Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политическая и социально-экономическая доктрина домарксистского социализма.

Поиск

Промышленный переворот в Англии, победоносная революция во Франции привели в начале XIX века к полному торжеству нового капиталистического порядка в ведущих странах Европы, по этому же пути развивались и США. Но на деле события XVIII века привели к разрушению твердынь феодализма, но не принесли трудящимся действительной свободы. Разочарование в «царстве разума» привело к появлению новых социалистических и коммунистических теорий. Слова «социализм» и «коммунизм» были введены в широкое употребление французскими мыслителями 30-х годов XIX век.

Тогда понятием «социалистический» определяли стремление идеологов самых разных классов, не только вскрыть «язвы» нарождающегося капитализма, но и набросать картину лучшего общественного устройства.

Существовали различные течения социализма.

Социалисты: Анри сен-Симон (соц. сист., в которой все будут работать, труд – первая и важнейшая моральная обязанность, здесь остаётся частная собственность; в обществе существуют классы: паразиты(дворянство, рантье, военные) и трудящиеся). Шарль Фурье (цивилизация дошла до высшей точки развития. Источником всех проблем является торговля, которую он называл «системой узаконенного обмана». Путь к лучшему – установление общества на началах ассоциации – производственного коллектива, состоящего из 1600 человек, эти фаланги будут объединены согласованными и интересами).

Огюст Бланки считал, что изменить условия жизни по рецептам, предлагавшимся социалистами-утопистами, не удастся. Народ должен концентрировать усилия на политическом перевороте, который один только способен привести к социальным преобразвоаниям. Политическая революция имеет задачей низвержение власти капитала, установление коммунистических порядков, полное освобождение от всякой эксплуатации. Бланки представлял революцию как вооруженное восстание.


Общественно-политическая и социально-экономическая доктрина анархизма.

Пьер Жозеф Прудон и зарождение анархизма

Анархизм как идейно-политическое течение возник на этапе восходящего капитализма. Бурное развитие капиталистической ин-дустрии вело к интенсивной пауперизации мелких товаропроизво­дителей, что вызывало их протест и стремление изменить существо­вавшие порядки, но при сохранении частной собственности. Неудовлетво­ренные ролью государства, эти социальные слои начинают воспри­нимать представления о безгосударственном устройстве общества, что являлось исходным пунктом теории и конечной целью анархис­тского движения. Одним из основоположников концепции анархиз­ма выступил Пьер Жозеф Прудон.

В 1848 г. Прудона избрали в Учредительное собра­ние. Высказывавшиеся им взгляды в защиту интересов трудящихся вызывали резкое неприятие депутатов, но привлекали и сторонни­ков. Он начал издавать газету "Народ", которая стала одной из са­мых популярных.

Известность к Прудону пришла после издания в 1840 г. книги "Что такое собственность". Ее лейтмотив — "собственность есть кра­жа" — производил на современников сильное впечатление. Но Пру­дон требовал уничтожения только крупнокапиталистической соб­ственности. Мелкобуржуазную он признавал и считал необходимой как основу экономического прогресса и свободы производителя. В силу этого, по Прудону, цель истории заключается в том, чтобы соз­дать некую третью форму общества, не капиталистическую и не ком­мунистическую, но в которой антиподы — крупная буржуазия и про­летариат — растворятся в среднем классе, т.е. в мелкой буржуазии.

Но каким должен быть путь к этому новому обществу? Только не через преобразование государства. В основе политической теории Прудона лежит постулат о полном устранении государственной власти из общественных отношений.

Исходя из того, что нужда рабочих порождена неравноцен­ностью обмена, Прудон предлагал преобразовать его на основе ра­венства и справедливости. Для этого следовало учредить народный банк. Он должен давать даровой, т.е. беспроцентный кредит, чтобы исключить возможность пускать деньги в рост. В соответствии с количеством труда, затраченного на производство товара, предполагалось распределять между товаропроизводителями специальные талоны — "рабочие деньги" для обмена их на другие товары. Поскольку при этом бан­ковские билеты обеспечивались бы не звонкой монетой, золотыми слитками или недвижимостью, а произведенными продуктами, про­изошло бы, по мнению Прудона, обесценение и уничтожение золо­тых и серебряных денег, появился бы неограниченный сбыт, исчезли налоги.

