Этапы формирования казахской народности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы формирования казахской народности.



Существуют две основные концепции происхождения казахской народности: 1) автотохтонная – формирование народности на основе местного этнокультурного субстрата (из племен и племенных объединений издревле населявших Казахстан), 2) миграционная – утветждающая, что предки казахов сравнительно поздно пришли на территорию Казахстана и не имеют ни какой связи с древним населением региона.

В научной литературе утвердилось понимание этноса, то есть, народа, нации, народности – общности людей исторически сложившейся в процессе разложения племенных отношений на базе общности культуры, языка, территории.

Основные этапы образования казахской народности:

1) 5-3 вв. до н.э. в число древних предков казахов вошли племена саков, усуней, канглов. На протяжении этого периода сохраняются европеоидные черты местного населения.

2) середина I-го тысячелетия (эпоха «Великого переселения народов»), проникновение гуннов-тюрков на территорию Казахстана, происходит смешение местного населения с тюрками, усиливаются монголоидные черты. Тюркская речь становится преобладающей. Образование древнетюркских государств приводит к интенсивному притоку тюркоязычных племен.

3) 9 век – продвижение кимаков и кыпчаков к правобережью Сырдарьи.

4) 11- начало 12 века продвижение с Алтая найманов и кереитов. Образование кыпчакского ханства. Кыпчаки уже стояли на пути сложения народности.

5) 13 век процесс этногенеза прерван монгольским нашествием, что внесло изменения в расстановку различных этнических общностей и антропологический тип, усиливаются монголоидные черты. Сами монгольские племена ассимилируются в местной тюркоязычной среде, перенимают язык, религию, материальную и духовную культуру.

6) 14 век возникновение государственных объединений на местной этнической основе. Стабилизируется этнический состав племен, устанавливаются общие этнические черты разных племенных объединений, появляется единый язык и религия.

7) конец 14 – начало 15 века завершающий процесс формирования казахской народности.

Основу казахской народности составили: саки, усуни, канглы, жалайиры, кыпчаки, найманы, кереи, аргыны, дулаты, коныраты, мангыты.

Сложившаяся народность с 15 в. известна под именем «Казахи». По словарю Бергауза слово «Казах» означает свободный, независимый. По Бартольду «Казах» - человек отделившийся от своего государства, племени, рода и вынужденный вести свободный образ жизни. В восточных источниках термин «Казах» применяется в обозначении политической группировкиво главе с Жанибеком и Кереем. Сначала их называли узбек-казахами.

Сложившаяся народность делилась на три этно-территориальных объединения (жуза):

1) Старший жуз занимал территорию Южного и Юго-Восточного Казахстана. В него входили племена усуней, канглов, жалайиров, албанов, суанов, далатов.

2) Средний жуз занимал территорию Центрального, Северного и Северо-Восточного Казахстана. В него входили племена кыпчаков, аргынов, найманов, кереев, коныратов, уаков.

3) Младший жуз занимал территорию Западного и Северо-Западного Казахстана. В него входили племена жетыру, алим-улы, бай-улы.

 

Образование казахского ханства.

Социально-экономические и этнополитические процессы, протекавшие на территории Казахстана, к XIV—XV вв. привели к образованию Казахского ханства. Время образования ханства было предложено В.В.Вельяминовым - Зерновым на основании сообщения Мирзы-Мухаммеда Хайдара Дулати в «Тарихи Рашиди» считать 870 год хиджры (1465-1466 гг.), середины 60-х годов XV в. Ханства, возникшие здесь во второй половине XV в., отличались от Золотой Орды и подобных ей государственных образований тем, что они были созданы не в результате завоевания, а на местной экономической и этнической основах. К середине XV в. в ханство Абулхайра входила обширная территория, от Сырдарьи до Сибирского ханства. Хотя ханство называлось «Кочевое узбекское», основная масса населения в нем были казахи. К этому времени династийная борьба между джучидами и шайбанидами в Узбекском ханстве обострилась. Абулхайр хан, представлявший род шайбанидов, жестоко расправлялся со своими противниками, джучидами. Жаныбек и его родственник Керей, объединив зависимые от них племенные группы кочевого п полукочевого населения, на рубеже 50—60-х гг. ХVв. откочевали на территорию Юго-Западного Семиречья, в Могулистан.

