Транснациональные корпорации их роль в мировой экономике



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транснациональные корпорации их роль в мировой экономике



 

Транснациональные корпорации – это предприятия, что владеют производственными активами или контролируют их в двух или больше странах. Обычно контроль осуществляется через прямые заграничные инвестиции, однако транснациональные корпорации могут также принимать участие в зарубежном производстве в результате образования стратегического альянса с иностранной фирмой.

Транснациональные корпорации — это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства.

Транснациональная компания (корпорация) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По вторымисточникам определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, назарубежную деятельность которой падает около 25-30% ее общего объема и имеющая филиалы в двух и более странах.

Позитивные черты деятельности ТНК: 1)повышение налоговых поступлений в результате деятельности ТНК; 2)организация филиалов, дочерних компаний там, где они «больше всего нужны»; 3)Растёт занятость населения, рынок наполняется продукцией, необходимой потребителю; 4)возможности повышения эффективности и усиления конкурентоспособностии; 5)близость к потребителям продукции иностранного филиала фирмы и возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале фирм принимающей страны.

Отрицательные черты деятельности ТНК: 1)ТНК, имея сильное влияние на экономику страны, может в ряде случаев противодействовать ей, отстаивая свои интересы; 2)часто ТНК стараются «обойти» закон (укрытие доходов, перекачивание капитала из одной страны в другую); 3)установление монопольных цен, позволяющих извлекать сверхприбыли; 4)диктат условий, которые ущемляют интересы страны.

Для ведущих промышленно развитых стран именно зарубежная деятельность их ТНК определяет характер их внешнеэкономических связей. Так, до 40% стоимости имущества 100 крупнейших ТНК (включая финансовые) находится за пределами их страны базирования. К настоящему времени уже в основном сложилась такая система мироустройства, при которой ТНК контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, а также примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Половина экспортных операций США осуществляется американскими и иностранными ТНК. В Великобритании их доля достигает 80, а в Сингапуре 90%. Большая часть платежей, связанных с трансфертом новых технологий, осуществляется внутри ТНК: в США их доля составляет 80%, в Великобритании – 90.Ядро мирохозяйственной системы составляют около 500 ТНК, обладающих практически неограниченной экономической властью. Особенно значительна степень концентрации в отраслях, связанных с информационными технологиями. Например, 2-3 компании контролируют практически всю международную сеть телекоммуникаций. Экономическая мощь крупных транснациональных корпораций сравнима с ВВП средних государств, и они диктуют свою волю многим странам.

Наиболее интернационализированной компанией среди крупнейших транснациональных корпораций является швейцарская «Nestle». Объем ее зарубежных продаж составляет 98% их общего размера, у «Philips» этот показатель составляет 88%, у «British petroleum» - 75%. Продажи филиалов и дочерних компаний превышают объем мирового экспорта. В результате их международных операций треть мировой торговли осуществляется в рамках транснациональных комплексов.

Крупные ТНК могут иметь и имеют огромное влияние на мелкий бизнес в индустриально развитых странах. Вместе с тем сегодня было бы неверным представлять дело так, что по­вышение роли ТНК привело к полному вытеснению мелких и средних ком­паний из международной торговли. Мелкий и средний бизнес продолжает играть в ней зачастую довольно значительную роль. Однако деятельность такого бизнеса все чаще оказывается под влиянием ТНК. Это проявляетсяв том, что :

- многие небольшие специализированные компании выступают подрядчиками ТНК и их экспортные по­ставки представляют собой детали и узлы для конечных продук­тов, собираемых на предприятиях ТНК;

- все чаще мелкие и средние компании прибегают к ус­лугам торгового аппарата ТНК для реализации своей продукции на внешних рынках и служб технического сервиса ТНК для обслуживания своей техники и т. д.;

- даже если мелкие и средние фирмы выступают вполне независимо на мировом рынке, они учитывают профиль деятельности ТНК и могут рассчитывать на успех только в тех секторах мирового рынка, на которых не представлены товары ТНК. Другими словами, они заполняют те «ниши», которые по тем или иным причинам не интересуют ТНК.

Крупные компании используют мобильность малых предприятий и их способность оперативно адаптироваться к происходящим на рынке измене­ниям. При этом они взаимодействуют сТНК на контрактной основе (снабжение, финансирование, проведение НИОКР).

