Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 14. Реакционные идеологии пореформенной эпохи 317Содержание книги
Поиск на нашем сайте
между государствами и народами, могут основываться только на собственном интересе: «око за око, зуб за зуб». В соответствии с этим утилитаристским принципом Бентама Данилевский требует отвергнуть остатки легитимизма в русской внешней политике и проповедует откровенно циничный подход к международным отношениям. Такой возведенный в политическую программу имморализм был очень удобен для русского великодержавного шовинизма. Слово «имморализм», возможно, не вполне подходит в данном случае: не то чтобы Данилевский игнорировал нравственные критерии, он только выбирает другое понятие - понятие «славянского историко-культурного типа» - в качестве высшего нравственного мерила для России и всех других славянских народов. С этой «славянской» точки зрения ему было уже нетрудно вынести приговор «иезуитско-шляхетской Польше», «Иуде славянства», которую он сравнивает со злостным тарантулом, жадно пожирающим восточных соседей, несмотря на то что его собственное тело пожирается западным соседом'. С этой же точки зрения он осуждает политику царизма за «мягкость» в отношении Европы и обвиняет правительство в том, что оно не учитывает интересы России и братских славянских народов, заигрывая с Западом. Даже в отношении к полякам, считает Данилевский, царское правительство проявляло излишнее благородство. Во внутренней политике Данилевский верил в «социальную монархию», которая должна быть над классами и должна охранять общественную гармонию, подчиняя отдельные частные интересы общему благу. Сначала ему казалось, что этот идеал удастся осуществить посредством реформ Александра II, но позднее он изменил свое мнение, в особенности в том, что касалось законодательных реформ. В первых изданиях «России и Европы» он защищает эти реформы от обвинения в «копировании» Европы и цитирует Хомякова, который утверждал, что правовая система - самородное славянское установление. Однако в третье посмертное издание его книги Николай Страхов включил заметки, сделанные самим Данилевским на полях своей книги (вероятно, в 1880-1881 гг.). Данилевский, по-видимому, не удовлетворенный тем, каким образом проводились большие политические процессы 1870-х гг. и вынесенными приговорами, признается в этих своих заметках, что он ошибался: «Реформа только что началась, и хотелось верить, что, а потому и верилось» что она примет разумный характер - на деле она обратилась в иностранную карикатуру. При большей трезвости мысли это можно и должно было предвидеть». Своим местом в интеллектуальной истории России Данилевский обязан не только своей политической доктрине, но также и своей теории «историко-культурных типов» - теории, которую невозможно рассматривать только как теоретическое оправдание панславизма. Предшественником Данилевского здесь был Аполлон Григорьев, который утверждал (см. главу 11), что отдельные народы или группы родственных народов - это уникальные и самодостаточные организмы, живущие по своим собственным законам и независимые от якобы всеобщих законов эволюции человека1. Это свое представление Григорьев развивал, опираясь на взгляды позднего Шеллинга и в противопоставление универсалистской схеме философии истории Гегеля. Его полемика против «исторического воззрения Гегеля» получила свое продолжение в полемике Данилевского против дарвинизма, в котором классификация видов, осуществленная французским зоологом Кювье, приобрела такое же значение, как до этого идеи Шеллинга имели для Григорьева. Хотя Данилевский заменяет романтическую философию истории Григорьева натуралистической философией истории, в обоих случаях категории эволюции вытесняются морфологической точкой зрения. Эстетизм или, точнее, особые эстетические критерии, извлекающие красоту из многообразия форм определенных «типов организации»2, также занимают видное место в учении Данилевского. Вклад Кювье, по его мнению, состоит в том, что тот провел различие между «эволюционной стадией» (или уровнем развития) организмов и их «типами»: «Эти типы не стадии эволюции на лестнице постепенного совершенства (стадии, расположенные, так сказать, в иерархическом порядке субординации), а совершенно иные планы -без всякого общего знаменателя, в которых каждое существо развивается специфическим и отчетливым образом к множественности и совершенству в пределах своего плана»". В переводе на язык исторических представлений, это означает устранение идеи однонаправленного и всеобщего прогресса. Вместо абстрактного «общечеловечества» (понятого как универсальный признак всего человеческого) Данилевский предлагает понятие «всечело-вечество», имея в виду богатое разнообразие культурных и национальных различий, которые невозможно свести к какому-то общему знаменателю или расположить в эволюционный ряд. Предвосхищая более поздние теории Шпенглера4 и Арнольда Тойнби, Данилевский 'Там же. С. 33. ' Там же. С. 300. 