Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сочинения Геродота и Фукидида как источники по истории Древней Греции.

Поиск

Сочинения Геродота и Фукидида как источники по истории Древней Греции.

1. Исследователи Геродота. Доватур, Якоби, Лурье, Майрс и др.

2. Цель и метод. Цель труда заявлена в первой книге: «…чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности» (I, 1). И это ему удалось – по истории скифов, напр., «История» - основной источник. Геродот ставит себе задачу установить истину (VI, 82). Геродот передает все, что рассказывают. Из нескольких точек зрения выбирает на его взгляд наиболее правдоподобную. В VII 152 говорит, что «обязан передавать все то, что мне рассказывают, но верить всему не обязан».

3. Отцом истории Геродота назвал Цицерон в своем сочинении «О законах». Геродот – первый в триаде Геродот-Фукидид-Ксенофонт. Борухович: собственно история (греч. «исследование») зародилась еще до Геродота, в 6 в. в Милете (Геланик и др.), где была наибольшая потребность в ней (здесь сильна классовая борьба). Страбон: история зародилась как жанр художественной прозы. Логос противопоставлен эпосу. Аристотель (Поэтика, IX) приводит Геродота в пример как образец историка.

4. Лексика, синтаксис и стиль Геродота. Принято называть новеллистическим, но это не признак его неисторичности: у логографа Гелланика стиль куда более «наукообразный», но его труд является просто сухим переложением мифических историй. Влияние фольклора (сказка о Кандавле и Гигесе) и ионийской традиции («милетский рассказ»). Встречаются «типичные герои в типичных обстоятельствах». Геродот афористичен, любит шутить (Об этом у Пиатковского). «История» рассчитана на устное прочтение (есть соотв. обороты, см. Лурье). Хоть и дориец, но пишет свой труд на ионийском диалекте, чтобы не выпадать из традиции.

5. Композиция. Деление «Истории» на 9 книг по именам муз принадлежит александрийским грамматикам. Труд состоит из «логосов», соединенных затем в единое целое. Но каждый логос при этом – законченное произведение. Геродот последовательно описывает завоеванные Ахеменидами страны (от Кира до Ксеркса) – поэтому, например, из финальной редакции был исключен ассирийский логос. Якоби и Лурье полагают, что план «Истории» не был изначально продуман, а сложился по мере накопления материала. Много отступлений, но сюжетная линия есть. Весь труд делится на 2 части: до V 27 – развернутое этно-географическое введение, далее – основная часть (1. Ионийское восстание 2. Поход Дария 3. Поход Ксеркса).

6. Аргументация. Рационалистические доводы Геродот использует наравне с мифологическими, критически относясь и к тем, и к другим.

7. Тенденциозность Геродота. Про-афинская тенденция, т.к. а) Афины – вторая родина Г. и б) Галикарнас, как и Афины, - торговый город.

8. Источники Геродота: личные наблюдения, Гекатей Милетский (его цитирует не ссылаясь) и др. логографы, рассказы переводчиков, легенды и др. пестрый материал. Весь разнородный материал «Истории» объединен темой Греко-персидских войн, или (шире) – темой борьбы Запада и Востока, свободы и рабства, и др.

"История" Фукидида как исторический источник.

Время жизни самого Фукидида точно неизвестно, но – промежуток 456-396.

Стремится отойти от всего субъективного и дать объективную картину событий (Стратановский). Ссылается на логографов (Гелланик – I 97, 2), но вместе с тем противопоставляет себя им (у него, мол, не так приятно для слуха, но ближе к истине – I, 21).

Дата и общая характеристика. Пишется приблизительно с 420 и до смерти (400/396). Начал писать во Фракии, будучи изгнанным из Афин (т. к. позволил спартанцам захватить Амфиполь), после войны был реабилитирован и возвращён на родину. Произведение не закончено (Ксенофонт потом продолжил своей «Греческой историей», но получилось хуже). Источник в первую очередь по периоду 431-411 гг. (Пелопонесская война), косвенно – история Греции с начал.

