Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Народность и национальность в литературеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Западничество Белинского, возможно, играло еще более значительную роль в его литературной критике. В своем литературно-критическом дебюте - статье 1834 г. «Литературные мечтания» - он прямо утверждает, что в России все еще нет своей собственной литературы. То, как он обосновывает здесь этот крайний взгляд, перекликается с мыслями Чаадаева, который хотел показать, что Россия -страна без истории: русская литература, какой мы ее знаем, писал Белинский, - результат подражания, лишенный исторической преемственности и внутреннего исторического развития. Через несколько лет он изменил свой взгляд, но до конца жизни он признавал только литературу, возникшую под европейским влиянием, - литературу, родоначальником которой был Ломоносов - «Петр Великий русской словесности». Белинский был убежден, что все ценное в русской литературе обязано своим существованием вестернизации и что все, что было до этого, вряд ли заслуживает называться литературой. Для славянофилов, разумеется, эти воззрения подтверждали невежество Белинского и его презрение к «народным» корням русской культуры. Возмущало их также отношение Белинского к фольклорной поэзии. Он готов был признать ее достоинства в качестве того, что еще осталось от «детства человечества», «времени нашего непосредственного все было ясно без тяжких дум и тревожных вопросов»; но в то же время он безоговорочно отвергал все формы «фольклоро-мании». Белинский полемически подчеркивал различие между «простонародностью» и национальной индивидуальностью; в пылу полемики он утверждал даже, что «одно небольшое стихотворение истинного художника-поэта неизмеримо выше всех произведений народной поэзии вместе взятых!» ' Писателей, которые хотели выразить в своих произведениях подлинный дух народа, Белинский предостерегал от того, чтобы искать вдохновения в фольклоре. Народные баллады способны передать только ограниченный партикуляризм этнической общности, тогда как нации возникают в результате «индивидуализации», которая требует отрицания племенной, этнической обособленности. Петровские реформы, порвавшие с естественной непосредственностью, - пример такого отрицания: их роль состояла в том, что они приблизили Россию к европейским нациям, которые в то время были единственными «историческими нациями» и подлинными представителями человечества. ГЛАВА 8. Белинский и различные варианты западничества 155 Важное место в литературной критике Белинского занимает гегельянское представление об «исторической нации». Хотя он неоднократно заявлял о своей вере в великий потенциал русской «субстанции», он также подчеркивал, что этот потенциал невозможно реализовать, не имея «исторической почвы», и что, поскольку русская нация еще в самом начале своего развития, то она не может претендовать на «всемирно-историческое значение» в умственной жизни человечества. Вот почему Белинский считал, что такому древнерусскому эпосу, как «Песнь о полку Игореве», недостает универсальных ценностей, и он не выдерживает сравнения со средневековым рыцарским эпосом. Даже творчество его любимого писателя Гоголя не имеет (Белинский утверждал это в полемике с Константином Аксаковым) всемирного значения и несопоставимо с творчеством таких «всемирно-исторических» художников, как Джеймс Фенимор Купер и Жорж Санд, не говоря уж о Гомере и Шекспире (с которыми Аксаков сравнивал Гоголя)1. Тем не менее, неустанно стремясь к развитию национальной литературы, Белинский был убежден в том, что в будущем она достигнет мирового значения. Однако его понимание «народного характера» находилось под влиянием западничества. Он считал, что Пушкин поистине народный поэт в «Евгении Онегине», но не в своих стихотворных сказках, которые представляют собой сознательную попытку воссоздать стиль и содержание народной поэзии. О «Песне о купце Калашникове» Лермонтова Белинский писал, что, хотя это и произведение большого таланта, оно исчерпало все возможности такого рода поэзии, так что другие поэты поступят правильно, если не будут пытаться подражать ему. Если народные песни и баллады Белинский принимал с оговорками, то несомненно, что к «псевдоромантическим подражаниям народному стилю, отождествлявшим народность с внешними атрибутами народных традиций и предлагавшим литературе воспроизводить жизнь и