Основные институты уголовного обычного права казахов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные институты уголовного обычного права казахов.



В праве казахов преступление рассматривалось как виновное деяние. Субъектом преступления мог быть только человек. Казахское право, рассматривая преступление преимущественно как виновное деяние, оценивает его как умышленное или неумышленное. Грани между умыслом и неосторожностью или между неосторожным, небрежным и случайным причинением вреда здесь, конечно, искать не приходится. Все то, что не может рассматриваться как результат прямого умысла, относится к деяниям неумышленным. Ответственность же за неумышленные преступления сохраняется только в отношении тягчайших деяний (убийство), да и то значительно пониженная. По казахскому обычному праву, преступление есть виновное деяние и соответственно субъектом преступления может быть только лицо, способное на виновное деяние. Невменяемые лица освобождались от ответственности. Но родственники несли имущественную ответственность за поступки невменяемых, малолетних или умерших преступников (имущество и семья умершего переходили по наследству к ним). Казахское обычное право не конкретизировало возраст, с которого виновный мог быть привлечен к уголовной ответственности. Но обычно он определялся в 15 лет. Раб также не был субъектом преступления. Он не был свободным собственником, не мог платить кун, тогузы и аип, поэтому за совершенные им преступления ответственность должен был нести его хозяин-собственник. Виды преступлений по казахскому обычному праву. Преступления против личности. Казахское обычное право знало наказуемые и ненаказуемые убийства. В течение очень долгого времени к ненаказуемым убийствам относились: убийство господином своего раба, родителями своих детей, мужем своей жены и ее любовника, уличенных в прелюбодеянии, вора, убийство разбойника, убийцы, застигнутых на месте преступления и др. По характеру защищаемого объекта и преступных посягательств умышленные убийства различались: убийство при отягчающих вину обстоятельствах, убийство при смягчающих вину обстоятельствах и обыкновенное убийство. К убийствам при отягчающих обстоятельствах относились: убийство "почетных людей", убийство родителей, убийства мужа женою, убийство беременной женщины, убийство младенца, прижитого не от своего мужа и убийство с сокрытием трупа убитого. Нормы казахского обычного права, относящиеся к охране чести и достоинства личности, различали ненаказуемые и наказуемые оскорбления. К ненаказуемым относились оскорбления, совершаемые "почетными людьми" против чести всех остальных членов общества (за исключением лиц, равных по положению), родителями против своих детей, мужем против жены, старшим против младших родственников и др. Имущественные преступления. В казахском обычном праве не существовало понятия преступления против имущественных отношений, именуемых иначе имущественными преступлениями. Почти все виды таких преступлений обозначались одним названием урлык (воровство). Слово уры в у казахов означает вор. Разбой (шубу) и грабеж (тонау) хотя фактически и были известны в казахском обществе, но современного значения эти термины не имели. Так, например, под разбоем подразумевалось всякое вооруженное нападение на аулы, насильственный захват имущества, угон скота и увод людей в плен. В XVIII веке, в период ханского управления жузами, даже барымта и прочие самоуправные действия назывались разбоем - жау шабты (враги нападали или враги захватили), жау кельды (прибыли враги) и т.д. Казахское обычное право не различало преступных посягательств на движимое и недвижимое имущество. Вместо этого у казахов существовало, деление на мал (скот) и мульк т.е. все остальное движимое и недвижимое имущество. Основной отраслью хозяйства у казахов было скотоводство. Поэтому частная собственность на скот обеспечивалась усиленной уголовной охраной. За нарушения прав собственности на скот наказание назначалось значительно выше, чем за нарушения прав и другие виды имущества. Из числа других видов имущества, т.е. мульк, особо усиленной охраной обеспечивались те предметы, которые служили необходимыми средствами ведения охоты. Это объяснялось тем, что охота была одним из важных источников дохода. Также особой охраной по нормам обычного права пользовались предметы военного снаряжения: панцыри, кольчуги, кафтаны, копья и др., за хищение или уничтожение которых назначался аип, в десять раз превышавший их действительную стоимость. Преступления против религии. В казахском праве нормы, предусматривающие наказуемость преступлений против религии, не могли получить большого развития. Это объясняется специфическими чертами способа производства, кочевым и полукочевым образом жизни казахов, что препятствовало распространению мусульманской религии в Казахстане. Понятие преступления против религии в казахском обществе складывалось под непосредственным влиянием мусульманского права - шариата - на казахское обычное право, регулировавшего религиозную сторону общественной жизни казахов. Так, в Уложении Тауке была известна наказуемость двух видов преступлений против религии - богохульства и вероотступничества.