1 См. выше. С. 234-238. 2 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. С. XXX-XXXI. 3 Там же. С. 87. 4 По вопросу о возможном влиянии идей Данилевского на Шпенглера см.: So-rokin P. Modern Historical and Social Philosophies. New York, 1963. P. 50,69, 73-82. Анджеи Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... подразделяет человечество на «историко-культурные типы», сопоставимые с различными стилями в архитектуре и живописи; прогресс -это нечто такое, что не может иметь место только внутри типа, и категории органического роста - такие, как «юность», «зрелость» и «старость», - применимы только к этим различным типам, а не к человечеству в целом. В силу разнородности и разнообразия исторических явлений, нет смысла даже пытаться создавать теории, претендующие на то, чтобы объять всю историю; такие теории неизменно основываются на «ложной точке зрения» европоцентризма - неосознанном отождествлении истории Европы с историей человечества. Различение между «эволюционными типами» и «эволюционными стадиями» в пределах разнообразных типов с энтузиазмом поддержал Михайловский. Интерпретация мыслителем-народником исторических типов несколько отличалась от интерпретации Данилевского, поскольку Михайловского интересовали прежде всего типы экономического развития, а не культурные особенности. Однако заинтересованность того и другого мыслителя в различении между эволюционными типами и эволюционными стадиями была совсем не случайной: как Данилевский, так и Михайловский хотели оправдать свое убеждение в том, что у России начала развития - «местные», и поэтому оба они должны были отвергать все универсалистские схемы и концепции однонаправленного развития. Данилевский выделяет десять типов цивилизаций в прошлом: (1) египетскую, (2) китайскую, (3) ассиро-вавилонско-финикийскую, или древне-семитскую, (4) индийскую, (5) иранскую, (6) иудейскую, (7) древнегреческая,(8) римская, (9) неосемитская, или арабская, и (10) романо-германскую, или европейскую. Эти цивилизации «несоизмеримы» с точки зрения своих «начал», но их можно сравнивать с формальной точки зрения. Например, существуют «моноэлементарные» типы, которые могут претендовать на достижение только в одной сфере культуры, и «многоэлементарные» типы, которые могут гордиться достижениями во многих сферах; некоторые типы совершенно «самодостаточны», тогда как другие способны лишь ассимилировать «материал культуры» (но не ее начала), созданный современными или предшествовавшими культурными типами. Культурная деятельность, в самом широком смысле, развивается в четырех основных областях: (1) в области религии, (2) в области культуры (в более узком смысле это наука, искусство и техника), (3) в политической сфере, (4) в социально-экономической. Иудейская цивилизация была моноэлементарным религиозным типом, Древняя Греция - культур- 1 Михайловский Н.К. Поли. собр. соч. 4-е изд. СПб., 1906-1914. Т. 3. С. 867-868. «Записки простака». ГЛАВА 14. Реакционные идеологии пореформенной эпохи 319 ным (преимущественно художественным) типом, а Рим - политическим типом; в отличие от китайской или индийской цивилизации, каждая из них была способна ассимилировать достижения других культур. Европейская цивилизация «дуальна»: она состоит из политического и из культурного элементов и способна к очень значительной и творческой ассимиляции. В отличие от славянофилов, Данилевский не был враждебен к ро-мано-германскому началу. Среди выделенных им «историко-культурных типов» европейский тип - один из самым значительных, может быть, самый утонченный из созданных когда-либо прежде; но в то же время Данилевский подтверждает славаянофильский диагноз о вырождении Европы. В его схеме европейская история прошла три периода наивысшего развития. Первый период - это тринадцатый век, когда был расцвет аристократической и теоретической культуры. Второй период - семнадцатое столетие после интеллектуального