Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эллинистический Египет: экономическое развитие и социальная структура.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Район классического эллинизма. С его падением 30 заканчивается период эллинизма и сама история Древней Греции.Гео. Египет + Нубия и Ливия + Палестина, Синай, Финикия и южная Сирия + прибрежные территории (в т. ч. проливы), Кипр, Киклады и иже.Образование. Основатель династии – один из ближайших соратников Александра – Птолемей Лага. Проправил с 323 по 283 гг. Политика. Вся история сводится к постепенному отпадению внеегипетских владений, что закончилось полной их потерей уже к середине II в. III в. – общий подъём, но уже ко II – упадок. III в – борьба с Селевкидами: пять сирийских войн, наиболее удачная – третья (245-243, дошли до Месопотамии, но вынуждены были отступить). Удачна и 4-я (в битве при Рафии 217 огромная селевкидская армия разгромлена). Но потом Птолемеи проигрывают одну войну за другой. Нередко само государство спасал лишь союз с Римом. Только благодаря ему и просуществовало до 30 года, после чего Римом и завоёвано. Сохранены все старые особенности политической системы Египта (деспотия, огромное чиновничество). При дворе вводится институт «родственников царя» - ближайшее придворное окружение. Страна делится на номы, во главе которых стратег (воен-полит), номарх (гражданск.). Номы делятся на топы и комы. В городах греческого типа – самоуправление. Во внеегипетских провинциях – наместники, но там намного больше городов полисного типа. Устройство. Источники – папирусы. Столица – Александрия. Территории можно разделить на египетские и внеегипетские, для каждой группы своя политика. Египетская политика. Экономика – укрепление с/х. Множество новых каналов (вдоль нила, нил – красное море, файюмский оазис) позволяют увеличить пахотные земли, а новые культуры (пшеница, рис, хлопчатник) интенсифицируют хозяйство. Государство очень жёстко регламентирует всю экономику, что позволяет Египту в III в. кормить всё Срз. Больше всего земли – у царя. На ней работают свободные арендаторы – наиболее необеспеченная группа населения. Часть земли в частных руках (крупные чиновники, храмы и иже), там контроль меньше. Ремесло также под жёстким контролем, оно рассредоточено по городам и сёлам. Социум. Городов греческого типа почти нет (Александрия и Птолемаида). В основном – типично египетские города. Единственное новшество в них – возможность создания ремесленных коллегий. Главная социальная опора власти - греческие иммигранты (армия, управление). Большую роль играет и местная знать. После завоевания увеличивается роль рабов, но они работают наравне со свободными, они – не главная производительная сила. Очень много налогов, которые разоряют мелких земледельцев и ремесленников,тем более собираются откупщиками. Это в конечном итоге приводит к бегству из деревень и городов (анахоресис).
Внеегипетская. Активное насаждение городов полисного строя, но в них автономия только по мелочам. Мало исследована – почти нет источников.
Греческая культура V – IV вв. до н. э.: архитектура, скульптура, литература, греческий театр, религиозные праздники.
1. Архитектура V-IV вв. 1.1. Концепция регулярного города (Гипподам из Милета). 1.2. Ордерная система. Ионический и дорический сформировались уже в VII-VI вв., коринфский – позже. Часто смешиваются. Все параметры храма рассчитываются исходя из радиуса колонны. Количество колонн в периптере вычисляется по формуле 2х+1. Вся архитектура – в храмах. Типы греческих храмов по количеству и расположению колонн: 1.4. Основные храмы. Парфенон (Иктин и Калликрат, 448-432). Зевса в Олимпии (Либон, 465-456). Эрехтейон. Аполлона в Дельфах. 2. Скульптура V-IV вв. Используется в интерьере храмов и как самостоятельное произведение. Обнаженные, радостные, спокойные и здоровые люди/боги – куросы или аполлоны. Задрапированные женщины. К IV в. видна тенденция к очеловечиванию. Умение передать движение в статике. Материалы: бронза, известняк, мрамор, глина, дерево, слоновая кость. Основные скульптуры: «Дискобол» (Мирон), «Зевс Олимпийский», «Афина Промахос», «Афина Парфенос», фриз Парфенона (Фидий), «Копьеносец-Дорифор», «Раненая Амазонка» (Поликлет), «Афродита Книдская», «Гермес с младенцем Дионисом» (Пракситель), «Аполлон Бельведерский» (Леохар), Апоксиомен, портреты Александра Македонского (Лисипп). 3. Афинский Акрополь. Акрополь был во многих городах, но особенно известен афинский. Параметры: 170х300х156 м. Около 510 г. до н.э. Дельфийский оракул «велел» посвятить Акрополь богам и тот был застроен. Но во время Греко-персидских войн ансамбль был разрушен. Греки поклялись восстановить все как было. В сер. 40-х гг. V в. под руководством Фидия началась новая масштабная застройка, результатом которой стал тот Акрополь, который существует сегодня. Застройка оказалась возможно в основном благодаря перенесению в Афины казны архэ. Цель – не только украсить город, но и создать рабочие места.
