ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классика и не классика (Шопенгауэр, Кьеркегора, Ницше)



Иррационализм- фил учение, настаивающее на ограниченной познавательной способности разума, мышления и предлагающее основным видом познания интуицию, чувства, инстинкт.

Кьеркегор. Мышление никогда не может постигнуть дейс-ть. Мышление абстрактно, существование конкретно. Фил должна изучать внутренний духовный мир личности. 3 стадии развития личности: 1) эстетическая, 2) этическая, 3) религиозная.

Шопенгауэр. Различал вещь в себе и явление. Вещь в себе познаваемая и яв-ся волей. Воля – первооснова и первопричина мира. С появление человека мир становится объектом познания людей. Волевое начало мира толкает на борьбу. Сущность личности образует «воля». Борьба всех против всех. Совершенное познание интуитивно. Наука обращается к интеллекту, кот подчинён воле, а истинное знание не доступно науке. Истинное знание доступно только науке.

Счастье сводится к освобождению от страданий. Чел располагает 3 благами: здоровье, молодость, свобода.

Ницше. Философия жизни. Основа жизни – это воля к власти – основа и движущая сила мирового процесса. Воля к власти это инстинктивное иррациональное начало человека. Жизнь – борьба всех против всех. Побеждает сильнейший. Мир непознаваем. Интеллект д.б. подчинён воле и работать как орудие власти. Аппарат познания чела не предназначено для познания а для овладения вещами в целях биологического выживания и укрепления воли к власти. Все научные понятия – иллюзии, ложь. Существует природное неравенство людей: раса господ, раса рабов. Отвергал принцип демократии и исторического процесса, не приемлет христ религию и традиц мораль, т.к. традиц мораль размягчает и расслабляет волю к власти. Отрицает ценности: совесть, доброта, сострадание. Проповедует образ сверхчеловека.

 

Марксистская философия.

В маркс. философии (кон. 30- кон. 40 -х гг. 19 века) появ. новое содерж., отсутств. в прежних фил. сист.. Маркс и Энгельс провозгл. гл. назнач. ф-и задачу быть орудием освобожд. раб. класса, всех трудящ. от эксплуат. и дух. средством созидания коммун. общ-ва.

Осн. черты марксизма: 1) единство партийности и научности; 2) революционность; 3) гуманистичность. Это единство 3-х принципов вытекало из нового поним. практики в марксизме. Маркс подверг критике прежний материализм и идеализм за сведение практики к чисто теорет. деят. Маркс впервые в истории ввёл практику в теорию познания. Практика у него - это исходный пункт, движущ. сила, критерий истины, цель познания. Практика - это процесс труда в единстве соц.-историч. усл. его функционир.. Она невозможна вне связей и общения между людьми. Практика явл. сферой приложения знания. Целью познав. усилий явл. достиж. истины. Истина – соотв. наших мыслей, знаний о мире самому этому миру, объект. реальности. Маркс и Энгельс счит., что любая истина объект., т.е. содерж. знания совпад. с объект. действит. и в этом смысле не зависит от сознания ч-ка. Но в то же время истина субъект. по форме выраж. Абс. истина не достигаема, так как мир бескон. и неисчерпаем, т. е. человечеству невозможно получить полные и достоверные знания о мире. Маркс и Энгельс разработали на базе материализма законы диалектики, кот. связали между собой 3 осн. сферы реальности: природу, общ. и мышл.

Маркс и Энгельс – основоположн. диалект. материализма. Предпосылки зарожд. диалект. материализма: 1) соц. – полит.; 2 класса : бурж. и пролетар.; переход капитализма в крайнюю стадию разв. – империализм; 2) естественнонаучн. открытия: открыт. живой клетки, доказ. налич. родства между растит. и жив. миром; открыт. электрич. полей; теория Дарвина о происх. видов; 3) теорет. источники: франц. утоп. соц. Сенсимона и Оуэна, утвержд., что капиталисты добров. передадут в руки раб. свою частн. собств.

