Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антропологический материализм ЧернышевскогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Биографическая справка Ключевой фигурой шестидесятых годов был, несомненно, Николай Чернышевский (1828-1889)2. Сын священника церкви святого Сергия из города Саратова, он тоже должен был стать священником, однако, закончив семинарию, Чернышевский, вместо того чтобы продолжать изучение богословия, поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В университете он сразу погрузился в изучение запрещенных книг, которых нельзя было достать в публичных библиотеках. Во время революций 1848 г. Чернышевский с увлечением читал французские и немецкие газеты, что- ' Цит. по: В.И. Ленин и русская общественно-политическая мысль XIX -начала XX века. Л., 1969. С. 42. 2 О нем недавно появились три книги на английском языке: Randall F.B. N.G. Chernyshevskii. New York, 1967; Woehii'm W.F. Chernyshevskii: The Man and the Journalist. Cambridge, Mass., 1971; Pereira N.G. The Thought and Teachings of N.G. Cernyshevskii. The Hague, 1975. бы быть в курсе самых последних событий. Александр Ханыков (один из петрашевцев) познакомил его с Фурье и с утопическим социализмом. С характерной для него основательностью Чернышевский взялся за изучение главных трудов Фурье и Сен-Симона, Кабэ, Леру, Конси-дерана, Прудона и Блана. Его представления о литературе и искусстве сложились под заметным влиянием Белинского. Другое определяющее влияние оказали на молодого Чернышевского дискуссии, происходившие в доме Иринарха Введенского, преподавателя русской литературы в Артиллерийском училище. Введенский в свое время дружил с Петрашевским и представлял, таким образом, еще одно связующее звено между Чернышевским и кружком Петрашевского. Сначала Чернышевский пытался примирить идеи социалистов и коммунистов, радикальных республиканцев и монтаньяров с христианской верой; например, 1848 г. он молился за души революционеров, которые были осуждены на смерть после поражения революции. Позднее, под влиянием сенсимонистов и Пьера Леру, он пытается соединить утопический социализм с идеей «нового христианства» -«нового мессии, новой религии и нового мира». Еще позднее он вновь был охвачен сомнениями, и в дневнике записал, что методы Христа, «возможно, не были верными», а было бы больше пользы, если бы Христос изобрел самоуправляющийся механизм, своего рода perpetu-ит mobile, который освободил бы человечество от тягот и забот, связанных с добыванием хлеба насущного1. Подобные мысли дают основания полагать, что христианство молодого Чернышевского возникло не из какого-то трансцендентального опыта, но из страстной веры в Царство Божие на земле. Эта вера быстро подверглась процессу секуляризации: после того как, вслед за Фейербахом, с необходимостью был сделан вывод, что тайна теологии - антропология, легко было сделать следующий шаг, истолковав Царство Божие на земле в качестве царства эмансипированных людей, которые сами всецело определяют свою судьбу. Закончив университет в 1851 г., Чернышевский получил место учителя литературы в Саратовском лицее. Он был талантливым учителем и вскоре приобрел популярность среди студентов. Однако его радикальные взгляды создавали ему трудности, и уже через два года, в 1853 г., он уехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. В Петербурге он начал писать магистерскую диссертацию под заглавием «Эстетические отношения искусства к действительности»2. Он также начал печатать научные и литературно-критические статьи, и в 1855 г. См.: дневник Чернышевского за 1848-1850 годы. 2 В дореволюционной России степень магистра давала право занять должность профессора. Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... вошел в редколлегию издаваемого Некрасовым журнала «Современник». После смерти Белинского «Современник» попал под влияние группы либеральных критиков, склонявшихся к отвлеченной от действительности эстетике (А.В. Дружинин, П.В. Анненков и В.