Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критика «просветителей»: аполлон григорьевСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И НИКОЛАЙ СТРАХОВ Рационализм в стиле Просвещения в его различных формах задавал тон в прогрессивных кругах 1860-х гг. В сфере философии серьезные успехи сделал материализм, что объяснялось главным образом отсутствием профессиональных философов в российских университетах. Самым серьезным критиком «антропологического принципа» Чернышевского был богослов Памфил Юркевич (1827-1874), профессор Киевской духовной академии. Его статьи «Из науки о человеческом духе» и «Против материализма» привлекли внимание влиятельных консерваторов, которые помогли ему получить кафедру философии в Московском университете. Однако платонический идеализм Юркевича слишком напоминал традиционную христианскую апологетику для того, чтобы получить сколько-нибудь широкое влияние в светских кругах. Больший интерес вызвала и куда большим идейным и культурным потенциалом располагала литературно-критическая реакция на «просветителей» группы «почвенников» - сторонников «возвращения к почве». Этот призыв имел явные отзвуки славянофильства; и, действительно, идеологи почвенничества рассматривали свой конфликт с «просветителями» как часть более широкой полемики о взаимоотношении между Россией и Европой, продолжая тем самым философские дискуссии 40-х гг. в новом контексте. В количественном отношении влияние этой группы было ничтожным, но ее вклад в русскую культуру имел, тем не менее, большое значение - главным образом в силу Анджей Валщкгш. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ. той плодотворной роли, которую идеи почвенников сыграли в творчестве Достоевского. Главным идеологом «почвенников» был поэт-романтик и литературный критик Аполлон Григорьев (1822-1864). Однако романтический национализм самого Григорьева отличался от романтического национализма славянофилов, которых он обвинял в односторонней идеализации древнерусского боярства и патриархального крестьянства. По его мнению, исконные принципы русской жизни сохрани- 1 лись лучше всего в тех слоях населения, которые не подверглись влиянию крепостного права, например в среде консервативного, московского купечества, незамеченного славянофилами. Славянофилы, со своей стороны, относились с оправданным подозрением к экстравагантному «эстетическому» романтизму Григорьева, окрашивавшему даже его отношение к религии и к его романтическим восторгам по поводу многообразия национальных культур с их «запахами и оттенками»: эти его восторги имели привкус релятивизма и их трудно было примирить с «истинно христианской» системой ценностей. Возможно, самой выдающейся особенностью личности А. Григорьева была глубоко укоренившаяся в нем неприязнь ко всякой «искусственности», к сковывающим схемам и безжизненности - ко всему тому, что, согласно проведенному им разграничению, не «рождено», а «сделано». Григорьев резко полемизировал с всеми рационалистическими теориями во имя «непосредственного», интуитивного познания и противопоставлял «жизнь», «органичность» и «историю» - «теории» и «логике». Свою философию Григорьев обобщил в следующей формулировке: «<...> не один ум с его логическими требованиями и порождаемыми необходимо этими требованиями теориями, а ум и логические его требования плюс жизнь и ее органические проявления»2. Одной из самых опасных теорий представлялась Григорьеву философия Гегеля. В своей критике гегельянства он пытался объяснить, почему «просветители» стали доминировать в русской интеллектуальной культуре и каким образом гегельянство Белинского проложило путь просветительскому рационализму Чернышевского и Добролюбова3. «Исторической критике», представителем которой Григорь- 1 См. ниже. 2 Григорьев А. А. Сочинения. СПб., 1876. Т. 1. С. 624. 3 Отношение Григорьева к Белинскому было сложным. В творческой деятельности Белинского он разграничивал два направления мысли: одно вело к самому Григорьеву, другое - непосредственно к «просветителям» шестидесятых годов. Григорьев критиковал Белинского как теоретика «натуральной школы», но принимал его интерпретацию Пушкина, превозносил написанное в период «примирения с действительностью» и увлечения Шеллингом в 1830-е гг., но в то же время критиковал Белинского как левого гегельянца. ГЛАВА 11. Николай Чернышевский и «просветители»... 235 ев считал позднего Белинского, он противопоставляет что-то вроде антитезы, названной им «органической критикой». Вводя эту свою антитезу, Григорьев основывается на различии между «историческим чувством» (т.е. консервативным историзмом, возникшим как реакция на рационализм восемнадцатого века) и «историческим воззрением» в духе левого гегельянства (т.