Украина, как принимающая ТНК страна, не заняла надлежащего места в их деятельности. Невзирая на определенные естественные преимущества, она имеет один из самых низких показателей привлечения прямых иностранных инвестиций среди стран Центральной и Восточной Европы, СНГ. Прямые иностранные инвестиции за тринадцать лет независимости составляли лишь 5,3 млрд. дол. Например, Чехия за такое время получила свыше 20 млрд. дол. Ежегодные инвестиции в Польшу составляют 4—5 млрд. дол., тогда как в Украину — 0,5 млрд. За объемами иностранных инвестиций на душу населения Украина уступает даже Албании и Казахстану.

Среди компаний, которые вложили прямые заграничные инвестиции в украинскую экономику, ведущее положение занимают американские корпорации. За последние 10 лет их прямые капиталовложения достигли 898 млн. дол. (16,8% от общего объема ПЗИ вовлеченных в Украину). За компаниями США идут инвесторы из Кипра – 603 млн. дол. (11,3%), Большой Британии – 511 млн. дол. (9,6%), Нидерландов – 399 млн. дол. (7,5%), Британских Виргинских островов – 337 млн. (6,3%), Российской Федерации – 323 млн. (6,0%), Германии – 312 млн. (5,8%), Швейцарии – 312 млн. (5,1%), Австрии – 273 млн. (3,9%), Республики Корея – 171 млн. (3,2%).

Украина как промышленное государство транснациональным корпорациям неинтересная. Такой вывод можно сделать просмотрев список глобальных корпораций, представленных на отечественном рынке: Coca-Cola, Samsung, Toyota, Nestle, Nokia, Metro Cash&Carry, Hewlett-Packard, British American Tobacco и некоторые другие ТНК. Большие промышленные концерны, такие как, например, Westinghouse, ExxonMobil или General Electric, на украинском рынке отсутствует. Исключение — Mittal Steel, для которой ее украинский актив — Криворожсталь — промежуточное, а не конечное звено производственной цепи.

Несмотря на все это, существуют мнения, ставящие под сомнение целесообразность создания транснациональных корпораций. Однако, «практика - критерий истины», и на практике транснациональные корпорации несомненно доказали свое право на существование.

 

64.Главным субъектом международного движения капиталов являются транснациональные корпорации. Из более 3 трлн. долл. США иностранных инвестиций в 1995 г. доля ТНК составляла более 2,7 трлн. долл. Впервые в начале 70-х годов общий объем производства на зарубежных филиалах ТНК превысил экспорт из стран, в которых размещены эти корпорации. В значительной мере это обусловлено ростом численности самих филиалов, усилением процессов специализации и кооперирования производства между ними. В середине 90-х годов объем производства на зарубежных филиалах ТНК превысил масштабы международной торговли. Эти процессы получили название «второй экономики», под которой понимают зарубежное производство ТНК и масштабы его влияния на мировую экономику.
В процессе движения международного капитала наблюдается действие таких основных закономерностей.

Во-первых, ускоренный рост иностранных капиталовложений. Так, в послевоенный период они удваивались сначала каждые 10 лет, потом каждые 6—7 лет, а в 1983—1992 гг. происходило четырехкратное увеличение таких инвестиций. В конце 90-х годов ежегодно вывозилось более 300 млрд. долл. США капиталовложений. Если в сфере международной торговли ежедневно вывозится за границу товаров на сумму около 5 млрд. долл. США, то объем движения капиталов составляет около 200 млрд. долл. Действие этой закономерности обусловлено ростом спроса на капитал в процессе ускоренного экономического развития, развертыванием НТР, преодолением таможенных барьеров при экспорте капитала, экономией ресурсов (прежде всего трудовых) вследствие интернационализации производства, стремлением снизить экономические затраты при вывозе капитала в слаборазвитые страны и другими факторами.

Во-вторых, постоянное возрастание доли прямых инвестиций по сравнению с портфельными. Так, если до Первой мировой войны доля прямых инвестиций составляла всего около 10%, в период между двумя войнами — 25, то в 90-е годы она достигла почти 80%. Это обусловлено возрастанием роли прямых инвестиций как средства завоевания новых рынков сбыта или расширения существующих, средства установления контроля над производством и собственностью и другими факторами.

В-третьих, усиление процессов монополизации в экспорте капитала. Так, в 1996 г. на 100 наиболее могущественных ТНК приходилось 65% иностранных инвестиций, тогда как в 1976 г. — около 54%. Развертывание этой закономерности обусловлено действием закона монополизации капиталистического производства и собственности в международной сфере. Важной чертой такой закономерности является сосредоточение около 80% прямых инвестиций в США, ЕС и Японии. Одновременно это один из признаков закона неравномерности экономического развития.

