Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. У истоков человеческой истории↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Факультет философии
Программа дисциплины Всеобщая история для направления 030100.62 Философия, подготовки бакалавра
Автор Зарецкий Ю.П. yzaretsky@hse.ru
Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры _____________________________ _____________________________ Председатель Зав. кафедрой _____________________________ _____________________________ «_____» __________________ 2011г. «____»_________________2011 г.
Утверждена УС факультета _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ «____» ___________________2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа курса “Всеобщая история” составлена в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к вузовской подготовке специалиста в гуманитарной области. Первая её часть предполагает проблемно-систематическое изучение мирового исторического процесса с древнейших времён до нового времени. При этом программа в первую очередь ориентирует на знакомство с центральными сюжетами в истории различных цивилизаций Запада (и отчасти Востока), опуская многие, порой достаточно значительные, пласты прошлого человечества из-за ограниченности отведённого на курс времени. Она включает предисловие, разъясняющие содержание таких центральных понятий, как “история” и “цивилизация”, а также дающее общее представление о важнейших этапах изучения прошлого человечества. Основная её часть охватывает периоды первобытного общества, Древнего Востока, Античности, Средних веков, раннего Нового, Нового и Новейшего времени. Используемое в программе понятие “раннее Новое время” может оказаться непривычным для большинства читателей, знакомых преимущественно с отечественной исторической литературой. Однако совершенно очевидно, что без специального выделения этого периода, как это принято в мировой науке, и уяснения его особого места в истории мировых цивилизаций, сегодня уже трудно обойтись. Заложенное в основу программы понятие “цивилизация” трактуется чрезвычайно широко. Оно вбирает в себя всё то главное, что было наработано теоретиками цивилизационного подхода к изучению прошлого человечества в XIX и XX вв., но не сводится ни к одной из существующих моделей (О. Шпенглера, М. Вебера, А.Тойнби или какой-либо иной). Таким образом, программа представляет собой в известном смысле альтернативу наметившемуся в некоторой нашей новейшей литературе подходу, предполагающему замену всего многообразия и богатства событий и процессов мировой истории новомодными историософскими моделями. Её задача видится не столько в том, чтобы уместить исторический процесс в какие бы то ни было жёсткие логические конструкции, сколько в том, чтобы представить его многообразие и многовариантность. При этом структура программы не отвергает необходимость стройных дидактических схем, наоборот, во многом покоится на тех основах, которые были созданы в нашей стране и за рубежом за десятилетия преподавания аналогичных курсов, прежде всего курса всеобщей истории. В настоящее время формационная модель мирового исторического развития, до недавнего времени почти безраздельно господствовавшая в отечественном обществоведении, утратила свою авторитетность. Недостатки ее слишком серьезны и многочисленны: сильный “крен” в сторону социально-экономической проблематики, упрощенческий классовый подход к изучению всех исторических явлений, включая идеологию и мораль, преувеличение исторического значения социальных конфликтов и наоборот уничижительное отношение к эволюционным путям развития, наконец, сам “скелет” этой модели, периодизация всеобщей истории, основывающаяся на умозрительной схеме смены общественно-экономических формаций. Вопрос, однако, заключается не в том, чтобы заменить эту старую модель на другую “единственно верную” и вновь попытаться пользоваться ею в качестве “универсальной отмычки” при решении основных проблем преподавания истории мировых цивилизаций. Современные требования к построению учебного процесса основываются на иных принципах, исходящих прежде всего из идеи плюрализма, из необходимости сопоставления различных точек зрения и творческого поиска истины. Именно эти принципы и заложены в основу предлагаемой программы. Здесь дается более широкая характеристика различных подходов к анализу дискуссионных вопросов мировой истории, предлагается ее “гибкая” периодизация, приближенная к общепринятой в мировой практике, обращается особое внимание на проблему “человек в истории” в ее различных аспектах, а также на развитие политико-государственных и правовых институтов. Одним из ключевых понятий является понятие модернизации как общий термин для обозначения широких социально-экономических (в меньшей степени – культурных) изменений, которые произошли и сейчас ещё происходят в различных регионах при переходе от корпоративно-общинного традиционалистского жизненного уклада к новому индустриальному и постиндустриальному. При подготовке программы использовался опыт разработки аналогичных учебных программ и пособий в нашей стране, особенно в последние годы, учитывались также принципы построения университетских курсов за рубежом. Её структура и содержание предполагают творческий подход к освоению материала, при котором особое значение имеет организация самостоятельной работы студентов с литературой и источниками. Список рекомендуемой литературы составлен с таким расчетом, чтобы максимально сориентировать преподавателя и студента на новейшие издания исследований отечественных и зарубежных учёных, а также публикации источников последних лет. При этом ставилась задача представить как можно больше разнообразных спорящих позиций, создать определённый фон, ту многоголосицу, безусловно усложняющую труд и преподавателя, и студента, но совершенно необходимую для подлинного освоения богатств, скрытых в столетиях мировой и отечественной истории. Все текущие материалы курса (темы семинарских занятий и др.) присылаются преподавателями на почтовый ящик worldhist11@yandex.ru, пароль для входа world11. Тематический план учебной дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ ВВЕДЕНИЕ Три значения слова «история». История как прошлое и как знания о прошлом. История как рассказ. Становление исторической науки. Основные направления в историографии в XX в. Новые представления об историческом знании. Периодизация всемирной истории.
