Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сочинения Геродота и Фукидида как источники по истории Древней Греции.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сочинения Геродота и Фукидида как источники по истории Древней Греции. 1. Исследователи Геродота. Доватур, Якоби, Лурье, Майрс и др. 2. Цель и метод. Цель труда заявлена в первой книге: «…чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности» (I, 1). И это ему удалось – по истории скифов, напр., «История» - основной источник. Геродот ставит себе задачу установить истину (VI, 82). Геродот передает все, что рассказывают. Из нескольких точек зрения выбирает на его взгляд наиболее правдоподобную. В VII 152 говорит, что «обязан передавать все то, что мне рассказывают, но верить всему не обязан». 3. Отцом истории Геродота назвал Цицерон в своем сочинении «О законах». Геродот – первый в триаде Геродот-Фукидид-Ксенофонт. Борухович: собственно история (греч. «исследование») зародилась еще до Геродота, в 6 в. в Милете (Геланик и др.), где была наибольшая потребность в ней (здесь сильна классовая борьба). Страбон: история зародилась как жанр художественной прозы. Логос противопоставлен эпосу. Аристотель (Поэтика, IX) приводит Геродота в пример как образец историка. 4. Лексика, синтаксис и стиль Геродота. Принято называть новеллистическим, но это не признак его неисторичности: у логографа Гелланика стиль куда более «наукообразный», но его труд является просто сухим переложением мифических историй. Влияние фольклора (сказка о Кандавле и Гигесе) и ионийской традиции («милетский рассказ»). Встречаются «типичные герои в типичных обстоятельствах». Геродот афористичен, любит шутить (Об этом у Пиатковского). «История» рассчитана на устное прочтение (есть соотв. обороты, см. Лурье). Хоть и дориец, но пишет свой труд на ионийском диалекте, чтобы не выпадать из традиции. 5. Композиция. Деление «Истории» на 9 книг по именам муз принадлежит александрийским грамматикам. Труд состоит из «логосов», соединенных затем в единое целое. Но каждый логос при этом – законченное произведение. Геродот последовательно описывает завоеванные Ахеменидами страны (от Кира до Ксеркса) – поэтому, например, из финальной редакции был исключен ассирийский логос. Якоби и Лурье полагают, что план «Истории» не был изначально продуман, а сложился по мере накопления материала. Много отступлений, но сюжетная линия есть. Весь труд делится на 2 части: до V 27 – развернутое этно-географическое введение, далее – основная часть (1. Ионийское восстание 2. Поход Дария 3. Поход Ксеркса). 6. Аргументация. Рационалистические доводы Геродот использует наравне с мифологическими, критически относясь и к тем, и к другим. 7. Тенденциозность Геродота. Про-афинская тенденция, т.к. а) Афины – вторая родина Г. и б) Галикарнас, как и Афины, - торговый город. 8. Источники Геродота: личные наблюдения, Гекатей Милетский (его цитирует не ссылаясь) и др. логографы, рассказы переводчиков, легенды и др. пестрый материал. Весь разнородный материал «Истории» объединен темой Греко-персидских войн, или (шире) – темой борьбы Запада и Востока, свободы и рабства, и др. "История" Фукидида как исторический источник. Время жизни самого Фукидида точно неизвестно, но – промежуток 456-396. Стремится отойти от всего субъективного и дать объективную картину событий (Стратановский). Ссылается на логографов (Гелланик – I 97, 2), но вместе с тем противопоставляет себя им (у него, мол, не так приятно для слуха, но ближе к истине – I, 21). Дата и общая характеристика. Пишется приблизительно с 420 и до смерти (400/396). Начал писать во Фракии, будучи изгнанным из Афин (т. к. позволил спартанцам захватить Амфиполь), после войны был реабилитирован и возвращён на родину. Произведение не закончено (Ксенофонт потом продолжил своей «Греческой историей», но получилось хуже). Источник в первую очередь по периоду 431-411 гг. (Пелопонесская война), косвенно – история Греции с начал. Структура. 