Структура. 8 книг. Каждая книга разделена на главы. В них – подглавы. Первая книга – история Греции сначала и до войны, остальные 7 – по войне.

Метод. Новое по отношению к Геродоту – очень тщательный сбор и анализ данных. Никаких мифологем (что естественно, т. к. можно считать современник). Всё, что вызывает сомнения, отбрасывается. Рассматривает, не только военные действия, но и внутреннюю ситуацию в городах. Впервые – внимание к социальным противоречиям и т. д.

Исключительно объективен. Характер стойкий, нордический. Глубина мысли и прекрасная осведомлённость (сам принимал участие). Показывает ужасы войны – make love!

В целом труд Фукидида – нагромождение досконально проверенной фактологии, никакого мифологизма и иже. Потому и представляет огромнейшую ценность как источник.

Характерные фишки Ф.: Причину войны видит в чрезмерном усилении Афин, что не удовлетворяет Спарту. Греческую хронологию (по олимпиадам от первой в 757 г.) считает неверной, т. к. нет оснований считать дату первой игры верной. Время считает по солнечным годам (зимние и летние; т. н. «логическая хронология»), но не до конца последователен. Отсылки к архонствам и др. событиям для установления точной даты есть.

Природные условия и население Древней Греции. Периодизация древнегреческой истории.

1. Минойский:

А) Раннеминойский (30-23 вв.),

Б) Среднеминойский (22-18 вв.),

В) Позднеминойский (17-12 вв.)

Микенский (16-12 вв.)

Гомеровский, «тёмные века» (11-9 вв.)

Архаический период (8-6 вв.)

Греция XI – IX вв. до н. э. по данным поэм Гомера.

 

Хронология. XI-IX

Темные века. Дорийское завоевание разрушило микенскую цивилизацию. Люди покидают крепости, поселяются в деревянных или из необожжённого кирпича домах. Исчезает письменность, торговля. Всё намного примитивней, но появляется железо (сначала оружие, потом – орудия) Политика. Источник – Илиада и Одиссея, т. к. современную ему действительность Гомер накладывает на древнюю легенду. В основном маленькие примитивные изолированные сельские общины – демосы. Центр общины – полис (место с компактной застройкой, иногда обнесённое стенами или, скорее всего, валом с частоколом). Общин таких множество, между ними постоянно свары (из-за скота – главного богатства. Ну и подраться охота). Социум. Вся земля принадлежит общине, распределяется жребием. Очень сильны пережитки родового строя – основные единицы – филы и фратрии. Они по сути самостоятельны, союз их только для совместной обороны. Сильна кровная месть и вражда между фратриями. Уже тогда появляются поликлеры (многонадельники) и аклеры (безземельные). Аклер вынужден становится батраком-фетом. Выделяется родовая аристократия, которая стремится сакрализировать своё господство, «роднясь» с богами. Аристократия имущественная становится аристократией военной (первые ряды в ополчении. ПрОмаха – поединки тяжеловооружённых аристократов чаще всего решала исход сражения), а потому и политической. Чем дальше, тем больше выделяются «басилеи» или «скипетродержцы» - гомеровские цари (царь – очень условно, т. к. власть басилея не настолько сильна. Нет отделения от филы или фратрии). Они – фигуры сакральные, первые воины на деревне, им обязаны преподносить дары. У совета басилеев общины – главная исполнительная власть и суд. Другая общинная власть – «старцы градские», за ними – суд. Экономика. В основном, скотоводство и земледелие. Семья, обрабатывающая клер – ойкос. Стремится быть самодостаточным. Ремесло кустарное, профессиональные ремесленники – «демиурги» - вынуждены скитаться, т. к. живы в одной деревне подохнут с голоду. Единственная внешняя торговля – изредка наведывающиеся финикийцы – торгуют роскошью. Жизнь всех слоёв населения, включая аристократию, проста и лишена роскоши. С рабами и нищенствующими жрут за одним столом. Иногда появляются рабы, но их мало.