язык самых отсталых слоев общества, он относился с особенной враждебностью2. Народность, писал Белинский, не там, «где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста»3. Что бы ни говорили славянофилы, настоящий народный русский характер представляет образованная элита, а не простой народ. Он писал, что «если национальность составляет одно из высочайших достоинств поэтических произведений, - то, без сомнения, истинно национальных произведений должно искать только между такими поэтическими созданиями, кото- 1 Там же. Т. 5. С. 649. Там же. Т. 5. С. 309. К такому типу литературы подталкивало правительство: «народ» в русском языке означает одновременно и «нацию», и «народ», так что «народность» в триединой формуле «официальной народности» имела большое семантическое поле. Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т. 7. С. 435. Анджеп Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... рых содержание взято из жизни сословия, создавшегося по реформе Петра Великого и усвоившего себе формы образованного быта»'. В своем бескомпромиссном неприятии «зипуна и лаптей» Белинский представлял западничество в крайней форме, от которой иногда было не по себе даже его ближайшим друзьям. Герцен, например, считал некоторые утверждения Белинского опрометчивыми, отдающими презрением к людям в зипуне и лаптях; он говорил Анненкову, что временами ему трудно защищать Белинского от нападок славянофилов. Такие впечатления (их разделял и Грановский) отражали сложную психологию образованных прогрессивных дворян, которые боялись, как бы их ни заподозрили в чувстве собственного превосходства. Белинский благодаря своему плебейскому происхождению не страдал такого рода комплексами. Он знал, что презирает не простой народ, а невежество и отсталость, которые идеализировала государственная пропаганда «официальной народности». Когда во второй половине 1840-х годов начали появляться такие произведения, как «Антон-Горемыка» Григоровича и «Записки охотника» Тургенева, -книги, не идеализировавшие отсталость народа, а смотревшие на общественные условия русской деревни критическим взглядом, - Белинский горячо приветствовал их и защищал от псевдоаристократических читателей, жаловавшихся на «вторжение крестьян в литературу»2. Знаменитое «Письмо к Гоголю», написанное Белинским 15-го июля 1847 г. в Нижней Силезии под Зальцбрунном, - когда он был уже смертельно болен, - замечательно обобщает его концепцию национальной и всемирной миссии литературы. Белинский написал это письмо в ответ на «Избранные места из переписки с друзьями» Гоголя. В этой книге автор «Ревизора» и «Мертвых душ» отошел от прежних своих сочинений и взялся за оправдание православия и всей системы царизма. С точки зрения Белинского, это было предательство благородной миссии русского писателя - единственного в стране заступника от «мрака самодержавия, православия и псевдонародного стиля». Белинский реагировал бурно: «Проповедник кнута, апостол Там же. 2 Там же. Т. 10. С. 214. Следует, однако, отметить, что крайне неприязненное отношение критика к литературным подражаниям «простонародности» привело его к отрицательному отношению к литературе, создаваемой на украинском («малорусском») языке, включая даже поэзию Тараса Шевченко. С точки зрения Белинского, «малорусское наречие» было лишь сугубо провинциальным диалектом, задерживающим жителей Украины в стадии «племенной непосредственности» и препятствующим превращению их в полноценных россиян. См.: Andrea Ruthenford, Vissarion Belinskii and the Ukrainian National Question // The Russian Review. Vol. 54, No. 4. October 1995. (Примечание автора, 2010). ГЛАВА 8. Белинский и различные варианты западничества 157 невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов - что вы делаете! Взгляните себе под ноги - ведь вы стоите над бездною...»' Это был не взрыв неконтролируемого гнева, а «фанатизм истины» - попытка вернуть душу автора на прежний путь. Белинский еще надеялся, что Гоголь поймет свою ошибку и исправит дело созданием новых шедевров. Он пытался убедить Гоголя, что «Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, в просвещении, в гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и соре». Русский народ, продолжал Белинский, имеет много положительных свойств, и в этом, «может быть, огромность исторических судеб его в будущем». Но этот огромный потенциал не будет реализован, если не будут