Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ГЛАВА 7. Русские гегельянцы..Содержание книги
Поиск на нашем сайте
роны одной и той же сферы познания: спекуляция сама по себе (независимо от «эмпирии») и «эмпирия», не опирающаяся на спекуляцию, обречены на неудачу. При ближайшем рассмотрении становится ясно, что аргумент об относительных достоинствах эмпиризма и идеализма соотносится с этическими и общественно-историческими проблемами, интересовавшими Герцена и остальных представителей русской философской «левой». Эмпиризм (материализм), говорит Герцен, исходит из частного и не способен к органическому синтезу; поэтому эмпиризм рассматривает общество как абстрактную сумму индивидов, а личность - как сумму механических процессов и материальных частиц. С другой стороны, идеализм исходит из всеобщего, из «идеи» или безличного «Разума» и имеет тенденцию упускать из виду конкретное, индивидуальное человеческое существо. Вывод «Писем об изучении природы» - что «эмпирию» и идеализм следует объединить и восполнить друг другом - соответствует тому постулату гармонического «примирения единичного и всеобщего», который подробно разбирался в «Буддизме в науке». Герцен согласен с Гегелем, что логический процесс эволюции самосознания по существу совпадает с историческим процессом; различие между тем и другим только в том, что логика описывает развитие самосознания в форме, полностью исключающей все случайные элементы. Поэтому для того чтобы понять какую-либо значительную философскую проблему, необходимо показать ее историю и понять внутреннюю связь между логикой реального движения и когнитивной логикой. «Письма об изучении природы» и были попыткой следовать этому методу и представить очерк истории философии в отношении к исторической эволюции Европы от античности до Нового времени. В диалектическом взгляде Герцена на истории (как и в аналогичной схеме Чешковского) античность соответствует моменту природной непосредственности. Христианство инициировало эпоху идеализма, отталкивания от природы, болезненного дуализма и рефлексии. Герцен не считает, что Реформация внесла сколько-нибудь существенные изменения; в отличие от Гегеля он видит в послереформа-ционной Европе не начало качественно новой эпохи, а только последнюю стадию Средневековья. Немецкий идеализм (включая гегелевскую философию) он отклоняет как «схоластику протестантского мира». Гегель, по мысли Герцена, остановился на пороге новой исторической эпохи - «эпохи действия», роль которой в будущем будет состоять в том, чтобы осуществить синтез античного и христианского миров. В схеме Герцена этот синтез соответствует синтезу материализма и идеализма. Для Герцена (как и для Фейербаха) идеализм - продолжение христианской теологии, тогда как материализм представляет собой реабилитацию естественной непосредственности Древнего Ми- Анджей Валицкин. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... ГЛАВА 7. Русские гегельянцы. ра. Переоткрытие греко-римской цивилизации в эпоху Ренессанса было предвосхищением этого будущего синтеза. Ренессанс привел к возрождению материализма и победоносному прогрессу эмпирических исследований, тогда как Реформация дала толчок развитию идеализма, достигшего своей кульминации в философии Гегеля. Задача новой эпохи состоит в том, чтобы дать синтез Бэкона (отца современного эмпиризма) и Декарта (отца идеализма) - синтез просвещенного материализма и гегелевского идеализма. От этого синтеза выиграет не только наука, но также - даже главным образом - развитие человеческой личности. Подобно сенсимонистам, которых он жадно читал в юности, Герцен предполагает, что существует тесная взаимосвязь между синтетическими и аналитическими формами мысли (идеализм и эмпиризм), с одной стороны, и процессами общественной интеграции и дезинтеграции - с другой. Возрождение материализма и возраставшая роль аналитических и эмпирических исследований, начиная со времени Ренессанса до эпохи Просвещения, имели свое соответствие в защите прав личности против тирании традиции и авторитета. Этот процесс был благотворным, но также породил определенные проблемы. Нежелательный побочный эффект господства одностороннего эмпиризма - социальная атомизация или даже распад личности. Процессы дезинтеграции достигли своего крайнего выражения в философии Юма, в которой личность лишилась своих субстанциальных оснований и свелась к пучку ощущений и последовательности моментов во времени. «Consummation est\ - писал Герцен. - Дело материализма как логического момента совершилось; далее идти теоретически было невозможно. Вселенная распалась на бездну частных явлений, наше я -на бездну частных ощущений. <...> Действительность разума, мысли, сущности, каузальности, сознание своего я - исчезли. <...> Пустота, к которой Юм привел, должна была сильно потрясти людское сознание...»1 Эта цитата объясняет нежелание Герцена превратить материализм в краеугольный камень своей теории личности. Приравнивая материализм к эмпиризму и натуралистическому материализму, он хочет защитить человеческую личность от свойственного такому материализму «анатомического» и атомистического способа мысли. Идеализм должен был помочь этой защите. В «Письмах об изучении природы» Герцен не довел свою философию истории до завершения, но есть все основания полагать, что последующие письма были бы посвящены философии Гегеля и Фейербаха. Основные очертания его концепции понятны: в постулированном синтезе материализма (эмпиризма) и объективного идеализма материализм должен был защитить личность от тирании «логики», т.