Военно - демократический союз хуннов.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Военно - демократический союз хуннов.



Военно - демократический союз хуннов.

Использование возможностей экономики с переходом к кочевому и полукочевому скотоводству; сочетание его с земледелием, развитие ремесла и промыслов, усиление торговых связей – все это привело к образованию полукочевых и кочевых племен Казахстана. неизвестным. В У1 веке до н.э. произошла консолидация племен, живших у северных границ Китая. Образовалось два племенных союзу сюнну и дунху. Значительный след в истории Средней Азии и Казахстана оставили сюнны (гунны). Они усилились к 111 веку до н.э. Вопрос об этнической принадлежности хуннов до сих пор остается невыясненным. Однако большинство ученых полагают, что хунны являлись протюрками, а термин «хунны» носит скорее политический смысл, чем этнический. Стимулом для объединения хуннских племен явилась ожесточенная борьба с Китаем, длившаяся более 4 веков. Китай неоднократно пытался поработить хуннов. Однако хунны неоднократно добивались серьезных успехов в противоборстве со своим соседом. В 188 году до н.э. после ряда очередных побед Ханьская империя вынуждена была заключить с Модэ «о мире и родстве». Согласно договора шанью получал в жены китайскую царевну, а империя Хань обязалась ежегодно выплачивать хуннам дань. Под властью хуннов оказалась обширная территория от Забайкалья до Тибета, от Восточного Туркестана до среднего течения Хуанхэ. Держава хуннов была огромной, но крайне непрочной. Борьба за власть, внутренние противоречия привели к тому, что в 1 веке до н.э. держава хуннов начала распадаться. В 47 году до н.э. держава хуннов распалась на две части: южных и северных хуннов. Южные хунны, приняв подданство Китая вошли в состав Ханьской империи, а северные хунны во главе с Чжи-чжи шанью еще на протяжении четверти века вели ожесточенную борьбу с Китаем. Кангюйский правитель надеялся найти в лице хуннов союзников в борьбе с усунями. Однако Чжи-чжи шанью отказался подчиняться местным обычаям,за что был изгнан из ставки кангюйского правителя. В отличие от усуней и кангюев хунны имели более сложное устройство власти. Наивысшего могущества хунны достигли при вожде Модэ (209-174гг. до н .э.).С его именем связана консолидация хуннов. Модэ провел ряд административно-политических реформ, превративших хуннов в могучую державу. Союз хуннов был разделен на 24 части, возглавляемые родовыми вождями. Каждая родовая часть имела свое войско-ополчение. Широкое распространение у хуннов получила военно-десятичная система. Войско всего союза делилось на тьмы, тысячи, сотни и десятки. Высшая власть в государственном образовании хуннов принадлежала верховному правителю, носившему титул «шанью»,т.е «величайший».При шанью состоял царский совет, избираемый из числа членов господствующего рода и шест помощников-представителей родовых групп.

Барымта и условия ее правомерности.

По КОП Исполнение решения суда биев возлагалось на истца. В том случае, если ответчик отказывался добровольно исполнить решение суда биев, истец мог прибегнуть к барымте.

Барымта - это насильственный угон скота с целью восстановления нарушенного права.

Условие правомерности барымти:

1. Барымта должна была совершаться ночью, а не днем;( истец открыто заявлял противной стороне о намерении силой добиться исполнения приговора;)
2. О готовящейся барымте необходимо было сообщить старейшине рода.

3. Количество угнанного скота должно было соответствовать цене иска.

При несоблюдении этих условий, барымта квалифицировалась как хищение, разбой и влекла соответствующие правовые последствия.
В сложных многократных взаимных угонах скота и невозможности определения правомерности барымты, практика суда биев шла по пути примирения сторон через взаимное проащение салауат, так же в случае убийства в ходе взаимных совершений барымты штрафы не взыскивались, производился зачет (урель) убитых с обеих сторон.

Проигравшая в суде биев сторона могла обжаловать решение бия в ханский суд. Если хан подтверждал решение суда биев, то жалобщик обвинялся в попытке опорочить судью и подвергался телесным наказаниям. Если же хан сомневался в справедливости приговора, внесенного бием, то он предлагал пересмотреть дело.