освобождения, осуществленного Ренессансом, и освобождения совести, осуществленного Реформацией; этот период представляет творческий апогей европейской истории (на эту эпоху ностальгически оглядывались в то время и все консерваторы Европы - за исключением католиков-ультрамонтанистов, которым хотелось вернуться в еще более далекое прошлое). Вместе с освобождением от феодализма в конце восемнадцатого столетия начинается, по Данилевскому, третий и последний период европейских достижений - технически-индустриальная эпоха. В этот период (в 1848 г.) возникают новые силы, желающие полного освобождения от старой европейской цивилизации, а это значит - полного ее разрушения. Парижская коммуна, писал Данилевский в одной из заметок к более позднему изданию своей книги, - еще одно, особенно ужасное воплощение этих сил: «Наступило начало конца». Закат Европы, однако, не затрагивает Россию и славянские народы. Какие бы аргументы ни выдвигали русские западники для того, чтобы доказать противоположное, Россия внутренне не принадлежит к Европе; лучшее тому доказательство - то, что и сама Европа не считает Россию «одним из нас» и отвернулась от России с отвращением. Убедительным подтверждением самобытности России - решение крестьянского вопроса, которое наделило крестьян землей, но также сохранило крестьянскую общину как бастион против пролетариата, разрушающего Европу. Отвернувшись от Европы и отрезав себя от нее, захватив Константинополь, освободив и объединив своих братьев-славян, Россия создаст новый - одиннадцатый - культурный тип. Предполагая, что это будет первый «тетраэлементарный» культур- 1 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. С. 253-254. Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... ГЛАВА 14. Реакционные идеологии пореформенной эпохи 321 ный тип, Данилевский заявляет, что славяне способны быть активными во всех четырех областях культуры, особенно в религиозной (православие) и в социально-экономической (решение аграрного вопроса) областях. Благодаря исключительной способности славян понимать другие культуры, усваивать их достижения, вполне вероятно, что славянский тип ближе всего к осуществлению идеала «всечело-вечности». Однако до тех пор, пока этот тип полностью еще не сформировался, лучше будет сосредоточить основное внимание на индивидуальности и специфических отличиях, чем на идеале всече-ловечности - идеале, достижимом полностью для одного только Бога. В частности, Данилевский рекомендует в отношениях с Европой проявлять «самостоятельность и патриотический фанатизм» в качестве основного противовеса западным влияниям. Для того чтобы выпрямить дерево, его надо изо всей силы оттянуть в противоположную сторону1. В повседневном политическом контексте тех лет теории Данилевского граничили с призывами начать открытую кампанию не только против революционного движения, но и также и против умеренной либеральной оппозиции. Как все убежденные реакционеры в России того времени, Данилевский считал либерализм и все радикальные движения симптомом болезни, которой испорченная Европа заразила здоровый организм матушки-России. КОНСТАНТИН ПОБЕДОНОСЦЕВ В отличие от Данилевского, Константин Победоносцев (1827-1907) не был ни оригинальным, ни даже интересным мыслителем. Если он и занимает известное место в русской интеллектуальной истории, то в основном как типичный и влиятельный представитель реакционной мысли в период кризиса русского абсолютизма. Его имя всегда будет ассоциироваться с насильственным, всеобъемлющим триумфом реакции в России в годы правления Александра III. Поэт Александр Блок изобразил эту безрадостную эпоху в своей поэме «Возмездие»: В те годы дальние, глухие, В сердцах царили сон и мгла: Победоносцев над Россией Простер совиные крыла, И не было ни дня, ни ночи, А только - тень огромных крыл... Победоносцев был юристом, автором трехтомного учебника по гражданскому праву и многих работ по истории русской юриспруденции. Он отказался от успешной академической карьеры и ушел в политику; очень быстро стал сначала сенатором (1868), потом членом Государственного совета (1872) и, наконец, оберпрокурором Священного синода (1880-1905). На этом посту он способствовал антисемитизму, преследовал староверов и сектантов и проводил политику русификации, последовательно ограничивавшую религиозные права национальных меньшинств. Заметное влияние Победоносцева на внутреннюю политику царского правительства объяснялось не только его