ГЛАВА 3. Дворяне-консерваторы и дворяне-революционеры 69 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 3. Дворяне-консерваторы и дворяне-революционеры 69



- человека, который был не только врагом России, но, кроме того, узурпатором и наследником Французской революции. В 1811 г., когда влияние Сперанского достигло своего апогея, Карамзин выразил это очень тогда распространенное недовольство в своей «Записке о древ­ней и новой России», где он подробно высказал свои соображения о русской истории, а также дал смелую и проницательную критику за­дававших в то время тон политических установок. Лейтмотивы «За­писки о старой и новой России» - вера в благотворную силу самодер­жавия и безоговорочное убеждение в преемственности пути России -убеждение настолько крайнее, что Карамзин отвергает всякое законо­дательство, если оно не опирается на национальные традиции, а осно­вывается на иностранных теоретических предпосылках или моделях. Несомненно, охваченный преувеличенным страхом, что Александр собирается навязать самодержавию конституционные ограничения, Карамзин обращается к царю следующим образом:

Если бы Александр, вдохновленный великодушною ненавистью к злоупотреблениям самодержавия, взял перо для предписания себе иных законов, кроме Божиих и совести, то истинный добродетель­ный гражданин российский дерзнул бы остановить его руку и ска­зать: «Государь, ты преступаешь границы своей власти: наученная долговременными бедствиями, Россия пред святым алтарем вручила самодержавие твоему предку и требовала, да управляет ею верхов­но, нераздельно. Сей завет есть основание твоей власти, иной не имеешь; можешь все, но не можешь законно ограничить ее!».3

Для того чтобы понять эту странную точку зрения, необходимо иметь в виду, что Карамзин считал самодержавие не столько неогра­ниченной, сколько безраздельной властью. Власть царя была абсо­лютной в государственных делах, но не распространялась на приват­ную сферу, на личную жизнь, которая находилась за пределами поли­тики. Если мы примем во внимание это обстоятельство, то поймем, почему с точки зрения Карамзина свобода личности (которая, понят­но, являлась привилегией только дворянского сословия) была несрав­ненно больше в условиях самодержавия, чем в условиях «власти народа», к которой апеллировали якобинцы. Такая позиция Карамзи­на вполне последовательно проистекала из его прежнего сентимента­лизма: ведь он с самого начала ставил выше всего уединенную и апо­литичную свободу в сельской тиши, и теперь у него были все основа-

Pipes R. Karamzin's Memoir on Ancient and Modern Russia. Cambridge, Mass. 1959. P. 139. <Карамзин Н.К. Записка о древней и новой России. М.: Наука, 1991. С. 48. - Прим. ред.>

 

ния страшиться «тирании народной власти», а монархию считать «надежным якорем». Однако даже в политической сфере, на взгляд Карамзина, монарх должен избегать произвола. Несмотря на то что власть государя не ограничена никакими писаными законами или конституцией, она все же ограничена неписаной исторической тради­цией, заложенной в обычаях и нравственных убеждениях. Монарх, который не считается с этой традицией (то есть, главным образом, с тройственным альянсом самодержавия, дворянства и православной церкви) подвергается опасности стать деспотом.

Отстаивая эти свои убеждения, Карамзин выступил, с одной сто­роны, с критикой «гидры аристократии» - попыток дворянства огра­ничить абсолютную власть законодательно, а с другой - также и про­тив политики тех царей, которые властвовали наперекор желаниям и интересам дворянства. Карамзин называет Ивана Грозного тираном еще худшим, чем Калигула или Нерон; вместе с тем он утверждает, что этот факт не снимает с Курбского обвинения в измене. Петра Ве­ликого Карамзин тоже считает великим правителем, хотя и деспотом: он отдает должное осуществленной Петром модернизации России, но считает его методы грубым нарушением национальных традиций и незаконным вмешательством политической власти в личную жизнь людей.

