Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические типы мировоззрения.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Исторические типы мировоззрения. Философское мировоззрение по своей структуре состоит из трех уровней. Первый уровень - мироощущение ("живое созерцание"), в котором возникают ситуативно и непосредственно связанные с окружающей действительностью чувства, эмоции и настроения. Второй - это уровень мировосприятия, на котором формируются познавательные образы и опосредованные наглядные представления. Третий уровень - миропонимание, в котором возникают и используются понятия, суждения, идеи, принципы и концепции. Основными сферами, образующими системное единство философского мировоззрения, являются три взаимосвязанные подсистемы - познавательная, ценностная и поведенческая. Мифология - это исторически первая, универсальная и единая форма общественного сознания, состоящая из совокупности мифов, легенд, сказаний, преданий о наиболее значимых фактах, событиях, явлениях в человеческой жизни. В ней отсутствуют систематизированные знания, не раскрывается разница между естественным миром, который мы ощущаем, и сверхъестественным миром, в который можно только верить. мифы: естественные мифы (народное творчество, роль играют мироощущения), искусственные мифы (реклама, возникают на основе знания законов психики, экономики, политики). Религия - систематизированная форма понимания мира с опорой на веру в идеальный, сверхъестественный мир. Религиозное мировоззрение изначально опирается на психологические механизмы внушения и самовнушения (истинным реальным и вечным существованием обладает лишь сверхъестественный мир. Сверхъестественный мир недоступен для чувственного познания (в форме ощущения, восприятия, представления), поэтому в него можно верить, о нем можно мыслить, его можно постигать.
Философия: ее определение, предмет. Философия – форма общ. сознания учение об общих принципах бытия и познания, об отнош. чела к миру. В К общей структуре философии можно выделить следующие отрасли и дисциплины: Онтология - учение об общих законах бытия, включая учение о природе (натурфилософия), об обществе (социальная философия), о человеке (философская антропология), о вселенной и космосе (космизм) и др. Гносеология - учение об общих законах и формах познания; Логика - учение о нормах и законах мышления. Эстетика - учение о красоте и гармонии мира. Этика - учение о нравственном отношении человека к миру. Ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития наки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. 4. Проблема возникновения философии: концепции и предпосылки: Осн.проблемы: отношение бытия к мышлению; отношение физич.к психическому; отнош.материальн.к идеальному; отнош.духа к природе; отнош.субъективного к объективному. Все эти проблемы явл.составными одной большой проблемы - отношения бытия и сознания. Гносеологическая необходимость постановки этих проблем (гносеология - учение о познании) заложена в реальном отношении человека к внешнему миру: любой элементарный акт человеческого познания и поведения предполоагает разграничение субъективного и объективного, сознания осознаваемых вещей. Эти проблемы вырастают из повседневной жизни людей, из практики. Есть две стороны этих проблем: гносеологическая (возможность в наших понятиях и представлениях о действительном мире составлять верное представление о действительности) и онтологическая (вопрос о первичности духа или материи). Т.е.осн. проблемы философии возникают из полемики между сторонниками различных течений по поводу этих основных вопросов (гносеология и онтология). Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием. Осн.фил-ие проблемы: 1.онтология(теория познания). 2. гносеология (учение о бытие).3.методология(учение о развитии).4.социология(соц.проблемы). 5.этика(учение о морали). 6.эстетика(учение о прекрасном). 7.антропология(учение о человеке). 8.аксиология(уч.о ценностях). 9.диалектика(уч.о действительности). 10. метафизика(уч.о смысле жизни).
