Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция анатомизма в ф-ии Демокрита.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Демокрит – создатель атомистического учения: (“Все есть атомы и пустоты”, “Окружающий нас мир это не подлинная реальность, а порождение человеческих чувств”) и философского детерминизма, т.е. учения о необходимой связи явлений: “Случай измыслили люди, вследствие своего невежества”. Чувственное знание возможно, потому, что душа человека это совокупность атомов. Истина постигается с помощью чувств (разума). Цель жизни – хорошее расположение духа. Чувственные впечатления - различие порядка, формы и положения действующих на ощущающее тело атомов. Сила учения Демокрита, как и всего древнегреческого материализма, - в попытке свести все разнообразие мира к единой материальной основе. Основные взгляды атомистов заслуживают внимания в силу их высокой понятийной абстрактности, а возрождение этих взглядов в XVII веке было очень важно для создания новейшего понятия “материя”. Классическая античная философия (Сократ. Платон, Аристотель) Это философия свободных людей. Она достигла своего наивысшего рассвета в условиях полисной системы, где состоятельные граждане могли придаваться влечением к познанию, так как они не заботились о достатке. Она открывает новую область реальности и мышления, которая богата великими открытиями и тайнами. Инструментом проникновения в эту область является ломка (диалектика). Мышление понимается как строго упорядоченная деятельность. Эта философия поставила многие важные проблемы: проблему первоначала, проблему несоответствия мира чувственного восприятия и мира, постигаемого разумом. В итоге философия стала пониматься как наука правильной жизни, а не только, как интеллектуальной деятельности. Космос пронизан мировой душой, мировым разумом. СОКРАТ. В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта - человека. Его философия основана на том, что нравственное нужно познать и усвоить, а из значения нравственности следует всегда действие в соответствии с ним. Нравственным явл.то действие, кот.дает истинную пользу, а вместе с тем и истинное блаженство. Поэтому предпосылкой практической приспособленности явл.самопознание (“познай самого себя”). Для Сократа знание являлось определяющим критерием для нормы поведения. Знание у него отождествлялось с добродетелью, а невежество- со злом. Осн.добродетелями. Сократ считает сдержанность, мужество и справедливость. Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. За тем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Платону есть воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что чувства обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом душе Философская система Аристотеля. Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой. Нет принципиального отрыва идеи вещи от самой вещи. Идея вещи находится внутри самой вещи. Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей вещи, является некой общностью. Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит, что общность вещи охватывает все её раздельные части и потому является целостностью вещи. Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных её частей и замену их другими частями. Организм есть такая целостность вещи, когда имеется одна или несколько таких частей, в которых целостность присутствует субстанционально.
Основные проблемы философ средневековья и этапы. Периодизация: 1) Патристика (II – VIII в). Этот период связан с деятельностью отцов церкви, которые раскрывали философское содержание христианской церкви. а) Апологетика (II – III в). Апологеты старались опровергнуть обвинения против христианства о том, что это несостоятельная религия. б) Зрелая Патристика (IV – V в). Закреплены основные догмы христианства. в) Поздняя Патристика (V – VIII в). Разделяется на западную и восточную. Западная. Представители: Аврелий Августин, Иероним, Григорий I Великий. Восточная. Григорий Богослов, Василий Великий, Як Златок. 2) Схоластика (IX – XV в). Ранняя, зрелая, поздняя. Представители: Пьер Абеляр, Фома Аквинский. а) Ранняя схоластика (IX – XI в). б) Зрелая схоластика (XI – XII в). в) Поздняя схоластика (XII – XIII в). Представители: Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский (1225-1274). 11. Схоластика, её метод и проблеиатика. Спор об универсалиях (реализм, номинализм). Средневек.Ф.