Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Преступления против личности по казахскому обычному праву казахов.
Похожие статьи вашей тематики
Консервативный характер казахского обычного права со всей силой сказался и в нормах этого права, относящихся к убийству. Право кровной мести потеряло сое значение только к концу 19 века. Право мести твердо зафиксировано в законах Тауке. Вступительная часть этих законов провозглашает право мести, как основу всего правосудия: «…за кровь мстить кровью, за увечье таким же увечьем…». Наличие у потерпевших права фактически кровную месть подчеркивается также существованием правила, в силу которого потерпевший, отказывающийся принять кун и тем погасит кровную вражду обязан был вступить в поединок с убийцей. Это стало своего рода сдерживающим фактором кровной мести. Ограничением права мести было введение для осуществления мести двухгодичного срока, после которого уже можно было только требовать кун. К способам ограничения мести относится и обычай «погони за убийцей», смысл которого заключается в том, что если во время специально устроенной гонки убийце удавалось ускользнуть от своих преследователей, то он освобождался от ответственности. Все же основной формой возмездия за убийство была уплата куна. Общепринятым можно считать мнение, что по законам Тауке, кун состоял из 1000 баранов за убийство мужчины и 500 баранов за убийство женщины. В казахском праве не было специального термина для обозначения понятия преступление. Вместо него использовались понятия жаман ic, жаман кылык, (дурной поступок), кунэ (грех) или жа-зык (вина). Преступлением считалось любое нанесение морального и материального ущерба. Соответственно любой поступок, если потерпевшая сторона не заявляла в суд или забирала иск, не считался преступлением. Казахское обычное право выделяло преступления без умысла -кателiк (ошибка) и преступления, совершенные недееспособными лицами - уакига (происшествия), ответственность за которые несли родственники преступника. Наличие злого умысла - жаман ой или кастык, усиливало ответственность, если же преступление было совершено в состоянии аффекта, то ответственность смягчалась. Казахское обычное право не различало степеней соучастия в преступлении. Главный виновник - кунекер, подстрекатель - азгырушы и пособник - комекшi несли равную ответственность. Наказания. В XV-XVIII вв. в обычном праве различались следующие виды наказаний - жаза: 1. смертная казнь; 2. телесные и позорящие наказания; 3.кун; 4. аиып; 5. выдача виновного стороне потерпевшего; 6. изгнание из общины. Смертная казнь применялась достаточно редко. К ней приговаривались виновные в убийстве и изнасиловании замужней женщины или просватанной девушки. При согласии потерпевшей стороны смертная казнь могла быть заменена куном. Телесные и позорящие наказания применялись за преступления против религии (богохульство, нарушение клятвы и т. п.) и отдельные преступления против личности. Так, например, к телесным наказаниям могли приговорить детей, оказавших непочтение родителям. КУН являлся одним из основных видов наказания, применявшихся в случае убийства и нанесения тяжких телесных повреждений. Он представлял собой выкуп, величина которого зависела от социального статуса потерпевшего и тяжести преступления. Убийство рядового общинника наказывалось выплатой 1000 баранов, 200 лошадей или 100 верблюдов. За убийство рядового султана, бия, батыра полагалась выплата полуторного или двойного куна. В случае убийства влиятельного султана - правителя назначался семикратный кун. Цена жизни женщины равнялась половине цены жизни мужчины. Тяжкие телесные повреждения, повлекшие полную нетрудоспособность, наказывались полным куном, повреждения глаз и языка -половиной, правой руки или ноги - четвертью, а левой руки или ноги - одной восьмой куна. Половина куна могла взыскиваться шестью хорошими вещами -алты жаксы - рабами, оружием, охотничьим беркутом, отборным скотом. Кун выплачивался не самим виновным, а всей его общиной. Аиып назначался за большую часть имущественных преступлений и ряд преступлений против личности. Аиып представлял собой штраф, выплачиваемый тогызами - девятью головами скота или ценными вещами. Различались следующие виды штрафов: 1. Бас-тогыз включал в себя верблюда и восемь голов скота других видов; 2. Орта тогыз, начинающийся с лошади; 3. Аяк тогыз, начинающийся с быка; 4. Токал тогыз, включающий в себя только баранов; 5. Аиып ат-шапан - лошадь и дорогой халат. Скот мог заменяться равноценными вещами или рабами. Обычно кража скота наказывалась выплатой аиыпа в три тогыза сверх возвращения украденного или его стоимости, однако сумма штрафа могла варьировать в зависимости от тяжести преступления.Выдача виновного стороне потерпевшего применялась в случае нежелания родственников виновного выплачивать кун или аиып. В этом случае осужденного могли заставить отрабатывать стоимость штрафа или выкупа, либо наказать по своему усмотрению вплоть до смертной казни.