Нередко спорящие стороны предпринимали попытки разрешить проблему по взаимному согласию, не доводя дело до суда биев.

Эти действия в обычном праве носили название: бiтiм, береке, салават.

Образование военно-революционного комитета по управлению Казахским краем.

10 июля 1919 г. Декретом СНК РСФСР был образован Революционный комитет по управлению казахским краем (КазРевком).
КазРевком сосредоточил в своих руках «высшее военно-гражданское управление краем», а его главной задачей явилась подготовка условий для созыва Учредительного съезда Советов края с целью образования Советской государственности казахского народа. Этому чрезвычайному органу революционной власти в Казахстане пришлось осуществить огромный объем работы различного плана, подготовить и провести Учредительный съезд советов Казахстана.
Другой важной задачей Казревкома являлась задача собирания всех исконно казахских земель воедино, т.е. формирование территориальной целостности будущей казахской советской государственности.
Между тем, собирание казахских земель шло далеко не гладко. Сильным было сопротивление Западно-Сибирской и Уральской партийных организаций, которые требовали передачи Акмолинской и Уральской губерний в состав России. КазРевком функционировал 15 месяцев – с июля 1919 по октябрь 1920 гг. 17 августа 1920 г. СНК РСФСР рассмотрел и одобрил проект Декрета о Казахской Республике, а 26 августа 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР принял подписанный М.И.Калининым и В.И.Лениным Декрет «Об образовании Казахской Советской Автономной Социалистической Республике» в составе РСФСР со столицей в г.Оренбурге.
Национально-государственное оформление КАССР завершилось на пятом съезде советов Казахстана в апреле 1925 г. в столице Ак-мечеть (Кызыл-Орда). Тогда же было восстановлено исконное название народа – ºàçàê.
Проект Конституции КАССР был принят за основу еще четвертым съездом Советов Казахстана (1924 г.) на основе Конституции РСФСР 1918 г. с учетом национальных, бытовых особенностей населения республики. С образованием Союза ССР и принятием Конституции РСФСР 1925 г. КАЗЦИК 18 февраля 1926 г. постановил принять окончательную редакцию проекта Конституции КАССР, которую должен был утверждать ВЦИК РСФСР.
Особенностью правового положения автономной государственности следует признать ограниченность пределов властвования республики и значительную зависимость ее органов от суверенитета РСФСР и компетенции ее институтов.

Казахский ревком. Победы Красной Армии и переход под ее контроль территории Казахстана поставили перед руководством Советской России задачу наладить управление в Казахском крае. С этой целью, а также для подготовки Учредительного Съезда Советов Казахстана 10 июля 1919г. декретом СНК РСФСР был образован Киргизский (Казахский) революционный комитет во главе с С. Пестковским. В состав его вошли как активные сторонники большевиков А. Жанкельдин, Б. Каратай, М. Тунганчин, С. Мендешев, так и их недавние противники А. Байтурсын, Б. Караллин и др. В введении Казревкома должны были находиться территории Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областей, однако реалии гражданской войны привели к тому, что Акмолинская и Семипалатинская области оказались под фактическим управлением Сибирского ревкома, а Кустанайский уезд Тургайской области - Челябинского районного управления, а с сентября 1919г. Кустанай был включен в состав Челябинской губернии. Споры о принадлежности этих территорий шли долгое время, что вызывалось сопротивлением руководства Сибревкома и его нежеланием уступать власть на казахских землях Казревкому. Лишь протесты последнего и вмешательство центральных властей, боявшихся оттолкнуть национальные окраины, привели к тому, что в 1920 г. Акмолинская и Семипалатинская области, а также Кустанайский уезд были возвращены Казахстану, однако фактическое воссоединение этих регионов произошло только в 1921 г.. Этот процесс совпал с острыми разногласиями в самом ревкоме по вопросу о формах будущей казахской автономии и включении в ее состав территорий с неказахским населением.
Образование КАССР. В конце 1919-начале 1920 года шла интенсивная подготовка к образованию казахской советской автономии. В начале января 1920 г. в Актюбинске была проведена первая краевая советская конференция с участием депутатов от казахских районов Туркестана и Сибири. В начале августа 1920 г. при Народном Комиссариате по делам национальностей состоялось совещание представителей Казревкома, Сибревкома и ТурЦИКа, на котором окончательно был решен вопрос о передаче Акмолинской и Семипалатинской областей Казахстану и отношении последней к РСФСР. 17 августа проект Декрета об образовании Киргизской (Казахской) Советской Автономной социалистической республики был рассмотрен и одобрен СНК РСФСР, а 26 августа этот декрет был утвержден и вступил в действие.
4-12 октября 1920 г. в Оренбурге прошел Учредительньй Съезд Советов Казахстана, избравший Центральный Исполнительный Комитет во главе с С. Мендешевым и Совет Народных Комиссаров во главе с В.Радус-Зеньковичем. Казахстан стал автономией в составе России и столицей был провозглашен г. Оренбург.Для более удобного управления партийными организациями Казахстана было создано областное бюро Российской коммунистической партии и Казахское бюро при ЦК РКП.

