Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое положение женщин по казахскому обычному праву.

Поиск

Под влиянием целого ряда причин, и прежде всего под влиянием изменения форм собственности, патриархальные семьи начинают уменьшаться в размерах и распадаться на малые индивидуальные семьи, которые еще долгое время продолжают сохранять между собой хозяйственные и родственные связи. Семья представляла собой ячейку аула, который в свою очередь состоял из нескольких родственных семей. Несколько аулов составляли семейно-аульную общину. Главой семьи считался отец, муж, который распоряжался всем имуществом семьи, но не в ущерб остальным членам семьи. Жена, дочери и даже матери были ограничены в правах. Правовое положение женщин.
В сравнении в другими восточными женщинами казашки имели большую свободу как в семье, так и общественной жизни. Адат не ограничивал количество жен, но большинство семей были парными, лишь состоятельные казахи могли содержать более двух жен. Каждая из жен выделялась в отдельное хозяйство. Более широкими правами среди жен пользовалась старшая жена – байбише.
Обычное право регламентировало имущественные права жены. Она была собственницей своего приданого и скота, полученного от мужа при выделении в самостоятельное хозяйство. Муж не имел права распоряжаться имуществом жены. Приданое, в случае развода оставалось за женой.

Формы брака.
Обычное право запрещало экзогамные браки. Исключение составляли торе. Существовали следующие формы брака: 1. калымный брак 2. безкалымный брак. 3. колыбельный сговор.4. обменный брак 5. брак с похищением
6. брак с отработкой 7. левиратный брак 8. сороратный брак
Самой распространенной формой брака был калымный брак. Брак считался юридическим состоявшимся после уплаты калыма – выкупа за невесту. Договор о браке заключался родителями. По соглашению сторон он мог быть расторгнут при условии возврата полученного калыма.
Размер и состав калыма в разных регионах был разным, его границы обычным правом твердо не устанавливались. Наиболее часто в нормах права упоминаются такие размеры калыма: высший калым – 77, средний – 47 и низший – 17 лошадей. Допускалась уплата калыма вещами, деньгами, по частям, уплата символического калыма из нескольких голов скота – округленный калым. Отец невесты обязан дать приданое, в состав которого входило все движимое и недвижимое имущество. Состав приданого строго не определялся, но свадебная юрта, саукеле – головной убор должны были быть обязательно. Кроме этого, в состав приданого обычно входили комплект одежды, постель, домашняя утварь, скот. Размер приданого примерно соответствовал размеру калыма. Бескалымный брак практиковался довольно редко. Обычно им завершался институт тамырства, когда побратимы заранее договаривались поженить своих будущих детей без уплаты калыма. При колыбельном сговоре размеры калыма были значительно меньше, чем при обычном калымном браке.
При обменном браке стороны заключали два перекрестных брака, при этом калым не выплачивался. Отношение адата к бракам с похищением было различным. Похищение женихом засватанной невесты не было тяжким преступлением, особенно если калым был уплачен. Обычно дело заканчивалось примирением. Похищение засватанной чужой невесты считалось тяжким преступлением. В случае, если девушка оставалась у похитителя платился двойной калым, а если она возвращалась к прежнему жениху штраф равнялся калыму. Похищение не засватанной невесты с ее согласия сопровождалось обращением к ее родителям с просьбой о прощении и уплатой штрафа. В этом случае начиналась обычная процедура сватовства и женитьбы, но отец невесты мог отказаться от выделения приданого. Похищение же без согласия невесты считалось тяжелым преступлением и виновные подвергались большому штрафу.
К браку с отработкой прибегали не имеющие родственников мужчины. Жених работал в семье невесты до тех пор, пока не вносил весь выкуп и после женитьбы оставался в ауле тестя. Левират или аменгерство было одной из древних форм брака. Вдова после смерти мужа должна была по истечении года выйти замуж за одного из братьев мужа. Целью данного брака было желание сохранить хозяйство от дробления и отставить детей в общине отца. Обычное право предусматривало и другие варианты. Вдова могла выйти замуж за постороннего, но в этом случае она лишалась родительских прав на детей, а ее избранник платил выкуп аменгеру. В случае смерти жены муж имел право жениться на не засватанной младшей сестре жены. Однако ее отец мог отказать в женитьбе, поскольку сороратное право не было таким же обязательным, как и левиратное. Расторжение браков по обычному праву допускалось по воле мужа в случае неверности жены или ее «непочтительности». В этом случае муж отпускал жену к ее родителям с частью приданого или вместе с детьми, возвратив ей приданое.
Нормы адата допускали развод по инициативе жены в двух исключительных случаях: при явной неспособности мужа к половой жизни и систематических истязаниях мужем.

42. Программа партии «Алаш».

Партия «Алаш» (1917—1920) — казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ».Образована из группы членов партии кадетов — этнических казахов, оформившейся во время событий 1905 г.На Первом Всеказахском съезде, проходившем в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 г. произошло организационное оформление партии «Алаш». На этом же съезде были приняты решения по 14 вопросам, в том числе таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), автономия казахских областей, землеустройство казахского населения, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание.Проект программы партии «Алаш», опубликованный перед выборами в Учредительное собрание России, ставил в качестве первоочередных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство автономий, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др. В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов, полученных на выборах в Учредительное собрание (262404 голоса), «Алаш» занимала 8 место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьской революцииНа Втором общеказахском съезде в декабре 1917 г. была провозглашена Алашская автономия и сформирован временный Народный Совет, которому присвоено наименование «Алаш-Орда». Предусматривалось последующее утверждение конституции Алашской автономии Всероссийским Учредительным собраниеФедерация представлялась оптимальной формой правового регулирования взаимоотношений центра и национально-территориальных автономий. Самостоятельность в форме автономии не означало полной независимости. В этом требовании лидеры «Алаш» были реалистами, учитывая глубину интегрированности в политическую и экономическую систему России. Детальное разграничение полномочий центра и автономий представлялось делом, регулируемым последующими договоренностями и законодательством. Лидер «Алаш-Орды» Алихан Букейханов в обращениях к предполагаемым союзникам заявлял, что среди алашистов «нет стремлений к сепаратизму. Мы едины с великой демократической Федеративной Россией», «мы — западники. В своем стремлении приобщить народ к культуре мы не смотрим на Восток… Получить культуру мы сможем… через Россию, при посредстве русских».
Лидеры «Алаша» Октябрьский большевистский переворот восприняли негативно, Ахмет Байтурсынов позднее писал, что февральская

  первая революция была правильно понята и с радостью встречена казахами потому, что, во-первых, она освободила их от гнета и насилий царского правительства, а во-вторых, подкрепила у них надежду осуществить свою заветную мечту — управлять самостоятельно. То, что вторая революция показалась казахам непонятной, объясняется просто: у казахов нет капитализма и классовой дифференциации, даже собственность у них не так разграничена, как у других народов. Наводила же ужас на казахов Октябрьская революция своими внешними проявлениями. На окраинах большевистское движение сопровождалось насилиями, грабежом, злоупотреблениями и своеобразной диктаторской властью, говоря короче, движение на окраинах часто представляло собой не революцию, а полнейшую анархию


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.104 (0.007 с.)