Введение. Споры вокруг содержание понятия “цивилизация”. Новейшие открытия археологов о зарождении первых цивилизаций. Историко-географическая карта. Тема 2.1. Зарождение древневосточных цивилизаций и географическая среда Условия жизнедеятельности человека на Древнем Востоке. Великие реки древности: Нил, Евфрат, Инд, Ганг, Хуанхэ. Создание систем искусственного орошения. Необходимость коллективного труда. Феномен Древнеегипетской цивилизации. Влияние географического пространства на характер и темпы развития древнейших цивилизаций. Проблемы типологии древневосточных обществ. Тема 2. 2. Экономика и социальное устройство древних обществ Община как основа древневосточной цивилизации, ее экономический строй и внутренняя структура. Разложение родового строя, закрепление имущественного неравенства. Проблемы социальной стратификации древневосточного общества. Рабы, мелкие производители, господствующие классы. Социальные противоречия в древневосточном обществе и особенности их разрешения. Образование городов как центров экономической и политической жизни. Тема 2. 3. Государства Древнего Востока Древневосточная деспотия. Экономические и социальные опоры царской власти. Складывание государственного аппарата. Роль бюрократии и армии в государствах Древнего Востока. Сакральный характер царской власти. Египет в XXXI-IV вв. до н.э. Передняя Азия в древности: Вавилонское царство, Ассирия, государства Палестины. Иран и Средняя Азия в I тыс. до н.э. Государство Ахеменидов. Древняя Индия в III-I тыс. до н.э. Китай в I тыс. до н.э. Создание единой древнекитайской империи. Тема 2. 4. Религии Древнего Востока Религия египтян. Важнейшие мифы и культы: Ра, Осириса, Гора, Тота, Исиды. Влияние религии на различные сферы общественной жизни. Храмы и жречество. Религиозные представления древней Месопотамии. Основные циклы мифов. Культовые сооружения. Складывание основ древнееврейской религии на Ближнем Востоке. Библия и ее историко-культурное значение. Религии древнего Ирана. Зороастризм. Авеста. Религиозные системы и мифы древней Индии. Индуизм. Буддизм. Мифология и религия Китая. Конфуцианство.