4. Яса Чингисхана.

Новое законодательство формировалось десятилетия. Для всех монгольских племен Чингисова улуса Яса была опубликована на Великом Курултае в 1206 г., одновременно с провозглашением Темуджина Чингис-ханом всей Великой Степи. Но и после этого Яса дополнялась и расширялась. Это произошло в 1218 г., перед войной с Хорезмийским султанатом, и в 1225 г., перед завоеванием Тангутского царства. Но элементы нового стереотипа поведения начали слагаться, надо полагать, до 1206 г.
каждый закон запрещает то, что ранее считалось допустимым или извинительным. Законы Чингис-хана карали смертью за: убийство; блуд мужчины и неверность жены; кражу, грабеж, скупку краденого, сокрытие беглого раба; чародейство, направленное ко вреду ближнего; троекратное банкротство, т.е., невозвращение долга; невозвращение товарищем оружия, случайно утерянного владельцем в походе или в бою ("Если кто-нибудь, нападая или отступая, обронит свой вьюк, оружие или часть багажа, то находящийся сзади его, должен сойти с коня и возвратить владельцу упавшее, в противном случае он предастся смерти"); отказ путнику в воде и пище.

Неоказание помощи боевому товарищу приравнивалось к самым тяжелым преступлениям.
Яса воспрещала кому бы то ни было есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу.
В общей трапезе ни один не должен был есть более другого.Наказанием за тяжелые преступления была смертная казнь, за малые преступления полагались телесные наказания или ссылка в отдаленные места (Сибирь). Иногда за конокрадство и убийство на монгола накладывалась
пеня...Самым значительным нововведением надо считать закон о взаимопомощи, точнее - взаимовыручке. Обыватель охотно признает запреты, ограничивающие его свободу, но не может даже представить, что он кому-то чем-то обязан, если он не видит в этом выгоды... Зато члены консорций - группы космонавтов, экипаж корабля, экспедиции в безлюдные места, банды разбойников, батальона солдат и т.п. - имеют диаметрально противоположный стереотип поведения. Без взаимовыручки они обречены на гибель и должны быть уверены, что боевой товарищ их не бросит. Чингис сделал из своих подчиненных организацию фазы этнического подъема с общественным императивом "Будь тем, кем ты должен быть".Новый общественный императив монголов - взаимовыручка - включал в себя гарантию, даваемую боевому товарищу, ставшему жертвой предательства. Если его не могли спасти, то за него следовало отомстить нарушителям закона гостеприимства. Противники монголов на это возражали, что и на войне убивают, и что обман, ныне называемый дезинформацией, дозволен, и что те, кто не убивал посла, не виноваты, а, следовательно, не несут за чужой поступок ответственности.На это монгольское правосознание возражало, что смерть на войне действительно естественна, ибо "за удаль в бою не судят". Более того, самым доблестным противникам, попавшим в плен, предлагалась не только лошадь, но и прием в ряды монгольского войска с правом на выслугу. Дезинформацию монголы, как митраисты, делили на обман противника, который должен воспринимать обстановку критически, и напредательство или обман доверившегося клятве, т.е. договору или обычаю гостеприимства. Предателей и гостеубийц уничтожали беспощадно вместе с родственниками, ибо, полагали они, склонность к предательству - наследственный признак.И, наконец, истребление населения городов, где были убиты послы, с точки зрения монголов, было тоже логично. Народ, поддерживающий своего правителя, должен делить с ним ответственность за его поступки. Для классовых обществ, где народ угнетен, такое мнение нелепо, но монголы такого безобразия, как классовый гнет, не могли вообразить. Города, в которых были убиты парламентеры, монголы называли "злыми городами" и громили их, считая, что это справедливо. Так были разрушены Балх и Козельск. Позднее из-за убийства послов погибла империя Суй и была разорена Венгрия.Нет, конечно, монголы не были добряками! Иначе они не могли поступать, ибо на всех трёх фронтах - китайском, переднеазиатском и кумано-русском - против них стояли силы, значительно превышающие их по численности и вооружению. Побеждали они благодаря дисциплине и мобильности, но ведь и то и другое возможно только при высокой пассионарности, и эта последняя, в свою очередь, порождает оригинальную ментальность и стереотип поведения. Монгольские воины не расчитывали последствий своих поступков, потому что на войне думать некогда. Они вели себя так, как им подсказывала их природа, изменившаяся из-за пассионарного толчка. Им и в голову не приходило спрашивать себя: правы ли они или в чем-то виноваты? На популяционном уровне действия этноса запрограммированы окружающей средой, культурой или генетической памятью. На персональном - они свободны. То, что среди монголов, как, впрочем, и среди их противников, были люди добрые и злые, жадные и щедрые, храбрые и слабодушные, для статистической закономерности этногенеза не имело никакого значения. Важно другое: столкновение разных полей мироощущения всегда порождает бурную реакцию - гибель избыточных пассионариев, носителей разных традиций.

