracelle - 79% американского розничного рынка, стратегия интернационализации, объем зарубежных продаж – половина продаж в США.)

Интернационализация для заимствования за рубежом ключевых факторов успеха

(дополнительные ресурсы – различные факторы производства, включая природные ресурсы, технологии, квалифицированный персонал)

(более низкие издержки – например, з/п, материалы, транспорт, финансовые расходы)

(меры стимулирования – специальные меры принимающего государства и своего правительства)

Основные формы международной кооперации:

В соответствии с концепцией ЕЭК ООН среди форм промышленного сотрудничества выделяются:

поставка комплектных предприятий и оборудования с последующей оплатой их стоимости продукцией, которую предстоит изготовить на их основе;

предоставление лицензий и (или) производственного опыта, а также знаний с последующей оплатой их стоимости поставками продукции, полученной с их использованием;

подряд;

совместное производство, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);

совместные предприятия.

Поставка комплектных предприятий, оборудования с последующей оплатой их стоимости, изготовленной на их основе продукцией, или сырьем, которое будет добыто.

кооперационное сотрудничество на компенсационной основе или просто «компенсационные соглашения»

Сотрудничество на компенсационной основе целесообразно осуществлять в случаях, когда имеют место протоколы о продлении сотрудничества и после завершения пускового периода.

Поставщику выгодно получать часть стоимости деталями или конечной продукцией, когда он непосредственно принимает участие в развитии предприятия, которое было им создано, и может заручиться гарантиями относительно качества, регулярности поставок и приемлемых цен.

19.

МЭИ-это процесс хозяйственно полетически объединение стран на основе:

1) Развитие глубоких устойчивых взоимо связей и разделение труда между национального хоз-ва.

2) Взоимодействие воспроизводства структурного национально хоз-ва на различных урвнях и различных формах.

Цель создания ИО.

Уменьшеное и полное устранение барьеров преграждающие свободу движений.

Субъекты

Экономическое обособленное ноциональное хоз-во

Объекты товары, услуги, трудовые ресурсы, и т.д.

Мативы

1.Интегр. Дает возможность повышения благо состояния, объединений стран, благодарн расту доходов и образов новых торговых доходов.

2. Интеграция способствует снижению издержек и цен.

3. Усиление эконом. Стран

4. Развитие региональных полетических сотруд и усиление политических стран.

Международная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней:

1) зону свободной торговли;

2) таможенный союз;

3) общий рынок;

4) экономический союз и политический союз.

Все эти ступени имеют характерную особенность, которая заключается в том, что между странами,

вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. В итоге в

пределах интеграционного объединения формируется общее рыночное пространство, где разворачивается

свободная конкуренция, и под действием рыночных регуляторов (цен, процентов и т. д.) возникает более

эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Из-за этого все страны только

выигрывают, так как увеличивается производительность труда и экономятся расходы на таможенный

контроль. В то же время каждая ступень интеграции имеет специфические черты.

Зона свободной торговли – участвующие в ней страны добровольно отрекаются от защиты своих

национальных рынков только во взаимоотношениях со своими партнерами по данному объединению. С

третьими странами каждый участник зоны свободной торговли определяет свои собственные тарифы. Такой

вид интеграции используется странами ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группами.

Таможенный союз. Участники союза совместно устанавливают единый таможенный тариф для

третьих стран, что дает возможность более надежно защищать формирующееся единое региональное

рыночное пространство и представляется на международной арене в качестве объединенного торгового блока.

Но при этом участники данного интеграционного объединения лишаются части своего

внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции осуществлялся в рамках Европейского

союза.

Общий рынок. Здесь остаются значимыми все условия таможенного союза. Кроме того, в рамках

общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает

экономическую взаимозависимость стран-членов данного интеграционного объединения. При этом свобода

межстранового передвижения требует более высокого организационного уровня межгосударственной

координации экономической политики.

Общий рынок не является завершающим этапом развития международной экономической интеграции.

Для формирования зрелого рыночного пространства необходимо выполнить следующие мероприятия:

1) сделать одинаковые уровни налогов;

2) устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и отраслям;

3) преодолеть различия в национальных трудовых и хозяйственных законодательствах;

4) унифицировать национальные технические и санитарные стандарты;

5) скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты.