е. историцистской теорией - одним из проводников ее был Белинский - о бесконечном и всеобщем прогрессе). «Историческое воззрение», отметает Григорьев, представляется ему еще одним вариантом «рассудочной» версии прогресса. Опасность «исторического воззрения» как теории, утверждает Григорьев, состоит в том, что оно представляет собой странное соединение фатализма и релятивизма; согласно этой теории, ни индивиды, ни народы не отвечают за свою собственную жизнь, но являются только «переходными моментами», только орудиями осуществления всеобщего духа. Сам-то Гегель, основоположник «исторического воззрения», как раз обладал «историческим чувством», но это чувство совершенно исчезло у его учеников: у них не осталось ничего, кроме догматический телеологической «теории истории» - абстрактной модели эволюции, в соответствии с которой жизнь развивается по предустановленному плану. В этой теории истории, как и во всяком рационализме, подразумевается, что реально существует некий отвлеченный Дух Человечества - представление, которое Григорьев отвергает как иллюзию, поскольку действительным бытием, по его мнению, обладают только конкретные индивиды - индивидуальные человеческие существа или коллективные индивидуальности1. Основные возражения А. Григорьева против «исторического воззрения» (и «исторической критики») можно свести к трем пунктам. Во-первых, он обвинил представителей этого направления в том, что каждое «последнее слово» прогресса они преподносят как абсолютную ценность, сводя все богатое разнообразие жизни к упрощенной формуле «постепенного приближения» к тому, что принято за норму в данный момент. Во-вторых, Григорьев почувствовал, что вера представителей «исторического воззрения» во всеобщую и неизбежную природу прогрессу приводит их к недооценке своеобразия народа, к тому, что упускается из виду значение конкретно-индивидуального и неповторимого феномена и игнорируется все то, что невозможно объяснить всеобщими законами. В-третьих, отождествляя свое собственное сознание с имманентным Разумом Истории, идеологи «исторического воззрения» виновны в том, что пытаются осуществлять сознательный контроль над жизнью и считают себя вправе втискивать 1 См. статью Григорьева «Взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства» (1958) в указанном издании его сочинений. Т. 1. Анджей Балицкии. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... жизнь в прокрустово ложе логики и резать скальпелем на части ее живую ткань в самодовольном убеждении, что такая операция окажется целительной. Это абсурдное и вредное притязание, утверждал Григорьев; оно не принимает в расчет тот факт, что жизнь направляется Божественным творчеством - «живым фокусом высших законов самой жизни»1 - и что человек должен прислушаться к иррациональной пульсации жизни вместо того, чтобы пытаться контролировать жизнь. Выход за пределы «исторического воззрения» Григорьев считал заслугой позднего Шеллинга, который в своей «Философии откровения» настаивал на личном бытии, персональности Бога, вновь утвердил человеческую индивидуальность в качестве абсолютной ценности и заложил основу для понимания того, что народы - это тоже уникальные и иррациональные, исключительные личности, не подверженные воздействию так называемых всеобщих законов человеческой эволюции. Народы, писал Григорьев, это организмы, каждый из которых «сам в себе замкнут, сам по себе необходим, сам по себе имеет полномочие жить по законам, ему свойственным, а не обязан служить переходною формой для другого». Основная предпосылка «органической критики» Григорьева - вера в то, что жизнь есть «органическое единство»3. Это, естественно, приводило его к предпочтению «органических явлений» в культуре, т.е. произведений, укорененных в народной почве. Тем не менее, «возвращение к почве» не означало для Григорьева (в отличие от славянофилов) отвержения западных ценностей или отрицания принципа персонал ьности. На взгляд Григорьева, не только «кроткий» тип, идеализированный славянофилами, но и его противоположность - «хищный» тип, представляющий индивидуализм, имеет в русской почве свои корни. Органический синтез уважения к традиции и принципу личности, естественного роста, как у растения, и утонченно-рационального сознания, - словом, синтез славянофильства и западничества, - нельзя считать внутренне невозможным. Такой синтез, по мнению Григорьева, уже произошел в творчестве Пушкина и произойдет также в обществе, потому что великий поэт всегда является самым совершенным духовным органом своего народа и непогрешимым предвестником его будущего. При таких взглядах не приходится удивляться тому, что Григорьев занимал оригинальную позицию по вопросу о «лишних людях» в рус- 1 Там же. С. 205. 2 Там же. С. 210. 3 Там же. С. 223. ГЛАВА 11. Николай Чернышевский и «просветители»... 