Но то, что остается, уже не похоже на исходные компоненты процесса. Уцелевает серая посредственность, прозябающая до очередного пассионарного взрыва. А поскольку здесь описан природный процесс, то моральные оценки к нему не приложимы.

 

Обет 1803 года

Политический кризис в Младшем жузе. В октябре 1797г царские власти утвердили на ханском престоле Младшего жуза престарелого султана Айшуака, не имевшего авторитета среди казахов. Сырым Датулы и другие родоправители отошли от политической деятельности. После этого Младший жуз начинает переживать острейший политический кризис, время безвластия. Съезды родоправителей перестали созываться, отсутствие авторитетных органов, способных регулировать межродовые отношения, решать распри, привело к обострению отношений между родами и аулами.
Барымта, служившая раньше средством принуждения ответчика подчиниться суду биев, приобрела зловещий размах и превратилась в простые грабительские набеги с целью обогащения. Продолжались набеги уральских казаков и башкир, состоящих на русской службе.
Старшины родов Младшего жуза собрались летом 1803 г. близ Оренбурга. Основной целью съезда было прекращение усобиц и взаимных грабежей, стабилизация внутриполитической жизни. На съезде было принято клятвенное соглашение - "Обет", в которое, под влиянием Айшуака, были включены следующие пункты: 1. Все спорные вопросы, возникающие между казахами и царской администрацией, должны быть переданы особому органу из двух русских чиновников, выбранных казахами. 2. Укрепление власти хана и установление вассальных отношений между султанами и родоправителями. 3. Распределение многочисленных бедняков, занимавшихся грабежами и набегами на богатые аулы и приграничную линию, между родами и обеспечение их работой.
От пограничных властей авторы "Обета" требовали строго наказывать барымтачей из числа русских и башкир, под прикрытием карательных экспедиций, грабивших мирные казахские аулы. Кроме того, съезд просил заменить Оренбургского генерал-губернатора Бахметева другим. Авторы "Обета" не выдвигали никаких претензий России и фактически отдавали себя под власть пограничной администрации. Старшины и султаны, чувствовавшие за собой поддержку народа и не желавшие ставить себя в вассальное положение по отношению к хану, а значит, и к русским властям, отказались подписать "Обет".
Постановления съезда 1803 г. так и не были проведены в жизнь, и хан Айшуак, не оправдавший надежды России, был смещен, а на его место назначен сын Айшуака - Жанторе.
Образование Бокеевского ханства. Хозяйственный упадок, усугубление земельного кризиса привели к образованию в 1801 г. Бокеевского ханства. Еще в 1797 г. в результате ожесточенной борьбы казахи вернули себе право пасти скот в междуречье Едиля и Жаика. Не ограничиваясь перегоном скота на зимнее время, казахские аулы стали массами переселяться на правый берег Жаика, и вскоре это переселение стало труднорегулируемым со стороны России.
Правительство в таких условиях сочло необходимым пойти навстречу желаниям кочевых казахских аулов. Уступая территорию, которая пустовала после бегства калмыков в 1771 г. в Жонгарию, правительство рассчитывало разрядить напряженность социальной борьбы в Младшем жузе, принимавшую антиколониальный характер. Такое переселение отвечало колониальным интересам царизма, раздробляло силы Младшего жуза, превращало часть казахов в подданных империи, наподобие калмыков и башкир, что способствовало усилению поборов с казахов, развитию торговых отношений.
Во главе переселенцев стоял султан Бокей, сын Нуралы хана. Один из современников событий указал, что султан Бокей решился перейти на внутреннюю сторону "вследствие разных дружеских советов и внушений со стороны царских чиновников". Об этом писал также его брат Шигай: "Покойный брат мой Бокей Нуралиев прошлого года 1801 приглашен был Астраханским военным губернатором Кноррингом через присылаемого Астраханского кордона начальника Попова перейти на внутреннюю сторону реки Урал во всегдашнее подданство России... Хан Бокей перешел со мною и другими султанами - братьями нашими и с подвластными киргизами с десятью тысячи кибиток, со всем скотом и имуществом".