4. Материал. Основной материал застройки – твердый мрамор (до Перикла – из известняка). Способность его светиться. В древности был ярко раскрашен (в осн. голубой и пурпурный цвета) – не только для красоты, но и для защиты от влаги. 5. Композиция. Подчинена линии движения Панафинейской процессии и раскрывается постепенно. Также связана с ландшафтом. 6. Пропилеи (Мнесикл, 437-432). 5 ворот, смешение дорического и ионического ордеров. Перекрытие крышей из белого мрамора. По флангам – две конные статуи дилскуров. Внутри: Пинакотека, уменьшенная копия троянского коня, статуя Артемиды, хранилище рукописей и помещение для привратников. 7. Храм Ники Аптерос (Калликрат, 424). Справа от Пропилей. Сейчас на реставрации. В плане – квадрат (по четыре колонны). Фризы: собрание богов и персомахия. Эгей бросился в море со стены именно этого храма. 8. Статуя Афины Промахос (Фидий). Между Пропилеями и Эрехтейоном. Выплавлена из оружия побежденных при Маоафоне персов. Высота 17 м. Отовсюду была видна, служила маяком. 9. Эрехтейон (421-415, 409-406). Посвящен Эрехтею (ввел в Афинах культ Афины) и Посейдону, но при этом является основным святилищем Афины. Последняя постройка классического периода на Акрополе. Ионический стиль. Несимметричный план, 3 разноуровневых портика: Афины Полиады, Эрехтея и Кариатид (о Кариатидах - Витрувий). Источник Посейдона и Олива во дворике. Внутри также светильник Афины (Каллимах). 10. Парфенон (Иктин и Калликрат, 447-438). 70х31 м, 8х2+1. Дорический облегченный ордер. На метопах архитрава (сохр. 41 из 92) – сцены амазоно-, кентавро- и атлантомахии + сцены из троянской войны. На фризе – панафинейская процессия из 400 фигур, на востоке встречающаяся с богами. В древности храм был раскрашен и позолочен. В опистодоме с 454 – казна архэ. В целле храма – Афина Парфенос (Фидий, 447-438). Высота – 12 м. 11. Реставрация Акрополя началась в 1834, а в активную стадию вошла незадолго до WWII.
1. Эсхил (525-456). Отец трагедии. Жил в период г-п войн. Сам воевал при Марафоне, Платеях, Саламине. Автор ок. 90 трагедий, сохранилось 7. Наиболее известные: «Персы» (472), «Прикованный Прометей» (470), «Орестея» (458; «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»). Прославление полиса, героев, готовых на агон с богами, бесстаршия греков в г-п войнах. 2. Софокл (496-406). Автор ок. 120 трагедий, сохранилось 7. Основные: «Царь Эдип» (429-425) и «Антигона» (442). Вопрос о месте чела в этом мире. Эдип – игрушка в руках богов, повержен, но не раздавлен (агон). Человек – мера всез вещей, он могущественен. 3. Эврипид (480-406). Автор 92 пьес, сохранилось 18. Медея (431). Медея обуреваема страстями, и к чему приведет эта борьба страстей – это зависит не от нее. 4. Греческий театр и его значение. Театр вырос из религиозных действ. Потом религиозный аспект отошел на зданий план. Первоначально – хор и 1 актер, затем – еще 2 актера. Реквизит (котурны, маски, подкладки, машины), части театра (театрон, орхестра, скена, проскениум). Размеры – неск. десятков тыс. мест. Тетр – любимое развлечение греков, его важность («театральные деньги» и их неприкосновенность).