официальным положением, но также прямым влиянием на императорскую семью, куда его в 1860-е гг. пригласили в качестве наставника. Ему было поручено воспитание двух последних русских царей - Александра III и Николая II, и характерная для них обоих упрямая и близорукая политика отчасти, несомненно, - результат его усилий. Победоносцев изложил свою социальную философию в собрании статей «Московский сборник» (1896). В этих статьях он критикует западноевропейскую цивилизацию за рационализм и веру во врожденную доброту человека. Сам Победоносцев верил в инерцию, которую он считал мистической силой, скрепляющей общество. Силы эти для него символизировали неграмотные крестьяне, сохраняющие верность старым традициям и глубоко привязанные к церковным обрядам, пусть даже они и не понимают затверженные молитвы. Вслед за французским социологом Фредериком Ле Пле <Le Playe> (чью книгу La Constitution essetielle de I'humanite он перевел на русский язык) Победоносцев подчеркивает консервативную, стабилизирующую функцию семьи. Развитие народа Победоносцев считает органическим процессом, который определяется такими не поддающимися сознательному контролю индивидов факторами, как земля, коллективное бессознательное масс и их история. Каждый народ, писал Победоносцев, - пленник своей собственной истории, и развитие народа происходит по присущим именно ему законам; поэтому подражание другим народам всегда неестественно и «приносит вред». В России абсолютизм - истинно народная власть, поэтому все попытки либерализиро-вать существующую систему, включая правовые реформы, проводившиеся в годы правления Александра II1, будут иметь, скорее всего, 1 Там же. С. 109, 468. 1 Победоносцев был очень невысокого мнения об Александре II: он обвинял его в ослаблении государства и утверждал, что это было связано с безнравственной жизнью царя. См.: Byrnes R.F. Pobedonostsev, His Life and Thought. Bloomington, Ind., 1968. P. 143-144. Победоносцев также подвергал нападкам судебные реформы, объявляя их безответственностью царя и либералов, хотя сам он принимал активное участие в подготовке этих реформ. Byrnes R.F. Pobedonostsev... P. 54—59. 11 Зак. 2663 Анджен Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... ГЛАВА 14. Реакционные идеологии пореформенной эпохи 323 роковые последствия. Особую жесткость Победоносцев проявляет в своих нападках на парламентскую систему, хотя он и признает, что она занимает свое законное место в англо-саксонских странах, где парламент - продукт органического исторического развития. В других же странах, подчеркивает Победоносцев, парламентское правление ведет к всеобщей коррупции, тирании масс и неконтролируемой «партийности», т.е. к отказу от общего блага ради жестокой борьбы частных интересов. Взгляды Победоносцева имеют много точек соприкосновения с романтическим консерватизмом первой половины девятнадцатого века. И это не случайно: представления Победоносцева о праве сложились под влиянием теоретика немецкой «исторической школы» Ф.К. Савиньи, а одним из любимых писателей Победоносцева был романтик-консерватор Томас Карлейль. Однако персонально этот русский почитатель европейского романтизма был далеко не романтик: сухой, педантичный бюрократ, Победоносцев относился ко всякому романтическому энтузиазму и к чрезмерному выражению эмоций с крайним подозрением. Несмотря на в целом дружеские отношения с Иваном Аксаковым1 и высокую оценку славянофильства, это направление мало повлияло на Победоносцева; гораздо ближе его сердцу был бюрократический консерватизм правления Николая. В противоположность славянофилам, Победоносцев не верил в объединяющую людей «соборность», потому что он не мог примирить это верование со своим глубоким убеждением в том, что слабая и, в сущности, порочная природа человека требует строгой дисциплины, навязываемой извне. Убежденный в том, что «народное начало» России заключается в нерушимости абсолютизма, Победоносцев неизменно отвергал любые требования о созыве Земельного съезда и превозносил петровские реформы главным образом за то, что они укрепили самодержавие. Его взгляд на крестьянскую общину определялся чисто практическими соображениями: сначала он считал общину консервативным учреждением, которое помогает стабилизировать государство, но в конце 1880-х гг. Победоносцев пришел к выводу, что интересы абсолютизма требуют отменить общую собственность на землю и создать класс богатых фермеров (в этом он предвосхитил главную идею аграрных реформ Столыпина)2. Важно и то, что Победоносцев не был противником индустриализации: он считал, что вполне возможно модернизировать экономику России, не производя коренных изменений в структуре общества и в и политической системе. Эти отношения были не вполне свободны от разногласий, поскольку Аксаков, хранивший верность традициям славянофильства, отстаивал свободу слова и совести. 