Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «цельной личности» и «новые начала в философии»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Выше говорилось, что славянофильскую идеологию можно интерпретировать как ответ на «Философические письма» Чаадаева. В более широкой перспективе можно сказать, что это была реакция на процессы, происходившие в сознании интеллектуальной элиты - поколения «лишних людей» эпохи правления Николая I, которые увековечены в романах Тургенева. Герцен очень точно определил это правление: «удивительное время наружного рабства и внутреннего освобождения».2 Несмотря на постоянные попытки правительства пресечь «заразу» из Европы, николаевская Россия переживала небывалое воздействие культурных влияний, исходивших из Западной Европы. Литература и философия становились все более мощными средствами освобождения человеческой личности от давления общепринятых истин, впитанных с молоком матери и усвоенных некритически. Борьба за эмансипацию, не имевшая выхода на общественно-политическую арену, стала интровертированной и находила выход в философской экзальтации и культе самонаблюдения, которые сопровождались ощущением изолированности, отчуждения и внутренней разорванности. Статьи и письма молодого Бакунина, Герцена, Станкевича и Белинского полны жалоб на чрезмерную рефлексию, убивающую всякую непосредственность, внутреннюю двойственность, на «призрачность» и гамлетовский самоанализ. Чаадаевский мотив отчуждения и бездомности тоже дает о себе знать: «скиталец по Европе, чужой См. конец главы о Чаадаеве. 1 Герцен А.И. Поли. собр. соч.: В 30 т. М, 1954-1965. Т. 14. С. 157. Аиджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... дома, чужой и на чужбине», - так описал Герцен героя своего романа1; ему вторил Огарев: "Ich bin ein Fremdling uberair - бездомный бродяга, кочующий из страны в страну2. На взгляд славянофилов, эти настроения были симптомом духовной болезни, возникшей вследствие разрыва между «утонченным обществом» и простым народом. Однако они приветствовали этот симптом как свидетельство того, что отчуждение не принимается за норму. Их целью было помочь «русским Гамлетам» преодолеть свое отчуждение и внутренний дуализм, продемонстрировав им идеал «цельной личности». В своей философии человека и теории познания славянофилы (особенно Киреевский) больше всего внимания уделяли разрушительному влиянию рационализма. Рационализм, полагали они, - главный фактор разъединения общества, и, кроме того, он разрушает внутреннюю цельность человеческой личности. Идеальная, незапятнанная личность - это целостная структура со своим «внутренним центром». Этот внутренний центр помогает привести изолированные силы души в гармоническое целое и предохраняет внутреннее единство и «цельность» духа. Принцип единства скрыт, но его можно постичь путем внутренней концентрации; именно это «живое средоточие, скрытое в повседневных условиях человеческой души», но доступное тем, кто его ищет, делает душу чем-то большим, чем просто агрегат разнородных функций. Естественный разум, или способность к абстрактному мышлению, только одна из духовных способностей, и отнюдь не самая высокая: одностороннее развитие разума обедняет человеческое восприятие тем, что ослабляет его способность непосредственно-интуитивного постижения истины. Культ разума несет ответственность за то, что душа разорвана на целый ряд отдельных, не связанных между собой способностей, каждая из которых притязает на автономию. В результате возникает внутренний конфликт, которому соответствует столкновение партикулярных, партийных интересов в обществах, основанных на рационалистических началах. Внутренние разделения остаются даже тогда, когда разуму удается подчинить себе другие способности: самовластный закон разума усиливает распад души - совершенно так же, как рационально постижимые общественные связи «связывают людей цепями, но не соединяют их», усиливая тем самым атомизацию общества. «Тирания рассудка в области философии, веры и совести, - писал Самарин, - соответствует на практике, в общественном быту тирании центральной власти». ' Бельтов, герой романа «Кто виноват?». 2 В стихотворении «Юмор». 3 Самарин Ю. Сочинения. М, 1877. Т. 1. С. 401-402. ГЛАВА 6. Славянофилы Таким образом, принципу автономии славянофилы противопоставили идеал «цельности», предусловие которого они нашли в религиозной вере, не зараженной рационализмом. Только вера, уверяли они, может обеспечить цельность души. Вера помогает соединить «отдельные части души <...> в единое живое целое, восстановив тем самым истинную сущность человека в ее первоначальной нераздельности». Благодаря православию русские все еще в состоянии достичь такой внутренней цельности. В своих поисках истины русские руководствуются не естественным разумом, а «цельным разумом», который представляет гармоническое единство всех душевных способностей. В противоположность этому жители Западной Европы давно утратили внутреннюю цельность, способность к внутреннему сосредоточению и постижению глубинного движения духовной жизни. Различные сферы жизни - умственная, нравственная, экономическая, религиозная - отделились друг от друга и находятся во взаимной вражде. Отсюда - аморальность западной цивилизации, способной к движению вперед даже тогда, когда внутренние силы души уже ослабли, когда полная пустота воцарилась в сфере нравственных ценностей. В то же время западная цивилизация переживает трагическую дилемму: «раздвоение всей совокупности и всех отдельных видов бытия человеческого, общественного и частного»'. Славянофилы подчеркивали, что их концепция «цельной личности» - только продолжение философии греческих отцов Церкви, с сочинениями которых Киреевского познакомил старец Макарий, образованный монах из знаменитой Оптиной пустыни. Признавая источником своих идей Восточную патристику, славянофилы старались показать, что их воззрения имеют глубокие корни. Нужно, однако, отметить, что само их отношение к этой традиции сложилось под влиянием чтения немецких консервативных романтиков, с которыми у них было много общего. Идея «цельной личности» теснейшим образом связана с типично романтической критикой рационализма, как и теория познания, набросанная Киреевским в работе под заглавием «О необходимости и возможности новых начал в философии» (1856). «Отделенное от других познавательных сил, - заявляет Киреевский, - логическое мышление составляет естественный характер ума, отпавшего от своей цельности»". Рационализм действует как дезинтегрирующая сила, потому что он превращает действительность в агрегат отдельных фрагментов, соединенных друг с другом только сеткой абстрактных взаимосвязей. Разум — чисто когнитивная способность, он схватывает только абстрактные представления и взаимосвя- 1 Киреевский И. Поли. собр. соч. Т. 1. С. 218. ! Там же. С. 276. Анджей Валнцкгш. