ТОП 10:

Государство кимаков: этнополитическая история и хозяйство.



Первые сведение о кимаках, известных под именем яньмо, встречаются в китайских источниках. Первоначально кимаки в начале VII в. жили в северо-западной Монголии. К середине VII в. откочевали в районы, расположенные севернее Алтайских гор, и в Прииртышье. Во второй половине VIII - начале IX вв. кимаки двигаются в трех направлениях:

1. На северо-запад - к Южному Уралу;

2. На юго-запад - к бассейну Сырдарьи и Южному Казахстану;

3. На юг - к северо-восточному Семиречье. Первые упоминания о государстве кимаков содержится во многих арабоязычных историко-географических сочинениях IX-X вв., например в сочинении Аль-Якуби (IX в.).

Территория (VI1I-IX вв.) - от среднего Иртыша до Джунгарских ворот, занимая земли Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины (Северный, Восточный, Центральный Казахстан).

Столица - Кимакия (Имекия) на р.Иртыш.

Этнический состав

Легенда о происхождении кимаков сохранилось в единственном источнике - труде персидского историка XI в. Гардези. По этой легенде кимаки происходят от татар.

После распада в 840 г. Уйгурского каганата часть входивших в него племен присоединились к ядру кимакского объединения. Именно с этого момента складывается кимакская конфедерация в составе 7 племен: эймур, имак, кыпчак, татар, байандур, ланиказ и ажлар. Во второй половине IX в. Кимакский союз состоял уже из 12 федератов. Самым крупным и сильным племенем были - кыпчаки. С VIII -начале XI вв. кыпчаки расселились от Алтая и Иртыша на востоке до южноуральских гор и Итиля (Волги) на западе.

В конце IX - начале X вв. в предгорьях Южного Урала и к югу от него расселились родственные кимакам племена - куманы. Основной район их кочевий - Мугоджарские горы.

Общественное устройство

• Жабгу (байгу) - титул правителя, с X века -каган.

В каганате формировалось удельно-племенная система. Это вызвано становлением патриархально-феодальных отношений. Каганат делился на 12 улусов. Каган назначал правителей улусов - вождей, из представителей племенной знати.

• Шад-тутуки - правители племен

Существовала налоговая система - налоги из золота, собираемого жителями, каган брал обязательную долю, остатком же довольствовался владелец.

• Жатаки - обедневшие кочевники, переходившие на оседлый образ жизни у кимаков.

Арабский историк Аль-Идриси пишет, что у кимаков существовало 16 городов, из них 12 находились на берегу р. Иртыш.

Кимаки имели собственную письменность на основе древнетюркского алфавита. Об этом свидетельствует арабские историки и археологические находки - бронзовые зеркала IX-X вв. с древнетюркскими надписями, найденные в Прииртышье и Тарбагатае.

• Религиозные верования - язычество, шаманизм, манихейство, ислам.

Политическая история

Кимакские правители захватили часть земель токузогузов, совершали набеги на их города в Восточном Туркестане.

Каганы кимаков вторгались в страну Енисейских кыргызов.

Кимаки вели торговые связи с Волжской Булгарией, Средней Азией, огузами, карлуками и кыргызами

Причины ослабления:

- Центробежные тенденции кыпчакских ханов, стремившихся к самоопределению;

- Усиление внутренних междоусобиц;

- Миграция кочевых племен из Центральной Азии.

В начале XI века кимакский каганат пал, власть перешла к кыпчакам.

Хозяйство:

Кимаки в основном были скотоводами. По сведениям Махмуда Кашгари, те, кто не имел скота, превращались в жатаков, занимались ремеслами, рыболовством и охотой. Возле мест зимовок богачей они строили постоянные жилища из камня, дерева и камыша. Из-за близости к торговым путям такие поселения постепенно превращались в города.

Государство огузов: этнополитическая история, хозяйство, культура

ОГУЗЫ (IX-начало XI вв.). Территория - от среднего течения Сырдарьи до низовьев Волги.

