Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От народничества к марксизмуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ В главе о народничестве 1870-х годов упоминалось о рецепции народниками марксизма. Марксово описание жестокостей, сопровождавших первоначальное накопление капитала и индустриальную революцию, ужаснуло народников и утвердило их в убеждении, что цена, которую придется заплатить за капиталистический прогресс, слишком высока и все усилия должны быть направлены на то, чтобы Россия сумела избежать капитализма. В то же время народники первой половины 1870-х гг. не видели никаких противоречий между марксистской теорией (на которую они неоднократно ссылались) и «субъективной социологией», то есть представлением об особом пути развития России в соответствии с «народными» началами. Маркса народники считали в основном экономистом, критиком капитализма и человеком, создавшим теорию прибавочной стоимости, которую народники восхваляли на все лады за раскрытие механизма политической эксплуатации. Даже Бакунинское крыло народничества, которое вслед за самим Бакуниным обвиняло Маркса в политическом оппортунизме, склонялось к принятию марксизма как экономической теории. Один из наиболее характерных представителей этого крыла -Яков Стефанович - писал: «Марксизм как теория, а не как членство в западной социалистической партии и поддержка ее практической политики - не исключает народничества»'. Полемика Энгельса с Ткачевым" (1875) позволила обратить внимание на тот факт, что марксизм - это еще и теория общественного развития, которая постулирует, что обязательным условием социализма является высокий уровень развития производительных сил, достигнутый при капитализме. Эволюция всякой экономической фор- 1 См.: Группа «Освобождение труда». М.; Л., 1926. № 4. С. 196. Более подробное освещение раннего этапа рецепции народничеством марксизма можно найти в работах: Реуэль А.Л. Русская экономическая мысль 60-70-х гг. XIX века и марксизм. М., 1956; Пустарнаков В.Ф. «Капитал» Маркса и философская мысль в России. М., 1974. Ср. также: Walicki A. The Controversy Over Capitalism. P. 132-139. 2 См. главу 12 этой книги.
Апджсй Валицкии. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... мации, писал Маркс в предисловии к первому немецкому изданию «Капитала», есть естественноисторический процесс, объективный и независимый от человеческой воли: общество «не может ни продвигаться прыжками, ни упразднить последовательные фазы своего нормального развития». Законы общественного развития действуют с «железной необходимостью», и отсталые страны должны пройти те же самые этапы развития, которые развитые страны уже прошли: «Страна промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину ее собственного будущего»1. Народникам трудно было принять это утверждение. Наиболее драматически это выражено Михайловским в статье «Карл Маркс перед судом г. Ю. Жуковского» (1877). Для западноевропейского социалиста, писал Михайловский, теория общественного развития Маркса дает научное объяснение прошлого и аргументы о неизбежности социализма; поэтому принятие этой теории не заключает в себе нравственной дилеммы, расхождения между идеалом и действительностью. Русский же социалист, который станет проверять правильность марксистской теории, окажется в другом положении: для него Марк-сово описание капиталистического развития представит образ ближайшего будущего России и Марксов исторический детерминизм заставит его примириться с трагическими сторонами капиталистического прогресса со всеми его болезненными для масс последствиями. Как социалист русский человек должен будет принять необходимость капиталистического развития, а значит, принять и крах своего собственного идеала. Оказавшись перед выбором - или участвовать в прогрессе, проводимом «рыцарями накопления», или бороться за реализацию своих идеалов (зная, что «железная необходимость» заранее обрекает эту борьбу на неудачу), русский социалист, несомненно, отвергнет обе эти возможности и станет всего лишь пассивным наблюдателем, бесстрастным регистратором общественных процессов2. Маркс сам откликнулся на эту точку зрения в ноябре 1877 года в письме к редактору «Отечественных записок» - журнала, в котором была опубликована упомянутая статья Михайловского. Маркс, правда, так и не отослал своего письма, но в нем он утверждает, что процесс накопления, описанный в «Капитале», относится только к Западной Европе периода перехода от феодализма к капитализму и не может механически переноситься на другие страны мира; процессы, которые могут казаться явно схожими, но которые произошли в различных исторических обстоятельствах, могут иметь совершенно различные результаты. Всякий отдельный период экономического разви- 1 Маркс К. Капитал. Т. 1. М, 1978. С. 9. 