В исторической литературе существует мнение о том, что откочевка племен Восточного Дешт-и-Кьшчака в долину рек Чу и Таласа под предводительством джучидов Жаныбека и Керея положила начало образованию Казахского ханства. Передвижка масс казахского населения в Семиречье в течение целого десятилетия — с конца 50-х и до конца 60-х п. XV в — это не обычная рядовая откочевка обиженных султанов. Фактически, откочевала не только феодальная верхушка со своими ближайшими подданными, но тысячи и тысячи рядовых скотоводов. Это был протест трудящихся против гнета, растущих налогов и повинностей, против бесконечных тягог феодальных усобиц и войн. Стремление хана Абулхайра помешать образованию Казахского ханства, укреплению власти Жаныбека и Керея оказалось тщетным. Поход Абулхайра в Семиречье зимой 1468 г. был прерван в связи с его смертью. Число подвластных Жаныбеку и Керею племен все больше увеличивалось как за счет степных районов Казахстана, особенно после смерти Абулхайр хана, так и за счет перехода под их власть части родов и племен Семиречья. Источнии повествуют об активной внешней политике первых казахских ханов, направленной на расширение территории ханства, на утверждение своей власти над присырдарьинскими городами и степными районами Дешт-и-Кыпчака. Последние три десятилетия XV в. — это время крупных политических событий в истории Казахстана и Средней Азии. Крепло Казахское ханство. Оно начало непосредственную борьбу за овладение всей территорией Казахстана. Все более слабел Могулистан, фактически распавшийся на несколько феодальных владений. Постепенно падала и военная мошь тимуридов, их влияние. После ожесточенной борьбы за ханский престол власть захватил предприимчивый и энергичный внук Абулхайра Мухаммад Шайбани (1451 —1510 гг.). Три года Мухаммад Шайбани вел борьбу с казахскими ханами за сохранение своего господства в Дешт-и-Кыпчаке и на присырларьинской территории. Борьба продолжалась с переменным успехом. В итоге Мухаммад Шайбанн потерпел поражение - и в 1486 г. ушел в Хорезм. После неоднократных крупных сражений между казахами и могульскими силами казахские племена и роды Семиречья поддержали казахских ханов, перешли на их сторону. Казахское ханство, в отличие от предшествующих государственных образований, имело, особенно к началу XVI в. гораздо более широкую и прочную этническую базу, в него вошли почти все этнические группы, составляющие казахскую народность, и почти вся территория, на которой они обитали.

 

Культура казахов XIII-XV.

Интенсивно развивался в 14-15вв. процесс образования, становления тюркских литературных языков: карлукско-уйгурской, уйгурско-огузской и кыпчакско-огузской групп. На кыпчакском языке в 13-14вв. было создано большое кол-во литературных памятников, развивалось устное народное творчество. Кыпчаки и др. тюркские племена имели свою устную поэзию. В 14-15вв. из кыпчакско-ногайской подгруппы выделился каз. яз. В эту подгруппу кроме казахского входят ногайский и каракалпакский языки. В Дешт-и-Кыпчаке, в Ногайской Орде развивалось творчество певцов, Сыпыра-жырау и Кодана-Тайши, Асана-Каигы и Кастугана, воспевавших идею единства народа, любовь к родине. Складывался кыпчакский героический эпос. В Юж. Каз. господствующей религией стал ислам. Это связано с именем Берке-хана, а также благодаря Узбек-хану. Распространяли свое влияние суфийские ордены «ясавийя» и «накшбандийя», кочевое население предерживалось шаманизма и культа предков.

В начале 14 в начинается возрождение и подъем городской культуры и особенно таких городов, как Сыгнак, Сауран, Отрар. В городах развивается ремесло - гончарное, кирпичеобжигательное, медницкое, бронзолитейное, ювелирное, стеклоделие, ткачество и ковроделие. Восстанавливается торговля, к сер.15 в. наблюдается развитие товарно-денежных отношений в Средней Азии, о чем свидетельствуют многочисленные находки монет в Отраре, Туркестане и др. городах юга Казахстана. Памятниками архитектуры того времени являются мавзолеи Джучи-хана(14в), Алаш-хана(14-15вв) в Центр.Каз., мавзолей Дауд-бека(14в) в Таразе, Ходжа Ахмета Яссауи(14-15вв) в Туркестане, соборная мечеть и баня городища Отрар(14-15вв). Памятниками письменной литературы являются «Кодекс Куманикус»(14в) (-это образец научно-учебной, частично художественной лит-ры), также «Огуз-наме», «Хосров и Ширин» и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.005 с.)