 

Мессенские войны. Причина – недостаток земли.

Первая Мессенская война. 750-е. Шла около 20 лет. Покоренное население платит дань – половину дохода и урожая. Возможно, поделили на клеры.

Восстание илотов и Вторая Мессенская война. 650-е. Разгром мессенских общин, несмотря на оказанную им другими греками помощь. Большая часть завоеванного населения – илоты. Часть приморских городов – статус периэков. Вся земля в собственности Спарты.

Экономика.

Конец 7 - начало 6 вв. – передел земли. 9000 равных по доходности наделов. Клер становится неотчуждаемым. Его нельзя дробить, дарить, продавать, завещать и т.д.

Поделены и илоты. Платят натуральный оброк сельхозпродукцией. Нельзя илота ни бить, ни убить, т.к. он собственность государства. У илотов известная хоз. самостоятельность.

Обособление Спарты. Постепенно Спарта обособляется от остального греческого мира. Показатель – упадок вазовой живописи и бронзовой пластики и их исчезновение в 6 в. до н.э. С сер. 6 в. Спарта не участвует в Олимпийских играх.

Ретра Ликурга.

Значение. Кодификация права.

1. Система воспитания юношества: лагеря-агелы с 7 лет, муштра

2. Сисситии – совместные трапезы взрослых спартиатов

3. Регламентация браков и деторождения

4. Всеобщее равенство

5. изъятие сереб. и зол. монет; ввод жел.обола

6. торговля и ремесла – грязные занятия для спартиата

7. неотчуждаемость и равность клера

8. запрет на роскошь

9. запрет на ввоз иноземных товаров

Внешняя политика.

Коринфский синедрион (337).

.Создание Эллинского союза. Полисы автономны. Ф. – гегемон.

Объявление священной войны в Персии, которая выльется затем в Восточный поход Александра. Ф. начал войну, но был убит своими приближенными.

Ораторское искусство вообще. Значимость устного слова в древнем мире. Прямая демократия и риторика. Непрофессиональность суда. Занесена из Сицилии Горгием. После битвы при Херонее (338) Эллада теряет самостоятельность => связь теории риторики с ее практикой теряется. Общеобразовательное значение риторики начиная с Исократа. Постоянное совершенствование теории красноречия начиная с ее сложения в IV в. до н.э. Азианизм и аттицизм. Канон десяти аттических ораторов.

Основная тема. После Филократова мира 346 стало ясно, что скоро Филипп завоюет Грецию. Как к этому относиться? Раскол эллинского, и прежде всего - афинского общества на 2 лагеря.

Исократ.

  • 436-338. Софист. Открыл одну из первых школ риторики (отец общего образования), считал красноречие основой всего. Был застенчив, поэтому сам никогда не выступал, а лабал речи другим и писал телеги. 21 речь и 9 писем. Образец для Цицерона. Речи логичны и строги, но не хватает азианизьму. Преимущественно эпидейктические речи.
  • Поддерживал Филиппа Македонского, т.к. считал что спасение Эллады – в ее консолидации против Персии. Сначала хотел, чтобы этот поход возглавили Афины, но было ясно, что они уже слишком слабы. На его стороне – Эвбул, Эсхин, Фокион и др.

Демосфен.

  • 384-322. Оратор и политик. Рано лишился родителей и, повзрослев, засудил своих опекунов, которые лишили его наследства. Приписывают 61 речь, на самом деле – половина. Несмотря на физический недостаток, умел. Образец для Цицерона. Уже в античности его речи издаются и комментируются.
  • Боролся с Филиппом Македонским (филиппики (351, 344, 341) и олинфские речи (349-348)). Победил промакедонски настроенного Эсхина. Его сторонники – Гиперид и Ликург. За объединение всех полисов против Ф. Добился передачи «зрелищных» денег в казну для обеспечения войны. Создаются симмории (симмория – группа, которая должна оснастить 1 корабь; коллективная литургия). Мочатся промакедонски настроенные ораторы.