2 Михайловский Н.К. Поли. собр. соч. 4-е изд. СПб., 1909. Т. 4. С. 167-173. ГЛАВА 18. От народничества к марксизму тия в истории нужно исследовать в зависимости от его собственных особенностей и сравнивать с другими периодами; невозможно дать исчерпывающее научное объяснение конкретного исторического развития, «пользуясь универсальной отмычкой какой-нибудь общей историко-философской теории, наивысшая добродетель которой состоит в ее надисторичности»'. Это письмо было опубликовано только в 1886 г.2 К этому времени русские марксисты (особенно Плеханов) разработали свои собственные теории, в которых тезис о неизбежности капиталистической стадии развития был выдвинут на передний план. Тот факт, что у самого Маркса были на этот счет сомнения, Плеханов обошел молчанием, и значение этого факта было преуменьшено. В 1890-е гг., когда индустриализация в России начала набирать обороты, Энгельс приписал сомнения Маркса тактическим соображениям: Марксу, полагал он, не хотелось охлаждать пыл русских революционеров, мужество которых поддерживалось верой в будущие социалистические возможности крестьянской общины. Объяснение Энгельса противоречит трем вариантам письма, которые Маркс написал Вере Засулич 8 марта 1881 г.; подробные черновики письма указывают на то, что Маркс допускал для России возможность миновать капиталистический этап и придавал этому дискуссионному вопросу большое теоретическое значение4. В момент получения письма Засулич и Плеханов, ее идейный руководитель, не были еще народниками. Можно предположить, что их решение не публиковать письмо объяснялось ожиданием более обстоятельного развития взглядов Маркса по данному вопросу в виде специальной брошюры, обещанной автором «Капитала» деятелям «Народной воли». Почему, однако, не сделали этого позже, после смерти Маркса? К сожалению, трудно опровергнуть гипотезу сознательной утайки, сформулированную в эмиграции бывшим меньшевиком Е. Юрьевским. В своих «Мыслях о Плеханове» он правильно указал, что письмо Маркса к Засулич прямо противоречило всем идеям, разработан- Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями. М., 1951. С. 223. 2 В 1884 г. Энгельс передал письмо Маркса группе «Освобождение труда». Группа Плеханова воздержалась от публикации письма, но два года спустя оно появилось на страницах народнического издания «Вестник "Народной воли"». Женева, 1888. № 5. Публицисты-народники (Михайловский, Воронцов и Кри-венко) истолковали письмо как доказательство того, что сам Маркс не разделял воззрений своих русских последователей, и сразу же воспользовались этим в своей полемике против русских марксистов. 3 Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями. М., 1951.С. 296. 1 См. выше. ным Плехановым в период перехода от народничества к марксизму и представляемым в его работах как азбучная истина «научного социализма»1. Подробный анализ взглядов Маркса на будущее слаборазвитых стран, конечно, выходит за рамки этой книги. В контексте нашего исследования нужно только сказать, что Маркс высказывался по этому вопросу очень кратко и что его соображения, сами по себе исключительно глубокие, в целом остались неизвестны широкому кругу читателей; с другой стороны, самые известные труды Маркса содержат формулировки, в соответствии с которыми капитализм - естественная стадия, через которую должна пройти каждая страна. Марксистские взгляды начали распространяться среди русских революционеров по мере того, как эти последние все больше разочаровывались в использованных прежде методах борьбы и не могли уже игнорировать очевидный прогресс капитализма в области сельского хозяйства. Разрыв с народничеством не был ни легким, ни безболезненным, и прежде чем произошла радикальная поляризация позиций, было немало попыток примирить марксизм со старой мечтой о том, чтобы обойти капиталистическую стадию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.55 (0.007 с.) |