1. Особенности «драмы». «Драма» буквально значит «действие». По Аристотелю, «воспроизведение идёт не рассказом, а действием». К тому же обязателен хор, музыкальный аккомпанемент и мимические танцы. 2. Происхождение драмы. Из лирической поэзии, где были элементы диалога. Там где пели поочерёдно (свадебные песни). Такие черты есть и в «Илиаде». Представления давались на Дионисиях (в марте, конце января, иногда на малых Дионисиях в декабре). Из дифирамб – хоровых песен в честь Диониса. Из особенностей его культа: вино - веселье – игры – песни – драма. Дионис «страдающий бог», поэтому это хороший материал, пища для «действия». Спутники Диониса – сатиры, они в виде козлов. Отсюда «трагедия» – «песнь козлов» («трагос» – козёл, «оде» – песнь»). От сюжетов про Диониса к сюжетам вообще. Хор сатиров заменялся хором людей. Три рода представлений: трагедия, комедия, сатировская драма (нечто среднее, быстро умерло, как самостоятельный жанр). Самое общее – движение к абстракции, изменение роли хора: у Эсхила – главный герой, у Софокла – вспомогательный, у Еврипида – уже просто музыка, без роли в сюжете. Язык хотя и становится проще, но далёк от разговорного: много патетики, архаизмы и ионизмы. 3. Первые трагики. Структура драмы. Первым называют Феспида. От его трагедий осталось только 4 отрывка. Он сам играл в них все роли. Более известен Фриних, автор знаменитого «Падения Милета» (милетское восстание против персов). На премьере зрители плакали. Брали за основу современность (греко-персидские войны). Эсхил добавил второго актёра, Софокл третьего. На этом развитие остановилось. Играют, естественно, только мужики. Составные части: А) начальная часть до вступления хора – пролог Б) песнь хора, идущего в орхестру – парод В) диалогические части – эписодии Г) хоровые партии, их разделяющие – стасимы Д) после последнего стасима, хор удаляется из орхестры – эксод. 4. Организация представлений. Основные трагедии ставились в марте на Великих Дионисиях. Начиная с 508 года, всё проходило в агоне. Соревновались 3 трагедии, 3 автора, 3 первых актёра. Отчёты о победителях – дидаскалии (первый их свод составил Аристотель, но он не сохранился). 5. Устройство театра. Актёры и публика. 3 части: орхестра (круглая площадка с жертвенником в середине, там – хор), «театр» (зрительские места) и скена (туда складывали весь реквизит). Особенное устройство – отличная акустика (вспомни Эпидавр и Вадима). Всякие смешные приспособления, самое известное от Эсхила deus ex machina. Играли в масках. Они показывали изменение состояния. Например, ослеплённый Эдип в «Царе Эдипе». Театральные представления как религиозные действа должны были быть доступны всем. Но со временем расходы привели к появлению платы в 2 обола. Беднякам раздавали театральные деньги.
По личностям: Эсхил. Самое важное (что мы читали) «Прометей прикованный», трилогия «Орестея» («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»). Первое – героический подвиг Прометея – богоборца, который стойко переносит страдания и отказывается от примирения с тираном Зевсом, пророчествует над Ио и вообще ведёт себя как стойкий перец. Хор ему сочувствует. Трилогия – выросла из мифа о Троянской войне. Агамемнон вынужден был принести в жертву дочь Ифигению ради попутного ветра и победы. Вернулся с победой и Кассандрой к Клитемнестре. Та с помощью Эгисфа решила его убить. Вторая часть – месть Ореста за отца – им убиты мать и Эгисф. Сам Эсхил – титан театра, марафонский боец, верит в судьбу и в силу личности. Много идей о политике, но в книжке они все от Энгельса, так что обойдёмся. Софокл. Мы читали «Антигону» и «Царя Эдипа». В «Антигоне» столкновение человеческих законов с божественными, Антигона решает похоронить убитого брата, нападавшего на родной город. А Креонт замуровывает её в склепе. От горя умирает её жених, сын Креонта Гемон. Ну а «Царь Эдип» - классика. Миф не перескажу, не просите, сами должны знать. Тема неизбежности судьбы, возможность отчасти ей противостоять, но в итоге получить, что