ТОП 10:

Историческая значимость Первого Всеказахского съезда.



21-28 июля 1917г. в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд. В его работе приняли участие представители 6 областей – Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской, Семиреченской, Ферганской, а также Букеевской орды. Председателем съезда был Халил Досмухамедов. На нем было рассмотрено 14 вопросов: форма гос-го управления; автономия в казахских областях; земельный вопрос; народная милиция; земство; просвещение; суд; религия; женский вопрос; полготовка в учредительное собрание депутатов из казахских областей; Всероссийский мусульманский съезд «Шура-и-Ислами»; казахская политическая партия; о положении в Семиреченской области; о посылке из казахов на съезд федералистов всей России, а также в учебную комиссию. По всем вопросам были приняты конструктивные резолюции национально-демократического содержания. На этом съезде было решено создать казахскую национальную партию «Алаш».

Центральным пунктом в работе съезда был земельный вопрос. Основные положения резолюции съезда по данному вопросу своди­лись к следующему: изъятие земель казахского общества прекраща­ется; вся конфискованная земля, а также нераспределенные участки переселенческих управлений возвращаются казахским общинам в традиционное использование; иммиграция в степь прекращается на основе введения ценза и т. д.

Съезд обсудил вопрос о подготовке к Учредительному собранию, в список кандидатов в депутаты был внесен 81 человек — представи­тели всех регионов Казахстана, а также казахских общин Бухары, Ферганы и Хивы. Среди них были руководители газеты «Казах», лидеры казахского национально-либерального движения А. Букей­ханов, А. Байтурсынов, лидеры регионов: А. Ермеков, X. Габбасов (Семипалатинск), Ж. Досмухамедов, X.

Досмухамедов (Западный Казахстан), М. Тынышпаев (Семиречье), М. Чокаев, С. Ж. Асфендияров (Туркестанский край). Среди кандидатов были также русский ученый Г. Потанин и политический деятель В. Чайкин.

На решения съезда оказала сильное влияние казахская интелли­генция, объединившаяся вокруг газеты «Казах». Благодаря этому суживались возможности влияния мусульманского духовенства на казахское население: устранялись клерикальные суды, на смену им должны были вводиться правовые структуры; женщины должны были обладать равными с мужчинами правами, запрещался калым. Образование должно было стать обязательным и подчиняющимся гражданским властям.

Вместе с тем решения съезда предусматривали создание независи­мого муфтиата в Оренбурге для управления Акмолинской, Семипа­латинской, Тургайской, Уральской областями и казахскими района­ми Закаспийской области.

Первый всеказахский съезд, по существу, конституировался в казахскую национальную политическую партию «Алаш». В его реше­нии говорилось: «Признавая образование казахской партии необхо­димым, съезд поручает представителям от казахов во всероссийском мусульманском совете выработать программу этой партии, причем в основу политической программы должно быть принято требование (создания в России) демократической федеративной парламентской Республики»10. Лидерами партии «Алаш» стали Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и другие представители казахской интеллиген­ции буржуазно-демократического направления, это была партия либерального байства и мелкобуржуазной демократии. Они объединилисьпод лозунгом: «Освобождение казахского народа из-под колониального ига!».


63)Проанализируйте причины образования партии Алаш и содержание ее программы.

После длительной подготовки в июле на съезде в Оренбурге было принято решение об образовании партии, выработке программы и выдвижении кандидатов в Учредительное собрание. 5 октября партия получила название «Алаш» — имя легендарного прародителя казахов. Партию Алаш возглавили лидеры национально-освободительного движения — Алихан Букейхан, Ахмет Байтурсун, Мыржакып Дулатулы. В партию "Алаш" вошли так же представители научной и творческой интеллигенции: М.Тынышпаев, М.Жумабаев, Ш.Кудайбердиев, Г.Карашев, С.Торайгыров, Х.Габбасов, А.Ермеков, Ж. и Х.Досмухамедовы. Печатным органом партии стала газета «Казах», выходившая в Оренбурге до 1918г. , затем газеты «Сары-Арка» и журнал «Абай». Лидером партии был Букейханов. Программа «Алаш» была составлена Букейхановым, Байтурсыновым, Дулатовым, Гумаровым, Жаждибаевым, Бирмекановым. Программа партии, принятая на Втором общеказахском съезде в декабре 1917 года. Включала в себя требования национально-территориальной автономии Казахстана в составе демократической России, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов. Она состояла из 10 параграфов и была опубликована в газете «Казах» 21 ноября 1917г:

