Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественно-политические идеи петрашевцев
Не сумев найти какие-либо свидетельства намерений свергнуть государственный строй, следственная комиссия по делу петрашевцев Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... ГЛАВА 9. Петрашевцы охарактеризовала это движение как «идейный заговор». Для Николая I, которого привели в ужас только что прогремевшие в Западной Европе революции, такое обвинение было достаточно серьезным для того, чтобы назначить самое суровое наказание. До чего доходила в то время реакция в правительственных кругах России от одного лишь подозрения в свободомыслии показывает тот факт, что главное преступление, в котором обвинялся Достоевский, было чтение вслух знаменитого письма Белинского к Гоголю на собрании петрашевцев. Петрашевцы самым серьезным образом занимались изучением идей. Они начали собирать книги и скоро имели в своем распоряжении самую большую в России библиотеку произведений на многих языках по философии, экономике и общественно-политической мысли. Больше всего их интересовали французские социалисты, включая Фурье и его последователей (особенно В. Консидерата), Блана, Пру-дона и Леру. Прочитанные книги, так же как свои собственные идеи и планы, петрашевцы постоянно обсуждали на своих собраниях. Эти регулярные встречи по пятницам посещали не только члены кружка, но и большой круг приглашенных гостей. В отличие от собраний кружка Станкевича, собрания петрашевцев имели характер не спонтанных дискуссий среди близких друзей, но были периодически устраивавшимися собраниями: пришедшие часто даже не знали друг друга, они оказывались в одном месте с силу общности интересов и желания провести необходимые реформы. Известно, что в этих дискуссиях принимали участие несколько сот человек, так что влияние кружка было значительным. Петрашевцы представляли гораздо более широкий социальный спектр, чем однородное декабристское движение, основную опору которого составляло офицерское сословие. В кружок петрашевцев входили богатые землевладельцы и ряд известных писателей и профессоров но, согласно донесению И. Лип-ранди, чиновника министерства внутренних дел, бывали там и недоучившиеся студенты, купцы и даже мелкие торговцы. Самым важным начинанием, предпринятым петрашевцами для распространения их идей в печати, был «Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка»2, два выпуска которого были опубликованы в 1845 и 1846 гг. Первый номер редактировал литературный критик Валериан Майков (с помощью Петра-шевского), а второй, гораздо более явно идеологический, редактиро-
1 В кружок петрашевцев входили среди прочих поэт А. Плещеев, поэт Аппо-лон Майков, его брат Валериан, известный экономист В.А. Милютин и молодой М.Е. Салтыков-Щедрин (будущий сатирик). 2 Из-за вмешательства Цензурного комитета «Словарь» прекратил свое существование на букве «О». вал один Петрашевский. Многие названия статей в «Словаре» фактически были короткими статьями, искусно высказывавшими запретные идеи. Статьи «Натура», «Натурализм» и «Натуральная философия» были использованы Петрашевским для того, чтобы изложить его философские взгляды; статьи «Оунизм», «Организация производства», «Неохристианизм» и «Нормальное государство» были использованы для того, чтобы представить социалистические идеи; статьи «Неоло-гия» и «Инновация» содержали размышления о роли революционных изменений в истории; а ряд других статьей - такие как «Нация» и «Оппозиция» - выражали политические убеждения автора. Власти слишком поздно осознали происходящее: министр народного просвещения Уваров издал суровое порицание цензору и приказал конфисковать «Словарь», но это уже не могло помешать тому, что все издание было распродано. На собраниях и в дискуссиях петрашевцев преобладало умонастроение социалистическое, а некоторые члены кружка даже считали себя «коммунистами». Особой популярностью пользовалось учение французского социалиста-утописта Фурье. Сам Петрашевский был убежденным учеником Фурье и в 1847 г. даже пытался превратить одну из своих деревень в «фаланстер» - живущую собственным трудом коммуну по рецепту Фурье. Правда, недоверчивые крестьяне положили конец этому проекту: они подожгли дома, где должно было разместиться утопическое сообщество. На банкете в честь дня рождения Фурье, организованном самыми активными петрашевцами в апреле 1849 г., речи произносили сам Петрашевский, Александр Ханы-ков, Дмитрий Ахшарумов и Ипполит Дебу. Ханыков, по-видимому, выразил общее для всех собравшихся настроение энтузиазма и веры в грядущее возрождение мира, предсказанного Фурье, когда охарактеризовал праздничный обед как «событие, влекущее за собой преобразование всей планеты и человечества». «Изменения близки, - говорят, выкрикнул он, а Ахшарумов ему ответил в своем выступлении: «Мы здесь, в нашей стране начнем преобразованье, а кончит его вся земля»'.
