Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И социальные идеи славянофилов
Центральный вопрос славянофильской идеологии - отношение России к Западной Европе - славянофилы рассматривали в свете всемирной философии истории. Исходные принципы их философии были сформулированы в 1839 г. Киреевским в неопубликованной статье «Ответ Хомякову» и позднее развернуты им в большой работе «О характере просвещения Европы в его отношении к просвещению России» (1852). Склад европейской цивилизации, утверждает Киреевский, сложился из трех основных составляющих: из христианства, из молодых варварских народов, разрушивших римскую империю, и из классического наследия. Отделение от римского наследия - главная особен- Ср.: Tschizevskij D.I. Gegiel w Rossii. Paris, 1939 <Чижевский Д.И. Гегель в России. СПб.: Наука, 2007. С. 193. - Прим. перев> Анджеи Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... ность, отличающая Россию от Запада. На предславянофильской стадии своего идейного развития' Киреевский считал это обстоятельство достойным сожаления, а сделавшись славянофилом, увидел в нем благословение. Древний Рим, на взгляд Киреевского, был рационалистической цивилизацией, представлявшей собой «торжество <...> чистого, голого разума, на себе самом основанного, выше себя и вне себя ничего не признающего»2. Римляне преуспели главным образом в сфере юриспруденции, в пагубной рационализации и формализации жизненных и общественных уз. Юридический рационализм римского государства казался силой, скрепляющей общество, но в действительности он разорвал органические, объединяющие людей связи. Римское общество было искусственным соединением рационально мыслящих индивидов, которыми двигали личные амбиции и которые признавали только одну общественную связь - общие деловые интересы. Государство - «всеобщая» сфера - отделилось от сферы частных, антагонистических интересов и возвысилось над ней в качестве отчужденной внешней силы, приковавшей людей друг к другу, но не объединивших их. Унаследовав этот языческий рационализм, Западная Европа встала на путь развития, обреченного на постоянную борьбу антагонистических интересов между людьми. В отличие от Запада Россию обошло это роковое наследие; поэтому в ней установились чисто христианские начала - начала, которые находятся в полной гармонии с духом славянской крестьянской общины.
«Весь частный и общественный быт Запада, - писал Киреевский, -основывается на понятии отдельной независимости, предполагающей индивидуальную изолированность. Отсюда святость внешних, формальных отношений, святость собственности и условных постановлений выше личности»3. В этом мире возможно только внешнее, искусственное единство, исключающее свободу; вот почему европейская история (по острому выражению Хомякова) была борьбой между «единством без свободы» и «свободой без единства». Согласно Хомякову, первый принцип воплотился в католической церкви: она установила абсолютную власть папы, разменяла узы любви на институциональные связи и уподобилась иерархическому и авторитарному государству. Второй принцип нашел свое выражение в протестантизме: ' То есть когда Киреевский был редактором журнала «Европеец» (1932). В то время его мировоззрение, испытавшее влияние философского романтизма любомудров, было явно прозападным (на что указывает название его журнала). Статья Киреевского «Девятнадцатый век», опубликованная в «Европейце», вызвала подозрения у самого императора, и это привело к закрытию журнала. 2 Киреевский И.В. Полное собрание сочинений / Под ред. М.О. Гершензона: В2-ХТ. М., 1911.Т. l.C. 111. 3 Там же. С. 113. ГЛАВА 6. Славянофилы он имел относительное оправдание в качестве негативной реакции, но не является положительным началом. Последующими стадиями духовной эволюции Европы, перечисляемыми Хомяковым, были: философия Просвещения, которая проложила дорогу Французской революции, и германский идеализм, который в конечном итоге привел к обожествлению человека у Фейербаха и апофеозу эгоизма у Штирне-ра. Эта духовная эволюция сопровождалась соответствующими общественными изменениями: таковы возрастающая атомизация и рационализация общества. Атомизация, в свою очередь, логически привела к идее «договора» как единственной форме связи между атомизиро-ванными, изолированными индивидами. Отсюда ясно, что «общественный договор» «не изобретение энциклопедистов, но действительный идеал, к которому стремились сначала неосознанно, а теперь стремятся осознанно все западные народы» (Киреевский). На смену органическим общинам пришли ассоциации, основанные на голом расчете, и человеческая энергия получила совершенно новое направление - вовне, - обратившись в лихорадочную, не знающую покоя деятельность. В этой бездушной «логико-технической» цивилизации правит механизм индустриального производства.
