Общественно-политический строй Букеевской Орды.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политический строй Букеевской Орды.



В 1801 году пять тысяч семей казахов младшего жуза во главе с султаном Букеем откочевали на территорию между Волгой и Уралом, где по решению царской администрации было образовано новое государство, получившее в истории название Букеевского ханства. Основными причинами образования Букеевского ханства являлись хозяйственный упадок и углубление земельного кризиса. Во главе Букеевского ханства стоял султан Букей, который в 1812 году получил ханский титул. В 1824 году ханом Букеевской орды стал сын Букея – Джангир, который провел реформы, превратившие ханство в настоящую монархию. Управление Букеевским ханством состояло из трех инстанций: общий надзор, ближайший надзор и главное местное управление. Общий надзор осуществляло Министерство Иностранных Дел. Ближайший надзор осуществлял Оренбургский военный губернатор. Главное местное управление осуществлял хан и его администрация. Хан утверждался на престол русским царем. Его власть передавалась по завещанию. В его руках сосредотачивалась вся полнота административной судебной и законодательной власти. При хане состоял совет султанов, обладавших совещательными функциями, а также совет биев. В состав совета входило двенадцать биев. Они обладали правом правотворческой инициативы и являлись советниками хана. При хане состояла канцелярия, делившаяся на две части – русскую и татарскую. В Букеевском ханстве получил развитие институт базарных султанов, основная функция которых состояла в сборе пошлин с казахов, продававших скот. Религиозные в ханстве выполняли муллы. Функции главного руководящего лица и судьи возлагались на ахуна. Большое значение имели институты есаулов и вестовых. Есаулы выполняли специальные поручения хана и назначались из числа старших общин. Вестовые выполняли функции связи. Фактически они являлись связными между различными частями ханства. Местная власть осуществлялась султанами – правителями, которые назначались ханом. Султаны – правители являлись проводниками ханской политики на местах. В пограничных районах ханства назначались депутаты, в обязанности которых входило: 1. Пресечение попыток со стороны казахов самовольного перехода границы. 2. Участие в следствии, проводимом русскими пограничными властями. 3. Розыск обвиняемых на своих участках. 4. Сопровождение русских чиновников. 5. Разбор судебных дел.

Территория Букеевского ханства делилось на 12 объединений, каждое объединение делилось на старейшинство. Все было 200 старейшинств. Также существовало 10 пограничных участков.

Население Букеевского ханства платило налоги и подати. Основными видами налога были «зякет» и «согым». Источниками права в Букеевской орде являлись адат и шариат. Кроме того большое влияние на казахское обычное право оказала правовая система России. Объектом собственности в Букеевском ханстве впервые на территории Казахстана являлись не только скот, но и земля. На территории Букеевской орды действовала следующая система судебных органов: 1. Местные суды в составе султанов – правителей, биев, назначенных ханом. 2. Ханский суд, в состав которого входил ахун. 3. Военный суд, разбиравший уголовные дела на основе общеимперского законодательства.

К ведению военного суда относились следующие уголовные дела о таких преступлениях, как измена, неповиновение власти, побег за границу, убийство, изготовление фальшивых денег, похищение казенного и общественного имущества, поджег, насилие, барымта, грабеж, воровство до 30 рублей серебром более двух раз в год. После смерти хана Джангира, ханская власть в Букеевской орде была упразднена. В 1845 был учрежден Временный Совет, во главе которого находился русский чиновник

 

Изменения в правовой системе казахов во второй половине Х1Х – первой

Половине ХХ вв.