ВТОРОЙ МОДУЛЬ РАЗДЕЛ III. АНТИЧНЫЙ МИР Введение Античный мир – колыбель европейской цивилизации. Античность в культурах последующих эпох. Наследие Древней Греции и Древнего Рима в современном мире. Важнейшие направления и проблемы изучения античной истории. Основные источники по истории Древней Греции и Древнего Рима. Тема 3. 1. Образование городов-государств в Греции VIII-VI вв. до н.э. Природа и население древнейшей Греции. Крито-микенское царство. Ахейские государства. Греция в предполисный период (XI-IX вв. до н.э.). Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н.э.). Раннегреческая тирания. Греческая колонизация VIII-VI вв. до н.э. Возникновение спартанского государства. Особенности его социально-экономического и политического устройства. Аттика. Гражданская война в Афинах и реформы Солона. Тирания Писистрата. Новая гражданская война. Законодательство Клисфена. Тема 3.2. Возвышение Афин в V в. до н.э. Расцвет древнегреческой цивилизации Социально-политическое и экономическое развитие Греции в классический период. Политическая борьба. Афинская демократия при Перикле. Греко-персидские войны и образование I-го Афинского морского союза. Борьба Афин со Спартой за гегемонию в Греции. Пелопонесская война. Греческие города Западного Средиземноморья и Северного Причерноморья в классический период. Греция в первой половине IV в. до н.э. Тема 3.3. Империя Александра Македонского и эллинистический мир Установление в Греции македонской гегемонии. Александр Македонский. Походы в Персию, Мидию, Среднюю Азию и Индию. Образование империи и ее распад. Эллинистические государства конца IV-III вв. до н.э. в Азии, Африке, Македонии, Греции, Северном Причерноморье. Фигура Александра Македонского в исторической и художественной литературе. Тема 3.4. Рим от основания до диктатуры Цезаря Природа и население древней Италии. Социально-экономическое и политическое развитие Италии в VI-III вв. до н.э. Предания об основании Рима. Завоевание Римом Италии. Древнеримское государство и общество. Римская республика. Политическая борьба в конце II-начале I в. до н.э. Диктатура Суллы. Кризис республиканского строя в Риме в 70-50-х гг. I в. до н.э. Социально-политическая борьба. Восстание Спартака. Захватнические походы Цезаря. Гражданские войны 40-х гг. I в. до н.э. Диктатура Цезаря. Падение республики. Тема 3.5. Социальная структура и экономика античного общества Основные классы и сословия древнегреческого и древне римского обществ. Рабовладельцы. Рабы. Крестьяне - общинники. Ремесленники. Демос. Знать. Патриции. Плебеи. Деклассированные элементы. Граждане и неграждане. Классическое рабство. Общественное и юридическое положение рабов в античности. Отношение общества к институту рабства. Классовые и социальные противоречия: источники и формы выражения. Экономика микенской эпохи, гомеровского общества, царского Рима. Античная экономика классического типа. Сельское хозяйство как основа экономической системы. Товарное производство в рабовладельческом поместье. Ремесло. Технический прогресс. Организация труда. Торговля. Кредит. Развитие товарно-денежных отношений. Тема 3.6. Политическое устройство античного общества Смена форм государственности. Государственный строй дополисных обществ. Минойская теократия. Правители Микен. Басилеи гомеровской Греции. Эпоха царей в Риме. Государственный строй античного полиса. Перикл и расцвет афинской демократии. Римская республика в III-II вв. До н.э.: народное собрание, совет старейшин, суд, магистратуры, система защиты конституции, организация армии. Государственное устройство Римской империи. Принципат как политическая система. Власть принцепса. Положение сената других представительных учреждений. Укрепление бюрократического аппарата. Доминат - неограниченная монархия. Обожествление власти императора. Тема 3.7. Античная мифология и религиозные представления людей Религия древних греков. Пантеон олимпийских богов. Зевс, Посейдон, Афина, Аид. Общегреческие и местные культы и святилища. Общественно-религиозные празднества. Панафинеи. Дионисии. Олимпиады. Истмии. Мифы Древней Греции. Религия древних римлян. Римский пантеон: Янус, Юпитер, Марс, Венера. Родовые и семейные культы. Жрецы и жреческие коллегии: гаруспики, авгуры, весталки. Тема 3.8. Рим в эпоху империи. Упадок и гибель Римской империи. Раннее христианство Ранняя империя. Рим в 30 г. до н.э. - 96 г. н.э. Принципат Августа. Политический кризис и гражданская война конца 60-х гг. I в. н.э. Римская империя во II в. н.э. “Золотой век”. Империя при Северах. Социально-экономический и политический кризис римского общества. Поздняя Империя. Разложение рабовладельческого общества а и государства. Реформы Диоклетиана и Константина. Установление системы домината. Падение Западной Римской империи. Императорский Рим в лицах: правители, военачальники, политики, простолюдины. Повседневная жизнь людей. Первые христианские общины: состав, формы церковной организации и деятельности. Учение ранних христиан. Новозаветная литература. Апокрифы. Иисус Христос как историческая личность. Христианство и Римская империя. Преследования христиан. Превращение христианства в государственную религию. Император Константин.
