Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проанализируйте особенности духовной культуры казахов в XV-XVIII вв.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Духовная культура. Поэзия жырау. XV-XVIII вв. – время особенного расцвета казахской литературы, известного как «эпоха жырау». Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау – размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау являлись видными политическими деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками. Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Калкаманулы (1668-1781) – великий казахский поэт и политический деятель. При хане Тауке молодой Бухар уже пользовался огромной популярностью, в зрелом возрасте стал советником хана Абылая и главным идеологом его борьбы за укрепление Казахского ханства. Кроме того, он является автором большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов. Письменная литература. Основные жанры литературных произведений – религиозные и исторические труды. До нас дошли также исторические сочинения, написанные в XVI-XVII вв. Сочинение «Тарихи Рашиди», на персидском языке, посвящено истории Могулистана и Казахского ханства. Автор его – Мухаммед Хайдар, из племени дулат Старшего жуза. Ему же принадлежит поэма «Жахан-Наме». Известный памятник исторической прозы казахов – «Жами ат-тауарих». Автор книги – Кадыргали Касымулы из рода жалаир, влиятельный бий при хане Тауекеле. В XVI в. Отемис-хаджи написал исторический труд «Чингис-наме», примечательный тем, что в нем отражена устная историческая традиция казахов. Книга была написана на основе преданий и рассказов о племенах и родах, их происхождении, о политической истории XIV-XV вв., о ханах, правивших в Казахском ханстве. Песни. В XV-XVIII вв. особое место в казахском устном народном творчестве занимали обрядовые песни. Они исполнялись при рождении ребенка, на свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. К свадебным песням относятся той бастар, жар-жар, бет ашар, кыз танысу. С обрядами, сопровождающими смерть, погребение и другие трагические события, связаны коштасу, естирту, конил айту, жоктау, жубату. Широко распространенная форма казахского песенного творчества – терме. Это короткая, однородная по ритму мелодия речитативного склада, на основе которой акыны создавали свои поэтические импровизации, жырши (сказители) передавали эпические и исторические поэмы, сказки, легенды. Сказки и эпос – жанры устного народного творчества. Сказки казахов отражали жизнь народа, его быт, чаяния и стремления. В таких сказках, как «Ер Тостик», «Едил-Жайык», «Кула мерген», «Алтын сака», «Кара-мерген», «Аламан и Жоламан» и «Асан Кайгы»» рассказывается о благородных подвигах и мужественной борьбе охотников, метких стрелках, о батырах и красавицах, мудрых старцах-прорицателях.. Сказки об Аяз-бие, Жиренше шешене, Алдар-Косе, Коже Насыре и Шопане Тазше посвящены остроумным, красноречивым и мудрым выходцам из народа. Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей, в которых большое место отводится описанию быта, обычаев, традиций народа. Наиболее популярными являются «Козы Корпеш и Баян Сулу», «Кыз Жибек», «Кулше кыз», «Назымбек», «Сулу шаш», «Макпал кыз». Широкое развитие в казахском устном творчестве получили произведения различных жанров: пословицы, загадки, изречения, афоризмы (шешендик создер), сатирические, юмористические, лирические песни, словесные состязания на бытовые темы и т.п. Музыкальное творчество. Трудовая деятельность. Казахские музыканты играли на различных музыкальных инструментах: домбра, кобыз, шаңқобыз, қылқобыз, шертер, жетіген, уілдек, дабыл, даңғара, сыбызғы, даулпаз, шыңдауыл, астаяқ, қамыс сырнай, мүйіз сырнай, адырна, саз сырнай, керней, үшкірік, тастауық, ұран, желқобыз, бұғышак и др. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди – акыны, жырау, певцы, импровизаторы. Свадебные обряды. Материальную и духовную жизнь казахов отражают историческая традиция – салт и обычаи народа – жора-жосын. Супружеские узы (жұбайлық) скреплялись общим одобрением народа, пением хоровых песен «жар-жар». Песня рассказывает о положении женщин в патриархальной семье, выражает грусть и жалобу девушки в связи с переходом в другой аул, другую среду, разлукой с родными. Переживания невесты, часто отягощенные сознанием того, что она выходит замуж против своей воли, были причиной возникновения искренних и волнующих песен-плачей (сынсу, кыз танысу). В ауле жениха невесту встречали традиционным песнопением бет ашар (открывание лица невесты). Погребальные обряды. Погребальные обряды XV-XVIII вв. были смешанными: основывались как на обрядах ислама, так и на обычаях культа тәңір. У казахов существовала вера в загробную жизнь. Вместе с покойником в могилу клали лук, копье, седло, оставляли умершему пищу и питье. В доме покойника проводился обряд ночной охраны. На другой день умерший подвергался очищению огнем, после чего его хоронили рядом с зимовкой. Ханов хоронили в Туркестане, в мечети Ходжи Ахмеда Яссави. Жена, соблюдая траур по умершему мужу в течение года, носила черный головной убор (кара салу. По истечении года траур снимался, сооружался надгробный памятник, справлялись поминки. Религия. Господствующей религией в Казахстане был ислам. Основные центры распространения ислама - Туркестан, Хорезм и Бухара. Среди казахов ислам глубоко не укоренился, народные массы еще были далеки от догматов ислама и по-прежнему выполняли обряды древней религии, основанной на культе «танир» (поклонение небу). Казахи почитали дух земли (жер ана) и воды (су ана). Большое значение имел культ огня (от ана). Сохранилось и древнейшее название священного огня – алас. Считалось, что огонь – покровитель жилища, домашнего очага. Невеста при вступлении в новую семью должна была поклониться огню в большом доме, принести жертву огню, поливая в него масло (отқа май кұю). Календарь. В основе казахского народного календаря лежали астрономические представления и знания звездного неба, накопленные многолетним народным опытом. Кочевое хозяйство требовало знания счета времени и понимания периодичности явлений природы. Казахи наблюдали за движением небесных светил. Постоянное передвижение в бескрайних степях научило их хорошо ориентироваться в сторонах света, находить по звездам дорогу, точно определять расположение урочищ, колодцев, пастбищ. В XVI-XVIII вв. среди народа существовали профессионалы-вычислители – eceпші, занимавшиеся эмпирической метеорологией и счетом времени. Их ремесло было наследственным и переходило от отца к сыну. Есепши обладали опытом многих поколений, из года в год вели наблюдения, давали прогнозы погоды, определяли время сезонных работ, перекочевки с кыстау на жайлау и обратно, устанавливали високосные года казахского народного календаря и т.д. Особый интерес есепши проявляли к звездному небу. Они хорошо знали все основные планеты, воспевали их в своих песнях, слагали о них легенды. Полярная звезда играла важную роль в жизни казахов, т.к. являлась ориентиром в ночное время. Счет месяцев у казахов определялся луной. Для установления числа месяцев в году казахские есепши постоянно наблюдали за движением луны. Эти наблюдения дали возможность разделить год на 12 месяцев, месяц – на три декады. Счет времени определялся периодами растущей и убывающей луны. Начало года соответствовало весеннему равноденствию и начиналось с праздника Наурыз (21 марта). Персидское слово «наурыз» – означает «новый день». В этот день мужчины группами ходили из аула в аул, женщины занимались приготовлением традиционного наурыз көже (пшеничной похлебки) – символа изобилия и урожая. Старикам в праздники подавали отваренную голову быка, и они произносили традиционные пожелания о росте поголовья скота, изобилии молочных продуктов. Значительное влияние на культуру казахского народа оказывала культура соседних народов, особенно Поволжья, Сибири и Средней Азии. Заметный след оставила и мусульманская культура. Таким образом, в XV-начале XVIII в Казахстане функционировала единая культура, которая базировалась на лучших традициях культуры древних племен казахских степей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.59.168 (0.006 с.) |