20.

Основные субъектамы мировой экономики. Интеграционные объединения

Интеграция – сближение, взаимопереплетение и взаимоприспособление отдельных национальных хозяйств. Это широкое межгосударственное объединение, которое обладает своей организационной структурой. Между участниками интеграции осуществляется более глубокое разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами, рабочей силой.

Различают следующие виды интеграционных объединений:

1. Зоны свободной торговли. Подразумевает заключение соглашений о снижении или отмене таможенных пошлин на все или определенные группы товаров между странами-участниками. К примеру, это Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА).

2. Таможенный союз. Предполагает выработку единой таможенной политики по отношению к третьим странам. Сюда относят Совет арабского экономического единства (СЭАЕ).

3. Общий рынок. Подразумевает полную либерализацию не только взаимной торговли товарами и услугами, но и свободное перемещение капиталов и рабочей силы. Например, Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай образуют Южный общий рынок.

4. Валютный союз. В его основе лежит переход к единой валюте, единому Центробанку. (ЕЭС).

5. Экономический союз. Высшая форма экономической интеграции, которая подразумевает наличие надгосударственных экономических органов, осуществляющих единую экономическую политику, решения которых обязательны для участников.

6. Политический союз. Это переход от интеграционной формы к единому конфедеративному государству.

Появление региональных экономических интеграционных объединений относится к середине XX в., а в настоящее время их насчитывается уже более 60.

Экономическая интеграция — процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными органами.

Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

взаимопроникновением и переплетением национальных воспроизводственных процессов;

широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, НИОКР на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;

глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции;

целенаправленным регулированием интеграционного процесса, координацией экономической стратегии и политики стран-участниц;

региональностью пространственных масштабов интеграции, т.к. необходимые предпосылки первостепенно складываются между странами, где установились тесные хозяйственные связи.

21. ЕС - наиболее развитое интеграционное объединение (Германия, Франция, Италия, Португалия, Бельгия и др.). Образовался в 1967г. Возникновение ЕС имело целью создание общего рынка и повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Цели ЕЭ - отмена таможенных пошлин и других ограничений на движения товаров внутри сообщества; введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики; свободное движение факторов пр-ва; выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

1 этап – эволюция ЕС, созданы зоны свободной торговли, создание единого аграрного рынка.

2 этап - таможенный союз, единая политика в сфере охраны окружающей среды,

3 этап - создание общего рынка, устранение тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле товарами и услугами,

4 этап - усиление политической интеграции и развитие валютного союза.

Механизм функционирования ЕС основывается, прежде всего, на политико-правовой системе управления, в которую входят как обще- или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования, В качестве межгосударственных органов выступают Совет министров. Он принимает решения по реализации единой политики ЕС, Европейский совет - в него входят главы государств, Европарламент, Суд европейских сообществ - обеспечивает выполнение договоров и реализацию основных принципов ЕС.

 

22. В настоящее время на долю ЕС приходится порядка 48,6 % внешнеторгового оборота России. Вместе с тем, абсолютное большинство российского экспорта составляют природные энергоносители и продукты их первичной переработки. В самом ЕС на долю России приходится 7,6 % совокупного импорта и 4,4 % совокупного экспорта. В целом Россия занимает пятое место среди торговых партнеров Евросоюза (после США, Швейцарии, Китая и Японии). Несмотря на то, что такая асимметрия в торговле уже сейчас становится заметным ограничителем двусторонних отношений, Россия объективно нуждается не столько в снижении общей доли ЕС во внешней торговле, сколько в диверсификации экспорта и развитии других направлений, в том числе и для традиционных товаров. Это – единое мнение участников ситанализа.

1.3.2. Особое внимание участники ситуационного анализа обратили на транспортную составляющую сотрудничества. Российская Федерация занимает уникальное положение наиболее удобного и безопасного на данное время маршрута движения Европа – Азия. Потенциально Россия могла бы извлекать из своего географического положения существенные экономические выгоды. В настоящее время Европейский союз стремится к усилению своего присутствия на российских транзитных магистралях, в первую очередь – воздушной. С этой целью КЕС ведет борьбу за отмену выплат европейскими компаниями компенсационных платежей за пролеты по транссибирской магистрали. В случае положительного для ЕС решения данного вопроса будет создан важнейший прецедент, который позволит странам Евросоюза наращивать масштаб перевозок через российскую территорию, существенно теснить позиции российских авиаперевозчиков и не компенсировать России финансовые потери. Одновременно Россия недостаточно использует потенциал железнодорожных перевозок Европа – Азия, который способствовал бы ее реальной интеграции с Европой и в мировое хозяйство в целом. Повышение экологических требований затруднит проекты по транспортировке российских энергоносителей через Балтийское море.

