Особые проблемы малых стран, входящих в содружество независимых государств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особые проблемы малых стран, входящих в содружество независимых государств



Малые страны, входящие в СНГ, включая страны с низким уровнем дохода (Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан), а также страны со средним уровнем дохода (Азербайджан, Армения, Грузия и Туркменистан), испытывают более глубокий и продолжительный спад, связанный с переходным периодом, по сравнению с другими странами с переходной экономикой. В то время как на этапе спада качество государственных услуг существенно ухудшилось и расходы на социальные нужды подверглись резкому сокращению, за последние годы отмечается мощный экономический подъем, и в ряде стран благодаря этому непрерывному росту были компенсированы потери поступлений, понесенные на начальном этапе переходного периода. Однако в Грузии, Кыргызстане, Молдове и Таджикистане ВВП в расчете на душу населения так и не достиг своего прежнего уровня, существовавшего до начала переходного периода. Кроме того, отмечающийся за последние годы впечатляющий экономический рост основан на расширении объема производства небольшого числа основных сырьевых товаров, в результате чего рост поступлений в значительной мере подвержен воздействию внешних потрясений. Кроме того, в результате задержек в осуществлении реформ в плане экономической перестройки в этих странах отсутствует инфраструктура, иностранные инвесторы не проявляют к ним большого интереса, а человеческий капитал и институты находятся на низком уровне развития. С учетом отсутствия в этих странах с низким уровнем дохода экономической стабильности и предъявляемых в них высоких требований к инвестициям экономическая диверсификация в них представляется трудной задачей.

Региональное сотрудничество имеет особо важное значение для поощрения экономической диверсификации малых стран СНГ, поскольку она приведет к расширению фактического объема их рынков и может способствовать привлечению дополнительных иностранных инвестиций и в другие сектора, помимо сектора природных ресурсов. Что касается извлечения выгоды из этих интеграционных эффектов, то стоящая перед регионом задача в области политики заключается в работе над согласованием стандартов и правил, а также над совершенствованием механизмов торговли и транзитных перевозок.

Все эти страны, за исключением Грузии, не имеют выхода к морю. В связи с этим одним из основных препятствий на пути экономической диверсификации и интеграции этих стран, помимо административных препятствий для трансграничной торговли, выступает недостаточное развитие в них транспортной инфраструктуры. Однако низкий уровень государственных инвестиций в инфраструктуру и возникновение политических конфликтов вокруг механизмов трансграничного взаимодействия — все это не способствует расширению межрегиональной торговли и инвестиций. Действие этих факторов приводит к росту транспортных издержек и возникновению высоких расходов, связанных с накоплением значительных запасов в условиях перебоев в поставках, что существенно подрывает конкурентоспособность.

Доступ к международным рынкам затруднен также наличием других препятствий, включая чрезмерно высокие требования к документации, задержки на пограничных пропускных пунктах, неофициальные поборы и случаи неожиданного закрытия границы. В целях повышения эффективности трансграничной экономической деятельности этим странам необходимо усовершенствовать свою транспортную инфраструктуру, провести реформу таможенных процедур, улучшить межучрежденческую координацию и расширить трансграничное сотрудничество. Необходимо ускорить также направление новых инвестиций в энергетический сектор с учетом того, что существенные недостатки в электроснабжении угрожают экономическому росту в некоторых странах. Для этого потребуется значительное увеличение объема государственных инвестиций, для которых не имеется достаточных внутренних ресурсов. В дополнение к внешнему финансированию по линии многосторонних банков развития (а именно, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и Азиатского банка развития) партнерства с участием государственного и частного секторов, занимающиеся обеспечением инфраструктуры, могут способствовать восполнению пробелов в ограниченных правительственных ресурсах.

Еще одним важным элементом диверсификации роста в малых государствах — членах СНГ является человеческий капитал, и в более общем плане его развитие является одним из предварительных условий ускорения развития в этих странах на основе сокращения масштабов нищеты. Обеспечение доступа к школьному образованию не представляет собой серьезной проблемы в этих странах: показатели охвата начальным и средним образованием составляют 90 процентов и выше. Однако наблюдаются негативные тенденции, заключающиеся в снижении показателей охвата начальным образованием и сокращении уровней грамотности среди населения в возрасте от 14 до 24 лет за последние пять лет в некоторых странах, таких, как Кыргызстан.

