Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские взгляды Бакунина
В период своего анархизма Бакунин считал себя последовательным материалистом, атеистом и позитивистом. Крупнейшими философами своего времени он признавал Фейербаха, Конта, Прудона и Маркса. У Фейербаха он заимствовал представление о религиозном отчуждении - представление, что человек, творец Бога, сделался рабом своего собственного творения и что «когда небо стало богаче, земля стала беднее». Конта Бакунин хвалит за то, что тот вышел за пределы теологической и метафизической стадии мышления с помощью «позитивной науки», и за то, что философию Конт понимал как систематизацию данных, собранных отдельными науками. В своем анализе различия между позитивизмом и материализмом Бакунин называет Конта таким мыслителем, который, в противоположность Гегелю, «материализовал дух, показав, что единственное основание психических явлений - это материя»'. Прудон восхищал Бакунина не только как великий теоретик анархизма, но и как философ, который пытался выйти за пределы исторического идеализма. Но самый зна- Какунин М.А. Избранные сочинения. С предисловием Джеймса Гильома. Петроград, 1919-1922. Т. 3. С. 149-154. ГЛАВА 13. Анархизм чительный вклад в этом отношении, как признавал Бакунин, внес Маркс, которым Бакунин восхищался как мыслителем даже тогда, когда находился с ним в самой жесткой конфронтации по политическим вопросам. Прудон, говорит Бакунин, строил свою аргументацию на абстрактной идее закона и тем самым остался верен идеализму и метафизике; наоборот, Маркс научно доказал, что экономическая структура общества предшествует и определяет его правовую и политическую структуру'. Бакунин считал Маркса крупнейшим экономистом своего времени и называл «Капитал» «потрясающим» произведением. Тем не менее, он обвинял автора «Капитала» в том, что тот сделал из собственного открытия фетиш, то есть в том, что Маркс поставил идеалы в зависимость от «экономических фактов», тем самым способствуя фаталистической интерпретации истории. Бакунин, подобно Марксу и Энгельсу, считал, что основная проблема философии - это спор между материалистами и идеалистами. Принимая материализм, Бакунин руководствовался не только теоретическими соображениями, но также - и даже прежде всего - нравственными принципами. «Обожествляя человеческие вещи, - декларировал он, - идеалисты всегда приходят к торжеству грубого материализма <...> защищая идеалистические доктрины, невольно оказываешься увлеченным в стан угнетателей и эксплуататоров»". В практических, повседневных делах, утверждал Бакунин, именно материализм является подлинным идеализмом; так происходит потому, что всякое развитие содержит в себе самом отрицание отправного пункта своего же движения таким образом, что если исходная точка - материальное, то отрицание будет идеальным. Следовательно, материализм ведет к подлинному идеализму и постулирует полное и окончательное освобождение общества, поднимая «красное знамя экономического равенства и социальной справедливости»". Бакунин иллюстрирует свою аргументацию, указывая на противоположность Италии и Германии: Италия, по его мнению, страна материалистической цивилизации, а Германия - страна самого возвышенного идеализма. В Италии, писал Бакунин, можно дышать свободно, тогда как само имя Германии олицетворят «грубое и торжествующее холопство». Компенсируя недостаточность реальной жизни духовным бегством в сферу метафизических идей, немцы сделались самой худшей разновидностью филистеров и холопов, послушными исполнителями самых антигуманных приказов правительства: «Можно даже сказать
'Цит. изд. Т. 1.С. 246-247. 2 Там же. Т. 2. С. 179, 184. 3 Там же. С. 184. 4 Там же. С. 181. Анджей Валщкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... вообще, что чем возвышеннее идеальный мир немца, тем уродливее и пошлее его жизнь и его действия в живой действительности». Человек, полагал Бакунин, сам является продуктом природы и потому исходная точка развития человека - стадия животного. Первым шагом на пути эмансипации человека является мысль, акт абстракции - пробуждение разума, которому человек обязан своей способностью достигать осознанного самоопределения, контролировать свои инстинктивные рефлексы, понимать взаимосвязь окружающих его объектов и преобразовывать свое окружение в соответствии со своими потребностями2. Первоначально, однако, человек мыслит образами; поэтому он гипостазирует свои собственные абстракции и в процессе преодоления своей животности, становится рабом продуктов собственного воображения. Наивысшее и самое опасное из этих персонифицированных абстракций - это Бог. Создание Бога было исторической необходимостью, но в то же время и ужасной ошибкой и несчастьем. Идея Бога - самая сильная форма отрицания свободы человека. Всякая религия - в особенности христианство - предполагает «принижение, порабощение и уничтожение человечества в пользу божественности»3; всякая религия жестока, она освящает принцип принесения жизни в жертву абстракциям и непрестанно требует крови. Отсюда следует, что уничтожение Бога - необходимое условие человеческой свободы. Переворачивая известный афоризм Вольтера, Бакунин писал: «Если бы Бог действительно существовал, следовало бы уничтожить его»4.