2 Byrnes R.F. Pobedonostsev... P. 301. Пессимистический взгляд на человеческую природу и глубокое недоверие к сильным эмоциям и стихийным общественным движениям побуждали Победоносцева довольно сдержанно относиться к агрессивному национализму панславистов. Накануне войны с Турцией в 1877 г. он, правда, поддался общему панславистскому настроению, но скоро восстановил трезвую умеренность и вернулся к своей идее пассивной и оборонительной внешней политики. Его американский биограф Р.Ф. Бирнс даже называет Победоносцева типичным изоляционистом1. Оберпрокурор Священного Синода не верил во «всеславянскую» миссию России. Правильнее, пожалуй, будет сказать, что у него не было никакой веры в будущее. Православная, самодержавная Россия была для него «отдельным миром»; но этому миру угрожали извне и изнутри, и ему приходилось отчаянно защищаться от катастрофы, которая рано или поздно должна была грянуть. КОНСТАНТИН ЛЕОНТЬЕВ Гораздо более колоритной и сложной фигурой был Константин Леонтьев (1831-1891). Его мировоззрение сложилось за те десять лет (1863-1874), которые он провел на службе в русском консульстве в различных частях Оттоманской империи, - период, когда он часто посещал грекоправославную монашескую общину на горе Атос. Выйдя в отставку (из-за несогласия с российской политикой в отношении Турции), он работал в России цензором; но через несколько лет снова подал прошение об отставке и поселился в Оптиной Пустыне, знаменитой своими старцами. Уже в конце жизни он принял монашеский обет. Презрение к «буржуазному плебейству», отталкивание от «человека с улицы» с его пошлыми идеалами «всемирного процветания» и «разумного счастья среднего класса» - вот эмоциональный источник всего творчества Леонтьева. После его смерти его часто называли «русским Ницше»2. Чрезвычайно важный аспект этого отвращения Леонтьева к буржуазным ценностям - его эстетизм: даже будучи еще совсем молодым человеком, Леонтьев не любил железную дорогу -этот высший символ буржуазной цивилизации - и осуждал европейскую одежду за «невыносимую пошлость» и отсутствие живописности. Человек, писал Леонтьев, должен делать своим образцом приро- 1 Ibid. Р. 119-120. 2 См.: Бердяев Н.А. Константин Леонтьев: Очерки из истории русской религиозной мысли. Paris, 1926. С. 37. Имеется английский перевод этой книги, выполненный Reavey. Leontiev K.N. London, 1940.
ду, которая «любит разнообразие и роскошь форм». Красота являет себя в отчетливости линий, своеобразии, индивидуальности, специфическом цвете; она зависит от дифференцированности и, следовательно, от неравенства. Либеральный гуманизм и индивидуализм, критикующие общественные различия, - это, в сущности, антиэстетическая сила: «Индивидуализм губит индивидуальность людей, областей и наций»1. И точно так же «сентиментализм» и «эвдемонизм» препятствуют появлению сильных и блестящих личностей, которые формируются благодаря несчастьям и несправедливостям. Победа либерально-эгалитарного идеала всеобщего процветания и всеобщего принятия ценностей среднего класса делает историю бессмысленной. «Стыдно было бы за человечество, если бы этот подлый идеал всеобщей пользы, мелочного труда и позорной прозы восторжествовал бы навеки...»2 Те же мысли более подробно развиты в главном произведении Леонтьева «Византизм и славянство» (1875). В нем выдвинуто оригинальное истолкование эволюции различных обществ - концепция, предвосхитившая теорию Шпенглера о переходе от «культуры» к «цивилизации»\ Имеет эта концепция и некоторые общие черты с концепциями Ортеги-и-Гассет и других анти-эгалитарных критиков массовой культуры. Всякое развитие, считает Леонтьев, проходит три основные стадии, которые являются общими не только для биологической эволюции, но также и для эволюции художественных стилей и целых общественных организмов. Исходная стадия - период простоты, когда первичная однородность преобладает как в целом, так и в составляющих целое частях. Переход ко второй стадии характеризуется возрастанием сложности: как целое, так и его части индивидуализируются, но в то же время скрепляются сильнее «деспотизмом внутренней формы»; кульминация второй стадии - «сложное цветение», т.