Др. Инд и Др Китайск ф-ия ФДВ на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем центрам: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего Востока. ФДВ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций. Причины возникновения: 1.социально-экономическая (переход от меди к железу) 2.товарно-ден. отнош. 3.ослабление родо-племенных связей 4.первое гос-во 5. духовная жизнь. В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов". Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы: аджика (адживика) (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская Ф. систематически излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н.э. ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н.э.), упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н.э.). Для древнеиндийской школы хар-ны:1.внимание к вопросам поиска сущности чел. и окружающего мира 2.признание тождества между микро- и макрокосмосом 3.признание существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного я, уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня - "атман" В Китай процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств". Первые ф-ы бродяги критиковали мифологию. Ф-ы крутые Конфуций и Лао-дзы. Для древнего Китая хар-на опора на священные книги - "пятикнижие". Аскеты, бродячие мудрецы - первые критики мифологиии, подготовили эпоху борющихся царств. Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и инь олицитворяют два взаимодополняющих начала (муж. и жен.). Позже включена категории ци-нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится на время существования 6 классических школ. Буддизм - зародился в Индии в VI-V вв. до н.э., видит освобождение от страданий на пути нравственного совершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. В первых веках нашей эры буддийская религия терпит поражение.
ДрГреч ф-ия. Ранняя греческая ф-ия Концепция анатомизма в ф-ии Демокрита. Демокрит – создатель атомистического учения: (“Все есть атомы и пустоты”, “Окружающий нас мир это не подлинная реальность, а порождение человеческих чувств”) и философского детерминизма, т.е. учения о необходимой связи явлений: “Случай измыслили люди, вследствие своего невежества”. Чувственное знание возможно, потому, что душа человека это совокупность атомов. Истина постигается с помощью чувств (разума). Цель жизни – хорошее расположение духа. Чувственные впечатления - различие порядка, формы и положения действующих на ощущающее тело атомов. Сила учения Демокрита, как и всего древнегреческого материализма, - в попытке свести все разнообразие мира к единой материальной основе. Основные взгляды атомистов заслуживают внимания в силу их высокой понятийной абстрактности, а возрождение этих взглядов в XVII веке было очень важно для создания новейшего понятия “материя”. Схоластика Фомы Аквинского Одним из наиб.Выдающ. представителей зрелой С., монах Фома Аквинский. У Фомы высшее начало есть бытие. Под бытием Фома поним. хрис-го Бога. Различая бытие и сущность, Фома не противопос. их, а подчерк. их общий корень.Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Фома приводит пять доказательств сущ.Бога: 1)"движение". Всякая вещь движется под воздействием, какой-либо другой вещи, рассуждает философ. Эта другая — под действием третьей и т.д. После не может быть бесконечной; следовательно, должна существовать вещь, которая движет другие, но сама не нуждается в источнике движения, то есть должен быть Предполагалось; это и есть Бог. 2)"причина" и "следствие". Всякое следствие имеет свою причину; эта причина сама является следствием другой причины; та, в свою очередь, — следствие третьей причины и т.