Маркс отчужден. труд (труд по принужд.) рассм. в 4-х аспектах: 1. исх. материал и прод. не принадл. ч-ку, чужды ему; 2. сам процесс труд. деят. для трудящ. принуд-н; 3. он отним. у него родовую жизнь – жизнь по природе; 4. подневольный труд порожд. отчужд. между людьми эксплуататорско-социальные отношения.

Энгельс – гл. труд его диалектика природы. В этой работе есть гл. «Роль труда в проц. превращ. обезьяны в ч-ка», где доказ., что возникн. создания связана с системат. и целенаправл. возникн. орудий труда.

Программа преодаления метафизики и основн. Историч. Формы позитивст. Ф-ии

Понятие “позитивизм” обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания.

Позитивизм возникает в 30-40-х годах 19 в. во Франции. Родоначальником этого течения явл-ся О. Конт. Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теолог-ой стадии все явления объясняется на основе религиозных представлений, вторая - метафизическая заменяет сверхестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Вторая стадия подготавливает третью - позитивную

Позитивистский подход предполагает два коренных преобразования. В сфере науки он означает ее отказ от метафизических наслоений. К которым Конт относил претензии науки на раскрытие причин явлений и проникновение в их сущность. Он утверждал, что наука не объясняет действие, а лишь описывает явления. Отрицая прежнюю “ метафизическую” философию, Конт не отказывается от философии как таковой. Он полагает, что для адекватного познания действительностити отдельных частных наук недостаточно.

 

Неопозитивизм (Шлик, Карнап, Витгенштейн)

Третья форма позитивизма — неопозитивизм Его основной вариант — аналитическая философия. Особенно известны концепции Л. Витгенштейна, Б. Рассела, Людвиг Витгенштейн(1889 — 1951) утверждает, что философия — заключается в прояснении предложений. Для этого необходимо: устранить из науки все псевдопроблемы и не имеющие смысла рассуждения; обеспечить при помощи аппарата математической логики построение идеальных моделей осмысленного рассуждения. Рациональный смысл науке придают два принципа: 1) сведения теоретического знания к эмпирическому; 2) чувственной, опытной проверки, верификации эмпирических высказываний.

 

 

Поспозитивизм (Поппер, Карнап)

С начала 70-х годов ХХ в. складывается постпозитивизм(четвертая форма позитивизма). Виднейшие его представители— И. Лакатос, Т. Кун, С. Тулмин, П. Фейерабенд, Дж. Агацци. Главными проблемами постпозитивизма стали динамика научного знания, его социокультурная детерминация, взаимопроникновение эмпирического и теоретического уровней знания, история науки с признанием в ней революций, включение в научно-исследовательские программы философских обоснований.

Формы "кибернетического", "компьютерного" сциентизма и техницизма легли в основания концепций индустриального, постиндустриального и информационного общества 50 — 90-х годов ХХ в. Распространяются представления о грядущей власти компетентных научно-технических специалистов. Д. Робертсон считает, что на путях своего интеллектуального восхождения человечество прошло 5 информационных революций. Они связаны с изобретением: 1) языка; 2) письменности; 3) книгопечатания; 4) электронных средств коммуникации; 5) микропроцессорных средств и особых машиночитаемых носителей, запоминающих эту информацию.

 

 

Экзистенциально-феноменологическая философ. Мышления.(феноменология Гурселя)

Экзестенциализм - философия человеческого существования. Предшественниками экзестенциалистов в 19 веке были датские философы Керкегор, Гусель (он основоположник феминологии. Отразила трагизм людей, вызванный ужасами войн.Интерес к сущности человека, смыслу его жизни. Фундамент - индивидуальное бытие(сознательное и бессознательное).Человек обретает сущность уже существуя. Он нечто незаконченное , он становится тем, кем он себя делает.С точки зрения эксзестенциалистов там где есть свобода есть ответственность человека за всё, что происходит с другими людьми. Также важный вопрос о смысле жизни, которая есть философский абсурд. Она есть движение к смерти .

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.008 с.)