Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Плеханов и «разумная действительность»⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 33
Как отмечалось выше, в конце 1870-х гг. основной заботой Плеханова было то, чтобы установить, можно ли (и в какой степени) считать капитализм «естественной» тенденцией в экономике России. Поэтому он с некоторым волнением изучал собранную Орловым статистику о развитии капиталистических отношений в русской деревне. Однако не одни только наблюдения над ростом капитализма в России объясняют тот факт, что Плеханов отверг народническую концепцию обходного по отношению к капитализму пути. Разрыв его с народничеством в не меньшей мере был обусловлен уроками революционной пропаганды народников: оказалось, что социалистическая пропаганда может иметь больше шансов на успех среди городского рабочего класса, чем среди крестьян деревенской общины, и, следовательно, первой задачей русских социалистов должно быть свержение царизма как системы. Члены «Народной воли» первыми пришли к таким выводам - и это, конечно, означало отказ от характерного для народничества пренебрежения классовой борьбой; но в отношении целей, которых следовало достичь, мнения разделились. Одни хотели взять власть (фракция Тихомирова), тогда как другие (под руководством Желябова) хотели ввести конституцию, гарантирующую демократические свободы. Плеханов, который меньше кого бы то ни было тяготел к «аполитичному» народничеству, отверг программу Тихомирова как «бланкистскую», но он критиковал и программу Желябова за то, что она граничила со сдачей идеи социализма. Плеханов считал, что решение дилеммы найдено немецкой социал-демократической партией, которая участвует в легальной политической деятельности, не отказываясь при этом от своей социалистической направленности. Значение поворота Плеханова к социальной демократии станет еще яснее, если вспомнить мнение о немецких социал-демократах, распространенное среди русских революционеров того времени. Л. Дейч, основавший вместе с Плехановым группу «Освобождение труда», дал следующее определение этому: «Во всем цивилизованном мире понятие "социальная демократия" ассоциировалось с некоей мирной парламентской партией и ее деятельностью, особенностью которой было почти полное отсутствие определенных, революционных методов борьбы»1. По этой самой причине Дейч и Вера Засулич не пожелали принять это название. Зато Плеханову оно нравилось как раз потому, что предполагало умеренность; он надеялся разработать такую политическую программу, которая станет приемлемой также и для либералов: «Не пугая никого далеким пока "красным призраком", такая политическая программа вызывала бы к нашей революционной партии сочувствие всех, не принадлежащих к систематическим противникам демократии»2. В конечном итоге был достигнут компромисс: последователи Плеханова создали марксистскую организацию под нейтральным названием «Освобождение труда» (1883), но в то же время они всячески подчеркивали свои симпатии к немецким социал-демократам.
На взгляд Плеханова, социал-демократия давала шанс спасти то, что он называл «практической» стороной классического народничества. В предисловии к первой своей марксистской брошюре «Социализм и политическая борьба» Плеханов писал: «Стремление работать в народе и для народа, уверенность в том, что "освобождение рабочего класса" - это практическая тенденция нашего народничества дорога мне по-прежнему»3. Программа, намеченная в «Социализме и политической борьбе» (1883) и в книге «Наши разногласия» (1885), состояла, коротко гово- 1 Цит. по: Полевой Я.Н. Зарождение марксизма в России. С. 315. 2 Крупская Н.К. Воспоминания о Ленине. М, 1989. С. 14. 1 Цит. по: Ваганян В. Г.В. Плеханов. Опыт характеристики социально-политических воззрений. М., 1924. С. 94-95. 2 Плеханов Г.В. Сочинения. 2-е изд. М.; Пг., 1920-1927. Т. 2. С. 83. 3 Там же. С. 27. Анджеи Валщкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... ГЛАВА 18. От народничества к марксизму ря, в горячем призыве к политической борьбе и решительном отвержении «бланкизма». Диктатура революционного класса (т.е. пролетариата) писал Плеханов в статье, посвященной критике «бланкистских» тенденций среди членов «Народной воли», не имеет ничего общего с диктатурой группы революционеров: «...никакой Комитет -Исполнительный, Распорядительный, или как бы там его ни называли, -не может представлять рабочего класса в истории»1. Великая миссия рабочего класса, продолжает Плеханов, состоит в том, чтобы завершить вестернизацию России, начатую Петром Великим; захват власти революционными социалистами только помешает этому и в действительности будет даже катастрофой, которая станет, в конечном счете, громадным шагом назад. Подлинный социализм удастся установить лишь тогда, когда экономическое развитие и пролетарское классовое сознание достигнут сколько-нибудь высокого уровня. Политическая власть, которая попытается организовать социалистическое производство в отсталой стране сверху, будет вынуждена прибегнуть к идеям патриархального и авторитарного коммунизма; единственное изменение будет состоять в том, что перуанских «сынов солнца» и их чиновников заменит социалистическая каста. Несомненно, добавляет Плеханов, что при таком воспитании народ не только не будет образован для социализма, но он либо потеряет способность к прогрессу, либо сохранит эту способность, но ценой того, что снова появится экономическое неравенство, которое революционное правительство хотело отменить3.
