Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские идеи петрашевцевСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Переходный характер движения петрашевцев заметен также и в их философских воззрениях. Это движение возникло тогда, когда в Европе философский идеализм постепенно начал уступать место натурализму, который проявлял себя в биологическом материализме и позитивистском культе науки. В России тоже подходила к концу «эпоха философии». Ведущие русские мыслители - такие как Белинский и Герцен - отходили от гегелевского идеализма с помощью материалистической философии Фейербаха. В статье «Натурализм» во втором выпуске «Карманного словаря иностранных слов» можно видеть наиболее концентрированное выражение философских взглядов Петрашевского. Термин «натурализм», говорится в этой статье, означает учение, считающее возможным для человека достижение путем одного мышления, без всякой помощи предания, откровения или самоличного явления божества и осуществление в действительной жизни вечного блаженства чрез полное, самостоятельное и самодеятельное развитие сил природы своей. Натурализм в низших фазисах своего развития откровения божества в положительных религиях считает ложными, созданиями не божественными, а чисто человеческими. В дальнейшем своем развитии это учение, вмещая в себе пантеизм и материализм, считает божество не чем иным, как общей и высшей формулой человеческого мышления, переходит в атеизм и даже, наконец, преображается в ан- ГЛАВА 9. Петрашевцы тропотеизм, т.е. в учение, признающее высшим существом только человека в природе. Натурализм, находясь на этой степени своего рационального развития, считает всеобщее признание божества в положительных религиях происшедшим от обоготворения человеком своей личности и общих законов своего мышления; все религии, которые представляют нам историческое развитие человечества, считает только постепенным приготовлением человечества к антропотеизму или полному самосознанию и сознанию жизненных законов природы1. Здесь, несомненно, заявляет о себе тип философии, которой отдавал предпочтение сам Петрашевский, точно так же как вряд ли можно сомневаться в том, что «антропотеизм» в этом контексте обозначает философию Фейербаха. Понятие природы в философии Петрашевского происходит не из рационализма восемнадцатого века - этот рационализм Петрашевский считал низшей стадией натурализма. Следующей, более высокой и промежуточной стадией, по его мнению, был материалистический пантеизм Фурье и идеалистический пантеизм Гегеля, в котором Бог понимался как всеобщая и высшая формула человеческого разума. (Петрашевский не видел никакого противоречия в том, чтобы рассматривать гегельянство как фазу «натурализма», поскольку он считал натурализм противоположностью сверхнатурализма, т.е. позиции, отвергаемой Гегелем во имя имманентности Бога). Высшая стадия натурализма, представленная Фейербахом, рассматривалась поэтому как кульминация развития немецкой философии. Сходной была концепция Спешнева, хотя он и полагал, что не антропотеизм, но скорее атеизм может быть радикальной альтернативой «сверхнатурализма». В большом письме Спешнева польскому эмигранту Эдмунду Хоецкому находим следующее рассуждение: ...весь немецкий идеализм XIX века - «великая» немецкая философия, начиная с Фихте <...> метит лишь в антропотеизм, пока она, достигнув в лице своего последнего знаменосца и корифея - Фейербаха - своей вершины и называя вещи своими именами, вместе с ним не восклицает: Homo homini deus est - человек человеку бог. Я видел далее, как эта доктрина, проникая из Германии, распространялась среди других народов - конечно, не так широко, как на своей родине. И при этом я имею в виду не рабских переписчиков гегелевской философии за границей, а лишь самостоятельные умы - Прудона во Франции и Каменского в Польше. Оба вышли из школы Гегеля, и луч- Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. С. 183-184. Анджей Валщкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... ГЛАВА 9. Петрашевцы шим доказательством того, что предпосылки для обожествления человечества имелись уже у самого Гегеля и что школа Фейербаха была его подлинной наследницей в Германии, является то, что и у этих двух соседей немцев и в то оке самое время, что и в Германии, гегелевское учение выступило как антропотеизм, и пришли они к этому, не зная Фейербаха, как Фейербах не знал их. Действительно, антропотеизм Фейербаха был следствием замены божественного бытия человеческим и возведением антропологии в ранг теологии. «Христианская религия, - писал Фейербах, - связала человеческое имя с именем божьим в одном названии - богочеловека, она