Русская социально-политическая мысль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская социально-политическая мысль



 

Становление и развитие политической мысли в России имело ряд отличительных особенностей, которые связаны и отражают периоды становления русской государственности, специфики исторического пути России, всей ее политической жизни.

В период Древней Руси главной политической проблемой было объединение русских земель, формирование и укрепление российской государственности. Основные политико-правовые идеи того времени нашли свое, отражение в «Повести временных лет», «Русской правде», «Слове о полку Игореве», а также в «Слове о законе и благодати» Иллариона, которого по праву можно считать первым русским философом. В этот период благодаря деятельности князя Владимира для объединения русских земель используется религия как политическое средство. Введение христианства на Руси сделало его государственной религией русского государства и способствовало в целом преодолению раздробленности русских земель.

Период, связанный с образованием русского централизованного государства (XIV—XVI вв.), характеризуется формированием его идеологии. Главная тема всех политических размышлений — это решение вопроса о роли русской державы среди мировых государств. Итог этих поисков выразился в теории, сформулированной окончательно монахом Филофеем, который доказывал, что единственным хранителем православия остался русский народ, а Москва стала Третьим Римом и останется им до окончания мира. Отстаивая идею божественной сути всей общественной жизни, он не рассматривал никаких проектов социального устройства Российского государства и объединения всех православных народов под властью московских царей, считал, что это произойдет само по себе по божьей воле.

Царь Иван IV (Грозный), не желая потерять поддержку православной церкви, в то же время вынужден был считаться с распространенной в тот период новгородско-московской ересью. «Политическая философия» еретиков с ее «технологией властвования», утверждавшая особый образ государя, советующегося с приближенными, однако больше полагалась на «тайное искусство управлять». Учитывая эти взгляды и концепцию Филофея, Иван IV провозгласил московского государя искусным правителем святой Руси. Это заложило основы формирования на Руси абсолютизма.

Становление абсолютной монархии в России происходит в XVII в., что существенно изменяет и смысл всех политико-правовых сочинений. Главной темой становится обоснование незыблемости, справедливости и обязательности монархической формы правления. Видными политическими мыслителями этого периода были Феофан Прокопович и В.П.Татищев, которые отстаивали идею необходимости «просвещенной монархии». Идеал православной святой Руси заменяется идеалом сильного светского государства.

Начало формирования капиталистических отношений характеризовалось всплеском социально-политических концепций и теорий. Именно с этого времени можно говорить о наличии двух независимых направлений в развитии социально-политической мысли России.

Первое — это так называемая официальная идеология, служившая оправданию и защите существующего государства, основы которого были заложены И.Т.Посошковым, и второе — так называемая прогрессивная социально-политическая мысль, критиковавшая правительственную идеологию и политику. Иногда ее называют политической идеологией просветительства. Вершиной этого направления стали воззрения М.М.Щербатова, А.Н.Радищева, М.В.Ломоносова и др.

Дальнейшее развитие эти два направления получают в XIX в.: первое выливается в дворянский либерализм, второе — в революционно-демократическую идеологию. Первое направление представляли, прежде всего, идеологи либерального дворянства М.М.Сперанский, Ц. М. Карамзин и другие. Разрабатывая проекты государственных реформ, М.М. Сперанский серьезное внимание уделял теории разделения властей, расширению гражданских прав и свобод. Однако его предложения по переустройству России носили умеренный, "полукрепостной характер".

Официальная идеология этого периода представлена С.С.Уваровым, М.П.Погодиным, С.П.Шевыревым, которые объявили русское самодержавие лучшей формой государственного устройства и отстаивали идею самобытности и отсутствия классовой борьбы в России.

В 40-60-х годах XIX века в России формируется идеология помещичье-буржуазного либерализма, получившая название западничества. Его идеологами можно назвать В. П. Боткина, П.В.Анненкова, Н.Грановского, К.Д.Кавелина, А.В.Дружинина, Б.Н.Чичерина и др. В этот период они были еще близки с революционными демократами и критиковали крепостничество и реакцию. Огромную ценность имеет вывод К.Д.Кавелина о том, что культурный прогресс, как и социальный в целом, невозможны без свободного развития личности. Выступая за необходимость преобразований в России, западники в то же время считали нецелесообразным немедленное введение конституции, т.к. русское общество не доросло еще до политических свобод. Отстаивая в качестве идеала западный буржуазный парламентаризм, они доказывали, что русский народ надо еще подготовить и воспитать к политическому представительству, что и послужило основой разрыва с революционными демократами.