Логический вывод из этой аргументации был тот, что русские должны выбрать долгий и трудный путь капиталистического развития. Между политической революцией (т.е. свержением царизма) и будущей социалистической революцией должно пройти достаточно длительное время для того, чтобы могли полностью установиться капиталистические производственные отношения, а русский пролетариат получил политическую подготовку в соблюдающем законы, прочном парламентском государстве. Промежуток между этими двумя революциями может быть короче, чем на Западе, потому что в России в силу западного влияния социалистическое движение очень рано приобрело организованные формы, в то время как капитализм еще только зарождался. Благодаря тому, что русские социалисты рано освоили марксизм, они способны ускорить развитие пролетарского классового сознания среди русских рабочих. С другой стороны, капиталистический этап не должен быть слишком кратковременным: возможно со- кратить «естественный» процесс, но всякая попытка чересчур сократить или заменить его «искусственным» процессом чревата опасностью нежелательных «химических изменений»1. Интересно отметить, что Плеханов никогда не отказывался от этих своих взглядов: он не преувеличивал, когда писал четверть века спустя, что по вопросам тактики его позиция не изменилась ни в одной важной детали, и в спорах между большевиками и меньшевиками он остается твердо приверженным идеям, разработанным группой «Освобождение труда»2. До конца жизни Плеханов боролся против двух противостоящих друг другу тенденций, которые, как он считал, заключают в себе величайшую опасность для русского рабочего движения: одна тенденция - тред-юнионистское мышление рабочих, впоследствии доведенное до крайности в «экономизме» социал-демократического правого крыла (на взгляд Плеханова, это была лишь другая версия старого «аполитичного» народничества); другая тенденция -«бланкизм», преувеличивающая «субъективный фактор» в истории и обнаруживающая опасное тяготение «укоротить» естественные этапы развития. В поздние годы Плеханов обвинял большевиков в том, что они являются наследниками этой последней тенденции.
В революционном крыле народников программу Плеханова сочли граничащей на практике с предательством социализма. Настроение тех, кто остался в «Народной воле», отчетливо выражено в статье «Чего нам ждать от революции?»3, написанной Львом Тихомировым, ведущим теоретиком партии, впоследствии ставшим рьяным сторонником царизма. Поистине странным должен быть социалист, писал Тихомиров, если он провозглашает неизбежность и прогрессивную природу капитализма, зная при этом, какие страдания капитализм приносит миллионам людей, и принимая эти страдания ради какой-то далекой цели. Будучи последовательными, социалисты такого рода должны превратиться в капиталистов, потому что капиталисты по-настоящему способны продвигать развитие капитализма. Теория Плеханова, утверждал Тихомиров, психологически неприемлема для настоящего революционера; подлинный источник этой теории - благоговение перед Западом и следование примеру западных стран, хотя их развитие совершенно иное, чем развитие России. Сам Плеханов, разумеется, сознавал трагическую дилемму, в которой он оказался как социалист, выступающий за капиталистическое Там же. С. 166. 2 Там же. Т. 3. С. 81. 3 Там же. 4 Там же. С. 325. ' Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1956-1958. Т. 4. С. 140. В этой связи Плеханов приводит аргумент Чернышевского, что хотя и можно сократить процесс высушивания сигар, но сигары при этом теряют свой аромат. 2 Плеханов Г.В. Сочинения. Т. 19. С. 283. 3 Вестник народной воли. Женева, 1884. № 2. Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... развитие своей страны. Это одна из причин его страстных нападок на «субъективизм» и его акцента на сознательном принятии необходимости. Едва ли будет преувеличением, если сказать, что «необходимость» - центральное понятие в плехановской модели марксизма. В его сочинениях можно различить две линии рассуждений, которые основываются на различных теоретических допущениях: иногда Плеханов утверждает, что капиталистическое развитие по европейскому образцу - самая желательная альтернатива (имея в виду, что есть и другие, менее желательные возможности, как, например, «перуанский» авторитарный коммунизм); в других случаях Плеханов безоговорочно отвергает всякую возможность выбора, заявляя, что его политическая программа основывается на понимании «объективных законов развития», что основательность прогноза в этой программе можно доказать «с математической точностью» и что цели программы будут осуществлены с такой же непреложностью, как то, что завтра взойдет солнце. В своих ранних марксистских работах - «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия» - первый ход мысли более очевиден, тогда как позднее возобладал второй тип аргументации - особенно в философских работах Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1894) и «К вопросу о роли личности в истории» (1898). «Субъективной социологии» народничества Плеханов противопоставляет жесткий объективизм, элиминируя и высмеивая все попытки даже мыслить в категориях «того, что должно быть». Научные социалисты, подчеркивал он, стремятся к социализму не потому, что он желателен, а потому что социализм - это следующий этап в ряду «побед экономии Труда над экономией Капитала» в неумолимом, объективном движении истории; «социал-демократ плывет по течению истории», следуя действию причин исторического развития, «не имеющих ничего общего с сознанием и волей человека»1.