ТРЕТИЙ МОДУЛЬ Введение Происхождение понятия “средние века”. Споры о его содержании. “Мрачное средневековье”? Место Средних веков в европейской истории и культуре. Формирование новой этнической и политической карты Европы. Проблема периодизации. Средние века и раннее Новое время. Отечественная и зарубежная историография. Вклад школы “Анналов”. Основные источники по истории западноевропейского Средневековья. Тема 4.1. Начало новой Европы: великое переселение народов и образование варварских государств на территории Западной Римской империи Варварский мир I-IV вв. Германцы, их хозяйство и социальный строй. Древнегерманская община. Религия германских племен. Этногенез, расселение, общественный строй кельтов и славян. Великое переселение народов: предпосылки, пути движения племен. Вторжение азиатских кочевников в Западную Европу. Гунны. Образование варварских государств в VI-IX вв. Франкское общество и государство в VI-IX вв. Эпоха Меровингов. Эволюция варварских структур. Эпоха Каролингов. Каролингская вотчина. Создание империи. Реформы Карла Великого. Тема 4.2. Феодализм в Западной Европе XI-XIII вв.: экономические и социальные структуры Происхождение термина “феодализм”. Споры о сущности явления. Основные понятия и основные черты феодальных отношений. Проблема феодальной собственности. “Феодальная революция” XI в. Экономическая и социальная роль сеньории. Вассально-ленный договор и феодальная иерархия. Феодалы: общественное положение и повседневная жизнь. Рыцарство и рыцарский этос. Формы и категории крестьянской зависимости. Свободное крестьянство. Общественное сознание и картина мира крестьян. Теории происхождения средневекового города. Внешний облик и топография. Население. Функции средневекового города. Экономическая жизнь. Цехи. Социальные противоречия. Политическая и культурная роль городов в средневековом обществе. Тема 4.3. Византия в IV-XV вв. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Территория и население Византии. Особенности социально-экономического и политического развития. Императорская власть. Реформы Юстиниана. Внешняя политика. Византия и славяне. Византия VII- пер. пол. IX вв. Упадок городов. Фемная реформа. Иконоборческое движение. Византия втор. пол. IX-XI вв. Феодализация города. Централизация управления. Разделение западной и восточной церквей. Православие. Внешняя политика Комнинов. IV крестовый поход и взятие Константинополя крестоносцами. Распад Византийской империи: Латинская Романия, Никейская и Трапезундская империи, Эпирское царство. Восстановление Византийской империи. Поздневизантийский феодализм: общество и экономика. Борьба за власть. Гражданские войны. Восстание зилотов. Нарастание кризисных тенденций. Турецкие завоевания в Малой Азии и на Балканах. Падение Константинополя. Византийское наследие в истории и культуре Европы. Тема 4.4. Христианство и церковь в Западной Европе Крестовые походы Утверждение христианской религии в Европе. Церковь и варварские государства. Григорий I Великий. “Константинов дар”. Обмирщение церкви в IX-XI вв. Клюнийское движение. Основные положения средневеково-христианской доктрины. Символ веры. Учение отцов церкви. Схоластика. Догматические расхождения Восточного и Западного христианства. Григорий VII и борьба за инвеституру. Теократия: теория и практика. Крестовые походы: исторический смысл понятия. Причины. Хронология событий 1096-1270. Упадок крестоносного движения. Историческое значение крестовых походов. “Великая схизма” и “Авиньонское пленение”. Папство в XIV-XV вв. Соборное движение. Флорентийская уния. Еретические движения раннего и высокого Средневековья. Тема 4.5. Европа в позднее Средневековье. Складывание национальных государств Политическая эволюция стран Европы. Расцвет сословных монархий. Роль Парламента в государственном устройстве Англии. Генеральные Штаты во Франции. Кортесы в Испании. Рейхстаг и ландтаги в Германии. Англия после Столетней войны. Политическое объединение Франции. Феномен Жанны д'Арк. Образование испанского национального государства. Особенности политического развития Германии и Италии в позднее Средневековье. Экономическое развитие Европы в XIV-XV вв. Кризис феодализма. Проблема зарождения капиталистических отношений. Ереси позднего Средневековья. Гуситские войны. Борьба церкви с еретиками. Инквизиция. Тема 4.6. Человек Средневековья Средневеково-христианские представления о человеке и его месте в мироздании. Двойственная природа человека. Земная жизнь и жизнь загробная. Проблема греха и искупления. Мир средневекового человека. Восприятие времени и пространства. Представления о праве, собственности, богатстве, свободе и несвободе, труде. Отношение к женщине, детству, старости, смерти. Материальные условия жизни людей. Голод и болезни. Формы социальных общностей. Семья. Род. Община. Приход. Цех. Гильдия. Сословие. Орден.
