Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности мирового развития в начале 21 века.

Поиск

Особенности мирового развития в начале 21 века.

1. Наличие большого количества субъектов в мировой экономике.

2. Многополярность (Япония, США, ЕС и т.д.)

3. Формирование единой глобальной мировой экономической системы.

4. Информационная революция.

5. Наличие глобальных вызовов развитию.(дальше из учебника)

11.

Природно-ресурсный потенциал (природные ресурсы) мирового хозяйства многообразен. Он включает: энергетические, земельные и почвенные, водные, лесные, биологические (растительный и животный мир), минеральные (полезные ископаемые), климатические и рекреационные ресурсы (курорты, национальные парки и др.). Природно-ресурсный комплекс имеет характерные особенности.

1. Его продукция - это в основной своей массе универсальные ресурсы, которые практически всегда пользуются спросом на рынках сбыта.

2. Эти продукты обладают ограниченным набором потребительских свойств, достаточно однородны по качеству.

Несмотря на реальную роль природно-ресурсного комплекса в экономике любого государства, существует мнение о том, что добыча и переработка минерального сырья и горнорудное производство - это удел развивающихся государств, а развитые страны наращивают высокотехнологичные производства. В мировой экономике сложились значительные различия между имеющимися в отдельных странах людскими и природными ресурсами и объемами потребления минерального сырья и топлива в различных странах. Основная часть минеральных ресурсов потребляется в промышленно развитых странах, которые располагают всего 40 % их запасов. Неравномерность размещения минеральных ресурсов в недрах земли, а также различная обеспеченность стран земельными и лесными ресурсами способствуют развитию международного разделения труда и на этой основе - международных экономических отношений. В результате снижения ресурсов и материалоемкости хозяйства развитых стран и развития собственной добычи полезных ископаемых в некоторых из них (США, Канаде, Австралии, Норвегии) произошло значительное ослабление зависимости стран Запада от импорта из развивающихся государств. Для развивающихся стран экспорт минерального сырья, топлива и продовольствия имеет особое значение, так как эти товарные группы составляют основную часть их экспорта. В то же время индустриализация ряда развивающихся стран (новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии, Индия, Пакистан) ведет к значительному увеличению потребления сырья и топлива, к сокращению

сырьевого экспорта из этих стран и увеличению импорта этих товаров. Снижение материалов и энергоемкости производства в развитых странах обусловливает сокращение удельного веса топливно-сырьевых товаров в мировой торговле. Причем наряду с относительным уменьшением вывоза необработанного сырья получает преимущественное развитие экспорт специально подготовленного сырья повышенного качества (например, окатышей вместо железной руды) и полуфабрикатов. Сокращение экспорта продовольствия объясняется повышением уровня самообеспеченности ряда крупнейших регионов и стран (Западная Европа, Китай, Индия), ранее импортировавших зерно, в результате осуществления мероприятий по развитию сельского хозяйства, в том числе путем зеленой революции. Снижение в мировом экспорте доли сырья растительного происхождения связано с внедрением синтетических материалов, волокон и пластмасс.

12.

Ускорение научно-технического прогресса постоянно предъявляет новые, все более высокие требования к экономике и обществу различных стран - участниц мирового хозяйства, создает напряжение во взаимосвязях его подразделений. В настоящее время есть все основания говорить не только о возникновении, но и об углублении структурного кризиса мирового хозяйства. Экономика любой страны представляет собой народнохозяйственный комплекс, возникающий на базе социального и экономического развития, межрегионального разделения труда и процессов интеграции.

Отраслевая, или компонентная структура народнохозяйственного комплекса отражает соотношения, связи и пропорции между крупными группами отраслей.

13. Агропромышленная интеграция является но-

вой формой объединения предприятий, отличной от

объединений в промышленности и сфере услуг.

Технологический сдвиг в мировом сельском хо-

зяйстве, получивший название «агропромышлен-

ная интеграция», начался в 60-70-е гг. XX в.

Главная особенность агропромышленной интегра-

ции заключается в ее межотраслевом характере,

который состоит в организованном и коммерческом

объединении предприятий двух существенно отличаю-

щихся отраслей экономики - промышленности

и сельского хозяйства.

В известной степени агропромышленная интегра-

ция, включая сельское хозяйство в общий процесс

промышленного производства, преодолевает специ-

фический характер сельскохозяйственного производ-

ства (подверженность природно-климатическим фак-

торам, трудность предварительного прогнозирования

объема сельхозпродуктов).

