Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Автономизация этики и теории познания; апокалиптические предчувствияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Разочарование в теократическом утопизме привело Соловьева к тому, что он изменил свой взгляд на возрастающее обмирщение культуры и на различные идейные направления, связанные с этим процессом. Соловьев начал с одобрением отзываться о Лесевиче (которому прежде вообще отказывал в каком бы то ни было философском значении)', открыл для себя то новое, что внес Конт в христианское сознание, и предложил причислить основоположника позитивизма к христианским святых", даже выразил согласие с основными положениями диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Это постепенное изменение в мировоззрении Соловьева означало, что он стал относиться менее критически к возрастающей эмансипации научного познания, художественного творчества и общественной практики от направляющих пружин религии. Подготавливая к новому изданию свою книгу «Критика отвлеченных начал», Соловьев пришел к выводу, что его взгляды на этику изменились настолько, что ему следует их полностью пересмотреть. Так он пришел к написанию своего главного труда по этике - книги «Оправдание добра» (1897). Самая значительная новация в этом произведении - признание независимости этики не только от религии, но также и от метафизики. В научной литературе имеет место разногласие относительно того, насколько далеко заходит эта тенденция к независимости: некоторые исследователи философии Соловьева полагают, что он склонялся к полной автономии этики3, в то время как другие считают, что эта автономия на самом деле лишь кажущаяся, поскольку она предполагает как свое необходимое предусловие существование Бога и бессмертие души4. 1 См.: Мочулъский. Владимир Соловьев. С. 191. 2 Там же. 3 Там же. С. 229. 4 Трубецкой Е.М. Миросозерцание... С. 229. Ближе всего к истине, как нам представляется, взгляд, в соответствии с которым Соловьев в «Оправдании добра» стремился подчеркнуть относительную автономию этической сферы - ее независимость от метафизического знания о Боге и догм положительной религии'. В части I этой книге («Добро в человеческой природе») Соловьев пытается придать своей этике эмпирические основания, выводя этику из чувства стыда, сострадания и религиозного почитания («благоговения»). Стыд (его прототипом является стыд сексуальный) выражает отношение человека к тому, что ниже человека; чувство стыда напоминает человеку о том, что он духовное существо, призванное к более высоким целям, чем мир физической материи. В своем дальнейшем развитии стыд переходит в совесть, роль которой состоит в том, чтобы восстанавливать целостность во внутренней жизни индивида. Сострадание - общественное чувство, выражающее отношение человека к себе подобным, т.е. к своим собратьям; роль сострадания состоит в том, чтобы превратить общество в целостный организм, в сущностную истину, т.е. действительную солидарность всех существ. Наконец, религиозное благочестие выражает отношение человека к тому, что выше его; его роль - восстановить целостность человеческой природы путем объединения ее с абсолютным центром вселенной. Тот факт, что чувство стыда, сострадания и религиозного благоговения -универсальные чувства, является для Соловьева убедительным доказательством того, что создание общезначимой и автономной системы этики (т.е. системы, не зависимой от метафизики и от положительной религии) - возможно. В то же время, вслед за Кантом, Соловьев настаивает на том, что этика не может основываться на психологических данных. Всеобщность и необходимость придает этике разум. Говорить об этике можно лишь тогда, когда разум выводит внутреннее этическое содержание из природных данных и подтверждает это содержание в качестве категорического императива, который не зависит от психологических оснований. В части II «Оправдания добра» («Добро от Бога») Соловьев развивает свой тезис о том, что добро коренится в Абсолюте. В последней части («Добро в истории человечества») он рассматривает проблему нравственности в международных, политических и экономических отношениях. Соловьев утверждает здесь, что этические соображения должны играть все большую роль в политике, и критикует национальный эгоизм; но одновременно с этим он оспаривает космополитизм, утверждая, что уважение к национальности невозможно отделить от уважения к личности. Экономическую деятельность Соловьев 1 См.: Hessen S. Der Kampf der Utopie. 2 Соловьев B.C. Собр. соч. Т. 7. С. 130, 169, 173. Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... ГЛАВА 17. Владимир Соловьев и метафизический идеализм 417 считает спиритуализацией природы и настаивает на том, что ее, эту деятельность, не следует считать всего лишь борьбой за существование. Важнейшая роль государства, на его взгляд, состоит в том, чтобы защищать слабых и, значит, взять на себя ответственность за то, чтобы экономические отношения опирались на возможно более здоровое этическое основание. По этому вопросу Соловьев вступил в полемику с Чичериным, который защищал экономику в духе laissez faire, а также с Толстым, в глазах которого государство как таковое было только организацией грабежа. То обстоятельство, что Соловьев чем дальше, тем больше склонялся к тому, чтобы сделать философию как таковую, а также отдельные философские дисциплины мерой автономии, еще отчетливее проявляется в трех статьях по теории познания, опубликованных под общим заголовком «Теоретическая философия» (1897-1899). Эти статьи открываются заявлением автора, что первая обязанность философа-теоретика состоит в том, чтобы подавить все интересы, кроме чисто философских, и забыть о всякой другой воле, кроме воли обрести истину1. Размышления Соловьева о теоретико-познавательных вопросах привели к тому, что он отверг спиритуалистический догматизм, который исходит из представления о субстанциональности познающего. Картезианское «я мыслю», утверждает Соловьев, совсем не обязательно предполагает, что «я есмь»; все, что нам доступно, - это состояния сознания, вне зависимости от которых познающий субъект только пустая форма". Полемизируя со своим другом Л.