П. Боткин), в силу чего «Современник» уже не представлял однородную и отчетливую идеологическую позицию. После того как в редколлегию журнала вошел Чернышевский, «Современник» вновь сделался боевым органом, отстаивавшим идеологию критического реализма. Большинство своих литературно-критических работ Чернышевский написал между 1854-м и 1857 г. Осенью 1857 г. он передал руководство литературной секцией «Современника» своему молодому сотруднику Николаю Добролюбову для того, чтобы посвятить себя истории, философии и политической экономии. В статьях, написанных в последующие годы, Чернышевский выдвинул основные принципы нового революционного радикализма, который полностью расходился с мировоззрением русских либералов и симпатизировавшей им части дворянства. В работе «Антропологический принцип в философии» (1860) Чернышевский выразил свои взгляды на философию и этику; в «Капитале и труде» (1859), «Заметках об обоснованиях политической экономии» (I860)1 и в других экономических статьях он подверг критическому анализу экономический либерализм с точки зрения политической экономии и «трудящихся масс»». Во многих статьях, особенно в «Критике философских предубеждений против общинного землевладения» (1858), он отстаивал крестьянскую общину от критики сторонников капиталистического развития. Особый интерес представляет ряд статей Чернышевского, посвященных революциям во Франции («Каваньяк», «Борьба партий во Франции при Людовике XVIII и Карле X», «Июльская монархия» и др.). В своем творчестве этого времени Чернышевский подчеркивал колебания и трусость либеральных политиков и резко критиковал полумеры, которые они предлагали; он также противопоставлял программе либералов, в которой основное внимание уделялось вопросу политических свобод (что, полагал он, благоприятствует в основном экономически процветающим слоям общества), программу радикалов, которые во главу угла ставили состояние народа. Следует отметить, что мировоззрение целого поколения русских революционеров сформировалось под воздействием этих статей. По мере того как революционные настроения в России набирали силу, возрастала и роль Чернышевского как идейного вождя радикального лагеря. Его дом был местом встречи революционеров-активистов (среди них Н. Шелгунов, М. Михайлов, Н. Утин и братья 1 Эту работу высоко ценил Маркс. ГЛАВА 11. Николай Чернышевский и «просветители»... Серно-Соловьевичи), а студенты приходили к нему для обсуждения политических выступлений. Как вспоминал позднее М. Слепцов, Чернышевский проявлял большой интерес к работе революционного общества «Земля и воля», которому помогал своими советами. Под его влиянием находилось даже общество польских офицеров, основанное Зигмунтом Сераковским, близким другом Чернышевского (одним из членов этого общества был Ярослав Домбровский, который погибнет героической смертью, возглавляя вооруженные силы Парижской коммуны). Чернышевский был отлично знаком с конспиративными методами борьбы и мастерски умел скрывать следы. Этим можно объяснить, что мы так ничего и не знаем о его связях с революционными организациями; нет никаких свидетельств того, что он был членом группы «Земля и воля». Но мы знаем, что он был автором прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», в которой разъяснялись недостатки указа об освобождении крестьян1. Вероятно и то, что он был главным вдохновителем тайного периодического издания «Великорос» (1861), призывавшего образованные классы общества взять в свои руки дело политической реформы. Царские власти давно уже хотели избавиться от Чернышевского, как от бельма на глазу, и с удовольствие воспользовались подходящим предлогом: было перехвачено письмо от Герцена, в котором якобы содержались доказательства контактов Чернышевского с русскими эмигрантскими кругами в Лондоне. В июле 1862 г. Чернышевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Однако никаких инкриминирующих бумаг при аресте найдено не было, и надежды на то, что тюрьма сломит Чернышевского, не оправдались. Поэтому обвинению пришлось построить дело на косвенных свидетельствах и выдуманных документах и показаниях. Следствие тянулось почти два года, прежде чем Чернышевского приговорили к четырнадцати годам исправительных работ и пожизненной ссылке в Сибирь, несмотря на отсутствие достаточного количества свидетельств. Император утвердил этот приговор, но сократил срок исправительных работ до семи лет. Находясь в тюрьме, Чернышевский написал свой знаменитый роман «Что делать?». В нем изображен идеализированный портрет по- По неустановленным причинам эта прокламация, написанная накануне опубликования царского указа, не была напечатана. Возможно, крестьянское восстание в Бездне убедило Чернышевского в том, что бывшие крепостные сами поняли, что у них обманом отобрали часть их земли, а может быть, он почувствовал, что в отсутствие организованного революционного движения прокламация только развяжет стихийные возмущения, направленные против всей образованной элиты, а не только против одного лишь класса землевладельцев. Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... коления «новых людей» - радикалов шестидесятых годов, представителей новой морали, так же как и нового рационалистического и материалистического мировоззрения. Герои романа - Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна - стоят выше общественных условностей и руководствуются не иррациональными верованиями, а разумно понятой собственной выгодой, «разумным эгоизмом» - отождествлением своих собственных интересов с интересами и благом общества в целом. Отдельный раздел романа посвящен необычной фигуре революционера Рахметова - «высшей натуре», чья преданность общему благу еще больше, чем у других героев Чернышевского. Несмотря на то что Рахметов - отпрыск богатой аристократии, он хорошо представляет себе удел простого народа, пешком обошел всю Россию, работал на лесоповале, на каменоломне, тянул с бурлаками по берегу речные суда. Он - один из избранных, «соль земли»: ради тренировки воли и невосприимчивости к боли этот совершенный рыцарь революции даже спит на ложе из гвоздей. Благодаря странной невнимательности цензора роман «Что делать?» получил разрешение печататься в «Современнике» по частям, из номера в номер. Власти поняли свою ошибку слишком поздно. Цензор, пропустивший роман в печать, был смещен, а новые издания - запрещены, но эти меры оказались недостаточными для того, чтобы остановить влияние романа. Номера «Современника», в которых печатался «Что делать?», сохранялись так, как хранят семейные реликвии. Для многих представителей молодого поколения этот роман стал настоящей энциклопедией жизни и познания. Жена Ленина Надежда Крупская рассказывает в своих воспоминаниях, что ее муж помнил «Что делать?» вплоть до мельчайших деталей. Плеханов не преувеличивал, когда заявлял: «С тех пор как завелись типографские станки в России и вплоть до нашего времени, ни одно печатное произведение не имело в России такого успеха, как "Что делать?" Чернышевского»1. Первые годы ссылки Чернышевский провел вблизи китайской границы. Получив медицинское свидетельство, освобождавшее его от работы в рудниках, он посвятил себя писательству и научным исследованиям. Автобиографический роман «Пролог», написанный в те годы, дает интересное освещение русской истории в революционные шестидесятые годы. Отбыв первые семь лет приговора, он пережил горькое разочарование, когда оказалось, что место, где ему предстояло провести остаток дней, — уединенное иркутское поселение, заброшенное в тайге в Восточной Сибири. Он стойко перенес это новое 1 Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1956-1958. Т. 4. С. 160. ГЛАВА 11. Николай Чернышевский и «просветители»... разочарование, а три года спустя решительно отказался подать прошение о пересмотре своего приговора. Одной из причин ссылки Чернышевского в такое отдаленное место был страх властей, что ему помогут совершить побег, — в революционных кругах часто обсуждали такую возможность. Первую попытку освободить Чернышевского сделал ссыльный революционер Герман Лопатин, друг Маркса1. Другая попытка, столь же безуспешная, была предпринята в 1875 г. революционером-народником Ипполитом Мышкиным. Положение Чернышевского оставалось бесперспективным вплоть до 1880-х гг. В 1883 г. ему было разрешено поселиться в Астрахани вместе с семьей, а в 1889 г., незадолго до смерти, ему позволили возвратиться в родной Саратов. Эстетика Магистерская диссертация Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» содержит первый зрелый набросок его мировоззрения. Высшим философским авторитетом в глазах Чернышевского был Людвиг Фейербах. Из-за цензуры он