8 книг. Каждая книга разделена на главы. В них – подглавы. Первая книга – история Греции сначала и до войны, остальные 7 – по войне. Метод. Новое по отношению к Геродоту – очень тщательный сбор и анализ данных. Никаких мифологем (что естественно, т. к. можно считать современник). Всё, что вызывает сомнения, отбрасывается. Рассматривает, не только военные действия, но и внутреннюю ситуацию в городах. Впервые – внимание к социальным противоречиям и т. д. Исключительно объективен. Характер стойкий, нордический. Глубина мысли и прекрасная осведомлённость (сам принимал участие). Показывает ужасы войны – make love! В целом труд Фукидида – нагромождение досконально проверенной фактологии, никакого мифологизма и иже. Потому и представляет огромнейшую ценность как источник. Характерные фишки Ф.: Причину войны видит в чрезмерном усилении Афин, что не удовлетворяет Спарту. Греческую хронологию (по олимпиадам от первой в 757 г.) считает неверной, т. к. нет оснований считать дату первой игры верной. Время считает по солнечным годам (зимние и летние; т. н. «логическая хронология»), но не до конца последователен. Отсылки к архонствам и др. событиям для установления точной даты есть. Природные условия и население Древней Греции. Периодизация древнегреческой истории. 1. Минойский: А) Раннеминойский (30-23 вв.), Б) Среднеминойский (22-18 вв.), В) Позднеминойский (17-12 вв.) Микенский (16-12 вв.) Гомеровский, «тёмные века» (11-9 вв.) Архаический период (8-6 вв.) Греция XI – IX вв. до н. э. по данным поэм Гомера.
Хронология. XI-IX Темные века. Дорийское завоевание разрушило микенскую цивилизацию. Люди покидают крепости, поселяются в деревянных или из необожжённого кирпича домах. Исчезает письменность, торговля. Всё намного примитивней, но появляется железо (сначала оружие, потом – орудия) Политика. Источник – Илиада и Одиссея, т. к. современную ему действительность Гомер накладывает на древнюю легенду. В основном маленькие примитивные изолированные сельские общины – демосы. Центр общины – полис (место с компактной застройкой, иногда обнесённое стенами или, скорее всего, валом с частоколом). Общин таких множество, между ними постоянно свары (из-за скота – главного богатства. Ну и подраться охота). Социум. Вся земля принадлежит общине, распределяется жребием. Очень сильны пережитки родового строя – основные единицы – филы и фратрии. Они по сути самостоятельны, союз их только для совместной обороны. Сильна кровная месть и вражда между фратриями. Уже тогда появляются поликлеры (многонадельники) и аклеры (безземельные). Аклер вынужден становится батраком-фетом. Выделяется родовая аристократия, которая стремится сакрализировать своё господство, «роднясь» с богами. Аристократия имущественная становится аристократией военной (первые ряды в ополчении. ПрОмаха – поединки тяжеловооружённых аристократов чаще всего решала исход сражения), а потому и политической. Чем дальше, тем больше выделяются «басилеи» или «скипетродержцы» - гомеровские цари (царь – очень условно, т. к. власть басилея не настолько сильна. Нет отделения от филы или фратрии). Они – фигуры сакральные, первые воины на деревне, им обязаны преподносить дары. У совета басилеев общины – главная исполнительная власть и суд. Другая общинная власть – «старцы градские», за ними – суд. Экономика. В основном, скотоводство и земледелие. Семья, обрабатывающая клер – ойкос. Стремится быть самодостаточным. Ремесло кустарное, профессиональные ремесленники – «демиурги» - вынуждены скитаться, т. к. живы в одной деревне подохнут с голоду. Единственная внешняя торговля – изредка наведывающиеся финикийцы – торгуют роскошью. Жизнь всех слоёв населения, включая аристократию, проста и лишена роскоши. С рабами и нищенствующими жрут за одним столом. Иногда появляются рабы, но их мало.
