Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы формирования казахской народности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Существуют две основные концепции происхождения казахской народности: 1) автотохтонная – формирование народности на основе местного этнокультурного субстрата (из племен и племенных объединений издревле населявших Казахстан), 2) миграционная – утветждающая, что предки казахов сравнительно поздно пришли на территорию Казахстана и не имеют ни какой связи с древним населением региона. В научной литературе утвердилось понимание этноса, то есть, народа, нации, народности – общности людей исторически сложившейся в процессе разложения племенных отношений на базе общности культуры, языка, территории. Основные этапы образования казахской народности: 1) 5-3 вв. до н.э. в число древних предков казахов вошли племена саков, усуней, канглов. На протяжении этого периода сохраняются европеоидные черты местного населения. 2) середина I-го тысячелетия (эпоха «Великого переселения народов»), проникновение гуннов-тюрков на территорию Казахстана, происходит смешение местного населения с тюрками, усиливаются монголоидные черты. Тюркская речь становится преобладающей. Образование древнетюркских государств приводит к интенсивному притоку тюркоязычных племен. 3) 9 век – продвижение кимаков и кыпчаков к правобережью Сырдарьи. 4) 11- начало 12 века продвижение с Алтая найманов и кереитов. Образование кыпчакского ханства. Кыпчаки уже стояли на пути сложения народности. 5) 13 век процесс этногенеза прерван монгольским нашествием, что внесло изменения в расстановку различных этнических общностей и антропологический тип, усиливаются монголоидные черты. Сами монгольские племена ассимилируются в местной тюркоязычной среде, перенимают язык, религию, материальную и духовную культуру. 6) 14 век возникновение государственных объединений на местной этнической основе. Стабилизируется этнический состав племен, устанавливаются общие этнические черты разных племенных объединений, появляется единый язык и религия. 7) конец 14 – начало 15 века завершающий процесс формирования казахской народности. Основу казахской народности составили: саки, усуни, канглы, жалайиры, кыпчаки, найманы, кереи, аргыны, дулаты, коныраты, мангыты. Сложившаяся народность с 15 в. известна под именем «Казахи». По словарю Бергауза слово «Казах» означает свободный, независимый. По Бартольду «Казах» - человек отделившийся от своего государства, племени, рода и вынужденный вести свободный образ жизни. В восточных источниках термин «Казах» применяется в обозначении политической группировкиво главе с Жанибеком и Кереем. Сначала их называли узбек-казахами. Сложившаяся народность делилась на три этно-территориальных объединения (жуза): 1) Старший жуз занимал территорию Южного и Юго-Восточного Казахстана. В него входили племена усуней, канглов, жалайиров, албанов, суанов, далатов. 2) Средний жуз занимал территорию Центрального, Северного и Северо-Восточного Казахстана. В него входили племена кыпчаков, аргынов, найманов, кереев, коныратов, уаков. 3) Младший жуз занимал территорию Западного и Северо-Западного Казахстана. В него входили племена жетыру, алим-улы, бай-улы.
Образование казахского ханства. Социально-экономические и этнополитические процессы, протекавшие на территории Казахстана, к XIV—XV вв. привели к образованию Казахского ханства. Время образования ханства было предложено В.В.Вельяминовым - Зерновым на основании сообщения Мирзы-Мухаммеда Хайдара Дулати в «Тарихи Рашиди» считать 870 год хиджры (1465-1466 гг.), середины 60-х годов XV в. Ханства, возникшие здесь во второй половине XV в., отличались от Золотой Орды и подобных ей государственных образований тем, что они были созданы не в результате завоевания, а на местной экономической и этнической основах. К середине XV в. в ханство Абулхайра входила обширная территория, от Сырдарьи до Сибирского ханства. Хотя ханство называлось «Кочевое узбекское», основная масса населения в нем были казахи. К этому времени династийная борьба между джучидами и шайбанидами в Узбекском ханстве обострилась. Абулхайр хан, представлявший род шайбанидов, жестоко расправлялся со своими противниками, джучидами. Жаныбек и его родственник Керей, объединив зависимые от них племенные группы кочевого п полукочевого населения, на рубеже 50—60-х гг. ХVв. откочевали на территорию Юго-Западного