Агропромышленная интеграция логически и исто-

рически ведет к созданию агропромышленного

комплекса.

АПК - это сложившаяся в общественном производ-

стве единая система сельскохозяйственных, промыш-

ленных предприятий и отраслей, охватывающих всю

агропромышленную цепь, спаянных интеграционными

связями, основывающимися на отношениях собствен-

ности или договорных (контрактных) отношениях.

В составе АПК выделяются три сферы:

1)отрасли промышленности, поставляющие

средства производства для сельского хозяйства

и связанных с ним отраслей, а также осуществляю-

щие производственно-техническое обслуживание -

сельского хозяйства; 2) собственно сельское хозяйство;

3} отрасли, занятые переработкой и доведением

сельскохозяйственной продукции до потребителя

(заготовка, переработка, хранение, транспортиров-

ка, реализация).

Ряд отраслей промышленности целиком (или почти

целиком) обслуживают нужды АПК (производство

сельхозмашин, удобрений, оборудования для живот-

новодства и кормопроизводства и т. д.). Другие-от-

расли лишь частично заняты удовлетворением потреб-

ностей АПК.

Становление АПК - новый этап развития общест-

венного производства, имеющий своей основой раз-

витие производительных сил земледелия, ≪промыш-

ленную революцию≫ в сельском хозяйстве, которое

в этом смысле как бы догнало промышленность.

Агропромышленная цепь включает производ-

ство, транспортировку важных средств производства

сельского хозяйства, производство исходных сельхоз-

продуктов, хранение,транспортировку, переработку

и сбыт готовой продукции.

Процесс развития агропромышленной инте-

грации и формирования АПК далеко продвинулся

в промышленно развитых странах, прежде всего

в США. В неизмеримо меньшей степени он наблюда-

ется в развивающемся мире, где наряду с общими

тенденциями и формами его проявления появляются

специфические черты и формы, связанные со.

значительным отставанием агропромышленной сфе-

ры освободившихся стран и их экономической зави-

симости от Запада.

Это в свою очередь приводит к различию относительных цен на одни и те же товары, от которого зависят национальные сравнительные преимущества. Отсюда каждая страна стремится специализироваться на п Парадокс Леонтьева

В соответствии с теорией соотношения факторов производства относительные различия в наделенности ими определяют структуру внешней торговли отдельных групп стран. В странах, относительно более капиталонасыщенных, в экспорте должны преобладать капиталоемкие товары,,а в импорте — трудоемкие. И наоборот, в странах, относительно более трудонасыщенных, в экспорте будут преобладать трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие.

Теория соотношения факторов производства многократно подвергалась эмпирическим проверкам путем анализа конкретных статистических данных применительно к различным странам. При этом экономисты стремились выяснить существование корреляционной зависимости между соотношением капитале- и трудонасыщенных отраслей экономики отдельных стран и реальной структурой их экспорта и импорта.

Наиболее известное исследование такого рода было осуществлено в 1953 г. известным американским экономистом российского происхождения В. Леонтьевым. Он проанализировал структуру внешней торговли США в 1947 г. и 1951 г.

Экономика США после Второй мировой войны характеризовалась высокой насыщенностью капиталом и относительно более высокой по сравнению с другими странами оплатой труда. В соответствии с теорией соотношения факторов производства Соединенные Штаты Америки должны были экспортировать преимущественно капиталоемкие, а импортировать преимущественно трудоемкие товары.

В. Леонтьев определил соотношение затрат капитала и труда, необходимых для производства экспортной продукции на 1 млн долл. и такого же по стоимости объема импорта. Вопреки ожиданиям, результаты исследования показали, что американский импорт оказался на 30% более капиталоемким, чем экспорт. Этот результат стал известен как «парадокс Леонтьева».

В экономической литературе существуют различные объяснения парадокса Леонтьева. Наиболее убедительное из них состоит в том, что США раньше других промышленно развитых стран достигли значительных преимуществ в создании новых наукоемких товаров. Поэтому в американском экспорте значительное место занимали товары, в которых относительно велики были затраты на квалифицированную рабочую силу, а в импорте преобладали товары, требовавшие относительно больших затрат капитала, включая и различные виды сырьевых товаров.

Парадокс Леонтьева предостерегает от излишне прямолинейного и упрощенного использования выводов теории Хекшера— Олина в практических целях.роизводстве товаров, требующих больше факторов, которыми она относительно лучше наделена.

 

16.

Неотехнологические теории.