устранены условия, подавляющие человеческое достоинство. После смерти Белинского копии его письма к Гоголю нелегально распространялись по всей России, помогая пробуждать и поддерживать оппозиционные настроения. Полностью «Письмо к Гоголю» было разрешено напечатать только после 1905 г. Полемика с Майковым Характерной особенностью западничества Белинского было то, что он подчеркивал тесную взаимосвязь между эмансипацией индивида и появлением современных наций, освободившихся от ограничений «естественной непосредственности». Это с большой ясностью проявилось в гневной реакции Белинского на статью Валериана Майкова (1823-1847) - талантливого литературного критика, который утверждал, что эмансипация отдельного человека означает прогрессивное исчезновение национальных особенностей. Майков был одним из первых русских пред-позитивистов, не прошедшим через стадию энтузиазма в отношении к диалектической философии, - этот энтузиазм был типичным опытом поколения «лишних людей». Майков прежде был членом кружка Петрашевского, но он больше верил в преимущества науки, чем в утопический социализм Фурье. В споре между «социалистами» и «экономистами» (т.е. представителями либеральной политэкономии) он склонялся на сторону последних. Майков называл Белинского «полуромантиком», не подготовленным к строгому логическому мышлению. В частности, он считал Белинского непо- 1 Там же. Т. 10. С. 214. 2, ' См. ниже главу 9. Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... ГЛАВА 8. Белинский и различные варианты западничества 159 следовательным и алогичным в том, что касалось проблемы народности; сам же он был убежден в том, что идеал независимой личности, впитавшей в себя универсальные ценности, несовместим с национальным своеобразием. «Существует только одна настоящая цивилизация, - писал Майков, - подобно тому как существует только одна истина и одно добро; поэтому чем меньше характерных особенностей цивилизации данного народа, тем более он цивилизован»1. «Народность» в этом смысле подразумевает подчинение отдельного человека социальному целому, характер которого определяют внешние факторы, тогда как расцвет личности зависит от автономии индивида. Внутренняя трудность, заключенная в такой точке зрения, состоит в том, чтобы объяснить, каким образом идеи великих людей - эмансипированных индивидов - распространяются в широких массах и направляют их вперед к всеобщему идеалу прогресса. Майков полагал, что это движение идей - дело образованного меньшинства, которое представляет активную, прогрессивную часть народа. Участникам великой идеологической дискуссии 1840-х гг., надо полагать, не составляло большого труда отождествить активное меньшинство, о котором писал Майков, с вестернизированным «обществом», возникшим после петровских реформ, тогда как пассивное большинство -с основной массой «народа», идеализированной славянофилами. Поэтому закономерность, указанная Майковым, была, по сути дела, универсализацией западнического воззрения на роль этого «общества» в русской истории (этот взгляд раздел и Белинский). Не владея, однако, диалектическим пониманием этого процесса, какое имел Белинский, Майков выдвигал это в качестве общезначимого закона и отождествлял преодоление непосредственного народного партикуляризма с элиминированием народности как таковой. Взгляды Майкова нашли свое выражение в большой статье о поэзии В.В. Кольцова - по сути, скрытой полемике с Белинским. Реакция последнего была стремительной и резкой. В статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года» Белинский ясно давал понять, что совершенно не согласен с «гуманическими космополитами»: «...народности, - писал Белинский, - суть личности человечества. Без национальностей человечество было бы мертвым логическим абстрактом, словом без содержания, звуком без значения. В отношении к этому вопросу я скорее готов перейти на сторону славянофилов, нежели оставаться на стороне гуманистических космополитов, потому что если первые и ошибаются, то как люди, как живые существа, а вторые и истину-то говорят, как какое-то издание такой-то логики...»2. Декларация Белинского встревожила некоторых его друзей, заподозривших его в том, что он подпал под славянофильские влияния. На самом деле в споре с Майковым Белинский только отстаивал взгляды, которые он сформулировал еще в начале сороковых годов (в статьях о народной поэзии): уже тогда он ясно дал понять, что в равной мере противостоит как националистам, которые выступают за форму без содержания, так и «сторонникам недифференцированной всеобщности», которые хотят оторвать всемирность содержания от его национальной формы: Меньшинство всегда выражает собой большинство, в хорошем или дурном смысле. <...