поначалу не мог сослаться на Фейербаха; но он сделал это после возвращения из ссылки в предисловии к третьему изданию диссертации, подготовленному к печати в 1888 г.2 В этом предисловии Чернышевский писал: «Автор не имел ни малейших притязаний сказать что-нибудь новое, принадлежащее лично ему. Он желал только быть истолкователем идей Фейербаха в применении к эстетике». Отказываясь от притязания на оригинальность, Чернышевский проявил, конечно, чрезмерную скромность. Начать с того, что его диссертация по эстетике не целиком вышла из фейербаховской философии; больше того: Фейербах фактически не писал об эстетике, так что применение его идей к эстетической проблематике само по себе было чем-то новым и оригинальным. Вслед за Плехановым большинство писавших о Чернышевском исследователей полагало, что влияние Фейербаха особенно заметно Лопатин решил попытаться помочь Чернышевскому бежать из ссылки под влиянием бесед с Марксом, который часто говорил, что «из всех современных экономистов Чернышевский представляет действительно оригинального мыслителя, между тем как остальные суть только простые компиляторы». (Лопатин Г.А. Автобиография. Петроград, 1922. С. 71.) Как раз упоминание Фейербаха помешало этому изданию получить разрешение цензора. 3 Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. М.: ОГИЗ, 1938. С. 412. -Прим. ред. Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... в главном тезисе диссертации, что цель его эстетики — «защита действительности от фантазий». Эта точка зрения верна лишь отчасти: материалистическое положение о приоритете действительности перед искусством не заключает в себе ничего специфически фейербаховско-го. То, что было оригинальным в философии Фейербаха - и в эстетике Чернышевского, - заключалось в другом, а именно в слиянии материализма и антропоцентризма. «Антропоцентрическая» тема в мышлении Чернышевского наиболее отчетливо проявляется в его теории прекрасного. Красота, утверждал он, - нечто объективное, и скорее содержание, чем форма. Гегель понял это, определив прекрасное как проявление абсолютного духа. Но гегелевская концепция Абсолютного была свергнута с пьедестала Фейербахом, который показал, что человек сам - абсолютная ценность. Из этого основоположения Фейербах сделал вывод, что для человека высшее добро, высшее бытие - это сама жизнь: «Только потому делает человек богом или божественным существом то, от чего зависит его жизнь, что для него его жизнь есть божественное существо, божественное благо или предмет»'. Совершенно очевидно, что эти идеи Фейербаха положены Чернышевским в основание его определения прекрасного. Согласно этому определению, «прекрасное есть жизнь»; «прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни».2 Сразу же после этой дефиниции прекрасного в целом Чернышевский предпринимает детальный анализ аристократического и крестьянского идеалов женской красоты. Человек из народа, отмечал он, считает красотой все, что имеет признаки крепкого здоровья и гармонического физического развития; с другой стороны, аристократическая красота не может не быть бледной, слабой и болезненной - все признаки досужей, бездеятельной жизни и, в сущности, неспособности к труду. Этот аргумент уже выходит за пределы «антропологизма» Фейербаха и обнаруживает понимание взаимосвязей между эстетическим воображением и детерминирующими его общественными условиями жизни. Тем не менее, Чернышевский продолжает настаивать на том, что только один эстетический идеал можно считать «истинным» и «естественным». Аристократические идеалы - «признак искусственной испорченности вкуса», искусственный результат искусственной жизни; только идеал людей, живущих в «нормальных» 1 Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Он же. Избранные философские произведения. М.: ГИХЛ, 1955. С. 549. 2 Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности // Он же. Избранные философские сочинения. Цит. изд. С. 287. ГЛАВА 11. Николай Чернышевский и «просветители»... условиях (т.