е. максимальная дифференцированность в пределах конкретного индивидуализированного морфологического единства. С этого момента эволюция переходит в распад и, посредством вторичного упрощения, приводит к унифицирующему слиянию составных элементов, а потому и к новой уравнительной простоте. Эта третья стадия - стадия «уравнительного слияния и простоты» - возвещает приближающуюся смерть организма. Применяя эту схему к философии истории, Леонтьев использует «типы» Данилевского, заменившего ими «отвлеченное человечество» Леонтьев К.Н. Собрание сочинений. СПб., 1912. Т. 5. С. 147. 2 Там же. С. 426. См.: Sorokin P. Contemporary Sociological Theories. New York and London, n.d. P. 25-26, note 49. ГЛАВА 14. Реакционные идеологии пореформенной эпохи 325 в качестве протагониста в процессе эволюции и распада. История Западной Европы, с точки зрения Леонтьева, - классический пример культурного распада, пример, который должен послужить России и уроком, и предупреждением. Согласно Леонтьеву, кульминация европейского прогресса - это период между Ренессансом и восемнадцатым столетием; за ним последовал период распада, возвестивший начало третьей стадии - распада дифференцированного морфологического единства. На этой стадии все становится более разжиженным и мелким. В то время как индустрия расширяется, культура распадается, потому что индивидуальность культуры (ее неповторимая уникальность) возможна только при объединяющем «деспотизме формы»; с точки зрения этого критерия, Китай или Турция стоят гораздо выше по своей культуре, чем Бельгия или Швейцария. Основной симптом вырождения Европы - «эгалитарно-либеральный процесс»; этот процесс, заявляет Леонтьев, «есть антитеза процессу развития. При последнем внутренняя идея держит крепко общественный материал в своих организующих, деспотических объятьях и ограничивает его разбегающиеся стремления. Прогресс же, борющийся против всякого деспотизма - сословий, цехов, монастырей, даже богатства и т.п. - есть не что иное, как процесс разложения <...>, процесс уничтожения тех особенностей, которые были органически (т.е. деспотически) свойственны общественному телу»1. Особые выводы из этой теории относятся к роли политиков. Леонтьев полагает, что до периода «цветущей сложности» истина - на стороне прогрессистов, которые ведут народ от стадии примитивной простоты к дифференциации и распространению форм. Однако на стадии распада истина - на стороне консерваторов, которые пытаются задержать атомизацию общества. Такова ситуация не только в Европе, но и в России, где «либерально-эгалитарный процесс» пробил себе дорогу после смерти Николая I. Нужно «подморозить» Россию, чтобы спасти ее от гниения - зловещий афоризм, придуманный Леонтьевым в оправдание ультрареакционной программы Победоносцева. Леонтьев согласен с Данилевским, что Россия, хотя и уязвима для «чумного дыхания» Европы, не принадлежит к европейскому «типу», но он по-другому представляет себе специфическую природу «рус-скости». По его мнению, Россия не чисто славянская страна; оригинальность ее культуры определяется также и азиатскими ее элементами. Славянство «аморфно, стихийно, неорганизованно», тогда как Россия в первую очередь - наследница византийской цивилизации, которую Данилевский не заметил в своей теории «историко-культурных» типов. Поэтому завоевание Константинополя позволит России 1 Леонтьев К.Н. Собр. соч. Т. 5. С. 198-199. Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... создать новый культурный тип, который будет не славянским, а неовизантийским. Византизм, воплощенный в православии и самодержавии, - вот «организующее начало» русской истории; «славянства» как такового не существует, поскольку вне Византии славяне не более чем этнографический материал, подверженный разлагающему влиянию, которое исходит от Европы. Если южные славяне сохранили свою оригинальность, подытоживает Леонтьев, то только благодаря Турции, которая «заморозила» их культуру и отделила их от либеральной Европы. Для того чтобы лучше понять Леонтьева, нужно помнить, что в годы своего пребывания на Ближнем Востоке он полюбил турок и в то же время стал испытывать глубокое отвращение к славянам. В частности, ему не нравились болгары, в которых, по его словам, он увидел симптомы преждевременного старения - безостановочный переход от первой стадии эволюции