Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформы Петра I и их значение для развития медицины.

Поиск

В мероприятиях и реформах Петра 1 значительное место было уделено медицинскому делу. Острая потребность в большом количестве врачей для нужд военных, служилого дворянства, купечества привела к необходимости открытия постоянных сухопутных и морских госпиталей.

Реформы Петра I ознаменовали начало медицинского образования.

Реформы:

1)Реформа реорганизации армии. Завоевание новых земель. Явилась первой предпосылкой появления медицинского образования.

2)Реформа расширение крупного торгового флота.

3) Реформа развития промышленности. На крупных предприятиях возникали эпидемии.

4)Личность Петра I. Он закончил Лейденский университет – лучший университет Европы.

Первый госпиталь был открыт 21 ноября 1707 года в Москве, за Яузой рекой в месте «пристойном для лечения болящих людей», позднее были созданы госпитали для увечных солдат в Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Киеве и Екатеринбурге.

Петр 1, являясь членом Парижской Академии наук, имел обширные знания в области техники, был хорошо знаком с естественными науками, интересовался медициной и понимал ее огромное государственное значение. Знакомство царя с работами голландского анатома Ф.Рюйша оказало плодотворное влияние на развитие анатомии в России. Посещая Голландию, Петр 1 слушал лекции по анатомии, присутствовал на вскрытиях и операциях. В 1717 он приобрел анатомическую коллекцию Ф.Рюйша, положив начало фондам первого русского музея – Кунсткамеры, ныне Музей антропологии и этнографии в С.-Петербурге. В 1718 году Петром 1 была открыта «инструментальная изба» для изготовления хирургических инструментов.

Петр 1 умело перевязывал раны, производил некоторые хирургические операции: пункцию живота, кровопускание и «…со временем приобрел он в том столько навыку, что весьма искусно умел анатомировать тело, пускать кровь, вырывал зубы и делал то с великою охотою»

30) Развитие медицины, образования.

В XVIII веке, особенно в его второй половине, в России происхо-1ила упорная борьба передовых, материалистических идей наиболее выдающихся представителей русской естественной научной и общественно-философской мысли XVIII века с реакционными, идеалистическими идеями, которые часто насаждали и поддерживали в России главным образом иностранцы, представители преимущественно немецкой науки. Эта борьба мела классовый характер. Подавляющее большинство русских ученых C VIII века были выходцами из трудовых слоев народа, смотрели на ауку как на средство просвещения народных масс, развития производительных сил и поднятия благосостояния народаВ 1725 г. была открыта Петербургская академия наук, куда были приглашены ученые-иностранцы. Среди первых академиков были такие,, эторые публиковали работы по медицинским вопросам. Так, Даниил опубликовал сочинения «О движении мышц, о зрительном;рвс», Леонард Эйлер — работу по гемодинамике, Дювернуа и Вейт-эехт — ряд анатомических работ.

В 1721 г. был опубликован составленный при участии Петра I Адми­ралтейский регламент, где особый раздел определял задачи и формы ра­боты в морских госпиталях. В 1735 г. был издан специальный «Генераль­ный регламент о госпиталях». В регламенте отчетливо виден передовой характер госпиталей. Во главе каждого госпиталя стоял врач, хозяйствен­ная часть госпиталя подчинялась медицинской. Устанавливались обяза­тельные патологические вскрытия трупов умерших в госпитале, рекомендо­валось делать зарисовки всех наиболее интересных в медицинском отно­шении больных и препаратов. В 1745 г. по инструкции для госпитальных школ России подчеркивалось научное и практическое значение вскрытий. В 1754 г. медицинская канцелярия составила другую инструкцию, где уточнялись формы работы патологоанатома.

В XVIII веке русская наука в области медицины и медицинского об­разования сомкнулась не с подавляющим отсталым большинством, господ­ствовавшим на медицинских факультетах многих университетов Западной Европы, а с передовым, прогрессивным для того времени Лейденским уни­верситетом. В отличие от остававшегося в течение всего XVII века схола­стическим, чисто книжным, обучения будущих докторов медицины на ме­дицинских факультетах западноевропейских университетов, госпитальные школы России с первых лет своего существования построили обучение будущих врачей практически. Организуя медицинское образование, Рос­сия и заимствовала этот передовой и еще не общепризнанный по тому времени метод обучения студентов у постели больного. Не случайно по­этому школы для подготовки врачей в России были созданы при госпи­талях. Задача подготовки врачей в XVIII веке была в России разрешена оригинальным, самобытным путем: был создан новый вид высшего учеб­ного заведения для подготовки врачей — школы на базе крупных гос­питалей.

Русские госпитальные школы XVIII века. Первая госпитальная школа на 50 учеников была организована в 1707 г. при Московском сухопутном госпитале. В 1733 г. были открыты аналогичные школы при сухопутном и адмиралтейском (морском) в Петербурге, адмиралтейском в Кронштад­те госпиталях по 10 подлекарей и 20 учеников в каждом. В 1756 г. контин­гент учащихся в Петербургском сухопутном госпитале был увеличен до 50, а в адмиралтейском — до 30 учеников. В 1758 г. была открыта рассчитан­ная на 15 учеников школа при Колывано-Воскресенском заводском госпи­тале, выпустившая около 160 врачей. С 1788 по 1796 г. существовала госпи­тальная школа при Елисаветградском госпитале, выпустившая 152 врача.