«Одно осталось серьезное для человека: это промышленность; ибо для него уцелела одна действительность бытия: его физическая личность. Промышленность управляет миром без веры и поэзии. Она в наше время соединяет и разделяет людей; она определяет отечество, она обозначает сословия, она лежит в основании государственных устройств, она движет народами, она объявляет войну, заключает мир, изменяет нравы, дает направление наукам, характер - образованности; ей поклоняются, ей строят храмы, она действительное божество, в которое верят нелицемерно и которому повинуются. Бескорыстная деятельность сделалась невероятною; она принимает такое же значение в мире современном, какое во времена Сервантеса получила деятельность рыцарская»'. Славянофилы думали, что в древней, допетровской России они нашли совершенно иную форму общественного развития. Православие - форма христианства, не зараженная ни языческим рационализмом, ни светскими амбициями католицизма, - принесло с собою принцип, неизвестный Западу, - начало «соборности» (Хомяков)2. Эта форма общественной связи, основанной на «свободном единстве» верующих, исключает как самовольный индивидуализм, так и его насильственное ограничение. Взаимоотношение между простым Там же. С. 246. Слово «соборность» происходит от существительного «собор» и глагола «собирать» (приводить в связь, соединять). Анджей Валицкшг. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... народом и правителем, которого этот народ «призвал» к власти (аллюзия на «вызов варягов»), основывается на взаимном доверии. Здесь неведом ни разъединяющий людей эгоизм частной собственности как некоей привилегии, лишенной всяких обязательств, ни жесткое разделение собственности на землю и проистекающие из него антагонизмы. В древней России базовой общественной единицей была деревенская «община», основывавшаяся на общем пользовании землей, взаимном согласии и общности обычаев и управлявшаяся «миром» -советом старейших, которые решали все споры в соответствии с освященными преданием традициями и руководствовались принципом единодушия, а не механическим большинством избирательных голосов. Общественное единение поддерживалось, прежде всего, нравственной связью - связью убеждений: это она соединяла всю Русь в один великий «мир», всенародную общину веры, земли и обычая. На первый взгляд может показаться, что в этой картине нет места абсолютному правителю или сильной централизованной власти. На самом деле, однако, славянофильское истолкование русской истории имело мало общего с идеализацией древнерусской свободы декабристами или с представлением Лелевела о славянском коммуна-лизме. В отличие от этих концепций, славянофильский идеал «древнерусской вольности» не имел ничего общего с «республиканской свободой». Этот факт с особой ясностью проявляется в исторических сочинениях Константина Аксакова. Республиканская свобода, утверждал он, - это политическая свобода; она предполагает активное участие народа в политических делах и событиях жизни; в противоположность этому, древнерусская свобода означала свободу от политики — право жить по неписаным законам веры и традиции, а также право на полную самореализацию в нравственной сфере, на которую не смеет посягать государство.
Эта теория опиралась на проводившееся славянофилами различение между двумя видами истины - «внутренней» и «внешней». Внутренняя истина — это голос совести в индивидуальном человеке, а в обществе это ценности, заключенные в религии, в традиции и обычае, словом, все те ценности, которые в совокупности создают внутренне объединяющую людей силу и помогают выковать общественные связи, основанные на разделяемых всеми нравственных убеждениях. Внешняя же истина представлена законом и государством, которые, в сущности, конвенциональны и искусственны, «внешние»; все эти отрицательные качества Киреевский и Хомяков относили к институциональным и социальным связям, сложившимся в процессе рационализации и формализации. Аксаков шел еще дальше других славянофилов: он считал все формы юридических и политических отношений изначальным злом; на противоположном полюсе было об- ГЛАВА 6. Славянофилы шинное начало, воплощением которого представала деревенская община, основанная (по Аксакову) исключительно на доверии и единодушии, а не на гарантиях закона или внешне обусловленных соглашениях, которые характерны для рационального контракта. На взгляд Аксакова, различие между Россией и Западом состоит в том, что в России государство не доразвилось до такого «начала», на котором по большей части основывается организация общества. Когда хрупкость человеческой природы и требования безопасности делали необходимым политическую организацию, русские «призывали» к себе «заморских» правителей', для того чтобы не нанести вреда «внутренней правде» путем огосударствления самих себя; русские цари получили абсолютные полномочия, так что народ мог устранить все контакты с «внешней правдой» и всякое участие в делах государства. Взаимоотношения между «землей» (то есть народом, руководимым «внутренней правдой») и государством основывались на принципе взаимного невмешательства. По своей собственной, свободной воле государство советовалось с народом, который высказывал свою точку зрения на земляческих съездах, но окончательное решение оставлял за монархом. Люди могли быть уверены в своей полной свободе жить и мыслить так, как им угодно, в то время как монарх имел полную свободу действий в политической сфере. Это отношение всецело зависело от нравственных убеждений, а не от юридических гарантий, и именно это определяет превосходство России перед Западной Европой. «Гарантия - зло, - писал Аксаков, - где она необходима, добро отсутствует; а жизнь, в которой отсутствует добро, пусть лучше погибнет, чем будет продолжаться с помощью зла». Аксаков признавал, что между идеалом и действительностью часто бывает большой разлад, но он приписывал это всецело человеческому несовершенству. Он резко осуждал правителей, которые пытались вмешиваться во внутренние дела «земли», но даже в случае Ивана Грозного, жестокости которого он осуждал, Аксаков не допускал, чтобы «земля» имела право на сопротивление, и славил ее многострадальную лояльность.