1.3.3. Участники ситуационного анализа сошлись во мнении, что существует прямая зависимость между качеством экономической политики внутри России и состоянием торгово-экономических отношений с ЕС. В связи с этим улучшение их состояния невозможно без внутренних изменений в России, модернизации ее экономики и повышения качества государственного управления экономикой.

1.3.4. Участники ситуационного анализа считают, что в настоящее время структура российского экспорта на рынок ЕС полностью отражает и соответствует реальной конкурентоспособности российской продукции. Более того, экспорт российских нефти и газа в страны ЕС имеет традиционный характер и выступает в качестве своеобразной «подушки безопасности» против непредсказуемого осложнения политических отношений. Но для углубления отношений с Евросоюзом этого недостаточно. Расширение товарной номенклатуры и изменение соотношения отдельных ее статей возможны только через развитие производства конкурентоспособных товаров и услуг внутри России.

1.3.5. Сами страны ЕС, по мнению участников ситанализа, не проявляют чрезмерной заинтересованности в расширении спектра товаров российского экспорта, рассматривают и, в среднесрочной перспективе, будут рассматривать Россию скорее как сырьевой придаток. В сочетании с поддержанием элементарной политической стабильности, обеспечение устойчивых поставки энергоресурсов являются главными приоритетами политики ЕС.

1.3.6. При этом нельзя забывать, что сами страны ЕС стремятся к развитию новых источников природных энергоресурсов с целью обезопасить себя от потенциальных внутрироссийских катаклизмов и лишить Россию теоретической возможности использовать свои энергоресурсы в качестве инструмента политического влияния.

1.3.7. В целом у участников ситуационного анализа не вызвало возражений суждение о том, что политико-экономические системы России и ЕС сейчас малосовместимы. Российские реформы изначально проходили под сильным влиянием т.н. англосаксонской модели и не ориентировались на континентальные стандарты Евросоюза. Несмотря на то, что влияние европейских образцов постепенно усиливается, эта тенденция не является превалирующей в развитии российского законодательства, в том числе из-за неясных перспектив отношений с Евросоюзом. Как Россия не определилась с «европейским выбором», так и ЕС не определился с долгосрочной политикой в отношении России.

1.3.8. Относительно отношений с ЕС в контексте вступления России в ВТО эксперты разошлись во мнениях о том, как расценивать условия, на которых Россия подписала с Евросоюзом протокол о завершении переговоров, а также каким образом использовать это с максимальной выгодой.

1.3.9. Большинство участников придерживаются мнения, что, несмотря на позитивное значение подписания протокола, уступки, на которые Евросоюз заставил пойти Россию, могут нанести значительный урон как российской экономике в целом, так и отдельным российским корпорациям. Среди последних – ОАО «Аэрофлот», РАО «Газпром», РАО РЖД (повышение «калининградских» тарифов) и др. Неясен и вопрос о балансе выгод и ущерба в результате ратификации Россией Киотского протокола. Вместе с тем, подавляющее большинство участников ситанализа согласилось с тезисом, что сам факт «закрытия» темы ВТО позитивен, так как снимает с российско-европейской повестки дня один из главных раздражителей, если разумеется, КЕС не попытается его снова открыть.

1.3.10. Участники ситанализа согласились, что в настоящее время практически нет механизмов и инструментов защиты интересов российского частного бизнеса на уровне отношений Россия – Евросоюз. Во-первых, за редкими исключениями сам российский бизнес не готов серьезно инвестировать в создание такой лоббистской инфраструктуры, а, во-вторых, современный формат взаимоотношений бизнеса и властей в России не способствует защите интересов российских предпринимателей вовне.