Обет 1803 года

Политический кризис в Младшем жузе. В октябре 1797г царские власти утвердили на ханском престоле Младшего жуза престарелого султана Айшуака, не имевшего авторитета среди казахов. Сырым Датулы и другие родоправители отошли от политической деятельности. После этого Младший жуз начинает переживать острейший политический кризис, время безвластия. Съезды родоправителей перестали созываться, отсутствие авторитетных органов, способных регулировать межродовые отношения, решать распри, привело к обострению отношений между родами и аулами.
Барымта, служившая раньше средством принуждения ответчика подчиниться суду биев, приобрела зловещий размах и превратилась в простые грабительские набеги с целью обогащения. Продолжались набеги уральских казаков и башкир, состоящих на русской службе.
Старшины родов Младшего жуза собрались летом 1803 г. близ Оренбурга. Основной целью съезда было прекращение усобиц и взаимных грабежей, стабилизация внутриполитической жизни. На съезде было принято клятвенное соглашение - "Обет", в которое, под влиянием Айшуака, были включены следующие пункты: 1. Все спорные вопросы, возникающие между казахами и царской администрацией, должны быть переданы особому органу из двух русских чиновников, выбранных казахами. 2. Укрепление власти хана и установление вассальных отношений между султанами и родоправителями. 3. Распределение многочисленных бедняков, занимавшихся грабежами и набегами на богатые аулы и приграничную линию, между родами и обеспечение их работой.
От пограничных властей авторы "Обета" требовали строго наказывать барымтачей из числа русских и башкир, под прикрытием карательных экспедиций, грабивших мирные казахские аулы. Кроме того, съезд просил заменить Оренбургского генерал-губернатора Бахметева другим. Авторы "Обета" не выдвигали никаких претензий России и фактически отдавали себя под власть пограничной администрации. Старшины и султаны, чувствовавшие за собой поддержку народа и не желавшие ставить себя в вассальное положение по отношению к хану, а значит, и к русским властям, отказались подписать "Обет".
Постановления съезда 1803 г. так и не были проведены в жизнь, и хан Айшуак, не оправдавший надежды России, был смещен, а на его место назначен сын Айшуака - Жанторе.
Образование Бокеевского ханства. Хозяйственный упадок, усугубление земельного кризиса привели к образованию в 1801 г. Бокеевского ханства. Еще в 1797 г. в результате ожесточенной борьбы казахи вернули себе право пасти скот в междуречье Едиля и Жаика. Не ограничиваясь перегоном скота на зимнее время, казахские аулы стали массами переселяться на правый берег Жаика, и вскоре это переселение стало труднорегулируемым со стороны России.
Правительство в таких условиях сочло необходимым пойти навстречу желаниям кочевых казахских аулов. Уступая территорию, которая пустовала после бегства калмыков в 1771 г. в Жонгарию, правительство рассчитывало разрядить напряженность социальной борьбы в Младшем жузе, принимавшую антиколониальный характер. Такое переселение отвечало колониальным интересам царизма, раздробляло силы Младшего жуза, превращало часть казахов в подданных империи, наподобие калмыков и башкир, что способствовало усилению поборов с казахов, развитию торговых отношений.
Во главе переселенцев стоял султан Бокей, сын Нуралы хана. Один из современников событий указал, что султан Бокей решился перейти на внутреннюю сторону "вследствие разных дружеских советов и внушений со стороны царских чиновников". Об этом писал также его брат Шигай: "Покойный брат мой Бокей Нуралиев прошлого года 1801 приглашен был Астраханским военным губернатором Кноррингом через присылаемого Астраханского кордона начальника Попова перейти на внутреннюю сторону реки Урал во всегдашнее подданство России... Хан Бокей перешел со мною и другими султанами - братьями нашими и с подвластными киргизами с десятью тысячи кибиток, со всем скотом и имуществом".
По решению царской администрации, на территории между Едилем и Жаиком было образовано новое марионеточное государство во главе с султаном Бокеем, получившим в 1812 г. ханский титул. Это государство известно как Бокеевское ханство или Внутренняя Орда (т.к. располагалась за пограничной линией, "внутри" Российской империи).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.003 с.)