Проанализируйте особенности духовной культуры казахов в XV-XVIII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проанализируйте особенности духовной культуры казахов в XV-XVIII вв.



Духовная культура. Поэзия жырау. XV-XVIII вв. – время особенного расцвета казахской литературы, известного как «эпоха жырау». Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау – размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау являлись видными политическими деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками. Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Калкаманулы (1668-1781) – великий казахский поэт и политический деятель. При хане Тауке молодой Бухар уже пользовался огромной популярностью, в зрелом возрасте стал советником хана Абылая и главным идеологом его борьбы за укрепление Казахского ханства. Кроме того, он является автором большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов.

Письменная литература. Основные жанры литературных произведений – религиозные и исторические труды. До нас дошли также исторические сочинения, написанные в XVI-XVII вв. Сочинение «Тарихи Рашиди», на персидском языке, посвящено истории Могулистана и Казахского ханства. Автор его – Мухаммед Хайдар, из племени дулат Старшего жуза. Ему же принадлежит поэма «Жахан-Наме». Известный памятник исторической прозы казахов – «Жами ат-тауарих». Автор книги – Кадыргали Касымулы из рода жалаир, влиятельный бий при хане Тауекеле. В XVI в. Отемис-хаджи написал исторический труд «Чингис-наме», примечательный тем, что в нем отражена устная историческая традиция казахов. Книга была написана на основе преданий и рассказов о племенах и родах, их происхождении, о политической истории XIV-XV вв., о ханах, правивших в Казахском ханстве.

Песни. В XV-XVIII вв. особое место в казахском устном народном творчестве занимали обрядовые песни. Они исполнялись при рождении ребенка, на свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. К свадебным песням относятся той бастар, жар-жар, бет ашар, кыз танысу. С обрядами, сопровождающими смерть, погребение и другие трагические события, связаны коштасу, естирту, конил айту, жоктау, жубату. Широко распространенная форма казахского песенного творчества – терме. Это короткая, однородная по ритму мелодия речитативного склада, на основе которой акыны создавали свои поэтические импровизации, жырши (сказители) передавали эпические и исторические поэмы, сказки, легенды.

Сказки и эпос – жанры устного народного творчества. Сказки казахов отражали жизнь народа, его быт, чаяния и стремления. В таких сказках, как «Ер Тостик», «Едил-Жайык», «Кула мерген», «Алтын сака», «Кара-мерген», «Аламан и Жоламан» и «Асан Кайгы»» рассказывается о благородных подвигах и мужественной борьбе охотников, метких стрелках, о батырах и красавицах, мудрых старцах-прорицателях.. Сказки об Аяз-бие, Жиренше шешене, Алдар-Косе, Коже Насыре и Шопане Тазше посвящены остроумным, красноречивым и мудрым выходцам из народа. Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей, в которых большое место отводится описанию быта, обычаев, традиций народа. Наиболее популярными являются «Козы Корпеш и Баян Сулу», «Кыз Жибек», «Кулше кыз», «Назымбек», «Сулу шаш», «Макпал кыз». Широкое развитие в казахском устном творчестве получили произведения различных жанров: пословицы, загадки, изречения, афоризмы (шешендик создер), сатирические, юмористические, лирические песни, словесные состязания на бытовые темы и т.п. Музыкальное творчество. Трудовая деятельность. Казахские музыканты играли на различных музыкальных инструментах: домбра, кобыз, шаңқобыз, қылқобыз, шертер, жетіген, уілдек, дабыл, даңғара, сыбызғы, даулпаз, шыңдауыл, астаяқ, қамыс сырнай, мүйіз сырнай, адырна, саз сырнай, керней, үшкірік, тастауық, ұран, желқобыз, бұғышак и др. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди – акыны, жырау, певцы, импровизаторы. Свадебные обряды. Материальную и духовную жизнь казахов отражают историческая традиция – салт и обычаи народа – жора-жосын. Супружеские узы (жұбайлық) скреплялись общим одобрением народа, пением хоровых песен «жар-жар». Песня рассказывает о положении женщин в патриархальной семье, выражает грусть и жалобу девушки в связи с переходом в другой аул, другую среду, разлукой с родными. Переживания невесты, часто отягощенные сознанием того, что она выходит замуж против своей воли, были причиной возникновения искренних и волнующих песен-плачей (сынсу, кыз танысу). В ауле жениха невесту встречали традиционным песнопением бет ашар (открывание лица невесты).

