Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная философия БакунинаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Поскольку Бакунин делал акцент на значении коллективного начала, его анархизм отличался от индивидуалистического анархизма Прудона и был прямой противоположностью асоциального и аморального анархизма Макса Штирнера. В отличие от Штирнера, Бакунин не восстает на общество и прославляет эгоизм; наоборот, он дает понять, что бунтовать против общества так же бессмысленно, как и бунтовать против законов природы. Зависимость от законов, управляющих общественным поведением, не ограничивает автономию индивидуальности, поскольку общественные нормы - в отличие от политического законодательства - не навязаны какою-то чуждой волей, но представляют собой внутреннюю необходимость. Где нет внешнего диктата, там чувство свободы и самореализации возможны только в пределах общества, потому что и свобода, и самореализация возникают в результате спонтанного слияния индивидуальной воли с волей коллектива. 1 Там же. С. 193. 2Цит. изд. Т. 1.С. 295. ГЛАВА 13. Анархизм Этот ход мыслей показывает, что анархизм Бакунина основывался на представлении о диаметральной противоположности общества и государства; общество - естественный элемент, обеспечивающий формой интернализованного контроля, тогда как государство - это отчужденная, антиобщественная сила, которую нужно уничтожить для того, чтобы освободить социальный инстинкт, глубоко залегающий в человеческой личности (Бакунин замалчивает тот факт, что в условиях революционной практики вряд ли возможно проводить различие между двумя этими сферами). Общество - продукт природы, тогда как концепция «общественного договора», постулировавшая более совершенное - досоциальное - состояние и рассматривавшая общество как механический и совершенно искусственный агрегат из отдельных людей, - это опасная метафизическая теория, которая на практике (независимо от либеральных намерений тех, кто ее придерживается) санкционирует абсолютный авторитет государства. Вся политико-правовая сфера действительности - это, в сущности, искусственный продукт определенной стадии мышления в процессе человеческой эволюции, причем политика тесно связана с теологией: та и другая исходят из того, что человек по природе зол и должен быть ограничен и подчинен принудительной дисциплине. В сущности, всякое государство - это Церковь во времени, а всякая Церковь не что иное, как божественное государство2. Употребляя современную терминологию, можно сказать, что Бакунин считал государство отчужденной социальной силой, которая распространяет свою власть за счет разрыва «жизненных», общественных связей. Стоит добавить к этому, что Бакунин признавал некоторые сходства между своим ходом мысли и воззрениями Константина Аксакова на государство как на «внешнюю правду», «начало зла, внешнего принуждения». Это частичное совпадение взглядов представляет определенный интерес, поскольку оно позволяет увидеть, что анархизм тоже имел склонность оглядываться назад, - тенденция, которая особенно отчетливо выражалась в идеализации не поддающихся полной рационализации, дополитических форм общественной жизни. Нападая на государство во всех его видах - от монархизма до республики, - Бакунин тоже апеллирует к универсальному идеалу. Государство, по его словам, - это «самое ужасное, самое циничное и самое полное противоречие всего человеческого»4; поскольку государство 1 Цит. изд. Т. 3. С. 184-185. 2 Там же. С. 195. См.: Богучарский В./О. Активное народничество семидесятых годов. М., 1912. С. 20-21. 4 Бакунин М.А. Цит. изд. Т. 3. С. 190. Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... ГЛАВА 13. Анархизм разделяет людей, настраивает граждан одной страны против граждан другой страны, присваивает себе абсолютный суверенитет, то тем самым оно сводит на нет всеобщие узы человеческой солидарности. Патриотизм, который культивируют правительства, по сути дела, -средство оправдания всех преступлений, потому что совершаются эти преступления по приказанию властей. Самое совершенное воплощение esprit d etat - немецкий офицер: «цивилизованный зверь», «лакей по убеждению и палач по призванию», он соединяет в себе «ученость с хамством, а хамство с храбростью, строгую исполнительность со способностью инициативы, регулярность с зверством и зверство с своеобразною честностью»; это существо, всегда готовое по приказу начальства «истребить и перерезать десятки, сотни городов и селений»1. Эти аргументы Бакунина направлены не только против буржуазного государства, но и против того, что он называл «государственным социализмом», - направление, которое, на его взгляд, представляли Маркс и Лассаль (принципиальные различия между ними обоими Бакунин игнорировал). Социализм и свобода, настаивает он, - нераздельны: «свобода без социализма означает привилегию и несправедливость», но «социализм без свободы - это рабство»2. Именно потому что свободу невозможно примирить с какой-либо политической организацией, необходимо стремиться к уничтожению государств, или, по крайней мере, к полной децентрализации государства, что оставляет за каждой его составной частью право на добровольное отделение. Общественная организация должна строиться «снизу вверх», в соответствии с подлинными нуждами и естественными тенденциями различных групп общества. В этом смысле «индивиды и ассоциации, общины и районы, провинции и народы объединятся на начале свободной федерации для основания - человечества»3. Характерный аспект социальных воззрений Бакунина - его требование: «...