Сторонники неотехнологического направления структуру международной торговли пытались объяснить технологическими факторами. Основные преимущества связаны с монопольной позицией фирмы-новатора. Новая оптимальная стратегия для фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем, но что пока никто выпускать не может. Как только эту технологию смогут освоить другие – производить что-то новое.

Изменилось и отношение к государству. Согласно модели Хекшера-Олина, задача государства – не мешать фирмам. Экономисты неотехнологического направления считают, что государство должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию устаревших производств.

Наиболее популярной моделью является модель технологического разрыва. Основы ее были заложены в 1961 г. в работе английского экономиста М. Познера. Позже модель разрабатывалась в работах Р. Вернона, Р. Финдли, Э. Мэнсфилда.

Торговля между странами может быть вызвана технологическими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Эта страна приобретает сравнительные преимущества: новая технология позволяет производить товары с низкими издержками. Если же создан новый продукт, то фирма-новатор в течение определенного времени обладает квазимонополией (непрочной), т.е. получает дополнительную прибыль.

В результате технических новшеств образовался технологический разрыв между странами. Этот разрыв будет постепенно преодолеваться, т.к. другие страны начнут копировать нововведение страны-новатора. Познер для объяснения постоянно существующей международной торговли вводит понятие «потока нововведений», со временем возникающего в разных отраслях и разных странах.

Обе торгующие страны выигрывают от нововведения. По мере распространения новой технологии менее развитая страна продолжает выигрывать, а более развитая страна теряет свои преимущества. Таким образом, международная торговля существует даже при одинаковой наделенности стран факторами производства.

 

19.

МЭИ-это процесс хозяйственно полетически объединение стран на основе:

1) Развитие глубоких устойчивых взоимо связей и разделение труда между национального хоз-ва.

2) Взоимодействие воспроизводства структурного национально хоз-ва на различных урвнях и различных формах.

Цель создания ИО.

Уменьшеное и полное устранение барьеров преграждающие свободу движений.

Субъекты

Экономическое обособленное ноциональное хоз-во

Объекты товары, услуги, трудовые ресурсы, и т.д.

Мативы

1.Интегр. Дает возможность повышения благо состояния, объединений стран, благодарн расту доходов и образов новых торговых доходов.

2. Интеграция способствует снижению издержек и цен.

3. Усиление эконом. Стран

4. Развитие региональных полетических сотруд и усиление политических стран.

Международная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней:

1) зону свободной торговли;

2) таможенный союз;

3) общий рынок;

4) экономический союз и политический союз.

Все эти ступени имеют характерную особенность, которая заключается в том, что между странами,

вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. В итоге в

пределах интеграционного объединения формируется общее рыночное пространство, где разворачивается

свободная конкуренция, и под действием рыночных регуляторов (цен, процентов и т. д.) возникает более

эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Из-за этого все страны только

выигрывают, так как увеличивается производительность труда и экономятся расходы на таможенный

контроль. В то же время каждая ступень интеграции имеет специфические черты.

Зона свободной торговли – участвующие в ней страны добровольно отрекаются от защиты своих

национальных рынков только во взаимоотношениях со своими партнерами по данному объединению. С

третьими странами каждый участник зоны свободной торговли определяет свои собственные тарифы. Такой

вид интеграции используется странами ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группами.

Таможенный союз. Участники союза совместно устанавливают единый таможенный тариф для

третьих стран, что дает возможность более надежно защищать формирующееся единое региональное

рыночное пространство и представляется на международной арене в качестве объединенного торгового блока.

Но при этом участники данного интеграционного объединения лишаются части своего

внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции осуществлялся в рамках Европейского

союза.

Общий рынок. Здесь остаются значимыми все условия таможенного союза. Кроме того, в рамках

общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает

экономическую взаимозависимость стран-членов данного интеграционного объединения. При этом свобода

межстранового передвижения требует более высокого организационного уровня межгосударственной

координации экономической политики.

Общий рынок не является завершающим этапом развития международной экономической интеграции.

Для формирования зрелого рыночного пространства необходимо выполнить следующие мероприятия:

1) сделать одинаковые уровни налогов;

2) устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и отраслям;

3) преодолеть различия в национальных трудовых и хозяйственных законодательствах;

4) унифицировать национальные технические и санитарные стандарты;

5) скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты.

20.

Основные субъектамы мировой экономики. Интеграционные объединения

Интеграция – сближение, взаимопереплетение и взаимоприспособление отдельных национальных хозяйств. Это широкое межгосударственное объединение, которое обладает своей организационной структурой. Между участниками интеграции осуществляется более глубокое разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами, рабочей силой.