В-четвертых, растущая концентрация прямых инвестиций в развитых странах мира. Если раньше основная доля зарубежных инвестиций направлялась в слаборазвитые страны, то во второй половине 90-х годов доля иностранных инвестиций в развитых странах мира составляла около 60%, в то время как в слаборазвитых странах — примерно в два раза меньше. Исключением является Япония, которая основную массу своего капитала вывозит в слаборазвитые страны.
В-пятых, усиливающаяся интернационализация собственности в процессе вывоза капитала. Так, объем иностранного капитала в США в 1996 г. составлял более 1,5 трлн. долл. США (в том числе около 250 млрд. долл. прямых инвестиций), около 20% активов банков принадлежит иностранцам, в иностранных компаниях США работает более 3 млн чел.

В современных условиях вывоз капитала приобретает следующие характерные особенности.
Во-первых, если раньше главные потоки инвестиций направлялись в слаборазвитые страны, то сегодня — в развитые страны мира. В развитых странах мира находится более 2/6 заграничных филиалов США. ТНК как основной субъект вывоза капитала 75% своих инвестиций направляют в развитые страны. Основная масса капиталов экспортируется при этом в обрабатывающую промышленность и финансы. Их вложение в обрабатывающую промышленность объясняется углублением единичной формы международного разделения труда (интернационализацией единичного разделения труда). Сокращение объемов вывоза капитала в слаборазвитые страны объясняется также ростом их задолженности, которая в середине 90-х годов составляла около 2,5 трлн. долл. США. Вследствие этого только на протяжении 80-х годов вывоз капитала в слаборазвитые страны сократился почти в 2,5 раза.

Во-вторых, все более важными элементами вывоза капитала становятся размещение ценных бумаг в международных финансовых центрах и депозитно-кредитные операции транснациональных банков (ТНБ), которые осуществляются через их многочисленные заграничные отделения. Внутренний оборот денежных ресурсов в каналах транснациональной банковской системы исчисляется триллионами долларов США, большая часть которых направляется на финансирование международного товарооборота.
В-третьих, в процессе вывоза капитала усиливается соперничество между тремя основными экономическими центрами мирового хозяйства — США, Западной Европой и Японией.
В-четвертых, со времени энергетического кризиса, начавшегося в 1973 г., экспорт капитала в форме нефтедолларов интенсивно осуществляется отдельными богатыми нефтью странами Ближнего Востока.

В-пятых, среди различных форм движения международного капитала преобладают негосударственные формы. На их долю приходится около 60% всего вывоза капитала. В то время как на государственный капитал приходится 30% экспорта, на международные финансовые организации — 10%. Переплетение этих форм капитала, особенно монополистического и государственного, означает, что по своему характеру капитал, который вывозится, носит в основном государственно-монополистический, государственно-транснациональный характер.
Вывоз государственного капитала в значительной мере преследует цель создания более благоприятных условий для вывоза транснационального и других видов негосударственного капитала. В частности, с его помощью создается экономическая инфраструктура. Важной формой вывоза государственного капитала является создание государственных гарантий для негосударственных кредитов. Вследствие этого государственному капиталу более присуща форма кредитов и субсидий. Для международных финансово-кредитных организаций основной формой вывоза капитала является предоставление кредитов. Благодаря этому создается сильный стимул для экспорта негосударственных форм капитала. Это, в частности, свидетельствует об отсутствии риска для иностранных инвестиций.

Конкурентные стратегии транснациональных корпораций

Рефераты >> Международные отношения >> Конкурентные стратегии транснациональных корпораций

Страница 1

В условиях осуществления деятельности в международной экономической среде ТНК находится под действием конкурентных сил не только национального рынка, а и конкурентных сил, которые действуют в глобальной экономической среде.

Конкуренция между продавцами в условиях интернационализации производственной и сбытовой деятельности означает для ТНК, как правило, конкуренцию со стороны международных компаний, которые осуществляют деятельность на разных национальных рынках. Это исходный пункт в определении стратегии компании на этих рынках. Учитывая характеристики конкуренции между продавцами ТНК делает выбор между стратегией осуществления самостоятельной деятельности и стратегией использования разных форм сотрудничества с местными производителями, вплоть до их приобретения. При принятии решения про выбор стратегии ТНК может оценить оптимальный размер производства, затраты на перемещение продукции, соотношения международных и национальных конкурентов, их уникальные возможности.