 

Эсхил.

Самое важное (что мы читали) «Прометей прикованный», трилогия «Орестея» («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»). Первое – героический подвиг Прометея – богоборца, который стойко переносит страдания и отказывается от примирения с тираном Зевсом, пророчествует над Ио и вообще ведёт себя как стойкий перец. Хор ему сочувствует. Трилогия – выросла из мифа о Троянской войне. Агамемнон вынужден был принести в жертву дочь Ифигению ради попутного ветра и победы. Вернулся с победой и Кассандрой к Клитемнестре. Та с помощью Эгисфа решила его убить. Вторая часть – месть Ореста за отца – им убиты мать и Эгисф. Сам Эсхил – титан театра, марафонский боец, верит в судьбу и в силу личности. Много идей о политике, но в книжке они все от Энгельса, так что обойдёмся.

Софокл.

Мы читали «Антигону» и «Царя Эдипа». В «Антигоне» столкновение человеческих законов с божественными, Антигона решает похоронить убитого брата, нападавшего на родной город. А Креонт замуровывает её в склепе. От горя умирает её жених, сын Креонта Гемон. Ну а «Царь Эдип» - классика. Миф не перескажу, не просите, сами должны знать. Тема неизбежности судьбы, возможность отчасти ей противостоять, но в итоге получить, что предначертано. Стало классикой и благодаря экранизации Пазолини.

Еврипид.

Зе бест трагик. Мы читали «Медею» и «Ипполита». Первое – миф об аргонавтах, ярость Медеи по поводу того, что Ясон, добыв руно, решил потом её бросить. Её страшная месть: убийство его будущей жены и их совместных с Ясоном детей. Опять-таки Пазолини такое кино снял. «Ипполит» – просто круто. Он – сын Тесея, никого не любит, разгневанная Афродита влюбляет в него Федру – его мачеху. Та мучится, её служанка открывается Ипполиту, тот возмущён и поносит Федру (вот его вина!). Федра кончает жизнь самоубийством. В записке обвиняет Ипполита в бесчестье. Прибывший Тесей проклинает Ипполита и тот погибает. Узнав правду, он переживает и ноет, аки слабая женщина. Это произведение положено в основу «Федры» Сенеки и «Федры» Расина. Новаторство Еврипида – уменьшение роли хора до минимума, уже есть театральная завязка, интрига, раскрыт внутренний мир героев в их монологах, есть страсти, герои объёмны, переживают, переосмысливают свою жизнь. Боги здесь уже не действующие лица, а просто оправдание тех или иных судьбоносных моментов (любовь Федры, for instance). Показана настоящая любовь. Особо – его религиозные взгляды, в них больше абстрактного, близок к Анаксагору. Его мысли у Ипполита («разум – бог», «солнце – только золотая глыба» etc.). Высшая точка развития трагедии.

Забавное. Их связывает: Эсхил воевал при Марафоне, Софокл воспевал победу при нём, Еврипид родился в день битвы.


Научные знания в V - IV вв. до н.э.

Условия для развития науки. Мягкий климат не даст помереть от голода\холода => у народа появляются свободное время и возможность изобрести философию, водоподъемный винт и пр. Кроме того, греки попросту очень любопытны.

Наука и философия. Рождение науки в недрах натурофилософии. Наука пока слабо отделена от философии. Также пока нет дифференциации научного знания. Основы научного знания заложили Пифагорейцы. Числа как выражения всех вещей. Напр., нечетные числа – это все худшее, негативное, четные – наоборот. Медицина. Астрономия. Прогрессу в науке способствовала атомистическая теория Левкиппа-Демокрита: материальная основа всех явлений, единая, бесконечная и вечная материя. Софисты признавали примат чувственного восприятия над рациональным => знание субъективно. С одной стороны, это почти агностицизм. С другой стороны, известная беспринципность софистов, готовность признать самые удивительные выводы – это залог научной беспристрастности.