- фил-ия западноевропейского феодального общ-ва, развивавшаяся в эпоху от крушения Римской империи (5в.) до возникновения ранних форм капиталистич.общ-ва (14-15вв.). Падение античного рабовладельч.общ-ва сопровождалось упадком фил-ии. Античное фил-ое наследие было утрачено. Господствующей идеологией стала религиозная. Школа, просвещение перешли в руки церкви, догмы кот.лежали в основе всех представлений о природе, мире и человеке. Развитие школ, а с середины 12в.и основание первых университетов поставили перед фил-ей задачу помочь церкви в фил-ом объяснении и даже обосновании догматов веры. Фил-ия на несколько веков стала “слугой богословия”. Роль эту она исполняла уже в деятельности апологетов - защитников христианства против язычества, затем в соч. “отцов церкви”. Крупнейший из них на Западе - Августин ввел в систему учений христианск.фил-ии ряд идей неоплатонизма. Важную роль в формировании ср.фил-ии сыграл Иоанн Скот, или Эригена. При объяснении догм веры перед средневек.фил-ми возникли сложные вопросы об отношении единичного к общему и о реальности общего. В зависимости от способа их решения школьная фил-ия, получившая название схоластики, выработала ряд точек зрения, осн.среди кот.стали вступившие в борьбу между собой учения реализма и номинализма. Реализм - направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуюто существованию единичных вещей. Реализм фактически продолжал линию Платона в решении вопроса о соотношении понятия и объективного мира, общего и единичного. Реализм служил философской базой католицизма. Против реализма вели борьбу представители номинализма. Эта борьба была выражением борьбы двух тенденций в философии - материал-ой (номинализм) и идеалистической (реализм). Номинализм - направление в ср.фил-ии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. В противоположность реализму номиналисты утверждали, что реально сущ-ют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия,создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не сущ-ют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Номинализм был связан с материал-ми тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия. Однако, номиналисты не понимали, что общие понятия отражают реальные качества объективно сущ-их вещей и что единичные вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами в 11-14вв.были Росцелин, Дунс, Скотт, Оккам. Схоластика Фомы Аквинского Одним из наиб.Выдающ. представителей зрелой С., монах Фома Аквинский. У Фомы высшее начало есть бытие. Под бытием Фома поним. хрис-го Бога. Различая бытие и сущность, Фома не противопос. их, а подчерк. их общий корень.Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Фома приводит пять доказательств сущ.Бога: 1)"движение". Всякая вещь движется под воздействием, какой-либо другой вещи, рассуждает философ. Эта другая — под действием третьей и т.д. После не может быть бесконечной; следовательно, должна существовать вещь, которая движет другие, но сама не нуждается в источнике движения, то есть должен быть Предполагалось; это и есть Бог. 2)"причина" и "следствие". Всякое следствие имеет свою причину; эта причина сама является следствием другой причины; та, в свою очередь, — следствие третьей причины и т.д. (модель похожа на цепочку из костяшек домино). Стало быть, должна быть Первопричина, которая не нуждается в причине. Это и есть Бог. 3)"случайность" и "необходимость". Все вещи в мире случайны, то есть могут быть, а могут и не быть. Но если бы абсолютно всё в мире было случайным, то и сам мир был бы случайным. В таком случае его бы уже не было. Однако мир есть. Следовательно, в нём должна быть необходимость. Эта абсолютная и единственная Необходимость и есть Бог. 4)"совершенство", что напоминает об аргументации Ансельма. Но ход мысли Аквинского иной. Вещ отличаются друг от друга степенью совершенства, констатирует он. Змея совершеннее червя, а человек совершеннее обезьяны. Стало быть, все вещи в мире можно расположить в воображаемый ряд, где каждая следующая вещь совершеннее предыдущей. Из них должна быть самая совершенная — это и есть Бог. 5)"целесообразность". Мир устроен гармонично; одна вещь соответствует другим, а те — ей. На фруктовых деревьях, к примеру, сначала распускаются цветы, и только потом — листья, чтобы не мешать пчёлам опылять соцветия. Стало быть, у каждой вещи подчинено определённой цели, замыслу. И эта цель — гармония. Следовательно, должен быть Целеполагатель — Бог.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.39 (0.01 с.) |