237 ской жизни и литературе. Он признает, что «лишние люди» действительно утратили корни в собственной почве и уделом их стала внутренняя раздвоенность; но этот процесс, по мысли Григорьева, необходим для того, чтобы обогатить саму почву и помочь ассимилировать европейские начала и начало личности. «Лишние люди» оторвались от своей почвы, но судьба их - в том, чтобы вернуться домой не только кающимися блудными сыновьями, но такими людьми, которые принесли с собой новый и ценный опыт, накопленный во время их «скитальничеств». Излюбленным подтверждением этого тезиса был для Григорьева путь Лаврецкого, героя «Дворянского гнезда» Тургенева. По сути дела, Григорьев истолковал идеологическую эволюцию самых выдающихся русских писателей, начиная с Пушкина и кончая Достоевским, как аналогичный процесс «укоренения», то есть возвращения к народной почве. Поэтому в спорах шестидесятых годов Григорьев горячо поддерживал «лишних людей» в противовес «клеветнической», по его мнению, критике Добролюбова. Если в статье «Что такое обломовщина?» Добролюбов поставил себе целью доказать, что «лишние люди» сами укоренены в системе крепостничества, которую, казалось бы, они критикуют, то Григорьев переворачивает эту аргументацию, утверждая, что такая укорененность говорит в пользу «лишних людей» перед лицом «беспочвенных теоретиков». Ленивая деревня Обломовка на самом деле - символ «родной матери», которую Добролюбов посмел «облевать слюною бешеной собаки»1. Правило «возлюби труд и избегай праздности и лености», писал Григорьев, совершенно верно и достойно всяческой похвалы в отвлеченном смысле, в абстракции; но как только «вы станете, как анатомическим ножом, рассекать то, что вы называете Обломовкой и обломовщиной, бедная обиженная Обломовка заговорит в вас самих...»2. Центральное место в мышлении Григорьева занимает особая концепция народности в литературе - концепция, которую он противопоставил как требованию подчинить литературу общественным и политическим целям, так и идеалу искусства для искусства. Это позволило ему примирить романтический эстетизм с оправданием реалистических тенденций, а культ великих романтических поэтов (помимо Пушкина Григорьев высоко ценил Мицкевича и Байрона) -с пониманием и симпатией к поэзии Некрасова. Поскольку в его концепции народности определенное место занимает фольклорное начало, то в целом Григорьев склонен приветствовать процесс демократизации в литературе, который выражался в появлении писателей не- Григорьев АЛ. Воспоминания (и воспоминания о нем). М.; Л., 1930. С. 212. ' Григорьев А.А. Сочинения. Т. 1. С. 415. Анджеи Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... дворянского происхождения и в проникновении литературы в глубинные слои народной жизни. Однако нужно помнить, что понятие народности в мировоззрении Григорьева соединялось с романтическим иррационализмом и консервативным взглядом на историю -представлением о том, что «органичность» противостоит рациональному мышлению и сознательным попыткам переделывать действительность. Это, конечно, мешало ему понять, что «теоретики», которых он критиковал, - Чернышевский, Добролюбов и Писарев, - на самом деле тоже были органическим порождением русской почвы. Другим ведущим идеологом движения «возвращения к почве» был Николай Страхов (1828-1896), по профессии ученый-естественник и близкий друг Достоевского и позднее Толстого'. Главным в мышлении Страхова было представление, что природа и общество образуют органическое целое. Страхов был уверен, что гегелевская философия дает теоретические основания для такого холистского взгляда на мир. Его интерпретация философии Гегеля, конечно, отличалась от интерпретации А. Григорьева: Страхов видел в гегельянстве не форму рационализма, а напротив, считал Гегеля «чистейшим мистиком», связанным традицией мистицизма Баадера, Мейстера Экхарта и Ангелу-се Силезиуса2. Вряд ли стоит удивляться тому, что Страхов нашел возможность примирить так понятое гегельянство с православным теизмом и славянофильским иррационализмом. Всю свою жизнь Страхов посвятил борьбе с различными проявлениями теоретического атомизма и механицизма, которые, как он чувствовал, являются симптомами болезни западной цивилизации и служат идеологическим основаниям нигилизма, революционаризма и воинствующего «просветительства» шестидесятых годов. Философию Фейербаха Страхов считал дополнением к атомистическим концепциям в естественных науках. Квинтэссенция фейербахианских идей, писал Страхов, заключается в отсутствии единства: «Нет в мире никакого средоточия и никакой связи; средоточие каждой вещи в ней самой, каждая вещь потому только существует, что она отдельна, не связана с другими. Каждая точка в пространстве, каждый атом существует отдельно, сам по себе, и это-то и есть настоящее существование»3. Эта цитата - из статьи Страхова 1864 г. Хотя речь в статье идет о Фейербахе, не может быть сомнений в том, что Страхов имеет в виду также и русского ученика Фейербаха - Николая Чернышевского. 