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... зи; в противоположность этому субстанция постигается только такой способностью, которая сама субстанциальна, другими словами - всею душой. Такое разумение предполагает живую и непосредственную связь между познающим и объектом познания. Изолируя познающего от действительности и противопоставляя его ей, рационализм бросает тень сомнения на действительность и объективную природу вселенной. Поэтому истинное познание не может удовлетвориться формальными определениями, а должно попытаться проникнуть в субстанциальное начало вещей, оно должно быть своего рода откровением, или непосредственным знанием. Только верующий разум, как называет его Киреевский, может достичь прямого контакта с Богом - высшим началом единства вселенной. Не все люди обладают способностью истинного познания в одинаковой степени. Основная слабость протестантизма (а позднее - картезианской системы), полагает Киреевский, была в том, что протестантизм игнорировал существование духовной иерархии и пытался найти основание для познания истины в «той части разума, которая доступна всякой отдельной личности»; поэтому философия, вдохновленная протестантизмом, должна была «ограничиваться областью разума логического, равно принадлежащего каждому человеку, каковы бы ни были его внутренняя высота и устроение. Совокупление всех познавательных способностей в одну силу, внутренняя цельность ума, необходимая для сознания цельной истины, не могли быть достоянием всех»'. На первый взгляд, эта по существу элитарная теория познания вроде бы несовместима с элементами социологизма, которые так явно отличают славянофильские теории. Тот же Киреевский, например, утверждал, что «все, что есть существенного в душе человека, вырастает в нем только общественно»"; что подлинная вера (а значит, и познание) не может переживаться человеком в изоляции; и что истинная православная вера сохранилась только среди простых людей, а не среди безнравственной элиты. На самом деле здесь нет противоречия. «Духовная иерархия» славянофилов не относится к иерархии талантов или общественного статуса; на вершине ее - люди необыкновенной силы веры, исключительно крепкими узами связанные с народной общиной и принадлежностью к своей Церкви. Применение этих идей находим в теории познания Хомякова. Теория эта основывается на презумпции, что только органическое объединение людей - «соборность» - делает возможным настоящее познание. Органический корень познания, писал Хомяков, - это свободная воля и вера, и степень их интенсивности отражает ту силу, Там же. С. 230. ! Там же. С. 254. ГЛАВА 6. Славянофилы которая связывает индивида с коллективом. «Отдельная личность есть совершенное бессилие и внутренний непримиренный разлад»1. Индивид может воспринять истину лишь постольку, поскольку он соединяется с Церковью в любящей сопричастности ей; тем самым он становится органом сознания, выходящего за пределы индивида («соборность сознания»). Такова же и истина: «достижение немногих, она действительно творение и достояние всех»2. Только православная церковь сохранила надындивидуальное христианское сознание во всей его чистоте. Западноевропейское мышление насквозь пропитано неизлечимой болезнью рационализма. Киреевский и Хомяков одобряли критику Гегелем просветительского «рассудка» (Verstand), но они чувствовали, что «диалектический разум» самого Гегеля (Vernunft) не менее рационалистичен и даже более опасен. Хомяков называл Гегеля самым полным рационалистом Нового времени, мыслителем, который превратил «живую действительность» в «диалектику бесплотных понятий» и исчерпал возможности рационалистического познания, доведя его до последних логических выводов. Мыслитель в Европе, который уже осознал односторонность философского разума, - это Шеллинг, который в свои преклонные годы создал религиозную философию откровения в противоположность гегельянству3. Хотя славянофилы одобрительно относились к Шеллингу, Киреевский критиковал философию откровения за то, что она ограничивалась лишь негативной критикой рационализма. Дилемма, как она представлялась Киреевскому, состоит в том, что новой, позитивной философии требуется подлинно религиозная вера, тогда как Западное христианство само заражено рационализмом. Шеллинг понимал это и пытался очистить христианство от наслоений рационализма, но «жалкая работа - сочинять себе веру!»4 Из этой аргументации логически следовало, что только православная Россия может породить из себя новую, истинно христианскую философию, способную коренным образом изменить умственную жизнь Европы. У славянофилов было чувство, что им самим - особенно Киреевскому и Хомякову - удалось сформулировать основополагающие принципы этой новой философии. 1 Хомяков А.С. Поли. собр. соч. 4-е изд.; М, 1914. Т. 1. С. 161. 2 Там же. С. 283. 3 В 1841 году стареющий Шеллинг был приглашен в Берлин Фридрихом Вильгельмом IV и начал читать там свои лекции «Философия откровения», от которых ждали примирения религии и философии и противодействия растущему влиянию левого гегельянства. Шеллинг называл свою философию «позитивной», противопоставляя ее гегелевскому рационализму, который он называл «негативной» философией, ограниченной сферой чисто логического мышления. Киреевский И. Поли. собр. соч. Т. 1. С. 262. Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ...
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.67 (0.011 с.) |