таким образом человеческое имя вознесла до атрибута высшего существа. Сообразно истинному положению вещей новая философия превратила этот атрибут в субстанцию, предикат - в субъект». На место Богочеловека Фейербах ставит Человекобога. «Бог есть человек, человек есть Бог»3. Фейербах ожидал, что его учение будет иметь освобождающее воздействие, человек выпрямится и возродится, он по-новому ассимилирует в себе божественное начало, ставшее ему чужим и замкнувшееся в Царствии Небесном. В то же время Фейербах никогда не упускал случая подчеркнуть, что человек как существо, обладающее телом, тоже подчинен законам природы. Отсюда -бурный протест Фейербаха против спиритуализма, для которого ценностью обладает только душа, и против гегелевского идеализма, который видел в человеке только мыслящее существо. Антропотеизм имел своей задачей реабилитацию природы и человека как часть этой природы, как чувственного, наделенного страстями существа из плоти и крови. Эти краткие замечания позволяют лучше понять соединение фейербаховских и фурьеристских элементов, так характерное для идеологии петрашевцев. Легко было отвергнуть пантеистические фантазии Фурье, заменив их антропотеизмом, поскольку Фейербах был согласен с Фурье в тех вопросах, которые имели первостепенное значение для петрашевцев: реабилитация природы и чувственности, 1 Там же. С. 494-495. Хенрик Каменский (1813-1865), философ и выдающийся идеолог радикального крыла польского национально-освободительного движения, написал книгу «Философия и материальная экономика человеческого общества» (на польском языке, два тома, Познань, 1843-1845). В ней он утверждал, что трудовое, исторически развивающееся человечество - единственный Абсолют для человека. 2 Feuerbach L. Vorlaufige Thesen zur Reform der Philosophic. 1842. <Фейер-бах Л. Предварительные тезисы к реформе философии // Он же. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 1. С. 132.> 3 Фейербах Л. Сущность христианства. свободное и гармоническое развитие страстей, а также перспектива ренессанса человечества, основанного на свободе человеческой природы и расцвета всех ее творческих возможностей. Речь Ахшарумова на обеде в честь Фурье - хороший пример органического слияния фурьеризма с мотивом антропотеизма - мотивом восстановления присущих человеку божественных качеств: Да, мы, все должны это сделать и должны помнить, за какое великое дело беремся: законы природы, растоптанные учением невежества, восстановить, рестаурироватъ образ божий человека во всем его величии и красоте, для которой он жил столько времени. Освободить и организовать высокие стройные страсти, стесненные, подавленные. Разрушить столицы, города и все материалы их употребить для других зданий, и всю эту жизнь мучений, бедствий, нищеты, стыда, срама превратить в жизнь роскошную, стройную, веселья, богатства, счастья, и всю землю нищую покрыть дворцами, плодами и разукрасить в цветах - вот цель наша, великая цель, больше которой не было на земле другой цели. Приведенное высказывание показывает, что материализм Фейербаха (в отличие от вульгарного материализма Фогта и Малешотта, которому Фейербах проложил путь) не связан с позитивистской «трезвостью». Наоборот, фейербаховский материализм сохранял печать эпохи «социального романтизма»2, напряженной веры во всеобщее и полное обновление человечества. С другой стороны, философия Фейербаха несла в себе еще и такую тенденцию, которую можно назвать предпозитивизмом. Если ключ к пониманию философии (то есть идеалистической философии) - это теология, а ключ к пониманию теологии - антропология, тогда изучение человеческой природы должно быть самой важной отраслью знания. Но если принять, что человек - часть природы, подчиненная строгим и всеобщим законам причинности, то изучение человеческой природы относится, среди прочего, к компетенции естественных наук и требует использования научных методов. Такой ход мысли объясняет, почему петрашевцы в такой мере полагались в своих взглядах на естественные науки, будучи убеждены в необходимости изучения физиологии и психологии человека, и в целом сочувствовали позитивистским направлениям Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. С. 690. Этот термин употреблялся для обозначения различных социальных и религиозных концепций возрождения человечества, весьма популярных во Франции в период 1815-1848 гг. Одной из таких концепций был фурьеризм, в особенности максималистские идеи самого Фурье, которые легко переходили в чистую фантастику. Андже1~1 Валицкнй. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... европейской мысли. Этот «предпозитивизм» особенно заметен в статьях публициста Валериана Майкова, который одним из первых в России начал изучать произведения Конта, Литтре и Джона Стюарта Милля. Уместно спросить, почему эта предпозитивистская тенденция не вытеснила из мышления петрашевцев романтические увлечения ан-тропотеизмом и утопическим социализмом. Вероятно, эти увлечения прошли бы с течением времени, но дискуссии среди петрашевцев были активными лишь на протяжении пары лет - слишком короткий срок для того, чтобы участники этого движения могли осознать потенциально конфликтный характер позитивистских и романтических элементов внутри их мировоззрения. Этот дуализм ярко выразил Момбелли, который заявил: для того чтобы «люди сделались еще на земле богами», необходимо «отбросить все предрассудки (произведения порока)»1. Этот аргумент - а он был отголоском убеждения Фейербаха, что люди станут свободными только после того, как они отвергнут все иллюзии, - похоже, естественным образом приводил к выводу, что с «суевериями» можно бороться, только применяя строгое научное мышление и путем постоянного обращения к новейшим естественнонаучным открытиям. Тем самым петрашевцы оказались прямыми предшественниками «просветительства» шестидесятых годов, включая «реализм» Дмитрия Писарева. Мировоззрение петрашевцев полностью соответствовало преобладавшему направлению в русской литературе - его представляла в то время «натуральная школа», - направлению, которое подчеркивало познавательную функцию искусства и отдавало предпочтение литературным произведениям, предлагавшим «физиологический анализ» общества. Психологизм раннего Достоевского тоже происходил из постулата петрашевцев о необходимости психологического анализа человеческой природы. Для того чтобы определить роль петрашевцев в истории русской мысли, необходимо принять во внимание рецепцию их идей в зрелых сочинениях Достоевского. Полемика с социализмом, которая образует фон всех его великих романов, в значительной мере питалась идеями товарищей его юности. Основная тема этой полемики - мысль о том, что социализм основывается не на желании социальной справедливости, а на самоуверенной и тщетной попытке поставить человека на место Бога, - несомненно, навеяна дискуссиями об антропотеизме на собраниях петрашевцев, которые Достоевский посещал в молодости.
ГЛАВА 10 Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. С. 622. истоки «русского социализма» Русский социализм» Герцена вырос из полемики о роли /У А-^России и Европы - полемики 1840-х гг. между славянофи-\\-А. лами и западниками. Славянофилы притязали на то, что они представляют исконные «русские начала», воплощенные в деревенской общине, и отвергали рационализм и индивидуализм, которые в их глазах были родовым клеймом западной цивилизации. Со своей стороны, западники отстаивали автономию разума и личности: они утверждали, что эмансипация отдельного человека теснейшим образом зависит от рационализации общественных отношений. История современной Европы, казалось, являет собой образец освобождения отдельного человека от внешнего авторитета и догматически навязываемых традиций, так что западникам казалось логичным принять принцип буржуазного развития. Сомнения Герцена в правильности этого последнего вывода привели к появлению его «русского социализма». Как убежденный сторонник принципа личности, Герцен поддерживал западников; но даже в первой половине 1840-х гг. на него оказывала значительное влияние социалистическая критика капитализма, и он сомневался в том, ведет ли на самом деле «западный» путь к победе этого принципа. Первое же соприкосновение с Западной Европой убедило Герцена в том, что она находится в тисках жестокого кризиса и что России следует искать свой собственный, «самобытный» путь развития. Это, конечно, было равносильно полному разрыву с западничеством. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ ГЕРЦЕНА Кризис убеждений Покинув Россию в январе 1847 г., Герцен отправился в Париж. Для него, воспитанного с ранних лет под влиянием французской культуры, прибытие в «политическую и общественную» столицу Европы означало осуществление мечты. Разочарование наступило быстро: даже первое его письмо к московским друзьям показывает, что вульгарность среднего класса в парижском театре шокировала его Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... эстетическую чувствительность. Это эстетическое отвращение, не лишенное оттенка аристократического превосходства, сопровождалось и глубоким нравственным отвращением. В своих «Письмах из Avenue Marigny...» (1847) Герцен так определяет общественную роль буржуазии: <г Буржуазия не имеет великого прошедшего и никакой будущности. Она была минутно хороша как отрицание, как переход, как противу-положностъ, как отстаивание себя. Ее сил стало па борьбу и на победу; но сладить с победою она не могла: не так воспитана. <...