Следует добавить, что Карамзин защищал абсолютизм не как иде­альную политическую систему, но лишь как историческую необходи­мость, которая возникает вследствие несовершенства человеческой природы. Интересно посмотреть, как он относился к народному со­бранию, или вече (роль которого в Киевской Руси он всячески под­черкивает), а также к древнерусской «республике купцов» Новгорода и Пскова. В своей повести «Марфа-посадница, или Покорение Нова-города» (1803) Карамзин, похоже, принимает сторону победившего принципа самодержавия, но он также восхваляет «республиканские добродетели» граждан Новгорода. Падение их «бескрайней свободы» изображается в духе элегической меланхолии. Совершенно в том же духе борьба самодержавия с «республиканскими» учреждениями Древней Руси изображается Карамзиным в «Записке о древней и но­вой России» и в его двенадцатитомной «Истории государства Россий­ского». В письме, написанном в конце жизни, Карамзин даже утвер­ждал, что он «остался в сердце своем республиканцем».

Князь Курбский, командующий русской армией, которая сражалась на за­падных границах Московского государства против ливонского ордена, узнав о кровавых расправах Ивана Грозного над боярами, бежал в Литву. В замеча­тельной переписке с царем Курбский отстаивал боярские права и оправдывал свое бегство в Литву древним правом дворянского сословия - правом отказаться от служения несправедливому монарху.

Анджей Валпцкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ...

Идейные представления, на которых основывался консерватизм Карамзина, - вера в историческую преемственность русской жизни, а также независимость частной жизни от политики (то есть от абсо­лютной и легитимной власти монарха) — имели соответственно двой­ную функциональную направленность. С одной стороны, здесь заяв­ляла о себе попытка (пусть даже робкая и односторонняя) защитить личность от произвола власти; с другой стороны, здесь решительно отклонялась сама идея изменить существующее положение вещей (благоприятное для земельной аристократии) каким бы то ни было образом, даже путем самых незначительных реформ. В результате акцент Карамзина на исторической преемственности оказывался сильным аргументом против ограничения крепостного права. В лице Карамзина русская поместная аристократия отказалась от борьбы за свои политические права, но взамен потребовала гарантий того, что его социальное положение останется неизменным и даже улучшится.

Чтобы отдать справедливость Карамзину, нужно добавить: он был представителем просвещенного консерватизма, очень далекого от реакционного антизападнического обскурантизма таких людей, как Аракчеев, Магницкий и Рунич, влияние которых на образовательную политику правительства становилось все более и более разрушитель­ным в последние годы жизни Карамзина. Его националистические чувства не имеют также ничего общего с шовинистической ксенофо­бией такого одиозного издания, как «Русский Вестник» С.Н. Глинки. «Смиренная лояльность» Карамзина была чужда раболепию, а его смелая и даже резкая критика царя в «Записке о древней и новой Рос­сии» помешала публикации этого документа на многие годы. Его сен­тиментальный «республиканизм» не помешал ему восславить само­державие в качестве «палладиума России», но в то же время Карамзин был настолько не ортодоксален, что один чересчур ревностно испол­нявший свои обязанности информатор доносил в соответствующие инстанции, что Карамзин - человек, произведения которого наполне­ны «якобинским ядом» и должны быть сожжены.

Если сопоставить Карамзина с декабристами, то становится по­нятным, насколько различными были взгляды этих представителей русской помещичьей аристократии. Карамзин противился реформам, которые проектировал император, потому что считал их слишком да­леко идущими, тогда как декабристское движение возникло как раз потому, что декабристы усомнились в искренности этих проектов и скоро увидели, что были правы в своих сомнениях: политика само­державия становилась все более и более реакционной. И все же де­кабристы с огромным интересом читали девятый том «Истории...» Карамзина, восхищаясь его критикой Ивана Грозного. Предшество­вавшие тома тоже предоставили в их распоряжение интересный мате-

ГЛАВА 3. Дворяне-консерваторы и дворяне-революционеры 71

риал, относящийся к республиканским традициям в русской исто­рии, - пусть даже суждения Карамзина и не всегда согласовались с взглядами декабристов. Пушкин, который имел множество контактов с декабристами, писал, что «История государства Российского» по­добна настоящему откровению: Карамзин открыл Россию, как Ко­лумб - Америку.