Мессенские войны. Причина – недостаток земли. Первая Мессенская война. 750-е. Шла около 20 лет. Покоренное население платит дань – половину дохода и урожая. Возможно, поделили на клеры. Восстание илотов и Вторая Мессенская война. 650-е. Разгром мессенских общин, несмотря на оказанную им другими греками помощь. Большая часть завоеванного населения – илоты. Часть приморских городов – статус периэков. Вся земля в собственности Спарты. Экономика. Конец 7 - начало 6 вв. – передел земли. 9000 равных по доходности наделов. Клер становится неотчуждаемым. Его нельзя дробить, дарить, продавать, завещать и т.д. Поделены и илоты. Платят натуральный оброк сельхозпродукцией. Нельзя илота ни бить, ни убить, т.к. он собственность государства. У илотов известная хоз. самостоятельность. Обособление Спарты. Постепенно Спарта обособляется от остального греческого мира. Показатель – упадок вазовой живописи и бронзовой пластики и их исчезновение в 6 в. до н.э. С сер. 6 в. Спарта не участвует в Олимпийских играх. Ретра Ликурга. Значение. Кодификация права. 1. Система воспитания юношества: лагеря-агелы с 7 лет, муштра 2. Сисситии – совместные трапезы взрослых спартиатов 3. Регламентация браков и деторождения 4. Всеобщее равенство 5. изъятие сереб. и зол. монет; ввод жел.обола 6. торговля и ремесла – грязные занятия для спартиата 7. неотчуждаемость и равность клера 8. запрет на роскошь 9. запрет на ввоз иноземных товаров Внешняя политика. Коринфский синедрион (337). .Создание Эллинского союза. Полисы автономны. Ф. – гегемон. Объявление священной войны в Персии, которая выльется затем в Восточный поход Александра. Ф. начал войну, но был убит своими приближенными. Ораторское искусство вообще. Значимость устного слова в древнем мире. Прямая демократия и риторика. Непрофессиональность суда. Занесена из Сицилии Горгием. После битвы при Херонее (338) Эллада теряет самостоятельность => связь теории риторики с ее практикой теряется. Общеобразовательное значение риторики начиная с Исократа. Постоянное совершенствование теории красноречия начиная с ее сложения в IV в. до н.э. Азианизм и аттицизм. Канон десяти аттических ораторов. Основная тема. После Филократова мира 346 стало ясно, что скоро Филипп завоюет Грецию. Как к этому относиться? Раскол эллинского, и прежде всего - афинского общества на 2 лагеря. Исократ.
Демосфен.
Эсхил. Самое важное (что мы читали) «Прометей прикованный», трилогия «Орестея» («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»). Первое – героический подвиг Прометея – богоборца, который стойко переносит страдания и отказывается от примирения с тираном Зевсом, пророчествует над Ио и вообще ведёт себя как стойкий перец. Хор ему сочувствует. Трилогия – выросла из мифа о Троянской войне. Агамемнон вынужден был принести в жертву дочь Ифигению ради попутного ветра и победы. Вернулся с победой и Кассандрой к Клитемнестре. Та с помощью Эгисфа решила его убить. Вторая часть – месть Ореста за отца – им убиты мать и Эгисф. Сам Эсхил – титан театра, марафонский боец, верит в судьбу и в силу личности. Много идей о политике, но в книжке они все от Энгельса, так что обойдёмся. Софокл. Мы читали «Антигону» и «Царя Эдипа». В «Антигоне» столкновение человеческих законов с божественными, Антигона решает похоронить убитого брата, нападавшего на родной город. А Креонт замуровывает её в склепе. От горя умирает её жених, сын Креонта Гемон. Ну а «Царь Эдип» - классика. Миф не перескажу, не просите, сами должны знать. Тема неизбежности судьбы, возможность отчасти ей противостоять, но в итоге получить, что предначертано. Стало классикой и благодаря экранизации Пазолини. Еврипид. Зе бест трагик. Мы читали «Медею» и «Ипполита». Первое – миф об аргонавтах, ярость Медеи по поводу того, что Ясон, добыв руно, решил потом её бросить. Её страшная месть: убийство его будущей жены и их совместных с Ясоном детей. Опять-таки Пазолини такое кино снял. «Ипполит» – просто круто. Он – сын Тесея, никого не любит, разгневанная Афродита влюбляет в него Федру – его мачеху. Та мучится, её служанка открывается Ипполиту, тот возмущён и поносит Федру (вот его вина!). Федра кончает жизнь самоубийством. В записке обвиняет Ипполита в бесчестье. Прибывший Тесей проклинает Ипполита и тот погибает. Узнав правду, он переживает и ноет, аки слабая женщина. Это произведение положено в основу «Федры» Сенеки и «Федры» Расина. Новаторство Еврипида – уменьшение роли хора до минимума, уже есть театральная завязка, интрига, раскрыт внутренний мир героев в их монологах, есть страсти, герои объёмны, переживают, переосмысливают свою жизнь. Боги здесь уже не действующие лица, а просто оправдание тех или иных судьбоносных моментов (любовь Федры, for instance). Показана настоящая любовь. Особо – его религиозные взгляды, в них больше абстрактного, близок к Анаксагору. Его мысли у Ипполита («разум – бог», «солнце – только золотая глыба» etc.). Высшая точка развития трагедии. Забавное. Их связывает: Эсхил воевал при Марафоне, Софокл воспевал победу при нём, Еврипид родился в день битвы.