е. живущих трудовой жизнью и в контакте с природой), гармонирует с истинной природой человека. Этот переход от исторического релятивизма к нормативной эстетике, разумеется, важен для Чернышевского, поскольку позволяет оправдать эстетические идеалы трудящихся и требование возможно более широкой демократизации искусства. Понятие «жизнь» в диссертации Чернышевского тоже имеет два различных значения. В первом, узком значении слово «жизнь» означает изобилие и богатство жизненных сил. Важнее, однако, второе значение слова, охватывающее еще и нравственную сферу. Чернышевский пишет: «истинная жизнь - жизнь ума и сердца»'; следовательно, высший идеал прекрасного - это человеческое существо в полном развитии своих способностей. Такое определение прекрасного сближает Чернышевского с великой гуманистической традицией в Германии, представителями которой были Гёте, Шиллер и Гегель. Правда, Чернышевский отвергает тезис Гегеля и Фишера о том, что прекрасное в искусстве выше прекрасного в природе; но он соглашается с ними в том, что прекрасное в природе имеет значение лишь постольку, поскольку красота соотносится с человеком «О, как хороша была бы гегелевская эстетика, если бы эта мысль, прекрасно развитая в ней, была поставлена основною мыслью вместо фантастического отыскивания полноты проявляемой идеи!»2. Восстановление материи в своих правах, которое в эстетике Чернышевского принимает форму реабилитации прекрасного в природе, соединяется у него с типично фейербаховским оправданием индивидуального человека. С гегельянской точки зрения, по-настоящему реальной действительностью обладают только идеи; отдельные люди, взятые в изоляции от «общего» («идеи» или «духа»), - это чистая абстракция. Наоборот, с точки зрения Фейербаха, реальны именно индивиды, а всеобщее - это абстракция. Чернышевский, полностью согласный с Фейербахом, сделал попытку продемонстрировать в своей диссертации, что «для человека общее только бледный и мертвый экстракт из индивидуального»3. В приложении к эстетике это убеждение неизбежно ведет к отрицанию генерализующей функции искусства, к представлению, что «всеобщие типы», создаваемые, как принято думать, литературой, - только копии индивидуально-человеческих типов и что в реальной жизни мы встречаем типичных героев, которые гораздо ближе к подлинной действительности и более привлекательны, чем «обобщения», создаваемые литературой и искус- 1 Там же. С.288. 1 Там же. С. 290. 1 Там же. С. 348. Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... ством. С этой точки зрения искусство может быть только суррогатом действительности. Как справедливо было отмечено, то была «реакция против гегелевского "общего" во имя индивидуального, доходящая до метафизического противопоставления того и другого как абстрактного и реального», - противопоставления, типичного для фейербахов-ского материализма. Поэтому диссертацию Чернышевского нужно рассматривать в качестве страстной защиты индивидуальности конкретного человеческого существа, проигнорированного философами-идеалистами, которые трактовали человека всего лишь как орудие Абсолюта. Заблуждение Чернышевского - в чрезмерном упрощении и абстрактном рационализме. Чернышевский не сумел разглядеть диалектическую взаимосвязь между искусством и действительностью и, подобно Фейербаху, трактовал постижение действительности как механический акт, едва ли не схожий с пассивным отражением внешних объектов в зеркале. В результате возникла теория, которая больше соответствовала натуралистической, чем реалистической концепции искусства. Эта теория шла вразрез с критическим восприятием самого Чернышевского и вступала в явный конфликт с теми взглядами на роль и значение искусства, которые он сам же выдвигает на других страницах своей диссертации. Функция искусства, пишет Чернышевский, не только в том, чтобы воспроизводить действительность, но также и в том, чтобы объяснять и оценивать ее, - «выносить суждение» о явлениях реальной жизни, воссоздаваемых искусством. В свете этого определения искусство - не суррогат, ибо суррогат из жизненных явлений ничего не прибавляет к нашим знаниям о реальной действительности, как не помогает нам такой суррогат и выносить суждение о действительности. Когда Писарев говорил, что основной тезис диссертации Чернышевского выражает идею «разрушения эстетики», то этим своим утверждением он выказал полное непонимание основной мысли диссертации. Основная мысль Чернышевского