> Дворянство имело свою общественную религию; правилами политической экономии нельзя заменить догматы патриотизма, предания мужества, святыню чести; есть, правда, религия противуположная феодализму, но буржуа поставлен между этими двумя религиями. Религия, противоположная феодализму, - это, конечно, социализм -единственный, на взгляд Герцена, достойный соперник общественной религии дворянства. С другой стороны, революции 1848 года закончились разгромом социализма и буржуазия еще раз вышла победительницей. Герцену казалось, что провал революций решил судьбу Европы, что буржуазия закрепила свое господство на многие годы и что даже западные социалисты прониклись буржуазностью, - почему они и не сумели воспользоваться шансом, который дала им история. Славянство - в первую очередь Россия - осталось последней надеждой человечества. Герцен начал теперь видеть в Европе перевоплощение Рима периода упадка, в европейских социалистах - преследовавшихся первых христиан, а в славянах - варварские племена, которым суждено разрушить римскую империю и внести свой собственный вклад в историю, одновременно сделавшись знаменосцами христианских идеалов, перешедших от Рима. Утрата Герценом веры в западничество привела его к переоценке гегелевской философии. Покидая Россию, Герцен все еще считал себя гегельянцем, хотя и в очень широком смысле этого слова. Он мог, правда, уже тогда резко критиковать покорность человека «мировому духу» (Weltgeisi) и интерпретировать философию Гегеля в духе персонализма и волюнтаризма; но он по-прежнему верил в неизбежный поступательный ход истории и разумность исторического процесса как целого. Триумфальные для буржуазии итоги 1848 г. - и сам факт существования буржуазии - подорвали этот оптимизм. То, что на смену «общественной религии» аристократии пришла не благородная вера социализма, а приземленный и эстетически отталкивающий мир 1 Герцен A.M. Собр. соч. В 30-ти т. (1954-1965). Т. 5. С. 34. ГЛАВА 10. Истоки «русского социализма» лавочников, показалось Герцену вопиющим противоречием исторического разума. Кризис убеждений, пережитый в то время Герценом, привел к появлению одного из самых интересных его произведений - «С того берега», опубликованного в Германии в 1850 г. В нем бывший гегельянец заявлял, что история не имеет цели, что она - вечная импровизация и что каждое поколение имеет цель в себе же самом. Историей движет не разум, но случай и слепые силы. Из этого следует: «Подчинение личности обществу, народу, человечеству, идее - продолжение человеческих жертвоприношений, заклание агнца для примирения бога, распятие невинного за виновных»'. История, хотя ее не назовешь «разумной», все же подвержена причинно-следственным законам. Только моралист или сентиментальный человек может возмущаться историей: очевидно, все, что происходит, исторически необходимо. С другой стороны, «необходимость» не следует смешивать с «разумностью»; наоборот, необходимость часто неразумна. История находится во власти слепых сил природы, которые необходимы в каузальном смысле, но это не предполагает никакой телеологии. История «импровизируется, редко повторяется, она пользуется всякой нечаянностью, стучится разом в тысячу ворот..., которые отопрутся... кто знает?»2. В истории нет ничего предопределенного, и поэтому все возможно. Это новое истолкование истории неизбежно вело к проблематиза-ции общепринятых мифов: Герцену казалось теперь, что вера в неизбежный прогресс истории - это вера в «Молох, который <...> в утешение изнуренным и обреченным на гибель толпам, которые кричат ему: "Morituri te salutant!", только и умеет ответить горькой усмешкой, что после их смерти будет прекрасно на земле». Отвечая себе самому на вопрос, какие лозунги теперь выдвигать и под какими знаменами выступать, Герцен прямо заявляет, что он не ищет знамени, но пытается избавиться от знамени. Его новый совет однозначен: «Когда бы люди захотели вместо того, чтоб спасать мир, спасать себя, вместо того, чтоб освобождать человечество, себя освобождать, -как много бы они сделали для спасения мира и для освобождения человека»4. Однако этот ответ не был окончательным. Хотя Герцен теперь провозглашал полное разрушение всех мифов и «вер», он уже гото- 1 Герцен A.M. ук. изд. Т. 6. С. 125. 2 Там же. С. 32. 3 Там же. С. 34. 4 Там же. Анджей Валщкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ...
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.122.95 (0.011 с.) |