48Политико-правовые условия присоединения Казахстана к России. С середины XVII – до начала XVIII вв. казахское ханство находилось в состоянии внутреннего и внешнеполитического кризиса. Нашествие джунгар побудило казахских ханов просить протекции России. Так, например, хан Младшего жуза Абулхаир просит о принятии в Российское подданство в 1726-1730 гг. Императрица Анна Иоановна грамотой от 12 февраля 1731 года согласилась принять казахов в подданство России на условиях, содержащихся в письме просьбе хана Абулхаира. Этот акт юридически закрепил начало добровольного присоединения Казахстан к России. Россия гарантировала казахам защиту от вторжения третьих государств, обещала не допускать «обид и разорения» от других подданных России, хан обязан был «слушать верно и платить ясак так, как служат башкирцы». В грамоте казахи обязываются жить мирно с другими подданными России (башкиры, калмыки, казаки), возвратить пленных, пропускать торговые караваны и т.д. 10 октября 1731 года хан Абулхаир принял присягу в верности императрице от имени всех казахов. Окончательно уточненные условия соглашения о добровольном присоединении Казахстана к России были следующими: казахи обязывались сохранять верность императрице и ее наследникам, согласились на ограничение внешнего суверенитета ханства, обязывались нести службу, не нападать на торговые караваны и российских подданных, возвратить пленных, платить ясак, выделять аманатами детей ханов и султанов. Россия обязалась охранять своих новых подданных от внешнего нашествия и притеснения. На этом первом этапе присоединения не затрагивались проблемы внутренней политической жизни казахов. В 1731 г. хан Среднего жуза Семеке от имени жуза присягнул на верность России на таких же условиях, как и Младший жуз. В 1740 г. присягнули на верность хан Среднего жуза Абулмамбет и султан Аблай. 17 октября 1744 года – ханы Абулхаир, Абулмамбет, султаны и старшины клятвой вновь подтвердили верность России. Переговоры носили добровольно – договорный характер при фактически неравноправном положении договаривающихся сторон. В итоге этих переговоров Казахстан вошел в подданство России, юридическим признанием чего явились торжественные клятвы ханов, султанов, биев и батыров в верности ей. Начальной формой зависимости Казахстана от России являлся протекторат. Важнейшим юридическим критерием протекторатных отношений является ограничение суверенитета протежируемого государства. Казахские ханства потеряли внешнеполитическую самостоятельность, перестали быть субъектом международно-правовых отношений. Протекторат предполагает сохранение для протежируемого государства внутреннего самоуправления, хотя царизм неоднократно нарушал это. Государственно-правовые отношения Казахстана с Россией после принятия российского подданства в 30-40 годы XVIII в. можно характеризовать как одновременно и отношения вассальной зависимости. Критерием вассальной зависимости являлось в первую очередь принятие вассальной присяги и клятвы со стороны казахских правителей и предоставление заложников – аманатов. Характер отношений ханств Младшего и Среднего жузов с Россией до конца XVIII в. хотя в документах и именуется «подданством», не говорит о превращении жузов в ее неотъемлемую часть: казахские ханства превратились в вассальные государства, царское правительство до 1782 г. все сношения с казахскими ханствами осуществляло через свою коллегию иностранных дел. Юридически вассальное положение продолжалось до ликвидации института ханств, народных собраний, ханских советов (20-е годы XIX в.). Формы взаимоотношений властей жузов и России в XVIII в. носили своеобразные по содержанию и форме институт протектората, сочетающийся с элементом вассалитета.
49) Основные кодификации обычного права казахов в ХУ – ХУ111 вв. Источниками обычного права казахов XV-XVIII являлись: устный обычай (адат или зан),практика суда биев или судебный прецедент (бидiн билiгi),положение съезда биев (ереже).Все три источника обычного права взаимосвязаны и имеют самостоятельное значение. Устный обычай (адат) – как регулятор общественных отношений людей, является самым древним комплексом нормативов поведения. Сила обычаев обуславливалась тем, что они сформировались и развились внутри самого общества, как естественный продукт и непременный атрибут жизнедеятельности кочевого общества. Обычаи, санкционированные государственной властью, превращались в правовой обычай. Как правило, они нигде специально не фиксировались, передавались устно из поколения в поколение в виде лаконичных, выразительных и быстро запоминающихся словосочетаний и норм, изречений и пословиц. В истории Казахстана делались неоднократные попытки кодификации обычного права, придания обычаям силы обычно- правового Закона. Так, в первой четверти XVI века Касым хан серией своих судебных решений подтвердил важность и признанную силу ряда «древних норм». Этот акт вошел в историю как «Установление Касым хана» (Касым ханнын каска жолы).В судебных решениях биев XIX в. нередко встречаются ссылки на авторитет установления Касым хана. Аналогичное правовое установление приписывается Есим хану. В начале XVII века был разработан новый кодекс, известный как «Есiм ханнын ескi жолы» (Древнее установление Есим хана). Принятие кодекса происходило одновременно с серьезным реформирование политической системы казахского ханства. Более известна попытка кодификации обычного права, принятая в конце XVII века при правлении Тауке хана. Кодекс, разработанный с участием трех известных биев получил название «Жеты - жаргы» (Семь установлений). До наших дней дошли лишь некоторые фрагменты этого документа записанные в XIX в. г.Спасским и А. Левшиным. Тем не менее принято считать, что «Жеты -жаргы» состояло из 7 разделов. Закон о земле (жер дауы). В нем обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях. Семейно-брачный закон. Устанавливал порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи. Военный Закон. Регламентировал отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборы военачальников. Положение о судебном процессе. Обговаривало порядок судебного разбирательства.
Уголовный Закон. Устанавливал наказания за различные виды преступлений, кроме убийств. Закон о куне. Устанавливал наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения. Закон о вдовах. (жесир дауы) регламентировал имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего. Судебный прецедент. Правовые обычаи постоянно дополнялись и изменялись практикой суда биев, также бывшей одним из источников казахского обычного права. Решения известных биев по делам нерегламентированным правовым обычаем, служили образцом для разрешения подобных дел в будущем, приобретая характер прецедента. Так, например, посредством судебных прецедентов бии вносили в обычное право некоторые нормы шариата, карающие за отступление от требований ислама. Положения съезда биев. Некоторые сложные дела, затрагивающие интересы разных объединений рассматривались не одним бием, а коллективом судей. Бии договаривались о том, какими нормами обычного права они будут руководствоваться при рассмотрении определенных судебных дел. Эти положения – ереже – сами затем становились источником права.
|