Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Систематизируйте этнические процессы в Казахстане и этапы сложения казахской народности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Формирование народа – проблема очень сложная. Для формирования народности необходимы следующие условия: 1.определенный уровень развития культуры; 2.территория с обозначенными границами; 3.сформированное общественно-этническое сознание; 4.сформировавшийся язык; 5.пределенный характерный внешний облик, присущий большинству этнических представителей; 6.название государства, отражающее главные этнополитические или историко-географические признаки этноса. Изучение жизни племен, населявших Казахстан в древние времена, традиционно начинается с бронзового века. Племена, которые проживали на территории Казахстана и в приграничных регионах между 2-1 тысячелетиями до нашей эры, соответственно их культуре называют андроновцами. Об андроновских племенах точных сведений нет. Однако ученые считают, что расово-генетическое развитие казахского этноса берет свое начало с бронзового века. Это подтверждается некоторыми сходствами казахской национальной и древней андроновской культур. На территории Казахстана сохранились многочисленные памятники андроновской культуры в виде различных построек – захоронений. Узоры андроновцев на гончарных изделиях сочетаются современными узорами казахских ковров, украшений, в убранстве юрт. Существует этногенетическая связь казахов с более поздними племенами: саками, гуннами, уйсунями, кангюями, сарматами, и т.д. По мнению некоторых ученых, существует прямая связь между племенами уйсуней и позже сформировавшимся казахским этносом, о чем свидетельствуют общие черты жизненного уклада. Это определяющая роль скотоводства в сочетании с кочевым образом жизни, использование юрты в качестве жилища, комплексное хозяйство (скотоводческо-земледельческое), молочно-мясное питание, выпекание хлеба из зерна и т.д. Кроме того, наблюдается сходство и в общественно-социальном устройстве. По данным источников уйсунское общество делилось на три части: левое крыло, центральное крыло и правое крыло, что можно провести параллель с тремя казахскими жузами. Это подтверждает этногенетическую преемственность. Ученые считают, что непосредственное сложение казахской народности относится к началу тюркского этногенеза. Образцы хозяйственно-культурной жизнедеятельности тюркского периода позже стали общими для многих тюркских народов (казахов, киргизов, каракалпаков, башкир, ногайцев, алтайцев, тувинцев, туркменов). Тюркские племена, населявшие территорию Казахстана перед монгольским завоеванием, были готовы к образованию единого народа. Однако нашествие монгольских войск замедлило это процесс, фактически отодвинув его на несколько веков назад. Вместе с тем захватнические действия монголов внесли значительные изменения в этнический состав населения Казахстана. С монголами на территорию Казахстана прибыли с востока и обосновались такие племена как киаты, мангиты, барласы, коныраты, татар и др. Территория Казахстана постоянно подвергалась миграции различных этнических групп. Интенсивное этническое смешение, особенно в эпоху великого переселения гуннов, затем тюркских племен и в эпоху монгольского нашествия, наложило отпечаток на внешний вид казахов. В XIV-XV вв. на землях Казахстана и приграничной территории существовало несколько государств: Белая Орда, Могулистан, Ханство Абулхаира, Ногайская орда. Жителей этих государств называли узбеками, узбек-казахами, моголами (могулами) и ногаями. У этих названий было свое этническое и политическое значение. Если понятие «народ» рассматривалось в качестве этнического образования, то его обозначают термином «этноним» (узбеки, казахи, киргизы). Народ же, именовавшийся соответственно названию своего государства (территории проживания), определялся термином «политоним» (моголы-народы государства Могулистан, ногаи - народы, принадлежащие к Ногайской орде), т.е. это понятие этнополитическое. В историко-этнологической литературе население государства, созданного в историко-этнографическом регионе, называют этнополитическим сообществом. Для того, чтобы народ стал единым в этническом и политическом отношении, он, прежде всего, должен иметь собственную независимую государственность. Племена, стремящиеся к единению, были раздроблены в политическом отношении на различные государства, как Белая орда, ханство Абулхаира, Ногайская орда и Могулистан. Однако эти государства стали основой формирования казахской государственности, становления собственного этнического пространства. Хотя, все казахские племена и роды ушли в различные государства, говорили они на одном языке. Формирование казахского народа закончилось между второй половиной XV в. и началом XVI века, когда было создано самостоятельное независимое Казахское ханство. Таким образом, было достигнуто еще одно условие формирования народности – название собственного государства.