предначертано. Стало классикой и благодаря экранизации Пазолини. Еврипид. Зе бест трагик. Мы читали «Медею» и «Ипполита». Первое – миф об аргонавтах, ярость Медеи по поводу того, что Ясон, добыв руно, решил потом её бросить. Её страшная месть: убийство его будущей жены и их совместных с Ясоном детей. Опять-таки Пазолини такое кино снял. «Ипполит» – просто круто. Он – сын Тесея, никого не любит, разгневанная Афродита влюбляет в него Федру – его мачеху. Та мучится, её служанка открывается Ипполиту, тот возмущён и поносит Федру (вот его вина!). Федра кончает жизнь самоубийством. В записке обвиняет Ипполита в бесчестье. Прибывший Тесей проклинает Ипполита и тот погибает. Узнав правду, он переживает и ноет, аки слабая женщина. Это произведение положено в основу «Федры» Сенеки и «Федры» Расина. Новаторство Еврипида – уменьшение роли хора до минимума, уже есть театральная завязка, интрига, раскрыт внутренний мир героев в их монологах, есть страсти, герои объёмны, переживают, переосмысливают свою жизнь. Боги здесь уже не действующие лица, а просто оправдание тех или иных судьбоносных моментов (любовь Федры, for instance). Показана настоящая любовь. Особо – его религиозные взгляды, в них больше абстрактного, близок к Анаксагору. Его мысли у Ипполита («разум – бог», «солнце – только золотая глыба» etc.). Высшая точка развития трагедии. Забавное. Их связывает: Эсхил воевал при Марафоне, Софокл воспевал победу при нём, Еврипид родился в день битвы.
Условия для развития науки. Мягкий климат не даст помереть от голода\холода => у народа появляются свободное время и возможность изобрести философию, водоподъемный винт и пр. Кроме того, греки попросту очень любопытны. Наука и философия. Рождение науки в недрах натурофилософии. Наука пока слабо отделена от философии. Также пока нет дифференциации научного знания. Основы научного знания заложили Пифагорейцы. Числа как выражения всех вещей. Напр., нечетные числа – это все худшее, негативное, четные – наоборот. Медицина. Астрономия. Прогрессу в науке способствовала атомистическая теория Левкиппа-Демокрита: материальная основа всех явлений, единая, бесконечная и вечная материя. Софисты признавали примат чувственного восприятия над рациональным => знание субъективно. С одной стороны, это почти агностицизм. С другой стороны, известная беспринципность софистов, готовность признать самые удивительные выводы – это залог научной беспристрастности. Эллинизм. Восточный поход Александра важен, т.к. вместе с войском отправился целый штат разных «ученых». С созданием державы Александра 323 бурный рост научного знания в связи с расширением микрокосма. Преемственность по отношению к древневосточным цивилизациям. Особенно в сфере астрономии и математики. Теорема Пифагора. Формула предсказания затмений. Медицина. Изобретена Аполлоном и Асклепием. Сыновья последнего – Махаон и Подалирий в «Илиаде» мастерски бинтуют и делают примочки героям. Систематическое знание по медицине появляется позже. Как раз на рубеже Ѵ-IѴ вв. на о. Кос возникла медицинская школа Гиппократа. Патологоанатомия считается нечестивым занятием, поэтому анатомия изучается по жертвенным животным и изувеченнымна войне людям. Теория равновесия 4-х соков. В целом большое влияние культа – отсюда традиция омовения и понятие о гигиене. Астрономия. Метон Афинский: лунно-солнечный календарь. Эйнопид Хиосский. Эвдокс Книдский: теория гомоцентрических тел. Аристарх Самосски: гелиоцентрическая система мира. Грекам не понравилась, т.к. им было приятно считать, что Земля – центр вселенной. Вершина греческой астрономии – Птолемей – еще впереди. История. Пока еще слабо отделена от этнологии и географии. А главное – от художественной прозы. Эпос vs. логос. Триада Геродот-Фукидид-Ксенофонт. Постоянное стремление к объективности. Опять же все еще сильное влияние религии. Но события уже объясняются рациональными причинами наравне с мифологическими.
Эллинистическая культура: основные центры, литература, архитектура, скульптура, естествознание.