В противоположность западникам, но тоже с критикой крепостничества в русской социально-политической мысли сложилось славянофильское течение. Его виднейшие представители К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков и др., идеализируя политическое прошлое России и русский национальный характер, тем не менее, правильно доказывали, что русское общество развивалось и будет развиваться по своему собственному пути, отличному от западных стран. Поэтому монархия и крестьянская община выступают у них основой развития социальных отношений, и именно они дадут миру идеальную форму человеческого общества.

Продолжателями славянофильской традиции позднее выступили почвенникиА.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, Н.Н.Страхов, призывавшие вернуться к «своей почве», к народным, национальным началам.

Важной вехой в истории освободительного движения, общественно-политической мысли России была деятельность дворянских революционеров-декабристов М.П.Бестужева-Рюмина, П.И.Пестеля, Н.М.Муравьева, М.С.Лунина, К.Ф.Рылеева и др. Декабристы были сторонниками теории естественного права и общественного договора, предусматривающего равенство и свободу. Конституционные проекты декабристов содержали ряд прогрессивных идей по демократизации государственного строя России: необходимость введения в России важнейших общедемократических прав и свобод, гарантий неприкосновенности личности, ответственности правительства перед народом. Декабристы подметили классовую борьбу в обществе, понимали роль народных масс в истории. Однако в своих практических действиях были далеки от народа, опасаясь, что участие народных масс в восстании приведет к «пугачевщине».

Особое место в развитии социально-политической мысли России занимает П.Я.Чаадаев. Пожалуй, невозможно найти ни одного мыслители XIX в. в России, который бы не испытывал влияния восьми «Философических писем» П.Я.Чаадаева. В форме советов некой даме в «Письмах» Чаадаев высказал свои взгляды на то, как необходимо упорядочить общественные отношения и изменить существующие порядки. Будучи близок с декабристами, он и после разгрома восстания остался верен их политическим идеалам.

Чаадаев восхвалял Западную Европу, критиковал православную церковь и противопоставлял ей католическую, считая последнюю поборницей просвещения и свободы на Западе. И хотя по отношению к России он был настроен весьма критически и скептически, в то же время предсказывал ей великое будущее. «Про нас (россиян. — Г.К.), — писал он, — можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов», что у нас нет традиций ни Запада, ни Востока, но «мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру. И, конечно, не пройдет без следа то наставление, которое суждено нам дать, но кто знает день, когда мы найдем себя среди человечества, и кто исчислит те бедствия, которые мы испытываем до свершения наших судеб?» (Чаадаев ПЯ. Сочинения. М., 1989. — С.21—22).

Дальнейшее развитие социально-политическая мысль России получила и трудах таких идеологов революционного народничестна, как М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев и др., которые представляли различные направления этого течения. П.Л.Лавров отражал интересы народников-пропагандистов, М.А.Бакунин — народников-анархистов, П.Н.Ткачев — народников-заговорщиков. Но в целом они отстаивали идею народной революции, превозносили роль крестьянской общины, В то же время они по-разному оценивали роль государства (П.Л.Лавров и М.А.Бакунин отрицали государство и призывали к его обязательному уничтожению, П.Н.Ткачев отстаивал идею революционного государства). Различались эти направления и по методам борьбы, о чем свидетельствуют уже их названия.

Особое место в социально-политической мысли России занимает русская религиозная философия — Н.Я.Данилевский, С.В.Соловьев, Н.Л.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, А.И.Введенский. Идеологи этого направления считали, что православие и русская культура нерасторжимы. Православие дало нам письменность и мощную государственность (принятие христианства); принесло нам свободу и независимость (Сергий Радонежский), определило особое место в истории человечества (русский космизм или всемирная отзывчивость). Русскую религиозную философию отличают любовь, соборность и космическая вовлеченность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.008 с.)