ТОП 10:

Систематизируйте этнические процессы в Казахстане и этапы сложения казахской народности.



Формирование народа – проблема очень сложная. Для формирования народности необходимы следующие условия:

1.определенный уровень развития культуры;

2.территория с обозначенными границами;

3.сформированное общественно-этническое сознание;

4.сформировавшийся язык;

5.пределенный характерный внешний облик, присущий большинству этнических представителей;

6.название государства, отражающее главные этнополитические или историко-географические признаки этноса.

Изучение жизни племен, населявших Казахстан в древние времена, традиционно начинается с бронзового века. Племена, которые проживали на территории Казахстана и в приграничных регионах между 2-1 тысячелетиями до нашей эры, соответственно их культуре называют андроновцами. Об андроновских племенах точных сведений нет. Однако ученые считают, что расово-генетическое развитие казахского этноса берет свое начало с бронзового века. Это подтверждается некоторыми сходствами казахской национальной и древней андроновской культур. На территории Казахстана сохранились многочисленные памятники андроновской культуры в виде различных построек – захоронений. Узоры андроновцев на гончарных изделиях сочетаются современными узорами казахских ковров, украшений, в убранстве юрт.

Существует этногенетическая связь казахов с более поздними племенами: саками, гуннами, уйсунями, кангюями, сарматами, и т.д.

По мнению некоторых ученых, существует прямая связь между племенами уйсуней и позже сформировавшимся казахским этносом, о чем свидетельствуют общие черты жизненного уклада. Это определяющая роль скотоводства в сочетании с кочевым образом жизни, использование юрты в качестве жилища, комплексное хозяйство (скотоводческо-земледельческое), молочно-мясное питание, выпекание хлеба из зерна и т.д. Кроме того, наблюдается сходство и в общественно-социальном устройстве. По данным источников уйсунское общество делилось на три части: левое крыло, центральное крыло и правое крыло, что можно провести параллель с тремя казахскими жузами. Это подтверждает этногенетическую преемственность.

Ученые считают, что непосредственное сложение казахской народности относится к началу тюркского этногенеза. Образцы хозяйственно-культурной жизнедеятельности тюркского периода позже стали общими для многих тюркских народов (казахов, киргизов, каракалпаков, башкир, ногайцев, алтайцев, тувинцев, туркменов).

Тюркские племена, населявшие территорию Казахстана перед монгольским завоеванием, были готовы к образованию единого народа. Однако нашествие монгольских войск замедлило это процесс, фактически отодвинув его на несколько веков назад. Вместе с тем захватнические действия монголов внесли значительные изменения в этнический состав населения Казахстана. С монголами на территорию Казахстана прибыли с востока и обосновались такие племена как киаты, мангиты, барласы, коныраты, татар и др.

Территория Казахстана постоянно подвергалась миграции различных этнических групп. Интенсивное этническое смешение, особенно в эпоху великого переселения гуннов, затем тюркских племен и в эпоху монгольского нашествия, наложило отпечаток на внешний вид казахов.

В XIV-XV вв. на землях Казахстана и приграничной территории существовало несколько государств: Белая Орда, Могулистан, Ханство Абулхаира, Ногайская орда. Жителей этих государств называли узбеками, узбек-казахами, моголами (могулами) и ногаями. У этих названий было свое этническое и политическое значение. Если понятие «народ» рассматривалось в качестве этнического образования, то его обозначают термином «этноним» (узбеки, казахи, киргизы). Народ же, именовавшийся соответственно названию своего государства (территории проживания), определялся термином «политоним» (моголы-народы государства Могулистан, ногаи - народы, принадлежащие к Ногайской орде), т.е. это понятие этнополитическое. В историко-этнологической литературе население государства, созданного в историко-этнографическом регионе, называют этнополитическим сообществом.

Для того, чтобы народ стал единым в этническом и политическом отношении, он, прежде всего, должен иметь собственную независимую государственность. Племена, стремящиеся к единению, были раздроблены в политическом отношении на различные государства, как Белая орда, ханство Абулхаира, Ногайская орда и Могулистан. Однако эти государства стали основой формирования казахской государственности, становления собственного этнического пространства. Хотя, все казахские племена и роды ушли в различные государства, говорили они на одном языке.

Формирование казахского народа закончилось между второй половиной XV в. и началом XVI века, когда было создано самостоятельное независимое Казахское ханство. Таким образом, было достигнуто еще одно условие формирования народности – название собственного государства.

 

Деятельность Касым хана по возвышению Казахского ханства.