наука, как моральное начало, существующее вне всеобщей общественной жизни, и представленное корпорацией патентованных ученых, должна быть ликвидирована и распространена в широких народных массах»4. Наука должна быть общей собственностью, и этой цели можно достичь, обеспечив каждому равноправное всеобщее образование. Став однажды частью сообщества и потеряв свою самостоятельность, наука на какое-то время снизит свои притязания, но зато она станет составной частью реальной жизни и будет лучше 'Цит. изд. Т. 1.С. 158-161. ! Цит. изд. Т. 3. С. 147. 'Там же. С. 192-193. 'Цит. изд. Т. 2. С. 201. служить нуждам реальной жизни, а тем самым перестанет создавать надменную и общественно деструктивную интеллектуальную аристократию. По вопросу о частной собственности Бакунин был гораздо менее радикален, чем Ткачев: эгалитарный коммунизм последнего не удовлетворял идеалу свободы Бакунина и его нелюбви к единообразию. Тем не менее, он решительно против права наследования. Единственным наследником всех мертвецов должен быть «общественный фонд, посвященный воспитанию и образованию всех детей обоего пола и обеспечивающий их содержание, пока они не достигнут зрелости»1. Изображая свой коллективистский идеал, Бакунин иногда ссылался на якобы древние русского народа, институциональным выражением которых была деревенская община. Отношение Бакунина к общине было не лишено критики. Он обсуждает этот вопрос более обстоятельно в статье, опубликованной в качестве приложения к «Государственности и анархии». В этой статье он выделяет три основные положительные черты «идеала русского народа». Эти черты: (!) убеждение, что вся земля должна принадлежать народу, (2) прикреп-ленность к общинному землевладению и (3) принцип самоуправления и упорная вражда к официальным лицам и государственным институтам. Но были еще и три отрицательные черты, а именно: (1) патриархальность, (2) поглощение отдельного человека «миром» и (3) вера в царя. В силу этого Бакунин не верил в общину как революционную силу, хотя он высоко ценил архаический коллективизм крестьянства. В то же время он был убежден, что революцию можно осуществить силами народа и во имя народных идеалов, и глубоко верил в жизненность великой традиции крестьянских восстаний Стеньки Разина и Пугачева. Бакунин поэтому склонен был верить, что в самом народе дремлет революционная сила, способная в любой момент стать настоящим вызовом патриархальному консерватизму общины и побудить массы к восстанию против искусственной цивилизации государства. Бакунин указывает на долгую историю разбойничьих шаек в России как на доказательство такой революционной силы. «Разбой, -пишет он, - это важное историческое явление в России»; первые разбойники, первые революционеры в России - Пугачев и Стенька Разин - были «разбойники»3. Идеализация крестьянского бандитизма 1 Цит. изд. Т. 3. С. 146. 2 Подобно Белинскому, Бакунин считал религиозность крестьянства поверхностным и не включил в свой идеал. 3 Бакунин М.А. Приложение к «Государству и анархии». Анджей Валицкчй. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... как самой архаической формы общественного протеста - одна из наиболее характерных сторон бакунизма. Английский историк-марксист Хобсбаум назвал Бакунина классическим образцом сугубо архаического и романтического революционера1. В XIX столетии разновидность анархизма, которую представлял Бакунин, пустила корни в значительной мере в Италии и в Испании (особенно в Анда-лузии) и стала политическим движением, которое особенно ярко отражало стихийные революционные чаяния отсталых крестьянских масс2. Идеи Бакунина оказали значительное влияние на народничество 1870-х гг. - о чем говорилось в предшествующей главе. Из двух течений внутри народничества, которые в 1873-1874 гг. участвовали в «хождении в народ», бакунинцы составляли большинство и представляли «романтическую» сторону движения; они апеллировали к эмоциям и инстинктам крестьян, тогда как сторонники Лаврова (другое течение) желали учить крестьян, сформировать их сознание. Поэтому сторонников Бакунина правильно называли «бунтарями»: вместе со своим вождем они верили, что русские крестьяне всегда готовы - взбунтоваться и начать восстание; поэтому бакунинцы отправились по деревням - особенно на Украине и в Поволжье - в надежде возродить традиции казацко-крестьянских восстаний. Последователи же Лаврова («пропагандисты») отправились в деревни с мирной пропагандой социалистических идей: они надеялись просветить крестьян и подготовить их для будущей революции, которая должна была быть не стихийным бунтом, но сознательным предприятием. Оба течения высоко ставили крестьянскую общину, но сторонники Лаврова гораздо меньше были склонны идеализировать архаические черты общины; в коммунально-общинном самоуправлении им были дороги не столько реально существовавшие общественные отношения, сколько их социалистический потенциал. Обе эти разновидности народничества отвергали борьбу за «политическую свободу» как «буржуазную» и «лживую», но если лавровцы симпатизировали германской социал-демократии, то бакунинцы считали ее партией, предавшей идеалы революционного социализма. 1 Hobsbawm E.J. Primitive Rebels. Studies in Archaic Forms of Social Movement in the 19lh and 20th Centuries. Manchester, 1963. P. 165. 2 Там же. С. 82-83.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.240.101 (0.008 с.) |