![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие метафизики. Изм стат метафиз знания в истор-фил традицииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие "метафизика" берет начало в I в. до н.э. и связано с тем, что Андроник Родосский объединил все философские работы Аристотеля под названием "Метафизика" ("то, что идет после физики"). Аристотелева «Метафизика» якобы делится на две части «общую метафизику» (высшие принципы и начала бытия), специальную метафизику (о сверхчувственном бытии). Гегель впервые в истории философии рассматривал метафизику как метод, противоположный диалектике. Метафизическим считается познание, основанное не на чувственном созерцании, а на умозрении. Со временем метафизикой стали называть и метод, абстрактный, абсолютизирующий отдельные стороны. Сегодня у понятия «метафизики» 3 смысла: 1) синоним философии; 2) учение о сверхчувственных началах и принципах бытия; 3) метод, альтернативный диалектике. Наибольшее развитие, распространение и применение метафизика получила в естествознании ХYII-ХYIII вв., которое оказало огромное влияние на философскую мысль того времени. Наука накапливала знания о природе, явления и вещи изучались обособленно, принимались во внимание не качественные изменения, а количественные характеристики. Движение объяснялось внешними причинами, а обычным (естественным) состоянием тел считался покой. Одностороннее рассмотрение вещей и процессов - главная черта метафизического метода, который отрицал формулу диалектики "и-и" и абсолютизировал формулу "или-или". В истории 4 модели метафизики: 1) учение об основаниях мира в целом (Аристотель); 2) метод выявления основ бытия (Декарт); 3) наука о возможности априорных знаний (Кант); 4) базис (матрица) для накопления опыта (Рорти).
39.Бытие как философская категория. Основные формы бытия Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи, организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Природа, чел-к, мысли, идеи, о-во сущ; различные по формам совего сущ-я, они обр. единство бесконечного, непреходящего мира. Третий аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд. индивидов. Ф. фиксирует не просто сущ-е вещи (ч-ка, идеи, мира в целом), а более сложн. связь всеобщ. хар-ра: предметы (люди,состояния) вместе с их св-вами, особенностями сущ-ют и тем самым объединятся со всем тем, что сущ. в мире. Антитезой Б., или нечто, явл. ничто. Все конкретные формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Б. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме. Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров. (внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.
ОНТОЛОГИЯ (от греч. on - род. п. ontos - сущее и...логия), раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии - учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613).
41Пространство и время - формы существования материи. Время и пространство - осн. формы существования материи. Философию прежде всего интересует вопрос об отношении в. и п. к материи, т. е. являются ли В. и п. реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании. Философы-идеалисты отрицают зависимость в. и п. от материи и рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер в. и п., В том, что в. и п. неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщность. П. выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, в. же - последовательность существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь в. и п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью в.и п. и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в., говоря об объективности в., и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от материи и движения, В соответствии с атомистическими взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели вплоть до 20 в. отождествляли п. о пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а в. - протекающим равномерно. Совр. физика отбросила старые представления о п. как пустом вместилище тел и о в. как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что в. и п. существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения. В создании совр, теории в. и п. большую роль сыграли идеи Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса. Открытие неевклидовой геометрии опровергло кантовское учение о в. и п. как внеопытных формах чувственного восприятия, Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи простраиственным расположением атомов. Факт изменчивости наших представлений о в. и п. используется идеализмом для отрицания их объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное представление об объективно-реальном в. и п.
Содержание фил-ской категории "материя" прошло многовековую эволюцию, почти столь же длительную, как и сама философия. На первом, наиболее раннем этапе оно тяготело к наглядно-чувственным представлениям. Считалось, что материальной основой вещей являются определенные природные "стихии": вода, воздух, огонь, земля, дерево и др. При всей наивности подобных представлений некоторые из них сохраняют определенное эвристическое значение и поныне. Например, если за основу всего сущего принять огонь, то это понимание совместимо с представлениями о происхождении Вселенной в результате большого взрыва, а многих космических объектов, в том числе и Земли, — из раскаленного газопылевидного вещества. На втором этапе материя отождествлялась с атомами как особой формой вещества, не сводимой ни к одному из существующих в природе вещественных образований. Материя понималась как носитель определенных свойств (протяженности, плотности, тяжести, делимости, подвижности и др.), которые обусловливают все свойства конкретных вещей. Начался третий этап осмысления содержания философской категории "материя", в рамках которого было выработано так называемое философско-гносеологическое представление о материи. Его суть четко выражена в определении материи, предложенном В.И. Лениным: "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".
На нынешнем четвертом этапе осмысления содержания данной категории, начало которого датируется серединой XX в., формируется субстанциально-аксиологическая концепция материи как системы, охватывающей более широкую совокупность ее атрибутов. К числу атрибутов материи относят ее несотворимость, неу-ничтожимость, бесконечность, безграничность, структурность, движение, пространство, время, сознание и др. Наиболее полная характеристика содержания, взаимосвязь и взаимообусловленность атрибутов материи, наличие новых, ранее не известных атрибутов составляют предмет философского поиска в рамках формирующейся субстанциально-аксиологической концепции материи.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.215.239 (0.01 с.) |