Основные институты семейно-брачного права казахов.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные институты семейно-брачного права казахов.



Под влиянием целого ряда причин, и прежде всего под влиянием изменения форм собственности, патриархальные семьи начинают уменьшаться в размерах и распадаться на малые индивидуальные семьи, которые еще долгое время продолжают сохранять между собой хозяйственные и родственные связи.Семья представляла собой ячейку аула, который в свою очередь состоял из нескольких родственных семей. Несколько аулов составляли семейно-аульную общину.Главой семьи считался отец, муж, который распоряжался всем имуществом семьи, но не в ущерб остальным членам семьи. Жена, дочери и даже матери были ограничены в правах.

Правовое положение детей.
Обычным правом регламентировалось правовое положение детей. Разграничивались права выделенных и невыделенных сыновей. Достигшие совершеннолетия и женившиеся сыновья имели право на получение выдела (енши), размер которого не регламентировался. Младший сын – кенже являлся основным наследником и правопреемником всего оставшегося имущества отца после выделения старших сыновей.Права дочерей были значительно уже. Отец обязан был выдать их замуж с приданым, после чего они не могли претендовать на наследство родителей и родственников. Незамужние дочери имели право на половину надела сыновей. Наследование по завещанию отсутствовало. Первоочередными наследниками были сыновья, жены братья и близкие родственники по отцовской линии. Только треть имущества можно завещать по своему усмотрению.

Правовое положение женщин.
В сравнении в другими восточными женщинами казашки имели большую свободу как в семье, так и общественной жизни. Адат не ограничивал количество жен, но большинство семей были парными, лишь состоятельные казахи могли содержать более двух жен. Каждая из жен выделялась в отдельное хозяйство. Более широкими правами среди жен пользовалась старшая жена – байбише.Обычное право регламентировало имущественные права жены. Она была собственницей своего приданого и скота, полученного от мужа при выделении в самостоятельное хозяйство. Муж не имел права распоряжаться имуществом жены. Приданое, в случае развода оставалось за женой.

Формы брака.
Обычное право запрещало экзогамные браки. Исключение составляли торе. Существовали следующие формы брака:1. калымный брак 2. безкалымный брак3. колыбельный сговор4. обменный брак5. брак с похищением 6. брак с отработкой 7. левиратный брак 8. сороратный брак .Самой распространенной формой брака был калымный брак. Брак считался юридическим состоявшимся после уплаты калыма – выкупа за невесту. Договор о браке заключался родителями. По соглашению сторон он мог быть расторгнут при условии возврата полученного калыма.
Размер и состав калыма в разных регионах был разным, его границы обычным правом твердо не устанавливались. Наиболее часто в нормах права упоминаются такие размеры калыма: высший калым – 77, средний – 47 и низший – 17 лошадей. Допускалась уплата калыма вещами, деньгами, по частям, уплата символического калыма из нескольких голов скота – округленный калым. Отец невесты обязан дать приданое, в состав которого входило все движимое и недвижимое имущество. Состав приданого строго не определялся, но свадебная юрта, саукеле – головной убор должны были быть обязательно. Кроме этого, в состав приданого обычно входили комплект одежды, постель, домашняя утварь, скот. Размер приданого примерно соответствовал размеру калыма. Бескалымный брак практиковался довольно редко. Обычно им завершался институт тамырства, когда побратимы заранее договаривались поженить своих будущих детей без уплаты калыма.При колыбельном сговоре размеры калыма были значительно меньше, чем при обычном калымном браке.При обменном браке стороны заключали два перекрестных брака, при этом калым не выплачивался.
Отношение адата к бракам с похищением было различным. Похищение женихом засватанной невесты не было тяжким преступлением, особенно если калым был уплачен. Обычно дело заканчивалось примирением.
Похищение засватанной чужой невесты считалось тяжким преступлением. В случае, если девушка оставалась у похитителя платился двойной калым, а если она возвращалась к прежнему жениху штраф равнялся калыму.
Похищение не засватанной невесты с ее согласия сопровождалось обращением к ее родителям с просьбой о прощении и уплатой штрафа. В этом случае начиналась обычная процедура сватовства и женитьбы, но отец невесты мог отказаться от выделения приданого. Похищение же без согласия невесты считалось тяжелым преступлением и виновные подвергались большому штрафу.К браку с отработкой прибегали не имеющие родственников мужчины. Жених работал в семье невесты до тех пор, пока не вносил весь выкуп и после женитьбы оставался в ауле тестя.
Левират или аменгерство было одной из древних форм брака. Вдова после смерти мужа должна была по истечении года выйти замуж за одного из братьев мужа. Целью данного брака было желание сохранить хозяйство от дробления и отставить детей в общине отца. Обычное право предусматривало и другие варианты. Вдова могла выйти замуж за постороннего, но в этом случае она лишалась родительских прав на детей, а ее избранник платил выкуп аменгеру.В случае смерти жены муж имел право жениться на не засватанной младшей сестре жены. Расторжение браков по обычному праву допускалось по воле мужа в случае неверности жены или ее «непочтительности». В этом случае муж отпускал жену к ее родителям с частью приданого или вместе с детьми, возвратив ей приданое.Нормы адата допускали развод по инициативе жены в двух исключительных случаях: при явной неспособности мужа к половой жизни и систематических истязаниях мужем.