направлена не против эстетики как таковой, а против эстетизма. Поскольку духовная и материальная природа человека едина, полагает он, то чисто духовная деятельность, возникающая исключительно из стремления к прекрасному, невозможна. Влечение к красоте - незаинтересованное влечение. Но оно никогда не возникает в изоляции от других человеческих влечений или потребностей; поэтому область искусства нельзя сводить к гораздо более узкой сфере эстетически прекрасного. Чернышевский не желает умалить роль искусства; как раз наоборот, он счи- Лаврецкии А. Белинский, Чернышевский, Добролюбов в борьбе за реализм М, 1941. С. 221. ГЛАВА 11. Николай Чернышевский и «просветители» тает «искусство для искусства» опасной теорией именно потому, что она-то и ведет к вытеснению искусства на периферию человеческой жизни и утрате им сколько-нибудь серьезного значения. Художник, который творит исключительно ради красоты, был бы несовершенным и, по сути дела, искалеченным человеком. С самого начала эстетические взгляды Чернышевского пострадали от односторонних интерпретаций и недоразумений. Против Чернышевского выступили не только критики, защищавшие неангажированное «чистое искусство» (Дружинин, Анненков, Боткин), но и великие русские романисты. Тургенев, например, которого особенно задевали взгляды Чернышевского на искусство, назвал «Эстетические отношения искусства к действительности» «мертворожденным продуктом слепой злобы и глупости». И все же, несмотря на множество враждебных критиков и зачастую сторонников по недоразумению (таких, как Писарев), эстетические идеи Чернышевского оказали значительное влияние на русскую литературу и искусство. Основные положения «Эстетических отношений...» были приняты в качестве основополагающих установок прогрессивной русской критикой, и писатели-радикалы, как и писатели-народники (Некрасов, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский и Владимир Короленко), старались применить идеи Чернышевского к своему собственному творчеству. Илья Репин писал в своих воспоминания, что молодые художники тоже читали Чернышевского с большим интересом. Одним из ведущих пропагандистов эстетики Чернышевского был Владимир Стасов - главный русский теоретик реализма в изобразительном искусстве. Антропологический принцип Название основного философского труда Чернышевского - «Антропологический принцип в философии» (I860) - дань уважения «антропологизму» Фейербаха. Для Чернышевского «антропологический принцип» предоставил теоретическое основание для его концепции человека как интегральной целостности, для отмены вечного дуализма тела и души. Чернышевский формулировал свои идеи следующим образом: «... "что это за вещь антропологический принцип в нравственных науках"? <...> принцип этот состоит в том, что на человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезывать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным натурам, чтобы рассматривать каждую сторону деятельности человека как деятельность или всего его организма от головы до ног включительно, или, если она оказывается специальным отправлением какого-нибудь особенного органа в человеческом Аиджеи Валгщкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... организме, то рассматривать этот орган в его натуральной связи со всем организмом»1. Интересным дополнением к «Антропологическому принципу» является статья «Характер человеческого знания», написанная после возвращения Чернышевского из Сибири. В этой статье он выдвинул эпистемологическую теорию, в основе которой - представление о том, что человеческий организм заключает в себе и познающего, и предмет познания; тем самым эта теория утверждала нераздельность материи и сознания. Для человека, утверждает в своей статье Чернышевский, «архимедов принцип», на котором основывается все, -это не «Я мыслю», а «Я существую»; поскольку наше знание о нашем собственном существовании является непосредственным и не поддается сомнению, то наше познание материального мира, частицей которого мы сами же и являемся, - в такой же мере надежно. Чернышевский не сделал из этой своей теории единства человеческой природы вывода, что все человеческие особенности можно объяснить в понятиях физиологических