Условия для развития науки. Мягкий климат не даст помереть от голода\холода => у народа появляются свободное время и возможность изобрести философию, водоподъемный винт и пр. Кроме того, греки попросту очень любопытны. Наука и философия. Рождение науки в недрах натурофилософии. Наука пока слабо отделена от философии. Также пока нет дифференциации научного знания. Основы научного знания заложили Пифагорейцы. Числа как выражения всех вещей. Напр., нечетные числа – это все худшее, негативное, четные – наоборот. Медицина. Астрономия. Прогрессу в науке способствовала атомистическая теория Левкиппа-Демокрита: материальная основа всех явлений, единая, бесконечная и вечная материя. Софисты признавали примат чувственного восприятия над рациональным => знание субъективно. С одной стороны, это почти агностицизм. С другой стороны, известная беспринципность софистов, готовность признать самые удивительные выводы – это залог научной беспристрастности. Эллинизм. Восточный поход Александра важен, т.к. вместе с войском отправился целый штат разных «ученых». С созданием державы Александра 323 бурный рост научного знания в связи с расширением микрокосма. Преемственность по отношению к древневосточным цивилизациям. Особенно в сфере астрономии и математики. Теорема Пифагора. Формула предсказания затмений. Медицина. Изобретена Аполлоном и Асклепием. Сыновья последнего – Махаон и Подалирий в «Илиаде» мастерски бинтуют и делают примочки героям. Систематическое знание по медицине появляется позже. Как раз на рубеже Ѵ-IѴ вв. на о. Кос возникла медицинская школа Гиппократа. Патологоанатомия считается нечестивым занятием, поэтому анатомия изучается по жертвенным животным и изувеченнымна войне людям. Теория равновесия 4-х соков. В целом большое влияние культа – отсюда традиция омовения и понятие о гигиене. Астрономия. Метон Афинский: лунно-солнечный календарь. Эйнопид Хиосский. Эвдокс Книдский: теория гомоцентрических тел. Аристарх Самосски: гелиоцентрическая система мира. Грекам не понравилась, т.к. им было приятно считать, что Земля – центр вселенной. Вершина греческой астрономии – Птолемей – еще впереди. История. Пока еще слабо отделена от этнологии и географии. А главное – от художественной прозы. Эпос vs. логос. Триада Геродот-Фукидид-Ксенофонт. Постоянное стремление к объективности. Опять же все еще сильное влияние религии. Но события уже объясняются рациональными причинами наравне с мифологическими.
Эллинистическая культура: основные центры, литература, архитектура, скульптура, естествознание.
Расширение микрокосма. В рамках полисной культуры человек жил прежде всего в своем полисе. Теперь он живет в империи, частью которой является его полис. Космополитизм. Перемещение больших масс народа на огромные по тем временам расстояния в ходе военных походов. Отсюда девальвация гражданства. Индивидуализм вместо коллективизма. Синкретизм. Создание единой культуры на всем пространстве державы. В основе – эллинская культура (койнэ – общий язык на основе греческого). Синтез греческой полисной и персидской деспотической культур. Религия. Роль ее повышается. Греческие боги получают древневосточные черты. В связи с расширением микрокосма человек чувствует себя одиноким, исключенным из общины. Особенно это относится к покоренным народам (например, Иудея, включенная в состав державы Селевкидов). Отсюда – возвышение индивидуальных этических религий прощения, особенно на востоке (например, в Иудее). Культы Кибелы и Исиды. Новые синкретические божества (Серапис). Мистицизм. Мессианство. Индивидуализм. Частое обожествление монарха. Обожествление добродетелей. Культура в узком смысле слова. Каждый эллинистический правитель стремится собрать при своем дворе как можно больше культурных ценностей, ученых и др. Афины, Пергам Сиракузы, Александрия – такие культурные центры (Александрийский мусейон). Стали больше писать, т.