1 См.: Gerstein L. Nikolai Strakhov. Cambridge, Mass., 1971. 2 Чижевский Д.И. Гегель в России. Paris, 1939. <СПб.: Наука, 2007. С. 309. - Прим. перев.> 3 Страхов Н.Н. Борьба с Западом в нашей литературе. СПб., 1883. Т. 2. С. 92. ГЛАВА 11. Николай Чернышевский и «просветители»... Главное произведение Страхова - книга «Мир как целое» (1872). В ней он выдвигает свою собственную философию природы и дает обстоятельную критику идей, популяризированных Писаревым в его статьях (о материализме, об атомистической и механистической истории природы и об эволюционной теории Дарвина). Мир, утверждает Страхов, есть органическое единство. Больше того, это проникнутое духом единство и различные части его - по существу, воплощение различных стадий этого духа. Никакая отдельно взятая часть мира как целого в действительности неотделима от целого, неавтономна; все со всем связано, ничего не существует «само по себе», все пребывает в текучем состоянии, как говорил Гераклит. Единство мира имеет гармонический и органический характер; части, составляющие это единство, не только соединены между собою, но и подчинены друг другу, образуя иерархическую структуру. И, наконец, этот мир имеет центр, которым является человек, самое утонченное произведение и «узел бытия», «главное явление и главный орган мира». Но человек постоянно стремится отделить себя от целого, перерезать пуповину, соединяющую его с органическим единством творения1. Страхов, разумеется, осуждал эти центробежные тенденции. Окружающий мир внушал ему дурные предчувствия, поскольку казался полем битвы могущественных сил разъединения и распада. Для того чтобы дать отпор этим силам. Страхов призывал к восстановлению «органического» начала в человеческом существовании - начала, которое выражается в религиозном чувстве, связях с «народной почвой» и сознании своей национальной принадлежности. 1 Страхов Н.Н. Мир как целое. 2-е изд. СПб., 1892. С. VI1-1X. ГЛАВА 12 ИДЕОЛОГИИ НАРОДНИЧЕСТВА ВВЕДЕНИЕ 240 Термин «народничество» употребляется в нескольких различных значениях. 240 В самом широком смысле словом «народничество» обозначаются все русские демократические идеологии - как революционные, так и реформистские, - которые выражали интересы крестьян и мелких производителей и отстаивали тот взгляд, что Россия может избежать капиталистической стадии развития. Если мы примем это определение, тогда народничество окажется очень широким, внутренне дифференцированным движением со своей длитель-- ной историей, начиная от Герцена и Чернышевского и вплоть до социалистов-революционеров в двадцатом столетии. В узко-историческом значении, в котором употребляли это слово русские революционеры 1870-х гг., термин «народничество» применяется к одному лишь направлению в пределах русского радикализма - направлению, которое возникло в середине 1870-х гг. после попыток первого «хождения в народ» и которое отличалось от других революционных направлений тем, что отстаивало принцип «гегемонии масс над образованной элитой». В этом смысле слово «народничество» противопоставлялось «отвлеченному умствованию» тех революционеров, которые пытались учить крестьян вместо того, чтобы самим учиться у них, и которые хотели навязать крестьянам идеалы западного социализма вместо того, чтобы прислушаться к тому, что крестьяне сами имели сказать, и чтобы действовать в их подлинных интересах. С точки зрения отстаиваемых ими методов борьбы, «народники» (во втором значении слова) противостояли участникам «Народной воли» - народнической революционной организации, 1 Детально вопрос об этом термине обсуждается в книге: Walicki A. The Controversy over Capitalism. Oxford, 1969. P. 1-28. См. также: Pipes R. Narodnichestvo: A Semantic Inquiry // Slavic Review. 23. No. 3. Sep. 1964. Наиболее полным изложением истории революционного народничества является книга: Venturi F. Roots of Revolution: A History of the Populist and Socialist Movements in Nineteenth-Century Russia. London, 1960. 2 Лучшая монография об идеях «Народной воли» - книга В.А. Твардовской «Социалистическая мысль России на рубеже 1870-1980-х годов» (М., 1969). ГЛАВА 12. Идеологии народничества сложившейся в 1879 г.: в отличие от «народовольцев», «народники» отстаивали активные действия только среди народа и силами народа, осуждали революционные заговоры, индивидуальный террор и попытки захвата власти профессиональными революционными организациями. В этой главе термин «народничество» употребляется главным образом в первом из указанных значений, хотя и в более узком, чем обычно. Мы исходим из того, что «народничество» следует понимать не в качестве особого направления революционной мысли, но как динамическую идеологическую структуру, в пределах которой были возможны различные позиции. Существенная