Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет истории. Методы исторического исследования. Славяне.

Поиск

Предмет истории. Методы исторического исследования. Славяне.

История-это наука о развитии чел общества во времени. Содержанием истории является исторический процесс. Исторический процесс-ход, условие, и успехи человеческого общежития, или жизнь человечества в его развитии и результатах. История по Ключевскому: 1-процесс движения во времени; 2-познание этого процесса. История одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считают древнегреческого философа Геродота. Древние очень ценили историю и называли ее наставницей жизни, а историка – передатчиком времени. Основа исторической науки - собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной взаимосвязи и совокупности. Исторический факт- реальное событие прошлого. Факты извлекаются из исторических источников - остатки прошлой жизни, свидетельства о прошлом. Виды исторических источников: 1- вещественные, 2- письменные,3- изобразительные, 4- звуковые.

К историческим наукам относят:

1. Этнографию - изучает быт и культуру народов.

2. Археологию – изучает вещественные источники древности.

3. Источниковедение – изучает исторические источники, общие приёмы и методы их изучения.

4. Историкография – изучает вгляды, идеи, концепции историков.

Функции истории:

1. Познавательная - развивает интеллект.

2. Мировоззренческая- формирует взгляд на мир, общество, на жизнь человека, и правила его общежития.

3. Практически- политическая – выявляя закономерности развития чел общества помогает вырабатывать политику и законы чел общежития.

4. Воспитательная- знание истории своего народа формирует гражданские качества- патриотизм и интернациализм.

Метод - путь исследования, способ построения и обоснования знаний.

 

Методы исторического познания:

1. Идеалистический- утверждает, что дух, сознание первичны и более важны, чем природа, то есть материя. Чел душа и разум определяют темпы и характер исторического развития.

2. Материалистический - утверждает, что материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей и она определяет всё духовное развитие

Славяне в 7-9 вв. Восточные славяне к VIII – IX вв. достигли на севере Невы и Ладожского озера, на востоке – средней Оки и верхнего Дона, ассимилировав постепенно часть местного балтийского, финно-угорского, ирано-язычного населения. Расселение у славян совпало с распадом родо-племенного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Племенная раздробленность у славян еще не была преодолена, но тенденция к объединению уже имелась. Этому способствовала обстановка эпохи (войны с Византией; необходимость борьбы с кочевниками и варварами; еще в III в. по Европе смерчем проходят готы, в IV в. нападают гунны; в V в. произошло вторжение авар в Приднепровье и т.д.). В этот период начинают создаваться союзы славянских племен. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Грандиозную картину расселения славянских племен на великой Восточно-Европейской равнине дает Нестор в «Повести временных лет» Названия племенных княжеств чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта или названия реки.

Историческое познание, его принципы. Особенности становления цивилизаций в Восточной Европе, Киевская Русь.

Историческое познание – процесс изучения истории. Историческое познание должно быть объективным, поэтому оно опирается на научные принципы. Принципы -руководящая идея, основные правила поведения, деятельности. Объективность-беспристрастность, непредвзятость, существование чего-либо независимо от чел сознания.

 

В истории выделяют 4 основных принципа:

1. Историзма – требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений, событий в соответствии с конкретно исторической обстановкой. Всякое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы прошло, чем стало.

2. Объективности - требует рассмотрение фактов в их истинном содержании. Каждое явление надо рассматривать в его многообразии и противоречивости, совокупности как положительных так и отрицательных сторон.

3. Социальный(классовый)-рассматривает истор процессы с учетом интересов разных слоев и классов.

4. Аьтернативности - определяет степень вероятности, осуществления того или иного события на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Альтернатива-одна из взаимоисключающих возможностей.

Особенности становления цивилизации в восточной Европе. Киевская Русь.

Олег – 879-912-древнерусский князь в 907 г совершил поход в Византию, в 907 и 911 заключил с ней договоры. Игорь Рюрикович -912-945 сын князя Рюрика, считался не слишком деятельным и отважным полководцем. В 920 г воевал с печенегами. Совершил 2 похода на Византию. Первый поход на греков 941г (окончился неудачей) второй состоялся в 944. Ольга-945-957-жена Игоря, правила в малолетство сына Святослава и во время его походов подавила восстание древлян. В 957 приняла христианство. Святослав - 1957-972-сын князя Игоря, совершал походы с 964 из Киева на Оку, в Поволожье, северный Кавказ и Балканы. Освободил вятичей от власти хазар, воевал с волжской Болгарией, разгромил Хазарский каганат, в 967 воевал с Болгарией за Подунавье. В союзе с венграми, болгарами вел русско-византийскую войну (970-971). Укрепил внешнеполитическое положение киевского государства. Убит печенегами у днепровских порогов.

 

Теории исторического развития. Расцвет Киевской Руси.

Религиозно-историческая. Предметом изучения является движение чела к Богу, связь чела с высшим разумом. Суть всех религий состоит в осознании кратковременности существования материального тела человека и вечности души. В рамках данной теории существует насколько направлений: освобождение чела от первобытных страстей, превращение его в сознательного последователя Бога. Смысл истории заключается в последовательном движении чела к Богу.