е. от гипостазирования универсалий и требования абсолютного подчинения я этому всеобщему. С другой стороны, идеализм должен защитить личность от распада, превратить окружающую среду в рациональную структуру и не допустить такого положения, когда «будут атомы, явления, груды фактов, случайности, но не будет стройного, всецелого космоса»1. Интересно отметить, что в том, что касается методологии, Герцен был убежден в превосходстве идеализма. Величайшее методологическое достижение идеализма, по его мнению, - диалектика: она делает возможным видеть действительность во всех ее измерениях - видеть не статически, но как процесс с его внутренними противоречиями и взаимосвязями. Когда Герцен пишет о синтезе эмпиризма (материализма) и идеализма, то он, по сути дела, имеет в виду синтез материализма и диалектики. В этом смысле можно согласиться со словами Ленина, что в «Письмах об изучении природы» Герцен «вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед - историческим материализмом»2. Главной заботой Герцена не было однако решение чисто теоретических вопросов. В центре его идейных поисков лежала проблема нравственного характера: Как соединить свободу конкретных, телесных индивидов (защищаемую в материализме Фейербаха) с гегелевским убеждением о разумной закономерности сверхиндивидуальных процессов истории? Как согласовать свободный выбор активности с верой в необходимость и окончательную победу прогресса? С одной стороны, автор «Писем...» страстно протестовал против гегелевского «инструментализма», превращающего личность и целые нации в простые орудия «мирового духа», реализующего в истории свои собственные цели; с другой стороны, однако, Герцен не хотел поддаваться безрадостному сциентизму, отказывающемуся от веры в гарантии прогресса и окончательную победу Добра. В конце статьи «Буддизм в науке» он выразил эту веру в таких словах: Когда настанет время, молния событий раздерет тучи, сожжет препятствия, и будущее, как Паллада, родится в полном вооружении. Но вера в будущее - наше благороднейшее право, наше неотъемлемое благо; веруя в него, мы полны любви к настоящему. И эта вера в будущее спасет нас в тяжкие минуты от отчаяния; и эта любовь к настоящему будет жива благими деяниями3. Там же. С. 307. 1 Там же. С. 304. 2 Ленин В.И. Памяти Герцена// Он же. ПСС. Изд. 5-е. Т.21. М, 1961. С.256. 3 Герцен. Указ. изд. Т. 3. С. 88.
ГЛАВА 8. Белинский и различные варианты западничества ГЛАВА 8 БЕЛИНСКИЙ И РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАПАДНИЧЕСТВА противоположность славянофилам их оппоненты - так называ-емые западники - не составляли однородного движения с единой и связной идеологией и социальной философией. Западничество было только непрочным альянсом потенциально расходившихся между собою направлений - платформой, на которой в 1840-е годы демократы и либералы находили общую почву в оппозиции славянофилам. Спорным вопросом, разделявшим обе эти группы, была «идея личности»: для левых в философии это был ключевой вопрос, славянофилы же считали само понятие автономной личности недоразумением, продуктом избранного Западом ложного пути развития. Славянофильство поэтому было той философией, которой требовалось дать ответ - тем более что с начала 1840-х годов славянофилы предложили свою оригинальную интерпретацию русской истории. Западники, как позднее признавал Герцен, чем дальше, тем больше осознавали необходимость овладеть «темами и вопросами, пущенными в обращение славянофилами»1. Современные комментаторы единодушны в том, что ведущая роль в публичных спорах со славянофилами принадлежала Белинскому. Герцен ограничивался приватными обсуждениями, которые он иногда заносил в свой «Дневник». Герцен в своих философских воззрениях -особенно в своей концепции «действия» и «личности» - был решительным противником славянофилов, но он не был и безоговорочным сторонником «европеизма». В какой-то мере он сочувствовал славянофильской критике Западной Европы: эта критика, по его мнению, имела много общего с социалистической критикой капитализма. Герцен отчетливо сознавал, что отношение Белинского к славянофилам слишком враждебно. Об этом свидетельствует запись в его «Дневнике», относящаяся к маю 1844 года: Белинский пишет: «Я - жид по натуре и с филистимлянами за одним столом есть не могу»; он страдает и за свои страдания хочет ненавидеть и ругать филистимлян, которые вовсе не виноваты в его 1 Анненков П.В. Литературные воспоминания. М, I960. С. 293. страданиях. Филистимляне для него славянофилы; я сам не согласен с ними, но Белинский не хочет понять истину в fair as их нелепостей. Он не понимает славянский мир; он смотрит на него с отчаянием, и не прав, он не умеет чаять жизни будущего века. <...> Странное положение мое, какое-то невольное juste milieu в славянском вопросе. Перед ними (т.е. перед славянофилами. — А. В.) я человек Запада, перед их врагами человек Востока. Из этого следует, что для нашего времени эти односторонние определения не годятся1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.45.238 (0.007 с.) |