Различают следующие виды интеграционных объединений:

1. Зоны свободной торговли. Подразумевает заключение соглашений о снижении или отмене таможенных пошлин на все или определенные группы товаров между странами-участниками. К примеру, это Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА).

2. Таможенный союз. Предполагает выработку единой таможенной политики по отношению к третьим странам. Сюда относят Совет арабского экономического единства (СЭАЕ).

3. Общий рынок. Подразумевает полную либерализацию не только взаимной торговли товарами и услугами, но и свободное перемещение капиталов и рабочей силы. Например, Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай образуют Южный общий рынок.

4. Валютный союз. В его основе лежит переход к единой валюте, единому Центробанку. (ЕЭС).

5. Экономический союз. Высшая форма экономической интеграции, которая подразумевает наличие надгосударственных экономических органов, осуществляющих единую экономическую политику, решения которых обязательны для участников.

6. Политический союз. Это переход от интеграционной формы к единому конфедеративному государству.

Появление региональных экономических интеграционных объединений относится к середине XX в., а в настоящее время их насчитывается уже более 60.

Экономическая интеграция — процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными органами.

Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

взаимопроникновением и переплетением национальных воспроизводственных процессов;

широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, НИОКР на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;

глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции;

целенаправленным регулированием интеграционного процесса, координацией экономической стратегии и политики стран-участниц;

региональностью пространственных масштабов интеграции, т.к. необходимые предпосылки первостепенно складываются между странами, где установились тесные хозяйственные связи.

21. ЕС - наиболее развитое интеграционное объединение (Германия, Франция, Италия, Португалия, Бельгия и др.). Образовался в 1967г. Возникновение ЕС имело целью создание общего рынка и повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Цели ЕЭ - отмена таможенных пошлин и других ограничений на движения товаров внутри сообщества; введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики; свободное движение факторов пр-ва; выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

1 этап – эволюция ЕС, созданы зоны свободной торговли, создание единого аграрного рынка.

2 этап - таможенный союз, единая политика в сфере охраны окружающей среды,

3 этап - создание общего рынка, устранение тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле товарами и услугами,

4 этап - усиление политической интеграции и развитие валютного союза.

Механизм функционирования ЕС основывается, прежде всего, на политико-правовой системе управления, в которую входят как обще- или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования, В качестве межгосударственных органов выступают Совет министров. Он принимает решения по реализации единой политики ЕС, Европейский совет - в него входят главы государств, Европарламент, Суд европейских сообществ - обеспечивает выполнение договоров и реализацию основных принципов ЕС.

 

22. В настоящее время на долю ЕС приходится порядка 48,6 % внешнеторгового оборота России. Вместе с тем, абсолютное большинство российского экспорта составляют природные энергоносители и продукты их первичной переработки. В самом ЕС на долю России приходится 7,6 % совокупного импорта и 4,4 % совокупного экспорта. В целом Россия занимает пятое место среди торговых партнеров Евросоюза (после США, Швейцарии, Китая и Японии). Несмотря на то, что такая асимметрия в торговле уже сейчас становится заметным ограничителем двусторонних отношений, Россия объективно нуждается не столько в снижении общей доли ЕС во внешней торговле, сколько в диверсификации экспорта и развитии других направлений, в том числе и для традиционных товаров. Это – единое мнение участников ситанализа.

1.3.2. Особое внимание участники ситуационного анализа обратили на транспортную составляющую сотрудничества. Российская Федерация занимает уникальное положение наиболее удобного и безопасного на данное время маршрута движения Европа – Азия. Потенциально Россия могла бы извлекать из своего географического положения существенные экономические выгоды. В настоящее время Европейский союз стремится к усилению своего присутствия на российских транзитных магистралях, в первую очередь – воздушной. С этой целью КЕС ведет борьбу за отмену выплат европейскими компаниями компенсационных платежей за пролеты по транссибирской магистрали. В случае положительного для ЕС решения данного вопроса будет создан важнейший прецедент, который позволит странам Евросоюза наращивать масштаб перевозок через российскую территорию, существенно теснить позиции российских авиаперевозчиков и не компенсировать России финансовые потери. Одновременно Россия недостаточно использует потенциал железнодорожных перевозок Европа – Азия, который способствовал бы ее реальной интеграции с Европой и в мировое хозяйство в целом. Повышение экологических требований затруднит проекты по транспортировке российских энергоносителей через Балтийское море.