е. увеличилось число дошедших до нас авторов => стали больше читать. Театр. В театре – стремление к реализму (актеров больше, костюмы у них ближе к повседневной одежде, убрали хор). Есть трагедия (Ликофрон), но по-настоящему популярна комедия нравов (Менандр). Литература. Новая поэзия (Каллимах, Арат, Никандр) – александрийского стиля, ученая поэзия. Предполагается большая эрудированность автора (ср. напр. «Поэму о ядах и противоядиях» Никандра). Содержание приносится в жертву форме. Эпиграммы (Леонид Тарентский). Идиллии (Феокрит). Социальные романы-утопии (Эвгемер). «История» Иеронима из Кардии. «Всеобщая история» Полибия. Архитектура. Масштабность и помпезность. Пальцовость и крутизна часто подавляют чувство гармонии. Регулярный город (Гипподам). Основной тип храма – диптер. Разрабатывается архитектура частного жилища. Фаросский маяк (Сострат из Книда, 280) = ГЗ МГУ. Скульптура. Пергамская (последователи Скопаса; психологизм и стремительность движений; Галл, убивающий себя и свою семью, Пергамский алтарь) и Родосская (последователи Лисиппа; Голые мужики, но не классические – спокойные и прекрасные, а надменно-властные, сатрапы всякие; Эллинистический правитель, Лаокоон и его сыновья, Колосс Родосский) школы – основные. Огромное количество. Каждый пацан-не-промах хочет, чтобы было круче, чем у соседа => массовость производства => снижение качества. Реализм вплоть до натурализма, индивидуализма и нудизма. В то же время сохранены классические тенденции. Ника Самофракийская. Афродиты Милосская и Киренская. Мелкая пластика. Наука. Прежде всего практическая. Отделение от философии. Дифференциация научных дисциплин. Математика делает сильный рывок (Эвклид из Александрии, Архимед из Сиракуз, Аполлоний из Перги). Астрономия (Аристарх Самосский – гелиоцентрическая система мира, Эратосфен Киренский – померил экватор, Гиппарх – геоцентрическая система мира; именно он сбил с толку всю астрономию вплоть до Коперника). Ботаника (Феофраст). Медицина. Философия. 1. Последователи Платона (академики – древние Ксенократ, Полемон, Кратет и новые Аркесилай и Карнеад) и Аристотеля (перипатетики – Феофраст, Стратон) постепенно сдают позиции и становятся клубом для избранных. Новые философские группы – киники, стоики, эпикурейцы. 2. Стоики (Зенон, Клеант, Хрисипп). Название течения от «стоя пойкиле» - некоего цветного портика, с которого вещал Зенон. Суть: весь окружающий мир – телесная, инертная, пассивная субстанция, которая приобретает определенные формы и качества только будучи пронизана творческой силой. Эта творческая сила – праобраз Б_га-Творца. Уже есть эсхатологические идеи. Цикличность мира. Идеи космополитизма. Отрицание рабства. 3. Эпикурейцы (Эпикур). Боги есть, но они никак не влияют на состоящий из атомов мир. Человек – творец своего счастья. Счастье в том, чтобы прожить жисть незаметно, умеренно, отстраненно от мира, в кругу семьи (и это палка стоикам). 4. Киники (Антисфен, Диоген). Более демократичная, чем две предыдущие, система. Богатство – оковы для человека. Жить сообразно природе, питаться подножным кормом, не делать лишних телодвижений. К старости сама собою облысеет голова.