33. Реформа Игельстрома Удачи=).

Автор реформы, оренбургский генерал-губернатор барон Игельстром. Суть реформы состояла в передаче власти народному собранию и упразднении ханской власти. Младший жуз был разделен на три части в соответствии с тремя племенными союзами. Старшины были утверждены по рекомендации съезда биев и батыров. Родовой принцип общности казахов Младшего жуза не был обойден – 42 родовых старшины и 7 главных управляли своими родами, но в отличие от прежней системы практики, эти правители утверждались пограничными властями и получали вознаграждение, что сближало их в пограничными властями, - таким образом местной политической власти был придан открыто публичный характер.
Утвержденные старшины были приведены к присяге в Пограничном суде.
Реальным результатом реформы явилось усиление старшинской группировки, однако Пограничный суд и др. оказались недостаточно жизнеспособными. Поэтому, в 1789 г. был разработан новый проект, предусматривающий возрождение в жузе ханской власти. Начало зависимости Казахстана от царской России относится еще 30-м годам XVIII века, но окончательно подчинить себе Казахстан смог только во второй половине XIX века. Активизация политики русского царизма в Средней Азии и в частности в Казахстане наступает в начале 20-х годах XIX века, когда в связи с так называемым «Уставом о сибирских киргизах» (1822 год) начинается усиленное внедрение российской административной системы сначала в Среднем, а затем в Младшем жузах. Поскольку к началу XIX века Казахстан подчинялся России только номинально, да и то не целиком, ибо часть его входила в сферу влияния Коканда и Китая, первое, с чего начал царизм, была ликвидация остатков политической независимости казахов. С этой целью был предпринят ряд мероприятий Совокупность всех этих мероприятий и составили содержание колонизаторской политики царизма в Казахстане. В 1822 году Сибирь была разделена на две части: Восточную с главным управлением в Иркутске и Западную с центром в Тобольске,
Основная задача «Устава» заключалась в том, чтобы уничтожить последние останки независимости Казахстана, включить казахские степи в состав империи По Уставу, судебные дела делились на уголовные и гражданские. Наиболее серьезные из них изымались из ведениябийского суда (изменародине, убийство, разбой, барымта, захват русских пленных, антиправительственные выступления - разбирали царские суды). Принятие "Устава о сибирских киргизах" означало ликвидацию ханской власти в Среднем жузе и фактическое его включение в состав Российской Империи.
Процесс ликвидации государственной независимости в ходе российской колонизации края проявился в целенаправленном реформировании системы управления в Казахстане. Уже в 80-е годы XVIII века губернатором Оренбургской губерний О. Игельстромом были предприняты попытки ликвидировать ханскую власть в Младшем жузе, известные как "реформы Игельстрома". Но в XIX веке эта политика стала более последовательной и вылилась в конкретные результаты.

34. Политический строй Ногайской ОрдыУдачи)