По решению царской администрации, на территории между Едилем и Жаиком было образовано новое марионеточное государство во главе с султаном Бокеем, получившим в 1812 г. ханский титул. Это государство известно как Бокеевское ханство или Внутренняя Орда (т.к. располагалась за пограничной линией, "внутри" Российской империи).

Половине ХХ вв.

Управлению каждой областью, под непосредственным начальством генерал-губернатора, разделяется на общее, или областное, и частное – по городам, селениям, волостям и аулам. Общее областное управление состояло из военного губернатора и областного управления. Во главе области стоял военный губернатор, наделенный военной и гражданской властью. Он же являлся наказанным атаманом казачьих войск, расположенных на территории области. Военные губернаторы Семиреченской и Сырдарьинской области занимались и пограничными делами. Военные губернаторы определялись и увольнялись именными высочайшими указами и высочайшими приказами, по представлению Военного министра. Военный губернатор по военно-народному управлению действовал через областное правление. Особой канцелярии при военном губернаторстве не полагалось. Таким образом уездный начальник выполнял несколько функций: полицейскую, гражданскую, военную и административную. «Общественное управление» составляли волостное управление, во главе которого стоял волостной управитель, и аульное общество, которое возглавлял старшина. Они утверждались на три года по выбору населения. Эти должности замещались исключительно представителями казахский феодально-байской верхушки. В выборные от общества попадали люди, «не пользующиеся доверием и уважением народа, не сознающие интересов общественных и служившие не больше как орудием влиятельных и богатых общественников». Органы «общественного управления» выполняли несколько функций: полицейские, судебные и карательные Колониальная администрация отбирала веками обжитую землю у казахов и передавала ее русским и иностранным капиталистам. В 1868 г. были организованы так называемые временные партии и отряды, которые имели право неограниченного и бесконтрольного изъятия земель у казахского населения. Часто хозяев передвигали на земли, неорашенные и непригодные для хлебопашества и скотоводства. Казахский народ не только изгоняли с земель, но и разоряли путем прямого ограбления, что также предусматривалось законодательством. в виде Царизм установил еще более жесткий полицейский режим в своих колониях, в частности в Казахстане. Законодательные акты, проникнутые полицейским духом от начала до конца, наделяли всех чиновников, начиная с генерал-губернатора и кончая волостным управителем, полицейскими полномочиями, не устанавливая граней их власти. Жизнь казахских трудящихся была под постоянным надзором и контролем старшины, волостного управителя, урядника, пристава, уездного начальника и т.д. Полицейскими правами в степных областях пользовался уездный начальник. Уездная полиция состояла из уездного начальника, его помощника, городских и становых приставов и вольнонаемных полицейских служащих. Уездная полиция следила за повсеместным порядком, правильным и скорым производством дел подведомственных полиций. Ей помогали выборные лица от «общественного самоуправления», которые должны были не только беспрекословно выполнять требования полиции, но и самостоятельно принимать первичные меры по охране порядка. Таким образом, на полицию возлагалось осуществление функций чинов жандармского управления. В ходе дознания и предварительного следствия очень часто применялись пытки, которые были распространены повсеместно. Временным положением об управлении степными областями (1868 г.) была установлена новая колониальная судебная система. Судебная власть принадлежала: 1) «Народному суду»; 2) Мировым судьям; 3) Окружным судьям.4) Военным судам. «Народные судьи» выбирались населением на три года из представителей казахских баев-феодалов и утверждались губернатором.

