Декреты снк казасср по борьбе с патриархально-родовыми пережитками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декреты снк казасср по борьбе с патриархально-родовыми пережитками



Образование КазАССР. Первые декреты по борьбе с пережитками патриархально-родового быта.. 25 августа 1920г Ленин подписал декрет об образ-и Киргизской АССР. С 4-12 окт-ря 1920г.в Оренбурге прох-л всеказ-й съезд советов где Принята Декларация прв Трудящихся Каз ССР, сформ-на система Сов органов в К. Высш органы сов власти: 1)Всеказ-й съезд советов из дилегир мест сов-ми депут-в. 2)совет народ Комисаров (Рук-ль Радус Зинкович). 3)КазЦИК – высш исполнит орган, партийн орг (Мендешев).4)Сист мест сов органов (мест советы, исполнит советы.).Принцип примата:не противор-е зак-ву РСФСР, К делигир-л полн-я: 1)предст-е в м\н делах. (нар-й комис-т по иностр дел РСФСР нарком – Чечерен, Летвинов, Молотов.). 2)в фин полит 3)в воен полит. (отсут-е в К нац армии, обяз-ть службы в РККА). При образовании СССР 30 окт-ря 1922г. Легла в основу Ленинск модель Взаим-я м\у Союзными и Автономными респ-ми. ДЕКРЕТЫ: «в обл-ти УПП ГП», с 1920г: «об отмене калыма»(УГ отв упл-х, поср-в,получ-х), «о брачном праве киргизов» (аменгерство, принуждение к браку,УГ-многожёнство) «об отмене барымты» «об отмене куна».(Уг отв-ть.). Вводилась система наказаний по УГ зак-ву РСФСР. Советская власть в Казахстане повела борьбу с такими пережитками патриархально-родового быта, которые по ее мнению стали помехой в осуществлении задач упрочения государства диктатуры пролетариата. Об этом свидетельствует перечень преступлений, именовавшихся пережитками родового быта. Объектами этих пережитков выступают либо государственное управление (при совершении куна или барымты, присвоение административных, судебных и налоговых функций государства), либо свобода женщины (при принуждении к вступлению в брак, похищение, либо многоженство).
Юридической основой в борьбе с пережитками прошлого стали Декреты РСФСР и КАССР. В 1920 г. был принят Декрет ЦИК и СНК КАССР «Об отмене калыма». Он объявил уплату и принятие калыма уголовным преступлением. 17 января 1921 г. СНК КАССР утвердил Декрет «О брачном праве киргизов», в основу которого были положены первые декреты и Кодекс законов о браке, семье РСФСР. Этот декрет положил начало советскому семейно-брачному праву в Казахстане, которое признает только гражданский брак и лишает всякого юридического значения брак, совершенный по религиозным обрядам и обычному праву.
9 ноября 1921 г. издается Декрет СНК КАССР «О наказуемости многоженства», где наряду с отменой этого «вредного» обычая определяется и мера наказания уголовно - правового характера.
Среди так называемых бытовых преступлений многоженство занимало второе место после калыма и составляло от 0,3 до 0,5 % всех уголовных преступлений в Казахстане.
9 декабря 1921 г. СНК КАССР издал Декрет «Об отмене куна». Началась борьба за ликвидацию кровной мести, запрещена как уплата, так и принятие куна.
Всеказахский Учредительный съезд Советов осудил барымту как реакционный институт казахского обычного права.
Для пресечения барымты ЦИК Казахстана 10 ноября 1921 г. принял постановление о борьбе со скотокрадством. Виновные в совершении указанного преступления подвергались лишению свободы за кражу государственного, общественного и личного имущества.

 

40. Образование казахской народности и первого казахского ханства. Одной из основных загадок казахской истории остается загадка происхождения и время образования жузов. В силу деяния многих этнополитических и хозяйственных факторов на местности Казахстана появились три главных этнотерриториальных объединения - Старший, Средний и Младший Жузы. Существование жузов отразило сложность процесса образования казахской народности, наложило свою печать на локальные культурно-бытовые особенности её развития. Жузы являлись специфичной формой социально-политической организации казахской народности. В истории казахов жузами принято именовать определенные союзы племен, осознающих свою принадлежность к единой казахской народности и населяющих фиксированную традицией часть общеказахской местности. В дореволюционной исторической литературе заместо жуз употреблялся в давние времена вошедший в российский язык термин орда. Принадлежа к одной казахской народности каждый из жузов имел свои особенности, которые делали их хорошими друг от друга.

Основываясь на исследованиях, проведенных учеными историками Казахстана, мы попробуем обобщить и дать характеристику каждому из казахских жузов. Всего жузов - три: Улу жуз (Старший, либо Большой, жуз), Орта жуз (Средний, либо Cрединный, жуз) и Киши жуз (Младший, либо Малый, жуз).

Кочевья жузов размещались в порядке с юго-востока на северо-запад: Улу жуз занимал юго-восточную часть Казахского ханства, Киши жуз - самую западную, а Орта жуз - серединную местность. Жузы получили свое заглавие не по числу принадлежавших к ним кочевников (Киши жуз был самым бессчетным), но по старшинству входивших в их состав родов. При этом старшинство меж родами и жузами числилось по прямой полосы: "самый последний род" Улу жуза имел преимущество перед "Самым старшим родом" Орта жуза и т.Д. Оправдывалось это тем, что предок старше (атасы улкен). Согласно этнографическим наблюдениям, порядок старшинства соблюдался: 1) при определении места в боевом порядке; 2) при разделении военной добычи; 3) при вступлении в дом и рассаживании по местам;

4) при открытии торжества; 5) при представлении свойства предлагаемого в гостях и на пирах кушанья.

