Глава 17. Владимир Соловьев и метафизический идеализм 401 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 17. Владимир Соловьев и метафизический идеализм 401



священника и вставали перед ним на колени. В то же время у него было своеобразное чувство юмора, и в своих стихах он сам над собой посмеивался. В его природе было нечто детское и доверчивое, и он был склонен видеть все явления с духовной точки зрения, в качестве «отражения незримого мира»; но хотя он и проповедовал принятие «мирского» через «преобразование божественным», он, тем не менее, не мог найти общего языка со своей повседневной, прозаической жиз­нью. Он легко влюблялся, и его мистицизм, несомненно, был сублима­цией эротических чувств, хотя этот мистицизм невозможно вовсе сбро­сить со счета как просто замещение эротики. Он вел беспорядочную жизнь, днем часто спал, а ночью работал, мало заботясь о будущем. Из­вестно, что он был не в состоянии отказать нищему и мог отдать все имевшиеся у него деньги и даже расстаться со своими ботинками. Одна­жды его нашли дрожащим от холода, потому что он отдал всю свою теп­лую одежду. Подобно Толстому, Соловьев был визионером, но его видения были не грозными раскатами патриархального пророка-громо­вержца, но чуткими мечтами эксцентричного поэта-романтика.

Философия всеединства

В ранних произведениях Соловьева влияние философского роман­тизма первых славянофилов совершенно очевидно'. В частности, Со­ловьев основывался на идеях Киреевского, особенно на его концеп­ции интегральной целостности - концепции, которая должна была противостоять деструктивным воздействиям рационализма.

В своей магистерской диссертации Соловьев определяет кризис западноевропейской философии как кризис рационализма - всякого отвлеченного, абстрактного, чисто теоретического познания. В разви­тии человеческого духа, полагал Соловьев, философия выражает ста­дию индивидуалистической рефлексии, и эти формы - промежуточ­ное звено между примитивным религиозным единством и будущим восстановлением духовного единства посредством универсального синтеза науки, философии и религии. Плюрализм философских си­стем - продукт разложения первобытного единства, результат отчуж­дения и самоутверждения индивидуального Я. Западная философия родилась из конфликта индивидуального разума и веры: этапы ее раз­вития - рационализация веры (схоластика), затем полное отрицание веры и, наконец, полное отрицание всякого непосредственного зна-

1 Детальное сопоставление взглядов Соловьева со славянофильской филосо­фией можно найти в работе: Walicki A. The Slavophile Controversy, глава 15. О взаимоотношениях между Соловьевым, Достоевским и русским славянофиль­ством см.: Zernov N. Three Russian Prophets: Khomyakov, Dostoevsky, Solovyov. London, 1944.

Анджеи Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ...

ния - концепция, которая наложила тень сомнения на субстанциаль­ный характер внешнего мира и отождествила бытие с мышлением (Гегель). В рамках этой славянофильской схемы Соловьев выдвига­ет несколько своих собственных идей относительно ключевых пунк­тов в диалектическом развитии европейской мысли и уделяет значи­тельное внимание ряду философских систем, включая системы Шо­пенгауэра и Эдуарда фон Гартмана. Раздел, посвященный Гегелю и философии после Гегеля, представляет особый интерес: здесь сла­вянофильская критика гегельянства сливается с предостережениями Достоевского о деструктивном влиянии обожествления человека (Человекобога)1.

Для Соловьева идеи Гартмана - самый крайний пример кризиса западной философии, хотя эти идеи, парадоксальным образом, тоже предвосхищают тот грядущий день, когда философия сольется с рели­гией и тем самым восстановит духовное единство. «Философия бессо­знательного» Гартмана представляется Соловьеву реабилитацией ме­тафизики, отвергнутой позитивистами, - возвращением к религиоз­ному понятию «всеединства». Приписав Гартману свои собственные представления, Соловьев объявляет, что вслед за уничтожением эгои­стического самоутверждения борющихся между собой индивидов по­следует не буддийская Нирвана, но apokastasis ton panton - «царство духа», связанное единством абсолютного духа. Соловьев считает та­кое представление конечным итогом всей эволюции западной фило­софии (т.е. философии вообще) - эволюции, которая равнозначна но­вому открытию древних истин, сохраненных в традиции восточного христианства.