После того, как в 1511 году Касым хан пришел к власти, Казахское ханство стало называться Касымским. В период правления Касым хана политическое влияние Казахского ханства усилилось, и оно превратилось в крупное и сильное ханство. Ханство Касыма протянулось на западе до южного побережья Сырдарьи, на юго-западе до города Туркестана, на юго-востоке до северных склонов Жетысу. По некоторым данным при хане Касыме границы Казахского ханства на северо-востоке охватывали холмы Улытау и побережье Балхаша, а на северо-западе доходили до реки Яик.

При Касым хане численность населения Казахского ханства превышала миллион, и уже поэтому оно не могло стоять в стороне от международной политики. Казахское ханство при Касым хане достигло известности на европейской арене и политической мощи. Первым с Казахским ханством установило дипломатические отношения соседнее Московское государство. Это было в годы правления Василия ІІІ (1505-1533). Еще одна особенность Казахского ханства в годы правления Касым хана - это то, что казахов стали признавать в Западной Европе как самостоятельную этническую общность. Среди европейских ученых первым о казахах пишет австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн в своей книге "Записки о Московитских делах". Направление, которого придерживался этот великий хан, осталось в истории под названием "Прямая дорога, проложенная Касымом".

Во внешней политике Касым хан продолжал бороться с династией Шайбани за зели вдоль Сырдарьи. В связи с этим упрочился союз казахских предводителей с мангытами и моголами. Касым хан завоевал крепость Сайрам, делал попытки захватить Мавераннахр.

В 1513 году, когда Касым хан был в Каратале, управитель Сайрама Каттабек отдал Касым хану город и уговорил его совершить набег на узбеков. Собрав войско из казахов и мангытов, Касым хан отправился в поход на Ташкент. В битве с войсками узбекского хана Суйиниш кожа, под Ташкентом, Касым хан был ранен и отступил. После этого, приблизительно в том же году, Касым хан заключил союз с противником Ташкентского правителя Суйиниш кожа ханом Моголстана Саидом (в ставке, расположенной на берегу Шу). Объединившись, они договорились совместно выступить в поход на Ташкент. Но в связи с приближением зимы отодвинули соглашение на более поздний срок.

По данным Мухаммеда Хайдара, Касым хан скончался в 1518 году. А Тахир Мухаммед в своем труде "Раузат-ат Тарихирин" указывает время смерти Касым хана - 1523-1524 годы. По словам Кадыргали Касым улы Жалаири, Касым хан умер в городе Сарайшык. После смерти Касым хана в связи с усилением взаимной вражды и розни казахское ханство несколько ослабело, и отношения между казахами и моголами изменились.

 

Проанализируйте внутриполитическое положение и внешнюю политику Казахского ханства в XVII в.

Хан Есим (1598-1628 гг.)

После смерти Тауекела ханский титул перешел к его младшему братуЕсиму, который правил в 1598-1628гг. Особое внимание хан Есим уделял укреплению военной мощи, наделив широкими военно-политическими полномочиями султанов и представителей знати. С именем Есима связано создание свода законов «Исконный путь хана Есима».Город Ташкент вошел в состав Казахского ханства в период правления Есима. В начале XVII века усилились феодальные междоусобицы. На юге одновременно правили два хана. Хан Есим сделал столицей Туркестан, а Турсун объявил себя ханом со ставкой в Ташкенте. Воспользовавшись внутренними распрями казахов, хан Бухары вторгся на земли Казахского ханства с целью вернуть города Ташкент, Сайрам и Андижан, изгнав казахов за Сырдарью. Казахско-бухарская война длилась более 20 лет (1603-1624 гг.). Бухарский хан признал свое поражение. Могулистан в XVI веке окончательно распался. Есим оказывал поддержку правителю Чалыша и Турфана хану Абд-ар-Рахиму в его борьбе с находящимся у власти в Жаркенте и Кашгаре ханом Абаком, чтобы ослабить обоих. К активным военным действиям в Восточном Туркестане приступил младший брат Есима - султан Кошек. Политика хана Есима в отношении Восточного Туркестана была естественным продолжением политики хана Касыма. Султан Турсун - сын султана Джалима. Став популярным после победоносных войн против Узбекского ханства, Турсун провозгласил себя ханом и начал чеканить монеты. Он дважды давал клятву верности хану Есиму, но оба раза нарушал ее. Его главной опорой был род катаган. Чтобы не давать повода к кровопролитию среди единого народа, хан Есим признал самозванного хана Турсуна равноправным с собою правителем. В 1627 году Есим выступил в поход против калмыков (джунгар). В это время Турсун поднял мятеж, разграбил ставку хана Есима - Туркестан. В окрестностях Ташкента состоялось сражение, Турсун был разгромлен. Хан Есим весь род катаган приговорил куничтожению, этот род спасся среди уйгуров в Восточном Туркестане. Мятеж хана Турсуна в истории сохранился под названием «Катаганское побоище».







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.240.31 (0.007 с.)