Эллинизм. Восточный поход Александра важен, т.к. вместе с войском отправился целый штат разных «ученых». С созданием державы Александра 323 бурный рост научного знания в связи с расширением микрокосма.

Преемственность по отношению к древневосточным цивилизациям. Особенно в сфере астрономии и математики. Теорема Пифагора. Формула предсказания затмений.

Медицина. Изобретена Аполлоном и Асклепием. Сыновья последнего – Махаон и Подалирий в «Илиаде» мастерски бинтуют и делают примочки героям. Систематическое знание по медицине появляется позже. Как раз на рубеже Ѵ-IѴ вв. на о. Кос возникла медицинская школа Гиппократа. Патологоанатомия считается нечестивым занятием, поэтому анатомия изучается по жертвенным животным и изувеченнымна войне людям. Теория равновесия 4-х соков. В целом большое влияние культа – отсюда традиция омовения и понятие о гигиене.

Астрономия. Метон Афинский: лунно-солнечный календарь. Эйнопид Хиосский. Эвдокс Книдский: теория гомоцентрических тел. Аристарх Самосски: гелиоцентрическая система мира. Грекам не понравилась, т.к. им было приятно считать, что Земля – центр вселенной. Вершина греческой астрономии – Птолемей – еще впереди.

История. Пока еще слабо отделена от этнологии и географии. А главное – от художественной прозы. Эпос vs. логос. Триада Геродот-Фукидид-Ксенофонт. Постоянное стремление к объективности. Опять же все еще сильное влияние религии. Но события уже объясняются рациональными причинами наравне с мифологическими.

 

 

Эллинистическая культура: основные центры, литература, архитектура, скульптура, естествознание.

 

Расширение микрокосма. В рамках полисной культуры человек жил прежде всего в своем полисе. Теперь он живет в империи, частью которой является его полис. Космополитизм. Перемещение больших масс народа на огромные по тем временам расстояния в ходе военных походов. Отсюда девальвация гражданства. Индивидуализм вместо коллективизма.

Синкретизм. Создание единой культуры на всем пространстве державы. В основе – эллинская культура (койнэ – общий язык на основе греческого). Синтез греческой полисной и персидской деспотической культур.

Религия. Роль ее повышается. Греческие боги получают древневосточные черты. В связи с расширением микрокосма человек чувствует себя одиноким, исключенным из общины. Особенно это относится к покоренным народам (например, Иудея, включенная в состав державы Селевкидов). Отсюда – возвышение индивидуальных этических религий прощения, особенно на востоке (например, в Иудее). Культы Кибелы и Исиды. Новые синкретические божества (Серапис). Мистицизм. Мессианство. Индивидуализм. Частое обожествление монарха. Обожествление добродетелей.

Культура в узком смысле слова. Каждый эллинистический правитель стремится собрать при своем дворе как можно больше культурных ценностей, ученых и др. Афины, Пергам Сиракузы, Александрия – такие культурные центры (Александрийский мусейон). Стали больше писать, т.е. увеличилось число дошедших до нас авторов => стали больше читать.

Театр. В театре – стремление к реализму (актеров больше, костюмы у них ближе к повседневной одежде, убрали хор). Есть трагедия (Ликофрон), но по-настоящему популярна комедия нравов (Менандр).

Литература. Новая поэзия (Каллимах, Арат, Никандр) – александрийского стиля, ученая поэзия. Предполагается большая эрудированность автора (ср. напр. «Поэму о ядах и противоядиях» Никандра). Содержание приносится в жертву форме. Эпиграммы (Леонид Тарентский). Идиллии (Феокрит). Социальные романы-утопии (Эвгемер). «История» Иеронима из Кардии. «Всеобщая история» Полибия.