Прудон попытался на практике реализовать свой проект и 11 февраля 1849 г. открыл "Народный банк". Не прошло и двух месяцев, как он объявил о закрытии своего банка и возвратил деньги акционерам.

Развитая Прудоном идея полного отрицания государ­ства стала краеугольным камнем теории анархизма.

Революционный анархизм Михаила Бакунина

С начала 70-х годов XIX в. анархизм получил широкое распрос­транение среди пролетариев таких романских стран, как Испания, Италия; оказывал влияние на рабочих Бельгии, Швейцарии, других европейских государств. Признанным лидером анархизма в этот пе­риод выступил М.А. Бакунин (1814—1876).

Исходным пунктом в политической теории Бакунина стало по­ложение о доминирующей роли принципа свободы в системе обще­человеческих ценностей. Государство же является орудием насилия, следова­тельно, отрицанием свободы. Это относится к любому государству, равно как к диктатуре буржуазии, так и к диктатуре пролетариата.

Идея диктатуры пролетариата вызвала протест Бакунина и с еще одной стороны. Он поставил вопрос: если пролетариат будет господствующим классом, то над кем он будет господствовать? Оче­видно, над крестьянством, т.е. и с этой точки зрения принцип свобо­ды всех и каждого будет нарушен..

Эта модель организации общества в пред­ставлении Бакунина характеризуют следующие принципы. Струк­турными единицами общества являются общины и провинции, ко­торые обладают самоуправлением и абсолютной автономией. Общины могут образовать федерацию в виде провинции, но в таком случае издаваемые общинами законы должны соответствовать принятым в провинциях нормам. Провинции могут войти в состав так называемой "нации", или федерации провинций, но при том усло­вии, что издаваемые провинциями законы не будут противоречить строю и законодательству "нации". В делах, касающихся взаимоот­ношений провинций и общих интересов "нации", каждая провинция должна выполнять принятые национальным парламентом декреты, подчиняться решениям национального суда с правом подать апелля­ционную жалобу в международный суд. При отказе повиноваться провинцию ставят вне закона и национальной солидарности. Если же она нападет на одну из федеральных провинций, то федеральная армия примет надлежащие карательные меры.

Анархотерроризм

Предыстория политического терроризма уходит в глубь веков. В последней трети XIX в. к нему прибегла та часть анархистов, кото­рая гипертрофированно оценивала роль личности в истории, возла­гала ответственность за неустроенность жизни на отдельных деяте­лей, физическое устранение которых якобы могло привести к исправ­лению и преобразованию самого общества. Это убеждение неминуемо подводило к идее индивидуального террора, особенно в условиях, когда не было надежд на массовое вооруженное выступление.

Развязанная анархистами кампания террора уже во второй по­ловине 70-х — начале 80-х годов охватила Испанию. Наряду с мно­гочисленными поджогами и взрывами в 1878 и 1879 гг. были органи­зованы два неудавшихся покушения на короля Альфонса XII. Их ис­полнителей Хуана Монкузи и Франсиско Гонсалеса анархисты объявили революционными святыми и мучениками. Анархис­ты устроили охоту на короля Альфонса XIII. 31 мая 1906 г. в день его бракосочетания с принцессой Эммой Баттенберг, внучкой коро­левы Англии Виктории, в кортеж новобрачных бросили бомбу. Ко­ролевская чета не пострадала, но от взрыва скончались 26 и были ра­нены 100 человек.

Не меньший размах анархо-терроризм получил в Италии. В 1898 г. итальянский анархист Луиджи Лукони убил в Женеве находившуюся там во время путешествия по Европе австрийскую императрицу Ели­завету, супругу Франца Иосифа. В 1900 г. Гаэтано Бреши тремя выстрелами из револьвера покончил с итальянским королем Умберто I.