> Что же касается до великих людей, - они по преимуществу дети своей страны. Великий человек всегда национален как его народ, ибо он потому и велик, что представляет собою свой народ. Борьба гения с народом не есть борьба человеческого с национальным, а просто-напросто нового со старым, идеи с эмпиризмом, разума с предрассудками. Масса всегда живет привычкою и разумным, истинным и полезным считает только то, к чему привыкла. Она защищает с остервенением то старое, против которого веком или менее <назад> с остервенением же боролась она как против нового. Противодействие массы гению необходимо: это с ее стороны экзамен гению. Анализ этой аргументации позволяет утверждать, что Белинский и Майков согласны друг с другом, по крайней мере, по одному жизненно важному вопросу, который разделял западников и славянофилов: оба они считают массы консервативной силой и верят, что прогресс осуществляется благодаря ярким личностям. У Белинского, правда, по этому вопросу иногда возникали сомнения, однако западническую позицию он не оставлял никогда. В последний год жизни (после смерти Майкова), когда конфликт со славянофилами достиг своего предела (в связи со статьей Самарина «О мнениях Современника, исторических и литературных»)2, он решительно отверг «мистическую веру в народ» - ее придерживались славянофилы, так же как Герцен и Бакунин, - и заново выразил свое убеждение, что двигателем прогресса являются выдающиеся личности и образованная элита общества. Дискуссия о капитализме Западники подчеркивали положительную роль влияний Запада в условиях модернизации России и желали, чтобы этот процесс продолжался. Это не значит, однако, что они автоматически принимали капита- 1 Майков В.Н. Критические опыты. СПб., 1891. С. 389. Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т. 10. С. 29. 'Там же. С. 31. !См. ниже. С. 169. Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... ГЛАВА 8. Белинский и различные варианты западничества листическую систему, очевидные недостатки которой уже широко обсуждались и критиковались в прогрессивных кругах Западной Европы. Мировоззрение самого Белинского лучше всего охарактеризовать как сочетание веры в буржуазную демократию и неприязнь к самой буржуазии наряду со смутным, неопределенным доверием к «идее социализма». В этом сочетании не было ничего странного: всякий искренний демократ в какой-нибудь отсталой части Европы, который следил за развитием событий в более продвинутых странах, нашел бы для себя затруднительным быть апологетом буржуазии и не мог, так или иначе, не симпатизировать настроениям и надеждам угнетенных масс. Белинский выразил свои симпатии в интересной статье о романе Э. Сю Mysteres de Paris (1844)'. Его идеологическая позиция, однако, осложнялась тем обстоятельством, что в России критика буржуазии и вера в простой народ были прерогативой славянофилов и постольку подрывали доверие к перестройке общества на европейских началах и казались несовместимыми с западничеством. Проблема капитализма приобрела для Белинского конкретное значение, когда в начале 1847 г. он отправился на лечение за границу. Из Зальцбрунна в Нижней Силезии он писал Боткину, что впервые понимает теперь «ужасное значение слов павперизм и пролетариат». Одновременно он все более критически относился к односторонней оценке буржуазии со стороны французских социалистов-утопистов, особенно Луи Блана, чью книгу «История Французской революции» он начал читать. «Буржуазия у него еще до сотворения мира является врагом человечества и конспирирует против его благосостояния, тогда как по его же книге выходит, что без нее не было бы той революции, которою он так восхищается, и что ее успехи - ее законное приобретение». Когда Белинский в июле 1847 г. приехал в Париж, горячие споры о роли буржуазии, бушевавшие среди его русских друзей, уже достигли своей высшей точки. Герцен и Бакунин были всецело против буржуазии и полагали, что будущее России зависит от крестьян и интеллигенции, которых они считали бесклассовыми; им возражали Сазонов и Анненков. Позиция Герцена, сформулированная им в «Письмах из Aveneu Marygny» (опубликованных журналом «Современник»), вызвала немалое удивление в среде западников Москвы и Петербурга. Самым решительным оппонентом Герцена был Василий В ней он писал: «Народ - дитя; но это дитя растет и обещает сделаться мужем, полным сил и разума. Горе научило его уму-разуму и показало ему конституционную мишуру в ее истинном виде. <...> Он еще слаб, но он один хранит в себе огонь национальной жизни и свежий энтузиазм убеждения, погасший в слоях "образованного общества"». — Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т. 8. С. 173. 2 Там же. Т. 12. С. 385.