Материалистическая. Изучает прогресс человечества, отношений, связанных с формированием собственности. История предстаёт как закономерная смена общественно-экономических формаций. Движущей силой развития общества является классовая борьба между имущими и неимущими.

Либеральная. Изучает развитие личности. Самореализация личности возможна только на основе сотрудничества личностей, представляющих все слои общества. Условием прогресса является свободная личность. История зависит от сильной личности.

Технологическая. Вехами в этом развитии являются фундаментальные открытия, они определяют прогресс человечества и не зависят от идеологической окраски.

Локально-историческая. Изучает локальные цивилизации, она самобытна, слитная с природой и проходит в своём развитии стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Не прогресс сознания, а его подсознание, вечные биологические инстинкты повторяют во времени ту или иную форму устройства общества.

Расцвет Киевской Руси. Причины крещения Руси:

1. Стремление Владимира укрепить власть, гос-венность, территориальное единство;

2. Необходимость новой идеологии, которая помогла бы утверждению отношений господства-подчинения;

3. Стремление преодолеть определенную изоляцию Руси от христианского мира Европы.

Причины принятия православия:

1. Прочные культурные и эконом связи с Византией;

2. Наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира;

3. Международная обстановка, отношения церкви с гос-вом, православие было более терпимым к местным традициям.

 

Цивилизация Древнего Китая.

Своеобразие – внешние природно – географические условия предопределяли замедленность и консерватизм развития древнекитайской цивилизации. Граничил со степью, от которой исходила постоянная опасность. Особенность государственного устройства – восточная диспатия. В китайском обществе выделялись земледельцы, купцы, чиновники, войны и рабы. Картина мира – жители полагали, что их страна находится в центре мира. Китайцы

верили, что у человека две души: материальная и духовная. Первая после смерти уходит в землю, а вторая отправляется на небо. Особенности религии – почитание старших.

 

Внешняя политика Петра I, Северная война.

Северная война (1700—1721) — война между Российским царством и Швецией. Окончательная судьба Северной войны решалась на море в сражениях при Гангуте (1714), островах Эзель (1719) и Гренгам (1720). Более того, русский десант неоднократно высаживался на шведское побережье. 30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому к России переходили Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия, города Выборг и Кексгольм. Швеция сохранила за собой Финляндию и выторговала право беспошлинно закупать хлеб в Риге и Ревеле и компенсацию за Лифляндию - 2 млн. ефимков. Петр считал одержанную победу самой большой радостью в своей жизни. В октябре 1721 г. продолжавшиеся месяц празднества в столице завершились торжественной церемонией поднесения царю титула Петра Великого, отца отечества и императора всероссийского. При жизни Петра его новый статус императора признали Швеция, Дания, Пруссия, Голландия, Венеция.

 

Цивилизация Древней Греции.

Цивилизация сумела дать достойный "ответ" на "вызов" среды. Став искусными мореплавателями, греки постепенно превратили свою страну в сильную морскую державу. Сами греки хорошо понимали преимущества созданной ими морской державы, ее независимость от изменчивой природы: "Плохие урожаи - бич самых могущественных держав, тогда как морские державы легко их преодолевают". Борьба за существование шла, прежде всего, за счет освоения новых пространств, колонизации и торговли. Греческая цивилизация постоянно расширяла свои границы. Культура - ахейская. Племена ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря. Она погибает так же неожиданно и трагично, как и критская. Возможно, ахейская культура была уничтожена во время нашествия северных народов, среди которых, очевидно, были и греки-дорийцы. Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода предварительным этапом, после которого начинается история собственно греческой цивилизации.

 

Эпоха дворцовых переворотов. Эпохой дворцовых переворотов в истории России называют краткий период, когда при помощи оружия происходила смена правителей России. Начало ей положила смерть Петра I, а завершилась эта эпоха воцарением императрицы Екатерины II. Главной причиной частоты и легкости переворотов было усиление роли гвардии в государственных делах. Существовавший порядок наследования престола вел к усилению дворцовых интриг и острой борьбе за власть. Каждая из сторон в этой борьбе была вынуждена обращаться за помощью к гвардейским полкам. Главным содержанием внутренней политики было расширение и укрепление привилегий дворянства. Исчезли различия между вотчиной и поместьем, владельческие права дворян на землю были гарантированы. Собственность на крепостных стала сословной привилегией дворянства. Срок военной службы был ограничен 25 годами, учрежден кадетский корпус, дворянские отроки могли записываться в полки и не начинать службу солдатами. Апогеем стал манифест Петра III о вольности дворянства, освободивший дворян от обязательной службы.

 

Цивилизация Древнего Рима.

Античная цивилизация в отличие от всех остальных принадлежит сразу двум эпохам: Древности и Новому времени, поскольку она представляет собой не только основу, но и составную часть современной западной цивилизации. В ее формировании, как известно, исключительную роль сыграла греческая культура. И хотя римляне в эпоху своего расцвета могли на равных состязаться с греками, все же это было соревнование почтительного ученика и учителя. Древний Рим – одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Азербайджанa на востоке до Португалии.

