Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические типы мировоззрения.

Поиск

Исторические типы мировоззрения.

Философское мировоззрение по своей структуре состоит из трех уровней. Первый уровень - мироощущение ("живое созерцание"), в котором возникают ситуативно и непосредственно связанные с окружающей действительностью чувства, эмоции и настроения. Второй - это уровень мировосприятия, на котором формируются познавательные образы и опосредованные наглядные представления. Третий уровень - миропонимание, в котором возникают и используются понятия, суждения, идеи, принципы и концепции.

Основными сферами, образующими системное единство философского мировоззрения, являются три взаимосвязанные подсистемы - познавательная, ценностная и поведенческая. Мифология - это исторически первая, универсальная и единая форма общественного сознания, состоящая из совокупности мифов, легенд, сказаний, преданий о наиболее значимых фактах, событиях, явлениях в человеческой жизни. В ней отсутствуют систематизированные знания, не раскрывается разница между естественным миром, который мы ощущаем, и сверхъестественным миром, в который можно только верить. мифы: естественные мифы (народное творчество, роль играют мироощущения), искусственные мифы (реклама, возникают на основе знания законов психики, экономики, политики). Религия - систематизированная форма понимания мира с опорой на веру в идеальный, сверхъестественный мир. Религиозное мировоззрение изначально опирается на психологические механизмы внушения и самовнушения (истинным реальным и вечным существованием обладает лишь сверхъестественный мир. Сверхъестественный мир недоступен для чувственного познания (в форме ощущения, восприятия, представления), поэтому в него можно верить, о нем можно мыслить, его можно постигать.

 

Философия: ее определение, предмет.

Философия – форма общ. сознания учение об общих принципах бытия и познания, об отнош. чела к миру. В К общей структуре философии можно выделить следующие отрасли и дисциплины: Онтология - учение об общих законах бытия, включая учение о природе (натурфилософия), об обществе (социальная философия), о человеке (философская антропология), о вселенной и космосе (космизм) и др. Гносеология - учение об общих законах и формах познания; Логика - учение о нормах и законах мышления. Эстетика - учение о красоте и гармонии мира. Этика - учение о нравственном отношении человека к миру. Ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития наки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

4. Проблема возникновения философии: концепции и предпосылки:

Осн.проблемы: отношение бытия к мышлению; отношение физич.к психическому; отнош.материальн.к идеальному; отнош.духа к природе; отнош.субъективного к объективному. Все эти проблемы явл.составными одной большой проблемы - отношения бытия и сознания. Гносеологическая необходимость постановки этих проблем (гносеология - учение о познании) заложена в реальном отношении человека к внешнему миру: любой элементарный акт человеческого познания и поведения предполоагает разграничение субъективного и объективного, сознания осознаваемых вещей. Эти проблемы вырастают из повседневной жизни людей, из практики. Есть две стороны этих проблем: гносеологическая (возможность в наших понятиях и представлениях о действительном мире составлять верное представление о действительности) и онтологическая (вопрос о первичности духа или материи). Т.е.осн. проблемы философии возникают из полемики между сторонниками различных течений по поводу этих основных вопросов (гносеология и онтология).

Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием. Осн.фил-ие проблемы: 1.онтология(теория познания). 2. гносеология (учение о бытие).3.методология(учение о развитии).4.социология(соц.проблемы). 5.этика(учение о морали). 6.эстетика(учение о прекрасном). 7.антропология(учение о человеке). 8.аксиология(уч.о ценностях). 9.диалектика(уч.о действительности). 10. метафизика(уч.о смысле жизни).