Вызывает обеспокоенность также ухудшение качества школьного образования и слабый потенциал системы образования в плане предоставления учебной подготовки для развития навыков, необходимых для освоения новых технологий и оказания современных услуг, в том числе в области туризма. Повышение качества образования и учебных программ будет содействовать подкреплению экономической политики, направленной на стимулирование перехода к производственной деятельности с более высокой производительностью труда.

За последние годы уровень нищеты в этих странах снизился благодаря их мощному экономическому росту. Масштабы распространения крайней нищеты — доля людей, прожиточный минимум которых составляет менее 1 долл. США в день, — в странах СНГ в целом с начала переходного периода резко сократились с 5,5 процента до 0,6 процента. Однако сокращение масштабов нищеты по-прежнему происходит разными темпами в различных странах. Согласно национальным показателям нищеты масштабы нищеты в Азербайджане в период 2003–2007 годов сократились с 45 до 16 процентов, в Кыргызстане они сократились в период 2003–2005 годов с 43 до 36 процентов, и в Молдове уровень крайней нищеты сократился в период 2005–2006 годов с 16 до 5 процентов. Несмотря на значительное сокращение масштабов нищеты за последние годы, по оценкам Всемирного банка все еще не ясно, будет ли достигнута сформулированная в Декларации тысячелетия цель в области развития, заключающаяся в сокращении к 2015 году вдвое масштабов крайней нищеты, в Грузии, Кыргызстане, Молдове, Таджикистане и Узбекистане. Нищета особенно широко распространена в Таджикистане — самой бедной стране из этой группы стран, в которой прожиточный минимум составляет менее 2,15 долл. США в день для 60 процентов населения.

В большинстве малых стран СНГ объем сельскохозяйственного производства в начале переходного периода резко сократился, и с того времени оно возрождается лишь очень медленными темпами. В результате этого значительная часть населения сельских районов оказалась в тисках нищеты. Ухудшение состояния сельского хозяйства ставит под угрозу продовольственную безопасность в этих странах, а резкий рост мировых цен на продукты питания приводит к росту инфляции и тяжело сказывается на положении малоимущих. В связи с этим успешное сокращение масштабов нищеты будет в огромной мере зависеть от поощрения развития сельскохозяйственного производства и сельских районов. Поощрение развития сельского хозяйства и агропромышленных предприятий должно включать предоставление стимулов и совершенствование инфраструктуры в целях укрепления производственных связей на всей протяженности цепи поставок. Сокращение масштабов нищеты будет наиболее эффективно достигаться на основе предоставления целенаправленной поддержки мелким фермерам.

Доля женщин среди безработных в регионе находится на относительно высоком уровне, достигая в некоторых странах, таких, как Кыргызстан, 50 процентов, в то время как их заработная плата, как правило, в среднем значительно меньше заработной платы мужчин. Соответственно, в рамках политики, направленной на обеспечение экономической диверсификации, необходимо также поощрять создание возможностей для трудоустройства как мужчин, так и женщин и сокращать масштабы дискриминации в области заработной платы.

В общем, стратегические задачи, стоящие перед малыми странами, входящими в состав СНГ, включают широкий ряд целей в области развития и реформ в различных областях. Однако эти страны располагают ограниченными собственными ресурсами для одновременного решения всех этих задач, и в этой связи им будет необходима поддержка со стороны международного сообщества.

 

11.

Природно-ресурсный потенциал (природные ресурсы) мирового хозяйства многообразен. Он включает: энергетические, земельные и почвенные, водные, лесные, биологические (растительный и животный мир), минеральные (полезные ископаемые), климатические и рекреационные ресурсы (курорты, национальные парки и др.). Природно-ресурсный комплекс имеет характерные особенности.

1. Его продукция - это в основной своей массе универсальные ресурсы, которые практически всегда пользуются спросом на рынках сбыта.

2. Эти продукты обладают ограниченным набором потребительских свойств, достаточно однородны по качеству.