д. (модель похожа на цепочку из костяшек домино). Стало быть, должна быть Первопричина, которая не нуждается в причине. Это и есть Бог. 3)"случайность" и "необходимость". Все вещи в мире случайны, то есть могут быть, а могут и не быть. Но если бы абсолютно всё в мире было случайным, то и сам мир был бы случайным. В таком случае его бы уже не было. Однако мир есть. Следовательно, в нём должна быть необходимость. Эта абсолютная и единственная Необходимость и есть Бог. 4)"совершенство", что напоминает об аргументации Ансельма. Но ход мысли Аквинского иной. Вещ отличаются друг от друга степенью совершенства, констатирует он. Змея совершеннее червя, а человек совершеннее обезьяны. Стало быть, все вещи в мире можно расположить в воображаемый ряд, где каждая следующая вещь совершеннее предыдущей. Из них должна быть самая совершенная — это и есть Бог. 5)"целесообразность". Мир устроен гармонично; одна вещь соответствует другим, а те — ей. На фруктовых деревьях, к примеру, сначала распускаются цветы, и только потом — листья, чтобы не мешать пчёлам опылять соцветия. Стало быть, у каждой вещи подчинено определённой цели, замыслу. И эта цель — гармония. Следовательно, должен быть Целеполагатель — Бог. Материалистичесая ф-фия Материя (от латинского «вещество») – философская категория, у материалистов обозначающая субстанцию (носитель всех свойств), первоначало по отношению к сознанию. Эволюция понятия «материя»: 1) вещь, вещественное начало мира, совокупность первоэлементов (древние греки);2) носитель свойств: массы, протяженности, неделимости, непроницаемости (рационалисты-естествоиспытатели нового времени);3) объективная реальность, данная в ощущениях (марксизм-ленинизм). Материальный мир сложно организован ‑ чтобы постигнуть, его группируют в классы: физический, химический, биологический, социальный. Все систематизируется или структурируется путем выявления: 1) единого материального носителя, 2) однотипных (типовых) структур, 3) принципа, позволяющего разложить в иерархии от низшего к высшему. В неживой природе иерархия такова: вакуум - элементарные частицы - атомы - молекулы - макротела (твердые, жидкие, газообразные) - планеты - звезды - галактики - метагалактики. В живой: протоплазма - клетка - организм (особь) - вид (популяция) - биоценоз - биогеоценоз (экосистема). Специфический вид материальной системы ‑ человеческое общество. Его подсистемы: семья - классы - нации и др.
Фейербах Главным делом его жизни была непримиримая борьба против религии. Он рассм. Ф-ю и религию, как миропанимание, науки, взаимно исключающие друг друга. Если нужда-отец религии,то вооброжение-ее мать. Бессилие ищет выхода в порождаемой фантазией надежде и утешении. В центре его философии-человек, как единственный универсальный и высший предмет философии.Его материализм носит антропогенный характер. Однако природа человека трактуется биологически, а не социально. Этим определяется и границы фейербаховского атеизма. Религия, как форма общественного сознания не выводится из общественного бытия, а наоборот, возводится в ранг определяющей силы, тормозящей это развитие. В целом антропологизм Ф. не вышел за рамки метафизического материализма. Все религии он разделил на естественные, кот. существовали на заре разв. человеч. цивилиз и предст. собой обожествл. прир. явлений, и духовные, кот. обожествляли духов. св-ва чел-ка. Ф. обращал особое внимание на чувственно-эмоц-ю природу религии, основой возник-я религии считал воображ-е и фантазию. Он уверен, что религия и мораль – две потивореч. друг другу сферы.Ф. ратует за религию без Бога и за божеств-ть любви. Новую фил-ю религии Ф. называет антропологией – учением о чел-ке. Антропология превращает чел-ка и природу как его базис в единств. и универсальный предмет фил-и; она занята раскрытием подлинно человеч. сущности. К чел-ку следует подходить как к сущ-ву целостному, его физич., эмоц-я, психич. жизнь важна так же, как и разумная. Истина состоит в полноте человеч. жизни и существа. Именно человеч-е есть истинное и действительное.