 

Др. Инд и Др Китайск ф-ия

ФДВ на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем центрам: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего Востока. ФДВ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций. Причины возникновения: 1.социально-экономическая (переход от меди к железу) 2.товарно-ден. отнош. 3.ослабление родо-племенных связей 4.первое гос-во 5. духовная жизнь. В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов". Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы: аджика (адживика) (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская Ф. систематически излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н.э. ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н.э.), упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н.э.). Для древнеиндийской школы хар-ны:1.внимание к вопросам поиска сущности чел. и окружающего мира 2.признание тождества между микро- и макрокосмосом 3.признание существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного я, уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня - "атман" В Китай процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств". Первые ф-ы бродяги критиковали мифологию. Ф-ы крутые Конфуций и Лао-дзы. Для древнего Китая хар-на опора на священные книги - "пятикнижие". Аскеты, бродячие мудрецы - первые критики мифологиии, подготовили эпоху борющихся царств. Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и инь олицитворяют два взаимодополняющих начала (муж. и жен.). Позже включена категории ци-нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится на время существования 6 классических школ. Буддизм - зародился в Индии в VI-V вв. до н.э., видит освобождение от страданий на пути нравственного совершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. В первых веках нашей эры буддийская религия терпит поражение.

 

ДрГреч ф-ия. Ранняя греческая ф-ия

Концепция анатомизма в ф-ии Демокрита.

Демокрит – создатель атомистического учения:

(“Все есть атомы и пустоты”, “Окружающий нас мир это не подлинная реальность, а порождение человеческих чувств”) и философского детерминизма, т.е. учения о необходимой связи явлений: “Случай измыслили люди, вследствие своего невежества”. Чувственное знание возможно, потому, что душа человека это совокупность атомов. Истина постигается с помощью чувств (разума). Цель жизни – хорошее расположение духа.

Чувственные впе­чатления - различие порядка, формы и по­ложения действующих на ощущающее тело атомов. Сила учения Демо­крита, как и всего древнегреческого ма­териализма, - в попытке свести все разнообразие мира к единой материальной основе. Основные взгляды атомис­тов заслужи­вают внимания в силу их высокой понятийной абстракт­ности, а воз­рождение этих взглядов в XVII веке было очень важно для создания новей­шего понятия “материя”.

Схоластика Фомы Аквинского

Одним из наиб.Выдающ. представителей зрелой С., монах Фома Аквинский. У Фомы высшее начало есть бытие. Под бытием Фома поним. хрис-го Бога. Различая бытие и сущность, Фома не противопос. их, а подчерк. их общий корень.Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности.

Фома приводит пять доказательств сущ.Бога:

1)"движение". Всякая вещь движется под воздействием, какой-либо другой вещи, рассуждает философ. Эта другая — под действием третьей и т.д. После не может быть бесконечной; следовательно, должна существовать вещь, которая движет другие, но сама не нуждается в источнике движения, то есть должен быть Предполагалось; это и есть Бог.

2)"причина" и "следствие". Всякое следствие имеет свою причину; эта причина сама является следствием другой причины; та, в свою очередь, — следствие третьей причины и т.д. (модель похожа на цепочку из костяшек домино). Стало быть, должна быть Первопричина, которая не нуждается в причине. Это и есть Бог. 3)"случайность" и "необходимость". Все вещи в мире случайны, то есть могут быть, а могут и не быть. Но если бы абсолютно всё в мире было случайным, то и сам мир был бы случайным. В таком случае его бы уже не было. Однако мир есть. Следовательно, в нём должна быть необходимость. Эта абсолютная и единственная Необходимость и есть Бог.

4)"совершенство", что напоминает об аргументации Ансельма. Но ход мысли Аквинского иной. Ве­щ отличаются друг от друга степенью совершенства, констатирует он. Змея совершеннее червя, а человек совершеннее обезьяны. Стало быть, все вещи в мире можно расположить в воображаемый ряд, где каждая следующая вещь совершеннее предыдущей. Из них должна быть самая совершенная — это и есть Бог.

5)"целесообразность". Мир устроен гармонично; одна вещь соответствует другим, а те — ей. На фруктовых деревьях, к примеру, сначала распускаются цветы, и только потом — листья, чтобы не мешать пчёлам опылять соцветия. Стало быть, у каждой вещи подчинено определённой цели, замыслу. И эта цель — гармония. Следовательно, должен быть Целеполагатель — Бог.