Сочинения Геродота и Фукидида как источники по истории Древней Греции. 1. Исследователи Геродота. Доватур, Якоби, Лурье, Майрс и др. 2. Цель и метод. Цель труда заявлена в первой книге: «…чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности» (I, 1). И это ему удалось – по истории скифов, напр., «История» - основной источник. Геродот ставит себе задачу установить истину (VI, 82). Геродот передает все, что рассказывают. Из нескольких точек зрения выбирает на его взгляд наиболее правдоподобную. В VII 152 говорит, что «обязан передавать все то, что мне рассказывают, но верить всему не обязан». 3. Отцом истории Геродота назвал Цицерон в своем сочинении «О законах». Геродот – первый в триаде Геродот-Фукидид-Ксенофонт. Борухович: собственно история (греч. «исследование») зародилась еще до Геродота, в 6 в. в Милете (Геланик и др.), где была наибольшая потребность в ней (здесь сильна классовая борьба). Страбон: история зародилась как жанр художественной прозы. Логос противопоставлен эпосу. Аристотель (Поэтика, IX) приводит Геродота в пример как образец историка. 4. Лексика, синтаксис и стиль Геродота. Принято называть новеллистическим, но это не признак его неисторичности: у логографа Гелланика стиль куда более «наукообразный», но его труд является просто сухим переложением мифических историй. Влияние фольклора (сказка о Кандавле и Гигесе) и ионийской традиции («милетский рассказ»). Встречаются «типичные герои в типичных обстоятельствах». Геродот афористичен, любит шутить (Об этом у Пиатковского). «История» рассчитана на устное прочтение (есть соотв. обороты, см. Лурье). Хоть и дориец, но пишет свой труд на ионийском диалекте, чтобы не выпадать из традиции. 5. Композиция. Деление «Истории» на 9 книг по именам муз принадлежит александрийским грамматикам. Труд состоит из «логосов», соединенных затем в единое целое. Но каждый логос при этом – законченное произведение. Геродот последовательно описывает завоеванные Ахеменидами страны (от Кира до Ксеркса) – поэтому, например, из финальной редакции был исключен ассирийский логос. Якоби и Лурье полагают, что план «Истории» не был изначально продуман, а сложился по мере накопления материала. Много отступлений, но сюжетная линия есть. Весь труд делится на 2 части: до V 27 – развернутое этно-географическое введение, далее – основная часть (1. Ионийское восстание 2. Поход Дария 3. Поход Ксеркса). 6. Аргументация. Рационалистические доводы Геродот использует наравне с мифологическими, критически относясь и к тем, и к другим. 7. Тенденциозность Геродота. Про-афинская тенденция, т.к. а) Афины – вторая родина Г. и б) Галикарнас, как и Афины, - торговый город. 8. Источники Геродота: личные наблюдения, Гекатей Милетский (его цитирует не ссылаясь) и др. логографы, рассказы переводчиков, легенды и др. пестрый материал. Весь разнородный материал «Истории» объединен темой Греко-персидских войн, или (шире) – темой борьбы Запада и Востока, свободы и рабства, и др. "История" Фукидида как исторический источник. Время жизни самого Фукидида точно неизвестно, но – промежуток 456-396. Стремится отойти от всего субъективного и дать объективную картину событий (Стратановский). Ссылается на логографов (Гелланик – I 97, 2), но вместе с тем противопоставляет себя им (у него, мол, не так приятно для слуха, но ближе к истине – I, 21). Дата и общая характеристика. Пишется приблизительно с 420 и до смерти (400/396). Начал писать во Фракии, будучи изгнанным из Афин (т. к. позволил спартанцам захватить Амфиполь), после войны был реабилитирован и возвращён на родину. Произведение не закончено (Ксенофонт потом продолжил своей «Греческой историей», но получилось хуже). Источник в первую очередь по периоду 431-411 гг. (Пелопонесская война), косвенно – история Греции с начал. Структура. 8 книг. Каждая книга разделена на главы. В них – подглавы. Первая книга – история Греции сначала и до войны, остальные 7 – по войне. Метод. Новое по отношению к Геродоту – очень тщательный сбор и анализ данных. Никаких мифологем (что естественно, т. к. можно считать современник). Всё, что вызывает сомнения, отбрасывается. Рассматривает, не только военные действия, но и внутреннюю ситуацию в городах. Впервые – внимание к социальным противоречиям и т. д. Исключительно объективен. Характер стойкий, нордический. Глубина мысли и прекрасная осведомлённость (сам принимал участие). Показывает ужасы войны – make love! В целом труд Фукидида – нагромождение досконально проверенной фактологии, никакого мифологизма и иже. Потому и представляет огромнейшую ценность как источник. Характерные фишки Ф.: Причину войны видит в чрезмерном усилении Афин, что не удовлетворяет Спарту. Греческую хронологию (по олимпиадам от первой в 757 г.) считает неверной, т. к. нет оснований считать дату первой игры верной. Время считает по солнечным годам (зимние и летние; т. н. «логическая хронология»), но не до конца последователен. Отсылки к архонствам и др. событиям для установления точной даты есть.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.113.71 (0.013 с.) |