М. Лопатиным и со своими собственными прежними взглядами, выраженными в «Лекциях о Богочеловечестве», Соловьев утверждает теперь, что человеческое сознание не субстанция, а только «гипостасис». Единственная субстанция в настоящем смысле этого слова - это Абсолют. Только после своей смерти человек, наконец, субстанциализируется в вечной идеальности; поэтому субстанциальность - это предел судьбы, а не внутреннее свойство человеческой души. Интересно также проанализировать трактовку Соловьевым «трех типов достоверности», на которые может опираться теоретическая философия. Первый тип - это субъективные состояния сознания или, иначе, психический материал познания; второй тип - логическое рассуждение как таковое (отделенное от содержания); третий тип - целенаправленное познание («замысел»), т.е. жизненный поступок, который направляет сознание на абсолютную истину и преобразовывает непосредственные впечатления в материал сложного комплексного 'Там же. Т. 8. С. 157. ! Там же. С. 165-172. процесса активного постижения'. Это несколько напоминает феноменологическое представление об «интенции» и «интенциональном акте». Трудно сказать, насколько далеко простирается это соответствие, поскольку преждевременная смерть Соловьева помешала ему развить его эпистемологические теории. В последний год жизни взгляды Соловьева, явным образом, претерпели еще одно изменение. Его оптимистическая вера в либеральный прогресс и его убеждение в том, что даже секуляризация это по существу составная часть общей цели спасения через Иисуса, начали уступать место пессимистическому настроению. Это настроение нашло свое выражение в философском диалоге «Три разговора» (1899-1900) и особенно в «Повести об Антихристе», которая составляет приложение к этому диалогу. Если оставить в стороне частности, то «Повесть об Антихристе» можно в общем виде пересказать следующим образом. В двадцатом столетии Европу захватывает некая желтокожая раса. Впоследствии народы Европы сбрасывают монгольское иго и перед лицом общей опасности создают сильную федерацию демократических государств. В двадцать первом веке появляется необыкновенный человек: он спиритуалист, аскет, филантроп; он верит в Бога (хотя любит он только себя) и желает счастья человечеству. Под его водительством народы мира объединяются в одно всемирное государство; долгожданная эра вечного мира уже близка, и социальные реформы кладут конец нищете. Великий благодетель человечества правит в христианском духе и пользуется расположением христиан (которых осталось совсем немного). Он даже собирает экуменический Собор для того, чтобы объединить христианские церкви. Однако на самом деле этот благодетель человечества не верит в Христа и хочет занять Его место. Среди христиан, участвующих в Соборе, только несколько человек (последователи папы Петра II, старца Иоанна, представляющего православную церковь, и вождя протестантов профессора Эрнста Паули) распознают в нем Антихриста. Осуществив лживое объединение христиан, Антихрист провозглашает себя воплощением Бога на земле; настоящие же христиане признают своим вождем папу римского и отправляются в пустыню для того, чтобы ожидать там явления Христа. Между тем произошло восстание евреев, которые с самого начала верили, что Антихрист и есть ожидаемый Мессия, а потом, осознав свою ошибку, в гневе обрушились на узурпатора. Император-Антихрист направляется со своей армией против мятежников, но благодаря вмешательству высших сил погибает в огненном озере. Евреи и христиане направляются в Иерусалим, где они видят нисходящего на землю Христа. Все мертвые воскресают, чтобы править вместе с Христом тысячу лет. 1 Там же. С. 203, 209, 219-221. 14 Зак. 2663 Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... Сам Соловьев (как и многие его последователи и исследователи его творчества) считал «Повесть об Антихристе» произведением чрезвычайно значительным1. Такая оценка - явное преувеличение; если сравнить «Повесть...» с «Легендой о великом инквизиторе», сходной с ней в некоторых отношениях, то придется признать, что видение Достоевского впечатляет гораздо больше. Но, главное, «Повесть...» не проясняет того, что мировоззрение Соловьева претерпело некоторые радикальные изменения; она также бросает неожиданный свет на «зачарованный лик» автора. Оригинальность этого произведения - в изображении Антихриста как филантропа, который осуществляет прогрессивные идеалы человечества и даже пытается придать этим идеалам христианский вид. Именно так представлял себе Константин Леонтьев - последовательный критик «либерального и уравнительного прогресса» и «розового христианства» - царство Антихриста. Окончательная цель Антихриста, по Соловьеву, предстает почти пародией на его же идеал «свободной теократии». Значит ли это, что в конце жизни Соловьев пришел к согласию с Леонтьевым, а, возможно, даже к смутному подозрению, что всем трудом своей жизни он проложил путь не Царству Божию на земле, но Царству Антихриста? Отсутствие дополнительных свидетельств делает невозможным однозначный ответ на этот вопрос; но имеется достаточно оснований для того, чтобы задать этот вопрос. Эстетика Соловьева Соловьев высказывался о проблемах эстетики по самым разным поводам - как в собственно философских работах, так и в литературной критике; но его взгляды в этой области не отражают его интеллектуальной эволюции и не претерпели никаких существенных изменений. Наиболее систематическое изложение эстетических представлений Соловьева находим в его работах «Красота в природе» (1889) и «Общий смысл искусства» (1890). В качестве эпиграфа к своему эссе о красоте в природе Соловьев избрал слова Достоевского: «Красота спасет мир». Естественная красота, заявляет он, - это проявление конкретного действия Абсолюта в материальном мире; спиритуализируя материю, красота помогает поднять падшую Мировую Душу и ввести элемент божественного в действительность. Роль красоты в искусстве - аналогична: искусство это орудие восстановления всемирного единства; процесс создания произведения 1 См.: Мочульский К. Цит. соч. С. 248.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.65 (0.011 с.) |