Несмотря на реальную роль природно-ресурсного комплекса в экономике любого государства, существует мнение о том, что добыча и переработка минерального сырья и горнорудное производство - это удел развивающихся государств, а развитые страны наращивают высокотехнологичные производства. В мировой экономике сложились значительные различия между имеющимися в отдельных странах людскими и природными ресурсами и объемами потребления минерального сырья и топлива в различных странах. Основная часть минеральных ресурсов потребляется в промышленно развитых странах, которые располагают всего 40 % их запасов. Неравномерность размещения минеральных ресурсов в недрах земли, а также различная обеспеченность стран земельными и лесными ресурсами способствуют развитию международного разделения труда и на этой основе - международных экономических отношений. В результате снижения ресурсов и материалоемкости хозяйства развитых стран и развития собственной добычи полезных ископаемых в некоторых из них (США, Канаде, Австралии, Норвегии) произошло значительное ослабление зависимости стран Запада от импорта из развивающихся государств. Для развивающихся стран экспорт минерального сырья, топлива и продовольствия имеет особое значение, так как эти товарные группы составляют основную часть их экспорта. В то же время индустриализация ряда развивающихся стран (новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии, Индия, Пакистан) ведет к значительному увеличению потребления сырья и топлива, к сокращению

сырьевого экспорта из этих стран и увеличению импорта этих товаров. Снижение материалов и энергоемкости производства в развитых странах обусловливает сокращение удельного веса топливно-сырьевых товаров в мировой торговле. Причем наряду с относительным уменьшением вывоза необработанного сырья получает преимущественное развитие экспорт специально подготовленного сырья повышенного качества (например, окатышей вместо железной руды) и полуфабрикатов. Сокращение экспорта продовольствия объясняется повышением уровня самообеспеченности ряда крупнейших регионов и стран (Западная Европа, Китай, Индия), ранее импортировавших зерно, в результате осуществления мероприятий по развитию сельского хозяйства, в том числе путем зеленой революции. Снижение в мировом экспорте доли сырья растительного происхождения связано с внедрением синтетических материалов, волокон и пластмасс.

12.

Ускорение научно-технического прогресса постоянно предъявляет новые, все более высокие требования к экономике и обществу различных стран - участниц мирового хозяйства, создает напряжение во взаимосвязях его подразделений. В настоящее время есть все основания говорить не только о возникновении, но и об углублении структурного кризиса мирового хозяйства. Экономика любой страны представляет собой народнохозяйственный комплекс, возникающий на базе социального и экономического развития, межрегионального разделения труда и процессов интеграции.

Отраслевая, или компонентная структура народнохозяйственного комплекса отражает соотношения, связи и пропорции между крупными группами отраслей.

13. Агропромышленная интеграция является но-

вой формой объединения предприятий, отличной от

объединений в промышленности и сфере услуг.

Технологический сдвиг в мировом сельском хо-

зяйстве, получивший название «агропромышлен-

ная интеграция», начался в 60-70-е гг. XX в.

Главная особенность агропромышленной интегра-

ции заключается в ее межотраслевом характере,

который состоит в организованном и коммерческом

объединении предприятий двух существенно отличаю-

щихся отраслей экономики - промышленности

и сельского хозяйства.

В известной степени агропромышленная интегра-

ция, включая сельское хозяйство в общий процесс

промышленного производства, преодолевает специ-

фический характер сельскохозяйственного производ-

ства (подверженность природно-климатическим фак-

торам, трудность предварительного прогнозирования

объема сельхозпродуктов).

Агропромышленная интеграция логически и исто-

рически ведет к созданию агропромышленного

комплекса.

АПК - это сложившаяся в общественном производ-

стве единая система сельскохозяйственных, промыш-

ленных предприятий и отраслей, охватывающих всю

агропромышленную цепь, спаянных интеграционными

связями, основывающимися на отношениях собствен-

ности или договорных (контрактных) отношениях.

В составе АПК выделяются три сферы:

1)отрасли промышленности, поставляющие

средства производства для сельского хозяйства

и связанных с ним отраслей, а также осуществляю-

щие производственно-техническое обслуживание -

сельского хозяйства; 2) собственно сельское хозяйство;

3} отрасли, занятые переработкой и доведением

сельскохозяйственной продукции до потребителя

(заготовка, переработка, хранение, транспортиров-

ка, реализация).

Ряд отраслей промышленности целиком (или почти

целиком) обслуживают нужды АПК (производство

сельхозмашин, удобрений, оборудования для живот-

новодства и кормопроизводства и т. д.). Другие-от-

расли лишь частично заняты удовлетворением потреб-

ностей АПК.

Становление АПК - новый этап развития общест-

венного производства, имеющий своей основой раз-

витие производительных сил земледелия, ≪промыш-

ленную революцию≫ в сельском хозяйстве, которое

в этом смысле как бы догнало промышленность.

Агропромышленная цепь включает производ-

ство, транспортировку важных средств производства

сельского хозяйства, производство исходных сельхоз-

продуктов, хранение,транспортировку, переработку

и сбыт готовой продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.034 с.)