Марксистская философия. В маркс. философии (кон. 30- кон. 40 -х гг. 19 века) появ. новое содерж., отсутств. в прежних фил. сист.. Маркс и Энгельс провозгл. гл. назнач. ф-и задачу быть орудием освобожд. раб. класса, всех трудящ. от эксплуат. и дух. средством созидания коммун. общ-ва. Осн. черты марксизма: 1) единство партийности и научности; 2) революционность; 3) гуманистичность. Это единство 3-х принципов вытекало из нового поним. практики в марксизме. Маркс подверг критике прежний материализм и идеализм за сведение практики к чисто теорет. деят. Маркс впервые в истории ввёл практику в теорию познания. Практика у него - это исходный пункт, движущ. сила, критерий истины, цель познания. Практика - это процесс труда в единстве соц.-историч. усл. его функционир.. Она невозможна вне связей и общения между людьми. Практика явл. сферой приложения знания. Целью познав. усилий явл. достиж. истины. Истина – соотв. наших мыслей, знаний о мире самому этому миру, объект. реальности. Маркс и Энгельс счит., что любая истина объект., т.е. содерж. знания совпад. с объект. действит. и в этом смысле не зависит от сознания ч-ка. Но в то же время истина субъект. по форме выраж. Абс. истина не достигаема, так как мир бескон. и неисчерпаем, т. е. человечеству невозможно получить полные и достоверные знания о мире. Маркс и Энгельс разработали на базе материализма законы диалектики, кот. связали между собой 3 осн. сферы реальности: природу, общ. и мышл. Маркс и Энгельс – основоположн. диалект. материализма. Предпосылки зарожд. диалект. материализма: 1) соц. – полит.; 2 класса: бурж. и пролетар.; переход капитализма в крайнюю стадию разв. – империализм; 2) естественнонаучн. открытия: открыт. живой клетки, доказ. налич. родства между растит. и жив. миром; открыт. электрич. полей; теория Дарвина о происх. видов; 3) теорет. источники: франц. утоп. соц. Сенсимона и Оуэна, утвержд., что капиталисты добров. передадут в руки раб. свою частн. собств. Маркс отчужден. труд (труд по принужд.) рассм. в 4-х аспектах: 1. исх. материал и прод. не принадл. ч-ку, чужды ему; 2. сам процесс труд. деят. для трудящ. принуд-н; 3. он отним. у него родовую жизнь – жизнь по природе; 4. подневольный труд порожд. отчужд. между людьми эксплуататорско-социальные отношения. Энгельс – гл. труд его диалектика природы. В этой работе есть гл. «Роль труда в проц. превращ. обезьяны в ч-ка», где доказ., что возникн. создания связана с системат. и целенаправл. возникн. орудий труда. Герменевтика Г – основное направление мировой ф. мысли 20в. В античности Г называлась- искусство разъяснения, перевода, истолкования. Свое название этот вид интеллектуального труда получил от гр. бога Гермеса, к-ый разъяснял просты м смертным волю богов, т.к. они разговаривали на разных языках, поэтому появилась нужда в вестнике божественных посланий. М. б. Гермес, успешно покровительствовавший торговле, лучше других мог выбрать форму общения, а может обладать особым даром убеждения. Основным ядром античной Г б. искусство аллегорической интерпритации, которая должна была раскрыть второй смысл текста. В средние века Г состояла на службе у теологии и основная ее задача, заключалась в разработке методов интерпритации библейских текстов. В Г формулируются нормативные правила, каноны, которые приводят толкователя к оригинальному смыслу, через временное наслоение. Основателями Г явл. нем. ф. Шлейермахер(соеденил в себе тиолога и филолога) и Дильтей(формулирует герменевтику как метод исторической интерпритации). Они положили нач. наукам о межличностном понимании. Осоую роль в развитии современного Г-кого метода пренадлежит Хайдеггеру. У него Г есть ни что иное как феноменология чел-го бытия, она выявляет условия благодаря которым чел-кое сущ-ние может быть тем, что оно есть. Бытию всегда предпослано мышление о нем. Понимание реализуется через истолкование, интерпритацию. Поэтому с точки зрения Х чел-кое бытие изначально Герменефтично. Г также выдвинула проблему понимания текстов виднейший представитель этого направления Гадемер синтезировал Г и Диалектику. Г имеет специфическую связь с логикой, прослеживается ее связь с аналитической ф-ей, так же тесно связано с реторикой, поскольку язык загнимает в Г центральное место. Г универсальна в том смысле, что она интегрирует научные знания в практическое сознани. К-ме ф-кой герменевтики сущ. юридическая, филологич-я, теологическая. Всех объеденеят, что это и метод и иск-во разъяснения. В сер.20в. фил-кая Г получила шир. распространение в герм., а как раздел аналит. философии – в Англ. В США на основе гермен. метода успешно развивается понимающая социология.