Материалистичесая ф-фия

Материя (от латинского «вещество») – философская категория, у материалистов обозначающая субстанцию (носитель всех свойств), первоначало по отношению к сознанию.

Эволюция понятия «материя»: 1) вещь, вещественное начало мира, совокупность первоэлементов (древние греки);2) носитель свойств: массы, протяженности, неделимости, непроницаемости (рационалисты-естествоиспытатели нового времени);3) объективная реальность, данная в ощущениях (марксизм-ленинизм).

Материальный мир сложно организован ‑ чтобы постигнуть, его группируют в классы: физический, химический, биологический, социальный. Все систематизируется или структурируется путем выявления: 1) единого материального носителя, 2) однотипных (типовых) структур, 3) принципа, позволяющего разложить в иерархии от низшего к высшему.

В неживой природе иерархия такова: вакуум - элементарные частицы - атомы - молекулы - макротела (твердые, жидкие, газообразные) - планеты - звезды - галактики - метагалактики.

В живой: протоплазма - клетка - организм (особь) - вид (популяция) - биоценоз - биогеоценоз (экосистема).

Специфический вид материальной системы ‑ человеческое общество. Его подсистемы: семья - классы - нации и др.

 


Фейербах

Главным делом его жизни была непримиримая борьба против религии. Он рассм. Ф-ю и религию, как миропанимание, науки, взаимно исключающие друг друга. Если нужда-отец религии,то вооброжение-ее мать. Бессилие ищет выхода в порождаемой фантазией надежде и утешении. В центре его философии-человек, как единственный универсальный и высший предмет философии.Его материализм носит антропогенный характер. Однако природа человека трактуется биологически, а не социально. Этим определяется и границы фейербаховского атеизма. Религия, как форма общественного сознания не выводится из общественного бытия, а наоборот, возводится в ранг определяющей силы, тормозящей это развитие. В целом антропологизм Ф. не вышел за рамки метафизического материализма.

Все религии он разделил на естественные, кот. существовали на заре разв. человеч. цивилиз и предст. собой обожествл. прир. явлений, и духовные, кот. обожествляли духов. св-ва чел-ка. Ф. обращал особое внимание на чувственно-эмоц-ю природу религии, основой возник-я религии считал воображ-е и фантазию. Он уверен, что религия и мораль – две потивореч. друг другу сферы.Ф. ратует за религию без Бога и за божеств-ть любви. Новую фил-ю религии Ф. называет антропологией – учением о чел-ке. Антропология превращает чел-ка и природу как его базис в единств. и универсальный предмет фил-и; она занята раскрытием подлинно человеч. сущности.

К чел-ку следует подходить как к сущ-ву целостному, его физич., эмоц-я, психич. жизнь важна так же, как и разумная. Истина состоит в полноте человеч. жизни и существа. Именно человеч-е есть истинное и действительное.

 

 

Марксистская философия.

В маркс. философии (кон. 30- кон. 40 -х гг. 19 века) появ. новое содерж., отсутств. в прежних фил. сист.. Маркс и Энгельс провозгл. гл. назнач. ф-и задачу быть орудием освобожд. раб. класса, всех трудящ. от эксплуат. и дух. средством созидания коммун. общ-ва.

Осн. черты марксизма: 1) единство партийности и научности; 2) революционность; 3) гуманистичность. Это единство 3-х принципов вытекало из нового поним. практики в марксизме. Маркс подверг критике прежний материализм и идеализм за сведение практики к чисто теорет. деят. Маркс впервые в истории ввёл практику в теорию познания. Практика у него - это исходный пункт, движущ. сила, критерий истины, цель познания. Практика - это процесс труда в единстве соц.-историч. усл. его функционир.. Она невозможна вне связей и общения между людьми. Практика явл. сферой приложения знания. Целью познав. усилий явл. достиж. истины. Истина – соотв. наших мыслей, знаний о мире самому этому миру, объект. реальности. Маркс и Энгельс счит., что любая истина объект., т.е. содерж. знания совпад. с объект. действит. и в этом смысле не зависит от сознания ч-ка. Но в то же время истина субъект. по форме выраж. Абс. истина не достигаема, так как мир бескон. и неисчерпаем, т. е. человечеству невозможно получить полные и достоверные знания о мире. Маркс и Энгельс разработали на базе материализма законы диалектики, кот. связали между собой 3 осн. сферы реальности: природу, общ. и мышл.