1.3.3. Участники ситуационного анализа сошлись во мнении, что существует прямая зависимость между качеством экономической политики внутри России и состоянием торгово-экономических отношений с ЕС. В связи с этим улучшение их состояния невозможно без внутренних изменений в России, модернизации ее экономики и повышения качества государственного управления экономикой.

1.3.4. Участники ситуационного анализа считают, что в настоящее время структура российского экспорта на рынок ЕС полностью отражает и соответствует реальной конкурентоспособности российской продукции. Более того, экспорт российских нефти и газа в страны ЕС имеет традиционный характер и выступает в качестве своеобразной «подушки безопасности» против непредсказуемого осложнения политических отношений. Но для углубления отношений с Евросоюзом этого недостаточно. Расширение товарной номенклатуры и изменение соотношения отдельных ее статей возможны только через развитие производства конкурентоспособных товаров и услуг внутри России.

1.3.5. Сами страны ЕС, по мнению участников ситанализа, не проявляют чрезмерной заинтересованности в расширении спектра товаров российского экспорта, рассматривают и, в среднесрочной перспективе, будут рассматривать Россию скорее как сырьевой придаток. В сочетании с поддержанием элементарной политической стабильности, обеспечение устойчивых поставки энергоресурсов являются главными приоритетами политики ЕС.

1.3.6. При этом нельзя забывать, что сами страны ЕС стремятся к развитию новых источников природных энергоресурсов с целью обезопасить себя от потенциальных внутрироссийских катаклизмов и лишить Россию теоретической возможности использовать свои энергоресурсы в качестве инструмента политического влияния.

1.3.7. В целом у участников ситуационного анализа не вызвало возражений суждение о том, что политико-экономические системы России и ЕС сейчас малосовместимы. Российские реформы изначально проходили под сильным влиянием т.н. англосаксонской модели и не ориентировались на континентальные стандарты Евросоюза. Несмотря на то, что влияние европейских образцов постепенно усиливается, эта тенденция не является превалирующей в развитии российского законодательства, в том числе из-за неясных перспектив отношений с Евросоюзом. Как Россия не определилась с «европейским выбором», так и ЕС не определился с долгосрочной политикой в отношении России.

1.3.8. Относительно отношений с ЕС в контексте вступления России в ВТО эксперты разошлись во мнениях о том, как расценивать условия, на которых Россия подписала с Евросоюзом протокол о завершении переговоров, а также каким образом использовать это с максимальной выгодой.

1.3.9. Большинство участников придерживаются мнения, что, несмотря на позитивное значение подписания протокола, уступки, на которые Евросоюз заставил пойти Россию, могут нанести значительный урон как российской экономике в целом, так и отдельным российским корпорациям. Среди последних – ОАО «Аэрофлот», РАО «Газпром», РАО РЖД (повышение «калининградских» тарифов) и др. Неясен и вопрос о балансе выгод и ущерба в результате ратификации Россией Киотского протокола. Вместе с тем, подавляющее большинство участников ситанализа согласилось с тезисом, что сам факт «закрытия» темы ВТО позитивен, так как снимает с российско-европейской повестки дня один из главных раздражителей, если разумеется, КЕС не попытается его снова открыть.

1.3.10. Участники ситанализа согласились, что в настоящее время практически нет механизмов и инструментов защиты интересов российского частного бизнеса на уровне отношений Россия – Евросоюз. Во-первых, за редкими исключениями сам российский бизнес не готов серьезно инвестировать в создание такой лоббистской инфраструктуры, а, во-вторых, современный формат взаимоотношений бизнеса и властей в России не способствует защите интересов российских предпринимателей вовне.

1.3.11. Сложность отношений между властью и бизнесом в современной России является, по мнению подавляющего большинства участников ситуационного анализа, одной из главных причин общей незащищенности российских экономических игроков в отношениях с ЕС.

1.3.12. Во многом поэтому переговорный процесс Россия – ЕС остается закрытым и непрозрачным для российского бизнес-сообщества, что приводит к недостаточному и неполному учету его интересов ответственными ведомствами. Консультации с представителями бизнеса ведутся только на самой ранней стадии переговорного процесса с Брюсселем. Часто для решения политических задач российские представители на переговорах с ЕС жертвуют материальными интересами бизнеса, даже если это касается крупных корпораций с государственным участием. КЕС действует ровно противоположным образом: скрупулезно торгуется даже по мелким вопросам.