ДЕКАБРИСТЫ

История декабристского движения, названного так после не­удачного восстания в декабре 1825 года, выходит за пределы этой книги1. Нас здесь интересует не происхождение и эволюция декаб­ристских теорий, но только зрелая идеология декабристов, сложивша­яся в последние годы перед их восстанием. Именно за эти несколько лет идея вооруженного выступления против царя утвердилась среди участников движения. Их вдохновлял пример вооруженных восста­ний в Испании и Неаполе (1820), революции в королевстве Пьемонта (1821), греческого восстания (1821), а также бунт Семеновского гвар­дейского полка в 1820 г. «Союз Благоденствия», основанный в 1818 г. как продолжение «Союза Спасения», основанного двумя годами раньше, не соответствовал новым целям движения. Поэтому решено было пойти на роспуск «Союза Благоденствия» для того, чтобы изба­виться от случайных или ненадежных членов, а также для того, чтобы сформировать новую организацию. В 1821 г. вместо «Союза Благо­денствия» возникли два тайных общества, которые состояли в основ­ном из армейских офицеров. Оба общества оставались в тесном кон­такте друг с другом. В Санкт-Петербурге было организовано «Север­ное Общество». «Южное Общество» находилось в городе Тульчине на Украине, где располагался штаб 2-й Армии. В числе членов Север­ного общества были люди самых разных политических убеждений, но в целом оно было гораздо менее радикальным, чем Южное общество, во главе которого стоял полковник Павел Пестель. Целесообразно ради большей ясности рассмотреть взгляды той и другой оппозици­онной группировки в отдельности.

Северное общество

В идеологии Северного общества были определенные элементы, напоминавшие воззрения аристократической оппозиции в период

Основные книги о декабристах по-английски: Maznr A.G. The First Russian Revolution, 1925. 2nd ed. Stanford, Calif., 1961. RaeffM. The Decembrist Movement. Englewood Cliffs. N.J., 1966.

Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ...

правления Екатерины II. Многие члены Северного общества были выходцами из прежде могущественных, а теперь обедневших бояр­ских семей, а иные даже вели свое происхождение от легендарного князя Рюрика (князь Сергей Трубецкой, князь Евгений Оболенский и князь Александр Одоевский). Никита Муравьев считал, что своими корнями декабристское движение восходит к традициям Новгорода и Пскова, Боярской Думы XII в., к конституционным требованиям, с которыми московский нобилитет обратился к императрице Анне Иоанновне в 1730 г. К проектам конституции братьев Паниных и ари­стократической оппозиции XVII в. Поэт Кондратий Рылеев создал идеализированный образ князя Андрея Курбского (лидер боярской оппозиции Ивану Грозному) и даже посвятил ему одну из своих эле­гий (созданных по образцу «исторических песен» польского поэта Юлиана Немцевича). В своих показаниях перед Комиссией расследо­вания после подавления восстания Петр Каховский утверждал, что движение первоначально было реакцией на бюрократический произ­вол, против неуважения к древним дворянским вольностям и против фаворитов-иностранцев. Другой декабрист из Северного Общества, писатель и литературный критик Александр Бестужев (позднее он печатал свои произведения под псевдонимом «Марлинский»), писал, что его целью была «монархия, исправленная аристократией». Эти и подобные факты объясняют слова Пушкина, высказанные в 1830-е гг., что декабристское восстание было последним эпизодом в многовеко­вой борьбе между самодержавием и боярами.

Едва ли подлежит сомнению, что память о древних «вольностях» и неприязнь к бюрократии, социальный статус которой был наградой за сервилизм и карьеризм, еще больше подогревали ненависть к цар­скому деспотизму. Это не надо понимать так, что декабристами дви­гали только эгоистические классовые интересы (такова была позиция М.Н. Покровского и так называемой вульгарно-социологической школы в советской историографии). Даже те декабристы, которые особенно были склонны к идеализации древних свобод, вовсе не стремились вернуть к жизни прошлое; их планы свержения деспотиз­ма имели своей целью благо всего народа, а не только дворянства, поэтому эти проекты занимают важное место в истории свержения самодержавия. Если бы политическая программа декабристов была реализована, она стала бы основанием быстрого развития капитализ­ма, который не только устранил бы дворянские привилегии, но также подорвал бы его экономические позиции. При всей своей ограничен­ности помещичьим происхождением идеология декабристов была для своего времени, по сути дела, одним из видов либерализма. Больше того: постольку, поскольку идеология декабристов постулировала свержение самодержавия - главного столпа, на котором держался

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.013 с.)