Деятельность Касым хана по возвышению Казахского ханства. После того, как в 1511 году Касым хан пришел к власти, Казахское ханство стало называться Касымским. В период правления Касым хана политическое влияние Казахского ханства усилилось, и оно превратилось в крупное и сильное ханство. Ханство Касыма протянулось на западе до южного побережья Сырдарьи, на юго-западе до города Туркестана, на юго-востоке до северных склонов Жетысу. По некоторым данным при хане Касыме границы Казахского ханства на северо-востоке охватывали холмы Улытау и побережье Балхаша, а на северо-западе доходили до реки Яик. При Касым хане численность населения Казахского ханства превышала миллион, и уже поэтому оно не могло стоять в стороне от международной политики. Казахское ханство при Касым хане достигло известности на европейской арене и политической мощи. Первым с Казахским ханством установило дипломатические отношения соседнее Московское государство. Это было в годы правления Василия ІІІ (1505-1533). Еще одна особенность Казахского ханства в годы правления Касым хана - это то, что казахов стали признавать в Западной Европе как самостоятельную этническую общность. Среди европейских ученых первым о казахах пишет австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн в своей книге "Записки о Московитских делах". Направление, которого придерживался этот великий хан, осталось в истории под названием "Прямая дорога, проложенная Касымом". Во внешней политике Касым хан продолжал бороться с династией Шайбани за зели вдоль Сырдарьи. В связи с этим упрочился союз казахских предводителей с мангытами и моголами. Касым хан завоевал крепость Сайрам, делал попытки захватить Мавераннахр. В 1513 году, когда Касым хан был в Каратале, управитель Сайрама Каттабек отдал Касым хану город и уговорил его совершить набег на узбеков. Собрав войско из казахов и мангытов, Касым хан отправился в поход на Ташкент. В битве с войсками узбекского хана Суйиниш кожа, под Ташкентом, Касым хан был ранен и отступил. После этого, приблизительно в том же году, Касым хан заключил союз с противником Ташкентского правителя Суйиниш кожа ханом Моголстана Саидом (в ставке, расположенной на берегу Шу). Объединившись, они договорились совместно выступить в поход на Ташкент. Но в связи с приближением зимы отодвинули соглашение на более поздний срок. По данным Мухаммеда Хайдара, Касым хан скончался в 1518 году. А Тахир Мухаммед в своем труде "Раузат-ат Тарихирин" указывает время смерти Касым хана - 1523-1524 годы. По словам Кадыргали Касым улы Жалаири, Касым хан умер в городе Сарайшык. После смерти Касым хана в связи с усилением взаимной вражды и розни казахское ханство несколько ослабело, и отношения между казахами и моголами изменились.
Проанализируйте внутриполитическое положение и внешнюю политику Казахского ханства в XVII в. Хан Есим (1598-1628 гг.) После смерти Тауекела ханский титул перешел к его младшему брату Есиму, который правил в 1598-1628 гг. Особое внимание хан Есим уделял укреплению военной мощи, наделив широкими военно-политическими полномочиями султанов и представителей знати. С именем Есима связано создание свода законов «Исконный путь хана Есима». Город Ташкент вошел в состав Казахского ханства в период правления Есима. В начале XVII века усилились феодальные междоусобицы. На юге одновременно правили два хана. Хан Есим сделал столицей Туркестан, а Турсун объявил себя ханом со ставкой в Ташкенте. Воспользовавшись внутренними распрями казахов, хан Бухары вторгся на земли Казахского ханства с целью вернуть города Ташкент, Сайрам и Андижан, изгнав казахов за Сырдарью. Казахско-бухарская война длилась более 20 лет (1603-1624 гг.). Бухарский хан признал свое поражение. Могулистан в XVI веке окончательно распался. Есим оказывал поддержку правителю Чалыша и Турфана хану Абд-ар-Рахиму в его борьбе с находящимся у власти в Жаркенте и Кашгаре ханом Абаком, чтобы ослабить обоих. К активным военным действиям в Восточном Туркестане приступил младший брат Есима - султан Кошек. Политика хана Есима в отношении Восточного Туркестана была естественным продолжением политики хана Касыма. Султан Турсун - сын султана Джалима. Став популярным после победоносных войн против Узбекского ханства, Турсун провозгласил себя ханом и начал чеканить монеты. Он дважды давал клятву верности хану Есиму, но оба раза нарушал ее. Его главной опорой был род катаган. Чтобы не давать повода к кровопролитию среди единого народа, хан Есим признал самозванного хана Турсуна равноправным с собою правителем. В 1627 году Есим выступил в поход против калмыков (джунгар). В это время Турсун поднял мятеж, разграбил ставку хана Есима - Туркестан. В окрестностях Ташкента состоялось сражение, Турсун был разгромлен. Хан Есим весь род катаган приговорил куничтожению, этот род спасся среди уйгуров в Восточном Туркестане. Мятеж хана Турсуна в истории сохранился под названием «Катаганское побоище».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 942; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.69.107 (0.014 с.) |