Парадоксальный аспект аргументации Аксакова - в том, что он подсознательно применяет к прошлому России одно из основных положений западноевропейского либерализма - принцип полного отделения политической и социальной сфер. В то же время он отвергает как либеральный конституциализм, так и само содержание либераль- Аксаков имеет в виду легенду о «призвании» варягов из «Начальной летописи» Нестора. Согласно этой легенде, киевское государство было основано «норманскими» (скандинавскими) князьями, которых пригласили находившиеся в раздоре местные племена для того, чтобы править ими. 2 Аксаков К.С. Поли. собр. соч.: В 3 т. Т. 1. М, 1861-1880. С. 9, 10. Анджеи Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... ного идеала свободы. Интерпретацию Аксаковым свободы «земли» не следует смешивать со свободой индивида, поскольку в его понимании свобода относится только к «земле» как целому; это не свобода индивида в общине, а свобода общины в вопросах веры, традиции и обычая от вмешательства извне. Это невмешательство не имело ничего общего с доктриной либерализма о laissez faire, поскольку, согласно Аксакову, нравственные принципы «земли» снимают проблему экономического индивидуализма. Даже призыв Аксакова к свободе слова не был у него по-настоящему либеральным требованием, поскольку не предполагал плюрализма убеждений или оппозиции меньшинств внутри общества. Требуя свободу в неполитической сфере, Аксаков в то же время хочет, чтобы каждый индивид полностью подчинял себя «миру», больше того - подчинял «по совести», а не «по закону». Его идеал - «свободное единство», основывающееся на полном единодушии: последнее должно свести к минимуму внешние ограничения, но в то же время оно исключает индивидуальную автономию и любое отступление от общинных традиций. Самая большая трудность, с которой столкнулись славянофилы в своем истолковании русской истории, заключалась в том, что им надо было найти удовлетворительное объяснение петровских реформ. Приходилось спросить себя: как было возможно, чтобы истинно христианское община Древней Руси не устояла перед натиском низшей цивилизации, основывающейся на «внешней правде»? Вина, полагали славянофилы, была не в народе, а в государстве и той части элиты, которая обольстилась чисто внешними достижениями народов Европы. Цивилизация, основывающаяся на рационалистических критериях, может развиваться быстрее и легче, чем цивилизация, основывающаяся на христианских началах, поскольку ее развитие не зависит от внутреннего совершенства ее человеческого потенциала; поэтому Европа опередила Россию в материальной сфере и построила такую цивилизации, технические достижения которой вызывали зависть у Петра и его сторонников.
Петровские реформы, по мнению славянофилов, перерезали связующие нити между высшими слоями России и простым народом1. Лейтмотив славянофильской идеологии - возникший в результате этого разрыв в русской жизни, противоречие между «народом» и «обществом» - просвещенной элитой, усвоившей западные образцы. Славянофилы утверждали, что до Петра помещичьи хозяйства были органической частью «народа». Под «народом» они подразумевали только такие слои общества, которые оставались верными древней традиции; например старомосковские купеческие семьи были частью «народа», тогда как купечество, вовлеченное уже в процесс вестернизации, относилось к «обществу». ГЛАВА 6. Славянофилы Народ культивировал стабильные обычаи, тогда как общество поклонялось капризам моды; народ сохранял патриархальную семью, тогда как общество переживало разрыв семейных связей; народ оставался верен древнерусским обычаям, тогда как общество было искусственным порождением петровских реформ. Вестернизованные русские сделались «колонизаторами в своей собственной стране» (Хомяков). Оторванные от народных корней, эти люди потеряли чувство исторической принадлежности и стали тем, в чем их винил Чаадаев, - людьми без отечества, чужаками в своей собственной стране, бездомными бродягами. С этой точки зрения, возвращение просвещенных слоев общества в лоно православия и «народных начал», сохранившихся в современной деревенской общине, казалось единственной надеждой на выздоровление России.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.016 с.) |