РАЗДЕЛ V. АРАБСКО-МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР И НОВЫЙ СВЕТ В VI-XV ВЕКАХ Введение Неевропейский мир. Его изучение в древности и в Новое время. Тема 5.1. Исламские цивилизации Арабы в древности. Происхождение Ислама. Мухаммед. Коран. Догматика и право (шариат). Священная война (джихад). Арабские завоевания в Иране, Индии, Средней Азии, Северной Африке, на Пиренейском полуострове. Халифат и его административное устройство. Культура и наука арабов. Превращение Ислама в мировую религию. Важнейшие течения мусульманства. Шииты и сунниты. Малая Азия к началу XIV в. Возникновение Оттоманской империи. Власть султана. Завоевание турками Византии. Падение Константинополя в 1453 г. Тема 5.2. Цивилизации Центральной и Южной Америк Проблема возникновения цивилизаций в Центральной и Южной Америке. Майя. Зарождение древнейшей цивилизации Америки. Города, их архитектура и скульптурные изображения. Религия майя. Расшифровка письменности. Ацтеки. Ремесло и сельское хозяйство. Устройство государства. Ацтекская письменность. Государство и общество инков в XV в. Древние столицы Куско и Кито. Храмовые постройки. Вторжение европейцев и судьба древних цивилизаций Нового Света. Их вклад в мировую культуру. ЧЕТВЕРТЫЙ МОДУЛЬ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» Модуль Введение Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. Блок М. Апология истории, или ремесло историка. М., 1986. Боден Ж. Метод легкого познания истории. М., 2000. Болингброк Г. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978. Дройзен И.Г. Историка. СПб., 2004. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. Лоуэнталь Д. Прошлое – чужая страна. СПб., 2004. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 8. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. Ницше Ф. О пользе и вреде истории // Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1990. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Избранные философские произведения в 5-ти томах. Т. 1. М., 1958. Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000. Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого. М., 2002. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991. Февр Л. Бои за историю. М., 1991. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992. Фукуяма Ф. Конец истории? (любое изд.). Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. Первобытное общество Алексеев В.П. История первобытного общества. М., 2004. Ачильдиев И.У. Власть предыстории. М., 1990. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М., 1990. Бунак В.В. Род Номо, его возникновение и его последующая эволюция. М., 1979. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. Першиц А.И. и др. История первобытного общества. 3-е изд. М., 1982. Салинз М. Экономика каменного века. М., 1999 (см. сайт ф-та). Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1980. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства (любое изд.). Древний Восток Источники Библия. Ветхий Завет (любое изд.). Древний мир глазами современников и историков. Ч.I. М., 1994. Иосиф Флавий. Иудейские древности (любое изд.). Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973 (БВЛ). Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980. Ч.1-2. Хрестоматия по истории древнего мира. Пособие для учителей (любое изд.). Литература Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М., 1990. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М., 1986. Герни О.Р. Хетты. М., 1987. Дандамаев Н.А., Луконин В.Г. Культура и экономика древнего Ирана. М., 1980. Дьяконов И.М. Люди и города Ура. М., 1990. Дьяконов И.М. Пути истории: От древнейшего человека до наших дней. М., 1994. Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда. М., 1992. История Древнего Востока. Ч. 1-2. М. 1983-1988. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. Человек, судьба, время. М., 1983. Коростовцев М.А. Религии Древнего Египта. М., 1976. Котрелл Л. Во времена фараонов. М., 1982. Ламберг-Карловский К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992. Ллойд С. Реки-близнецы. М., 1972. Мифы древней Индии. М., 1975. Монте П. Египет Рамзесов. М., 1989. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М., 1994. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. М., 1980. Райт Дж.Э. Библейская Археология (любое изд.). Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987.