Маркс и Энгельс – основоположн. диалект. материализма. Предпосылки зарожд. диалект. материализма: 1) соц. – полит.; 2 класса: бурж. и пролетар.; переход капитализма в крайнюю стадию разв. – империализм; 2) естественнонаучн. открытия: открыт. живой клетки, доказ. налич. родства между растит. и жив. миром; открыт. электрич. полей; теория Дарвина о происх. видов; 3) теорет. источники: франц. утоп. соц. Сенсимона и Оуэна, утвержд., что капиталисты добров. передадут в руки раб. свою частн. собств.

Маркс отчужден. труд (труд по принужд.) рассм. в 4-х аспектах: 1. исх. материал и прод. не принадл. ч-ку, чужды ему; 2. сам процесс труд. деят. для трудящ. принуд-н; 3. он отним. у него родовую жизнь – жизнь по природе; 4. подневольный труд порожд. отчужд. между людьми эксплуататорско-социальные отношения.

Энгельс – гл. труд его диалектика природы. В этой работе есть гл. «Роль труда в проц. превращ. обезьяны в ч-ка», где доказ., что возникн. создания связана с системат. и целенаправл. возникн. орудий труда.

Герменевтика

Г – основное направление мировой ф. мысли 20в. В античности Г называлась- искусство разъяснения, перевода, истолкования. Свое название этот вид интеллектуального труда получил от гр. бога Гермеса, к-ый разъяснял просты м смертным волю богов, т.к. они разговаривали на разных языках, поэтому появилась нужда в вестнике божественных посланий. М. б. Гермес, успешно покровительствовавший торговле, лучше других мог выбрать форму общения, а может обладать особым даром убеждения. Основным ядром античной Г б. искусство аллегорической интерпритации, которая должна была раскрыть второй смысл текста. В средние века Г состояла на службе у теологии и основная ее задача, заключалась в разработке методов интерпритации библейских текстов. В Г формулируются нормативные правила, каноны, которые приводят толкователя к оригинальному смыслу, через временное наслоение. Основателями Г явл. нем. ф. Шлейермахер(соеденил в себе тиолога и филолога) и Дильтей(формулирует герменевтику как метод исторической интерпритации). Они положили нач. наукам о межличностном понимании. Осоую роль в развитии современного Г-кого метода пренадлежит Хайдеггеру. У него Г есть ни что иное как феноменология чел-го бытия, она выявляет условия благодаря которым чел-кое сущ-ние может быть тем, что оно есть. Бытию всегда предпослано мышление о нем. Понимание реализуется через истолкование, интерпритацию. Поэтому с точки зрения Х чел-кое бытие изначально Герменефтично. Г также выдвинула проблему понимания текстов виднейший представитель этого направления Гадемер синтезировал Г и Диалектику. Г имеет специфическую связь с логикой, прослеживается ее связь с аналитической ф-ей, так же тесно связано с реторикой, поскольку язык загнимает в Г центральное место. Г универсальна в том смысле, что она интегрирует научные знания в практическое сознани. К-ме ф-кой герменевтики сущ. юридическая, филологич-я, теологическая. Всех объеденеят, что это и метод и иск-во разъяснения. В сер.20в. фил-кая Г получила шир. распространение в герм., а как раздел аналит. философии – в Англ. В США на основе гермен. метода успешно развивается понимающая социология.

 

Философия постмодернизма.