Семиречья, в Могулистан. В исторической литературе существует мнение о том, что откочевка племен Восточного Дешт-и-Кьшчака в долину рек Чу и Таласа под предводительством джучидов Жаныбека и Керея положила начало образованию Казахского ханства. Передвижка масс казахского населения в Семиречье в течение целого десятилетия — с конца 50-х и до конца 60-х п. XV в — это не обычная рядовая откочевка обиженных султанов. Фактически, откочевала не только феодальная верхушка со своими ближайшими подданными, но тысячи и тысячи рядовых скотоводов. Это был протест трудящихся против гнета, растущих налогов и повинностей, против бесконечных тягог феодальных усобиц и войн. Стремление хана Абулхайра помешать образованию Казахского ханства, укреплению власти Жаныбека и Керея оказалось тщетным. Поход Абулхайра в Семиречье зимой 1468 г. был прерван в связи с его смертью. Число подвластных Жаныбеку и Керею племен все больше увеличивалось как за счет степных районов Казахстана, особенно после смерти Абулхайр хана, так и за счет перехода под их власть части родов и племен Семиречья. Источнии повествуют об активной внешней политике первых казахских ханов, направленной на расширение территории ханства, на утверждение своей власти над присырдарьинскими городами и степными районами Дешт-и-Кыпчака. Последние три десятилетия XV в. — это время крупных политических событий в истории Казахстана и Средней Азии. Крепло Казахское ханство. Оно начало непосредственную борьбу за овладение всей территорией Казахстана. Все более слабел Могулистан, фактически распавшийся на несколько феодальных владений. Постепенно падала и военная мошь тимуридов, их влияние. После ожесточенной борьбы за ханский престол власть захватил предприимчивый и энергичный внук Абулхайра Мухаммад Шайбани (1451 —1510 гг.). Три года Мухаммад Шайбани вел борьбу с казахскими ханами за сохранение своего господства в Дешт-и-Кыпчаке и на присырларьинской территории. Борьба продолжалась с переменным успехом. В итоге Мухаммад Шайбанн потерпел поражение - и в 1486 г. ушел в Хорезм. После неоднократных крупных сражений между казахами и могульскими силами казахские племена и роды Семиречья поддержали казахских ханов, перешли на их сторону. Казахское ханство, в отличие от предшествующих государственных образований, имело, особенно к началу XVI в. гораздо более широкую и прочную этническую базу, в него вошли почти все этнические группы, составляющие казахскую народность, и почти вся территория, на которой они обитали.
Культура казахов XIII-XV. Интенсивно развивался в 14-15вв. процесс образования, становления тюркских литературных языков: карлукско-уйгурской, уйгурско-огузской и кыпчакско-огузской групп. На кыпчакском языке в 13-14вв. было создано большое кол-во литературных памятников, развивалось устное народное творчество. Кыпчаки и др. тюркские племена имели свою устную поэзию. В 14-15вв. из кыпчакско-ногайской подгруппы выделился каз. яз. В эту подгруппу кроме казахского входят ногайский и каракалпакский языки. В Дешт-и-Кыпчаке, в Ногайской Орде развивалось творчество певцов, Сыпыра-жырау и Кодана-Тайши, Асана-Каигы и Кастугана, воспевавших идею единства народа, любовь к родине. Складывался кыпчакский героический эпос. В Юж. Каз. господствующей религией стал ислам. Это связано с именем Берке-хана, а также благодаря Узбек-хану. Распространяли свое влияние суфийские ордены «ясавийя» и «накшбандийя», кочевое население предерживалось шаманизма и культа предков. В начале 14 в начинается возрождение и подъем городской культуры и особенно таких городов, как Сыгнак, Сауран, Отрар. В городах развивается ремесло - гончарное, кирпичеобжигательное, медницкое, бронзолитейное, ювелирное, стеклоделие, ткачество и ковроделие. Восстанавливается торговля, к сер.15 в. наблюдается развитие товарно-денежных отношений в Средней Азии, о чем свидетельствуют многочисленные находки монет в Отраре, Туркестане и др. городах юга Казахстана. Памятниками архитектуры того времени являются мавзолеи Джучи-хана(14в), Алаш-хана(14-15вв) в Центр.Каз., мавзолей Дауд-бека(14в) в Таразе, Ходжа Ахмета Яссауи(14-15вв) в Туркестане, соборная мечеть и баня городища Отрар(14-15вв). Памятниками письменной литературы являются «Кодекс Куманикус»(14в) (-это образец научно-учебной, частично художественной лит-ры), также «Огуз-наме», «Хосров и Ширин» и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.223 (0.009 с.) |