Эту смену акцента - от желаемого к необходимому - нетрудно объяснить. В основе обращения Плеханова к марксизму - акт выбора, определивший его систему ценностей, в соответствии с которой «естественные» процессы считаются превосходящими «искусственные» процессы. Для того чтобы преодолеть возражения социалистов-революционеров, Плеханов, разумеется, пытался убедить и себя самого, и их в том, что его выбор единственно научный, и что, строго говоря, он просто следует тем путем, который начертала сама история, -путем, который не сможет изменить никакой «субъективный» протест. В свете своего убеждения, что капитализм необходимым образом приносит с собою страдания масс, Плеханов не мог всячески не подчеркивать неизбежность этого процесса; абсолютная необходи- ГЛАВА 18. От народничества к марксизму мость (и, больше того, такая необходимость, которую можно принять в качестве «разумной») была, в конце концов, единственным оправданием того, чтобы принять человеческие страдания. Ясно поэтому, что акцент Плеханова на «необходимости» невозможно объяснить лишь ссылками на преобладавший в его эпоху дух научного детерминизма и позитивистского эволюционизма. «Необходимость», к которой апеллировал Плеханов, не могла быть просто делом объективных «фактов»: приспособление к одним лишь фактам было бы чистым оппортунизмом. Поэтому «необходимость» нужно было помыслить как онтологическую необходимость, внутренне присущую самой структуре вселенной. Можно сказать, что Плеханов нуждался в теодицее и нашел ее в гегельянской идее необходимого и разумного развития истории. С этой точки зрения, особый свет проливают статьи Плеханова о Белинском: они помогают точнее определить место Плеханова в русской интеллектуальной истории. Самая значительная из этих статей -«Белинский и разумная действительность» - была написана в 1897 г. и в некотором смысле была ответом Михайловскому, который в полемике со Струве проводил сравнение между «объективизмом» русских марксистов и взглядами Белинского в период его «примирения с действительностью». В обоих случаях, утверждал Михайловский, конфликт между «личностью» и исторической действительностью разрешился в пользу последней; в обоих случаях индивид якобы подчинялся разумной и благодетельной необходимости. Однако Белинский осознал свою ошибку, взбунтовался против «разумной действительности» и отказался продолжать принимать мнимую неизбежность человеческого страдания.
Плеханов не отрицаЦ, что между Белинским и русскими марксистами есть сходные черты; напротив, он это всячески подчеркивает. Однако в отличие от Михайловского его вдохновляет не бунт Белинского против действительности, но предшествовавшее этому бунту примирение с действительностью. В его интерпретации «примирение с действительностью» самый продуктивный этап во всем идейном развитии Белинского'. Плеханов называет Белинского предшественником русского марксизма, который показал неадекватность «отвлеченного идеала» и осознал необходимость оправдать революционное отрицание как составную часть нормального хода исторического процесса. Плеханов выделяет три этапа в интеллектуальной эволюции Белинского - до, в течение и после «примирения». На первом этапе Белинский принес действительность в жертву идеалу, а на втором, наоборот, пожертвовал идеалом ради действительности; на третьем Плеханов Г.В. Сочинения. Т. 1. С. 392; Т. 4. С. 86, 113-114. 'Там же. С. 542,271. Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ... же этапе Белинский пытался примирить оба предшествовавших этапа, преобразовать отвлеченный идеал в конкретный посредством понятия «становления», то есть подчеркивая динамический аспект общества. Согласно интерпретации Плеханова, эта схема отражает три основные стадии в процессе эволюции европейской мысли. Первая стадия - период «отвлеченного идеала» - нашла свое воплощение в рационализме Просвещения, которое использовало субъективный критерий индивидуального человеческого разума для оценки действительности. Плеханов утверждает: «субъективная социология» русских народников - реликт этого отвлеченного, внеисторического рационализма. Но когда просветительский разум всерьез столкнулся с реальностью, он потерпел поражение: события, последовавшие за Французской революцией, воочию показали, что общественными процессами управляют объективные законы, независимые от человеческой воли и сводящие на нет все человеческие планы. Выражением нового этапа в эволюции сознания была антипросветительская философия немецкого идеализма: в ее идее всеобщего Разума Истории, противоположного индивидуальному разуму, можно видеть