Московский госпиталь Петр I поручил строить и организовать гол­ландскому врачу Николаю Бидлоо, ученику Бургава, племяннику анатома, атласом которого пользовался сам Петр I. Ему же Петр I поручил орга­низовать при госпитале и школу для подготовки врачей. В качестве пре­подавателей в госпитале были приглашены врачи-иностранцы, незнакомые с русским языком, имевшие возможность преподавать только па латин­ском и иностранных языках (преимущественно голландском и немецком). Находившиеся на русской службе врачи-иностранцы, боясь конкуренции, нередко пытались противодействовать подготовке отечественных русских врачей. Некоторые поэтому и рекомендовали принимать в госпитальную школу лишь детей проживавших в Москве иностранцев.

В программу преподавания в госпитальных школах были включены все теоретические и практические медицинские дисциплины в большем объеме, чем на медицинских факультетах иностранных университетов. Пре­подавались теоретические дисциплины: анатомия человека с физиологией,, элементами гистологии и судебной медицины, патологическая анатомия, «материя медика», включающая фармакогнозию, минералогию, ботанику,, фармацию и фармакологию. С преобразованием в 1786 г. госпитальных школ в медико-хирургические училища были введены химия, математика к физика. При госпиталях были организованы анатомические музеи и бота­нические сады («аптекарские огороды»).

Клинические дисциплины преподавались в госпитальных отделениях, первостепенным считалось обучение хирургии. В курс [внутренних болезней входило ознакомление учеников с инфекционными, кожно-венерическими и детскими болезнями. С 1763 г. было введено изучение акушерства. Стар­ший и младшие доктора госпиталя вели лекционные курсы по терапии, фармакологии и анатомии, главный лекарь читал курс хирургии, оператор госпиталя руководил анатомической и хирургической практикой. Лекари вели с учениками практические занятия по хирургии и внутренним бо­лезням. В госпитальных школах учились не только по книгам, ученики регулярно работали в госпитале, «где повседневно от ста до двух сот больных суть». Учащиеся ухаживали за больными, помогали при перевяз­ках, работали <в аптеке, в аптекарском огороде по выращиванию лекарственных растений, присутствовали на операциях, судебно медицинских и патологоанатомических вскрытиях.

Медицинская наука и зубоврачевание.

Общая характеристика

XVIII век был важным этапом в развитии медицины в России. Это был период становления и роста русской медицинской науки, когда в России появилась и быстро развивалась научная медицина.

Зубоврачевание в России до XVIII века не контролировалось государством.

В России зубоврачебное дело получило значительное продвижение в период реформ Петра Великого, который в 1710 году впервые вел в официальный оборот звание "зубной врач".

Экономическое развитие России в XVIII веке сопровождалось подъемом русской культуры, науки и искусства. Значительные изменения произошли и в медицине. Нехватка врачей для медицинского обслуживания военных, дворянства, а также работающих на фабриках и заводах, расположенных далеко от центра страны, привела к необходимости открытия сухопутных и морских госпиталей.

С 1838 г. зубных-врачей стали называть дантистами.

Зубоврачебную помощь широким слоям населения по-прежнему оказывали лекари, подлекари, лекарские помощники, фельдшеры и цирюльники, в то время как зубные врачи обслуживали высшие слои общества, служили в высших учебных заведениях и в основном занимались протезированием зубов.

В 1829 году женщины получили право на равных основаниях с мужчинами сдавать экзамены на звание зубного лекаря.

Среди дантистов первой женщиной была Мария Назон (1829), полька по происхождению.

33) Развитие медицинского образования

В подготовке врачебных кадров и развитии медицины в России XVIII века большую роль сыграли госпитальные школы, выпускники которых, кроме всего прочего, имели навыки в оказании зубоврачебной помощи.
В библиотеках госпитальных школ были книги и диссертации по вопросам зубоврачевания. К концу XVIII века, госпитальные школы были преобразованы в медико‑хирургические училища (1786), а затем в медико‑хирургические академии (1798).

Чтобы получить звание зубной врач, дантистам и цирюльникам, обучавшимся путем ученичества у полковых лекарей, а также в госпиталях и больницах, необходимо было сдать экзамен в Медицинской канцелярии, позднее в Медицинской коллегии, университете, медико‑хирургической академии.
После сдачи экзамена, получив звание «зубной врач», они должны были уметь делать операции в малой хирургии (удаление зубов относилось к малой хирургии).
Появились первые пособия на русском языке для врачей, посвятивших себя этим разделам медицины. И. Ф. Буш в «Руководстве к преподаванию хирургии» (1807—1808) представил основы терапевтической и хирургической стоматологии, зубопротезной помощи и профилактики заболеваний зубов.

Право на самостоятельную зубоврачебную практику получали после сдачи специальных экзаменов по анатомии челюстно-лицевой области, болезням зубов, десен и лекарственным веществам, применяемым в зубоврачебной практике. Кроме того, необходимо было сделать несколько зубных операций и продемонстрировать умение вставлять искусственные зубы.

 

После сдачи экзамена выдавалось разрешение на тот или иной вид зубоврачебной практики в пределах России.

Дантисты и зубные лекари обучались путем ученичества у таких же неопытных дантистов и лекарей, в основном за границей. Некоторые из них приобретали специальность в России.

 

Для получения того или иного звания необходимо было держать соответствующий экзамен. Лекари сдавали экзамены по оперативной хирургии и хирургической анатомии и должны были знать все большие и малые операции. Доктор медицины, кроме того, был обязан написать и защитить диссертацию. Доктор медицины и хирургии публично проводил две сложные операции. Оператору на экзамене было необходимо сделать одну сложную операцию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.20 (0.008 с.)