Управлению каждой областью, под непосредственным начальством генерал-губернатора, разделяется на общее, или областное, и частное – по городам, селениям, волостям и аулам. Общее областное управление состояло из военного губернатора и областного управления. Во главе области стоял военный губернатор, наделенный военной и гражданской властью. Он же являлся наказанным атаманом казачьих войск, расположенных на территории области. Военные губернаторы Семиреченской и Сырдарьинской области занимались и пограничными делами. Военные губернаторы определялись и увольнялись именными высочайшими указами и высочайшими приказами, по представлению Военного министра. Военный губернатор по военно-народному управлению действовал через областное правление. Особой канцелярии при военном губернаторстве не полагалось. Таким образом уездный начальник выполнял несколько функций: полицейскую, гражданскую, военную и административную. «Общественное управление» составляли волостное управление, во главе которого стоял волостной управитель, и аульное общество, которое возглавлял старшина. Они утверждались на три года по выбору населения. Эти должности замещались исключительно представителями казахский феодально-байской верхушки. В выборные от общества попадали люди, «не пользующиеся доверием и уважением народа, не сознающие интересов общественных и служившие не больше как орудием влиятельных и богатых общественников». Органы «общественного управления» выполняли несколько функций: полицейские, судебные и карательные Колониальная администрация отбирала веками обжитую землю у казахов и передавала ее русским и иностранным капиталистам. В 1868 г. были организованы так называемые временные партии и отряды, которые имели право неограниченного и бесконтрольного изъятия земель у казахского населения. Часто хозяев передвигали на земли, неорашенные и непригодные для хлебопашества и скотоводства. Казахский народ не только изгоняли с земель, но и разоряли путем прямого ограбления, что также предусматривалось законодательством. в виде Царизм установил еще более жесткий полицейский режим в своих колониях, в частности в Казахстане. Законодательные акты, проникнутые полицейским духом от начала до конца, наделяли всех чиновников, начиная с генерал-губернатора и кончая волостным управителем, полицейскими полномочиями, не устанавливая граней их власти. Жизнь казахских трудящихся была под постоянным надзором и контролем старшины, волостного управителя, урядника, пристава, уездного начальника и т.д. Полицейскими правами в степных областях пользовался уездный начальник. Уездная полиция состояла из уездного начальника, его помощника, городских и становых приставов и вольнонаемных полицейских служащих. Уездная полиция следила за повсеместным порядком, правильным и скорым производством дел подведомственных полиций. Ей помогали выборные лица от «общественного самоуправления», которые должны были не только беспрекословно выполнять требования полиции, но и самостоятельно принимать первичные меры по охране порядка. Таким образом, на полицию возлагалось осуществление функций чинов жандармского управления. В ходе дознания и предварительного следствия очень часто применялись пытки, которые были распространены повсеместно. Временным положением об управлении степными областями (1868 г.) была установлена новая колониальная судебная система. Судебная власть принадлежала: 1) «Народному суду»; 2) Мировым судьям; 3) Окружным судьям.4) Военным судам. «Народные судьи» выбирались населением на три года из представителей казахских баев-феодалов и утверждались губернатором.

«Народный» суд составляли: а) единоличные судьи; б) съезды судей; в) чрезвычайные съезды судей. Единоличные судьи решали уголовные и гражданские дела на своем участке. Сроки созыва съездов судей волости определялись уездным начальником. Для решения дел касающихся жителей различных волостей и уездов, созывались по разрешению губернатора чрезвычайные съезды «народных» судей. Чрезвычайные съезды проходили в присутствии уездного начальника. Были созданы и так называемые имперские суды, которые составляли участковые мировые судьи и окружные судьи. Участковые мировые судьи выполняли роль органов предварительного следствия по делам отнесенным к ведению окружных судов. Окружные суды были созданы во всех областях и находились в областных центрах.Таким образом, в ведении имперского суда были дела, направленные против колониального режима, его официальных представителей против политики насилия и грабежа. К рассмотрению и разрешению Мировых Судей подлежали дела: 1) Об оскорблении чиновников при исполнении ими обязанностей службы, часовых и военного караула; 2) О проступках и преступлениях, за которые в законе положены взыскания, превышающие шестьсот рублей; 3) Дела в которых наказание за проступок сопряжено по закону с запрещением производить торговлю и промысел; 4) О несчастиях, происшедших на железных дорогах от неосторожности и небрежности водителей поездов.

52 . Общая характеристика «Жеты-Жаргы». В « Жеты Жаргы» закреплены основные принцепы и нормы права средневекового казахского общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке. Некоторые исследователи считают, что корни этих установлений берут начало от « Великого Джасака» (ясы) Чингис хана, а также установлений ханов Касыма и Есима. Жеты Жаргы включал в себя следующие основные разделы: 1Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях. 2Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи. 3Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников. 4Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства. 5Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства. 6Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения. 7Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за совершенные преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и др. Наказания отражали принцип кровной мести: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивание камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство. Размер куна зависил от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину-500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Оскорбление султана или ходжи оценивалось в 9 голов баранов, рукоприкладство по отношению к ним-27. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки. Применялись и др. наказания: конфискация имущества-за принятие христианства; изгнание-за убийство мужа беременной женщины; предание публичному позору - за оскарбление родителей. Существовал прнцип коллективной ответственности, т.е. наряду с личной ответственностью виновного за преступление отвечали и его родственники. Совершение двух или нескольких преступлений влекло суммирование наказаний. Женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде. В области семейно-брачных отношений соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. На суде без очевидных улик требовалось от двух до семи свидетелей, в случае их отсутствия приносилась присяга. Свод законодательных уложений «Жеты Жаргы» действовал в пределах всего Казахстана.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.186.43 (0.008 с.)