«Народный» суд составляли: а) единоличные судьи; б) съезды судей; в) чрезвычайные съезды судей. Единоличные судьи решали уголовные и гражданские дела на своем участке. Сроки созыва съездов судей волости определялись уездным начальником. Для решения дел касающихся жителей различных волостей и уездов, созывались по разрешению губернатора чрезвычайные съезды «народных» судей. Чрезвычайные съезды проходили в присутствии уездного начальника. Были созданы и так называемые имперские суды, которые составляли участковые мировые судьи и окружные судьи. Участковые мировые судьи выполняли роль органов предварительного следствия по делам отнесенным к ведению окружных судов. Окружные суды были созданы во всех областях и находились в областных центрах.Таким образом, в ведении имперского суда были дела, направленные против колониального режима, его официальных представителей против политики насилия и грабежа. К рассмотрению и разрешению Мировых Судей подлежали дела: 1) Об оскорблении чиновников при исполнении ими обязанностей службы, часовых и военного караула; 2) О проступках и преступлениях, за которые в законе положены взыскания, превышающие шестьсот рублей; 3) Дела в которых наказание за проступок сопряжено по закону с запрещением производить торговлю и промысел; 4) О несчастиях, происшедших на железных дорогах от неосторожности и небрежности водителей поездов.

52 . Общая характеристика «Жеты-Жаргы». В « Жеты Жаргы» закреплены основные принцепы и нормы права средневекового казахского общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке. Некоторые исследователи считают, что корни этих установлений берут начало от « Великого Джасака» (ясы) Чингис хана, а также установлений ханов Касыма и Есима. Жеты Жаргы включал в себя следующие основные разделы: 1Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях. 2Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи. 3Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников. 4Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства. 5Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства. 6Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения. 7Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за совершенные преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и др. Наказания отражали принцип кровной мести: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивание камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство. Размер куна зависил от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину-500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Оскорбление султана или ходжи оценивалось в 9 голов баранов, рукоприкладство по отношению к ним-27. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки. Применялись и др. наказания: конфискация имущества-за принятие христианства; изгнание-за убийство мужа беременной женщины; предание публичному позору - за оскарбление родителей. Существовал прнцип коллективной ответственности, т.е. наряду с личной ответственностью виновного за преступление отвечали и его родственники. Совершение двух или нескольких преступлений влекло суммирование наказаний. Женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде. В области семейно-брачных отношений соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. На суде без очевидных улик требовалось от двух до семи свидетелей, в случае их отсутствия приносилась присяга. Свод законодательных уложений «Жеты Жаргы» действовал в пределах всего Казахстана.