В мусульманских источниках нигде казахские жузы не упоминаются несмотря на то, что источники, описывающие состояние дел в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII - начале XVII вв. Довольно обильны и говорят о множестве деталей военно-политической и культурной жизни того времени. Из ираноязычных и тюркоязычных сочинений мы узнаем и имена ханов и взаимоотношения меж ними, и о набегах и войнах, и маршрутах и методах кочевания, и даже о таковых этнографических подробностях, как, к примеру, разработка производства мягких кожаных накидок. Но когда речь заходит о территориально-административных структурах Казахского ханства, везде фигурирует термин улус (удел владение, а также правительство), и лишь.Над загадками казахских жузов бились поколения историков Казахстана, но удовлетворительного и однозначного решения так и не нашли. Было понятно, что организация войска и связанного с ним административного управления в этих государствах строилась по схеме правое крыло (западная - т.К. Ориентация тогда была южная), левое крыло (восточное) и центр. Центр войска и центральные области империи управлялись конкретно каганом, а левое и правое крылья, соответственно западные и восточные области империи, наместниками-родичами. Другой триальной системой известной у старых тюрков была система брачных отношений, где три экзогамных рода в известной последовательности устанавливали брачные связи. но обе эти системы ни в мельчайшей степени не могут быть соединены с тремя казахскими жузами, т.К. Те сначало не имели значения ни для военной организации, ни для брачных связей. Что же касается деления огузов (туркмен) на три группы - нижнюю, среднюю и верхнюю, которое в первый раз зафиксировано в Х в. И сохранялось вплоть до XII в., То, думается, что правы те ученые, которые считают, что это сугубо локальное разделение неразрывно связано с речными долинами Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи и никак не распространялось за пределы этих долин, а основное по характеру непревзойденно от деления казахов на три жуза. Какие же жизненные процессы и исторические происшествия XVI в

В середине XV в. - Образовалось Казахское ханство - результат противоречивого многовекового взаимодействия и взаимопроникновения политических и этносоциальных действий, происходивших на местности нынешней Центральной Азии. В этнополитогенезе кочевых племен нельзя не отметить необыкновенную значимость действия тех времен, которым стала откочевка в 1459 году потомков основоположника династии казахских ханов Урус-хана- Джанибека и Гирея - с преданными им племенами.. В этот период, к примеру, в ханство отпрыска Джанибека хана Касыма (1511-1523 гг.) Под одной его властью был объединен в эль, один люд более миллиона казахов.К этому времени относятся общие для них узаконения: “Касыма праведный путь” (XYI в.), Служившее главным законом; “Семь узаконений” хана Тауке (вторая половина XYII в., Закреплявшее государственный строй и феодальное право казахов.

К этому же периоду этнополитогенеза относится внешнеполитическое становление правосубъектности казахского страны, в частности, можно привести пример самостоятельного установления по инициативе хана Тавеккеля (1586-1598 гг.) Дипломатических отношений Казахского ханства с Москвой. “Официальные русско-казахские дела, - писал В.Я. Басин, - начались, по-видимому, не позже 90-х годов XYI века ” В первой четверти этого столетия казахи, как самостоятельная народность стали известны и в западной Европе.

Наследственная ханская власть периода централизованного этнополитического объединения казахов заключалась в верховном праве распоряжения всей территорией казахских улусов, распределении им пастбищ и маршрутов кочевок, аква источников[16], в организации их вооруженной защиты, в праве издавать общеобязательные повеления, а также казнить и миловать. Хан вел переговоры с другими государствами, объявлял войну и мир, заключал союзы.

Казахское ханство 16-18 вв. Было иерахизированной социально-политической структурой, вобравшей в себя традиции кочевой государственности, сочетавшей элементы монархии и феодальной республики. Раз в год созывались курултаи (народные собрания) из числа аристократов - старейшин и правителей родов, султанов - для решения вместе с ханом общегосударственных дел. Каждый род, жуз имели свое знамя (тамгу) и свой боевой клич (уран), но все войско выступало под одним небесно-голубым знаменем и ураном ханства. Публичные дела регламентировались ханскими установлениями, адатом (обыденное право казахов) и решениями советом биев (ереже). Политическими центрами Казахского ханства на протяжении полутора веков (с конца 16 до первой половины 18 века) были города Ташкент и Туркестан. Активная внешняя политика страны, расширение владений, укрепление государственности, при первых ханах, в особенности при Касымхане в начале XYI в., Потом сменились усилением междоусобной борьбы, массовыми откочевками людей.

Во 2-й половине XYI в. Происходит новый политический подъем Казахского ханства, спад междоусобиц, развитие скотоводческого и земледельческого хозяйства, торговых отношений, расширяются контакты с Россией и другими сопредельными странами.

Ханская власть того периода хоть и достигла в известной степени всеохватывающего характера и имела однородное этническое основание, но элемент относительности в централизацию данной власти привносили борьба за власть султанов различных улусов и фактически непрекращающиеся войны с узбеками и калмыками. Эти причины препятствовали формированию такового нужного элемента в становлении гос власти казахского ханства, как организация населения по территориальному принципу. Основой государственности оставалась родовая организация населения, ацикличный характер скотоводческого хозяйства и кочевой образ жизни не обеспечивали нужной стабильности ханской власти, а казахскому обществу - всобщей целостности. С нач. XYIII в. Участились набеги джунгар на казахские земли. Поэтому хан Тауке предпринимает попытку объединения трех жузов. Казахское ханство, раздираемое междоусобицей и противоречиями, ослабленное в изнурительной войне с агрессором, ведет отчаянную борьбу за свою независимость. В трудной экономической и политической ситуации встал вопрос о вхождении в состав России, которое длилось около 150 лет.

но, это уже другой период в эре династической государственности казахов, который просит отдельного разговора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.006 с.)