1)Россия должна стать демократической федеративной республикой (демократия — народная власть, федерация — союз мелких государств). Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах и интересах. Во главе правительства стоит Учредительное собрание, в промежутках — Президент, избираемый Учредительным собранием и Государственной думой на известный срок лет. Президент управляет через Совет Министров, ответственен перед Учредительным собранием и Государственной думой. Законодательная власть сосредоточена в руках только Государственной думы, которой принадлежит право контроля над правительством. Правом выборов пользуются все без различия происхождения, вероисповедания и пола. Выборы депутатов производятся прямым равным и тайным голосованием.

2)Автономия киргиз слагается из областей и входит в Российскую федерацию наравне с другими народностями. Все существующие земства сохраняются в прежнем виде. Партия Алаш стремится, чтобы все лица, работающие в волостных и аульных судах, были честные и полезные народу. Вопросы о работающих в земских управах и милиции разрешаются народом. Партия стремится создать для народа благо и культуру. Бедных партия называет и считает товарищами; мироедов — врагами.

3)В Российской федерации существуют равноправие, неприкосновенность личности и свобода слова, печати и союзов. Служащие никуда не могут отлучиться без разрешения хозяина. Суд без обвинения и допроса не может арестовать и осудить; все дела на местах должны рассматривать в 24 часа. В тех случаях, когда суда на месте совершения преступления нет, последнему дается право выносить свои решения над обвиняемым в одну неделю. Все лица, вскрывающие и читающие чужие письма, подвергаются наказанию, причем первые штрафуются.

4)Религия должна быть отделена от государства. Все должны быть свободны и равны. У киргиз отдельный муфтий. Записи браков, рождения, смертности и разводов остаются у Киргизских мулл.

5)Судимость и суд каждого народа должны быть сообразны обычаю; судьи должны знать местный язык. В местностях со смешанным составом населения допросы и решения суда должны происходить на языках тех, кто составляет в данной местности большинство. Все народы перед судом равноправны. Ввиду того, что после бога самыми сильными являются судьи и заседатели, а потому решению их должны подчиняться все без исключения.

Решения суда должны приводиться в исполнение немедленно. Суд рассматривающий должен быть обязательно с участием присяжных заседателей, причем если рассмотрение дела происходит в местностях с киргизским составом населения, то он должен быть на киргизском языке и все. заседатели должны быть киргизы. Суд же в степи должен происходить по всем обычаям и нравам народа.

6)Для защиты народа должно быть войско, организованное на других началах, нежели теперь. Обучение и служба военнообязанных должны происходить на местах. Разделение войска на части должно производиться по родственному принципу; киргизы отбывают службу в виде конной милиции.

7)Взимание налогов должно происходить по степени богатства и имущественного состояния вообще; богатый платит больше, бедный — меньше.

8)Рабочее законодательство должно быть в пользу рабочих. Ввиду того, что в Киргизии мало фабрик и заводов, таким образом, — и рабочих, партия Алаш поддерживает в этом вопросе программу социал-демократов меньшевиков.

9)Народное образование должно быть достоянием всех. Обучение во всех учебных заведениях бесплатное. В начальных школах преподавание должно вестись на родном языке. Киргизы должны иметь свои средние и высшие учебные заведения, включительно до университетов. Школа должна быть автономна: правительство не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь школы. Все учителя (мугали-мы) и профессора избираются. Просвещение на местах должно происходить в избах-читальнях.

10)При выработке земельного закона в Учредительном собрании в основу должно ложиться наделение землею в первую очередь туземцев. Надел переселенцев-крестьян, до окончания полного надела туземцев не должен производиться. Все ранее отобранные у киргизов переселенцами земли должны быть возвращены обратно. Киргизы должны получать земли с более плодородной почвой через местные комитеты. Личные земельные участки должны принадлежать только земству, причем при росте населения они отрезываются для прибывших, т. е. надел происходит из этих земель. В Туркестане, кроме наделов землей, должны быть также наделы водой. Пользование землей вообще должно происходить так, чтобы районные и аульные пользовались землей родами, а не отдельными семействами. Продажа земли категорически воспрещается. Все богатства земли: большие леса, реки принадлежат государству и управляются земством.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.005 с.)