Расширение микрокосма. В рамках полисной культуры человек жил прежде всего в своем полисе. Теперь он живет в империи, частью которой является его полис. Космополитизм. Перемещение больших масс народа на огромные по тем временам расстояния в ходе военных походов. Отсюда девальвация гражданства. Индивидуализм вместо коллективизма. Синкретизм. Создание единой культуры на всем пространстве державы. В основе – эллинская культура (койнэ – общий язык на основе греческого). Синтез греческой полисной и персидской деспотической культур. Религия. Роль ее повышается. Греческие боги получают древневосточные черты. В связи с расширением микрокосма человек чувствует себя одиноким, исключенным из общины. Особенно это относится к покоренным народам (например, Иудея, включенная в состав державы Селевкидов). Отсюда – возвышение индивидуальных этических религий прощения, особенно на востоке (например, в Иудее). Культы Кибелы и Исиды. Новые синкретические божества (Серапис). Мистицизм. Мессианство. Индивидуализм. Частое обожествление монарха. Обожествление добродетелей. Культура в узком смысле слова. Каждый эллинистический правитель стремится собрать при своем дворе как можно больше культурных ценностей, ученых и др. Афины, Пергам Сиракузы, Александрия – такие культурные центры (Александрийский мусейон). Стали больше писать, т.е. увеличилось число дошедших до нас авторов => стали больше читать. Театр. В театре – стремление к реализму (актеров больше, костюмы у них ближе к повседневной одежде, убрали хор). Есть трагедия (Ликофрон), но по-настоящему популярна комедия нравов (Менандр). Литература. Новая поэзия (Каллимах, Арат, Никандр) – александрийского стиля, ученая поэзия. Предполагается большая эрудированность автора (ср. напр. «Поэму о ядах и противоядиях» Никандра). Содержание приносится в жертву форме. Эпиграммы (Леонид Тарентский). Идиллии (Феокрит). Социальные романы-утопии (Эвгемер). «История» Иеронима из Кардии. «Всеобщая история» Полибия. Архитектура. Масштабность и помпезность. Пальцовость и крутизна часто подавляют чувство гармонии. Регулярный город (Гипподам). Основной тип храма – диптер. Разрабатывается архитектура частного жилища. Фаросский маяк (Сострат из Книда, 280) = ГЗ МГУ. Скульптура. Пергамская (последователи Скопаса; психологизм и стремительность движений; Галл, убивающий себя и свою семью, Пергамский алтарь) и Родосская (последователи Лисиппа; Голые мужики, но не классические – спокойные и прекрасные, а надменно-властные, сатрапы всякие; Эллинистический правитель, Лаокоон и его сыновья, Колосс Родосский) школы – основные. Огромное количество. Каждый пацан-не-промах хочет, чтобы было круче, чем у соседа => массовость производства => снижение качества. Реализм вплоть до натурализма, индивидуализма и нудизма. В то же время сохранены классические тенденции. Ника Самофракийская. Афродиты Милосская и Киренская. Мелкая пластика. Наука. Прежде всего практическая. Отделение от философии. Дифференциация научных дисциплин. Математика делает сильный рывок (Эвклид из Александрии, Архимед из Сиракуз, Аполлоний из Перги). Астрономия (Аристарх Самосский – гелиоцентрическая система мира, Эратосфен Киренский – померил экватор, Гиппарх – геоцентрическая система мира; именно он сбил с толку всю астрономию вплоть до Коперника). Ботаника (Феофраст). Медицина. Философия. 1. Последователи Платона (академики – древние Ксенократ, Полемон, Кратет и новые Аркесилай и Карнеад) и Аристотеля (перипатетики – Феофраст, Стратон) постепенно сдают позиции и становятся клубом для избранных. Новые философские группы – киники, стоики, эпикурейцы. 2. Стоики (Зенон, Клеант, Хрисипп). Название течения от «стоя пойкиле» - некоего цветного портика, с которого вещал Зенон. Суть: весь окружающий мир – телесная, инертная, пассивная субстанция, которая приобретает определенные формы и качества только будучи пронизана творческой силой. Эта творческая сила – праобраз Б_га-Творца. Уже есть эсхатологические идеи. Цикличность мира. Идеи космополитизма. Отрицание рабства. 3. Эпикурейцы (Эпикур). Боги есть, но они никак не влияют на состоящий из атомов мир. Человек – творец своего счастья. Счастье в том, чтобы прожить жисть незаметно, умеренно, отстраненно от мира, в кругу семьи (и это палка стоикам). 4. Киники (Антисфен, Диоген). Более демократичная, чем две предыдущие, система. Богатство – оковы для человека. Жить сообразно природе, питаться подножным кормом, не делать лишних телодвижений. К старости сама собою облысеет голова.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.157.9 (0.017 с.) |