 

 

23. Рассматривая интеграционные процессы в рамках Содружества Независимых Государств, следует признать их значительную противоречивость и непоследовательность. Сам процесс создания СНГ рассматривался его инициаторами как стремление государств - бывших членов СССР к своей реальной независимости. Однако этот процесс сопровождался разрывом традиционных экономических, культурных и иных связей стран Союза, обострением межнациональных конфликтов.

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

· разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

· желанием широких масс населения в странах — членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.д.;

· технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.

 

Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР 8 декабря 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В Уставе определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоединения других стран.

За шесть лет, прошедших с момента принятия «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», было подписано более 800 совместных документов о координации и сотрудничестве в самых различных сферах. Создан и функционирует Координационно-консультативный комитет СНГ для согласования действий в сфере экономического развития; достигнуто соглашение о формировании экономической системы Содружества и создании Международного экономического комитета (МЭК); завершается подготовка к переходу в рамках СНГ к «Общему рынку», где бы свободно перемещались товары, услуги, капиталы и рабочая сила. Происходит юридическое оформление единого торгового пространства стран Содружества.

Следует, однако, признать, что в международной иерархии СНГ занимает пока довольно низкое место. На его долю приходится всего 3 % мирового ВВП. Товарооборот между странами Содружества к началу 1997г. составлял примерно 6 % объема ВВП. Значительное уменьшение его имело место впервом полугодии 1997г., в то время как с другими странами мира наблюдался некоторый рост. В структуре производства и экспорта увеличивается доля сырьевых товаров и энергоносителей, а в импорте - изделий машиностроения,- перерабатывающих отраслей.

С 1995 г. начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан. В дальнейшем к нему присоединилась Киргизия. Союз преследует цель создания единого таможенного пространства и унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам. Между странами-участницами были достигнуты договоренности об отмене таможенных пошлин и прочих, сборов во внешнеторговых операциях.

В середине 90-х гг. в интеграционных процессах стран Содружества появились новые направления: в апреле 1996г. были сформированы два новых интеграционных объединения — «союз четырех» (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) и «союз двух» в составе России и Беларуси. Несколько ранее Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан заключили свое «тройственное соглашение».

Такая сложность интеграционной структуры СНГ объясняется, во-первых, различиями в подходе к национальному суверенитету лидеров стран Содружества; во-вторых, различиями в понимании механизма и направленности проводимых реформ.

Наибольшей зрелости интеграционные процессы достигли в отношениях Беларуси и России. Здесь формируются совместные межгосударственные и негосударственные органы, решения которых являются обязательными для национальных правительств, ведется работа по созданию совместного бюджета за счет ежегодных отчислений из государственных бюджетов обеих сторон, разрабатывается совместная структурная политика в промышленности, предусматривающая взаимодополнение экономик обеих стран.

В то же время лидеры некоторых бывших союзных стран рассматривают СНГ как временное объединение, призванное обеспечивать цивилизованную процедуру разъединения государств бывшего СССР. Отсюда становится очевидным, что будущее стран Содружества зависит от того, какие тенденции — разъединительные или объединительные — будут приоритетными в рамках СНГ.

Окончательный результат взаимодействия интеграционных и интеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, в том числе от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран — членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики третьих стран, других факторов, как в рамках СНГ, так и за его пределами. Но главным фактором будут результаты развития российской экономики и системных реформ в России — естественного интеграционного ядра СНГ.



24. 1. Сущность и проблемы международной торговли как формы международных экономических отношений

Россия и ВТО


Цели и задачи присоединения

Членами Всемирной торговой организации являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

 


  • Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;

  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

 

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.
Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

 

Причины вывоза капитала

Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала является относительный избыток капитала в данной стране. Возникает несовпадение между спросом на капитал и его предложением в различных отраслях мирового хозяйства и в целях получения большей предпринимательской прибыли или процента он переводится за границу.

Причинами вывоза капитала также могут быть:

§ наличие возможности монополизировать местный рынок принимающей стороны;

§ наличие в странах, принимающих капитал, более дешевого сырья и рабочей силы;

§ стабильная политическая обстановка в стране-реципиенте;

§ более низкие, по сравнению со страной-донором, экологические стандарты;

§ наличие благоприятного «инвестиционного климата» в принимающей стране;

Понятие «инвестиционного климата» включает такие параметры, как:

§ экономические условия: общее состояние экономики (подъем, спад, стагнация), положение в валютной, финансовой и кредитной системах страны, таможенный режим и условия использования рабочей силы, уровень налогов встране

§ государственная политика в отношении иностранных инвестиций: собл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.239 (0.015 с.)