Боткин (1811-1869), который сам был сыном купца. В 1840-е гг. Боткин, который до этого был членом кружка Станкевича, разработал собственную «практическую философию», заменив в ней гегелевский Weltgeisl «железным законом» буржуазной политической экономии. «Дело не в том только, чтобы нападать на то, что есть, - писал он в 1846 г., - а отыскать, почему это есть, словом, отыскать законы, действующие в мире промышленном»'. Применяя это основоположение к России, Боткин пришел к однозначному выводу: «Дай нам Бог нашу собственную буржуазию!» Непосредственная реакция Белинского на общественные условия в буржуазной Франции была не лишена сходства с позицией Герцена. Однако, вернувшись в Россию, он еще успел пересмотреть свое одностороннее осуждение. Теперь он подчеркивал историческое значение буржуазии и проводил отчетливое различие между «огромными капиталистами, управляющими так блистательно судьбами современной Франции», и остальной частью среднего класса. Промышленность, признал он, не только источник всяческого зла, но также источник общественного процветания. Еще позднее, перед самой смертью, он писал Анненкову: Вся будущность Франции в руках буржуазии, всякий прогресс зависит от нее одной, и народ тут может по временам играть пассивно-вспомогательную роль. Когда я при моем верующем друге (Бакунин. - А.В.) сказал, что для России нужен новый Петр Великий, он напал на мою мысль, как на ересь, говоря, что сам народ должен все для себя сделать. Что за наивная, аркадская мысль! <..,> Мой верующий друг доказывал мне еще, что избави-де бог Россию от буржуазии. А теперь ясно видно, что внутренний процесс гражданского развития в России начнется не прежде, как с той минуты, когда русское дворянство превратится в буржуазию. Польша лучше всего доказала, как крепко государство, лишенное буржуазии с правами2. Тем не менее, сходство между взглядами Белинского и взглядами Боткина или Анненкова было только поверхностным. Белинский примирился с буржуазией потому, что в его глазах она представляла собой своеобразную историческую необходимость; он принимал буржуазию не в силу непосредственной симпатии, но из желания избежать обвинения в донкихотском субъективизме. Показательно, что он поддерживал Герцена и Бакунина в Париже, но изменил свое мнение по возвращении на родину, вновь оказавшись лицом к лицу с мрачной действительностью царской России. Белинский пришел к твердому убеждению, что социализм в России останется далекой меч- 1 П.В.Анненков и его друзья. СПб., 1892. С. 525. 2 Там же. С. 467-468. 6 Зак. 2663 Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... той до тех пор, пока страна не пройдет через множество неотложных реформ, давно осуществленных в Западной Европе. Из-за отсталости России народные массы в ней это в основном инертное крестьянство, которое продолжают держать в патриархальном подчинении; среди этих масс трудно заметить ростки пролетариата, зачатки той силы, которая способна построить общественную систему, превосходящую капитализм. Белинский ясно понимал основные противоречия капитализма и его переходный характер, но он понимал и превосходство капитализма как социальной системы над полуфеодальной Россией Николая I. Это его трезвое понимание - так же как последовательность в желании увидеть проведение буржуазно-демократических реформ в России в качестве завершения процесса модернизации - положительная сторона западничества Белинского. Это подчеркивал Плеханов, когда писал, что Белинский обладал «интуицией социологического гения» и глубоким пониманием принципов общественного развития. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ЗАПАДНИКИ Используя политические категории, можно назвать западничество Белинского демократическим, а западничество Анненкова и Боткина либеральным. В сороковые годы это различие еще не было очевидным. Окончательный раскол между этими двумя разновидностями западничества произойдет только в шестидесятые годы, когда радикальные демократы (последователи традиции Белинского) будут представлять интересы народа, в то время как либералы будут поддерживать ограниченные реформы, оставлявшие в неизменности привилегированное положение дворянства. При жизни Белинского демократы и либералы отличались в основном своим отношением к религии (либералы отвергали атеизм Герцена и Белинского), оценками Французской революции (симпатии Белинского были на стороне якобинцев, которых Грановский, наоборот, осуждал) и в отношении к искусству (либералы поддерживали «искусство для искусства», демократы же во главе с Белинским требовали активного участия искусства в общественной жизни). Эти различия иногда приводили к сердитым и мучительным ссорам, но не подрывали чувства общности политических целей. Тимофей Грановский Одним из значительных представителей либерального западничества 1840-х годов был Тимофей Грановский (1813-1855), бывший участник кружка Станкевича и профессор европейской истории в Московском университете. ГЛАВА 8. Белинский и различные варианты западничества Влияние Грановского происходило не столько от его сочинений, сколько от непосредственного контакта с аудиторией; его самый значительный вклад в дело западничества - курс публичных лекций о средних веках, читавшийся им в 1842 г. в Московском университете и пользовавшийся огромной популярностью. «Грановский, - писал Герцен, - сделал из аудитории гостиную, место свидания, встречи beau mond'a». Окончание первого курса лекций было встречено стихийно возникшей овацией; дамы и «молодые люди с раскрасневшимися щеками» плакали; «другие бросились к кафедре, жали ему руки, требовали его портрета». Лекции Грановского были подчеркнуто антиславянофильскими по своему содержанию. Это не осталось незамеченным славянофилами и апологетами «официальной народности», которые поспешили противопоставить влиянию Грановского курс публичных лекций о древнерусской литературе, читавшийся Шевыревым. В своей полемике со славянофилами Грановский, подобно Белинскому, главное внимание уделяет критике славянофильской идеализации простого народа. «Большая партия, - писал он, - выставила на своем знамени образец народных традиций в наше время, провозглашая его выражение за безошибочный человеческий разум». По мысли Грановского, это направление, вдохновленное немецкими романтиками, враждебно всякому прогрессу в науке и общественных отношениях. «Массы» он уподоблял «природе или скандинавскому богу Тору», а цель истории видел в индивиде с его постулатами. Акцент на автономной личности и на освобождении от «непосредственных ограничений», бесспорно, выражает квинтэссенцию западнической философии истории, как ее развивали Белинский и Герцен. Другой либеральный западник подхватил этот тезис и применил его к русской истории. Им был друг и ученик Грановского, молодой московский историк Константин Кавелин (1818-1885). Константин Кавелин Статья Кавелина под названием «Взгляд на юридический быт древней России» была напечатана вместе с «Обозрением русской литературы 1846 года» Белинского в первом выпуске «Современника» за 1847 г. и вполне заслужила свою известность в качестве настоящего манифеста «западной партии». Статья произвела большое впечатление на самого Белинского, и он даже назвал ее первым философским истолкованием русской истории, недооценивая свои собственные заслуги в этом отношении. 1 Герцен. А.И. Былое и думы. Л.: ГИХЛ, 1946. С. 280. 2 Грановский Т.Н. Сочинения. М., 1900. С. 455. Анджеи Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... В своей статье Кавелин проводит ту мысль, что исторический процесс в России состоит в постепенной замене общинных отношений, основанных на родстве и обычае, системой, основанной на политическом и юридическом праве, и соответственно - в постепенном освобождении индивида от традиционных патриархальных зависимостей. Этот процесс включает разложение физической народности, зависимой от внешних и неизменных форм, и постепенное возникновение духовной народности - народности как специфически нравственного атрибута национального бытия, а не просто внешних физических особенностей. Петровские реформы - высшая точка этого процесса. «Не ранее восемнадцатого столетия, - заявляет Кавелин возмущенным славянофилам, -Россия начала жить в духовном и нравственном