Первый труд, в котором Соловьев наметил общие очертания своей собственной системы, называется «Философские начала цельного знания» (1877). Само название ясно указывает на понятие «цель­ность», или «целостность», которое было стержнем философского творчества Киреевского. При этом, однако, Соловьев выдвигает ряд идей, которых не найти в славянофильском учении, например пред­ставление Конта, что человечество - это «действительный, хотя и со­бирательный организм», коллективный субъект истории2.

Эволюционный процесс, утверждает Соловьев, проходит три ста­дии: стадию примитивного, или первобытного, недифференцирован­ного единства; стадию дифференциации, когда индивидуальные части отделяются друг от друга; стадию нового соединения, воссоединения, всеединства, когда единство восстанавливается, но теперь уже как «свободное единство», которое не сводит дифференциацию к нулю, а

См. выше. С. 117,338-344. : Соловьев B.C. Собр. соч. СПб. б.г. Т. 1. С. 232.

ГЛАВА 17. Владимир Соловьев и метафизический идеализм 403

скрепляет отдельные элементы воедино посредством органической внутренней связи. В процессе эволюции человечества (к которой дан­ная схема тоже применима) первая стадия - субстанциональный мо­низм - представлена миром Востока (включая ислам XIX века), а вторая стадия - западноевропейской цивилизацией. Обе эти стадии были необходимыми этапами в цикле развития, но сами по себе они не равны в своей ценности; любого рода монизм, по мнению Соловь­ева, выше атомизма, так что «мусульманский Восток выше западной

цивилизации».

В период примитивного единства три области человеческой дея­тельности - сферы творчества, научного познания и общественной практики - полностью подчинены религии. В сфере творчества тех­нология (первая, или материальная, ступень) смешана с искусством (вторая, или формальная, ступень) и мистицизмом (высшая, или абсо­лютная, ступень) в недифференцированном, мистическом творчест­ве - в том, что Соловьев называет «теургией». В сфере познания по­ложительная наука (материальная ступень) сливается с отвлеченной философией (формальная ступень) и теологией (абсолютная ступень) в недифференцированное целое, которое можно назвать теософией. В сфере общественной практики экономическое общество производи­телей, или земство (материальная ступень), сливается с государством (формальная ступень) и церковью (абсолютная ступень), образуя од­нородное и «теократическое» целое. На второй стадии эволюции (представляемой Западной Европой) различные ступени в пределах каждой сферы стремятся к автономии и господству друг над другом. В результате этой борьбы материя победила дух: конечный итог за­падной цивилизации (и подлинное порождение капитализма, как называет его Соловьев) - экономический социализм в общественной сфере, позитивизм в сфере научного познания, а утилитаризм, или реализм, в сфере творчества. Но это еще не последняя стадия эволю­ции человечества; в соответствии со всеобщим по своей значимости законом развития за первыми двумя стадиями должна последовать третья - стадия свободного единства, когда отдельные сферы, или «ступени», человеческого творчества, познания и общественной прак­тики вновь соединятся, но сохраняя при этом свои отличительные свойства. В трех областях жизни это обновленное единство выразит себя в качестве «свободной теургии», «свободной теософии» и «сво­бодной теократии». «Итак, - заключает Соловьев, - все сферы и сте­пени общечеловеческого существования в этом третьем окончатель­ном фазисе исторического развития должны будут образовать орга­ническое целое, единое в своей основе и цели, множественно-тройственное в своих органах и членах. Нормальная соотносительная деятельность всех органов образует новую общую сферу - цельной

Анджей Валицкпй. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ...