Погребальные обряды. Погребальные обряды XV-XVIII вв. были смешанными: основывались как на обрядах ислама, так и на обычаях культа тәңір. У казахов существовала вера в загробную жизнь. Вместе с покойником в могилу клали лук, копье, седло, оставляли умершему пищу и питье. В доме покойника проводился обряд ночной охраны. На другой день умерший подвергался очищению огнем, после чего его хоронили рядом с зимовкой. Ханов хоронили в Туркестане, в мечети Ходжи Ахмеда Яссави. Жена, соблюдая траур по умершему мужу в течение года, носила черный головной убор (кара салу. По истечении года траур снимался, сооружался надгробный памятник, справлялись поминки. Религия. Господствующей религией в Казахстане был ислам. Основные центры распространения ислама - Туркестан, Хорезм и Бухара. Среди казахов ислам глубоко не укоренился, народные массы еще были далеки от догматов ислама и по-прежнему выполняли обряды древней религии, основанной на культе «танир» (поклонение небу). Казахи почитали дух земли (жер ана) и воды (су ана). Большое значение имел культ огня (от ана). Сохранилось и древнейшее название священного огня – алас. Считалось, что огонь – покровитель жилища, домашнего очага. Невеста при вступлении в новую семью должна была поклониться огню в большом доме, принести жертву огню, поливая в него масло (отқа май кұю). Календарь. В основе казахского народного календаря лежали астрономические представления и знания звездного неба, накопленные многолетним народным опытом. Кочевое хозяйство требовало знания счета времени и понимания периодичности явлений природы. Казахи наблюдали за движением небесных светил. Постоянное передвижение в бескрайних степях научило их хорошо ориентироваться в сторонах света, находить по звездам дорогу, точно определять расположение урочищ, колодцев, пастбищ. В XVI-XVIII вв. среди народа существовали профессионалы-вычислители – eceпші, занимавшиеся эмпирической метеорологией и счетом времени. Их ремесло было наследственным и переходило от отца к сыну. Есепши обладали опытом многих поколений, из года в год вели наблюдения, давали прогнозы погоды, определяли время сезонных работ, перекочевки с кыстау на жайлау и обратно, устанавливали високосные года казахского народного календаря и т.д. Особый интерес есепши проявляли к звездному небу. Они хорошо знали все основные планеты, воспевали их в своих песнях, слагали о них легенды. Полярная звезда играла важную роль в жизни казахов, т.к. являлась ориентиром в ночное время. Счет месяцев у казахов определялся луной. Для установления числа месяцев в году казахские есепши постоянно наблюдали за движением луны. Эти наблюдения дали возможность разделить год на 12 месяцев, месяц – на три декады. Счет времени определялся периодами растущей и убывающей луны. Начало года соответствовало весеннему равноденствию и начиналось с праздника Наурыз (21 марта). Персидское слово «наурыз» – означает «новый день». В этот день мужчины группами ходили из аула в аул, женщины занимались приготовлением традиционного наурыз көже (пшеничной похлебки) – символа изобилия и урожая. Старикам в праздники подавали отваренную голову быка, и они произносили традиционные пожелания о росте поголовья скота, изобилии молочных продуктов. Значительное влияние на культуру казахского народа оказывала культура соседних народов, особенно Поволжья, Сибири и Средней Азии. Заметный след оставила и мусульманская культура. Таким образом, в XV-начале XVIII в Казахстане функционировала единая культура, которая базировалась на лучших традициях культуры древних племен казахских степей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.235.247 (0.006 с.)