отношении», и в лице Петра Великого она получила «принцип личности в русской истории»1. В ответ на статьи Кавелина и Белинского, опубликованные в одном и том же номере «Современника», Юрий Самарин напечатал резко полемическую рецензию в славянофильском «Москвитянине» под названием «О мнениях Современника исторических и литературных». В этой своей статье Самарин обвинил Кавелина в отождествлении личности с западноевропейским индивидуализмом, в том, что он не проводит различие между крестьянской общиной и родовым бытом, а также в преувеличении положительной роли централизованного государства. Особенно возмутила Самарина попытка Кавелина реабилитировать Ивана Грозного, представив его жестокую борьбу с боярами в качестве последовательно проводившихся мероприятий с целью заменить наследственные привилегии личными достоинствами. Смысл русской истории, утверждал Самарин, заключается не в развитии принципа личности, а в сохранении начала христианской общины, которое начинает привлекать внимание Запада. В доказательство этого Самарин обратил внимание своих читателей на тот интерес к славянскому миру, который вызвали в то время парижские лекции Адама Мицкевича, «на красноречивый голос» которого «взоры многих, в том числе Жорж Занда, обратились к Славянскому миру, который понят ими как мир общины, и обратились не с одним любопытством, а с каким-то участием и ожиданием»2. Анализ взглядов Кавелина и Белинского на русскую историю показывает, что между ними нет существенного различия: оба считали, что исторический процесс в России состоит, по сути дела, в эмансипации индивида посредством рационализации общественных отношений; оба утверждали, что развитие народов ведет от стадии естественной непосредственности к стадии полностью современной «духовной» национальности. Однако Кавелин особое значение придавал ГЛАВА 8. Белинский и различные варианты западничества 165 той роли, которую играют в этом процессе правовые и государственные органы: возникновение централизованного Московского государства, полагал он, - решающий момент в процессе рационализации общественных отношений в России, а значит, и в деле освобождения личности от традиционализма. Это воззрение, возникшее из интерпретации московского самодержавия в категориях гегелевского рационального государства, позднее станет базисным тезисом «государственной» школы в русской историографии. Эта школа, одним из представителей которой был выдающийся историк С.М. Соловьев, утверждала, что в России государство всегда было главной организующей силой общества и основным проводником прогресса, и приходила к выводу, что в и будущем государство должно нести ответственность за характер и проведение реформ. Борис Чичерин Ведущим теоретиком «государственной» школы был Борис Чичерин (1828-1904) - философ, историк, юрист, идеолог дворянского либерализма правого крыла во второй половине девятнадцатого столетия. Чичерин - ученик Грановского и Кавелина, гегельянец, во многих отношениях связанный с гегелевским периодом сороковых годов (хотя зрелый период его деятельности приходится на последующие десятилетия). Философское творчество Чичерина будет рассматриваться в другой главе; здесь нас только интересует в общем виде его позиция как западника1. Западничество Чичерина заключалось в слиянии гегелевского культа могучего государства и правового порядка с экономическим либерализмом школы Сэя и Бастиата. Такая позиция позволяла Чичерину отстаивать историческую роль русского самодержавия (которое он, подобно Кавелину, понимал в духе гегелевской концепции государства) и в то же время высказываться в пользу капитализма и гражданских прав. Согласно Чичерину, слабость государственного аппарата и необходимость защиты и объединения русских земель объясняют тот факт, что в шестнадцатом и семнадцатом столетиях Московское государство было вынуждено лишить своих людей всех гарантий личной свободы. После консолидации политической власти этот процесс перешел в свою противоположность, начиная с освобождения дворянства («Манифест о вольности дворянской» 1762 года), и он неизбежно должен привести к освобождению крестьян и передаче