Потенциально возможное проникновение новых конкурентов на рынок зависит преимущественно от наличия барьеров для вхождения на эти рынки и возможной реакции существующих на них конкурентов. В условиях ТНК вхождения на новые рынки - часть их стратегии, которая подкрепленная финансовыми и другими ресурсами, ее реализация требует от компании выполнения всех регулятивных процедур, необходимых для доступа на национальный рынок. Сила поставщиков определяется уникальностью товаров, которые они поставляют на рынок, и уровнем конкуренции среди них. Сила покупателей определяется их способностью существенным образом влиять на установление цены. Как правило, оптовые покупатели имеют большую переговорную силу, поскольку могут обеспечивать для ТНК экономию затрат на сбыт продукции.

Общий подход к разработке стратегии компании с учетом конкурентных сил, которые действуют на ТНК, состоит в необходимости : защиты компании от вышеупомянутых конкурентных сил, направлении их в выгодном для компании направлении, создании преимуществ для компании в долгосрочном периоде.

Яндекс.ДиректВсе объявленияАвтоматизация бюджетирования в 1С Бюджетирование. Казначейство. Консолидация. Управление бизнес-процессамиАдрес и телефон ladnn.ru

В условиях глобализации экономической системы возникает глобальная конкуренция, отличная от международной, поскольку начинает функционировать глобальный рынок, который принципиально отличается от обычного набора самодовлеющих рынков определенных стран.

При условиях глобализации ТНК используют новые типы стратегий, которые определяются как глобальные.

Глобальные стратегии формируются под влиянием социально-экономических условий в разных странах и культурных особенностей, которые существуют на определенных рынках.Для деятельности на глобальных рынках ТНК может избрать одну или ряд стратегических возможностей, в частности:

1. Поддержания наиболее низких затрат на производство и сбыт продукции сравнительно с конкурентами.

Яндекс.ДиректВсе объявленияПодработка c Avon в Вашем городе Стань официальным представителем AVON. Гибкий график, стабильный доход!avon.ru

2. Стратегия поддержания наиболее низкой цены на продукт сравнительно с конкурентами в каждой стране, где оперирует компания.

3. Стратегия глобальной дифференциации, за которой продукция компании характеризуется определенными чертами, которые отличают ее от продукции конкурентов в разных странах.

4 Стратегия глобального фокусирования, которая состоит в определении одной и той же рыночной ниши как фокусу деятельности компании в разных странах.

5. Поддержка производства в одной стране и экспорт товаров на другие национальные рынки через собственную сбытовую сеть или другие каналы сбыта.

6. Предоставления лицензий на технологию ли на производство и реализацию продукции" компании, за которые ее доходы на определенном рынке формируются за счет роялти от использования технологии или торговой марки компании.

Если ТНК осуществляет свою деятельность в многих странах, условия ведения бизнеса и характер конкуренции в которых в значительной мере отличные, то она может избрать многонациональную стратегию.

Многонациональная стратегия базируется на основных стратегиях конкуренции (наиболее низких затрат, дифференциации, фокусирования ), но имеет специфическую особенность: при ее использовании ТНК вносит изменения в свой стратегический подход в разных странах в зависимости от конкурентных условий и потребностей потребителей в каждой из них . При этом стратегические действия компании могут быть неодинаковыми в разных странах, прежде всего учитывая базу потребителей компании.

Стратегия многонациональной диверсификации состоит в диверсификации видов деятельности ТНК. Решения о внедрение такой стратегии принимается, исходя из оценки привлекательности определенного вида бизнеса компании. Кроме анализа нового вида бизнеса как портфеля областей, ТНК изучает социально-экономические условия стран, в которых будет внедряться этот бизнес. Основанием для такого исследования есть существенная дифференциация этих условий в разных странах. Окончательная оценка социально-экономических условий страны подается как долгосрочные показатели развития области.

 

 

65. Все вышеизложенное позволяет нам отметить ряд преимуществ от глобализационного процесса:

§ глобализация вызвала обострение международной конкуренции. Конкуренция и расширение рынка ведут к углублению специализации и международного разделения труда, стимулирующих в свою очередь рост производства не только на национальном, но и на мировом уровне;

§ еще одно преимущество глобализации — экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а следовательно, к устойчивому экономическому росту;

§ преимущества глобализации связаны также с выигрышем от торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны, в качестве которых могут выступать отдельные лица, фирмы и другие организации, страны, торговые союзы и даже целые континенты;

§ глобализация может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовой технологии, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе.

В целом преимущества глобализации позволяют улучшить свое положение всем партнерам, получающим возможность, увеличив производство, повысить уровень заработной платы и жизненные стандарты.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.012 с.)