В состав огузского государство вошли полукочевые и кочевые племена Семиречья и Сибири: халаджи, джагра, чаруки, карлуки, имуры, байандуры, каи. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным.

По свидетельству Махмуда Кашгари ( XI в.) огузы делились на 24 племен, из них 12 племен - бузуки, 12 племен - учуки. Бузуки пользова­лись большими привилегиями.

Политическая история

Огузы играли важную роль в политической и военной истории Евразии. В 965 г. огузы в союзе с Киевской Русью разгромили Хазарский каганат. В 985 г. этот союз нанес поражение Волжской Булгарии, что привело к политической мощи огузской державы.

На рубеже X-XI вв. в государстве произошли народные восстания, направленные против хищнических сборов налогов. Особенно эти восстания участились во второй половине X в. при Али жабгу. Этой ситуацией хотели воспользоваться сельджуки, которые возглавив эти восстания захватили Жент, но вскоре были вынуждены оставить Жендскую область.

Во время правления последнего жабгу огузов Шахмалике государство усилилось. В 1041 году он покорил Хорезм, спустя 2 года попал в плен к сельджукам и был казнен.

Причины ослабления:

- многолетние стычки;

- глубокие внутренние противоречия;

- войны с сельджуками;

- народные восстания против налогов.

Держава огузов окончательно пала под ударами кыпчакских племен. Под напором кыпчаков значительная часть огузов ушла в Восточную Европу и Малую Азию. Другая часть огузов перешла под власть Караханидов Мавераннахра и сельджукских правителей Хорасана.

В огузском обществе основой имущественного неравенства являлась частная собственность на скот. Наряду с богатой аристократией были массы рядовых общинников, бедняков, рабов. Главным хозяйственным занятием огузов было экстенсивное скотоводство. Имелись компактные группы полуоседлого и оседлого населения. В степи и оседло-земледельческой зоне широкое распространение получила работорговля. В IX в. правители Хорасана ежегодно отправили ко двору багдадских халифов две тысячи огузских рабов. В основе огузы были язычниками, поклонялись шаманам. Вместе с тем в среду огузов постепенно проникал ислам27.

Материальная культура огузов лучше всего изучена на территории России. В Казахстане археологические материалы огузов зафиксированы на территории Западного Казахстана и на Сырдарье, но они чрезвычайно малы по сравнению с южнорусскими памятниками.

Захоронения представляли собой маленький курган. Покойники лежат головой на запад, с небольшими сезонными отклонениями, в вытянутом положении, на спине, руки располагаются вдоль тела или на тазовых костях. В большинстве захоронений инвентарь практически отсутствует. Найдено лишь несколько наконечников стрел, нож, копье. Более или менее богатые погребения (их очень мало) снабжались стандартным кочевническим набором: оружие, конская упряжь и орудия труда. Зафиксированы единичные захоронения человека с конем, но ни в одном из них нет целого костяка лошади, только чучела: череп и четыре конечности. В насыпи кургана много костей домашних животных. Имеются погребения с противоположной ориентировкой покойника и коня.

Погребальный инвентарь традиционен для степи этого периода. Из предметов вооружения находят наконечники стрел, лук, саблю, копье. Довольно часто в могилах кочевников попадаются остатки плетей – костяные рукоятки цилиндрической или яйцевидной формы с крючком. Бытовая утварь и орудия труда представлены очень бедно. Это ножи, которые носили в деревянных обтянутых кожей ножнах, калачевидный кресала и прямоугольные оселки. Есть щипчики для бороды.

Инвентарь огузов Западного Казахстана демонстрирует бедность общества в целом. И это понятно. Торговый путь проходил по р. Волга и дальше по Каспийскому морю до Мангыстау или Персии. Контролировали его хазары, у которых войско состояло из хорошо вооруженных хорезмийцев. Поражения, которые терпели огузы от столь сильного соседа, также не способствовали росту богатства. Основные доходы от торговли с земледельческими среднеазиатскими цивилизациями перепадали сырдарьинским огузам.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.007 с.)