Архитектура. Масштабность и помпезность. Пальцовость и крутизна часто подавляют чувство гармонии. Регулярный город (Гипподам). Основной тип храма – диптер. Разрабатывается архитектура частного жилища. Фаросский маяк (Сострат из Книда, 280) = ГЗ МГУ.

Скульптура. Пергамская (последователи Скопаса; психологизм и стремительность движений; Галл, убивающий себя и свою семью, Пергамский алтарь) и Родосская (последователи Лисиппа; Голые мужики, но не классические – спокойные и прекрасные, а надменно-властные, сатрапы всякие; Эллинистический правитель, Лаокоон и его сыновья, Колосс Родосский) школы – основные. Огромное количество. Каждый пацан-не-промах хочет, чтобы было круче, чем у соседа => массовость производства => снижение качества. Реализм вплоть до натурализма, индивидуализма и нудизма. В то же время сохранены классические тенденции. Ника Самофракийская. Афродиты Милосская и Киренская. Мелкая пластика.

Наука. Прежде всего практическая. Отделение от философии. Дифференциация научных дисциплин. Математика делает сильный рывок (Эвклид из Александрии, Архимед из Сиракуз, Аполлоний из Перги). Астрономия (Аристарх Самосский – гелиоцентрическая система мира, Эратосфен Киренский – померил экватор, Гиппарх – геоцентрическая система мира; именно он сбил с толку всю астрономию вплоть до Коперника). Ботаника (Феофраст). Медицина.

Философия.

1. Последователи Платона (академики – древние Ксенократ, Полемон, Кратет и новые Аркесилай и Карнеад) и Аристотеля (перипатетики – Феофраст, Стратон) постепенно сдают позиции и становятся клубом для избранных. Новые философские группы – киники, стоики, эпикурейцы.

2. Стоики (Зенон, Клеант, Хрисипп). Название течения от «стоя пойкиле» - некоего цветного портика, с которого вещал Зенон. Суть: весь окружающий мир – телесная, инертная, пассивная субстанция, которая приобретает определенные формы и качества только будучи пронизана творческой силой. Эта творческая сила – праобраз Б_га-Творца. Уже есть эсхатологические идеи. Цикличность мира. Идеи космополитизма. Отрицание рабства.

3. Эпикурейцы (Эпикур). Боги есть, но они никак не влияют на состоящий из атомов мир. Человек – творец своего счастья. Счастье в том, чтобы прожить жисть незаметно, умеренно, отстраненно от мира, в кругу семьи (и это палка стоикам).

4. Киники (Антисфен, Диоген). Более демократичная, чем две предыдущие, система. Богатство – оковы для человека. Жить сообразно природе, питаться подножным кормом, не делать лишних телодвижений. К старости сама собою облысеет голова.

 

 

Сочинения Геродота и Фукидида как источники по истории Древней Греции.

1. Исследователи Геродота. Доватур, Якоби, Лурье, Майрс и др.

2. Цель и метод. Цель труда заявлена в первой книге: «…чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности» (I, 1). И это ему удалось – по истории скифов, напр., «История» - основной источник. Геродот ставит себе задачу установить истину (VI, 82). Геродот передает все, что рассказывают. Из нескольких точек зрения выбирает на его взгляд наиболее правдоподобную. В VII 152 говорит, что «обязан передавать все то, что мне рассказывают, но верить всему не обязан».

3. Отцом истории Геродота назвал Цицерон в своем сочинении «О законах». Геродот – первый в триаде Геродот-Фукидид-Ксенофонт. Борухович: собственно история (греч. «исследование») зародилась еще до Геродота, в 6 в. в Милете (Геланик и др.), где была наибольшая потребность в ней (здесь сильна классовая борьба). Страбон: история зародилась как жанр художественной прозы. Логос противопоставлен эпосу. Аристотель (Поэтика, IX) приводит Геродота в пример как образец историка.