к третьей стадии, то есть трансформацию «свинопасов» в «либеральных мещан». Резко отрицательная оценка Леонтьевым славян отчасти объясняется его общим подходом к национализму девятнадцатого века; отдельная статья, которую он посвятил этой теме, прямо озаглавлена: «Национальная политика как орудие всемирной революции». В ней высказана мысль, что нации обладают творческой силой только тогда, когда они представляют какую-либо особую культуру: «голый» или чисто «племенной» национализм - разлагающая сила, которая разрушает и культуру, и государство; это - уравнительный, в конечном счете, космополитический процесс; более того, национализм - маска, прикрывающая либерально-эгалитарные тенденции, специфическая метаморфоза всеобщего процесса распада. Этот свой тезис Леонтьев иллюстрирует примерами Греции и Италии: эти страны, по его убеждению, быстро начали терять свой «национальный характер» после завоевания независимости. Националистические движения среди славян идут в том же направлении: националистические страсти вызвали конфликт болгар с православием, представлявшим греческую епархию, и принятие европейской конституции. По славянскому вопросу Леонтьев склонен согласиться скорее с Николаем I, чем с Погодиным и панславистами. В «Визан-тизме и славянстве» он утверждает, что не славяне сами по себе заслуживают восхищения и поддержки, а только их «оригинальность»; практически это означает, что поддерживать надо не славян-националистов, а носителей византизма - греческих «фанариотов». Этот вывод явно противоречил «славянской» политике правительства Александра 11 и положил конец дипломатической карьеры Леонтьева. Таким образом, сначала горячий сторонник Данилевского и в определенном смысле его ученик, Леонтьев ^перешел к отрицанию ГЛАВА 14. Реакционные идеологии пореформенной эпохи 327 панславистской программы своего учителя. «Мы впредь, - писал он, -должны смотреть на панславизм как на дело весьма опасное, если не совсем губительное»'. «Меньшие братья» славяне уже заражены духом уравнительного, эгалитарного либерализма и, в сущности, являются самыми опасными врагами настоящей православно-византийской культуры. Не случайно, по мнению Леонтьева, панславизм имел успех вместе с либеральными идеями, а именно - в период «великих реформ», когда отличия России от Европы эпохи заката Европы затушевывались. Этот аргумент не следует понимать в том смысле, что Леонтьева больше не интересовало завоевание Константинополя; на самом деле то, против чего он выступал самым решительным образом, была идея «освобождения» других славянских народов. Леонтьев чувствовал, что Австрия и Турция еще долго будут управлять этими народами, поскольку только отсутствие политической независимости вынуждало южных славян культивировать свое культурное своеобразие. По мысли Леонтьева, турецкое и австрийское иго этим народам следует сбросить тогда, когда Россия станет достаточно зрелой для того, чтобы исполнить свою миссию и - после завоевания Константинополя - направлять будущее славянства. Что Константинополь рано или поздно будет завоеван, в этом Леонтьев не сомневался, но он далеко не уверен, достаточно ли это само по себе для того, чтобы Россия создала новую и оригинальную цивилизацию. Россию трудно назвать молодой страной, писал он с сожалением; политика Александра III - «благотворная реакция», но невозможно сказать, «излечит» ли она русское общество, которое начиная с 1960-х гг. глубоко поражено разлагающими процессами. Правда, завоевание стран, изначально принадлежавших православно-византийской культуре, укрепит российский византизм, но Леонтьев сожалеет о том, что в процессе обретения независимости эти страны станут жертвой уравнительной чумы либерализма. На исходе жизни -в начале 1890-х гг. - Леонтьев окончательно теряет веру в способность России создать новый по своему своеобразию культурный тип. Будущее, пророчит Леонтьев, принадлежит социализму; возможно даже, что русский царь станет во главе социалистического движения, организует и дисциплинирует это движение точно так же, как император Константин «организовал» христианство; или, может быть, -как пишет Леонтьев в другом своем апокалипсическом предсказании, - демократическая, обмирщенная Россия сделается родиной Антихриста2. Леонтьев К.Н. Национальная политика как орудие всемирной революции. M.J889. С.54. 2 См.: Бердяев Н.А. Константин Леонтьев. С. 212, 217. Алджсй Валнцкнй. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... В своем видении будущего как катастрофы Леонтьев находил только одно утешение: он убежден, что ненавистные ему либералы никогда не победят; новые властители, которые возникнут из кризиса европейской и русской цивилизации не будут ни «либеральными», ни «мягкотелыми». Если, писал он в 1880 г., дальнейшее подражание больному Западу приведет Россию к революции, то эта революция в конечном итоге установит «режим с такими суровыми порядками, каких мы еще не видывали, может быть»1. Европейские и русские социалисты, говорит Леонтьев в другой своей работе, не поставят памятников либералам: И они правы в своем презрении <...> и как бы ни враждовали эти люди против настоящих охранителей, против форм и приемов охранения, им не благоприятного, но все существенные стороны охранительных учений им самим понадобятся. Им нужен будет страх, нужна будет дисциплина; им понадобятся предания покорности, привычка к повиновению; народы, удачно (положим) экономическую жизнь свою пересоздавшие, но ничем на земле все-таки не удовлетворимые, воспылают тогда новым жаром к мистическим учениям и т.п. В своих воззрениях Леонтьев в значительной мере воспроизводит учения, сформулированные в начале девятнадцатого века, в особенности идеи немецких консервативных романтиков и теократические концепции де Местра. Фактически консервативный романтизм - общий источник, связывающий Леонтьева и славянофилов. Леонтьев и сам признавал эту связь, но вместе с тем он осуждал славянофильство как непоследовательное учение, в котором были неприемлемые для него элементы4. Он писал, что славянофильство казалось мне и тогда уже слишком эгалитарно-либеральным для того, чтобы достаточно отделить нас (русских) от новейшего Запада. Это одно; другая же сторона этого учения, внушавшая мне недоверие и тесно, впрочем, связанное с первой, была какая-то как бы односторонняя моральность. Это учение казалось мне в одно и то же время и не государственным, и не эстетическим. Со стороны государственной меня гораздо больше удовлетворял Катков. Со стороны же исторической и внешнежизнен- Леонтьев КН. Собр. соч. Т. 7. С.205 2 Там же. С. 217. 3 Вот почему Милюков считает Леонтьева продуктом вырождения славянофильства, тогда как Трубецкой называет его «разочарованным романтиком». См.: Милюков П.Н. Из истории русской интеллигенции. СПб., 1902; Трубецкой Н.С. Разочарованный славянофил // Вестник Европы. 1892. № 10. 4 Иван Аксаков отрицал это сходство и с презрением отвергал идеи Леонтьева как «сладострастный культ дубинки». ГЛАВА 14. Реакционные идеологии пореформенной эпохи 329 ной эстетики я чувствовал себя несравненно ближе к Герцену, чем к настоящим славянофилам'. Леонтьев здесь имеет в виду критику Герценым западноевропейской буржуазии - критику, в которой эстетическое отвращение играло важную роль. Гораздо ближе, однако, эстетизм Леонтьева к эстетизму Григорьева и Данилевского и к отрицанию ими всеобщих критериев. У Леонтьева мы видим глубокую связь этого типа эстетизма с отрицанием морали как руководящего принципа; имморальные поступки и черты характера могут и в самом деле быть «прекрасны», потому что злое начало может усиливать разнообразие, колорит и доблесть. Совершенно очевидно, что славянофильское видение древней России - с ее гармонией, однородными традициями и мнимым отсутствием отчетливых социальных различий - непримиримо с эстетическим идеалом Леонтьева. Гораздо ближе его представлениям о «цветущей сложности» тот самый Запад, который славянофилы как раз критиковали, с его правлением, «основывающимся на силе», с его жесткими общественными перегородками, с его блестящим рыцарством и с его Церковью, которая притязала на гегемонию над мирской властью. Леонтьев, понятно, восхищался «старой» Европой, а критику славянофилами феодализма и западной аристократии приписывал влиянию на них новой «либерально-эгалитарной» Европы. Это, естественно, повлияло на его интерпретацию основных проблем русской истории и вынудило рассматривать разрыв между дворянством и народом -разрыв, который так тревожил славянофилов, - как положительный симптом. До Петра было больше однообразия в социальной, бытовой картине нашей, больше сходства в частях; с Петра началось более ясное, резкое расслоение нашего общества, явилось то разнообразие, без которого нет творчества у народов. Петр, как известно, утвердил еще более и крепостничество. < |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.96 (0.017 с.) |