Ак-Орда в начале XV века распалась на Ногайскую Орду и ханство Абулхаира. Система политической власти в Ногайской Орде знаменательна тем, что Ордой управляли не чингизиды, а формально избираемые представители дома Едиге. Ногайская Орда в XV-XVIв. представляло собой раннефеодальное военно-аристократическое государство Только в начальный период это обширное объединение имело относительно сильную централизованную власть. Впоследствии выделились самостоятельные и полусамостоятельные орды во главе с мурзами, биями. Ногайская Орда распалась на Большую (между Волгой и Уралом), Малую (Предкавказье) и Алтыаульскую на р. Эмба. Орда управлялась бием (князем), избираемым мурзами из числа представителей замкнутого сословия правящего дома Едиге (рода Мангыт). Мурзы – потомки многочисленных сыновей Едиге - были крупными владельцами земель и скота и обладали в своих владениях всей полнотой власти. Внутри своего клана они устанавливали порядок судебных разбирательств, в их отношениях между собой действовал принцип родового старшинства. В политической жизни Ногайской Орды большое место занимали войны, защита от вторжения, подавление сопротивления отделявшихся улусов и непокорных родовых правителей (батыров, мурз). Для подавления непокорных и отделявшихся окраин широко использовалось казачество. В XVI в стали выдвигаться лучшие улусные люди и батыры, собиравшие собственные съезды и управлявшие улусами, входя одновременно в состав Большого Совета – курултая (в период обострения междоусобиц многие мангытские мурзы из рода Едиге бежали в среднюю Азию, Иран, Россию. – (Князья Урусовы и Юсуповы происходили из потомков Едиге, перешедших во время Ивана IV на службу в Москву). Однако оформится новым политическим силам в конкретные государственные институты было не дано. Этот процесс был прерван калмыцким нашествием, и Ногайская конфедерация распалась, передав некоторые свои политические институты (съезды феодалов, дуваны, судебную систему) новым политическим образованиям.

35. Право Западно-Тюркского каганата.Удачи=)

В 603 г. Тюркский каганат, состоявший из большого количества племен и целых племенных союзов распадается на Восточный и Западный Тюркский каганат. Для истории Казахстана большое значение имеет Западно-Тюркский каганат (ЗТК), занимавший его территорию. Племенную основу ЗТК составлял союз тюркских племен, заметную роль в котором играли племена карлуков, ягма, усуней, кангюев. ЗТК представлял собой уже более сложное в экономическом и политическом отношении объединение, чем племенные объединения усуней, кангюев и хунну. Каган созывал Совет, состоявший из членов рода кагана, племенной знати, тарханов, огланов. По обычаю каган не мог игнорировать Совет, который имел право даже смещать кагана.
В действительности же каганы зачастую узурпировали власть и не считались с Советом, минуя его решения, стали самолично назначать своих наследников. В связи с ростом власти кагана и появилось понятие «эль». Каган – вождь эля. Эль уже не просто народ, а страна, населенная различными племенами и народами. Род кагана стремился дать руководителей для племен подвластных тюркскому кагану.
Для управления покоренными племенами всегда назначались ближайшие родичи кагана, так называемые ябгу, шады и элтеберы. Первоначально ябгу и шады командовали левым и правым крылом войск, в то время как центром командовал сам каган. Из числа беков (племенная знать ) каганы назначали буруков (начальники небольших военных отрядов, а в мирное время судьи народа), а также тарханов (сборщики дани- наместники).
Кроме военной власти, кагану принадлежало право распоряжаться пастбищами, районами кочевок отдельных племен, он разбирал споры между племенами и их руководителями – беками, а также осуществлял высшие жреческие функции. Впоследствии сам каган стал рассматриваться в качестве божества на земле. Военной опорой кагана была, кроме лично подчиненных ему племен, его военная дружина (огланы), формировавшаяся в основным из родичей, которая резко выделила его из среды всех остальных племенных вождей (беков как самого сильного среди них

Тюркское право.
Основным источником права у тюрок был обычай, но уголовные обычаи, как наиболее важные, уже стали кодифицироваться. Древние источники сообщают, что у многих племен «находится тюркское уложение, хранимое в храме. При определении наказаний берут сие уложение и решают дело».
Право собственности. При кочевом хозяйстве которым жила основная масса тюрок частная собственность могла утвердиться лишь на рабов, скот, орудия труда, оружие, предметы потребления, предметы роскоши. Основное средство производства – земля – находилась в общинной или племенной собственности. Распоряжались ею каган, его наместники, племенные вожди, т.е. феодальная верхушка тюркского общества. Каждый крупный скотовладелец старался занять обособленное от других пастбище.
В подвластных тюркам оседлых районах Семиречья возникло частное право владения пахотными землями. Порядок перехода права владения по наследству и по сделкам неизвестен.

Семейно-брачное право.
Тюрки в изучаемый период жили по отцовскому праву. Это вполне соответствовало скотоводческому характеру хозяйства у них. Знатные тюрки имели по несколько жен. Браки уже носили сословный характер. Знать не роднилась с простым народом. Женщина попала в зависимость от мужчины, на ее плечах лежали все семейные обязанности ведения тяжелого в условиях кочевого быта домашнего хозяйства.
Отец и муж распоряжались имуществом семьи, в том числе и имуществом жены, которое она принесла в дом мужа; отец имел право отдать свою дочь за долги или продать в рабство.
В представлениях о родстве у тюрок долгое время сохранялись пережитки матриархата.