 

Ренессанс и его значение.

Ренессанс – возрождение античного наследия, мирского начала.

Культура ренессанса зародилась в Италии во второй половине 14 века и продолжала развиваться на протяжении 15,17 веков, постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Современники воспринимали эту эпоху как «светлый век», как «пробуждение от тьмы» средневековья. Культура возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно массово. Достижение Возрождения – появление гуманизма– система взглядов, согласно которой, признается ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие. Гуманисты не отвергали религию, они стремились совместить 2 шкалы ценностей.

 

Реформация в Европе.

Длительный поединок с католической церковью. Реформация быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии реформация сопровождалась крестьянской войной. Реформация разрушала представления о незыблемой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между богом и людьми. Не таинства церкви приобщают человека к благодати, а личная вера. Единственный авторитетный источник для христианина - писание, а не декреты пап. Главное достижение реформации было в той особой роли, которая придавалась личности и ее индивидуальном общении с богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, то есть на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности.

И реформация и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, устремленную на преобразование мира с ярко выраженным волевым началом

 

Россия в начале 20 в. Революция 1905-1907 гг Причины революции: 1)обострение политической обстановки в стране из-за нежелания правящих кругов проводить

реформы; 2)нерешенность аграрного вопроса — малоземелье крестьян, выкупные платежи и т. д.; 3)нерешенность рабочего вопроса — отсутствие социальной защищенности рабочих; 4)нерешенность национального вопроса — ущемление прав национальных меньшинств; 5)падение морального авторитета правительства из-за позорного поражения в русско-японской войне.

Основные этапы революции.

Первый этап (1905): события развивались стремительно.

9 января - Кровавое воскресенье. Расстрел мирной демонстрации рабочих в Петербурге послужил поводом к началу революции.

Февраль-март - массовые демонстрации и забастовки во всех регионах страны.

Май-июнь - стачка текстильщиков. Начало создания Советов рабочих депутатов как альтернативных органов власти.

14-24 июня - восстание на броненосце. Причина — злоупотребления офицеров. Август - попытка создания законосовещательной Думы.

Итоги революции: главный итог - изменение формы правления в России. Она стала конституционной монархией; правительство было вынуждено приступить к проведению аграрной реформы и отменить выкупные платежи; несколько улучшилось положение рабочих. Вывод: в целом революция носила незавершенный характер. Стоявшие перед страной проблемы она решила только наполовину

 

Предмет истории. Методы исторического исследования. Славяне.

История-это наука о развитии чел общества во времени. Содержанием истории является исторический процесс. Исторический процесс-ход, условие, и успехи человеческого общежития, или жизнь человечества в его развитии и результатах. История по Ключевскому: 1-процесс движения во времени; 2-познание этого процесса. История одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считают древнегреческого философа Геродота. Древние очень ценили историю и называли ее наставницей жизни, а историка – передатчиком времени. Основа исторической науки - собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной взаимосвязи и совокупности. Исторический факт- реальное событие прошлого. Факты извлекаются из исторических источников - остатки прошлой жизни, свидетельства о прошлом. Виды исторических источников: 1- вещественные, 2- письменные,3- изобразительные, 4- звуковые.

К историческим наукам относят:

1. Этнографию - изучает быт и культуру народов.

2. Археологию – изучает вещественные источники древности.

3. Источниковедение – изучает исторические источники, общие приёмы и методы их изучения.

4. Историкография – изучает вгляды, идеи, концепции историков.

Функции истории:

1. Познавательная - развивает интеллект.

2. Мировоззренческая- формирует взгляд на мир, общество, на жизнь человека, и правила его общежития.

3. Практически- политическая – выявляя закономерности развития чел общества помогает вырабатывать политику и законы чел общежития.

4. Воспитательная- знание истории своего народа формирует гражданские качества- патриотизм и интернациализм.

Метод - путь исследования, способ построения и обоснования знаний.

 

Методы исторического познания:

1. Идеалистический- утверждает, что дух, сознание первичны и более важны, чем природа, то есть материя. Чел душа и разум определяют темпы и характер исторического развития.

2. Материалистический - утверждает, что материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей и она определяет всё духовное развитие

Славяне в 7-9 вв. Восточные славяне к VIII – IX вв. достигли на севере Невы и Ладожского озера, на востоке – средней Оки и верхнего Дона, ассимилировав постепенно часть местного балтийского, финно-угорского, ирано-язычного населения. Расселение у славян совпало с распадом родо-племенного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Племенная раздробленность у славян еще не была преодолена, но тенденция к объединению уже имелась. Этому способствовала обстановка эпохи (войны с Византией; необходимость борьбы с кочевниками и варварами; еще в III в. по Европе смерчем проходят готы, в IV в. нападают гунны; в V в. произошло вторжение авар в Приднепровье и т.д.). В этот период начинают создаваться союзы славянских племен. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Грандиозную картину расселения славянских племен на великой Восточно-Европейской равнине дает Нестор в «Повести временных лет» Названия племенных княжеств чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта или названия реки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.237 (0.008 с.)