метафору, указывающую на объективный порядок и ход вещей, на имманентную необходимость и внутреннюю логику исторического процесса. Это тоже была специфическая версия «примирения с действительностью», и основывалась она на допущении, что то, что действительно, должно быть и разумно, поскольку в истории господствуют необходимые и разумные законы. В консервативной философии Гегеля «примирение» оказалось оправданием прусского государства; но этот вывод противоречит диалектике самого Гегеля, которая продемонстрировала, что всякая сторона действительности управляется законом, причем все формы бытия, пережившие свою полезность, подлежат отрицанию и преобразованию в свою противоположность. Поэтому диалектика Гегеля предоставляет орудие для выхода за пределы гегелевской системы, и эта диалектика поставила перед мышлением человека новую проблему, а именно: каким образом открыть объективные законы исторического развития и создать такую идеологию, которая одновременно сочеталась бы с этими законами и выходила бы за пределы революционного отрицания эмпирической действительности, не впадая в утопизм. Эту проблему решил Маркс: он открыл законы, управляющие экономическим развитием, превратив социализм из утопического учения в науку, и тем самым подготовил почву для преодоления трагического конфликта между идеалом и действительностью. Значение «примирения с действительностью» у Белинского для Плеханова проясняется в свете этой схемы. В целом ряде своих произведений, написанных на ту или иную тему, Плеханов ссылается на случай Белинского как пример бесстрашной идейной честности, глубокого понимания бессилия «отвлеченных идеалов» и бессмысленно- ГЛАВА 18. От народничества к марксизму сти «субъективизма». В период своего «примирения» Белинский -«социологический гений», который инстинктивно понял, что гегелевское учение о разумности всего действительного предоставляет единственно возможное основание для общественных наук. Ошибка Белинского не в его общем подходе к действительности, а только в чрезмерно статичном понимании действительности: Белинский отождествил динамический Разум действительности (т.е. присущие ей прогрессивные тенденции) с существующей «эмпирической» действительностью. Поэтому, утверждает Плеханов, не прав был Михайловский, полагавший, что Белинский исправил свою ошибку, восстав против авторитета Гегеля; напротив, бунт против Гегеля был «теоретическим грехопадением», понижением строгих интеллектуальных критериев под влиянием вспышки подавленных страстей'. Вернувшись к своему первоначальному утопизму, Белинский забыл свой собственный аргумент, что «философия примирения» основывается на здравом постулате, в соответствии с которым все периоды общественного развития имеют свою собственную значимость, - идея, которую нужно только соединить с «понятием отрицания»2. Плеханов особенно старался показать, что в период «примирения» Белинский не воспринял реакционных идей, что отказ от «отвлеченных идеалов» возник у него из признания необходимости и должен рассматриваться как акт самоотрицания, а не как конформизм. Компетентные читатели статьи Плеханова неизбежно приходили к выводу, что существует тесная связь между отрицанием Белинским «отвлеченного героизма» и отрицанием «отвлеченного» народнического идеала о непосредственном переходе к социализму самого Плеханова. Марксизм, воспринятый Плехановым и его единомышленниками, можно также назвать особой разновидностью «примирения с действительностью» (действительностью русского капитализма) во имя исторической необходимости; этот марксизм, разумеется, был очищен от ошибки Белинского и представлял собой принятие динамической действительности как процесса становления, в соединении с «понятием отрицания». Интересно отметить, что в своей незавершенной «Истории русской общественной мысли» Плеханов и сам намеревался провести параллель между «примирением с действительностью» Белинского и русским марксизмом3. 'Там же. Т. 1.С. 458. Плеханов здесь имеет в виду следующее место из письма Белинского к Боткину (от 10.12.1840): «Конечно, идеи, которые я силился развить в статье по случаю книги Глинки о Бородинском сражении, верны в своих основаниях, но должно было бы развить и идею отрицания, как исторического права <...> без которого история человечества превратилась бы в стоячее и вонючее болото...». - Белинский В.Г. Поли. собр. соч. М., 1953-1959. Т. 11. С. 576. 3 Плеханов Г.В. Сочинения. Т. 20. М.; Л, 1925. С. XXVIII. Анджей Валицкий. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ...
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.027 с.) |