Социальная философия Фурье привлекала петрашевцев в особенности защитой им законов природы, свободной и гармонической игры человеческой страстей - его видением такой общественной системы, которая освободит человеческую природу от всех искусственных ограничений и даст возможность людям вести «нормальную» жизнь впервые в истории. В этом отношении фурьеризм петрашевцев был только еще одним воплощением идеи полной эмансипации и гармо- Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. М., 1953. С. 507, 691. АнджеЛ Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ. нического развития личности - центральной идеи в воззрениях русских западников. Однако, принимая во внимание характерную для петрашевцев острую критику западноевропейского капитализма, было бы ошибкой рассматривать их в качестве западников. Сам Пет-рашевский говорил, что капитализм противоречит человеческой природе, потому что он стимулирует антиобщественные инстинкты и потворствует только богатым, превращая бедных людей в обездоленных. С другой стороны, социализм для Петрашевского «не есть изобретение новейшего времени, хитрая выдумка XIX века»; напротив, «он всегда был в природе человека и в ней пребудет до тех пор, пока человечество не лишится способности развиваться и усовершенствоваться». Либерализм Петрашевский отвергал как учение, защищавшее капитализм и «прямо противуположное» социализму'. Эти убеждения можно было примирить с самыми разными политическими программами. А.П. Беклемишев и Н.Я. Данилевский (будущий панславист) считали, что фурьеризм - это аполитическая доктрина, которую русское правительство должно принять в своих же собственных интересах; Беклемишев, например, полагал, что фурье-ристские ассоциации могли бы помочь найти мирное решение в конфликте между крестьянами и помещиками. Однако такие взгляды не были типичными: подавляющее большинство петрашевцев ненавидело самодержавие и соединяло веру в социалистические идеи с мечтами о демократической республике или, по крайней мере, о конституционной монархии, которая гарантировала бы свободу слова, свободу печати и законодательные реформы и которая уменьшила бы вмешательство государства в частную жизнь людей. По-настоящему оригинальным в движении петрашевцев была принятая ими программа, сочетавшая социалистические идеи с борьбой за демократические права. Когда вставал вопрос о реализации этой программы, петрашевцы -в отличие от Фурье и его последователей во Франции - не осуждали и не исключали возможности силой свергнуть правительство. Однако на практике петрашевцы считали, что надежд на победоносную революцию в России очень мало, и они опасались, что революционное движение может привести к еще одной дикой жакерии вроде пугачевского бунта. Поэтому они одобряли политику легальной борьбы за частичные реформы. Петрашевский, который был более предан духу фурьеризма, принципиально поддерживал реформизм: «Фурьеризм доводит до того постепенно и естественно, чего желает установить
1 Там же. С. 423, 429. Под либерализмом Петрашевский понимал в основном такое учение, которое защищало неограниченную конкуренцию и выступало против вмешательства правительства в экономическую сферу.
ГЛАВА 9. Петрашевцы мгновенно и насильственно коммунизм. <...> Он не хочет в одну минуту, пожалуй, величественного, но тем не менее болезненного, лихорадочного потрясения утратить результаты тысячелетних кровных трудов человечества»1. Поэтому Петрашевский придавал больше значения правовым реформам - они должны были подготовить хотя бы минимальные условия для легальной борьбы за общественные реформы, - чем отмене крепостного права и передаче крестьянам земли, хотя он и вполне сознавал неотложность этих мер. Лагерю реформистов среди петрашевцев противостояла группа радикалов во главе с Николаем Спешневым (1821-1882), прототипом Ставрогина в «Бесах» Достоевского. Цель Спешнева состояла в том, чтобы превратить движение петрашевцев в революционную организацию, которая могла бы подготовить почву для вооруженного бунта, апеллирующего - в отличие от декабристов - прямо к крестьянской массе. Спешнев не был последователем Фурье, но считал себя коммунистом: он читал, среди прочего, Дезами, Вейтлинга и «Нищету философии» Маркса. Во время своих заграничных путешествий он установил контакты с демократическими кругами польской эмиграции. Характерной особенностью наиболее активных петрашевцев (среди них - самого Петрашевского и Спешнева) было то, что они смотрели дальше ограниченных национальных целей и считали космополитизм необходимым предусловием подлинного прогресса. Взгляды Петрашевского по этому вопросу, выраженные в статье «Нация» в «Карманном словаре иностранных слов», не отличались от взглядов Майкова. В другой работе Петрашевский писал, что социализм -«доктрина космополитическая, стоящая выше национальностей: для социалиста различие народностей исчезает, есть только люди». Хотя в задачи петрашевцев не входило способствовать искусственному стиранию национальных различий, они, тем не менее, провозглашали абсолютный приоритет общечеловеческих целей (но при этом оправдывали принцип национального самоопределения для национальных субъектов российской империи). На одном из собраний ведущий польский участник кружка петрашевцев Ян Ястржембский заявил, что он «поляк душой и телом, что за свободу Польши готов позволить выпустить себе всю кровь по капле, но если бы он был уверен, что самостоятельность Польши вредна развитию общечеловеческой идеи, то он первым одним взмахом топора отрубил ей голову»3.
В истории прогрессивного движения в России петрашевцы занимают промежуточное место между дворянскими революционерами 1 Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. С. 379. 2 Там же. С. 432. 3 Дело петрашевцев. М.; Л., 1951. Т. 3. С. 431.
и радикальными движениями второй половины девятнадцатого столетия - движениями, в которых ведущую роль играла недворянская интеллигенция. Типичным пережитком декабристских идей была у некоторых петрашевцев (Ханыков, например) тенденция идеализировать республиканизм Древней Руси. С другой стороны, сближение деревенской общины и «фаланстера» Фурье, а также мысль о том, что деревня в зачаточном виде заключает в себе коммуну (взгляды такого рода высказывали Петрашевский, Головинский, Ханыков и Баласог-ло), явным образом, предвосхищали народнические идеи. Социальная философия петрашевцев, вновь утверждавшая взгляд Просвещения на человеческую природу и «естественные» общественные отношения, проложила путь «просветителям» 1860-х гг. Наконец, роль петрашевцев в появлении социалистических идей в России трудно переоценить; существенно, например, что молодой Чернышевский первоначально воспринял социалистические идеи от Ханыкова во время собраний и дискуссий, происходивших в доме Иринарха Введенского -друга и во многих отношениях ученика самого Петрашевского.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1020; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.008 с.) |