В начале 90-х годов волна терроризма поднялась во Франции. В январе 1894 г. Эмиль Анри, сын коммунара, взорвал бом­бу в кафе "Терминус". Этот взрыв положил начало выбору подобных объектов для террористических актов. По словам Анри, сидящие в кафе — это те, кто позволяет себе наслаждаться, когда существуют обездоленные и угнетенные, за чей счет они пируют. Ударом по обы­вателям он стремился "испортить им триумф".

6 сентября 1901 г. анархист Леон Цолгош двумя выстрелами из ре­вольвера убил президента США Маккинли.

Анархистский террор был представлен не только единичными актами против высокопоставленных лиц, но приобрел широкий раз­мах. В 1892 г., например, в Европе осуществили около 1000 взрывов, большую часть которых относят на счет анархистов. Распростра­ненность этого явления побуждает обратиться к идеологии анархо-терроризма.

В анархистском движении тактику террора официально провоз­гласили на конгрессе, состоявшемся в Лондоне в 1881 г. Переход к нему оправдывали такими аргументами, как: цель разрушения бур­жуазного общества оправдывает любые средства, нарушение буржуаз­ной эксплуататорской законности есть революционный акт; динамит делает всех равными.

Немецкий анархист Иоганн Мост сформулировал принцип, наз­ванный им "эффектом эха". Мост был первым, кто предложил посылать намеченным жертвам почтовые посылки с бомбами, взры­вающимися в момент вскрытия упаковки.

Призывая к террору как средству разрушения современного об­щественного строя, анархо-террористы не представляли, чем его за­менить, и не выдвигали никаких конкретных предложений о буду­щем обществе, полагая, что решение найдется, когда для этого наста­нет время.

Непосредственный результат террористической активности почти всегда оказывался обратным ожидавшемуся.

Анархо-синдикализм

В 90-х годах XIX в. возник как особое направление в рабочем движении так называемый анархо-синдикализм.

У М.А. Бакунина анархо-синдикалисты заимствовали представ­ление о государстве и обществе как о двух абсолютно несовмести­мых институтах. Считая государство орудием господства и подавле­ния, анархо-синдикалисты полагали невозможным использовать его в своих целях. Революция должна уничтожить капитализм и смести буржуазное государство. Но на смену ему придет не диктатура про­летариата. Вслед за анархистами они видели в ней форму государ­ства, которая не отличается принципиально от любой другой классо­вой диктатуры.

Анархо-синдикалисты полагали, что универсальной заменой го­сударству, парламенту, партиям будут сами синдикаты, т.е. профес­сиональные союзы. Синдикаты должны передать владение средствами производ­ства не индивидуальным владельцам, как при капитализме, и не обществу в целом, как при социализме, а непосредственно рабочим, занятым в конкретной отрасли промышленности.

Из трех форм классовой борьбы — идеологической, политичес­кой, экономической — анархо-синдикалисты признавали только эко­номическую. Поэтому ведущим в теории анархо-синдикализма яв­ляется положение о так называемом "прямом действии". "Прямое действие" против предпринимателей предполагало ис­пользование бойкота, саботажа, стачки.

Под "прямым действием" против государства понималась всеоб­щая стачка — прекращение работы большинством трудящихся всех жизненно важных отраслей промышленности в отдельной местнос­ти или по всей стране с целью полностью парализовать экономичес­кую жизнь.

Рассматривая борьбу труда против капитала как войну, успех которой зависит только от решительности и натиска, анархо-синдикалисты отрицали всякое политическое действие, в частности, работу в парламенте, участие в выборах, сотрудничество с любыми партиями, выступали против реформ и компромиссов.

В практической деятельности анархо-синдикалистам не удалось реализовать свои идеи, а с началом Первой мировой войны их влия­ние на рабочее движение резко упало.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.70.200 (0.011 с.)