Ясно, поэтому, что Бакунин призывал к отвержению Бога не только во имя науки, но также (и прежде всего) во имя свободы. Эта мысль хорошо сочеталась с его общим убеждением: для того чтобы достигнуть всеобщего освобождения, недостаточно полагаться на одно лишь мышление: столь же важно восстание. По Бакунину, человек стал человеком в акте неподчинения Богу и познания добра и зла; поэтому образцом для человека должен быть Сатана - «вечный бунтовщик, первый свободный мыслитель и эмансипатор миров»5. Вся человеческая история - триада из трех стадий: за первой стадией «животности» следует стадия «мысли», а за нею третья стадия - «бунт». При синхроническом истолковании общества этим трем стадиям соответствуют три сферы: экономика, наука и свобода. Для Бакунина (как и для Фейербаха) прототипы всех форм идеализма - религия и теология. Вот почему он настаивает на том, что по- 1 Цит. изд. Т. 1. С. 231. 2 Цит. изд. Т. 3. С. 170-171. 3 Цит. изд. Т. 2. С. 159. 4 Там же. С. 163. 5 Там же. С. 145. ГЛАВА 13. Анархизм беда материализма и позитивизма над системами философского идеализма означает победу свободы. Материалистический или позитивистский подход в науке (Бакунин не признавал особого различия между тем и другим) вырабатывает мировоззрение, «идущее естественным от центра к периферии путем, снизу верх». То, что природа подчинена закону причинности, несовместимо со свободой постольку, поскольку свобода противоположна внешнему принуждению. В отличие от внутренней необходимости законы, которым должен подчиниться человек как создание природы, - это законы его собственного бытия, законы, восставать против которых было бы нелепо. Свободу следует противопоставлять не детерминизму, а насилию и различным формам отчуждения, таким как религия и государство. Нет ничего унизительного в зависимости от законов природы; это нельзя назвать рабством, поскольку «рабство предполагает наличность некоторого господина над нами, законодателя, стоящего вне того, кем он управляет»1. Хотя Бакунин подчеркивал важность науки как такой силы, которая освобождает людей от теологии и всех внешних диктатов, он критиковал науку за присущую ей тенденцию сводить бесконечное разнообразие жизни к некоторой упорядоченной модели. Он восстает против научных абстракций во имя особенного и личного - того, что имеет свой неповторимый вкус или аромат и что невозможно выразить в абстрактных понятиях или объяснить посредством теорий. Эта антиинтеллектуальная черта в мировоззрении Бакунина - связующее звено между его анархистской философией зрелой поры и романтизмом его юности; в то же время здесь можно видеть интересное предвосхищение Бергсона и идеалистической «философии жизни»2 (довольно неожиданная ассоциация, если вспомнить, что Бакунин считал себя материалистом и последователем позитивизма). Сущность жизни, заявляет он, - это спонтанность, свободно проявляющаяся творческая способность, не поддающаяся рационализации. Наука «незыблема, безлична, обща, отвлеченна, нечувствительна», но абстракции, как тому учит история, легко превращаются в вампиров, питающихся человеческой кровью. Наука незаменима для человека, но если дать науке господствовать над людьми, - пусть даже и «позитивной науке», в которой не осталось следов идеализма, - то это имело бы роковые последствия. Люди с какой-нибудь доктриной, вроде теологов, неспособны ни понять, ни сочувствовать конкретным индивиду-
Тамже. С. 164. См.: Temkinowa H. Bakunin i antinomic wolnoSci [Бакунин и антиномии свободы]. Варшава, 1964. Р. 95-96. 3 Бакунин М.А. Цит. изд. Т. 2. С. 192-196. Апджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ.. альным существам; такие люди всегда готовы приспособить жизнь к теории, ставить опыты на теле общества - а этого надо избегать любой ценой. Эта аргументация полемически заострена против марксизма. Бакунин считал Маркса типичным мыслителем-доктринером, и самый термин «научный социализм», как ему казалось, обнаруживает тенденцию дать науке власть над жизнью, подчинить «необразованные» массы безропотно служить «действительным или мнимым ученым» -вождям социал-демократической партии". В начале XX века упрощенная, экстремистская версия такого взгляда на марксизм и социализм стала известной под названием «ма-хаевщины». Творцом этой антиинтеллигентской теории был польский революционер Ян Вацлав Махайский (1867-1926, псевдоним А. Вольский), бывший член Польской социалистической партии, друг известного писателя Стефана Жиромского. Его главная работа под названием «Умственный рабочий» (написанная в Сибири в 1898-1899 годах) интерпретировала социализм как замаскированную форму стремления интеллигентов к использованию рабочего движения для захвата власти и установления общественного порядка, в котором полнота власти принадлежала бы «обладателям умственного капитала», организованным как новый правящий класс, безжалостно эксплуатирующий трудящиеся массы.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.008 с.) |