1.3.11. Сложность отношений между властью и бизнесом в современной России является, по мнению подавляющего большинства участников ситуационного анализа, одной из главных причин общей незащищенности российских экономических игроков в отношениях с ЕС.

1.3.12. Во многом поэтому переговорный процесс Россия – ЕС остается закрытым и непрозрачным для российского бизнес-сообщества, что приводит к недостаточному и неполному учету его интересов ответственными ведомствами. Консультации с представителями бизнеса ведутся только на самой ранней стадии переговорного процесса с Брюсселем. Часто для решения политических задач российские представители на переговорах с ЕС жертвуют материальными интересами бизнеса, даже если это касается крупных корпораций с государственным участием. КЕС действует ровно противоположным образом: скрупулезно торгуется даже по мелким вопросам.

 

 

23. Рассматривая интеграционные процессы в рамках Содружества Независимых Государств, следует признать их значительную противоречивость и непоследовательность. Сам процесс создания СНГ рассматривался его инициаторами как стремление государств - бывших членов СССР к своей реальной независимости. Однако этот процесс сопровождался разрывом традиционных экономических, культурных и иных связей стран Союза, обострением межнациональных конфликтов.

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

· разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

· желанием широких масс населения в странах — членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.д.;

· технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.

 

Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР 8 декабря 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В Уставе определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоединения других стран.

За шесть лет, прошедших с момента принятия «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», было подписано более 800 совместных документов о координации и сотрудничестве в самых различных сферах. Создан и функционирует Координационно-консультативный комитет СНГ для согласования действий в сфере экономического развития; достигнуто соглашение о формировании экономической системы Содружества и создании Международного экономического комитета (МЭК); завершается подготовка к переходу в рамках СНГ к «Общему рынку», где бы свободно перемещались товары, услуги, капиталы и рабочая сила. Происходит юридическое оформление единого торгового пространства стран Содружества.

Следует, однако, признать, что в международной иерархии СНГ занимает пока довольно низкое место. На его долю приходится всего 3 % мирового ВВП. Товарооборот между странами Содружества к началу 1997г. составлял примерно 6 % объема ВВП. Значительное уменьшение его имело место впервом полугодии 1997г., в то время как с другими странами мира наблюдался некоторый рост. В структуре производства и экспорта увеличивается доля сырьевых товаров и энергоносителей, а в импорте - изделий машиностроения,- перерабатывающих отраслей.

С 1995 г. начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан. В дальнейшем к нему присоединилась Киргизия. Союз преследует цель создания единого таможенного пространства и унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам. Между странами-участницами были достигнуты договоренности об отмене таможенных пошлин и прочих, сборов во внешнеторговых операциях.

В середине 90-х гг. в интеграционных процессах стран Содружества появились новые направления: в апреле 1996г. были сформированы два новых интеграционных объединения — «союз четырех» (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) и «союз двух» в составе России и Беларуси. Несколько ранее Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан заключили свое «тройственное соглашение».

Такая сложность интеграционной структуры СНГ объясняется, во-первых, различиями в подходе к национальному суверенитету лидеров стран Содружества; во-вторых, различиями в понимании механизма и направленности проводимых реформ.

Наибольшей зрелости интеграционные процессы достигли в отношениях Беларуси и России. Здесь формируются совместные межгосударственные и негосударственные органы, решения которых являются обязательными для национальных правительств, ведется работа по созданию совместного бюджета за счет ежегодных отчислений из государственных бюджетов обеих сторон, разрабатывается совместная структурная политика в промышленности, предусматривающая взаимодополнение экономик обеих стран.

В то же время лидеры некоторых бывших союзных стран рассматривают СНГ как временное объединение, призванное обеспечивать цивилизованную процедуру разъединения государств бывшего СССР. Отсюда становится очевидным, что будущее стран Содружества зависит от того, какие тенденции — разъединительные или объединительные — будут приоритетными в рамках СНГ.

Окончательный результат взаимодействия интеграционных и интеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, в том числе от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран — членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики третьих стран, других факторов, как в рамках СНГ, так и за его пределами. Но главным фактором будут результаты развития российской экономики и системных реформ в России — естественного интеграционного ядра СНГ.



24. 1. Сущность и проблемы международной торговли как формы международных экономических отношений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.207 (0.013 с.)