 

 

Реформы Аблайхана

Абылай прекрасно понимая, что для выживания в изменившейся внешнеполитической ситуации Казахскому ханству необходимо изменить политическую систему в сторону бОльшей централизации. Для этого: 1) Абылай хан стремился укрепить централизацию власти. В первой четверти XVIII в каждом родовом объединении было практически автономно и управлялись своими биями, родовыми управителями. При этой системе хан во многом зависел от воли биев и не имел больших возможностей влиять на принятие решений на уровне отдельных родов. Абылай стремился ввести в управление жузов элементы федерализма на основе традиционной казахской ментальности. Почти все земли Среднего и Старшего жузов были разделены между сыновьями хана. 2) Опора на деятельность одной личности и ее личностные качества. Так хан Абылай, вопреки традиционным представлениям обычного права, присвоил себе право приговаривать преступников к смерти. Но реформы не удалось продвинуть до конца. Элементы федерализма тесно переплетались с родовыми принципами управлениями. Внутренняя политика Абылая была направлена на укрепление центральной власти. В первой четверти 18 века каждое родовое объединение было практически автономно и управлялось своими биями, родоправителями. В 30-х гг. 18 века эта система стала меняться, начала расти роль султанов. Абылай стремился внести в управление жузами и больших объединений элементы улусной системы. Внешняя политика. Абылай хан также характеризовался гибкостью и компромиссностью. Хан, прекрасно сознававший мощь колониальных империй, пытался в отношениях с ними проявлять тактическую гибкость, с одной стороны, не отказываясь от признания российского протектората, с другой, не допуская усиления влияния обеих держав в своих владениях – России и Китая.

 

Военно - демократический союз хуннов.

Использование возможностей экономики с переходом к кочевому и полукочевому скотоводству; сочетание его с земледелием, развитие ремесла и промыслов, усиление торговых связей – все это привело к образованию полукочевых и кочевых племен Казахстана. неизвестным. В У1 веке до н.э. произошла консолидация племен, живших у северных границ Китая. Образовалось два племенных союзу сюнну и дунху. Значительный след в истории Средней Азии и Казахстана оставили сюнны (гунны). Они усилились к 111 веку до н.э. Вопрос об этнической принадлежности хуннов до сих пор остается невыясненным. Однако большинство ученых полагают, что хунны являлись протюрками, а термин «хунны» носит скорее политический смысл, чем этнический. Стимулом для объединения хуннских племен явилась ожесточенная борьба с Китаем, длившаяся более 4 веков. Китай неоднократно пытался поработить хуннов. Однако хунны неоднократно добивались серьезных успехов в противоборстве со своим соседом. В 188 году до н.э. после ряда очередных побед Ханьская империя вынуждена была заключить с Модэ «о мире и родстве». Согласно договора шанью получал в жены китайскую царевну, а империя Хань обязалась ежегодно выплачивать хуннам дань. Под властью хуннов оказалась обширная территория от Забайкалья до Тибета, от Восточного Туркестана до среднего течения Хуанхэ. Держава хуннов была огромной, но крайне непрочной. Борьба за власть, внутренние противоречия привели к тому, что в 1 веке до н.э. держава хуннов начала распадаться. В 47 году до н.э. держава хуннов распалась на две части: южных и северных хуннов. Южные хунны, приняв подданство Китая вошли в состав Ханьской империи, а северные хунны во главе с Чжи-чжи шанью еще на протяжении четверти века вели ожесточенную борьбу с Китаем. Кангюйский правитель надеялся найти в лице хуннов союзников в борьбе с усунями. Однако Чжи-чжи шанью отказался подчиняться местным обычаям,за что был изгнан из ставки кангюйского правителя. В отличие от усуней и кангюев хунны имели более сложное устройство власти. Наивысшего могущества хунны достигли при вожде Модэ (209-174гг. до н .э.).С его именем связана консолидация хуннов. Модэ провел ряд административно-политических реформ, превративших хуннов в могучую державу. Союз хуннов был разделен на 24 части, возглавляемые родовыми вождями. Каждая родовая часть имела свое войско-ополчение. Широкое распространение у хуннов получила военно-десятичная система. Войско всего союза делилось на тьмы, тысячи, сотни и десятки. Высшая власть в государственном образовании хуннов принадлежала верховному правителю, носившему титул «шанью»,т.е «величайший».При шанью состоял царский совет, избираемый из числа членов господствующего рода и шест помощников-представителей родовых групп.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.231.61 (0.015 с.)