Кавелин К.Д. Собр. соч. СПб., 1897. Т. 1. С. 58. : Самарин Ю. Сочинения. М, 1877. Т. 1. С. 39. ' Стимулирующий анализ западничества Чичерина содержится в кн.: Leonard В. Shapiro. Rationalism and Nationalism in Russian Nineteenth-Century Political Thought. New Haven, Conn., 1967. Анджей Валицкии. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... гражданских прав более широким слоям населения. Тем самым Чичерин устанавливает историческую закономерность и необходимость либеральных реформ, но в то же время делает оговорку, что реформы эти должны быть постепенными и проводить их должно законное правительство страны, поскольку успех реформ - а по существу и само их проведение - зависит от стабильности и силы государства. Вослед Гегелю Чичерин проводит четкую границу между государством и обществом, но при этом пытается истолковать все общественные связи как договорные. Его теория о происхождении деревенской общины получила широкое признание: современная русская община, утверждал он, не имеет ничего общего с первобытной общиной, основанной на патриархальном родстве; она возникла в шестнадцатом веке не как «органическое» порождение простого народа, но как искусственный продукт централизованного государства, которое хотело упорядочить и увеличить поборы со своего населения, заставив деревенских жителей взять на себя коллективную ответственность за все виды налогов и трудовых обязанностей1. В 1856 году эта аргументация, вызывавшая возмущение славянофилов, породила длительную полемику между славянофильской «Русской беседой» и либеральным «Русским вестником». Этот спор имел актуальное значение, поскольку суть полемики сводилась к вопросу, сохранится ли деревенская община или она будет отменена вместе с институтом крепостного права и барщиной. Чичерин, разумеется, был решительным противником общины: он был убежден -и повторял это до конца своей жизни, - что в качестве общественной формы, препятствующей нормальному функционированию экономических законов и исключающей крестьянство из общегосударственной юрисдикции, крестьянская община - самое большое препятствие в деле последовательной вестернизации России. Как политик Чичерин враждовал не столько со славянофилами -с ними у него было много общего по практическим вопросам, -сколько с демократической оппозицией, в особенности с революционным движением. Его идейный путь - хороший пример эволюции русского дворянско-помещичьего либерализма. Грановский и молодой Кавелин по своим убеждениям были близки Белинскому, но, хотя Чичерин и был их учеником, традиция Белинского была чужда ему, и он активно противостоял ее продолжателям. Это воззрение было неверным, но оно привлекло внимание к тому обстоятельству, что общинное самоуправление было очень полезным учреждением: оно позволяло центральной власти осуществлять контроль над деревнями. Поэтому в 1860-е гг. Кавелин (в отличие от Чичерина) выступал за сохранение общины. Община, утверждал он, замедляет развитие сельского хозяйства, но в то же время она служит талисманом, охраняющим крестьян от общественных переворотов.
ГЛАВА 9 ПЕТРАШЕВЦЫ ^ -^ декабря 1849 г. жители Санкт-Петербурга были свидетеля- J /ми довольно странного зрелища: политзаключенные числом £j JmJ двадцать один человек были выведены из Петропавловской крепости на Семеновский плац и выстроены в ряд перед эшафотом в черной драпировке. Чиновник зачитал смертные приговоры, священник призвал заключенных к покаянию, и солдаты одели каждого приговоренного в белый балахон, традиционно ассоциировавшийся со смертной казнью. Первых трех приговоренных привязали к столбам, их лица закрыли, барабаны начали выбивать дробь, и прозвучала команда солдатам прицелиться. Но тут, в самый последний момент, появился императорский адъютант с отменой приговора. Смертные приговоры были заменены тяжелыми исправительными работами в Сибири, тюрьмой или ссылкой. Затем приговоренных поставили на эшафоте на колени, и палачи в цветных робах начали символический обряд гражданской казни - сломали шпаги над обнаженными головами. Главный осужденный был тут же закован в колодки и в закрытой карете отправлен в Сибирь. Таков был метод, избранный Николаем I для того, чтобы разделаться с тайными кружками, проявлявшими активность в Санкт-Петербурге в 1845-1849 гг. Основной кружок, от которого отпочковалось большинство других, был основан и возглавлялся Михаилом Буташевичем-Петрашевским (1821-1866). Именно его публично заковали в колодки на Семеновском плацу; два других, кого взяла на прицел расстрельная команда, были офицеры Н.П. Григорьев и Н.А. Момбелли: им Николай I не мог простить, что они
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.102 (0.014 с.) |