Модуль Античность Общие работы Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988. Виппер Р.Ю. История древнего мира, Васильев А.А. История Средних веков. М., 1993. Древний мир глазами современников и историков. Ч.I, II. М., 1994. История древнего мира. М., 1989. Т.1-3. Мифы народов мира. Т.1-2 (любое изд.). Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. Античность. История и культура. Ч.I-II. М., 1994. Словарь античности. М., 1989. Древняя Греция Источники Геродот. История М., 1972. Гомер. Илиада. Одиссея (любые издания). Ксенофонт. Греческая история. СПб., 1993. Плутарх. Сравнительные жизнеописания (любое изд.). Фукидид. История. М., 1981. Хрестоматия по истории Древней Греции. М., 1964. Литература Античная Греция. М., 1983. Т.1, 2. Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991. Боннар А. Греческая цивилизация. Т.1-3. М., 1992. Вен П. Греки и мифология: вера или неверие? Опыт о конституирующем воображении. М., 2003. Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. М., 1982. Вернан Ж.-П. Происхождение греческой мысли. М., 1988. Видаль-Накэ П. Черный охотник. М., 2001. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция (любое изд.). Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992. История Древней Греции / Под ред. В.И.Авдиева и др. (любое изд.). Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое изд.). Левек П. Эллинистический мир. М., 1989. Лурье С.Я. История Греции: Курс лекций. СПб., 1993. Маркиш Ш. Сумерки в полдень. Очерк греческой культуры в эпоху пелопонесской войны. М., 1999 (см. сайт ф-та). Римшнейдер М. От Олимпии до Ниневии во времена Гомера. М., 1976. Сисс Дж., Детьен М. Повседневная жизнь греческих богов. М., 2003. Шахермайр Ф. Александр Македонский (любое изд.). Древний Рим Источники Светоний. Жизнь двенадцати цезарей (любое изд.). Тит Ливий. История Рима от основания города. Т.1-3. М., 1989-1993. Цезарь Гай Юлий. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о гражданской войне, об Александрийской войне (любое изд.). Литература Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. Ч.1-4. М., 1983-1984. Грималь П. Сенека, или Совесть империи. М., 2003. Грималь П. Цицерон. М., 1991. Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Л., 1985. История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина (любое изд.). Кнабе Г.С. Древний Рим: история и повседневность. М., 1986. Кораблев И.Ш. Ганнибал. М., 1981. Культура Древнего Рима. Т.1-2. М., 1985. Маяк И.Л. Римляне ранней Республики. М., 1993. Моммзен Т. История Рима. Т.1-3. СПб., 1994-1995. Ранович А.П. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. Ренан Э. Жизнь Иисуса (любое изд.). Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1987. Сергеенко М.Е. Жизнь древнего Рима. М.-Л., 1964. Уколова В.И. Поздний Рим: пять портретов. М., 1992. Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1986. Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1976. Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М., 1979. Штаерман Е.М. Древний Рим: Проблемы экономического развития. М., 1978.
Модуль Средние века Западная Европа Источники Августин Аврелий. Исповедь (любое изд.). Абеляр, Пётр. История моих бедствий (любое изд.). Григорий Турский. История франков. М., 1987. Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977. История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. Ч.1-2 (любое изд.). Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. М., 1996. Прокопий Кесариский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993. Средневековая Европа глазами современников и историков / Под ред. А.Л. Ястребицкой. Ч.I-V. М., 1994. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм (любое изд.). Литература Арнаутова Ю.Е. Колдуны и святые: Антропология болезни в Средние века. СПб., 2004. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992. Блок М. Феодальное общество. М., 2003. Блок М. Клороли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М., 1998. Виймар П. Крестовые походы. СПб., 2003. Гене Б. История и историческая культура на средневековом Западе. М., 2002. Гуревич А.Я. История и сага. М., 1972. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры (любое изд.). Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М., 2005. Гуревич А.Я. Проблема генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970. Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История средних веков.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.7 (0.019 с.) |