Уголовное право.
Применялась смертная казнь как наказание за преступление против кагана, а также за убийство других правителей; за похищение спутанной лошади (так как скот являлся основным богатством кочевников); казни подлежал соблазнитель чужой жены. Система выкупов применялась при защите собственности и личности кочевника: «укравший лошадь и другие вещи платит в 10 крат против стоимости кражи»; «повредивший глаз повинен отдать дочь, а если нет дочери, то женино имущество, изувечивший какой-либо член тела, платит лошадь».
Судебную власть в тюркском обществе осуществляли каган и представители знати (буруки и тарханы). Суд был открытым и производился по заявлению сторон.

 

36. Суд и процесс по казахскому обычному праву казахов. Удачи=)

В казахском обществе XV-XVIII вв. основной судебной властью обладал суд биев. Юридически выполнять функции бия мог любой свободный общинник, обладающий достаточным авторитетом, знанием норм обычного права и красноречием. Кроме того, высшей судебной властью обладал хан, имевший право пересматривать решения суда биев. В казахском обычном праве дело не могло возбуждаться по факту преступления, процесс начинался только по инициативе потерпевшего. Истец именовался даулаушы или талапкер, а ответчик -жауап беруии или жауапкер. Кроме того в процессе участвовали представители истца и ответчика, свидетели - айгак и присягатели -жан берушi. Суд по казахскому обычному праву был гласным, состязательным, все дела, как уголовные, так и гражданские имели исковый характер.
Бии выбирались по взаимному соглашению сторон, причем бию мог быть дан отвод, но только до начала процесса. Рассмотрение дела начиналось с обряда бросания перед судьей плетей истцом и ответчиком. Это символизировало согласие обеих сторон с составом суда и согласие с будущим решением бия. Попытка отвода бия после бросания плетей или препятствование судопроизводству наказывалось, виновного могли избить его же плетью. Прежде чем начать процесс, бий предлагал сторонам примирение и в случае отказа начинал слушанье. Обычно это происходило при большом стечении народа, причем не только заинтересованных людей, но и всех желающих. Суть дела излагалась в устной форме истцом или его представителем, ответчик также мог изложить свою версию сам или через представителей. В их роли выступали чаще всего красноречивые и знакомые с нормами обычного права одноаульцы. Бий мог вызвать свидетелей, явка которых обеспечивалась заинтересованной стороной. Приговор бия выносился устно, после его объявления проводился обряд алажiп - разрезание пестрой веревки, символизирующий завершение судебного процесса. Бий получал вознаграждение бийлик -10% от суммы иска и все штрафы, назначенные нарушителям процессуальных норм во время суда.
Исполнение судебного решения. Исполнение решения суда биев возлагалось на ответчика, однако, при отказе истца выполнять приговор, прибегали к институту барымты - насильственного угона скота. Барымта была законной процессуальной нормой, если она соответствовала следующим требованиям:
1. совершалась с ведома бия, вынесшего приговор и правителя общины истца; 2. истец открыто заявлял противной стороне о намерении силой добиться исполнения приговора; 3. количество угнанного скота примерно соответствовало сумме иска.
Барымта часто сопровождалась нанесением телесных повреждений представителям той или иной стороны и даже убийствами. В случае травмирования или гибели кого-либо из инициаторов барым-ты виновные несли уголовную ответственность, если же погибали или получали ранение защищающиеся от барымты, это не влекло за собой ответственности.
При многократных взаимных угонах скота и невозможности определения правомерности барымты, суд биев прибегал к примирению сторон - салават.
Обжалование решений суда. Проигравшая в суде биев сторона имела право на обжалование приговора в ханском суде. Если хан подтверждал решения бия, то жалобщик обвинялся в попытке опорочить судью и подвергался телесным наказаниям. Если же хан сомневался в справедливости приговора, вынесенного бием, то он предлагал пересмотреть дело.
Гласность судебного процесса и зависимость авторитета бия от справедливости вынесенных им решений, вели к невозможности злоупотреблений со стороны биев и стремлению выносить приговоры, максимально удовлетворяющие обе стороны. Таким образом, целью суда был не столько поиск истины, сколько примирение сторон и прекращение конфликта.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.52.11 (0.011 с.)