жизни. Носителем этой жизни в человечестве может быть сначала, как мы видели, только народ русский»'.

Небольшое отступление: интересно проследить более детально оправдание исторической судьбы русского народа, которое находим в публичной лекции Соловьева «Три силы», прочитанной им в том же 1877 г. (в год русско-турецкой войны «за освобождение славян»). В этой лекции Соловьев высказал предположение, что реальные но­сители «трех сил, управлявших эволюцией человечества с самого начала истории», - это «три исторических мира» или, точнее, три от­дельных культуры - мусульманский Восток, цивилизация Запада и славянство. Первую силу представляет ископаемое деспотическое единство, в котором все жизненные сферы подчинены религии и че­ловек тем самым превращен в безжизненное орудие «бесчеловечного Бога». Вторая сила ставит «безбожного человека» против «бесчело­вечного Бога»; ее последнее слово - «всеобщий эгоизм и анархия», полная атомизация жизни, науки и искусства. Эти три силы никогда не встречаются (и не могут встретиться) в своей чистой форме; скорее их следует рассматривать в качестве специфических направлений, полная и окончательная реализация которых означала бы уничтоже­ние человечества. Помешать этому - такова миссия третьей силы, способной достичь синтеза «единства» и «множества» и сделать Бога «человечным», а человека приблизить к Богу, примирить Восток и Запад. Эта третья сила может возрасти в своей мощи благодаря боже­ственному откровению, и представлять эту силу может только такой народ, который способен быть посредником между божественным и человеческим. Такой посредник должен быть совершенно лишен ис­ключительности или односторонности; он должен быть наделен непо­колебимой верой в божественное, способностью выходить за пределы своих собственных, частных интересов, презрением к вещам этого мира и умением не растрачивать свою энергию. На множество от­дельных сфер деятельности эти свойства, заключает Соловьев, «несо­мненно принадлежат племенному характеру славянства, в особенно­сти же национальному характеру русского народа».

Теперь вернемся к «Философским началам цельного знания». По­сле водного раздела Соловьев переходит к более полному исследова-

1 Там же. С. 262.

2 Там же. С. 224. Здесь явно слышны отголоски мессианизма Достоевского, особенно его концепции «всечеловеческой» миссии русского народа. Связь меж­ду идеями Соловьева и идеями Достоевского проанализировал Сергей Гессен в статье Der Kampf der Utopie und der Autonomie des Guten in der Weltanschauung Dostojewskis und W. Solowjows // Die Padagogische Hochschule. Baden, 1929, № 4. <Борьба утопии и антиномии добра в мировоззрении Ф.М. Достоевского и Вл. Соловьева; см.: Гессен С.И. Избранные сочинения. М, 1999. С. 609-677. - Прим. перев.>

ГЛАВА 17. Владимир Соловьев и метафизический идеализм 405

нию идеи «свободной теософии» (другими словами «цельного зна­ния»). Он различает три типа философии - натурализм (эмпиризм), рационализм и мистицизм. Эмпиризм и рационализм, утверждает Со­ловьев, избирают разные пути, но приходят к одному и тому резуль­тату - отрицанию субстанциональной реальности как внешнего мира, так и самого познающего. Абсурдность такого итога иллюстрирует банкротство всей «схоластической», то есть теоретической, филосо­фии. Высший тип познания - мистицизм, который опирается на сверхъестественные источники знания и ищет «живые и цельные» истины, которые включают не только интеллект, но также и «волю к добру» и «чувство прекрасного - красоты». Однако сам мистицизм не может приравниваться к настоящей философии, поскольку эта по­следняя постулирует внутренний, органический синтез всех типов философской мысли - аналогично синтезу науки, философии и теоло­гии в высшем, свободном теософском единстве. Подытоживая свои размышления об источниках, методах и целях цельного знания, Соло­вьев писал:

Свободная теософия вообще есть знание, имеющее предметом истинно сущее в его объективном проявлении, целью — внутреннее соединение человека с истинно сущим, матерьялом - данные челове­ческого опыта во всех его видах, а именно, во-первых, опыта мисти­ческого, затем внутреннего или психического и, наконец, внешнего или физического; основною формой своею имеющее умственное со­зерцание или интуицию идей, связанную в общую систему посред­ством чисто логического или отвлеченного мышления, и, наконец, деятельным источником или производящею причиной - вдохновение, то есть действие высших идеальных существ на человеческий дух.