4. Лексика, синтаксис и стиль Геродота. Принято называть новеллистическим, но это не признак его неисторичности: у логографа Гелланика стиль куда более «наукообразный», но его труд является просто сухим переложением мифических историй. Влияние фольклора (сказка о Кандавле и Гигесе) и ионийской традиции («милетский рассказ»). Встречаются «типичные герои в типичных обстоятельствах». Геродот афористичен, любит шутить (Об этом у Пиатковского). «История» рассчитана на устное прочтение (есть соотв. обороты, см. Лурье). Хоть и дориец, но пишет свой труд на ионийском диалекте, чтобы не выпадать из традиции.

5. Композиция. Деление «Истории» на 9 книг по именам муз принадлежит александрийским грамматикам. Труд состоит из «логосов», соединенных затем в единое целое. Но каждый логос при этом – законченное произведение. Геродот последовательно описывает завоеванные Ахеменидами страны (от Кира до Ксеркса) – поэтому, например, из финальной редакции был исключен ассирийский логос. Якоби и Лурье полагают, что план «Истории» не был изначально продуман, а сложился по мере накопления материала. Много отступлений, но сюжетная линия есть. Весь труд делится на 2 части: до V 27 – развернутое этно-географическое введение, далее – основная часть (1. Ионийское восстание 2. Поход Дария 3. Поход Ксеркса).

6. Аргументация. Рационалистические доводы Геродот использует наравне с мифологическими, критически относясь и к тем, и к другим.

7. Тенденциозность Геродота. Про-афинская тенденция, т.к. а) Афины – вторая родина Г. и б) Галикарнас, как и Афины, - торговый город.

8. Источники Геродота: личные наблюдения, Гекатей Милетский (его цитирует не ссылаясь) и др. логографы, рассказы переводчиков, легенды и др. пестрый материал. Весь разнородный материал «Истории» объединен темой Греко-персидских войн, или (шире) – темой борьбы Запада и Востока, свободы и рабства, и др.

"История" Фукидида как исторический источник.

Время жизни самого Фукидида точно неизвестно, но – промежуток 456-396.

Стремится отойти от всего субъективного и дать объективную картину событий (Стратановский). Ссылается на логографов (Гелланик – I 97, 2), но вместе с тем противопоставляет себя им (у него, мол, не так приятно для слуха, но ближе к истине – I, 21).

Дата и общая характеристика. Пишется приблизительно с 420 и до смерти (400/396). Начал писать во Фракии, будучи изгнанным из Афин (т. к. позволил спартанцам захватить Амфиполь), после войны был реабилитирован и возвращён на родину. Произведение не закончено (Ксенофонт потом продолжил своей «Греческой историей», но получилось хуже). Источник в первую очередь по периоду 431-411 гг. (Пелопонесская война), косвенно – история Греции с начал.

Структура. 8 книг. Каждая книга разделена на главы. В них – подглавы. Первая книга – история Греции сначала и до войны, остальные 7 – по войне.

Метод. Новое по отношению к Геродоту – очень тщательный сбор и анализ данных. Никаких мифологем (что естественно, т. к. можно считать современник). Всё, что вызывает сомнения, отбрасывается. Рассматривает, не только военные действия, но и внутреннюю ситуацию в городах. Впервые – внимание к социальным противоречиям и т. д.

Исключительно объективен. Характер стойкий, нордический. Глубина мысли и прекрасная осведомлённость (сам принимал участие). Показывает ужасы войны – make love!

В целом труд Фукидида – нагромождение досконально проверенной фактологии, никакого мифологизма и иже. Потому и представляет огромнейшую ценность как источник.

Характерные фишки Ф.: Причину войны видит в чрезмерном усилении Афин, что не удовлетворяет Спарту. Греческую хронологию (по олимпиадам от первой в 757 г.) считает неверной, т. к. нет оснований считать дату первой игры верной. Время считает по солнечным годам (зимние и летние; т. н. «логическая хронология»), но не до конца последователен. Отсылки к архонствам и др. событиям для установления точной даты есть.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.113.71 (0.013 с.)