свойств. Психологию не больше можно объяснить в понятиях физиологии, заявляет Чернышевский, чем физиологию - в понятиях химии, или химию - в понятиях физики, потому что во всех этих случаях количественные различия становятся различиями качественными. Важно, подчеркивает Чернышевский, не допустить, чтобы человек «раскалывался», и помешать тому, чтобы какая-то одна из его функций («дух» или «природа») не обособилась и не превратилась в абсолютную. Человек - нераздельное существо, и только в качестве такого единства он представляет абсолютную ценность для других людей. Именно эти аргументы подводили фундамент под этическую теорию «разумного эгоизма» Чернышевского. Теория эта основывалась на предпосылке, что руководящим принципом человеческого поведения - как бы этот принцип ни интерпретировался - является эгоизм. В сфере общественных норм теория Чернышевского отдает предпочтение утилитаризму, рационализму и эгалитаризму. Постулатом теории разумного эгоизма было утверждение, что критерий, в соответствии с которым нужно оценивать человеческие поступки, - это та польза, которую они приносят; добро имеет ценность не само по себе, но только в качестве прочной, постоянной пользы - «очень полезной пользы». Эгоизм может быть разумным и не разумным, многочисленные случаи бескорыстия и самопожертвования - это на самом деле то или иное выражение разумного понимания эгоизма: «<...> доказывать, что геройский поступок был вместе умным поступком, что благородное дело не было безрассудным делом, вовсе еще не значит, Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. Цит. изд. С. 115. ГЛАВА 11. Николай Чернышевский и «просветители»... 213 по нашему мнению, отнимать цену у геройства и благородства». Разумный эгоист признает за другими людьми право быть эгоистами постольку, поскольку он признает, что все люди равны; в спорных вопросах, когда нет согласия, он руководствуется принципом наибольшего добра для наибольшего числа людей: <...> общечеловеческий интерес стоит выше выгод отдельной нации, общий интерес целой нации стоит выше выгод отдельного сословия, интерес многочисленного сословия выше выгод малочисленного». Эгоизм, который по настоящему разумен, заставляет людей понять, что у них есть общие интересы и что они должны помогать друг другу. Это и имел в виду Фейербах, когда он писал: «Быть индивидуумом, правда, значит быть "эгоистом", но это значит вместе с тем - быть, и притом неволей или волей, коммунистом». Чернышевский мог бы использовать это высказывание как эпиграф к своему роману «Что делать?» - истории «разумных эгоистов», которые верят в социалистическую систему. Уже из этого краткого обзора понятно, что «разумный эгоист» очень сильно отличается от того, что мы обычно понимаем под «эгоизмом». Чернышевский использует понятие «эгоизм» в контексте своей этической теории как некий вызов, обращенный к тем, кто во имя трансцендентных ценностей осуждает как «эгоизм» все попытки угнетенных улучшить свою долю; это выражение недоверия Чернышевского к идеологиям, призывавшим людей жертвовать собой ради якобы высших целей, то есть таких целей, которые будто бы выше самого человека, понятого как живая и конкретная человеческая личность. Начиная еще с Просвещения, философы-материалисты - Гельвеции и Гольдбах - считали разумный эгоизм логическим выводом из материализма. Чернышевский расширил теоретические принципы «разумного эгоизма», опираясь на критику Фейербахом таких идеалистических абстракций, как сверхличный Разум или Дух. Фейербах утверждал, что всеобщее не имеет какого-то отдельного, независимого бытия; оно существует только как «предикат индивида». Этот ход мысли приводил к отрицанию органицистских и историцистских теорий, трактовавших общество в качестве сверхличного органического целого, подчиняющегося рациональным законам исторической необходимости. Чернышевский писал, что «общественная жизнь есть 1 Там же. С. 106. 2 Там же. С. 108. 3 См.: Фейербах Л. О «Сущности христианства» в связи с «Единственным и его достоянием» // Он же. Изб. филос. произведения: В 2 т. Т. II. М., 1955. С. 411. Анджен Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ...
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.150 (0.012 с.) |