Соловьев намеревался также разработать три основных начала своей философии свободы - органическую логику, органическую ме­тафизику и органическую этику, - но «Философские начала цельного знания» обрываются на разделе об органической логике. Под «логи­кой» Соловьев понимает науку о первоначале, Urprinzip, или, точнее, «логос» как первое начало на второй стадии самодифференциации, соответствующей второму члену Святой Троицы. Соловьев называет этот свой метод «положительной диалектикой» и настаивает на том, что этот метод принципиально отличается от рационалистической диалектики Гегеля. «Положительная диалектика» позволяет каждый предмет определять посредством трихотомического отношения к аб­солютному первоначалу: (1) в его субстанциональном единстве с пер­воначалом, т.е. чистой потенциальности или положительном ничто

1 Соловьев B.C. Собр. соч. Т. 1. С. 294.

АнджеЛ Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ...

(в Боге-Отце); (2) в самодифференциации, т.е. в акте самореализации (в «логосе», или Сыне); (3) в свободном, или опосредованном, един­стве с первоначалом (в Святом Духе). Дифференциация среди отдель­ных логических категорий (Соловьев собирался представить двадцать семь таких категорий) возможна только в «логосе», и потому она от­носительна, поскольку «логос» по самой своей природе есть отноше­ние. Три способа, посредством которых первоначало относится ко всему остальному, а также к себе самому, можно назвать скрытым, откровенным и воплощенным, или конкретным, «логосом (Христос). Эти соображения представляют собой как бы связующее звено между «логикой» Соловьева и темой «Богочеловечества».

Труд, в котором Соловьев суммировал и систематизировал свои идеи в области теории познания, этики и общественной философии - его док­торская диссертация «Критика отвлеченных начал» (1880). В этом про­изведении Соловьев возвращается к концепции «свободной теософии» и «свободной теократии», только теперь вместо понятия «цельного» по­является понятие «Всеединство». То, что Соловьев называет «отвлечен­ными началами», - это различные стороны «Всеединства»: отделившись от целого и установив свою автономию, они теряют свою подлинность, вступая в конфликт друг с другом, и вовлекают человечество в состояние разъединения и хаоса. В таком состоянии кризиса философия должна попытаться восстановить духовное единство и в сфере познания, и в сфере общественной. В поддержку этой своей программы возвращения к единству Соловьев отрицает «теоретическую философию» («отвлечен­ное знание») и автономию этики (чтобы избежать «отвлеченного мора­лизма»). В других разделах своей диссертации Соловьев вновь использу­ет славянофильские идеи: представление, в соответствии с которым вера лежит в основе всякого знания, заимствовано из эпистемологии Хомяко­ва; а идея «свободной общинности», основанной на любви и исключаю­щей «внешний авторитет», - это опять-таки сразу узнаваемая версия сла­вянофильской «соборности».

Богочеловечество и «София»

Для Соловьева вопросы теории познания и этики вторичны по от­ношению к философии религии, которая тесно связана с антрополо­гией, космологией и философией истории. В основе его философии религии лежит понятие «Богочеловечества», мистериальная идея «Бо­га, ставшего Человеком», в которой Соловьев видел подлинный смысл христианства. Религия Богочеловечества (ее, как настаивает Соловьев, нужно отличать от официального богословия христианских церквей) - высшая форма религиозного сознания, потому что вера в Бога - это самое ценное: Бог может соединяться с человеком, не по-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.22.220 (0.085 с.)