Философия постмодернизма. Постмодернизм- термин, обозначающий структурно-сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века. Большинство постмодернистских концепций относится к сфере интеллектуальных феноменов. Первоначально они фокусировались на искусстве, позднее распространились на более широкий спектр явлений современной культуры. Основные характеристики постмодернизма: илюральность, отсутствие универсального авторитета, уничтожение иерархических конструкций, интерпретативная поливариантность. Идеалом для постмодернистов выступает "единство" предметных полей. Отсюда их требование соединить науку, искусство, философию, религию, филологию и т.п. Средством для этого должен стать "тотальный критицизм", или "контрфилософский, дискурс". Понимание философии как некоего текста или акта говорения приводит постмодернистов к убеждению, что философия и ее язык не могут быть точной репрезентацией и результатом соглашения мыслителей. Это позволяет выдвинуть программное требование постмодернизма — философствование без субъекта. Принципы, лежащие в основе постмодернистского образа мира, были также экстраполированы на понимание человека, сущность которого сводится к коллективному "Я","социальному и политическому бессознательному". Понятие науки. Наука – это форма позновательной деятельности человека, спецефические функции которой является получение общественных и истинных знаний. Наука является социальным институтом и формой жизни. Результат деятельности ученого,это научное знание. Аристотель провел первое становление научного знания,который заложил первые принципы классификации знания вообще. Наусное знаение – это объективно-истинное и системно-арганизаванное знание.Не всякое знание является научным. К ненаучным относятся: ралигиозное,художественное, мифологическое, повседневное. Научное знание отличается от др. форм знания,не тошлько по способам их получения,но и по роли человеческой культуре.Характерными чертами научного знания является взятые во взаимосвязь следуйщие свойства: 1) истинность и объективноеть; 2) системность; 3) рациональность; 4) доказательность и проверяемость; 5) связь с практикой; 6) спецефический язык позволяющий профисионально исследовать объекты и принятые научным обществои знания. В качестве системы знаний наука представляет собой совокупность различных сведений о мире, объединенных в строгую и логическую упорядоченную целосность. Такая система включает в себя разнообразные формы знания – факты, эмпирические зависимости, проблемы, гипотезы, законы, теории, научные картины мира, идеалы и нормы науки. Как особый вид познания наука предстает в виде активной целеноправленной деятельности исследователя,ориентированной на получение принципиально нового знания о той или иной сфере мира, законах ее функционирования и развития.
Исторические типы мировоззрения. Философское мировоззрение по своей структуре состоит из трех уровней. Первый уровень - мироощущение ("живое созерцание"), в котором возникают ситуативно и непосредственно связанные с окружающей действительностью чувства, эмоции и настроения. Второй - это уровень мировосприятия, на котором формируются познавательные образы и опосредованные наглядные представления. Третий уровень - миропонимание, в котором возникают и используются понятия, суждения, идеи, принципы и концепции. Основными сферами, образующими системное единство философского мировоззрения, являются три взаимосвязанные подсистемы - познавательная, ценностная и поведенческая. Мифология - это исторически первая, универсальная и единая форма общественного сознания, состоящая из совокупности мифов, легенд, сказаний, преданий о наиболее значимых фактах, событиях, явлениях в человеческой жизни. В ней отсутствуют систематизированные знания, не раскрывается разница между естественным миром, который мы ощущаем, и сверхъестественным миром, в который можно только верить. мифы: естественные мифы (народное творчество, роль играют мироощущения), искусственные мифы (реклама, возникают на основе знания законов психики, экономики, политики). Религия - систематизированная форма понимания мира с опорой на веру в идеальный, сверхъестественный мир. Религиозное мировоззрение изначально опирается на психологические механизмы внушения и самовнушения (истинным реальным и вечным существованием обладает лишь сверхъестественный мир. Сверхъестественный мир недоступен для чувственного познания (в форме ощущения, восприятия, представления), поэтому в него можно верить, о нем можно мыслить, его можно постигать.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.017 с.) |