Постмодернизм- термин, обозначающий структурно-сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века. Большинство постмодернистских концепций относится к сфере интеллектуальных феноменов. Первоначально они фоку­сировались на искусстве, позднее распространились на более ши­рокий спектр явлений современной культуры. Основные харак­теристики постмодернизма: илюральность, отсутствие универ­сального авторитета, уничтожение иерархических конструкций, интерпретативная поливариантность. Идеалом для постмодер­нистов выступает "единство" предметных полей. Отсюда их тре­бование соединить науку, искусство, философию, религию, фи­лологию и т.п. Средством для этого должен стать "тотальный критицизм", или "контрфилософский, дискурс". Понимание фи­лософии как некоего текста или акта говорения приводит пос­тмодернистов к убеждению, что философия и ее язык не могут быть точной репрезентацией и результатом соглашения мысли­телей. Это позволяет выдвинуть программное требование постмо­дернизма — философствование без субъекта. Принципы, лежащие в основе постмодернистского образа мира, были также экстраполированы на понимание человека, сущность которого сводится к коллективному "Я","социально­му и политическому бессознательному".

Понятие науки.

Наука – это форма позновательной деятельности человека, спецефические функции которой является получение общественных и истинных знаний.

Наука является социальным институтом и формой жизни.

Результат деятельности ученого,это научное знание. Аристотель провел первое становление научного знания,который заложил первые принципы классификации знания вообще.

Наусное знаение – это объективно-истинное и системно-арганизаванное знание.Не всякое знание является научным. К ненаучным относятся: ралигиозное,художественное, мифологическое, повседневное.

Научное знание отличается от др. форм знания,не тошлько по способам их получения,но и по роли человеческой культуре.Характерными чертами научного знания является взятые во взаимосвязь следуйщие свойства: 1) истинность и объективноеть; 2) системность; 3) рациональность; 4) доказательность и проверяемость; 5) связь с практикой; 6) спецефический язык позволяющий профисионально исследовать объекты и принятые научным обществои знания.

В качестве системы знаний наука представляет собой совокупность различных сведений о мире, объединенных в строгую и логическую упорядоченную целосность. Такая система включает в себя разнообразные формы знания – факты, эмпирические зависимости, проблемы, гипотезы, законы, теории, научные картины мира, идеалы и нормы науки.

Как особый вид познания наука предстает в виде активной целеноправленной деятельности исследователя,ориентированной на получение принципиально нового знания о той или иной сфере мира, законах ее функционирования и развития.

 

 

Исторические типы мировоззрения.

Философское мировоззрение по своей структуре состоит из трех уровней. Первый уровень - мироощущение ("живое созерцание"), в котором возникают ситуативно и непосредственно связанные с окружающей действительностью чувства, эмоции и настроения. Второй - это уровень мировосприятия, на котором формируются познавательные образы и опосредованные наглядные представления. Третий уровень - миропонимание, в котором возникают и используются понятия, суждения, идеи, принципы и концепции.

Основными сферами, образующими системное единство философского мировоззрения, являются три взаимосвязанные подсистемы - познавательная, ценностная и поведенческая. Мифология - это исторически первая, универсальная и единая форма общественного сознания, состоящая из совокупности мифов, легенд, сказаний, преданий о наиболее значимых фактах, событиях, явлениях в человеческой жизни. В ней отсутствуют систематизированные знания, не раскрывается разница между естественным миром, который мы ощущаем, и сверхъестественным миром, в который можно только верить. мифы: естественные мифы (народное творчество, роль играют мироощущения), искусственные мифы (реклама, возникают на основе знания законов психики, экономики, политики). Религия - систематизированная форма понимания мира с опорой на веру в идеальный, сверхъестественный мир. Религиозное мировоззрение изначально опирается на психологические механизмы внушения и самовнушения (истинным реальным и вечным существованием обладает лишь сверхъестественный мир. Сверхъестественный мир недоступен для чувственного познания (в форме ощущения, восприятия, представления), поэтому в него можно верить, о нем можно мыслить, его можно постигать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.017 с.)