особенность этого идеологического комплекса состоит в том, что в нем демократический радикализм соединялся с неприятием капитализма как социально-экономической системы. Это неприятие выражалось в различных формах «социализма», но на деле оно было ближе к тому, что Ленин называл «экономическим романтизмом» - обращенной в прошлое утопией, идеализировавшей докапиталистические экономические отношения. В этом смысле слова «народничество» сложилось в России только в 1870-е гг., когда широко распространилось разочарование в прогрессивной роли капиталистического развития. Чернышевского можно назвать народником In statu nascendi: он сформулировал базовые положения народнической концепции некапиталистического пути развития, но Чернышевский принадлежал в первую очередь к «просветителям», тем, кого Ленин относил к поборникам радикальной буржуазной демократии и кто боролся против пережитков феодализма. Народники же (подчеркивал Ленин) сделали значительный шаг вперед по сравнению с «просветителями», поскольку они поняли, какие трагические последствия будет иметь капитализм для трудящихся масс. «Просветители» занимали доминирующее положение в демократическом движении в период борьбы за отмену крепостного права, тогда как народничество созрело в пореформенной России как реакция на стремительное развитие капитализма. Как «просветители», так и народники представляли интересы широких масс, а в России девятнадцатого столетия этими массам было в первую очередь крестьянство; поэтому просветительское движение можно считать базовым феноменом, из которого позднее возникло народничество. Однако, в отличие от «просветителей», народники соединяли в себе антифеодальный буржуазно-демократический радикализм с мелкобуржуазной реакцией на буржуазный прогресс. Вот почему «наследие шестидесятых годов» (термин Ленина) было безусловно прогрессивным, тогда как наследие народничества в этом отношении неоднозначно. Народник, писал Ленин, - это двуликий Янус, который «смотрит одним Апджен Валицкпй. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... ликом в прошлое, а другим - в будущее»1. Янусом, обращенным в прошлое, был народнический социализм; Ленин часто отмечал, что социалистические теории народников были «мелкобуржуазными» (в марксистском смысле этого слова), реакционными и находились под подавляющим влиянием «экономического романтизма»2. Годы 1868-1870 можно считать временем появления классичеЙсо-го народничества. Многие молодые радикалы тогда отвернулись от «реализма» Писарева и отвергли позитивистскую веру во общеосвободительную миссию науки. В 1868 г. Бакунин опубликовал (в эмигрантском журнале «Народное дело») свою знаменитую статью, призывавшую молодых русских людей покинуть университеты и «пойти в народ». Годом позже были опубликованы три классических документа народничества: «Исторические письма» Лаврова, трактат Михайловского «Что такое прогресс?» и книга Флеровского «Положение рабочего класса в России». Два первых издания ставили под вопрос оптимистическую веру в прогресс, столь характерную для «просветителей», отмечали болезненные противоречия исторического процесса и выражали сомнение относительно концепции однонаправленной эволюции - концепции, оправдывавшей тот взгляд, что Россия должна следовать общей схеме европейского пути капиталистического развития. Флеровский в свою очередь нарисовал живую картину растущего обнищания крестьянства, последовавшего в результате внедрения капиталистических общественных отношений в сельское хозяйство; вывод Флеровского был тот, что необходимо сделать все возможное для того, чтобы воспрепятствовать дальнейшему неограниченному развитию капитализма и использовать вместо этого возможности крестьянской общины. В том же году, когда увидели свет три этих важнейших документа, начало возникать и революционное движение народников. Специфически народническим в этих очагах революционной борьбы было убеждение в том, что необходимо уделить основное внимание борьбе против дальнейшего распространения капитализма на территории России. Если «классическое народничество», как мы его понимаем, и видело в капитализме «врага номер один», то к этому все же следует добавить, что в 1870-е гг. оно не только находилось под влиянием марксизма, но и в определенном смысле было рождено марксизмом. Не случайно, что начальная стадия развития русской народнической 1 Ленин В.И. Поли. собр. соч. 5-е изд. Т. 1. С. 529. Следует отметить, что сам Ленин подчеркивал, что он пользуется понятием «реакционный» в «историко-философском» смысле и имеет в виду только ошибку теоретиков, которые в своих теоретических построениях ссылались на устаревшие общественные отношения как на некий образец. См.: Ленин В.И. Цит. изд. Т. 2. С. 211. - Прим. ред.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.139.164 (0.019 с.) |